Научная статья на тему 'Развитие коммуникативных и организаторских склонностей обучающихся педагогических классов как компонента педагогической одаренности'

Развитие коммуникативных и организаторских склонностей обучающихся педагогических классов как компонента педагогической одаренности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
одаренность / педагогическая одаренность / коммуникативные склонности / организаторские склонности / развитие коммуникативных и организаторских склонностей / giftedness / pedagogical giftedness / communicative inclinations / organizational inclinations / development of communicative and organizational inclinations

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коновалова Ольга Вячеславовна

Статья посвящена одной из актуальных проблем современной психолого-педагогической науки и практики – вопросам развития специального компонента педагогической одаренности, включающего коммуникативные и организаторские склонности старшеклассников. Автором представлен анализ понятия «педагогическая одаренность», описана его структура, дана характеристика коммуникативных и организаторских склонностей школьников. Представлены результаты анализа данных диагностики 124 обучающихся профильных психолого-педагогических классов. В качестве психодиагностического инструментария выступила методика «Коммуникативные и организаторские склонности (КОС)», разработанная В.В. Синявским и Б.А. Федоришиным. Описаны уровни развития коммуникативных и организаторских склонностей. На основе диагностики у учащихся выявлено преобладание очень высокого и высокого уровней коммуникативных склонностей; равная степень выраженности низкого и высокого уровней организаторских способностей; описана стратегия развития педагогической одаренности, коммуникативных и организаторских склонностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коновалова Ольга Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of communicative and organizational inclinations of pedagogical clas-ses students as a component of pedagogical giftedness

The article is devoted to one of the urgent problems of modern psychological and pedagogical science and practice – the development of a special component of pedagogical giftedness, including communicative and organizational inclinations. The author presents an analysis of the concept of “pedagogical giftedness”, describes the structure of pedagogical giftedness of schoolchildren and characterizes communicative and organizational inclinations. The article presents the results of the analysis of diagnostic data of 124 students of specialized psychological and pedagogical classes. The author used the method “Commu-nicative and organizational inclinations” developed by V.V. Sinyavsky and B.A. Fedorishin as a psychodiagnostic tool. The levels of development of communicative and organizational inclinations are described. The predominance of very high and high levels of communicative inclinations is revealed. An equal degree of expression of low and high levels of organizational abilities is shown. A strategy for the development of pedagogical giftedness is described.

Текст научной работы на тему «Развитие коммуникативных и организаторских склонностей обучающихся педагогических классов как компонента педагогической одаренности»

10. Uglova A.B., Bogdanovskaja I.M. Nizomutdinova B.A., Mitrofanova A.V. Sootnoshenie real'noj i virtual'noj iden-tichnosti studencheskoj molodezhi (na primere avtomatizirovannogo analiza profilej v seti VKontakte) [The ratio of real and virtual identity of students (on the example of automated profile analysis on the VKontakte network)]. MirNauki. Pedagogika i psihologija [The world of science. Pedagogy and psychology], 2022, vol. 10.

11. Sharina K.A., Sharina K.A. Fenomen virtual'noj identichnosti [The phenomenon of virtual identity]. Vestnik Penzenskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of Penza State University], 2020, no. 4 (32), pp. 22-26.

12. Shnejder L.B., Hrustaleva V.V. Associativnyj test kak osnova konstruirovanija metodiki izuchenija social'noj identichnosti [Associative test as a basis for constructing a methodology for studying social identity]. Vestnik RMAT [ Vestnik RIAT], 2014, no. 83.

13. Shnejder L.B., Symanjuk V.V. Pol'zovatel' v informacionnoj srede: cifrovaja identichnost' segodnja [The user in the information environment: Digital identity today]. Psihologicheskie issledovanija [Psychological research], 2017, no. 10 (52).

14. Shul'ga T.I., Grigor'eva M.Ju. Izuchenie pozitivnoj identichnosti podrostkovogo i junosheskogo vozrastov [The study of the positive identity of adolescence and adolescence]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Serija: Psi-hologicheskie nauki [Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: Psychological Sciences], 2017, no. 4, pp. 80-93.

15. Marsia J. E. Identity in adolescence. Adelson J. (ed.) Handbook of adolescent psychology. New York: John Wiley, 1980, pp. 159-187.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

А.А. Жилина, ведущий специалист, ФБГОУ ВО «Тюменский индустриальный университет», г. Тюмень, Россия, e-mail: zhilinaaa@tyuiu.ru.

О.А. Селиванова, доктор педагогических наук, профессор, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», г. Тюмень, Россия, e-mail: towerred1966d@mail.ru. INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

A.A. Zhilina, Principal Specialist, Industrial University of Tyumen, Tyumen, Russia, e-mail: zhilinaaa@tyuiu.ru. O.A. Selivanova, Doctor of Pedagogical Sciences, Tyumen State University, Tyumen, Russia, e-mail: towerred1966d@mail.ru.

