Научная статья на тему 'Россия и торговые споры в ВТО: антидемпинговые, компенсационные и специальные защитные меры'

Россия и торговые споры в ВТО: антидемпинговые, компенсационные и специальные защитные меры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1655
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИДЕМПИНГОВЫЕ МЕРЫ / КОМПЕНСАЦИОННЫЕ МЕРЫ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗАЩИТНЫЕ МЕРЫ / МЕРЫ ЗАЩИТЫ РЫНКА / РОССИЯ / ВТО / ТОРГОВЫЕ СПОРЫ / ANTIDUMPING MEASURES / COUNTERVAILING MEASURES / SAFEGUARD MEASURES / RUSSIA / WTO / TRADE DISPUTES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белова Елена Алексеевна

Став полноправным членом ВТО 3,5 года назад, Россия получила доступ к системе юридических норм, которые имеют обязательную силу для членов данной организации и которыми они обязаны руководствоваться при проведении своей торговой политики. В частности, одним из важнейших механизмов ВТО является возможность отстаивания интересов отечественных производителей, как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Официально закрепленные в Соглашениях ВТО меры защиты рынка вводятся с целью пресечения недобросовестной конкуренции (демпинг и субсидирование) и/или для за-щиты отечественного производителя в условиях нормальной конкуренции (специальные защитные меры). Несмотря на столь короткий срок членства РФ в ВТО, уже можно подвести некоторые итоги на основании проводимых расследований и существующих торговых споров между Россией и ее партнерами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russia and trade disputes in the WTO: antidumping, countervailing and safeguard measures

After becoming a member of the WTO organization 3,5 years ago, Russia has gained the access to the system of judicial norms which are binding upon the members of this organization and which determine the guidelines in their trade policies. One of the most important mechanisms of the WTO, inter alia, is the possibility to advance the interests of domestic producers both on domestic and international markets. The WTO Agreements officially provide for the measures that are used to prevent unfair competition (dumping and subsidies) and/or to protect the domestic producers in case of fair competition (safeguards). Though Russian’s participation in in the WTO is not so long, a recapitulation on the basis of conducted investigations and the existing trade disputes between Russia and its trade partners could already be made.

Текст научной работы на тему «Россия и торговые споры в ВТО: антидемпинговые, компенсационные и специальные защитные меры»

Россия и торговые споры в ВТО: антидемпинговые, компенсационные и специальные защитные меры

Став полноправным членом ВТО 3,5 года назад, Россия получила доступ к системе юридических норм, которые имеют обязательную силу для членов данной организации и которыми они обязаны руководствоваться при проведении своей торговой политики. В частности, одним из важнейших механизмов ВТО является возможность отстаивания интересов отечественных производителей, как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Официально закрепленные в Соглашениях ВТО меры защиты рынка вводятся с целью пресечения недобросовестной конкуренции (демпинг и субсидирование) и/или для защиты отечественного производителя в условиях нормальной конкуренции (специальные защитные меры). Несмотря на столь короткий срок членства РФ в ВТО, уже можно подвести некоторые итоги на основании проводимых расследований и существующих торговых споров между Россией и ее партнерами.

Ключевые слова: антидемпинговые меры, компенсационные меры, специальные защитные меры, меры защиты рынка, Россия, ВТО, торговые споры

Russia and trade disputes in the WTO: antidumping, countervailing

and safeguard measures

E.A. Belova,

Russian Foreign Trade Academy,

Department of World and National Economy - Postgraduate student

After becoming a member of the WTO organization 3,5 years ago, Russia has gained the access to the system of judicial norms which are binding upon the members of this organization and which determine the guidelines in their trade policies. One of the most important mechanisms of the WTO, inter alia, is the possibility to advance the interests of domestic producers both on domestic and international markets. The WTO Agreements officially provide for the measures that are used to prevent unfair competition (dumping and subsidies) and/or to protect the domestic producers in case of fair competition (safeguards). Though Russian's participation in in the WTO is not so long, a recapitulation on the basis of conducted investigations and the existing trade disputes between Russia and its trade partners could already be made.

Keywords: antidumping measures, countervailing measures, safeguard measures, Russia in the WTO, trade disputes.

