Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ КРЕАТИВНОСТИ В СПЕЦИАЛЬНЫХ КОМПОНЕНТАХ РАННЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ'

ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ КРЕАТИВНОСТИ В СПЕЦИАЛЬНЫХ КОМПОНЕНТАХ РАННЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ / КРЕАТИВНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / СТАРШЕКЛАССНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волгуснова Е.А., Коновалова О.В., Шерешкова Е.А.

Актуальность статьи обусловлена необходимостью выявления ранней педагогической одаренности у обучающихся старшего школьного возраста для целенаправленной профориентационной работы с абитуриентами для выбора педагогических специальностей. Важность данного вопроса обозначена проблемой качественной подготовки педагогических кадров, в связи со снижением престижа педагогической профессии, низкой мотивацией в совершенствование своих профессиональных компетенций, отсутствием осознанности выбора профессии учителя и мн.др. Следовательно, раннее выявление способных и одаренных к педагогической деятельности обучающихся сможет обеспечить более высокий уровень осознанного обучения в вузах, и дальнейшего их роста в реализуемой профессиональной сфере. Авторами сформулировано понимание педагогической одаренности, ранней педагогической одаренности и дополнение ее структуры. Раскрыта роль универсальных компонентов ранней педагогической одаренности чаще в коммуникативных, чем в организаторских способностях у старшеклассников. Доказано, что у юношей превалируют показатели креативности, коммуникативных и организаторских способностей над показателями девушек. Корреляционные связи выявлены в большей мере между показателями креативности: склонностью к риску, сложностью решаемых задач, любознательностью, воображением и коммуникативными способностями; между любознательностью и организаторскими способностями у девушек, чем у юношей. Полученные результаты планируется использовать при подготовке программы обучения в педагогических классах с применением различных психолого-педагогических форм работы (тренинг, квест, дискуссия, ролевая игра, мозговой штурм и т.д.). Статья предназначена для студентов, педагогов, психологов общеобразовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волгуснова Е.А., Коновалова О.В., Шерешкова Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE ROLE OF CREATIVITY IN SPECIAL COMPONENTS OF EARLY PEDAGOGICAL GIFTEDNESS OF HIGH SCHOOL STUDENTS

The relevance of the article is due to the need to identify early pedagogical giftedness among students of senior school age, for targeted career guidance work with applicants to select pedagogical specialties. The importance of this issue is indicated by the problem of high-quality training of teaching staff, due to the decrease in the prestige of the teaching profession, low motivation to improve their professional competencies, lack of awareness of the choice of the teaching profession, and many others. Consequently, the early identification of students capable and gifted in pedagogical activity will be able to provide a higher level of conscious learning in universities, and their further growth in the realized professional field. The authors formulated an understanding of pedagogical giftedness, early pedagogical giftedness and the addition of its structure. The role of the universal components of early pedagogical giftedness is revealed more often in communicative than in organizational abilities of high school students. It has been proved that the indicators of creativity, communicative and organizational skills prevail among young men over the indicators of girls. Correlations were revealed to a greater extent between the indicators of creativity: risk-taking, the complexity of the tasks being solved, curiosity, imagination and communication skills; between curiosity and organizational skills in girls than in boys. The results obtained are planned to be used in the preparation of a training program in pedagogical classes using various psychological and pedagogical forms of work (training, quest, discussion, role-playing game, brainstorming, etc.). The article is intended for students, teachers, psychologists of educational institutions.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ КРЕАТИВНОСТИ В СПЕЦИАЛЬНЫХ КОМПОНЕНТАХ РАННЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ»

УДК 159.9

Исследование роли креативности в специальных компонентах ранней педагогической одаренности у старшеклассников

Study of the role of creativity in special components of early pedagogical giftedness of high school students

Волгуснова Е.А., Шадринский государственный педагогический университет, katerina. volgusnova@yandex. ru

Коновалова О.В., ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», olgak1997@mail.ru

Шерешкова Е.А., ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», elenashereshkova@mail.ru

Volgusnova E., Shadrinsk State Pedagogical University, katerina.volgusnova@yandex.ru Konovalova O., Shadrinsk State Pedagogical University, olgak1997@mail.ru Shereshkova E., Shadrinsk State Pedagogical University, elenashereshkova@mail.ru

DOI: 10.51379/KPJ.2022.157.7.025

Статья подготовлена в рамках государственного задания Министерства просвещения РФ на выполнение фундаментальной научно-исследовательской работы по теме «Педагогическая одарённость: инструменты выявления и сопровождения» № 073-00095-22-02 от 08.04.2022 г.