УДК 371.3 DOI: 10.52772/25420291_2023_4_30

Ольга Вячеславовна Коновалова г. Шадринск

Развитие коммуникативных и организаторских склонностей обучающихся педагогических классов как компонента педагогической одаренности

Статья посвящена одной из актуальных проблем современной психолого-педагогической науки и практики - вопросам развития специального компонента педагогической одаренности, включающего коммуникативные и организаторские склонности старшеклассников. Автором представлен анализ понятия «педагогическая одаренность», описана его структура, дана характеристика коммуникативных и организаторских склонностей школьников. Представлены результаты анализа данных диагностики 124 обучающихся профильных психолого-педагогических классов. В качестве психодиагностического инструментария выступила методика «Коммуникативные и организаторские склонности (КОС)», разработанная В.В. Синявским и Б.А. Федоришиным. Описаны уровни развития коммуникативных и организаторских склонностей. На основе диагностики у учащихся выявлено преобладание очень высокого и высокого уровней коммуникативных склонностей; равная степень выраженности низкого и высокого уровней организаторских способностей; описана стратегия развития педагогической одаренности, коммуникативных и организаторских склонностей.

Ключевые слова: одаренность, педагогическая одаренность, коммуникативные склонности, организаторские склонности, развитие коммуникативных и организаторских склонностей.

Olga Vyacheslavovna Konovalova

Shadrinsk

The development of communicative and organizational inclinations of pedagogical classes students as a component of pedagogical giftedness

The article is devoted to one of the urgent problems of modern psychological and pedagogical science and practice - the development of a special component of pedagogical giftedness, including communicative and organizational inclinations. The author presents an analysis of the concept of "pedagogical giftedness", describes the structure of pedagogical giftedness of schoolchildren and characterizes communicative and organizational inclinations. The article presents the results of the analysis of diagnostic data of 124 students of specialized psychological and pedagogical classes. The author used the method "Communicative and organizational inclinations" developed by V.V. Sinyavsky and B.A. Fedorishin as a psychodiagnostic tool. The levels of development of communicative and organizational inclinations are described. The predominance of very high and high levels of communicative inclinations is revealed. An equal degree of expression of low and high levels of organizational abilities is shown. A strategy for the development of pedagogical giftedness is described.

Keywords: giftedness, pedagogical giftedness, communicative inclinations, organizational inclinations, development of communicative and organizational inclinations.

Во время больших вызовов в обществе одной из острых проблем остается вопрос обеспечения современных образовательных организаций квалифицированными педагогами. Согласно данным Минпросвещения РФ в 2023 году интерес к педагогическим специальностям увеличился. Количество заявлений в профильные (педагогические) вузы выросло в три раза, однако по данным статистики, в среднем в России дефицит школьных учителей составляет до 4%. В Курганской области не хватает более 400 педагогов [5].

Анализируя причины нехватки квалифицированных педагогов, А.И. Данилова и Е.И. Казакова отмечают, что абитуриенты, поступающие в педагогические вузы, имеют низкую мотивацию к освоению педагогических специальностей [4]. Они часто выбирают такое направление подготовки из-за невысокого конкурса, по причине продолжения семейных традиций, нежелания противоречить воле родителей, поступления вместе с друзьями, а также получения любого высшего образования [13].

Для снижения дефицита педагогических кадров, повышения количества школьников, осознанно выбирающих профессию учителя, была разработана Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 г. [9], направленная на расширение сети классов (групп) психолого-педагогической направленности. Также разработана и реализуется Концепция профильных психолого-педагогических классов. Согласно второй концепции основной целью создания профильных психолого-педагогических классов является выявление педагогически одаренных школьников и их интеграция в профессиональное сообщество на этапе допрофессиональной подготовки [10]. В этой связи становится актуальным изучение развития педагогической одаренности и ее компонентов у обучающихся психолого-педагогических классов.

Подходы к понятию «пе,

Научная новизна исследования состоит в раскрытии дефиниции «педагогическая одаренность» и теоретическом обосновании структуры педагогической одаренности старшеклассников и возможности развития лидерского потенциала как одного из компонентов педагогической одаренности.

Практическая значимость исследования заключается в подборе и апробации комплекса психолого-педагогических методик, позволяющих выявить уровень сформированости компонентов педагогической одаренности, а так же разработке стратегии развития педагогической одаренности и ее компонентов у старшеклассников. Результаты нашего исследования могут быть использованы педагогами и психологами при организации обучения старшеклассников в профильных психолого-педагогических классах.

Цель исследования состоит в изучении коммуникативных и организаторских склоностей как компонента педагогической одаренности обучающихся психолого-педагогических классов.

Рассмотрим понятие «педагогическая одаренность» более подробно. Анализ изученной литературы показал, что в отечественной психологии существует два подхода к рассмотрению педагогической одаренности.

В рамках первого подхода, педагогическая одаренность рассматривается как наивысший уровень проявления педагогических способностей, который формируется в результате практической деятельности. Данной точки зрения придерживались Н.А. Аминов, Ф.Н. Гоноболина, Н.В. Кузьмина, Д.В. Ушаков и другие. Второй подход позволяет рассматривать педагогическую одаренность как предпосылку развития педагогических способностей. Подобную позиции можно встретить в работах Е.Ю. Илалтдиновой, Г.И. Руденко, Т.М. Хру-сталевой и других. В таблице 1 представлены позиции разных авторов по рассматриваемому вопросу.

Таблица 1

огическая одаренность»

Подход Автор(ы) Трактовка к дефиниции «педагогическая одаренность»

Как наивысший уровень пе-дагогиче-ских способностей Ф.Н. Гоноболина Педагогические способности проявляются в процессе общения, при взаимодействии педагога и ученика. Педагогическая одаренность наиболее ярко проявляется в способности педагога понимать внутренний мир ученика, его психологические особенности [16].