Е.А. Белова,

Всероссийская академия внешней торговли,

кафедра мировой и национальной экономики - аспирант

УДК 339.5 + 061.1 ВТО

ББК 65.428

Б-435

Аннотация

Abstract

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2016

Россия стала членом ВТО 22 августа 2012 года1- Даже если еще и рано говорить о каких-то конкретных итогах, тем не менее, некоторые сдвиги заметны уже на настоящий момент. В данной статье речь пойдет о практических аспектах применения мер защиты рынка, закрепленных в соглашениях ВТО. К ним относятся антидемпинговые меры2, компенсационные3 и меры по защите рынка4. По состоянию на 1 января 2016 года, количество стран (союзов стран), использующих в отношении товаров российского происхождения антидемпинговые, компенсационные и специальные защитные меры, составляет 155. На их долю приходится почти половина всех ныне действующих ограничительных мер в отношении товаров российского происхождения. При этом около 70% составляют антидемпинговые пошлины, 27% приходится на специальные защитные пошлины и 3% на компенсационные пошлины6.

Большая часть ограничительных мер принята в отношении химической и металлургической промышленностей, где Россия имеет достаточно сильные позиции экспортера. Около трети мер, принятых в отношении российских товаров в этих отраслях за последние 5 лет, истекли, многие подверглись пересмотру. Также на настоящий момент в отношении товаров из РФ ведутся следующие расследования:

1 На основании решения от 17 декабря 2011 года, принятого на Министерской конференции, члены ВТО пришли к выводу, что переговоры по присоединению России к данной организации были успешно проведены и препятствий для вступления нет. См. Accession of the Russian Federation, WT/L/839 WT/MIN(11)/24, Ministerial Conference, Decision of 16 December 2011, Genève, р.4., https://docs.wto.org/dol2fe/Pages/FE_Search/FE_S_S009-Html. aspx?Id=31026&BoxNumber=3&DocumentPartNumber=1&Language=E&Window=L&Previe wContext=DP&FullTextHash=371857150# (дата обращения: 03.02.16).

2 Agreement on Implementation of Article VI of the General Agreement on Tariffs and Trade 1994, LT/UR/A-1A/3, Ministerial Conference, Marrakesh, 15. IV. 1994, 22 стр., https://www. wto.org/english/docs_e/legal_e/19-adp_01_e.htm , (дата обращения: 03.02.16). Далее - АК.

3 Agreement on Subsidies and Countervailing Measures, LT/UR/A-1A/9, Ministerial Conference, Marrakesh, 15.IV.1994, 39 стр., https://www.wto.org/english/docs_e/legal_e/24-scm_01_e. htm, (дата обращения: 03.02.16). Далее - Соглашение о СКМ.

4 Agreement on Safeguards, LT/UR/A-1A/8, Ministerial Conference, Marrakesh, 15.IV 1994, р.9, https://www.wto.org/english/docs_e/legal_e/25-safeg_e.htm, (дата обращения: 03.02.16). Далее - ССЗМ.

5 По данным Министерства Экономического развития РФ, в список входят Австралия, Бразилия, Индия, Индонезия, Канада, Китай, Малайзия, Марокко, Мексика, США, Таиланд, Турция, Украина, Филиппины, а так же ЕС. Cм. Реестр ограничительных мер - Информация по состоянию на 1 января 2016 г. http://www.ved.gov.ru/files/images/item/ Reestr_01.2016.docx (дата обращения: 03.02.16).

6 Рассчитано на основании данных Министерства Экономического развития РФ. Cм. Реестр ограничительных мер - Информация по состоянию на 1 января 2016 г. http://www. ved.gov.ru/files/images/item/Reestr_01.2016.docx (дата обращения: 03.02.16).

7 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

121 Q

□ антидемпинговые: ЕС, Индия, США, Турция, Украина;

□ по специальным защитным мерам: Индия, Индонезия, Марокко, Турция, Украина;

□ компенсационные: США.

Таким образом, в настоящий момент в отношении российских товаров проводится 18 расследований, из которых 50% приходится на специальные защитные меры, 45% на антидемпинговые и 5% на компенсационные меры.

Число применяемых специальных защитных мер против российских товаров на внешнем рынке постепенно снижается. Интересно отметить, что Турция вела 6 СЗМ в 2015 году, однако Россия исключена из-под действия этих мер. Ввиду современной политической ситуации в отношении российских товаров возможен пересмотр этого решения, так как вообще СЗМ, в соответствии со статьей 2.2 Соглашения о СЗМ, применяются обычно против импорта товара на недискриминационной основе (т.е. из всех стран). Аналогично выглядит ситуация с Филиппинами, которые также исключили российские товары из-под действия СЗМ. По состоянию на 1 января 2016 года нет ни одного иска, инициированного Российской Федерацией в ВТО на этот счет или запросов о консультациях. Совершенно иная картина наблюдается в отношении антидемпинговых пошлин.

