Научная статья на тему 'Исследование коммуникативной и организаторской склонности у старшеклассников как специального компонента их педагогической одаренности'

Исследование коммуникативной и организаторской склонности у старшеклассников как специального компонента их педагогической одаренности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
одаренность / педагогическая одаренность / коммуникативные способности / организаторские способности / giftedness / pedagogical talent / communication skills / organizational skills

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ольга Вячеславовна Коновалова

В статье представлены результаты изучения коммуникативной и организаторской способностей как компонентов педагогической одаренности. Автором проведен анализ подходов к понятию «педагогическая одаренность», дана характеристика коммуникативных и организаторских способностей. Представлены результаты исследования, проведенного на базе образовательных организаций г. Шадринска с обучающимися 10 классов. Выявлено преобладание коммуникативных и организаторских способностей у юношей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ольга Вячеславовна Коновалова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study of the communicative and organizational inclination of high school students as a special component of their pedagogical talent

The article presents the results of the study of communicative and organizational skills as components of pedagogical giftedness. The author analyzes approaches to the concept of “pedagogical talent”, characterizes communicative and organizational skills. The author presents the results of a study conducted in Shadrinsk educational organizations among 10th grade students. The study shows the predominance of communicative and organizational skills among young men.

Текст научной работы на тему «Исследование коммуникативной и организаторской склонности у старшеклассников как специального компонента их педагогической одаренности»

PEDAGOGY

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

О.М. Коморникова, кандидат социологических наук, доцент кафедры филологии и социогуманитарных дисциплин, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: olya.orexovo@yandex.ru, ORCID: 0000-0001-5048-3627.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

O.M. Komornikova, Ph. D. in Sociological Sciences, Associate Professor, Department of Philology, Social Sciences and the Humanities, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, ORCID: 0000-0001-5048-3627.

УДК 159.9 DOI: 10.52772/25420291_2022_4_43

Ольга Вячеславовна Коновалова г. Шадринск

Исследование коммуникативной и организаторской склонности у старшеклассников как специального компонента их педагогической одаренности

В статье представлены результаты изучения коммуникативной и организаторской способностей как компонентов педагогической одаренности. Автором проведен анализ подходов к понятию «педагогическая одаренность», дана характеристика коммуникативных и организаторских способностей. Представлены результаты исследования, проведенного на базе образовательных организаций г. Шадринска с обучающимися 10 классов. Выявлено преобладание коммуникативных и организаторских способностей у юношей.

Ключевые слова: одаренность, педагогическая одаренность, коммуникативные способности, организаторские способности

Olga Vyacheslavovna Konovalova

Shadrinsk

The study of the communicative and organizational inclination of high school students as a special component of their pedagogical talent

The article presents the results of the study of communicative and organizational skills as components of pedagogical giftedness. The author analyzes approaches to the concept of "pedagogical talent", characterizes communicative and organizational skills. The author presents the results of a study conducted in Shadrinsk educational organizations among 10th grade students. The study shows the predominance of communicative and organizational skills among young men.

Keywords: giftedness, pedagogical talent, communication skills, organizational skills.

В настоящее время достаточно остро встает вопрос о подготовке будущих педагогов. С целью повышения интереса к профессии педагог была разработана и реализуется на практике концепция профильных психолого-педагогических классов, предполагающая раннее выявление и развитие педагогической одаренности у школьников.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что дефиниция «педагогическая одаренность» может быть рассмотрена с двух позиций: как проявление высокого уровня развития педагогических способностей (Н.А. Аминов, Ф.Н. Гоноболин, Д.В. Ушаков) и как предпосылка развития педагогических способностей в деятельности (Е.Ю. Илалтдинова, Г.И. Руденко, Т.М. Хру-сталева).

Н.А. Аминов выделил характеристики педагогической одаренности:

- консервативные качества, не поддающиеся тренировке и неконсервативные, которые изменяются под действием обучения;

- компенсируемые показатели отличаются тем, что их низкий уровень, может быть скорректирован высоким уровнем других показателей; некомпенсируемые - не корректируются другими показателями [1].

В своем исследовании мы опирались на понимание педагогической одаренности как потенциальной возможности достижения успеха в сфере деятельности «человек — человек», которая формируется в процессе общения детей со сверстниками и взрослыми, в процессе их жизнедеятельности (Т.М. Хрусталева) [9].

В литературе представлены различные варианты структуры педагогической одаренности. Так, Г.И. Руденко к компонентам педагогической одаренности относит социальную импровизацию (педагогические склонности, творческость, артистизм, речевые способности, социальный интеллект, способность адаптировать материал соответственно возрасту); процессуальные характеристики взаимодействия (коммуникативные и организаторские способности, культура взаимодействия) и направленность интеллекта на себя [6].