Н.В. Кузьмина Особого рода педагогическая чувствительность к различным объектам реальности, которые могут быть привлечены в учебно-воспитательный процесс в целях более эффективного воздействия на личность и получения за более короткий срок искомого педагогического результата [11].

В.А. Мазилов Качественное новообразование, возникающее в результате взаимодействия и интеграции способностей [12].

Предпосылка развития пе- Е.Е. Антонова Индивидуальный потенциал своеобразия внутренних (задатков), внешних (благоприятная социальная среда) и личностных предпосылок для развития способностей до уровня выше условно «среднего», благодаря которым можно достичь значительных успехов в педагогической деятельности [2].

дагогиче-ских способностей Е.Ю. Илалтдинова А.А. Федоров С.В. Фролова Психологическая предпосылка развития педагогических способностей, представляющую собой сложное взаимодействие универсальных и специальных компонентов, обеспечивающих потенциальную возможность достижения успеха в педагогической деятельности [16].

Т.М. Хрусталева Потенциальная возможность достижения успеха в сфере деятельности «человек — человек», которая формируется в процессе общения детей со сверстниками и взрослыми, в процессе их жизнедеятельности, т.е. является предпосылкой развития педагогических способностей [17].

О.В. Князева Интегральное личностное образование, основанное на общей одаренности и гуманистической позиции, обеспечивающей духовное наполнение профессии [8].

Таким образом, педагогическая одаренность рассматривается нами как совокупность общих и специальных способностей ребенка, составляющих потенциал его психического развития, благоприятного для педагогического труда и являющегося предпосылкой развития способностей более высокого уровня - педагогических способностей и мастерства [14].

Важным остается вопрос о структуре педагогической одаренности. Е.Е. Антонова, предложила структуру педагогической одаренности, которая состоит из ядра одаренности и факторов, влияющих на уровень проявления основных компонентов ядра одаренности [2]. По мнению автора, ядро одаренности объединяет общие и/или специальные способности, развитые на уровне выше среднего, позволяющие более эффективно овладевать знаниями, умениями и навыками; креативность, направленность личности на определенный вид деятельности как желание работать именно в этой сфере.

Структура педаго!

К факторам, влияющим на уровень проявления основных компонентов ядра одаренности, Е.Е. Антонова относит наследственные данные (задатки), среду (образовательное пространство, которое содействует развитию способностей); воспитательное влияние; опыт выполняемой деятельности; особенности эмоционально-волевой сферы; наличие системы ценностей (реалистичной «Я» -концепции и внутренней мотивации) [2]

В работах Г.И. Руденко педагогическая одаренность включает такие составляющие как «.. .педагогические склонности, творческость, активность, уровень развития познавательных процессов, артистизм, речевые способности, социальный интеллект, способность адаптировать материал соответственно возрасту, коммуникативные и организаторские склонности, эмпатию и культуру взаимодействия» [15, с. 6].

Результаты проведенного анализа структуры педагогической одаренности представлены в таблице 2.

Таблица 2

еской одаренности

Автор(ы) Структурные компоненты педагогической одаренности

Е.Е. Антонова - ораторские способности; - способность излагать свои мысли в научных трудах; - любовь к детям; - креативность; - интеллектуальные способности; - личностные качества (работоспособность, настойчивость, сила воли, способность все начать с начала); - профессиональная направленность [2].

Н.А. Аминов - лабильность нервной системы; - слабость нервной системы; - выраженность коммуникативных способностей; - активированность нервных процессов [1].

Ф.Н. Гоноболина - способность делать учебный материал доступным учащимся; - понимание учителем ученика; - творчество; - педагогическое волевое влияние на детей; - способность организовывать детский коллектив; - интерес к детям; - содержательность и яркость речи; - педагогический такт; - способность связывать учебный материал с реальностью; - наблюдательность по отношению к детям;

- педагогическая требовательность [16].

Е.Ю. Илалтдинова А.А. Федоров С.В. Фролова универсальные компоненты: - креативность; - активность; - уровень развития познавательных процессов; специальные компоненты: - педагогические способности; - коммуникативные склонности; - организаторские склонности; - артистизм; - речевые способности; - эмпатия; - интерес к педагогической деятельности [16].

Н.В. Кузьмина - конструктивные способности; - организаторские способности; - коммуникативные способности - гностические способности [11].

Т.М. Хрусталева - эмпатия; - речевые, коммуникативные и организаторские способности; - социальный интеллект; - культура взаимодействия, артистизм; - способность адаптировать материал соответственно возрасту [18].

О.В. Князева - мотивационный компонент; - креативный компонент; - когнитивный компонент [8].

Е.И. Зарипова, Н.С. Макарова - интеллект (уровень развития познавательных процессов); - речевые способности; - организаторские склонности; - коммуникативные склонности; - эмпатия; - артистизм; - креативность; - интерес к педагогической деятельности [6].

Обобщая взгляды, представленные выше, нами была описана структура педагогической одаренности старшеклассников, включающая личностный, универсальный и специальный компоненты.

Личностный компонент включает формально-динамические свойства (психомоторная активность, интеллектуальная активность, коммуникативная активность, общая эмоциональность) и личностные свойства и состояния (общительность, доминантность, смелость, экстраверсия, самоконтроль, интерес к педагогике).

Универсальный компонент педагогической одаренности объединяет интеллектуальный потенциал (мнемические способности, способности к анализу и синтезу, обобщению, сравнению, логическому умозаключению, к предвосхищению результатов) и творческий потенциал (склонность к риску, любознательность, интерес к сложным явлениям, способность решать сложные проблемы, стремление к новизне).