Вообще, за 3,5 года членства в ВТО Россия имеет статус истца по 3 искам против Европейского Союза, 1 иска против Украины и ответчика по 6 искам, 4 из которых поданы ЕС, один Японией и один Украиной. Интересно, что оба иска, поданные Россией против ЕС, связаны с демпингом. Из жалоб, поданных против России, только одна связана с демпингом и касается она легковых автомобилей. Другие жалобы связаны с предполагаемым нарушением Соглашения ТРИМС7, а также с оценкой таможенной стоимости8, санитарными и фитосанитарными нормами9 и техническими барьерами в торговле10.

7 Жалобы номер DS462 и DS463, поданные ЕС и Японией в связи с утилизационным сбором, налагаемым на легковые автомобили в России. См. Russian Federation - Recycling Fee on Motor Vehicles - https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds462_e.htm (дата обращения: 03.02.16) и Russian Federation - Recycling Fee on Motor Vehicles - https:// www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds463_e.htm (дата обращения: 03.02.16).

8 Жалоба ЕС в отношении таможенной оценки некоторых сельскохозяйственных продуктов. См. Russia - Tariff Treatment of Certain Agricultural and Manufacturing Products - https:// www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds485_e.htm (дата обращения: 03.02.16).

9 Жалоба ЕС по ограничениям поставок свинины и продуктов из нее. См. Russian Federation - Measures on the Importation of Live Pigs, Pork and Other Pig Products from the European Union - https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds475_e.htm (дата обращения: 03.02.16).

10 Жалоба Украины в отношении мер, затрудняющих импорт железнодорожного оборудования и его частей. См. Russia - Measures affecting the importation of railway equipment and parts thereof - https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds499_e.htm (дата обращения: 03.02.16).

^ 122

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2016

Еще в 28 случаях Россия заявила свои права как третьей стороны, то есть заинтересованного лица-наблюдателя. Из них 14 связаны с антидемпинговыми, компенсационными или специальными защитными мерами как в отношении сырья, так и полуфабрикатов и готовой продукции11. Подобное участие важно для России как потенциального участника споров в ОРС - и как истца, и как ответчика. Помимо приобретения опыта в части аргументации, Россия сможет выражать свою позицию по существу самих споров, а также искать себе союзников в спорах, исходя из схожих позиций.

Стоит отметить, что меры, введенные в отношении товаров из России, действуют во многих случаях уже очень длительный период времени. Введенные по результатам расследований, они не раз продлевались. В некоторых случаях, меры действовали более 15 лет, что нарушает правила ВТО. Однако, не будучи членом ВТО, Россия не могла обратиться в ОРС ВТО, а члены организации не были обязаны руководствоваться нормами соглашений при введении антидемпинговых пошлин против товаров из РФ.

Первый иск против ЕС (DS47412) Россия подала 23 декабря 2013 года в связи с использованием против российских компаний корректировок затрат на природ-

11 China — Countervailing and Anti-Dumping Duties on Grain Oriented Flat-rolled Electrical Steel from the United States https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds414_e. htm, United States — Countervailing Duty Measures on Certain Products from China https:// www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds437_e.htm, United States — Countervailing and Anti-dumping Measures on Certain Products from China https://www.wto.org/english/ tratop_e/dispu_e/cases_e/ds449_e.htm, China — Measures Imposing Anti-Dumping Duties on High-Performance Stainless Steel Seamless Tubes ("HP-SSST") from Japan https://www.wto. org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds454_e.htm, India — Certain Measures Relating to Solar Cells and Solar Modules https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds456_e. htm, Ukraine — Definitive Safeguard Measures on Certain Passenger Cars https://www.wto. org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds468_e.htm, United States — Certain Methodologies and their Application to Anti-Dumping Proceedings Involving China https://www.wto.org/english/ tratop_e/dispu_e/cases_e/ds471_e.htm, Brazil — Certain Measures Concerning Taxation and Charges https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds472_e.htm, European Union — Anti-Dumping Measures on Biodiesel from Argentina https://www.wto.org/english/tratop_e/ dispu_e/cases_e/ds473_e.htm, United States — Conditional Tax Incentives for Large Civil Aircraft https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds487_e.htm, United States — Conditional Tax Incentives for Large Civil Aircraft https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/ cases_e/ds487_e.htm, China — Measures Related to Demonstration Bases and common Service Platforms Programmes https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds489_e.htm, Indonesia — Safeguard on Certain Iron or Steel Products https://www.wto.org/english/tratop_e/ dispu_e/cases_e/ds490_e.htm, Indonesia — Safeguard on Certain Iron or Steel Products https:// www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds496_e.htm (дата обращения: 04.02.16).