Т.М. Хрусталева в структуре педагогической одаренности выделяет следующие компоненты [9]: педагогические склонности, творческость, активность, уровень развития познавательных процессов, артистизм, речевые способности, социальный интеллект, способность адаптировать материал, коммуникативные склонности, организаторские склонности, эмпатия, педагогический интерес.

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. no. 4 (56) 2022

ПЕДАГОГИКА

Ряд авторов (А.А. Федоров, Е.Ю. Илалтдинова, С.В. Фролова) выделили универсальные и специальные компоненты педагогической одаренности. К универсальной составляющей отнесены - креативность, активность, уровень развития познавательных процессов. Педагогические способности, коммуникативные и организаторские склонности, артистизм, речевые способности, эмпатия, интерес к педагогической деятельности относятся к специальному компоненту педагогической одаренности [8].

Анализ подходов отечественных психологов показал, что в специальный компонент педагогической одаренности включают коммуникативные и организаторские склонности, либо коммуникативные и организаторские способности. Склонность - это «избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься» [2]. Способности - свойства психологических функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющиеся в успешности и своеобразии усвоения и реализации той ли иной деятельности (В. Д. Шадриков.) [2]. Без склонностей способности не развиваются, но наличие склонностей не гарантирует развитие способностей. Вслед за Э.А. Го-лубевой, мы считаем, что склонности и способности совпадают, т.к. их объединяет индивидуальная выраженность активности и ее регуляция [7].

Проблемой изучения коммуникативных склонностей занимались Т.П. Абакирова, В.В. Бурлаков, Г.С. Васильев, Н.А. Воробьева, Э.А. Голу-бева, Н.И. Карасева, Н.В. Кузьмина, А.Б. Кулакова, Л.М. Митина и другие.

Коммуникативные склонности - потребность устанавливать социальные контакты с другими людьми, приходить к взаимопониманию с ними в разных ситуациях социального взаимодействия [8].

Среднее значения показателей коммуни

Коммуникативные способности, с точки зрения В.А. Крутецкого, включают способность найти правильный подход к учащимся, наличие педагогического такта [3]. Н.В. Кузьмина описывала коммуникативные педагогические способности как способности владения способам установления взаимоотношений с учащимися на основе авторитета и доверия [4,5].

Исследования организаторских способностей встречаются в работах Л.И. Уманского, О.А. Катков, Н.В. Обидина и другие.

Организаторские склонности - потребность личности к осуществлению организаторской деятельности, с принятием на себя ответственности за результаты коллективной работы, переживание положительных эмоций при выполнении роли лидера [6].

В.А. Крутецкий способность организовать коллектив учащихся, способность правильно организовать собственную деятельность относит к организаторским способностям [3]. Организаторские педагогические способности (Н.В. Кузьмина) включают владение способами организации взаимодействия учащихся с объектами деятельности и познания в учебное и внеучебное время; способам организации взаимодействия учащихся в группах и коллективах; способам обучения учащихся самоорганизации; способам организации собственного взаимодействия с учащимися; самоорганизации собственной деятельности и поведения [4,5].

Для выявления уровня сформированное™ коммуникативных и организаторских склонностей нами была использована методика «Коммуникативные и организаторский склонности (КОС)», предложенная В.В. Синявским и Б.А. Федориши-ным. Выборку исследования составило 165 обучающихся 10 классов образовательных организаций г. Шадринска (75 юношей и 90 девушек).

Таблица 1

ивных и организаторских способностей

склонности В общем по выборке (макс. 1) М (n = 75) Д (n = 90)

коммуникативные 0,59 0, 69 0,53

организаторские 0,64 0,68 0,61

Из таблицы следует, что организаторские склонности у старшеклассников выражены сильнее, чем коммуникативные. Анализ данных с использованием критерия Стьюдента показал, что значимые различия в проявлении коммуникативных и организаторских

Уровни развития коммуникативнь

склонностей между юношами и девушками отсутствуют.

Нами были выявлены уровни развития коммуникативной и организаторский склонности. Данные представлены в таблице 2.

Таблица 2

и организаторских склонностей, %

Склонности Уровни В общем по выборке М (n=75) Д (n=90)

коммуникативные высокий 34,69 54,6 32,2

средний 26,52 25,3 27,8

низкий 38,78 20,1 40

организаторские высокий 12,24 52 44,4

средний 53,06 45,75 34,4

низкий 34,69 2,25 21,2

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (56) 2022

PEDAGOGY

Из таблицы следует, что в данной выборке испытуемых в равной степени представлены высокий и низкий уровни коммуникативных склонностей. Так, 38,78 % подростков показали низкий уровень коммуникативных склонностей. Они испытывают эмоциональный дискомфорт при взаимодействии с незнакомыми людьми, им сложно устанавливать межличностные контакты, что приводит к сознательному ограничивают собственный круг общения.

