86 ♦-
Вестник СГСЭУ. 2018. № 4 (73) -♦
Galina Vyacheslavovna Ignatieva,
PhD in Economics, associate professor, head of the department of customs management, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics
Галина Вячеславовна Игнатьева,
кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедрой таможенного дела, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г.В. Плеханова
Yelena Shamilevna Kurmakaeva,
PhD in Economics,
associate professor of the department
of economics and customs management,
Stolypin Volga Region Institute of Administration (branch)
of Presidential Academy of National Economy and Public Administration
УДК 339.5
Елена Шамилевна Курмакаева,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и таможенного дела, Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина (филиал) РАНХиГС
АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР ЗАЩИТЫ ВНУТРЕННЕГО РЫНКА
Исследуется использование специальных антидемпинговых и компенсационных мер таможенного регулирования для защиты российского рынка. Рассматривается практика Всемирной торговой организации инициирования расследований и применения по их результатам защитных мер. Чаще всего вводятся особые виды пошлин: специальные, компенсационные и антидемпинговые. Анализируется антидемпинговая мера, наиболее часто встречающаяся в российской практике с 1995 г. по настоящее время. Большинство защитных мер направлено против металлопродукции и сельскохозяйственных товаров. Выявлены причины, по которым антидемпинговые меры в российской и мировой практике используются достаточно часто. Крайне редко в ЕАЭС применяются компенсационные пошлины. Показано, что угроза применения особых пошлин еще на стадии расследования, как правило, приводит к изменению ситуации в пользу национальных производителей. Во избежание введения той или иной меры защиты, экспортеры в ходе проведения расследования могут изменить характер своей деятельности на рынке импортера. Отмечено, что законодательство ЕАЭС позволяет эффективно использовать особые виды пошлин, нивелируя риски недобросовестной конкуренции со стороны зарубежных компаний.
Ключевые слова: защитные меры, особые виды пошлин, антидемпинговые расследования, таможенное регулирование.
ANALYSIS OF CURRENT PRACTICES
OF THE IMPLEMENTATION OF MARKET PROTECTION MEASURES
The article discusses use of special anti-dumping and countervailing measures of customs regulation to protect the Russian market. The authors study how the World Trade Organization initiates investigations and applies protective measures based on their results. Most often, the following types of duties are introduced: special, countervailing and anti-dumping. The authors analyze antidumping measures most frequently used in Russia from 1995 to the present and reveal the reasons why antidumping measures are applied so often in Russian and world practice. Most protective measures cover metal products and agricultural products. It is extremely rare for the EAEC countries to apply compensation duties. It is shown that even the threat of introducing special duties during the investigation stage, as a rule, leads to a more favorable situation for national producers. In order to avoid the introduction of a protection measure, exporters may change their operations in the importer's market during the investigation stage. It is stressed that the legislation of the EAEC facilitates effective use of special types of duties eliminating the risks of unfair competition from foreign companies.
Keywords: protective measures, special types of duties, anti-dumping investigations, customs regulation.
Защита национальных производителей является одной из популярных в экономическом и политическом плане мер в современной торговой политике стран мира. Несмотря на относительную свободу международной торговли, все страны в той или иной мере применяют защитные барьеры для поддержки национальных производителей. Политика Всемирной торговой организации ориентирована на ограничение возможности применения государствами протекционистских барьеров, но одновременно допускает в случае необходимости применение защитных мер в соответствии с разработанными для всех стран правилами.
Россия является полноправным членом Всемирной торговой организации, поэтому меры защиты национального рынка и внутреннего рынка ЕАЭС должны соответствовать нормам и правилам данной организации. Так, в соответствии с нормами «Договора о Евразийском экономическом союзе», для защиты экономических интересов производителей товаров в ЕАЭС меры защиты внутреннего рынка в отношении товаров из третьих стран, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, подразделяются на специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные (таблица).
НБЫ1994-5094 ♦-
Назначение мер защиты
87 -♦
Меры защиты Назначение Применение
Специальные меры Меры, применяемые в связи с резким ростом импорта, если он наносит ущерб отечественным производителям Применяются к конкретным товарам, ввозимым на таможенную территорию ЕАЭС из всех государств, т.е. на недискриминационной основе независимо от страны происхождения товара
Антидемпинговые меры Меры, направленные на противодействие импорту по демпинговым ценам Применяются в отношении конкретного товара из определенной страны, если демпинговые поставки этого товара наносят ущерб внутреннему производству
Компенсационные меры Меры по противодействию субсидируемому импорту Применяются в отношении конкретного товара из определенной страны, если доказано, что для продвижения этого товара на таможенную территорию ЕАЭС в стране-экспортере использовались определенные субсидии
Защитные инструменты таможенной политики, ограничивая импорт и оказывая тем самым временную поддержку внутреннему производству, создают благоприятные условия для структурных изменений в отечественной экономике, увеличивают конкурентоспособность тех отраслей производства, в отношении которых такие инструменты используются. Следовательно, такие меры могут способствовать формированию передовой структуры национальной экономики при условии согласованной внутренней и внешнеэкономической политики.
