Научная статья на тему 'Антидемпинговое регулирование мирового рынка различных отраслей на современном этапе'

Антидемпинговое регулирование мирового рынка различных отраслей на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2011
299
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМПИНГ / АНТИДЕМПИНГОВАЯ ПОЛИТИКА / ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / АНТИДЕМПИНГОВЫЕ ПОШЛИНЫ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / DUMPING / ANTI-DUMPING POLICY / WORLD TRADE ORGANIZATION / ANTI-DUMPING DUTIES / EUROPEAN UNION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воронина Анастасия Константиновна, Улида Виктория Владимировна, Маркарьян Юлия Артемовна

Рассматриваются теоретические основы антидемпингового регулирования. Освещается понятие демпинга, его цели, основная классификация демпинга по признакам, а также более детальная классификация по видам. Рассматривается понятие антидемпинговой политики, меры антидемпингового регулирования, главное место среди которых занимает антидемпинговая пошлина. Особое внимание уделено этапам разрешения демпинговых споров между странами. В качестве международного стандарта регулирования антидемпинговых споров исследуется Антидемпинговый кодекс ВТО. Также проводится анализ за период с 2011 по 2016 гг. по количеству антидемпинговых расследований и введенных антидемпинговых пошлин в мире. На примере взаимоотношений России и Европейского союза рассматривается функционирование механизма урегулирования споров в деятельности ВТО, а также использование демпинга в целях защиты национальных хозяйств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTIDUMPING REGULATION OF THE WORLD MARKET OF VARIOUS BRANCHES AT THE PRESENT STAGE

The article considers theoretical bases for antidumping regulation. It provides the notion of dumping, its objectives, the basic classification of dumping by features, as well as a more detailed classification by types. The concept of anti-dumping policy, anti-dumping regulation measures are considered, the main place among which is the anti-dumping duty. Particular attention is paid to the stages of resolving dumping disputes between countries. WTO Anti-Dumping Code is investigated as an international standard for anti-dumping disputes regulation. The analysis is also carried out for the period from 2011 to 2016 by the number of anti-dumping investigations and imposed anti-dumping duties in the world. The functioning of dispute settlement mechanism in WTO as well as the use of dumping in order to protect national economies are considered on the example of the relationship between Russia and the European Union.

Текст научной работы на тему «Антидемпинговое регулирование мирового рынка различных отраслей на современном этапе»

L4QQ/J

УДК 339.137.4

АНТИДЕМПИНГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МИРОВОГО РЫНКА РАЗЛИЧНЫХ ОТРАСЛЕЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

А. К. Воронина, В. В. Улида, Ю. А. Маркарьян

Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Российская Федерация

voronina1196@mail.ru ulidav@mail.ru j .markarjan@yandex.ru

Рассматриваются теоретические основы антидемпингового регулирования. Освещается понятие демпинга, его цели, основная классификация демпинга по признакам, а также более детальная классификация по видам. Рассматривается понятие

антидемпинговой политики, меры

антидемпингового регулирования, главное место среди которых занимает антидемпинговая пошлина. Особое внимание уделено этапам разрешения демпинговых споров между странами. В качестве международного стандарта регулирования антидемпинговых споров исследуется Антидемпинговый кодекс ВТО. Также проводится анализ за период с 2011 по 2016 гг. по количеству антидемпинговых расследований и введенных антидемпинговых пошлин в мире. На примере взаимоотношений России и Европейского союза рассматривается функционирование механизма

урегулирования споров в деятельности ВТО, а также использование демпинга в целях защиты национальных хозяйств. Ключевые слова: демпинг, антидемпинговая политика, Всемирная торговая организация, антидемпинговые пошлины, Европейский союз.

UDC -339.137.4 ANTIDUMPING REGULATION OF THE

WORLD MARKET OF VARIOUS BRANCHES AT THE PRESENT STAGE

A. K. Voronina, V. V. Ulida, Y. A. Markaryan

Don State Technical University Rostov-on-Don, Russian Federation,

voronina1196@mail.ru ulidav@mail.ru j .markarj an@yandex.ru

The article considers theoretical bases for antidumping regulation. It provides the notion of dumping, its objectives, the basic classification of dumping by features, as well as a more detailed classification by types. The concept of antidumping policy, anti-dumping regulation measures are considered, the main place among which is the anti-dumping duty. Particular attention is paid to the stages of resolving dumping disputes between countries. WTO AntiDumping Code is investigated as an international standard for anti-dumping disputes regulation. The analysis is also carried out for the period from 2011 to 2016 by the number of antidumping investigations and imposed antidumping duties in the world. The functioning of dispute settlement mechanism in WTO as well as the use of dumping in order to protect national economies are considered on the example of the relationship between Russia and the European Union.