Специальный компонент проявляется в лидерском потенциале (коммуникативные и организаторские склонности) и коммуникативно-речевом

потенциале (связность, содержательность, понятность, действенность речи).

Коммуникативные и организаторские склонности как структурный компонент педагогической одаренности, описан в работах Н.А. Аминова, Е.Ю. Илалтдинова, Н.В. Кузьминой, Т.М. Хруста-левой и других авторов.

Исследование коммуникативных склонностей можно встретить в работах Т.П. Абакировой, В.В. Бурлакова, Г.С. Васильева, Н.А. Воробьевой, Э.А. Голубевой, Н.И. Касаревой, Н.В. Кузьминой, А.Б. Кулаковой, Л.М. Митиной и других. Коммуникативные склонности рассматриваются как потребность в установлении социальных контактов с другими людьми, стремление приходить к взаимопониманию с участниками взаимодействия вне зависимости от характеристик ситуации [7].

Проблемой изучения организаторских склонностей занимались Л.И. Уманский, О.А. Катков, Н.В. Обидин и другие. Организаторские склонности рассматривается как потребность личности к осуществлению организаторской деятельности, с принятием на себя ответственности за результаты

коллективной работы, переживание положительных эмоций при выполнении роли лидера [7].

В.В. Синявский и Б.А. Федоришин выделили уровни развития коммуникативных и организаторских склонностей [3].

1. Высший уровень организаторских и коммуникативных склонностей указывает на стремление школьников к общению как деятельности, к желанию активно участвовать в организации различных форм активности. Испытуемые способны быстро ориентироваться в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами, могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать разные игры, мероприятия. Настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они часто проявляют инициативу.

2. Испытуемые, показавшие высокий уровень коммуникативных и организаторских склонностей, характеризуются умением свободно ориентироваться в новой обстановке, быстро находить друзей; постоянным стремлением расширять круг своих знакомых, заниматься общественной деятельностью, помогать близким, друзьям. Они проявляют инициативу в общении, с удовольствием участвуют в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации.

3. Средний уровень у респондентов проявляется в стремлении контактировать с людьми, не ограничивать круг знакомств, отстаивать свое мнение, планировать работу, однако потенциал их

Среднее значение показателей коммуни

склонностей не отличается высокой устойчивостью.

4. Уровень ниже среднего характерен для школьников, которые не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе; предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают знакомства; испытывают трудности в установлении контактов с людьми и при выступлении перед аудиторией; плохо ориентируются в незнакомой ситуации; не отстаивают своего мнения, тяжело переживают обиды; проявление инициативы в общественной деятельности крайне снижено; во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.

5. Низший уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей авторами описан не был.

Исследовательская часть. С целью определения уровня сформированное™ коммуникативных и организаторских склонностей у обучающихся психолого-педагогических классов нами была проведена диагностика с помощью методики «Коммуникативные и организаторские склонности (КОС)», разработанная В.В. Синявским и Б.А. Фе-доришиным. Выборку составили 124 обучающихся психолого-педагогических классов Курганской области (34 юноши, 90 девушек).

Анализ данных, полученных в ходе исследования, показал, что у обучающихся психолого-педагогических классов организаторские склонности выражены сильнее, чем коммуникативные, что в полной мере соответствует данным, полученным ранее при диагностике старшеклассников. Результаты представлены в таблице 3.

Таблица 3

гивных и организаторских склонностей

Склонности В общем по выборке (макс. 1) Ю (n = 34) Д (n = 90)

коммуникативные 0,61 0,65 0,59

организаторские 0,64 0,63 0,64

Из таблицы 3 следует, что у старшеклассников уровень сформированности коммуникативных склонностей выше, чем у старшеклассниц. В проявлении организаторских склонностей степень выраженности по данной шкале между юношами и девушками схожа.

Для определения наличия значимых различий в проявлении коммуникативных и организаторских склонностей нами был использован ^ критерий Стьюдента. Установлено, что значимых различий между юношами и девушками в проявлении коммуникативных и организаторских склонностей нет.

Полученные данные позволили распределить испытуемых по группам, в зависимости от уровня сформированности коммуникативных склонностей. Так, 22,5 % обучающихся имеют низкий уровень коммуникативных склонностей. Им не комфортно

взаимодействовать с окружающими, сложно вступать в межличностные контакты, что приводит к осознанному ограничению круга общения.

18,5% юношей и девушек продемонстрировали уровень ниже среднего. Им трудно устанавливать контакты с другими людьми, поэтому чаще они стремятся к уединению, нежели к шумным компаниям.

Учащиеся профильных психолого-педагогических классов, отнесенные к данной группе, время от времени проявляют стремление общаться со взрослыми и сверстниками, могут отстаивать свою точку зрения, что указывает на средний уровень развития коммуникативных склонностей. Данную группу составили 17,6% старшеклассников.

У 12 % испытуемых - высокий уровень коммуникативных склонностей. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, стремятся

расширить круг своих знакомых, помогают близким и друзьям, проявляют инициативу в общении, способны принимать решения в трудных, нестандартных ситуациях.

Наибольшую группу (29,4 %) составили обучающихся педагогических классов с очень высоким уровнем развития коммуникативных склонностей. Испытуемые, отнесенные к данной группе,

Уровневые показатели коммуникатив

имеют устойчивую потребность в общении. Они легко разрешают конфликтные ситуации, трудности в коммуникации, комфортно чувствуют себя в новом коллективе, являются инициатором взаимодействия.