Всего за годы деятельности ВТО странами-членами в период с 1995 по 2017 г. было инициировано, по данным, публикуемым на сайте ВТО, более 6000 расследований. При этом количество мер, принятых по результатам расследований, меньше на 36% и составило 3809. На рис. 1 представлено соотношение инициатив государств по принятию мер и фактически принятых мер по их видам, составленное авторами на основе данных ВТО [3].
Россия с 1995 г. инициировала всего 45 расследований, по результатам которых соответствующие меры были приняты в 41 случае. На рис. 2 отражена статистика инициированных РФ расследований по видам мер защиты национального рынка и внутреннего рынка в составе ЕАЭС и фактически принятых мер за тот же период [3].
Согласно приведенным данным, количество введенных мер защиты не совпадает с количеством проводимых расследований по соответствующим направлениям. Мер защиты вводится меньше, чем проводится расследований. Подобная тенденция экспертами объясняется следующими причинами.
В ряде случаев отечественные производители ненамеренно переоценивают угрозу со стороны зарубежных производителей аналогичных товаров. В других - отечественные производители, прибегая к сговору, стремятся использовать такой инструмент, как расследование, чтобы временно повысить конкурентоспособность путем создания дополнительных барьеров для импорта аналогичного товара.
Наиболее популярными и широко применяемыми защитными ограничениями являются антидемпинговые меры (рис. 3). Это объясняется их выборочной направленностью. Также названные меры отличаются высокой степенью эффективности и досконально проработанным механизмом расследований.
В мировой практике можно выделить ряд государств, в отношении товаров из которых чаще всего возводят препятствия в виде антидемпинговых пошлин. По статистике ВТО, в страновой структуре мер максимальное количество расследований применяется к таким государствам, как Китай, США, Япония, Республика Корея (рис. 4).
Антидемпинговые Компенсационные Специальные
защитные
Рис. 1. Соотношение инициатив государств по принятию мер и фактически принятых мер по их видам (по данным ВТО с 1995 по 2017 г.)
Антидемпинговые Компенсационные Специальные
защитные
Рис. 2. Инициированные РФ расследования по видам мер защиты национального рынка и внутреннего рынка в составе ЕАЭС и фактически принятые меры
ВТО Российская Федерация
Рис. 3. Структура применяемых защитных мер
Рис. 4. Распределение стран-экспортеров по количеству антидемпинговых мер
НБЫ1994-5094 ♦-
89 -♦
Рис. 5. Распределение специальных защитных мер по секторам экономики
Меры защиты внутреннего рынка, действующие в ЕАЭС в 2018 г. на 100% состоят из антидемпинговых, которые применяются главным образом в отношении к КНР и Украины. Также объектом защитных мер со стороны других государств зачастую становятся товары из России и ЕАЭС.
С другой стороны, отечественные фирмы-экспортеры достаточно часто попадают под антидемпинговые меры. На начало 2018 г. Россия находилась на 9-м месте среди стран, в отношении которых чаще всего инициируются антидемпинговые расследования. Для предотвращения дискриминации российских компаний на мировом рынке и негативных последствий таких мер важно эффективно использовать механизмы отстаивания интересов национальных производителей через институты разрешения международных споров, в том числе через ВТО.
Более частое применение антидемпинговых мер объясняется несколькими факторами:
- ущерб, причиненный импортными поставками по демпинговым ценам, национальным производителям относительно проще доказать;
- в случае положительного решения по результатам расследования вводится антидемпинговая пошлина, средний уровень которой достаточно высок, что существенно влияет на объем импорта товара.
Успешная реализация антидемпинговых мер по защите российских товаропроизводителей повышает доверие населения по отношению к проводимой государством внешнеторговой политике. Основание доверия - это эффективность функционирования системы [1, с. 12].
Специальные защитные меры чаще всего вводятся в таких секторах, как черные и цветные ме-
таллы и изделия из них, продукция химической и смежных отраслей промышленности (рис. 5).
Если рассматривать структуру ограничительных мер в отношении российских товаров за рассматриваемый период (1995-2017 гг.) по секторам, то наибольшее количество направлено против металлопродукции и сельскохозяйственных товаров.