12 European Union — Cost Adjustment Methodologies and Certain Anti-Dumping Measures on Imports from Russia. https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds474_e.htm (дата обращения: 04.02.16).

7 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

123 Q

ный газ и производимую из него электро- и теплоэнергию при расчете нормальной стоимости при проведении антидемпинговых расследований (так называемые «энергокотировки»). Жалоба касается в первую очередь нарушения статей 2.3 и 2.5 регламента Совета ЕС № 1225/2009 от 30 ноября 2009 года о защите от импортированных товаров из стран за пределами ЕС, попадающих под антидемпинговое регулирование13. Интересно отметить, что Аргентина также оспаривает положения Регламента14. Данные положения в целом отражают статью 2 Антидемпингового Кодекса ВТО (АК). Однако ЕС использует процедуру энергокорректировок при расчете антидемпинговой маржи и во время расследований, и при пересмотре антидемпинговых пошлин, что, согласно позиции РФ, является нарушением статьи 2.2.1 АК.

ЕС не принимает в расчет реальные данные расходов производителей или экспортеров в соответствии с их отчетностью, удовлетворяющей общепризнанными в стране-экспортере стандартами, и которые учитывают в разумной степени расходы, связанные с производством и продажей товара, как того требует ст. 2.2.2.1 АК. Для того чтобы установить, можно ли отнести продажи к обычному ходу торговли и рассчитать нормальную стоимость товара, ЕС заменяет реальные сведения производителей данными, которые отражают рыночные затраты, с включением в них цен на товар вне страны-происхождения/страны-экспортера. Кроме того, комиссия ЕС не принимает в расчет издержки в России, связанные с изготовлением, в частности затраты на электроэнергию и газ, не относя их к категории разумных расходов, так как они, по мнению комиссия ЕС, являются заниженными. Подобная методология расчетов приводит к тому, что увеличивается антидемпинговая маржа и, соответственно, увеличивается и антидемпинговая пошлина.

Попытки российских компаний оспорить данную методику расчета в Европейском Суде не увенчались успехом15. Россия настаивает на неправомерности такой методики подсчета нормальной цены в отношении: нитрата аммония, нелегированных и сварочных труб из стали и ряда других.

Таким образом, со стороны России ЕС инкриминируется нарушение статьи VI ГАТТ и статей 2.1, 2.2, 2.2.1, 2.2.1.1, 2.2.2 и 2.4 АК в отношении нормальной стоимости, статей 3.1, 3.2, 3.4 и 3.5 АК в отношении ущерба, а также положений

13 Council Regulation (EC) No 1225/2009 of 30 November 2009 on protection against dumped imports from countries not members of the European Community, OJ L 343, 22.12.2009, p. 5173. http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=uriserv:0J.L_.2009.343.01.0051.01. ENG&toc=0J:L:2009:343:FULL (дата обращения: 04.02.16).

14 European Union — Anti-Dumping Measures on Biodiesel from Argentina, https://www. wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds473_e.htm (дата обращения: 04.02.16).

15 Judgement of the General Court, Acron and Dorogobuzh v. Council, № T-235/08, 7 February 2013. См. ECLI:EU:T:2013:65,http://curia.europa.eu/juris/document/document.jsf?text=& docid=133602&pageIndex=0&doclang=EN&mode=lst&dir=&occ=first&part=1&cid=43750 , (дата обращения: 04.02.16).

^ 124

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2016

АК, связанных с процедурой антидемпингового расследования в рамках статьи 10 ССКМ. Консультации не привели к мирному досудебному урегулированию, и было принято решение о формировании третейской группы. Группа учреждена 22 июля 2014 года, но еще не сформирована. Изначально третьими странами, заявившими о своем участии в споре, являлись Аргентина, Австралия, Канада, Китай, Индонезия, Норвегия, Турция, Украина и США. Позже к ним присоединились Бразилия, Мексика, Саудовская Аравия и Вьетнам. Данные страны являются достаточно крупными экспортерами сырья или полуфабрикатов, что объясняет их интерес к расчету антидемпинговой маржи с поправкой на энергокотировки. Для товаров, которые требуют больших затрат электроэнергии, данная методика увеличивает расходную часть, вытесняя тем самым таких поставщиков с рынка ЕС.

