РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Том 19 • Номер 7 • июль 2018 ISSN 1994-6937
>
издательство
Креативная экономика
Russian Journal of Entrepreneurship
Актуальные проблемы применения антидемпинговых мер в мировой практике
Дробот Е.В.1, Веремеева А.А. 1
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Выборгский филиал), Выборг, Россия
АННОТАЦИЯ:_
В статье представлен сравнительный анализ тенденций использования антидемпинговых мер в странах ВТО и в ЕАЭС. На основе проведенного анализа выявлены положительные и отрицательные последствия (проблемы) применения антидемпинговых мер в мировой практике и предложены возможные пути их решения. Статья будет интересна специалистам в области внешнеэкономической деятельности, а также всем интересующимся проблемам международных экономических отношений.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: антидемпинг, антидемпинговая пошлина, антидемпинговое расследование, Евразийский экономический союз.
Actual problems of application of anti-dumping measures in the world practice
Drobot E.V. 1, Veremeeva A.A. 1
1 The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (The Presidential Academy, RANEPA) (Vyborg Branch), Russia
введение
После того, как Россия вступила во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО), значительно выросло количество мер нетарифного регулирования, которые, в свою очередь, подразумевают введение специальных пошлин, целью которых является защита национальных товаров от искусственного занижения их стоимости и захвата рынка.
К специальным пошлинам относятся: антидемпинговая пошлина, компенсационная пошлина, специальная защитная пошлина.
Легальным противодействием демпинговым внешнеторговым поставкам являются принимаемые в установленном порядке антидемпинговые меры, одной из разновидностей которых и является антидемпинговая пошлина.
Антидемпинговые защитные меры включают в себя: предварительные антидемпинговые пошлины; антидемпинговые пошлины; ценовые обязательства, принятые экспортером.
Вопросам применения антидемпинговых пошлин посвя-
щены работы таких российских экспертов, как Баева М.А. [1] (Baeva M.A., 2016), Белова Е.А. [2] (Belova E.A., 2016), Витюк В.В. [3] (Vityuk V.V., Fedorenko K.P., 2017), Воронина А.К., Улида В.В., Маркарьян Ю.А. [4] (Voronina A.K., Ulida V.V., Markaryan Yu.A., 2017), Коваль А.Г., Трофименко О.Ю. [5] (Koval A.G., Trofimenko O.Yu., 2014), Константинова А.А. [6] (Aktanaeva A.K., 2016), Цацулин А.Н. [7] (Tsatsulin A.N., 2014).
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью применения антидемпинговых пошлин в странах Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), так как демпинг приносит вред экономике страны-импортера. Если товар ввозится из-за рубежа по цене ниже, чем он производится и продается на внутреннем рынке экспортирующей страны, то это негативно сказывается на отечественном производителе. Поэтому государство стремится не допускать демпинга, защищая свою экономику введением антидемпинговых пошлин.
Целью нашего исследования является исследование практики применения антидемпинговых пошлин и разработка предложений по ее совершенствованию.
теоретические основы механизма применения антидемпинговых пошлин
В настоящее время наиболее часто используемыми нетарифными мерами являются антидемпинговые и, соответственно, наиболее часто используется антидемпинговая пошлина.
Антидемпинговая пошлина - это дополнительная пошлина, взимаемая с импортируемых товаров, в отношении которых установлено, что они продаются на экспорт по цене ниже нормальной цены на внутреннем рынке страны экспортера и причиняют материальный ущерб национальному производству в стране импорта.
ABSTRACT:_
The article presents a comparative analysis of trends in the use of anti-dumping measures in the WTO and the EAEU countries. On the basis of the conducted analysis positive and negative consequences (problems) of application of anti-dumping measures in the world practice are revealed and possible ways of their decision are offered. The article will be of interest to specialists in the field of foreign economic activity, as well as to all those interested in the problems of international economic relations.
KEYWORDS: anti-dumping, anti-dumping duty, anti-dumping investigation, Eurasian Economic Union.
JEL classification: F13, F14, F15 Received: 30.05.2018 / published: 31.07.2018
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Drobot E.V. ([email protected])
CITATION:_
Drobot E.V., Veremeeva A.A. (2018) Aktualnye problemy primeneniya antidempingovyh mer v mirovoy praktike [Actual problems of application of anti-dumping measures in the world practice]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 19. (7). - 1939-1962. doi: 10.18334/rp.19.7.39165
Рисунок 1. Основные критерии для ответа на во про с: «Является ли цена товара предлагаемого на
экспорт демпинговой или нет?» Источник: составлено авторами.
Антидемпи нговые пошлины устанавливаются в дополнение к обычным таможенным пошлинам и отличаются иногда штрафным характером, хотя в принципе должны быть компенсационными,™ есть соответствовать раянице между нормальн ой и демпинговой ценами.
Генеральное соглашение по тарифам и торговле (далее - ГАТТ) конкретизирует определение демпинга, определяя его как продажу по цене ниже сравниваемой цены на аналог теварев при обычном течении торяовли, когда товар предназначался для потребления в экспортной ятране или отсутствии такой внутренней цены ниже либо:
1) наивысшей цены на аналогичный товар дтя экспорта и какую-либо третью страну при обычном течении торговли;
2) стоимости производства в стране происхождения с добавлением в умеренных размерах расходов по продаже и прибыли.
Международная практика использует три основных критерия для ответа на вопрос: «Является ли цена товара предлагаемого на экспорт демпинговой или нет?» (рис. 1).
Одним из основных условий, обеспечивающих демпинг, является доминирующее или монопольное положение компании-экспортера на национальном рынке.
ОБ АВТОРАХ:_
Дробот Елена Валерьевна, доцент кафедры таможенного дела и внешнеэкономической деятельности, кандидат экономических наук, доцент (e1enadrobot0mai1.ru) Веремеева Анастасия Александровна, студент ([email protected])
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Дробот Е.В., Веремеева А.А. Актуальные проблемы применения антидемпинговых мер в мировой практике // Российское предпринимательство. - 2018. - Том 19. - № 7. - С. 1939-1962. doi: 10.18334/ф.19.7.39165
Непосредственными целями демпинга могут быть увеличение продаж или доли на рынке, установление контроля над рынком или устранение конкурентов, освобождение от излишних запасов товара.