Ключевые слова: педагогическая одаренность, креативность, организационные и коммуникативные способности, старшеклассники.

Keywords: pedagogical giftedness, creativity, organizational and communicative skills, high school students.

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью выявления ранней педагогической одаренности у обучающихся старшего школьного возраста для целенаправленной профориентационной работы с абитуриентами для выбора педагогических специальностей. Важность данного вопроса обозначена проблемой качественной подготовки педагогических кадров, в связи со снижением престижа педагогической профессии, низкой мотивацией в совершенствование своих профессиональных компетенций, отсутствием осознанности выбора профессии учителя и мн.др. Следовательно, раннее выявление способных и одаренных к педагогической деятельности обучающихся сможет обеспечить более высокий уровень осознанного обучения в вузах, и дальнейшего их роста в реализуемой профессиональной сфере. Авторами сформулировано понимание педагогической одаренности, ранней педагогической одаренности и дополнение ее структуры. Раскрыта роль универсальных компонентов ранней педагогической одаренности чаще в коммуникативных, чем в организаторских способностях у старшеклассников. Доказано, что у юношей превалируют показатели креативности, коммуникативных и организаторских способностей над показателями девушек. Корреляционные связи выявлены в большей мере между показателями креативности: склонностью к риску, сложностью решаемых задач, любознательностью, воображением и коммуникативными способностями; между любознательностью и организаторскими способностями у девушек, чем у юношей. Полученные результаты планируется использовать при подготовке программы обучения в педагогических классах с применением различных психолого-педагогических форм работы (тренинг, квест, дискуссия, ролевая игра, мозговой штурм и т.д.). Статья предназначена для студентов, педагогов, психологов общеобразовательных учреждений.

Abstract. The relevance of the article is due to the need to identify early pedagogical giftedness among students of senior school age, for targeted career guidance work with applicants to select pedagogical specialties. The importance of this issue is indicated by the problem of high-quality training of teaching staff, due to the decrease in the prestige of the teaching profession, low motivation to improve their professional competencies, lack of awareness of the choice of

196

the teaching profession, and many others. Consequently, the early identification of students capable and gifted in pedagogical activity will be able to provide a higher level of conscious learning in universities, and their further growth in the realized professional field. The authors formulated an understanding of pedagogical giftedness, early pedagogical giftedness and the addition of its structure. The role of the universal components of early pedagogical giftedness is revealed more often in communicative than in organizational abilities of high school students. It has been proved that the indicators of creativity, communicative and organizational skills prevail among young men over the indicators of girls. Correlations were revealed to a greater extent between the indicators of creativity: risk-taking, the complexity of the tasks being solved, curiosity, imagination and communication skills; between curiosity and organizational skills in girls than in boys. The results obtained are planned to be used in the preparation of a training program in pedagogical classes using various psychological and pedagogical forms of work (training, quest, discussion, role-playing game, brainstorming, etc.). The article is intended for students, teachers, psychologists of educational institutions.

Введение. В педагогической психологии и психологии развития сохраняет свою актуальность проблематика исследования вопросов природы одаренности обучающихся и ее развития. В последние годы уделяется внимание со стороны государства вопросам раннего выявления и развития детской одаренности. Так в рамках национального проекта России «Образование» разработан и реализуется Федеральный проект «Успех каждого ребенка», направленный на раннее выявление талантов и раннюю профориентацию обучающихся. В рамках государственного задания Министерства просвещения РФ на выполнение фундаментальной научно -исследовательской работы по теме «Педагогическая одарённость: инструменты выявления и сопровождения» нами были обозначены дефиниции педагогической одаренности, методы выявления ранней педагогической одаренности, составляющие ее компоненты с целью определения направлений психолого-педагогического сопровождения

обучающихся старших классов.

В современных реалиях развития общества, появился социальный заказ на популяризацию педагогической профессии. А.И. Данилова и Е.И. Казакова, анализируя причины дефицита педагогов в образовательных организациях, отмечают, что абитуриенты, поступающие в педагогические вузы, имеют низкую мотивацию к освоению педагогических специальностей [3]. Это подтверждается в проведенном нами опросе старшеклассников из 10 - 11 классов, где установлено, что из 165 учащихся 62% респондентов продемонстрировали отсутствие интереса к педагогической деятельности. 9,3% от общей выборки выбрали педагогику, что свидетельствует о желании в дальнейшем выбрать профессию в данной специализации.