Этот процесс получил свое «продолжение» в мае 2015 года (иск DS49416) в связи с принятыми антидемпинговыми мерами в отношении российских сварных труб и нитрата аммония. Основание иска идентично - использование энергокотировок при подсчете себестоимости товара. По оценкам российских экспертов, в результате действия антидемпинговых мер, экспорт сварных труб из РФ в ЕС практически прекратился (меры действуют с 2008 года), а экспорт нитрата аммония из России в ЕС в 2014 году сократился примерно в 1,5 раза по сравнению с 2012 годом.

Третий иск против ЕС (DS47617) Россия подала 30 апреля 2014 года в связи с «Договором о Создании Энергетического Союза» ЕС (т.н. «третий энергетический пакет») и о его реализации посредством регламентов и директив ЕС, а также об их имплементации некоторыми членами ЕС (Бельгией, Великобританией, Венгрией, Германией, Литвой, Хорватией, Эстонией) вследствие решений Европейской Комиссии. Третьими сторонами в споре являются Бразилия, Китай, Индия, Япония, Украина, США, Колумбия и Южная Корея. 20 июня 2015 года было принято решение о создании третейской группы.

В данном иске Россией оспаривается запрет для вертикально интегрированных предприятий осуществлять полноценную деятельность по производству (поставке) и одновременно транспортировке природного газа или электроэнергии на территории ЕС с целью пресечения антиконкурентных практик (возникновения монополии) на энергетическом рынке.

Другими словами, одна и та же компания не может выступать в роли производителя, поставщика и перевозчика природного газа/электроэнергии. Их дочерние предприятия, филиалы или структурные подразделения не могут контролировать

16 European Union — Cost Adjustment Methodologies and Certain Anti-Dumping Measures on Imports from Russia — (Second complaint), https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/ cases_e/ds494_e.htm (дата обращения: 04.02.16).

17 European Union and its Member States — Certain Measures Relating to the Energy Sector https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds476_e.htm (дата обращения: 04.02.16).

7 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

125 Q

полностью производство и транспортировку. Это же требование действует, если юридическое лицо, которое занимается добычей газа/выработкой электроэнергии на отечественном рынке, хочет контролировать управление транспортными потоками. Под ограничение попадают прежде всего магистральные газопроводы.

В свете планируемого на тот момент строительства «Южного потока» получалось, что «Газпром», который собирался на свои средства строить газопровод для поставок газа конечному потребителю, должен был либо продать свои активы в ЕС, либо передать право на управление трубопроводами независимым компаниям из ЕС, так как он является поставщиком газа. При этом около трети (чуть меньше 30%) газа, потребляемого в Европе, является российским18.

Также в этой жалобе оспариваются ограничения, связанные с особыми требованиями сертификации, которые действуют для компаний-операторов газопроводов из третьих стран, и с предоставлением доступа к пропускным способностям газовой и электросети (распределительные сети) обслуживающими компаниями ЕС, которые наряду оказывают в этой связи еще и транспортные услуги. Исключения по соображениям энергетической безопасности могут служить основанием для отказа в сертификации и доступе. Отсюда следует нарушение национального режима по статье I и III ГАТС, так поставщики из ЕС оказываются в более выгодном положении, чем иностранные поставщики. Кроме этого, данный пакет предоставляет преференции поставщикам биодизеля из ЕС. Основной вывод, который можно при этом сделать таков: антимонопольное законодательство приходит на смену антидемпинговым мерам в чистом виде, включая последние. Это относительно новый способ защиты и новый подход, используемый при недостаточной эффективности традиционных инструментов защиты рынка (антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер).

В мае 2015 года Россия запросила консультации в ВТО в отношении антидемпинговых мер, введенных Украиной на нитрат аммония в мае 2013 года и июне 2014 года (иск DS49319). По мнению России, Украиной нарушается множество положений АК, особенно в части подсчета нормальной стоимости и различных процедурных обязательств, которые лежат на компетентном органе при проведении расследования. Если внимательно проанализировать украинскую методологию подсчета нормальной стоимости, то можно увидеть, что Украина заимствовала идею метода энергокотировок у ЕС. Так, она отказалась учитывать цену, которую платят производители нитрата аммония за натуральный газ в качестве издержек при моделировании нормальной цены. Украина делает поправки на себестоимость нитрата аммония на основании цены поставки товара до границы Германии. Это, как и в случае с ЕС, приводит к появлению демпинговой маржи.