Keywords: dumping, anti-dumping policy, World Trade Organization, anti-dumping duties, European Union.

Введение. В настоящее время особый интерес вызывают новые формы административного управления экономической сферой общества, в частности, антидемпинговое регулирование, осуществляемое в целях защиты публичного интереса.

L4QQ/J

В мировой законодательной практике антидемпинговое регулирование является инструментом административного воздействия на рыночную экономику, применяется уже около века и является достаточно популярным. Однако в РФ антидемпинговое регулирование находится в стадии формирования, поэтому антидемпинговые меры применялись достаточно редко. Необходимость развития административной теории антидемпингового регулирования, несомненно, будет способствовать совершенствованию нормативно-правовой основы регулирования и, в свою очередь, эффективности управления конкурентной средой.

Исследование предполагает решение следующих задач:

1. Формирование понятия демпинга, его целей, классификации демпинга по признакам и по видам.

2. Формирование понятие антидемпинговой политики, выделение мер антидемпингового регулирования, а именно антидемпинговой пошлины;

3. Анализ антидемпингового регулирования на примере взаимодействия России и Европейского Союза.

Определение демпинга. Одной из форм недобросовестной конкуренции является демпинг. Он нарушает свободу предпринимательства на международном рынке посредством использования недозволенных методов ведения торговли. Слово «демпинг» происходит от английского слова «dumping», что означает крупные поставки партий товаров по бросовым ценам, чтобы заполонить рынок импортера и устранить конкурентов на этом рынке [1-2].

Основными целями демпинга являются:

- политические: экономически сильное государство, в процессе торговли с развитыми странами, старается подавить конкурентную борьбу национальных производителей этих стран и получить экономический контроль над ними;

- экономические: избавление от запасов товаров; поддержание уровня производства в условиях снижения роста; повышение количества продаж, избавление от конкурентов, контроль над рынком.

Демпинг можно классифицировать по следующим признакам: по продолжительности; по причинам;

- по взаимности (рис. 1).

В таблице 1 представлен перечень основных видов демпинга и дана краткая характеристика.

Таблица 1

Виды демпинга

Виды демпинга Описание

постоянный демпинг постоянный экспорт по заниженным ценам

временный демпинг сниженные цены формируются предприятием, реализующим товар за небольшой период времени

спорадический демпинг ввоз определенного товара в большом количестве за небольшой промежуток времени

преднамеренный демпинг временное спланированное занижение экспортных цен для вытеснения с рынка конкурентов и установления монопольных цен

Виды демпинга Описание

монопольный демпинг предприятие или объединение предприятий завоевывает монопольное положение в своей стране и продает за рубеж товары по стоимости ниже, чем на внутреннем рынке

социальный демпинг ценовые выгоды, извлекаемые из-за чрезвычайно низких издержек производства, по причине низкого уровня жизни и социального развития

технологический демпинг реализация товара по низким ценам вследствие высокого уровня производства, т.е. применения передовых технологий

налоговый демпинг формируется за счёт налоговых оазисов1

валютный демпинг экспорт товаров по ценам ниже цен конкурентов, за счёт получения экспортером дополнительных средств, получаемых в связи с обесцениванием валюты, её девальвации.

взаимный демпинг взаимная торговля двух стран одним и тем же товаром по низким ценам

невзаимный демпинг противоположность взаимному демпингу

валютный

Рис. 1. Классификация демпинга

С целью подавления демпинга, как недобросовестную конкуренцию в мировой практике, государства проводят антидемпинговую политику.

Антидемпинговая политика. Этапы антидемпингового расследования.

Антидемпинговая политика — это политика, направленная на предприятия-экспортеры

^Налоговые оазисы — небольшие территории, свободные экономические зоны или государства, на которых действует чрезвычайно льготный налоговый и регистрационный режим для местных и, главное, иностранных фирм, регистрирующих здесь свои зарубежные отделения или холдинги.

определенных видов товаров по заниженным ценам, пользующихся поддержкой государства, включая прямые экспортные надбавки [3-4].

Данный механизм демпинговых цен противоречит добросовестной конкуренции в ущерб национальным производителям аналогичных товаров. Согласно правилам ГАТТ/ВТО, после проведения антидемпингового расследования и установления факта демпинга и ущерба, понесённого от него, страна-импортер вправе вводить антидемпинговые пошлины, против страны, нарушающей демпинговые обязательства.

На рис. 2 представлены основные этапы проведения антидемпингового расследования.

Рис. 2. Этапы антидемпингового расследования

Рассмотрим рис. 1 поэтапно.

1. Жалоба. Для возникновения антидемпингового расследования предприятиям, подающим жалобу, необходимо определить факт демпинга, ущерб, понесенный от него, и их причинно-следственную связь.

2. Извещение. Ответственный орган обязан оповестить ВТО о возникновении расследования. В Российской Федерации таким органом выступаем департамент защиты внутреннего рынка Евразийской экономической комиссии.