Таким образом, с целью повышения престижа педагогических профессий была разработана и реализуется на практике концепция профильных психолого-педагогических классов,

предполагающая раннее выявление и развитие педагогической одаренности у школьников.

Анализ научной литературы показал, что исследованием дефиниции «педагогическая одаренность» в отечественной психологии занимались Н.А. Аминов [1], Е.Е. Антонова [2], В.А. Крутецкий [5], В.Н. Кузьминой [6], Г. И. Руденко [9], Б.М. Теплов [10], Т.М. Хрусталева [11] и другие.

Педагогическая одаренность трактуется в двух подходах: как высочайший уровень сформированное™ педагогических способностей (В.А. Крутецкий [5], В.Н. Кузьминой [6], Б.М. Теплов [10]) и как предварительное условие становления педагогических способностей в деятельности (Н.А. Аминов [1], Г.И. Руденко [9], Т.М. Хрусталева [11], А.А. Федоров [8]). У данных мнений есть общий аспект: «педагогическая одаренность складывается из сложного взаимодействия универсальных и специальных компонентов» [1;6;8].

Педагогическая одаренность рассматривается как индивидуальный потенциал внутренних (задатки), внешних (благоприятная социальная среда) и личностных предпосылок для развития способностей, достигающий уровня выше условно «среднего», посредством которых можно достичь значительных успехов в педагогической деятельности [2].

Педагогическую одаренностью школьников исследовали Н.А. Аминов [1], Г.И. Руденко [9], Т.М. Хрусталева [11;12].

Н.А. Аминов [1] исследовали компоненты педагогической одаренности (терминальные и инструментальные способности),

прогнозирующие успешность будущей педагогической деятельности.

По мнению Г.И. Руденко [9], подростковый возраст является сензитивным периодом для развития педагогической одаренности, когда педагогическая направленность и направленность ведущей деятельности подростков находятся в системе «человек - человек». Она выделила следующие ее компоненты: социальная

импровизация; процессуальные характеристики взаимодействия направленность интеллекта на себя [9].

Детская педагогическая одаренность школьника, с позиции Т.М. Хрусталевой [11], рассматриваемая как «...психологическая предпосылка развития профессиональных способностей и потенциальная возможность достижения успеха в сфере деятельности «человек - человек», представляет собой динамическую систему, имеющую определенные возрастные характеристики и формирующуюся в процессе жизнедеятельности при взаимодействии с культурной и социальной средой ребенка.» [11].

Автор выделила составляющие

педагогической одаренности школьников: эмпатия, речевые, коммуникативные и организаторские способности, социальный интеллект, культура взаимодействия, артистизм, способность адаптировать материал

соответственно возрасту [12].

Таким образом, педагогическая одаренность складывается из природных особенностей (свойства нервной системы) и субъектно-деятельностных (интеллектуальные, творческие и социальные умения).

Обзор психолого-педагогических

исследований о роли креативности в специальных компонентах ранней педагогической одаренности - коммуникативных и организаторских способностях у учащихся старших классов мало изучен и требуется уточнения данного явления. В связи с этим возникает противоречие между потребностью в абитуриентах с ранней педагогической одаренностью, способных творчески преобразовывать и трансформировать себя, выстраивать эффективные коммуникации и организовывать детей, и фрагментарностью, слабой разработанностью данного феномена.

Цель исследования - выявление роли креативности в специальных компонентах ранней педагогической одаренности у старшеклассников, а именно организаторских и коммуникативных способностей.

Мы выдвинули гипотезу о том, что у старшеклассников наличествует корреляция между показателями креативности и специальными компонентами ранней

педагогической одаренности (коммуникативные и организационные способности), обусловленная половым диморфизмом.

Материалы и методики исследования. Данное исследование основывалось на теоретических и эмпирических методах. В теоретических методах - анализ концепций

изучения компонентов ранней педагогической одаренности.

