Научная статья на тему 'Возрастные особенности проявления социальной одаренности школьников'

Возрастные особенности проявления социальной одаренности школьников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2359
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / СОЦИАЛЬНАЯ ОДАРЕННОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ПОДРОСТКИ / СТАРШЕКЛАССНИКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хрусталева Татьяна Михайловна

Анализируется проблема возрастной специфики проявления способностей и одаренности человека. Раскрыты особенности проявления социальной одаренности в младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте. Представлены результаты анализа структуры социальной одаренности, характера детерминации ее компонентов индивидуальными свойствами. Выявлены различия в степени выраженности показателей одаренности и структуре индивидуальности социально одаренных школьников различных возрастов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возрастные особенности проявления социальной одаренности школьников»

РАЗДЕЛ VI

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 159.922.73

Хрусталева Татьяна Михайловна

Доктор психологических наук, профессор кафедры теоретической и прикладной психологии Пермского государственного педагогического университета, [email protected], Пермь

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Khustaleva Tatiana Mikhaylovna

Doctor of Psychology, professor of the Chair of theoretical and applied Psychology, Perm State Pedagogical University, [email protected], Perm

AGE PECULIARITIES OF SOCIAL GIFTEDNES SIN SCHOOLCHILDREN

Одним из принципов исследования способностей и одаренности в детских возрастах является учет возрастной специфики развития ребенка. Возрастные особенности «задают» определенные характеристики одаренности, обусловливают особенности ее проявления (Н. С. Лейтес, Л. А. Венгер, М. А. Холодая, В. С. Юркевич и др). Как справедливо отмечал Б. Г. Ананьев, индивидуально-типические особенности человека по всем параметрам (от организменного до личностного) непосредственно связаны с фактором возраста [1].

Вопросы возраста активно обсуждаются в отечественной и зарубежной психологии, рассматривается возрастная специфика различных направлений психического развития детей и взрослых. Подходя к вопросу о роли возрастных факторов, Д. Б. Эльконин (1989, 1995) отмечал, что следует иметь в виду, что идея изменяемости применительно к детям требует выяснения реальной роли возрастных свойств в ходе развития способностей. Возрастные периоды при этом необходимо рассматривать как этапы становления способностей, обращая внимание прежде всего на их качественные характеристики. Возрастная психологическая характеристика ребенка, по мнению Л. И. Божович (1968), определяется не отдельными, присущими ему психологическими особенностями, а различным на каждом возрастном этапе строением личности. Анализ взаимодействия возрастных особенностей развития одаренности, проведенный Н. С. Лейтесом показал, что возраст обусловливает определенные повышенные возможности развития в тех или иных направлениях, которые выражают проявление возрастной сензитивности в разные периоды детства [2].

В настоящее время выделены возрастные особенности проявления разнообразных видов одаренности. Специфика интеллектуального и творческого развития одаренных детей дошкольного возраста изучалась / И. П. Ищенко (1993); И. А. Бурлаковой (1995). Исследование динамики развития творческой и интеллектуальной одаренности в младшем школьном возрасте предпринято М. И. Фидельман (1984); Н. Б. Шумаковой (1991). Комплексное изучение музыкальной (фортепианной) одаренности подростков проведено И. А. Курбатовой (1993). Возрастные особенности развития творческих способностей школьников младшего, среднего и старшего школьного возрастов обнаружила И. В. Диренштейн (2002).

В русле интегрального исследования индивидуальности (В. С. Мерлин, 1986) в нашей лаборатории возрастные характеристики математической одаренности школьников изучались Е. А. Крюковой (2001); педагогической одаренности - Г. И. Руденко (1996) и Т. М. Хрусталевой (2003, 2008); хореографической одаренности - И. Г. Сосниной (1997); стиля учебной деятельности - С. Ю. Ждановой (1997), О. С. Самбикиной (1998); стиля адаптации -Е. В. Ивановой (2000), общих способностей - Е. В. Щербаковой (2005) и т. д.

Остановимся более подробно на результатах изучения социальной одаренности школьников различных возрастов.