3. Вопросник. В процессе расследования указанный орган вправе запрашивать дополнительные данные у национальных производителей. При установлении факта демпинга экспортерам товаров направляется вопросник. В нем содержится перечень разделов, связанных с экономической деятельностью зарубежных компаний. Единой формы вопросника не существует, для каждого отдельной страны он подбирается индивидуально. Экспортеры обязаны заполнить данный документ в течение 30 дней.

4. Проверочный визит. После ответа экспортеров происходит проверочный визит на их предприятия для проверки указанных данных.

5. Окончательные итоги. Следующим этапом является проведение публичных слушаний заинтересованных сторон.

6. Промежуточные итоги. На данном этапе всем участникам расследования направляются промежуточные итоги, на которые заинтересованные стороны вправе отправить комментарии в адрес соответствующего органа.

7. Публичные слушания. Окончательные данные публикуются в свободном доступе без раскрытия конфиденциальных данных компаний. При установлении факта демпинга орган расследования принимает решение по введению антидемпинговой пошлины [5].

Таким образом, антидемпинговое расследование — довольно сложный процесс для предприятий, но при положительном результате обеспечивается защита от зарубежных конкурентов в течение 5 лет, если оно не будет оспорено в ВТО через формирование торгового спора.

Основной правовой нормой в данной области является соглашение ВТО по применению статьи VI ГАТТ 1994 (антидемпинг), позволяющее обжаловать антидемпинговые меры, использовавшиеся с целью необоснованного формирования дополнительных барьеров для предприятий-импортеров. Повышение числа торговых споров в ВТО по применению

антидемпинговых пошлин указывает на чрезмерное использование антидемпинга для защиты национальных производителей.

Антидемпинговые пошлины являются самыми используемыми методами поддержки отечественных компаний по сравнению с другими защитными мерами, такими как компенсационные и специальные защитные меры.

За промежуток с 2011 по 2016 гг. количество антидемпинговых расследований и введенных антидемпинговых пошлин увеличилось в 1,5 раза (2000 мер). Достаточно активно к введению антидемпинговых пошлин прибегают такие страны, как Аргентина, Китай, Турция, ЮжноАфриканская Республика (ЮАР) и Бразилия.

Россия крайне редко применяется данный механизм для защиты национальный компаний и не относится к лидерам по числу внедренных против российских компаний антидемпинговых мер.

Статистика антидемпинговых споров. Согласно графику (рис. 3), Китай занимает лидирующее положение по применению в отношении китайских экспортеров антидемпинговых мер, поскольку страна является крупнейшим экспортером в мировой торговле и серьезным конкурентом для большинства государств. За последние 6 лет Китай постоянно обращается в Орган по урегулированию споров ВТО по поводу целесообразности применения в отношении компаний-экспортеров антидемпинговых мер.

Рис. 3. Страны-лидеры по количеству проведения антидемпинговых мер за период 1995 по 2014 гг. [5]

Китай и Россия являются не единственными странами, предприятия которых столкнулись с антидемпинговыми пошлинами. Кроме них в число таких стран входят Индия, Индонезия, Республика Корея, Бразилия, Соединенные Штаты Америки, Европейский союз и некоторые другие страны.

Представляет интерес тот факт, что перечень лидирующих стран по применению антидемпинговых мер тождественен с соответствующим перечнем государств, компании которых столкнулись с данными мерами. Объяснить это можно прежде всего значительной степенью вовлеченности этих стран в международную торговлю, а также достаточным количеством ресурсов для проведения антидемпинговых споров [5].

Далее рассмотрим проведение демпинга странами в мировой торговле по различным товарным группам.

Примерно 30% всех антидемпинговых мер приходится на металлы и изделия из них. Множество антидемпинговых пошлин в данном секторе применяли США и ЕС. Наиболее часто по сравнению с другими странами сталкивались с антидемпинговыми пошлинами на отечественную продукцию экспортеры металла из Китая и России.

Для Российской Федерации, введенные против нее антидемпинговые меры составляют около 60 %. Антидемпинговые пошлины используются в полном объеме в химической

промышленности, производстве резины и пластмассы, текстильной промышленности, машиностроении, целлюлозно-бумажной промышленности и др.

Таким образом, антидемпинговые расследования в одной стране могут предприниматься в ответ на введенные меры против ее компаний в другой. Это лишний раз доказывает, что антидемпинговые пошлины следует рассматривать не только с точки зрения концепции справедливой торговли, но и через призму вероятности протекционизма в мировой экономике на современном этапе.

Именно поэтому динамичное применение мер в целях защиты внутреннего рынка создает условия для того, чтобы ставить под сомнение легитимность их использования и применения. По статистике из 488 споров, которые были инициированы в ОРС в ВТО (по состоянию на 01.02.2015), 22% (107) включает в себя Соглашение по применению статьи VI ГАТТ (антидемпинг).