Демпинг может преследовать также и политические цели. Экономически мощная держава, осуществляя демпинг в торговле с менее развитыми странами, стремится подавить конкуренцию национальных производителей в этих странах и постепенно установить над ними экономический контроль.
Потери от реализации товаров по заведомо заниженным, демпинговым ценам могут перекрываться различными способами (рис. 2)
Экономисты различают следующие типы демпинга:
1. Устойчивый демпинг. Объясняется объективными различиями между рынками, прежде всего эластичностью спроса. Эластичность спроса на любой товар на мировом рынке существенно выше, чем на национальных рынках. Это обусловлено тем, что на мировой рынок имеют доступ множество заменителей товара, а также и тем, что на нем более высокий уровень конкуренции, чем на национальных рынках. Производители используют этот фактор, стремясь максимизировать свою прибыть.
2. Преднамеренный (хищнический) демпинг - это несправедливый метод конкуренции, целью которого является установление своей монопольной власти на рынке с последующим значительным ростом цен, который компенсирует все затраты и обеспечивает максимизацию прибыли в долгосрочном периоде.
3. Случайный (спорадический) демпинг. Связан, как правило, со сбытом случайно возникшего излишка продукции в результате непредвиденных изменений конъюнктуры рынка, а также ошибок планирования.
Однако вне зависимости от формы проявления демпинг нарушает основополагающий принцип развития международной торговли - справедливой конкуренции товаропроизводителей, которая дает преимущества наиболее эффективным из них. Именно поэтому демпинг запрещен национальными законодательствами подавляющего большинства участников международной торговли.
Временная антидемпинговая пошлина - это вид антидемпинговой пошлины. Она вводится Правительством РФ в исключительных случаях на основании предвари-
1. Реализацией по завышенным ценам других товаров, не встречающих острой конкуренции
2. Продажей аналогичного товара по высоким ценам после того, как конкурент будет вытеснен с рынка
3. Получением дотаций от государства, стимулирующего таким образом экспорт
Рисунок 2. Способы перекрытия потери от реализации товаров по демпинговым ценам Источник: составлено авторами.
тельного заключения федерального органа исполнительной власти, ответственного за проведение расследований, на срок до четырех месяцев (срок может быть продлен до шести месяцев).
Ставка временной антидемпинговой пошлины не должна превышать размер подсчитанной демпинговой маржи. Вводится она не ранее чем через 60 дней после начала антидемпингового расследования, если информация, полученная до его окончания, свидетельствует:
а) о наличии демпингового импорта товара и существенного ущерба отрасли российской экономики, причиненного демпинговым импортом товара;
б) о том, что задержка с введением антидемпинговой пошлины может причинить непоправимый существенный ущерб отрасли российской экономики.
Предварительная антидемпинговая пошлина - это вид антидемпинговой меры, которая выражается во взимании таможенными органами сумм платежа, поступае-мого на депозитный счет федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, и нахождении данных сумм на депозите до получения результатов расследования фактов антидемпингового импорта и обусловленного этим ущерба отрасли российской экономики.
Демпинговая маржа - это отношение нормальной стоимости товара за вычетом экспортной цены такого товара к его экспортной цене. Демпинговая маржа определяется на основе сопоставления нормальной стоимости товара, являющегося предметом антидемпингового расследования, в государстве экспортера и экспортной цены указанного товара1.
Нормальная цена - это цена, устанавливающаяся в результате долговременного процесса роста эластичности предложения [8].
Демпинговая цена - экспортная цена, которая ниже, чем на внутреннем рынке (на 20% и более) или ниже мировой цены (на 8%) и более.
Антидемпинговая мера может быть применена к товару, являющемуся предметом демпингового импорта, в случае, если по результатам расследования, проведенного уполномоченным органом, установлено, что импорт такого товара на территорию России причиняет материальный ущерб отрасли российской экономики, создает угрозу причинения материального ущерба отрасли российской экономики или существенно замедляет создание отрасли российской экономики.
Установление демпингового импорта:
1. Товар является предметом демпингового импорта, если экспортная цена данного товара ниже сопоставимой цены аналогичного товара, складывающейся при обычном ходе торговли таким аналогичным товаром на рынке иностранного государства, из которого экспортируется данный товар.
1 О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц: федеральный закон от 18.07.2011 № 223-Ф3 (ред. от 07.06.2017) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 28.03.2018 г.)
2. В случае отсутствия сделок купли-продажи аналогичного товара при обычном ходе торговли на рынке иностранного государства, из которого экспортируется товар, являющийся предметом демпингового импорта, либо в случае, если в силу низкого объема продажи аналогичного товара при обычном ходе торговли или в силу особой ситуации на рынке иностранного государства, из которого экспортируется товар, являющийся предметом демпингового импорта, невозможно провести надлежащее сопоставление экспортной цены данного товара с ценой аналогичного товара, экспортная цена данного товара сопоставляется или со сравнимой ценой аналогичного товара, экспортируемого из указанного иностранного государства в третью страну, при условии, что цена аналогичного товара является репрезентативной, или с издержками производства данного товара в стране его происхождения с учетом необходимых административных, торговых и общих издержек, а также прибыли.
3. В случае демпингового импорта из страны, в которой цены на рынке регулируются непосредственно государством или существует государственная монополия внешней торговли, нормальная стоимость товара может определяться на основе цены или рассчитанной стоимости аналогичного товара в подходящей третьей стране либо цены аналогичного товара при его поставках из такой третьей страны в другие страны, в том числе в РФ. В случае если определение нормальной стоимости товара в соответствии с положениями настоящей части не представляется возможным, нормальная стоимость товара может определяться на основе цены, уплаченной или подлежащей уплате за аналогичный товар в РФ и скорректированной с учетом прибыли.
4. Определение нормальной стоимости товара, являющегося предметом демпингового импорта, осуществляется органом, проводящим расследования, на основе имеющейся в его распоряжении информации.