Полученные данные представлены в таблице 4.

Таблица 4

х и организаторских склонностей, в %

Склонности Уровни В общем по выборке М (n = 34) Д (n = 90)

Коммуникативные очень высокий 29,4 38,3 27,7

высокий 12 8,8 12,2

средний 17,6 14,7 18,9

ниже среднего 18,5 23,5 15,6

низкий 22,5 14,7 25,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Организаторские очень высокий 15,3 14,7 17,8

высокий 25 26,5 23,3

средний 12,2 11,8 8,9

ниже среднего 12,1 2,9 17,8

низкий 35,4 44,1 32,2

Анализ результатов по шкале «Организаторские склонности» показал, что наибольшую группу составили испытуемые, имеющие низкий уровень организаторских способностей (35,4 % обучающихся в педагогических классах). Им сложно самостоятельно принимать решение, они не стремятся занимать лидирующие позиции в группе, не хотят нести ответственность за членов группы, отстаивать собственную точку зрения.

12,1 % юношей и девушек демонстрировали уровень ниже среднего. Им не комфортно находится в новом коллективе. Они хорошие исполнители, им сложно генерировать собственные идеи. Инициативу, юноше и девушки, отнесенные к данной группе, проявляют крайне редко. Самостоятельные решения принимать им очень сложно.

Средний уровень выявлен у 12,2 % респондентов. Они с удовольствием занимаются организацией мероприятий, способны генерировать собственные идеи, однако в сложной ситуации теряются, что приводит к неспособности проявлять лидерские качества.

Высокий уровень имеют 25 % обучающихся. Они активны, инициативны, способно решать сложные задачи, легко справляются с нестандартными ситуациями.

15,3 % обучающихся быстро ориентируются в трудных ситуациях. Непринужденно ведут себя в новом коллективе. Инициативны. Принимают самостоятельные решения. Отстаивают свое мнение и добиваются важного для себя решения. Любят организовывать игры, различные мероприятия. Настойчивы в деятельности.

Таким образом, проведенное нами исследование коммуникативных и организаторских склонностей как компонента педагогической одаренности показало, что значительная группа обучающихся

имеет низкий уровень и уровень ниже среднего, что указывает на необходимость развития данного компонента.

В ходе реализации государственного задания Министрерства просвещения РФ на выполнение фундаментальной научно-исследовательской работы по теме «Стратегии и тактики развития педагогической одарённости старшеклассников» нами была разработана стратегия становления педагогической одаренности старшеклассников и ее компонентов, которая включает следующие направления:

1. Набор детей в психолого-педагогические классы на основе интереса к педагогике и психологии.

2. Составление индивидуального профиля педагогической одаренности школьников.

3. Введение элективного курса «Психология педагогических способностей».

4. Социально-педагогическая практика обучающихся.

5. Подготовка обучающимися психолого-педагогических проектов.

6. Оценка изменений в профиле педагогической одаренности.

Для развития показателей коммуникативных и организаторских склонностей нами были разработаны и представлены уроки для раздела «Лидерские способности педагога», вошедшего в элективный курс «Психология педагогических способностей»

Реализация данного раздела направлена на формирование представления о коммуникативных процессах в педагогической деятельности, о социальной перцепции, об имидже педагога и приемов его создания, самопрезентации в деятельности педагога, на развитие навыков восприятия партнера по общению и организаторских способностей.

Каждое занятие имеет следующую структуру. Вводная часть, направленная на формирование у

35

обучающихся настроя на занятие. Приведем перечень игр и упражнений, используемых в данной части: упражнение «Оптимальное общение», «Все мы особые», «Узнай меня!», «Взаимные презентации», «Семейная фотография».

Теоретическая часть предполагает раскрытие теоретических аспектов темы занятия в форме мини-лекции.

Приведем пример варианта мини-лекции из занятия на тему «Имидж педагога».

.. .«Слово «имидж» переводится как образ, визуальная привлекательность личности, ее самопрезентация, конструирование человеком своего образа для других.

В процессе становления имиджа формируется стереотип, т.е. обобщенный и упрощенный образ другого человека.

Из чего состоит имидж?

1. Габитарный имидж, включает следующие компоненты: конституция (телосложение); прическа, одежда, предметы, которые педагог носит с собой на работе (портфель, авторучки, папки, записные книжки и т.п.), привычные действия, походка.

2. Вербальный имидж - речь педагога, активный словарь, который использует человек.

3. Невербальный имидж - это вся информация, передаваемая человеком на невербальном уровне.

Выделяют несколько этапов формирования имиджа: 1) формулировка имиджевых целей, т.е. необходимо четко осознать, что хотим донести окружающим своим имиджем; 2) анализ аудитории - кто будет воспринимать предлагаемый образ; 3) создание идеи позитивного образа педагога; 4) реализация идеи по созданию позитивного образа педагога; 5) оценка состояния имиджа, контроль за реализацией программ.

Каждому педагогу необходимо научиться создавать первое впечатление о себе при контакте с обучающимися, а также при деловых встречах и презентациях».

Практическая часть включает методы обучения (имитационные игры, деловые игры, самопрезентация), позволяющие реализовать полученные знания на практике. Например, на занятии, посвященном социальной перцепции, нами были использованы следующие игры и упражнения: «Механизмы социальной перцепции», «Не в своих санях», «На что походе настроение».