26,52 % опрошенных имеют средний уровень развития коммуникативных склонностей. Они свободно вступают во взаимоотношения с незнакомыми, что увеличивает круг общения, могут проявлять инициативу, однако в сложной, конфликтной ситуации эффективность коммуникации снижается.

Высокий уровень развития коммуникативных склонностей продемонстрировали 34,69 % старшеклассников. Они легко и активно вступают в контакт с незнакомыми людьми, быстро ориентируются в сложных ситуациях, эффективно разрешают конфликты. Их поведение в незнакомой группе естественное и непринужденное.

Анализ количественные показатели уровней развития коммуникативных и организаторских склонностей показал, что для юношей характерно преобладание высокого уровня коммуникативных склонностей, для девушек незначительное преобладание низкого уровня по данному показателю.

Анализ результатов по шкале «организаторские склонности» показал, что в данной группе испытуемых более половины опрошенных (53,06 %) продемонстрировали средний уровень. Они с удовольствием занимаются общественной деятельностью, организацией мероприятий, осознают ответственность за принятое решение и его реализацию. Однако в сложной ситуации теряются, что приводит к неспособности проявлять лидерские качества.

34,69 % старшеклассников отличаются не способностью самостоятельно принимать решение, не хотят нести ответственность за организацию и проведение общественных мероприятий, испытывают сложности в генерации идей и отстаивании собственной позиции, что указывает на низкий уровень проявления лидерских качеств. Данные характеристики соответствуют низкому уровню развития организаторских склонностей.

Высокий уровень развития организаторских способностей выявлен у 12,24 % опрошенных. Старшеклассники стремятся принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность, могут свободно и доказательно отстаивать свою позицию. Они обладают ярко выраженными качествами лидера, с радостью берутся за организацию общественных мероприятий, активно стремятся к самостоятельному поиску сферы деятельности, где можно проявить организаторские склонности.

Сравнивая данные по шкале «Организаторские склонности», нами установлено, что в данной выборке большая часть юношей имеют высокий и средний уровень по данному показателю, низкий уровень почти отсутствует, в то время как среди девушек распределение по уровням примерно равное.

Таким образом, проведенное нами исследование показало, что в данной выборке испытуемых треть старшеклассников имеют низкий уровень проявления потребности в лидерстве, взаимодействии с окружающими с учетом индивидуальных особенностей собеседника, в организации деятельности и принятии ответственности за результаты работы. Это свидетельствует о необходимости проведения работы по развитию специального компонента педагогической одаренности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Аминов, Н. А. Новые принципы современной дидактики : монография / Н. А. Аминов, В. С. Чернявская ; Владивосток. гос. ун-т экономики и сервиса. - Владивосток : ВГУЭС, 2019. - 228 с. - Текст : непосредственный.

2. Большой психологический словарь : словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - 3-е изд., перераб. и доп. - Санкт-Петербург : Прайм -Еврознак, 2006. - 672 с. - Текст: непосредственный.

3. Крутецкий, В. А. Основы педагогической психологии / В. А. Крутецкий. - Москва : Просвещение, 1972. - 255 с.

- Текст : непосредственный.

4. Кузьмина, Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина. - Москва : Высшая школа, 1990. - 117 с. - Текст : непосредственный.

5. Кузьмина, Н. В. Способности, одаренность, талант учителя / Н. В. Кузьмина. - Ленинград : Знание, 1985. - 32 с.

- URL: https://pedlib.ru/Books/4/0180/4_0180-1.shtml (дата обращения: 06.10.2022). - Текст : электронный.

6. Руденко, Г. И. Педагогическая одаренность в структуре интегральной индивидуальности (на материале школьников различного пола и возраста) : автореф. дис. .. .канд. психол. наук / Г. И. Руденко. - Пермь, 1996. - 25 с. - Текст : непосредственный.

7. Способности и склонности: Комплексные исследования / Под ред. Э.А. Голубевой. - Текст : электронный -Москва : Педагогика, 1989. - 200 с. - URL: https://www.phantastike.com/pedagogics/indination/djvu/view (дата обращения 10.10.2022).

8. Федоров, А. А. Педагогическая одаренность: психолого-педагогические решения выявления, отбора и сопровождения / А. А. Федоров, Е. Ю. Илалтдинова, С. В. Фролова. - Текст : электронный // Перспективы науки и образования : междунар. электрон. журн. - 2019. - № 1 (37). - С. 262-275. - URL: https//pnojournal.wordpress.com/archive19/19-01/ (дата обращения: 06.10.2022).