5. При отсутствии данных об экспортной цене товара, являющегося предметом демпингового импорта, либо возникновении у органа, проводящего расследования, сомнений в достоверности сведений об экспортной цене данного товара вследствие того, что экспортер и импортер данного товара связаны между собой, либо наличии ограничительной деловой практики в форме сговора в отношении экспортной цены данного товара его экспортная цена может быть рассчитана на основе цены, по которой импортированный товар впервые перепродается независимому покупателю, или иным методом, который может быть определен органом, проводящим расследования.
6. Сопоставление экспортной цены товара с его нормальной стоимостью осуществляется на одной и той же стадии торговой операции и в отношении случаев продажи товара, имевших место по возможности в одно и то же время.
7. В случае если товар, являющийся предметом демпингового импорта, не импортируется непосредственно из страны его происхождения, а экспортируется на таможенную территорию ЕАЭС из третьей страны, экспортная цена такого товара сопоставляется со сравнимой ценой аналогичного товара в иностранном государстве, из которого экспортируется товар, являющийся предметом демпингового импорта.
В постсоветский период в отношении ряда товаров, таких как: сталь, уран, текстиль и изделия из него, мех соболя и другие, в большей степени в одностороннем порядке, Россия в достаточной степени испытала давление защитных мер. При этом основное количество антидемпинговых мер против РФ было направлено на товары, являющиеся продукцией обрабатывающей промышленности, что блокировало таким способом российский экспорт товаров высокой степени обработки и определяя Россию в международном разделении труда как страну с сырьевой специализацией.
Большое количество проведенных антидемпинговых процедур против российских товаров вызвало необходимость поиска новых интеграционных сообществ, ориентированных не только на страны Западной Европы. Одним из таких сообществ является БРИКС в составе Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР. Данное сообщество является объединением стран «восходящих», или «развивающихся» рынков, которое было основано в 2006 году. Сближению этих стран поспособствовало наличие общих целей, одна из которых - необходимость совершенствования экономической и социальной жизни стран и, соответственно, решение проблем в социально-экономической сфере; из них наиболее серьезными являются: высокая инфляция и слабо развитая инфраструктура. Также сближению посодействовали долгосрочные интересы, такие как: желание реформировать экономическую систему мира и усилить в ней долю развивающихся стран.
Уфимский саммит, состоявшийся в июле 2015 года, стал значимым событием во взаимодействии сообщества стран БРИКС, по итогам которого была принята Стратегия экономического партнерства БРИКС (далее - Стратегия). Данная Стратегия позволяла объединению этих стран задействовать потенциал взаимовыгодного партнерства и укрепить позиции в мировой экономике.
К основным целям Стратегии относятся:
1) расширение возможности доступа на рынки и укрепление связей между рынками;
2) способствование взаимной торговле и создание благоприятной среды для предпринимателей во всех странах БРИКС;
3) увеличение и разнообразие торгового сотрудничества в целях повышения доли товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью в торговле между странами БРИКС [3, с. 5-22].
На основе анализа внешней торговли между Россией и странами-членами БРИКС можно отметить, что наименее развиты торговые связи у России с ЮАР, причиной этому послужили события, связанные с присоединением Крыма к составу РФ, падением цен на нефть и введением в отношении России со стороны Запада финансовых и гуманитарных санкций, а также ответными мерами России - продовольственным эмбарго. Соответственно, наиболее развиты связи между Россией и Китаем, так как КНР является мировым лидером в торговых отношениях и является главным партнером и союзником России среди стран дальнего зарубежья - как в военно-политическом, так и в экономическом плане.
При определении органом, проводящим расследования, индивидуальной демпинговой маржи, антидемпинговая пошлина применяется индивидуально в отношении каждого известного иностранного экспортера или иностранного производителя товара, являющегося предметом демпингового импорта.
При определении органом, проводящим расследования, единой демпинговой маржи, антидемпинговая пошлина применяется на недискриминационной основе в отношении всех известных иностранных экспортеров или иностранных производителей товара, являющегося предметом демпингового импорта.
В случае если орган, проводящий расследования, использует ограничение, ставка антидемпинговой пошлины товара, являющегося предметом демпингового импорта, не должна превышать размер средневзвешенной демпинговой маржи, определенной в отношении выбранных иностранных экспортеров или иностранных производителей товара, являющегося предметом демпингового импорта.
На рисунке 3 изображена последовательность этапов антидемпингового расследования.
Этап I (Жалоба). Жалоба подается для того, чтобы инициировать антидемпинговое расследование. Компаниям, которые подают жалобу в соответствующий национальный орган, необходимо установить факт демпинга и ущерба междуними.
Этап II (Извещение). В ВТО приходит извещение о начале расследования, направленное компетентным органом. Для российских предприятий таким органом выступает Департамент защиты внутреннего рынка Евразийской экономической! комиссией.
Этап III (Вопросник). Компетентный орган в ходе расследования может запрашивать дополнительные сведения у национальных производителей. При установленном факте демпинга вопросник направляется экспортерам товаров. Содержание вопросника включает в сеОя ряд разделов, посвященных экономической деятельности иностранных предприятий.
Этап IV (Проверочный визит). Проверочный визит на предприятия для проверки предоставленных данных происходит только после ответа экспортеров на вопросник. Но в большинстве случаев многие зарубежные компании не отвечают на вопрооник, так как расследование предполагает конфиденциальность информации, и во избежа-
Жклобк
Извещение
Вояросойк
Проверочный вйзйе
Окоочкеельоые йеогй
Промежуточные йеогй
Публичные слу-шкойя
Рисунок 3. Этапы антиоемпингового росследования Источник: составлено авторами.
ние визитов из страны-импортера они предпочитают не раскрывать коммерческую информацию и особенности производства.
Этап V (Публичные слушания). После того, как был совершен проверочный визит, для всех заинтересованных сторон органом расследования проводятся публичные слушания.
Этап VI (Промежуточные итоги). Промежуточные итоги подготавливаются и направляются всем участникам расследования, после этого у них еще есть возможность отправить комментарии в адрес компетентного органа.
Этап VII (Окончательные итоги). В случае если доказан факт демпинга и ущерба от него, органом расследования принимается решение о введении антидемпинговой пошлины, которая взимается в дополнение к обычной импортной пошлине. Окончательные итоги расследования публикуются в свободном доступе без раскрытия конфиденциальной информации и особенностей предприятий [5, с. 158-166] (KovalA.G., Trofimenko O.Yu., 2014, Р. 158-166).