18 La production et les importations d'énergie, http://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/ index.php/Energy_production_and_imports/fr#Les_importations (дата обращения: 04.02.16).

19 Ukraine — Anti-Dumping Measures on Ammonium Nitrate, https://www.wto.org/english/ tratop_e/dispu_e/cases_e/ds493_e.htm

^ 126

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2016

Что касается исков, поданных в отношении России, то всего один из них относится к освещаемой теме. 21 мая 2014 года ЕС запросил консультации в отношении антидемпинговых пошлин на легковые коммерческие автомобили ^СУ) из Германии и Италии. Речь идет об оспаривании решения N° 113 Евразийской Экономической Комиссии.20 Расследование, инициированное по запросу двух компаний

- «Соллерс» и «ГАЗ», продемонстрировало, с точки зрения ЕЭК, значительный материальный ущерб из-за демпинга. Было выявлено, что, несмотря на падение импорта LCV на территории Таможенного Союза в размере 29,1% за 2008-2011 годы, объем импорта из Германии, Италии и Турции вырос на 23,2% за тот же период. Средневзвешенная цена на LCV из Германии, Италии и Турции уменьшилась в 2011 году по сравнению с 2008 годом на 9,5%. Потребление импортных LCV выросло в 3,7 раза в 2011 году по сравнению с 2008 годом, тогда как потребление отечественных - упало на 20,1%. При этом прибыль автомобильной отрасли стран ЕАЭС сократилась на 17% в 2010 году по сравнению с 2009 годом; в 2011 году отрасль стала убыточной, а рентабельность производства отрицательной. По итогам антидемпингового расследования Польша была исключена из списка стран, облагаемых антидемпинговой пошлиной, так как объем поставок из этой страны составил меньше 1%, а на LCV автомобили из Италии, Германии и Турции были введены антидемпинговые пошлины в размере 23%, 29,6% и 11% соответственно.

Однако, по мнению ЕС, антидемпинговая пошлина в 23% для Италии и 29,6% для Германии на легковые коммерческие автомобили затрудняет доступ на рынок, нарушая тем самым механизмы свободной конкуренции. ЕС ссылается на нарушение статьи VI ГАТТ и положений АК, связанных с неправильным определением отечественной отрасли, и ущерба, отсутствием необходимых доказательств и объективности, а также правил процедуры, предусмотренных в статье 12 АК. Неудивительно, что к иску присоединились также другие крупные поставщики LCV

- Япония, США, Китай, Республика Корея, Индия, Бразилия, Турция и Украина, которая проводит компенсационное расследование в этой же связи. Третейская группа была учреждена 20 октября 2014 года. Ее состав был определен 18 декабря 2014 года.

Россия 19 марта 2015 года сообщила о своем намерении продолжить досудебное урегулирование споров и предложить ЕС отозвать одновременно взаимные иски. Стремление пойти на уступки объясняется не только политической волей, но и экономической ситуацией - несмотря на санкции, от которых страдают и ев-

20 Решение № 113 от 14 мая 2013 года «О применении антидемпинговой меры посредством введения антидемпинговой пошлины в отношении легких коммерческих автомобилей, происходящих из Федеративной Республики Германия, Итальянской Республики и Турецкой Республики и ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза». http://www.eшasiancommissюnorg/docs/Download.aspx?IsDlg=0&prmt=1&ГО=4241 (дата обращения: 04.02.2016)

7 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

127 ^

ропейская, и российская страна, ЕС остается важным торговым партнером России. Так, по итогам 2014 года основными торговыми партнерами России стали Германия (почти 33 млрд долл.), которая уступила только Китаю (88,1 млрд долл.), а также Италия (12,7 млрд долл.) и Франция (10,7 млрд долл.). Доля ЕС во внешней торговле России, хоть и снизилась на 4,3% в 2014 году, но по-прежнему составляет почти половину - 45,9%. 11 июня 2015 года стало известно, что независимая группа, из-за загруженности специалистов, сможет предоставить отчет странам не ранее, чем в конце 2016 года.