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. no. 4 (56) 2022

ПЕДАГОГИКА

9. Хрусталева, Т. М. Психологическая характеристика педагогической одаренности: природа, структура, развитие / Т. М. Хрусталева. - Текст : электронный // Образование и наука. - 2001. - № 6 (12). - С. 116-126. - URL: https://elar.rsvpu.rU/bitstream/123456789/33882/1/edscience_2001_06_19.pdf.

REFERENCES

1. Aminov N. A., Chernjavskaja V. S. Novye principy sovremennoj didaktiki: monografija [New principles of modern didactics]. Vladivostok: VGUJeS, 2019. 228 p.

2. Bol'shoj psihologicheskij slovar' : slovar'[A large psychological dictionary] / B.G. Meshherjakova, V.P. Zinchenko. - 3e izd., pererab. i dop. - Sankt-Peterburg : Prajm -Evroznak, 2006. - 672 s.

3. Kruteckij V. A. Osnovy pedagogicheskoj psihologii [Fundamentals of pedagogical psychology]. Moscow: Prosvesh-henie, 1972. 255 p.

4. Kuz'mina N. V. Professionalizm lichnosti prepodavatelja i mastera proizvodstvennogo obuchenija [Professionalism of the personality of the teacher and the master of industrial training]. Moscow: Vysshaja shkola, 1990. 117 p.

5. Kuz'mina N. V. Sposobnosti, odarennost', talant uchitelja [Abilities, giftedness, talent of a teacher]. Leningrad: Znanie, 1985. 32 s. URL: https://pedlib.ru/Books/4/0180/4_0180-1.shtml (Accessed 06.10.2022).

6. Rudenko G. I. Pedagogicheskaja odarennost' v strukture integral'noj individual'nosti (na materiale shkol'nikov razlich-nogo pola i vozrasta). Avtoref. dis. kand. psihol. nauk [Pedagogical giftedness in the structure of integral individuality (based on the material of schoolchildren of different genders and ages). Ph. D. (Pedagogics) thesis]. Perm', 1996. 25 p.

7. Sposobnosti i sklonnosti: Kompleksnye issledovanija [Abilities and aptitudes: Comprehensive research] / Je.A. Golu-bevoj.- Moskva : Pedagogika, 1989. - 200 s. - URL: https://www.phantastike.com/pedagogics/inclination/djvu/view (Accessed: 10.10.2022)

8. Fedorov A. A., Ilaltdinova E. Ju., Frolova S. V. Pedagogicheskaja odarennost': psihologo-pedagogicheskie reshenija vyjavlenija, otbora i soprovozhdenija [Pedagogical giftedness: psychological and pedagogical solutions for identification, selection and support]. Perspektivy nauki i obrazovanija: mezhdunar. jelektron. zhurn. [Perspectives of science and education], 2019, no. 1 (37), pp. 262-275. URL: https//pnojournal.wordpress.com/archive19/19-01/ (Accessed 06.10.2022).

9. Hrustaleva T. M. Psihologicheskaja harakteristika pedagogicheskoj odarennosti: priroda, struktura, razvitie [Psychological characteristics of pedagogical giftedness: nature, structure, development]. Obrazovanie i nauka [Education and Science], 2001, no. 6 (12), pp. 116-126. URL: https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/33882/1/edscience_2001_06_19.pdf.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

О.В. Коновалова, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и педагогической психологии, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: olgak1997@mail.ru, ORCID: 0000-0003-2807-5648.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

O.V. Konovalova, Ph.D. in Psychology, Associate Professor, Department of Developmental Psychology and Educational Psychology, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: olgak1997@mail.ru, ORCID: 0000-00032807-5648.

УДК 027.8 Б01: 10.52772/25420291_2022_4_46

Светлана Николаевна Корнева,

Елена Васильевна Хазиева, Олег Александрович Самаркин

г. Казань

Цифровая образовательная среда в работе педагога-библиотекаря

Основой статьи послужило мониторинговое исследование, проведенное в рамках реализации «Целевой модели цифровой образовательной среды» с целью выявления у специалистов школьных библиотек и школьных информационно-библиотечных центров умения владеть современными информационными технологиями и цифровыми компетенциями. Данный анализ позволил наметить перспективы дальнейшей работы по дополнительному профессиональному образованию школьных библиотекарей Республики Татарстан.

Ключевые слова: школьная библиотека, педагог-библиотекарь, цифровые компетенции, библиотечно-инфор-мационные технологии, дополнительное профессиональное образование.

46 ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ISSN 2542 0291

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (56) 2022

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.