В случае если в отношении иностранных экспортеров или производителей товара, являющегося предметом демпингового импорта, не была определена индивидуальная демпинговая маржа, но представивших необходимые сведения в установленный для их представления в ходе расследования срок иностранных экспортеров или иностранных производителей товара, являющегося предметом демпингового импорта, антидемпинговая пошлина применяется по ставке, определяемой путем сравнения наибольшей из перечня ставок, установленных для иностранных экспортеров и иностранных производителей такого товара.
Срок действия пошлины определяется на основании необходимости покрыть ущерб экономики страны, но он не может превышать 5 лет. После того, как срок действия пошлины составил один год, экспортер имеет право подать заявку на повторное расследование и пересмотр дела.
Анализ воздействия демпингового импорта включает изучение следующих критериев:
• цена товара, являющегося предметом демпингового импорта,
• изменение цен на аналогичный товар на рынке РФ,
• препятствие росту цен на аналогичные товары на рынке РФ в результате демпингового импорта.
Анализ воздействия демпингового импорта на отрасль экономики требует рассмотрения следующих факторов:
• степень восстановления отрасли экономики,
• факторы, влияющие на образование цен на товары,
• сокращение производства, объема выпуска и реализации товара, уменьшение его доли на рынке, сокращение производственных мощностей, производительности труда, доходов от инвестиций,
• размер демпинговой маржи,
• воздействие на движение денежных потоков, уровень занятости, заработную плату и пр.
Если до завершения расследования получена информация, которая свидетельствует о демпинге, закон разрешает применение предварительной антидемпинговой пошлины. Решение об этом не может быть принято раньше, чем через 60 дней после начала расследования, ставка предварительной антидемпинговой пошлины не должна превышать размер демпинговой маржи (предварительно подсчитанной). Срок применения предварительной антидемпинговой пошлины ограничен - 4, 6 или 9 месяцев.
Антидемпинговый кодекс ГАТТ разрешает рассматривать отечественный рынок как совокупность региональных рынков, что важно для интеграционных объединений, как правило, расследование предполагаемого демпинга в импортируемой стране начинается по просьбе, представленной в письменном виде от пострадавшей отечественной отрасли промышленности или группы предпринимателей, представляющей отрасль. Такое заявление должно содержать достаточные доказательства:
а) факта демпинга;
б) материального ущерба или причиненного;
в) связи между поступающими по демпинговым ценам товарами и материальным ущербом, указанным в заявлении.
Если компетентные органы приходят к заключению об открытии антидемпингового расследования, то сообщение о нем должно быть опубликовано в печати, и должны быть уведомлены экспортеры и импортеры товаров, которые являются предметом расследования. Многие обвинения в демпинге не подтверждаются в ходе расследования, но обвинение в демпинге может создать трудности для будущих экспортно-импортных операций.
Обзор экономических показателей в области применения антидемпинговых мер в отношении отдельных категорий товаров в ЕЗАО
Для того чтобы защитить внутренний рынок, используются специальные антидемпинговые меры, которые применяются посредством введения антидемпинговой пошлины.
Антидемпинговые меры могут быть введены только после проведения расследования и для них не установлен общий срок действия.
Меры защиты внутреннего рынка, а именно, антидемпинговые меры, действующие в ЕАЭС на определенные виды товаров, представлены в таблице 1.
Из данных, приведенных в таблице 1, видно, что действующих антидемпинговых мер на различные группы товаров в ЕАЭС порядка двадцати. Большинство мер действует в отношении товаров из Китайской Народной Республике и Украины.
Для большей наглядности на рисунке 4 представлены данные, характеризующие антидемпинговые меры по отношению к различным странам (рис. 4).
Таблица 1
действующие меры в ЕАЭс
товар товарная позиция тн взд еаэс Страна-экспортер
Подшипники качения (за исключением игольчатых) 8482 Китайская Народная Республика (КНР)
Некоторые виды стальных труб 7304, 7305, 7306 Украина
Металлопрокат с полимерным покрытием 7210, 7212, 7225 КНР
Графитированные электроды 8545 Индия
Холоднодеформированные бесшовные 7304 КНР; Малайзия
трубы из нержавеющей стали
Легкие коммерческие автомобили 8704 Федеративная Республика Германия; Итальянская Республика; Турецкая Республика
Прокатные валки 8455 Украина
Лимонная кислота 2918 КНР
Кухонные и столовые приборы из кор- 8211, 8215 КНР
розионностойкой стали
Нефтегазопромысловые трубы 7304 КНР
Гусеничные бульдозеры 8429 КНР
Грузовые шины 4011 КНР
Стальные цельнокатаные колеса 8607 Украина
Нержавеющие трубы 7304 Украина
Прутки 7213, 7214, 7227, 7228 Украина
Ферросиликомарганец 7202 Украина
Стальные уголки 7216, 7228 Украина
Полиамидные технические нити 5402 Украина
Никельсодержащий плоский прокат из 7219, 7220 КНР; Тайвань; Гонконг; Макао;
коррозионностоико й стали Республика Корея; Бразилия; Южная Африка
Ванны чугунные эмалированные 7324 КНР
Источник: [10].
Рисунок 4. Действующие антидемпинговые меры в ЕАЭС Источник: составлено авторами по данным [10].