Более подробно остановимся на упражнении «Образ».

Цель упражнения - развитие навыка восприятия физических и поведенческих характеристик.

Школьникам было необходимо посмотреть на картину (рис. 1), содержащую сцены школьной жизни и рассказать о ее героях, пользуясь вопросами - подсказками:

Рис. 1. Кадр из фильма «Класс коррекции» (2014 г.), режиссер Иван Твердовский Что чувствует? По каким признакам по-

няли?

- Каким видит себя герой?

- Каким его видят окружающие?

- Какими качествами обладает герой?

- Что помогает понять собеседника? Заключительная часть направлена на рефлексию и подведение итогов занятия.

Каждое занятие содержит вариативную часть. Это позволяет более эффективно осуществлять подход к каждому учащемуся педагогических классов с учетом их индивидуальных особенностей.

Предполагается использовать индивидуальную, групповую и фронтальную формы организации учебного процесса.

Разработка и реализация занятий осуществлялась на следующих принципах:

Принцип деятельности. Развитие коммуникативных и организаторских способностей осуществляется в процессе игр и упражнений, которые позволили развивать навыки и умения, необходимые для педагога.

Принцип развития. Ориентация на ведущий вид деятельности.

Принцип усложнения. Развитие способностей осуществляется от простых пробно-профессиональных действий к более сложным.

Принцип активности и инициативности предполагает поощрение инициатив педагогически одаренных школьников в постановке и решении педагогических проблем.

Закрепление навыком педагогического общения и лидерских умений предполагается осуществлять в ходе игры «Педагогический старт», прохождения социально-педагогической практики обучающихся, подготовки и реализации психолого-педагогических проектов.

Заключение. Таким образом, проведенное нами исследование показало, что педагогическая одаренность является сложным многокомпонентным образованием, включающее в себя личностные

свойства и состояния, формально-динамические свойства, интеллектуальный и творческий потенциал, коммуникативно-речевой потенциал, а так же коммуникативные и организаторские склонности.

Проведенное исследование с применением психолого-педагогического инструментария показало, что у старшеклассников, обучающихся в профильных психолого-педагогических классах, имеют очень высокие и высокий уровень коммуникативных склонностей. Так же почти в равной степени представлен низкий и высокий уровни организаторских способностей. Значимых различий в показателях между юношами и девушками не обнаружено.

Применение комплекса специально разработанных занятий могут способствовать более эффективному развитию коммуникативных, организаторских склонностей и педагогической одаренности старшеклассников в целом.

Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения РФ на выполнение фундаментальной научно-иссле-довательскойработы по теме «Стратегии и тактики развития педагогической одарённости старшеклассников» № 073-00022-23-02 от 31.07.2023

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Аминов, Н.А. Природные предпосылки общительности у школьников педагогических классов / Н.А. Аминов, Е.П. Гусева, И.А. Левочкина. - Текст : непосредственный // Новые исследования в психологии. - 1986. - № 2. - С. 46-49.

2. Антонова, Е.Е. Теоретические подходы к построению структуры педагогической одаренности / Е.Е. Антропова.

- Текст : непосредственный // Вектор науки Тальятинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2010. - № 2 (2). - С. 13-17.

3. Батаршев, А.В. Диагностика способности к общению / А.В. Батаршев. - Санкт- Петербург : Питер, 2006. - 176 с.

- Текст : непосредственный.

4. Данилова, А.И. Педагогическая одарённость школьников: в поисках определения и путей развития / А.И. Данилова, Е.И. Казакова. - Текст : непосредственный // Человек и образование. - 2019. - № 1 (58). - С. 28-35.

5. Дефицит школьных учителей в регионах России составил в среднем менее 4% // ТАСС : информ. агенство. -URL: https://tass.ru/obschestvo/19056015 (дата обращения: 24.11.2023).

6. Зарипова, Е.И. Эффективность деятельности педагогического класса: критерии, показатели, способы диагностики / Е.И. Зарипова, Н.С. Макарова. - Текст : непосредственный // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2021. - № 4 (73). - С. 26-35.

7. Илалтдинова, Е.Ю. Педагогическая одаренность и педагогический интеллект: проектирование теоретико прикладных подходов / Е.Ю. Илалтдинова, В.В. Кисова. - Текст : непосредственный // Вестник Мининского университета.

- 2018. - Т.6, № 4 (25). - С. 9-25.

8. Князева, О.В. Развитие педагогической одаренности будущих учителей начальных классов в художественно-творческой деятельности : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 13.00.08 / Князева Олена Владимировна. - Волгоград, 2005. - 32 с. - Текст : непосредственный.

9. Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года. - Москва, 2021.

- 18 с. - Текст : непосредственный.

10. Концепция профильных психолого-педагогических классов. - Москва, 2021. - 64 с. - Текст : непосредственный.

11. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н.В. Кузьмина. - Москва : Высшая школа, 1990. - 119 с. - Текст : непосредственный.

12. Мазилов, В.А. Исследование педагогических способностей и стратегий формирования педагогической одаренности / В.А. Мазилов. - Текст : непосредственный // Ярославский педагогический вестник. - 2020. - № 4 (115). - С. 96-106.

13. Пушкарева, Л.Г. Размышления о карьере (по данным опроса молодежи) / Л.Г. Пушкарева, А. Мусин // Концепт : науч.-метод. электрон. журн. - 2014. - № S2. - С. 16-20. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14518.htm (дата обращения: 24.11.2023).