Ранняя педагогическая одаренность понимается нами как совокупность общих и специальных способностей ребенка,

составляющих потенциал его психического развития, благоприятных для педагогического труда и являющуюся предпосылкой развития способностей более высокого уровня -педагогических способностей и педагогического мастерства. Таким образом, в данном определение мы опираемся на исследования Б.М. Теплова [10], Г.И. Руденко [9], Т.М. Хрусталевой [11; 12], где объединяем общие и специальные способности ребенка с потенциалом и предпосылками развития педагогических способностей.

При разработке структуры ранней педагогической одаренности мы опирались на исследования Н.А. Аминова [1], Г.И. Руденко [9], Т.М. Хрусталевой [11;12], дополнив универсальными и специальными компонентами. Универсальные компоненты предполагают высокий или выше среднего уровень креативности ребенка, которые позволяют ему успешно справляться с решением учебных задач различной степени сложности и вариативности, в частности задач, требующих нестандартного решения. Эти способности позволяют ребенку на более высоком уровне выстраивать саморегуляцию, поддерживать самомотивацию и преодолевать трудные ситуации в деятельности. Специальные компоненты проявляются в высоком или выше среднего уровне способностей к социальному взаимодействию, который создает возможности достижения успеха в сфере общения за счет высокоразвитых коммуникативных и организаторских

склонностей.

Эмпирическими методами нашего исследования выступили тестирование личностной креативности (Е.Е. Туник) [4], оценивающее позитивное отношение к себе, любознательность, воображение, способность рисковать и разрешать сложные проблемы; а также оценка коммуникативных и организаторских склонностей (методика КОС В.В. Синявского и Б.А. Федоришина) [7].

Для подтверждения достоверности полученных данных применялись методы критических значений (t-критерия Стьюдента), коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Исследование проводилось на базе общеобразовательных учреждений г. Шадринска, Курганской области. В исследовании приняли

участие165 старшеклассников (возраст 16 - 17 лет, 75 - юношей и 90 девушек).

Результаты исследования. Обратимся к сравнительному анализу универсального компонента ранней педагогической одаренности, а также особого типа интеллектуальных способностей - креативности старшеклассников, выявленной с помощью теста личностной креативности Е.Е. Туник [4].

При анализе результатов нами обнаружено три уровня креативности у респондентов, критериями их выявления стали показатели склонности к риску, любознательность, сложность решаемых задач и воображение.

Высокий уровень - отражает стремление субъектов к борьбе за свои идеи; высокомотивированность к осуществлению сложных целей; принятие собственных ошибок и провалов, извлечение из них полезного опыта; потребность в поиске новаторских и инновационных идей; фантазирование, о том, чего еще не было; познавательный интерес; нонконформизм в отношение неодобрения референтной группы (взрослых).

Средний уровень - субъект ищет информацию у всех и обо всем; изучает работу механизмов; ищет новые стратегии размышления; любит познавать непонятные вещи

Таблица 1. -

и проникает в новаторские идеи; ищет разные возможности решения задач; изучает науку, искусство, технику, чтобы больше знать и понимать; стараются выполнять задания самостоятельно; проявляет упорство в достижение результата; предпочитает витиеватые пути решения проблемы, чем это нужно.

Низкий уровень - субъекту свойственна слабая фантазия о местах, которые никогда не видел; он не пытается понять, как другие добиваются своих целей; предпочитает все знакомое и понятное; мыслит стереотипно; низкий познавательный интерес к поиску сложных стратегий решения задач; характерна «выученная беспомощность», безынициативность и конформность; тяготение к простым заданиям с однотипными решениями; пасует перед трудностями и избегает интеллектуальных видов деятельности.

Результаты полученного статистического анализа по критерию Стьюдента показывают, что у респондентов превалирует средний уровень показателей креативности, что является благоприятным условием для развития ранней педагогической одаренности. Средние статистические значения показателей

креативности по половому диморфизму отражены в таблице 1.

Средние значение показателей креативности у старшеклассников по полу

Показатели Общие по выборке (п=165) Юноши (п =75) Девушки (п =90) ^-Эмп

Креативность 55,23 60,3 49,9 4,5*

Склонность к риску 16,03 17,2 14,8 3,2*

Любознательность 14,2 15,5 12,9 3,2*

Сложность 13,5 15,2 11,7 5,5*

Воображение 11,9 12,3 11,5 1

Примечание: *- 0,01, ** - 0,05

Статистические различия обнаружены у юношей в более высоких показателях креативности, склонности к риску, любознательности, сложности и воображения, чем у девушек. Анализ данных показал, что юноши нашей выборки более общительны, обладают более выраженным проявлением настойчивости, отстаиванием своих идей, стремлением рисковать ради получения нового опыта, изучением устройства механических предметов, исследованием мира, стремлением к преодолению сложных и трудных целей и к авантюризму, любят мечтать о том, чего не существует, представляют новые идеи, образы неизвестных явления. Девушки в данной выборке показали более низкие результаты по всем