Таблица 2
Расследования по антидемпинговым мерам
Товар Страна-экспортер Статус Повторное
Литые колесные диски КНР Активно Нет
Холоднодеформированные бесшовные трубы из нержавеющей стали КНР; Малайзия Активно Да
Гусеничные бульдозеры КНР Активно Да
Графитированные электроды Индия Активно Да
Подшипники качения (за исключением игольчатых) КНР Активно Да
Холоднодеформированные бесшовные трубы из нержавеющей стали Малайзия; КНР Завершено Да
Металлопрокат с полимерным покрытием КНР Завершено Да
Стальные цельнокатаные колеса Украина Завершено Да
Гербициды Европейский союз Активно Нет
Некоторые виды стальных труб Украина Активно Да
Стальные уголки Украина Завершено Нет
Некоторые виды стальных труб Нержавеющие трубы Украина Украина Завершено Завершено Да Нет
Ферросиликомарганец Украина Завершено Нет
Стальные цельнокатаные колеса Украина Завершено Нет
Грузовые шины КНР Завершено Нет
Гусеничные бульдозеры КНР Завершено Нет
Металлопрокат с полимерным покрытием КНР; Тайвань; специальные административные районы Китая Гонконг и Макао Завершено Да
Нефтегазопромысловые трубы КНР Завершено Нет
Прокатные валки Украина Завершено Да
Лимонная кислота КНР Завершено Нет
Кухонные и столовые приборы из корро-зионностойкой стали КНР Завершено Нет
Прутки Украина Завершено Нет
Некоторые виды стальных труб Украина Завершено Да
Подшипники качения (за исключением игольчатых) КНР Завершено Да
Ванны чугунные эмалированные КНР Завершено Нет
Холоднодеформированные бесшовные трубы из нержавеющей стали КНР Завершено Нет
Легкие коммерческие автомобили Федеративная Республика Германия; Итальянская Республика; Турецкая Республика Завершено Нет
Окончание табл. 2
1 2 3 4
Графитированные электроды Индия Завершено Нет
Некоторые виды стальных труб Украина Завершено Нет
Никельсодержащий плоский прокат из коррозионностойкой стали КНР; Тайвань; Гонконг; Макао; Республика Корея; Бразилия; Южная Африка Завершено Нет
Полиамидные технические нити Украина Завершено Нет
Источник: [10].
Количество активных, завершенных, а также возобновленных антидемпинговых расследований можно увидеть в таблице 2.
Из данных, приведенных в таблице 2, видно, что завершенных расследований больше, чем активных. Большинство расследований проводилось в отношении КНР и Украины. Также было тринадцать повторных расследований.
На примере некоторых групп товаров рассмотрим размер ставок антидемпинговой пошлины для конкретных стран:
1) в отношении гусеничных бульдозеров из КНР (код ТН ВЭД 8429) применяются ставки антидемпинговой пошлины от 9,65% до 44,65% от таможенной стоимости1;
2) для холоднодеформированных бесшовных труб из нержавеющей стали из КНР (код ТН ВЭД 7304) применяется ставка антидемпинговой пошлины 19,15% от таможенной стоимости2;
3) для лимонной кислоты из КНР (код ТН ВЭД 2918) применяются ставки антидемпинговой пошлины от 4,2% до 16,97% от таможенной стоимости3;
4) в отношении кухонных и столовых приборов из коррозионностойкой стали из КНР (код ТН ВЭД 8211,8215) ставка антидемпинговой пошлины применяется от 15,41% до 27,16% от таможенной стоимости4;
1 О применении антидемпинговой меры в отношении гусеничных бульдозеров с неповоротным и поворотным отвалом мощностью до 250 л.с., происходящих из Китая и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза: решение Коллегии ЕЭК от 10.11.2015 № 148 [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org. (дата обращения 02.05.2018 г.)
2 Об антидемпинговой пошлине на холоднодеформированные бесшовные трубы из нержавеющей стали из Китая: Решение Коллегии ЕЭК от 09.04.2013 № 65 [Электронный ресурс]. URL: http:// www.eurasiancommission.org. (дата обращения 02.05.2018 г.)
3 О применении антидемпинговой меры посредством введения антидемпинговой пошлины в отношении лимонной кислоты, происходящей из Китая и ввозимой на таможенную территорию Евразийского экономического союза: решение Коллегии ЕЭК от 10.03.2015 № 15 [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org. (дата обращения 02.05.2018 г.)
4 О применении антидемпинговой меры посредством введения антидемпинговой пошлины в отношении уголков стальных горячекатаных, происходящих из Украины и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза: решение Коллегии ЕЭК от 03.10.2017 № 133 [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org. (дата обращения 02.05.2018 г.)
5) для стальных уголков из Украины (код ТН ВЭД 7216) размер ставки антидемпинговой пошлины составляет 37,89% от таможенной стоимости1;
6) в отношении ферросиликомарганца из Украины (код ТН ВЭД 7202) ставка антидемпинговой пошлины составляет 26,35% от таможенной стоимости2;
7) для цельнокатных колес из Украины (код ТН ВЭД 8607) размер ставки антидемпинговой пошлины 4,75% от таможенной стоимости3;
8) в отношении графитированных электродов из Индии (код ТН ВЭД 8545) ставка антидемпинговой пошлины варьируется от 16,04% до 32,83%4;
9) в отношении легких коммерческих автомобилей из Федеративной Республики Германия, Итальянской Республики и Турецкой Республики (код ТН ВЭД 8704) ставка антидемпинговой пошлины варьируется от 11,1% до 29,6%5;
10) в отношении металлопроката с полимерным покрытием из КНР (включая Тайвань и специальные административные районы Китая Гонконг и Макао), код ТН ВЭД 7210,7212,7225, ставка антидемпинговой пошлины варьируется от 6,98% до 22,6% от таможенной стоимости6.
Сравнительный анализ тенденций использования антидемпинговых мер в странах ВТО и ЕАЗС
Всемирная торговая организация является организацией, которая способствует либерализации международной торговли и регулирует торгово-политические отно-
1 Об антидемпинговой пошлине в отношении кухонных и столовых приборов из коррозион-ностойкой стали, происходящих из КНР: решение Коллегии ЕЭК от 19.05.2015 № 56 [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org. (дата обращения 02.05.2018 г.)
2 О применении антидемпинговой меры посредством введения антидемпинговой пошлины в отношении ферросиликомарганца, происходящего из Украины и ввозимого на таможенную территорию Евразийского экономического союза: решение Коллегии ЕЭК от 02.06.2016 № 58 [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org. (дата обращения 02.05.2018 г.)
3 О применении антидемпинговой меры посредством введения антидемпинговой пошлины в отношении стальных цельнокатаных колес, происходящих из Украины и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза: решение Коллегии ЕЭК от 22.12.2015 № 170 [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org. (дата обращения 02.05.2018 г.)
4 О применении антидемпинговой меры посредством введения антидемпинговой пошлины в отношении графитированных электродов, происходящих из Индии и ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза: решение Коллегии ЕЭК от 25.12.2012 № 288 [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org. (дата обращения 02.05.2018 г.)