14. Ранняя педагогическая одаренность : монография / Л.И. Пономарёва, Е.А. Быкова, Е.А. Волгуснова [и др.] ; Шадр. гос. пед. ун-т, Ин-т психологии и педагогики, Каф. психологии и пед. психологии. - Курск : Университетская книга, 2022. - 227 с. - Текст : непосредственный.

15. Руденко, Г.И. Педагогическая одаренность в структуре интегрально индивидуальности (на материале школьников разного пола и возраста) : дис. .. .канд. психол. наук : 19.00.01 / Руденко Галина Ивановна. - Пермь, 1996. - 182 с.

- Текст : непосредственный.

16. Федоров, А.А. Педагогическая одаренность: психолого-педагогическое решение выявления, отбора и сопровождения / А.А. Федоров, Е.Ю. Илалтдинова, С.В. Фролова. - Текст : электронный // Перспективы науки и образования.

- 2019. - № 1 (37). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-odarennost-psihologo-pedagogicheskie-resheniya-vyyavleniya-otbora-i-soprovozhdeniya (дата обращения: 15.11.2023).

17. Хрусталева, Т.М. Педагогическая одаренность школьников: теоретические основания и эмпирическое исследование / Т.М. Хрусталева. - Текст : непосредственный // Вектор наука Тальятинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2012. - № 1 (8). - С. 312-315.

18. Хрусталева, Т.М. Психологическая характеристика педагогической одаренности: природа, структура, развитие: исследования педагогической одаренности школьников в специализированных (педагогических) классах / Т.М. Хру-сталева. - Текст : непосредственный // Образование и наука. - 2001. - № 6. - С. 116-126.

REFERENCES

1. Aminov N.A. Guseva E.P., Levochkina I.A. Prirodnye predposylki obshhitel'nosti u shkol'nikov pedagogicheskih klassov [The natural prerequisites for sociability in schoolchildren of pedagogical classes]. Novye issledovanija v psihologii [New research in psychology], 1986, no. 2, pp. 46-49.

2. Antonova E.E. Teoreticheskie podhody k postroeniju struktury pedagogicheskoj odarennosti [Theoretical approaches to the construction of the structure of pedagogical giftedness]. Vektor nauki Taljatinskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Pedagogika, psihologija [The vector of science of Tagliata State University. Series: Pedagogy, psychology], 2010, no. 2 (2), pp. 13-17.

3. Batarshev A.V. Diagnostika sposobnosti k obshheniju [Diagnostics of the ability to communicate]. Sankt- Peterburg: Piter, 2006. 176 p.

4. Danilova A.I., Kazakova E.I. Pedagogicheskaja odarjonnost' shkol'nikov: v poiskah opredelenija i putej razvitija [Pedagogical giftedness of schoolchildren: in search of definition and ways of development]. Chelovek i obrazovanie [People and education], 2019, no. 1 (58), pp. 28-35.

5. Deficit shkol'nyh uchitelej v regionah Rossii sostavil v srednem menee 4% [The shortage of school teachers in the regions of Russia averaged less than 4%]. TASS: inform. agenstvo [ТАСС]. URL: https://tass.ru/obschestvo/19056015 (Accessed 24.11.2023).

6. Zaripova E.I., Makarova N.S. Jeffektivnost' dejatel'nosti pedagogicheskogo klassa: kriterii, pokazateli, sposoby diagnos-tiki [The effectiveness of the teaching class : criteria, indicators, diagnostic methods]. Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Surgut State Pedagogical University Bulletin], 2021, № 4 (73), pp. 26-35.

7. Ilaltdinova E.Ju., Kisova V.V. Pedagogicheskaja odarennost' i pedagogicheskij intellekt: proektirovanie teoretiko pri-kladnyh podhodov [Pedagogical giftedness and pedagogical intelligence: designing theoretical and applied approaches]. Vest-nikMininskogo universiteta [Vestnik of Minin University], 2018, vol. 6, no. 4 (25), pp. 9-25.

8. Knjazeva O.V. Razvitie pedagogicheskoj odarennosti budushhih uchitelej nachal'nyh klassov v hudozhestvenno-tvorcheskoj dejatel'nosti. Avtoref. dis. kand. psihol. nauk [Development of pedagogical giftedness of future primary school teachers in artistic and creative activities. Ph. D. (Psychology) thesis]. Volgograd, 2005. 32 pp.

9. Koncepcija podgotovki pedagogicheskih kadrov dlja sistemy obrazovanija na period do 2030 goda [The concept of teacher training for the education system for the period up to 2030]. Moscow, 2021. 18 p.

10. Koncepcija profil'nyh psihologo-pedagogicheskih klassov [The concept of specialized psychological and pedagogical classes]. Moscow, 2021. 64 p.

11. Kuz'mina N.V. Professionalizm lichnosti prepodavatelja i mastera proizvodstvennogo obuchenija [Professionalism of the personality of the teacher and the master of industrial training]. Moscow: Vysshaja shkola, 1990. 119 p.

12. Mazilov V.A. Issledovanie pedagogicheskih sposobnostej i strategij formirovanija pedagogicheskoj odarennosti [Research of pedagogical abilities and strategies for the formation of pedagogical giftedness]. Jaroslavskijpedagogicheskij vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin], 2020, no. 4 (115), pp. 96-106.