В заключение следует отметить, что иски, связанные с энергокотировками, имеют своей целью облегчить доступ российским товарам на внешний рынок. Эта цель стояла перед Россией, в частности, при присоединении страны к ВТО. Вопрос сводится к правомерности учета в качестве издержек производителя/экпор-тера данных производителей/экспортеров третьей страны из-за наличия государственного регулирования цен, что, по мнению ЕС, нарушает ценовое равновесие на рынке и, таким образом, препятствует оценке «реальной» ситуации. Иначе говоря, цена не является репрезентативной. Однако стоит заметить, что естественные монополии не запрещены в ВТО как таковые, и что они существуют во многих странах ЕС. Представляется, что принятие арбитрами подобной методологии может спровоцировать целую волну споров в секторах, связанных с монополиями, а также создать пространство для «манипулирования». Так, ЕС берет за основу затраты Германии, одной из самых развитых экономик союза. В данном случае, ставится вопрос сопоставимости «мощности» экономик, что, в свою очередь, опять приводит к вопросу репрезентативности цены. Те же выводы действительны и в случае методики, используемой Украиной.

В случае иска по поводу третьего энергопакета стоит отметить три принципиально важных момента. Во-первых, третий энергопакет направлен на либерализацию рынка и расширение конкуренции. Он как таковой не запрещает доступ на рынок, но определяет «правила игры», которые были сообщены до реализации вложений как таковых. Оспорить положения, которые нацелены на либерализацию «цепочки поставки от скважины до покупателя», представляется достаточно сложным. Во-вторых, даже если предположить, что принятие данного документа было продиктовано политическими мотивами, проект строительства газопровода был все равно аннулирован. При рассмотрении новых вариантов, безусловно, с точки зрения экономической привлекательности, необходимо принимать во внимание положения третьего энергопакета. В-третьих, ограничения, связанные с преференциями поставщикам биодизеля, могут быть в действительности расценены как скрытая форма экологического демпинга. Формально, подобные поставщики имеют конкурентное преимущество, и ЕС поощряет использование более «зеленых» технологий. Представляется, однако, что подобное поощрение должно

^ 128

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2016

осуществляться на недискриминационной основе, и предоставляться не только поставщикам из ЕС.

Что касается иска по поводу легковых автомобилей, спор в действительности осложняется тем, что отечественная отрасль рассматривается с учетом состояния рынка стран-участниц ТС. Учитывая сильные позиции ЕС на данном рынке и частичную «делокализацию» производства в РФ, а также стремление укрепления отечественного производства, решение данного спора имеет важное значение не только для участников спора, но и для третьих стран-наблюдателей, которые также являются крупными производителями/экспортерами легковых автомобилей.

Таким образом, вопрос об участии России в торговых спорах ВТО представляется весьма интересным и с практической, и с научной точки зрения.

БИБЛИОГРАФИЯ:

Accession of the Russian Federation, WT/L/839 WT/MIN(11)/24, Ministerial Conference, Decision of 16 December 2011, Genève, 4 р., - https://docs.wto.org/dol2fe/Pages/FE_Search/ FE_S_S009-Html.aspx?Id=31026&BoxNumber=3&DocumentPartNumber=1&Language=E& Window=L&PreviewContext=DP&FullTextHash=371857150# (дата обращения: 03.02.16).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Agreement on Implementation of Article VI of the General Agreement on Tariffs and Trade 1994, LT/UR/A-1A/3, Ministerial Conference, Marrakesh, 15. IV1994, 22 с., - https://www.wto. org/english/docs_e/legal_e/19-adp_01_e.htm , (дата обращения: 03.02.16).

Agreement on Subsidies and Countervailing Measures, LT/UR/A-1A/9, Ministerial Conference, Marrakesh, 15.IV.1994, 39 р., - https://www.wto.org/english/docs_e/legal_e/24-scm_01_e. htm, (дата обращения: 03.02.16).

Agreement on Safeguards, LT/UR/A-1A/8, Ministerial Conference, Marrakesh, 15.IV1994, 9 р., - https://www.wto.org/english/docs_e/legal_e/25-safeg_e.htm, (дата обращения: 03.02.16).