5 О применении антидемпинговой меры посредством введения антидемпинговой пошлины в отношении легких коммерческих автомобилей, происходящих из Федеративной Республики Германия, Итальянской Республики и Турецкой Республики и ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза: решение Коллегии ЕЭК от 14.05.2013 № 113 [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org. (дата обращения 02.05.2018 г.)
6 О мерах по защите экономических интересов производителей металлопроката с полимерным покрытием в Таможенном союзе: решение Коллегии ЕЭК от 24.05.2012 № 49 [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org. (дата обращения 02.05.2018 г.)
шения государств-членов, следит за соблюдением членами организации всех подписанных соглашений.
Членами ВТО являются 164 страны, в том числе и Российская Федерация (с августа 2012 года). ВТО является гарантом недискриминационного применения антидемпинговых мер.
Рассмотрим применение антидемпинговых мер во внешней торговле в мире по сравнению с другими нетарифными ограничениями по состоянию на 30 июня 2017 года (табл. 3).
Из данных, приведенных в таблице 3, видно, что больше всего применяется санитарных и фитосанитарных мер, далее идут технические барьеры в торговле, на третьем месте антидемпинговые меры, на последнем месте - защитные меры. Следовательно, в торговой «обороне» наиболее часто используемые меры - это антидемпинговые меры.
На рисунке 5 представлена ситуация с инициированием антидемпинговых мер в мире период с 2015 года по 2017 год по состоянию на 31 декабря 2017 года (рис. 5).
На рисунке 5 видно, что наибольшее количество инициированных антидемпинговых мер пришлось на второй квартал 2017 года и на третий квартал 2016 года.
На основе полученных данных построим прогноз количества инициированных антидемпинговых мер на 2018 год (рис. 6).
Таблица 3
Количество принятых и действующих нетарифных мер по состоянию на 30 июня 2017 года
№ Мера Всего инициировано мер Всего действует мер
Технические
1. Санитарные-фитосанитарные 12680 3489
2. Технические барьеры в торговле 2010 2632
Торговая оборона
3. Антидемпинговые 360 1685
4. Компенсационные 36 149
5. Защитные 19 38
Сельскохозяйственная
6. Специальные гарантии 0 633
7. Тарифные квоты 0 1274
8. Экспортные субсидии 0 429
Другие
9. Количественные ограничения 0 1628
10. Государственные торговые предприятия 0 287
Источник: [11].
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
_11 квартал ..2 квартал 3 квартал _14 квартал
2015 год
2016 год
2017 год
Рисунок 5. Инициированные антидемпинговые меры с 2015 по 2017 гг. Источник: составлено авторами по данным [П].
600
6 = 63,7х + 132
R2 = 0,2943
♦ Количество мер -Линейная (Количество мер)
Рисунок 6. Прогноз количества инициированных антидемпинговых мер на 2018 год Источник: составлено авторами.
Ы1 квартал _2 квартал НЗ квартал В4 квартал
0
0
Рисунок 7. Действующие антидемпинговые меры с 2015 по 20 17 гг. Источник: [11].
50
0
0 2015 2016 2017 2018 2019
Рисунок 8. Прогноз количества действующих антидемпинговых мер на 2018 год Источник: составлено авторами.
Исходя из полученного графика, по линии тренда на 2018 год количество инициированных антидемпинговых мер будет составлять 496 мер. Линия тренда находится посередине и стремится вверх, прогноз является оптимистическим.
На рисунке 7 представлена ситуация с количеством действующих антидемпинговых мер в мире период с 2015 года по 2017 год по состоянию на 31 декабря 2017 года (рис. 7).
На рисунке 7 видно, что наибольшее количество действующих антидемпинговых мер пришлось на второй квартал 2017 года и на второй и четвертый квартал 2015 года.
На основе полученных данных построим прогноз количества действующих антидемпинговых мер на 2018 год (рис. 8).
Исходя из полученного графика, по линии тренда на 2018 год количество действующих антидемпинговых мер будет составлять 406 мер. Линия тренда находится посередине и стремится вверх, прогноз является оптимистическим.
Рассмотрим применение антидемпинговых мер во внешней торговле более подробно на примере нескольких стран - участниц ВТО. В качестве примера выбраны следующие страны: Европейский союз, Мексика, США, Бразилия (табл. 4)
Из данных, приведенных в таблице 4, на примере стран ВТО видно, что антидемпинг применяется чаще всего в США, а реже всего в Мексике. В основном антидемпинг применяется в отношении Китая, России, США, Бразилии, Индии и Мексики.
По данным Всемирной торговой организации, принятые и действующие нетарифные меры в России по состоянию на 31 декабря 2017 года включают санитарные и фитосанитарные меры, технические барьеры в торговле, антидемпинговые меры, количественные ограничения, тарифные квоты (табл. 5).
Таблица 4
Применение антидемпинговых мер в странах ВТО по состоянию на 31 декабря 2017 года
№ Страна Всего инициировано мер Всего действует мер
1 Европейский Союз 13 110
2 Мексика 6 65
3 США 47 308
4 Бразилия 13 162
Источник: [11].
Таблица 5
Количество инициированных и действующих нетарифных мер по состоянию на 31 декабря 2017 года
№ Мера Всего инициировано мер Всего действует мер
1. Санитарные-фитосанитарные 56 89
2. Технические барьеры в торговле 67 18
3. Антидемпинговые 2 18
4. Количественные ограничения 0 93
5. Тарифные квоты 0 4
Источник: [11].
Из данных, приведенных в таблице 5, видно, что больше всего применяется санитарных и фитосанитарных мер (инициировано: 56, действует: 89), на последнем месте - тарифные квоты (инициировано: 0, действует: 4).
ЕАЭС состоит из пяти стран: Россия, Казахстан, Белоруссия, Киргизия и Армения. Однако во всех странах ЕАЭС, кроме России, антидемпинг не применяется. В связи с этим рассмотрим применение антидемпинговых мер на примере одной из стран ЕАЭС - России.
На рисунке 9 видно, что за 2015 год было инициировано две антидемпинговые меры в первом квартале, за 2016 год была введена одна мера в третьем квартале, также как и в 2017 году, только в первом квартале.