13. Pushkareva L.G., Musin A. Razmyshlenija o kar'ere (po dannym oprosa molodezhi) [Reflections on a career (according to a youth survey)]. Koncept: nauch.-metod. jelektron. zhurn. [Concept], 2014, no. S2, pp. 16-20. - URL: http://e-kon-cept.ru/2014/14518.htm (Accessed 24.11.2023).

14. Ponomarjova L.I., Bykova E.A., Volgusnova E.A., et al. Rannjaja pedagogicheskaja odarennost': monografija Early pedagogical giftedness]. Kursk : Universitetskaja kniga, 2022. - 227 p.

15. Rudenko G.I. Pedagogicheskaja odarennost' v strukture integral'no individual'nosti (na materiale shkol'nikov raznogo pola i vozrasta). Dis. kand. psihol. nauk [Pedagogical giftedness in the structure of integral individuality (based on the material of schoolchildren of different genders and ages). Ph. D. (Psychology) thesis]. Perm', 1996. 182 p.

16. Fedorov A.A., Ilaltdinova E.Ju., Frolova S.V. Pedagogicheskaja odarennost': psihologo-pedagogicheskoe reshenie vyjavlenija, otbora i soprovozhdenija [Pedagogical giftedness: a psychological and pedagogical solution for identification, selection and support]. Perspektivy nauki i obrazovanija [Prospects of science and education], 2019, no. 1 (37). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-odarennost-psihologo-pedagogicheskie-resheniya-vyyavleniya-otbora-i-soprovozhdeniya (Accessed 15.11.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Hrustaleva T.M. Pedagogicheskaja odarennost' shkol'nikov: teoreticheskie osnovanija i jempiricheskoe issledovanie [Pedagogical giftedness of schoolchildren: theoretical foundations and empirical research]. Vektor nauka Tal'jatinskogo gosu-darstvennogo universiteta. Serija: Pedagogika, psihologija [Vector science of Tagliata State University. Series: Pedagogy, psychology], 2012, no. 1 (8), pp. 312-315.

18. Hrustaleva T.M. Psihologicheskaja harakteristika pedagogicheskoj odarennosti: priroda, struktura, razvitie: issledovanija pedagogicheskoj odarennosti shkol'nikov v specializirovannyh (pedagogicheskih) klassah [Psychological characteristics of pedagogical giftedness: nature, structure, development: studies of pedagogical giftedness of schoolchildren in specialized (pedagogical) classes]. Obrazovanie i nauka [Education and Science], 2001, no. 6, pp. 116-126.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

О.В. Коновалова, кандидат психологических наук, доцент кафедра психологии развития и педагогической психологи, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: olgak1997@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

O.V. Konovalova, Ph. D. in Psychology, Associate Professor, Department of Developmental Psychology and Educational Psychology, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: olgak1997@mail.ru

УДК 371.3:811 DOI: 10.52772/25420291_2023_4_39

Светлана Станиславовна Куклина, Дарья Андреевна Мальшакова

г. Киров

Система средств оснащения информационно-коммуникационной образовательной среды для обучения школьников иноязычному аудированию

В центре внимания статьи находится информационно-коммуникационная образовательная среда, созданная для обучения иноязычному аудированию старшеклассников, Целью статьи является выявление средств оснащения ресурсного компонента информационно-коммуникационной образовательной среды и объединение их в систему, чтобы повысить эффективность обучения иноязычному аудированию современных школьников. В ходе ее достижения, во-первых, дана характеристика технической и мультимедийной составляющих ресурсного компонента среды, с помощью которого происходит наполнение содержания аудиотекстов и приемов работы с ними. Во-вторых, выявлены внешние (целевое назначение этапов работы с аудиотекстом) и внутренние (особенности старшеклассников как субъектов среды) факторы, которые влияют на отбор мультимедийных средств и их содержательное наполнение. В-третьих, разработана система средств оснащения информационно-коммуникационной образовательной среды для обучения старшеклассников иноязычному аудированию и проведена ее опытная проверка. Материал статьи будет полезен тем, кто изучает вопросы оснащения информационно-коммуникационной образовательной среды для обучения иноязычной речевой деятельности на разных ступенях иноязычного образования.

Ключевые слова: информационно-коммуникационная образовательная среда, технические и мультимедийные средства оснащения, иноязычное аудирование, система средств оснащения, общеобразовательная школа.

Svetlana Stanislavovna Kuklina, Dariya Andreyevna Malshakova

Kirov

Equipping means system of an information and communication educational environment for teaching foreign language listening to high school students

The focus of the article is the information and communication educational environment created for teaching foreign language listening to high school students. The purpose of the article is to identify means of equipping the resource component of the information and communication educational environment and combining them into a system to increase the effectiveness of teaching foreign language listening to modern high school students. To achieve it, firstly, a description is given of the technical and multimedia components of the resource element of the environment, with the help of which the content of audio texts and methods of working with them are filled. Secondly, external (the purpose of the stages of working with audio text) and internal (features of high school students as subjects of the environment) factors that influence the selection of multimedia tools and their content have been identified. Thirdly, a system of means of equipping an information and communication educational environment for teaching foreign language listening to high school students has been developed, and its experimental testing has been carried out. The material in the article will be useful to those who study the issues of equipping an information and communication educational environment for teaching foreign language speech activity at different levels of foreign language education.

Keywords: information and communication educational environment, technical and multimedia equipment, foreign language listening, system of equipment, high school.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.