Со своей стороны Россия применяла специальные защитные меры четыре раза в отношении товаров следующих секторов:
- текстиль и текстильные изделия;
- изделия из камня, гипса, алебастра, цемента, асбеста, слюды или аналогичных материалов; керамические изделия, стекло и изделия из него;
- черные и цветные металлы и изделия из них;
- машины, оборудование и механические приспособления, электрооборудование и их части.
Что касается компенсационных мер, то государства осторожно относятся даже к инициированию расследований, что обусловлено сложностью их проведения.
Во-первых, для проведения компенсационного расследования относительно наличия субсидий в стране экспорта, в отличие от других мер защиты внутреннего рынка, необходимо доскональное изучение множества государственных программ, применяемых в этой стране для поддержки. Эти действия предполагают наличие высококвалифицированных кадров в различных сферах, а также вовлечения огромного количества финансовых ресурсов. Для применения компенсационной пошлины важно доказать, что субсидия связана именно с фактом экспорта продукции, а не просто поддержкой производства внутри страны. Косвенным субсидированием может считаться применение налоговых или кредитных льгот в отношении продукции, поставляемой на экспорт.
90 ♦-
Вестник СГСЭУ. 2018. № 4 (73) -♦
Во-вторых, ограничителем выступает политическая составляющая процесса, так как компенсационное расследование затрагивает действия правительственных структур иностранных государств.
Примеры применения компенсационных пошлин в российской практике тоже немногочисленны. Компенсационная мера в России применялась только один раз к товару, происходящему из Украины, с 14 августа 2002 г. до 14 августа 2005 г. Компенсационная пошлина взималась в размере 21% от таможенной стоимости на товар, представленный прутками для армирования железобетонных конструкций [3].
Компенсационные меры применяются в мировой практике, в том числе и практике ЕАЭС, крайне редко, однако даже расследование может привести к положительным изменениям в торговле без применения соответствующих мер. Например, в 2014 г. было начато компенсационное расследование в отношении другого товара, страной происхождения которого является Украина, но меры не были введены. По результатам анализа собранной информации при проведении расследования, предваряющего введение компенсационной меры в отношении ферросиликомарганца украинского происхождения, был сделан вывод о применении в стране-экспортере специфических субсидий в виде преференциального тарифа на электроэнергию для предприятий, осуществляющих производство соответствующего товара. Примечательно, что правительство Украины отменило в ходе расследования данные преференции, что не позволило ЕЭК ввести компенсационную пошлину.
Таким образом, угроза применения особых пошлин еще на стадии расследования, как правило, приводит к изменению ситуации в пользу национальных производителей. Это объясняется тем, что во избежание введения той или иной меры защиты, экспортеры в ходе проведения расследования могут изменить характер своей деятельности на рынке импортера. Например, при антидем-
пинговом расследовании зарубежная компания может самостоятельно повысить цену товара или снизить объемы импорта при проведении специального расследования.
В качестве члена Всемирной торговой организации, в соответствии со взятыми на себя обязательствами, наша страна не может увеличивать ставки ввозных таможенных пошлин для поддержки отдельных секторов экономики. Кроме того, углубление экономической интеграции при одновременном усилении политики протекционизма требует серьезного согласования совместных мер таможенного регулирования на уровне ЕАЭС [2, с. 361]. Возможности защиты отечественных товаропроизводителей нетарифными методами также ограничены требованиями международного законодательства.
Все указанные выше защитные меры соответствуют правилам Всемирной торговой организации и международной практике поддержки национальных товаропроизводителей. Законодательство ЕАЭС позволяет эффективно использовать особые виды пошлин, нивелируя риски недобросовестной конкуренции со стороны зарубежных компаний, и создает благоприятные условия для адаптации российской обрабатывающей промышленности к работе в современных условиях.
1. Авдеева И.А., Юнева Е.А. Фактор доверия в формировании институционального климата российского общества // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2017. № 5 (69) С. 9-13.
2. ИгнатьеваГ.В. Таможенный аспект стимулирования импортозамещения // Право и общество в условиях глобализации: перспективы развития: сб. науч. тр. / под ред. канд. юрид. наук В.В. Бехер, канд. юрид. наук Н.Н. Лайченковой. Саратов, 2016. С. 359-362.
3. Официальный сайт ВТО. URL: https://www.wto.org/ english/tratop_e/adp_e/adp_e.htm (дата обращения: 03.04.2018).
4. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/trade/ podm/mery/Pages/measures (дата обращения: 05.04.2018).