изученным показателям, что предполагает тенденцию к отказу от поиска нового, необычного, не готовности рисковать и ошибаться для получения нового опыта, слабого интереса к искусству и литературе, избегания трудных и сложных заданий, но уход в мир фантазий для них все же характерен, именно в идеальном мире они чувствуют себя комфортно и безопасно. По показателю воображения не обнаружили статистически значимых различий, что указывает в данной выборке на отсутствие половых различий.

Обратимся к сравнительному анализу специального компонента ранней педагогической одаренности, а именно коммуникативных и организаторских способностей

старшеклассников, выявленных с помощью методики оценки коммуникативных и организаторских склонностей (методика КОС В.В. Синявского и Б.А. Федоришина) [7].

При качественной характеристике коммуникативных и организаторских способностей обнаружили три уровня:

Высокий уровень - субъекты демонстрируют повышенный интерес к коммуникативной и организаторской деятельности, которую они воплощают в жизнь, ориентируются в трудных ситуациях, свободно себя чувствуют в группе, проявляют активность в контакте, берут ответственность в решение проблем, имеют свое мнение и активно его продвигают среде участников коллектива, вдохновляют других, самостоятельно и настойчиво планируют, и проводят различные мероприятия.

Средний уровень - субъекты склоняются к общению с большим кругом знакомых и незнаком людей, имеют и выражают свое мнение, планируют свою работу, но крайне неустойчиво.

Им нужна поддержка мотивации достижения успеха с учетом их ценностных ориентиров.

Низкий уровень - субъекты отгораживаются от контактов, испытывают неловкость и неуверенность в коллективе, склоняются к одиночеству, избегают выступлений на публике, теряются в незнакомой ситуации, имеют сильные трудности в адаптации, не знают, как выражать свое мнение, часто обидчивы, мало инициативны и не самостоятельны в планирование мероприятий.

Результаты полученного статистического анализа по критерию Стьюдента показывают, что у респондентов обнаруживается средний уровень показателей коммуникативных и организаторских способностей, что также предполагает благоприятные условия для развития ранней педагогической одаренности. В таблице 2 представим данные по показателям коммуникативных и организаторских способностей по половому диморфизму.

Таблица 2 - Среднее значение показателей коммуникативных и организаторских способностей у старшеклассников по полу

Способности Общие по выборке (П=165) Юноши (П =75) Девушки (П =90) Ъэмп

Коммуникативные 57,95 64,92 50,99 3*

Организаторские 62,56 66,05 59,08 2,3*

Примечание: *- 0,01, ** - 0,05

Из таблицы видно, что у юношей обнаруживаются более высокие показатели коммуникативных и организаторских способностях, чем у девушек. Анализ данных показал, что юноши данной выборки более общительны, вносят оживление в любую компанию, любят организовывать игры и развлечения. При этом на фоне показателей юношей у девушек западают показатели коммуникативных склонностей, т.е. они не стремятся к установлению контакта, чувствуют себя неловко в новой коллективе, предпочитают одиночество, ограничивают свои знакомства, им тяжело выступать перед аудиторией, теряются в

незнакомой ситуации, избегают проявления инициативы и самостоятельности.

Интерес представляет корреляция между показателями универсальных компонентов, т.е. креативности и специальных компонентов ранней педагогической одаренности, а именно коммуникативных и организаторских способностей старшеклассников по половому диморфизму. Это важно изучить для разработки дифференцированного подхода в психолого-педагогическом сопровождение ранней педагогической одаренности старшеклассников. Полученные результаты были представлены в таблице 3.