Council Regulation (EC) No 1225/2009 of 30 November 2009 on protection against dumped imports from countries not members of the European Community, OJ L 343, 22.12.2009, p. 5173. - http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=uriserv:0J.L_.2009.343.01.0051.01. ENG&toc=OJ:L:2009:343:FULL

Решение Евразийской Комиссии № 113 от 14 мая 2013 года «О применении антидемпинговой меры посредством введения антидемпинговой пошлины в отношении легких коммерческих автомобилей, происходящих из Федеративной Республики Германия, Итальянской Республики и Турецкой Республики и ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза». - http://www.eurasiancommission.org/docs/Download. aspx?IsDlg=0&print=1&ID=4241 (Reshenie Evrazijskoj Komissii № 113 ot 14 maja 2013 goda «O primenenii antidempingovoj mery posredstvom vvedenija antidempingovoj poshliny v otnoshenii legkih kommercheskih avtomobilej, proishodjashhih iz Federativnoj Respubliki Germanija, Ital'janskoj Respubliki i Tureckoj Respubliki i vvozimyh na edinuju tamozhennuju territoriju Tamozhennogo sojuza»)

Judgement of the General Court, Acron and Dorogobuzh v. Council, № T-235/08, 7 February 2013. ECLI:EU:T:2013:65 - http://curia.europa.eu/juris/document/documentjsf?text=&docid=1 33602&pageIndex=0&doclang=EN&mode=lst&dir=&occ=first&part=1&cid=43750

7 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

129 Q

Russia — Measures affecting the importation of railway equipment and parts thereof - https:// www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds499_e.htm

Indonesia — Safeguard on Certain Iron or Steel Products - https://www.wto.org/english/ tratop_e/dispu_e/cases_e/ds496_e.htm

European Union — Cost Adjustment Methodologies and Certain Anti-Dumping Measures on Imports from Russia — (Second complaint) - https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/ cases_e/ds494_e.htm

Ukraine — Anti-Dumping Measures on Ammonium Nitrate - https://www.wto.org/english/ tratop_e/dispu_e/cases_e/ds493_e.htm

Indonesia — Safeguard on Certain Iron or Steel Products - https://www.wto.org/english/ tratop_e/dispu_e/cases_e/ds490_e.htm

China — Measures Related to Demonstration Bases and common Service Platforms Programmes - https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds489_e.htm

United States — Conditional Tax Incentives for Large Civil Aircraft - https://www.wto.org/ english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds487_e.htm

United States — Conditional Tax Incentives for Large Civil Aircraft - https://www.wto.org/ english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds487_e.htm

Russia — Tariff Treatment of Certain Agricultural and Manufacturing Products - https://www. wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds485_e.htm

European Union and its Member States — Certain Measures Relating to the Energy Sector -https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds476_e.htm

Russian Federation — Measures on the Importation of Live Pigs, Pork and Other Pig Products from the European Union - https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds475_e.htm European Union — Cost Adjustment Methodologies and Certain Anti-Dumping Measures on Imports from Russia - https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds474_e.htm

European Union — Anti-Dumping Measures on Biodiesel from Argentina - https://www.wto. org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds473_e.htm

European Union — Anti-Dumping Measures on Biodiesel from Argentina - https://www.wto. org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds473_e.htm

Brazil — Certain Measures Concerning Taxation and Charges - https://www.wto.org/english/ tratop_e/dispu_e/cases_e/ds472_e.htm

United States — Certain Methodologies and their Application to Anti-Dumping Proceedings Involving China - https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds471_e.htm

Ukraine — Definitive Safeguard Measures on Certain Passenger Cars - https://www.wto.org/ english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds468_e.htm

Russian Federation — Recycling Fee on Motor Vehicles - https://www.wto.org/english/ tratop_e/dispu_e/cases_e/ds462_e.htm

Russian Federation — Recycling Fee on Motor Vehicles - https://www.wto.org/english/ tratop_e/dispu_e/cases_e/ds463_e.htm

India — Certain Measures Relating to Solar Cells and Solar Modules - https://www.wto.org/ english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds456_e.htm

^ 130

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2016

China — Measures Imposing Anti-Dumping Duties on High-Performance Stainless Steel Seamless Tubes ("HP-SSST") from Japan - https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/ cases_e/ds454_e.htm

United States — Countervailing and Anti-dumping Measures on Certain Products from China https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds449_e.htm

United States — Countervailing Duty Measures on Certain Products from China - https:// www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds437_e.htm

China — Countervailing and Anti-Dumping Duties on Grain Oriented Flat-rolled Electrical Steel from the United States - https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds414_e. htm

Реестр ограничительных мер - Информация по состоянию на 1 января 2016 г. - http:// www.ved.gov.ru/files/images/item/Reestr_01.2016.docx (Reestr ogranichitel'nyh mer -Informacija po sostojaniju na 1 janvarja 2016 g.)

La production et les importations d'énergie - http://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/ index.php/Energy_production_and_imports/fr#Les_importations

7 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

131 Q

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.