На основе полученных данных построим прогноз количества инициированных антидемпинговых мер в России на 2018 год (рис. 10).
Исходя из полученного графика, по линии тренда на 2018 год в России количество инициированных антидемпинговых мер будет составлять 0,33 меры, соответственно, ни одной. Линия тренда находится посередине и стремится вниз, прогноз является не очень оптимистическим.
На рисунке 11 видно, что в 2015 году в России действовало 5 антидемпинговых мер, в 2016 году - 4 антидемпинговых меры, а в 2017 году не было действующих мер.
На основе полученных данных построим прогноз количества действующих антидемпинговых мер в России на 2018 год (рис. 12).
ЯШ1
2015 годе 201 6 год 2017 год
Рисунок 9. Инициированные антидемпинговые меры в России с 2015 по 22017 гг. по состоянию на
331 декабря 2017 года Источи со: составлено авторами по данным [11].
о
0 2015 2016 2017 2018 2019
Рисунок 10. Прогноз количества инициированных антидемпинговых мер в России на 2018 год
Источник: составлено авторами.
Рисунок 11. Действующие антидемпинговые меры в России с 2015 ио2017 гг. по состоянию на 31 декабря 2017 года Источник: составлено авторами по данным [11].
5 4 3
а.
ш £
2
т ш £ 1
о х
0 -1
♦ Количество мер -Линейная (Количество мер)
Рисунок 12. Прогноз количества действовавших антидемпинговых мер в России на 2018 год
Ист очник: составлено авторами.
Исходя из полученного графика, по лини и тренда на 2018 год в России количество действующих антидемпинговых мер будет составлять также как и в 2017 году ноль, так как на графике видно, что точка равна - 2. Линия тренда стремится вниз, прогноз является пессимистическим.
Направлениясоаершенствованиаприменения антидемпинговых пошлин в Российской Федерации и ЕАЭС
В последнее время вопросы применения антидемпинговых мер непрерывно оказываются в центре внимания политического руководства различных стран и международных организаций.
Рассмотрим сильные и слабые стороны антидемпинговых мер с помощью метода БШОТ-анализ, который наглядно позволяет оценить текущую ситуацию применения антидемпинга (табл. 6).
Итак, в антидемпинговых мерах существуют не только положительные стороны, но и проблемы, например, такие как:
1) в России антидемпинговые меры могут применяться только по отношению к товару, который облагается таможенными пошлинами. В итоге теряется действенность этого инструмента;
2) на данный момент отсутствуют четкие определения демпинга и критерии для расследования дел по установлению антидемпинговой меры, что негативно сказывается на развитии международной торговли;
3) наиболее вероятен ущерб от демпинга для сельскохозяйственной области, металлургии, химической, пищевой отрасли, машиностроение.
Таблица 6
SWOT-анализ практики применения антидемпинговых мер
S - сильные стороны W - слабые стороны
1. Действующие правила ВТО позволяют использовать антидемпинг практически во всех случаях, когда импорт является нежелательным. 2. Антидемпинг способствует поддержанию в стране политики открытой и свободной торговли и выступает в роли своеобразного «шлюза». 3. При успешном результате антидемпингового расследования гарантируется защита от иностранных конкурентов в течение 5 лет. 1. В России антидемпинговые меры могут применяться только по отношению к товару, который облагается таможенными пошлинами. В итоге теряется действенность инструмента. 2. На данный момент отсутствуют четкие определения демпинга и критерии для расследования дел по установлению антидемпинговой меры, что негативно сказывается на развитии международной торговли. 3. Участились случаи злоупотребления использованием антидемпинговых мер без достаточных к этому оснований, когда демпинга фактически нет.
0 - возможности Т - угрозы
1. Провести переговоры в рамках ВТО для пересмотра концепции применения антидемпинговых мер, чтобы прийти к компромиссным решениям, уточнить существующие формулировки, без изменения основных принципов применения данных мер, и найти пути решения слабых сторон. 2. Если будет применяться, разработанная методика двухуровнего теста Джоскоу-Клеворика (I уровень - проводится анализ рынка на предмет возможности его монополизации; II уровень - осуществляется сравнение цен с издержками производства), то процент расследований, завершающихся введением мер, упадет практически до нуля [9] (Neils G., 2015). 3. Ведение эмбарго на некоторые группы товаров будет способствовать уменьшению количества антидемпинговых расследований и тем самым позволит решать вопросы в области безопасности страны. 1. Демпинговые или субсидированные импортные товары под воздействием демпинга или компенсационных субсидий существенно замедляют различные отрасли промышленности. 2. Поступление импорта по ценам, которые будут оказывать значительное понижающее и подавляющее влияние на внутренние цены и, по всей видимости, приведут к повышению спроса на дополнительный импорт. 3. Подавление экономически более мощным государством конкуренции национальных производителей в менее развитых странах и постепенного установления над ними экономического контроля. 4. Местная промышленность не сможет повышать цены своих продаж, несмотря на растущие по разным причинам производственные издержки товара в стране антидемпингового расследования, тем самым местная промышленность потеряет возможность извлечения прибыли и снизится уровень занятости в промышленности и в сфере обслуживания, соответственно, упадут доходы потребителей и покупательский спрос.
Источник: составлено авторами.
Заключение
В современной практике регулирования внешней торговли нетарифные ограничения играют очень важную роль. Большинство стран мира активно применяют такие меры, следуя идее протекционизма. Изначальной целью применения антидемпинговых мер в международной торговле является противодействие недобросовестной конкуренции. Под демпингом понимают метод продажи на экспорт, когда товары
одной страны поступают на рынок другой страны по цене ниже нормальной стоимости товара на внутреннем рынке страны.
Для защиты от данной конкуренции национальных производителей применяются антидемпинговые пошлины - дополнительные пошлины, взимаемые с импортируемых товаров, в отношении которых установлено, что они продаются на экспорт по цене ниже нормальной цены на внутреннем рынке страны экспортера и причиняют материальный ущерб национальному производству в стране импортера. Эти пошлины устанавливаются в дополнение к обычным таможенным пошлинам и отличаются иногда штрафным характером, хотя в принципе должны быть компенсационными, то есть соответствовать разнице между нормальной и демпинговой ценами.