Таблица 3. - Значимые корреляционные связи между показателями креативности и специальными компонентами ранней педагогической одаренности (коммуникативных и организаторских способностей) у старшеклассников по половому диморфизму

Универсальные способности Коммуникативные способности Организаторские способности

Юноши Девушки Юноши Девушки

Креативность 0,228 0,514* -0,077 0,078

Продолжение таблицы 3

Универсальные способности Коммуникативные способности Организаторские способности

Юноши Девушки Юноши Девушки

Склонность к риску 0,288* 0,401* 0,026 0,036

Любознательность -0,115 0,426* -0,039 0,318*

Сложность 0,38* 0,444* 0,17 0,044

Воображение 0,363* 0,333* -0,133 -0,06

Примечание: *- 0,01, ** - 0,05

Для выявления связи между универсальным компонентом ранней педагогической

одаренности - креативностью и специальными компонентами был применен коэффициент ранговой корреляции Спирмена. У юношей наличествует положительная связь между показателями коммуникативных способностей и склонности к риску = 0,288 при р=0,01), сложности решаемых задач (га = 0,38 при р=0,01), воображением (га = 0,363 при р=0,01). Возможно это обусловлено тем, что чем выше показатели креативности у юношей, тем выше коммуникативные способности, т.е. респонденты легче и быстрее ищут и выстраивают новые коммуникативные связи; стремятся в общение глубже понять собеседника и стараются донести до другого свое мнение о сложных и спорных явлениях; могут без труда прогнозировать себе реакции людей на свои высказывания, на совершаемые ошибки и решаемые задачи. У юношей отсутствует связь между показателями креативности и организаторскими

способностями, так как эти способности предполагают дисциплинированность,

следование правилам группы и специфики планирования мероприятий, это частично противоречит характеристикам креативности.

У девушек наличествует положительная связь между показателями коммуникативных способностей и креативностью (га = 0,514 при p=0,01), склонностью к риску (га = 0,401 при p=0,01), любознательностью (га = 0,426 при p=0,01), сложностью решаемых задач (га = 0,444 при р=0,01), воображением (га = 0,333 при p=0,01) и между организаторскими способностями и любознательностью (га = 0,318 при р=0,01). Мы предполагаем, что корреляция обусловлена тем, что девушки, проявляющие нестандартность выполнения деятельности, также оригинально и творчески подходят к выстраиванию коммуникации, готовы ошибаться и идти на риск в контакте; интересуются решением трудных коммуникативных задач, готовы посмотреть на другую точку зрения под

разными ракурсами ради достижения результата; фантазируют на то, как и о чем они будут информировать и выстраивать коммуникации с другими; благодаря внутренней потребности всем интересоваться склонны к планированию мероприятий, игр; с легкостью охватывают все нюансы проведения мероприятий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение. Предложенная авторами структура ранней педагогической одаренности, подтвердилась проведенным исследованием, т.е. имеется корреляция между креативностью и коммуникативными способностями и частично организаторскими способностями

старшеклассников.

Полученные результаты свидетельствуют о слабой положительной корреляции у юношей между показателями склонности к риску, сложности и воображения с коммуникативными способностями; об умеренной корреляции у девушек между показателями креативности, склонности к риску, сложности решения задач, воображения с коммуникативными

способностями; любознательности с

коммуникативными и организаторскими способностями.

Авторами доказано, что у старшеклассников преобладает средний уровень развития креативности как универсального компонента ранней педагогической одаренности при средних показателях специальных компонентов (коммуникативные и организаторские способности).

Половые различия указывают на то, что юноши данной выборки имеют более развитые универсальные и специальные компоненты ранней педагогической одаренности, чем у девушек.

Полученные авторами результаты способствуют разработке программы сопровождения ранней педагогической одаренности в педагогических классах с опорой на выявленные взаимосвязи универсальных и специальных компонентов.

Литература:

1. Аминов Н.А. Природные предпосылки возможности самореализации учителей начальной школы / Н.А. Аминов // Психологическая наука и образование. -1998. - Т. 3. - № 2. - С. 68-72.

2. Антонова Е.Е. Педагогическая одаренность как источник профессионального мастерства учителя / Е.Е. Антонова // Сибирский учитель. - 2015. - № 2(99). - С. 3137.

3. Данилова А.И., Казакова Е.И. Педагогическая одарённость школьников: в поисках определения и путей развития [Электронный ресурс] / А.И. Данилова, Е.И. Казакова // ЧиО. Человек и образование. - 2019. - № 1(58). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-odaryonnost-shkolnikov-v-poiskah-opredeleniya-i-putey-razvitiya

4. Диагностика личностной креативности (Туник Е.Е.) // Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - Москва: Институт психотерапии, 2002. - С. 59-64.

5. Крутецкий В.А Проблема способностей в психологии / В.А. Крутецкий. - Москва: Знание, 1971. - 60 с.

6. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения /

Н.В. Кузьмина. - Москва: Высшая школа, 1990. - 117 с.

7. Методика КОС (В.В. Синявского и Б.А. Федоришина) // Психодиагностика: коллекция лучших тестов / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. - Изд. 3-е. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - С. 339-344.

8. Педагогическая одаренность: актуальные психолого-педагогические решения: монография / А.А. Федоров [и др.]. - Н. Новгород: Мининский университет, 2019. - 350 с.

9. Руденко Г.И. Педагогическая одаренность в структуре интегральной индивидуальности (на материале школьников различного пола и возраста): автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / Руденко Галина Ивановна. -Пермь, 1996. - 21 с.

10. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий / Б.М Теплов. - Москва: Просвещение, 1961. -220 с.

11. Хрусталева Т.М. Педагогическая одаренность школьников: теоретические основания и эмпирическое исследование / Т.М. Хрусталева // Вектор науки ТГУ. -2012. - № 1(8). - С. 312-315.

12. Хрусталева Т.М. Психология педагогической одаренности: монография / Т.М. Хрусталева. - Пермь: Пермс. гос. пед. универ., 2003. - 163 с.

References:

1. Aminov N.A. Natural prerequisites for the possibility of self-realization of elementary school teachers / N.A. Aminov // Psychological science and education. - 1998. - T. 3. - № 2. - P. 68-72.

2. Antonova E.E. Pedagogical giftedness as a source of teacher's professional mastery / E.E. Antonova // Siberian teacher. - 2015. - № 2(99). - P. 31-37.

3. Danilova A.I., Kazakova E.I. Pedagogical giftedness of schoolchildren: in search of definitions and ways of development [Electronic resource] / A.I. Danilova, E.I. Kazakova // ChiO. Man and education. - 2019. - № 1(58). -Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n /pedagogicheskaya-odaryonnost-shkolnikov-v-poiskah-opredeleniya-i-putey-razvitiya

4. Diagnostics of personal creativity (E.E. Tunik) // N.P. Fetiskin, V.V. Kozlov, G.M Manuilov // Socio-psychological diagnostics of personality development and small groups. -Moscow: Institute of Psychotherapy, 2002. - C. 59-64.

5. Krutetsky V.A. The problem of abilities in psychology / V.A. Krutetsky. - Moscow: Knowledge, 1971. - 60 p.

6. Kuzmina N.V. Professionalism of the personality of the teacher and master of industrial training / N.V.

Kuzmina. - Moscow: Higher School, 1990. - 117 p.

7. KOS methodology (V.V. Sinyavsky and B.A. Fedorishin) // Psychodiagnostics: a collection of the best tests / O.N. Istratova, T.V. Exacusto. - Ed. 3rd. - Rostov-on-Don: Phoenix, 2006. - P. 339-344.

8. Pedagogical giftedness: actual psychological and pedagogical solutions: monograph / A.A. Fedorov [i dr.]. -Nizhny Novgorod: Minin University, 2019. - 350 p.

9. Rudenko G.I. Pedagogical giftedness in the structure of integral individuality (on the material of schoolchildren of different sex and age): abstract of thesis ... cand. psychol. Sciences: 19.00.01 / Rudenko Galina Ivanovna. - Perm, 1996. -21 p.

10. Teplov B.M. Problems of individual differences / B.M. Teplov. - Moscow: Education, 1961. - 220 p.

11. Khrustaleva T.M Pedagogical giftedness of schoolchildren: theoretical foundations and empirical research / T.M Khrustaleva // Vector of science TSU. - 2012. - № 1(8). -P. 312-315.

12. Khrustaleva T.M. Psychology of pedagogical giftedness: monograph / T.M. Khrustaleva. - Perm: Perms. state ped. university, 2003. - 163 p.

5.3.4. Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред Сведения об авторах:

Волгуснова Екатерина Андреевна (г. Шадринск, Россия), кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии развития и педагогической психологии ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», e-mail: katerina.volgusnova@yandex.ru

Коновалова Ольга Вячеславовна (г. Шадринск, Россия), кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии развития и педагогической психологии ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», e-mail: olgak1997@mail.ru

Шерешкова Елена Андреевна (г. Шадринск, Россия), кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии развития и педагогической психологии ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», e-mail: elenashereshkova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.