ЕС активно пытается вытеснить Россию (экспорт плоского проката, рис.4) и Китай с рынка

металлов посредством введения антидемпинговых пошлин.

12

Рис. 4. Экспорт плоского проката из России 2010-2016 гг. [6]

В ЕС 5 августа 2016 года введены антидемпинговые пошлины на холоднокатаный прокат, поставляемый российскими организациями: 18,7% — для Магнитогорского металлургического комбината (ММК); 34% — для «Северстали» и 36,1% — для Новолипецкого металлургического комбината (НМЛК).

Началось расследование после подачи жалобы Европейской ассоциацией производителей стали (Eurofer). Ассоциация обвинила российских и китайских металлургов в искусственном занижении цен на холодный прокат. Однако, по данным Минэкономразвития, в ходе расследования были совершены грубые ошибки и были отражены недействительные данные. Данные о себестоимости производства были рассчитаны по аналогии с европейскими, в результате чего были завышены стоимость сырья и общехозяйственные расходы [6].

Таким образом, в ходе расследования были нарушены ряд статей антидемпингового соглашения ВТО и множество европейских правовых норм. По данным Всемирной организации производителей стали, в России выплавка стали колеблется на уровне 70 млн т в год, а в ЕС наблюдается сокращение с 208 млн т в 2006 г до 166 млн т в 2015 г (рис. 5). На основе этих данных можно сказать, что стабильное положение России на мировом рынке стали является раздражающим фактором для ЕС.

2006 2009 2011 2013 2015 млн т %

■ Выплавка в ЕС ■ Выплавка в РФ

■ Доля ЕС (правая шкала) Доля РФ (правая шкала)

Рис. 5. Доля проведения антидемпинговых расследований на рынке стали ЕС и России 2006-2015 гг. [6]

Заключение. Таким образом, экономическая целесообразность антидемпинговых мер вызывает огромное количество споров и разногласий. Главный спор состоит в определении и установлении той грани, когда использование и применение антидемпинговых мер в защитных целях от недобросовестной конкуренции переходит к злоупотреблению ими. В основном антидемпинговые меры негативно сказываются на состоянии торгово-экономических отношений между странами, которые вовлечены в антидемпинговые процедуры. Их применение, как и начало антидемпингового расследования, приводит к весомому уменьшению экспорта иностранного государства и росту цен на продукцию импортного происхождения, что в действительности вытесняет иностранного экспортера с внутреннего рынка.

Библиографический список.

1. Горина, М. С. Актуальная проблематика антидемпинговых мер при импорте товаров в международной торговле [электронный ресурс] / М. С. Горина, Е. М. Кондратьева // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. — 2012. — №5-1. — С. 252-257. — Режим доступа : cyberleninka.ru/article/ n/aktualnaya-proЫematika-antidempmgovyh-mer-pri-importe-tovarov-v-mezhdunarodnoy -torgovle (дата обращения : 21.04.2017).

2. Белов, А. П. Антидемпинговое регулирование в России и за рубежом / А. П. Белов // Право и экономика. — Москва: Юрид. Дом «Юстицинформ», 2000. — № 8. — С. 57-63;

3. Кондратьева, Е. М. Экономическая и правовая сущность демпинга как формы недобросовестной конкуренции [электронный ресурс] / Е. М. Кондратьева, М. С. Горина // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. — 2013. — №6-1. — С.321-328. — Режим доступа : cyberleninka.ru/article/n/ ekonomicheskaya-i-pravovaya-suschnost-dempinga-kak-formy-nedobrosovestnoy-konkurentsii (дата обращения :10.04.2017).

4. Васильев, А. А. Муниципальное управление: понятия, термины, библиография / А. А. Васильев. — Волго-Вятская акад. гос. службы, Каф. региональной экономики и упр. — Изд. 2-е, испр. и доп. — Н. Новгород: Гладкова, 2006. — 304 с.;

5. Коваль, А. Г Антидемпинговые меры в современной экономике: международные тенденции и Российская практика [электронный ресурс] / А. Г. Коваль, О. Ю. Трофименко // Экономический анализ: теория и практика. — 2015. — №15, (414). — С. 41-51. — Режим доступа : cyberleninka.ru/article/n/ antidempingovye-mery-v-sovremennoy-ekonomike-mezhdunarodnye-tendentsii-i-rossiyskaya-praktika (дата обращения :10.04.2017).

6. Фадеев, В. А. Металлургия против ЕС: ВТО в помощь [электронный ресурс] / В. А. Фадеев // Эксперт. — Режим доступа : https://www.pressreader.com/russia /ekspert/20170206 ( дата обращения : 21.04.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.