На примере стран ВТО видно, что антидемпинг применяется чаще всего в США, а реже всего в Мексике. В основном антидемпинг применяется в отношении Китая, России, США, Бразилии, Индии и Мексики.
Во всех странах ЕАЭС, кроме России, за рассматриваемый период антидемпинг не применялся.
Проведенное исследование показало, что в применении антидемпинговых мерах существуют не только положительные стороны, но и отрицательного последствия.
Предлагаются следующие пути решения данных проблем и пути развития положительных аспектов антидемпинговой практики:
1) следует провести переговоры в рамках ВТО для пересмотра концепции применения антидемпинговых мер, чтобы прийти к компромиссным решениям, уточнить существующие формулировки, без изменения основных принципов применения данных мер, и найти пути решения слабых сторон;
2) если будет применяться разработанная методика двухуровнего теста Джоскоу-Клеворика (I уровень - проводится анализ рынка на предмет возможности его монополизации; II уровень - осуществляется сравнение цен с издержками производства), то процент расследований, завершающихся введением мер, упадет практически до нуля;
3) введение эмбарго на некоторые группы товаров будет способствовать уменьшению количества антидемпинговых расследований и тем самым позволит решать вопросы в области безопасности страны.
ИСТОЧНИКИ:
1. Баева М.А. Применение мер защиты внутреннего рынка в интеграционных объеди-
нениях в отношении партнёров по объединению и в отношении третьих стран //
Российское предпринимательство. - 2016. - № 24. - с. 3549-3560. - 10.18334/
гр.17.24.37204.
2. Белова Е.А. Россия и торговые споры в ВТО: Антидемпинговые, компенсационные
и специальные защитные меры // Российский внешнеэкономический вестник. -
2016. - № 7. - с. 120-131.
3. Витюк В.В., Федоренко К.П. Антидемпинговые меры и практика их применения в
торгово-экономических отношениях Российской Федерации со странами - членами БРИКС // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. - 2017. - № 4(81).
- с. 5-22. - doi: 10.17238/issn1815-0683.2017.4.5 .
4. Воронина А.К., Улида В.В., Маркарьян Ю.А. Антидемпинговое регулирование миро-
вого рынка различных отраслей на современном этапе // Молодой исследователь
Дона. - 2017. - № 6(9). - с. 195-202.
5. Коваль А.Г., Трофименко О.Ю. Международные торговые споры в сфере примене-
ния мер защиты внутреннего рынка странами-членами ВТО: современные тенденции // Экономическая теория и хозяйственная практика: глобальные вызовы. СПб.,
2014. - с. 158-166.
6. Актанаева А.К. Анализ антидемпинговых мер во внешнеэкономической деятель-
ности Российской Федерации // Вестник университета. - 2016. - № 7(23). - с. 83-85.
7. Цацулин А.Н. Демпинговые расследования ЕС и ВТО - тоннель с двухсторонним
движением // Управленческое консультирование. - 2014. - № 8(68). - с. 68-80.
8. Энциклопедический словарь экономики и права. Академик. [Электронный ресурс].
URL: http://dic.academic.ru ( дата обращения: 29.03.2018 ).
9. Neils G. What is antidumping policy really about? // Journal of Economic Surveys. - 2015.
- № 12. - p. 467-492.
10. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. [Электронный ресурс].
URL: http://www.eurasiancommission.org ( дата обращения: 28.03.2018 ).
11. Официальный сайт Всемирной торговой организации. [Электронный ресурс].
URL: https://www.wto.org ( дата обращения: 25.03.2018 ).
REFERENCES:
Aktanaeva A.K. (2016). Analiz antidempingovyh mer vo vneshneekonomicheskoy deyatelnosti Rossiyskoy Federatsii [Analysis of the anti-dumping measures in foreign economic activities]. Vestnik Universiteta. (7(23)). 83-85. (in Russian).
Baeva M.A. (2016). Primenenie mer zaschity vnutrennego rynka v integratsionnyh obedineniyakh v otnoshenii partnyorov po obedineniyu i v otnoshenii tretikh stran [The use of domestic market protection measures in integration associations in relation to the association partners and to the Third Countries]. Russian Journal of Entrepreneurship. 17 (24). 3549-3560. (in Russian). doi: 10.18334/rp.17.24.37204.
Belova E.A. (2016). Rossiya i torgovye spory v VTO: Antidempingovye, kompensatsionnye i spetsialnye zaschitnye mery [Russia and trade disputes in the WTO: antidumping, countervailing and safeguard measures]. Russian Foreign Economic Bulletin. (7). 120-131. (in Russian).
Koval A.G., Trofimenko O.Yu. (2014). Mezhdunarodnye torgovye spory v sfere primeneniya mer zaschity vnutrennego rynka stranami-chlenami VTO: sovremennye tendentsii [International trade disputes in the sphere of application of measures to protect the domestic market by WTO member countries: current trends] Economic theory and economic practice: global challenges. 158-166. (in Russian).
Neils G. (2015). What is antidumping policy really about? Journal of Economic Surveys. (12). 467-492.
Tsatsulin A.N. (2014). Dempingovye rassledovaniya ES i VTO - tonnel s dvukhstoronnim dvizheniem [Dumping Investigations of The European Commission and World Trade Organization - the Tunnel with the Double-sided Movement]. Management consulting. (8(68)). 68-80. (in Russian).
Vityuk V.V., Fedorenko K.P. (2017). Antidempingovye mery i praktika ikh primeneniya v torgovo-ekonomicheskikh otnosheniyakh Rossiyskoy Federatsii so stranami - chlenami BRIKS [Anti-Dumping Measures and their Application in Commercial and Economic Relations between the Russian Federation and BRICS Countries]. Tamozhennaya politika Rossii na Dalnem Vostoke. (4(81)). 5-22. (in Russian). doi: 10.17238/issn1815-0683.2017.4.5 .
Voronina A.K., Ulida V.V., Markaryan Yu.A. (2017). Antidempingovoe regulirovanie mirovogo rynka razlichnyh otrasley na sovremennom etape [Anti-dumping regulation of the world market of various industries at the present stage]. Molodoy issledovatel Dona. (6(9)). 195-202. (in Russian).