Выделение социальной одаренности как самостоятельного вида имеет в психологии давние традиции. Социальную одаренность как проявление «специального таланта» выделял Н. Д. Левитов (1924 г.), прообраз социальных способностей можно обнаружить в шкале Бине-Симона (1905 г.), тестах интеллекта Т. Ханта (1928 г.) и т. д. Сегодня социальная одаренность рассматривается как комплексное образование, выступающее предпосылкой успешности в нескольких областях человеческой жизнедеятельности, основанных на отношениях типа «человек-человек» (по Е. А. Климову). Именно поэтому в литературе можно найти различные варианты обозначения социальной одаренности: коммуникативная, лидерская, организаторская, менеджерская, педагогическая, психологическая [7]. Каждый из названных видов одаренности, несомненно, является проявлением социальной одаренности, имея при этом свою специфику. В нашем исследовании изучалась педагогическая одаренность как один из видов социальной одаренности, в котором, по мнению автора, наиболее ярко и концентрированно выражается ее сущность [5; 6].

В понимании одаренности мы солидаризируемся с подходами Б. Г. Ананьева, К. К. Платонова и рассматриваем ее как готовность к развитию в разных направлениях, как потенциальную возможность и психологическую основу для развития специальных, профессиональных способностей.

Социальная одаренность изучалась нами в трех возрастных группах: младшие (3 класс), средние (8 класс), старшие (11 класс) школьники. В качестве испытуемых выступили учащиеся, получившие высокие баллы по показателям социальной одаренности, диагностированной с помощью опросника учителя Г. И. Руденко [4]. Часть из них обучалась в специализированных педагогических классах школ г. Перми.

Определяя компонентный состав социальной одаренности, мы исходили из существования универсальных и специальных характеристик одаренности. Опираясь на отечественные и зарубежные исследования, под универсальными характеристиками детской одаренности понимались активность, интеллект, креативность и интересы, увлеченность ребенка. К специальным характеристикам были отнесены те индивидуальные свойства школьника, которые, формируясь в процессе жизнедеятельности, обеспечивают успешное выполнение им социальных функций. Эти составляющие одаренности являются потенциальными способностями, обеспечивающими готовность ребенка к профессиям социономического типа. В нашем исследовании это эмпатия, речевые, коммуникативные и организаторские способности, социальный интеллект, культура взаимодействия, артистизм, способность адаптировать материал соответственно возрасту.

Социальная одаренность, рассматриваемая как целостная система, обладающая определенной структурой, характеризующаяся многокомпонентно-стью и иерархичностью, функционирует в рамках другой, более крупной системы - системы интегральной индивидуальности человека [3]. Поэтому одной из эмпирических задач ее изучения было выявление характера детерминации компонентов одаренности разноуровневыми индивидуальными свойствами (нейродинамическими, психодинамическими, личностными и социально-психологическими).

Исследование социальной одаренности школьников шло в нескольких направлениях: 1). изучение компонентного состава и структуры одаренности школьников разных возрастов; 2). выявление динамики изменения характера детерминации одаренности индивидуально-психологическими свойствами школьников; 3). изучение возрастных характеристик структуры интегральной индивидуальности социально одаренных младших школьников , подростков и юношей; 5). установление различий в степени выраженности показателей одаренности от младшего к старшему школьному возрасту; 6). выявление различий в степени выраженности индивидуальных свойств социально одаренных школьников разных возрастов.

Остановимся на основных результатах эмпирического исследования социальной одаренности школьников различных возрастов:

Обнаружено, что структура социальной одаренности формируется уже в младшем школьном возрасте и включает познавательно-педагогическую творческую активность и способности к социальному воздействию. В подростковом возрасте идет содержательное обогащение этой структуры путем включения в ее состав показателей педагогических склонностей и интересов. Возрастной характеристикой структуры социальной одаренности подростков является выделение коммуникативной чувствительности, связанной с ведущим типом деятельности - общением в системе общественно

- полезной деятельности. В юношеском возрасте ядро социальной одаренности дополняется способностями к организации процесса педагогического взаимодействия. Социально одаренные юноши и девушки, решившие

связать свое будущее с профессиями социономического типа, приобретают навыки практической педагогической работы и, прежде всего, овладевают приемами и способами педагогического взаимодействия, непосредственно включаясь в различные его виды: волонтерство, вожатская деятельность, шефство, летние педагогические отряды. Появление данного компонента социальной одаренности мы связываем с профессиональным самоопределением юношей и девушек, обучающихся в педагогических классах, и ведущим типом их деятельности - учебно-профессиональной.

Возрастной спецификой детерминации показателей социальной одаренности школьников является изменение характера их индивидуальнопсихологического опосредования. В младшем школьном возрасте компоненты социальной одаренности теснее связаны с нейродинамикой, подростковом

- с личностью и психодинамикой, юношеском - с личностью. То есть с возрастом уменьшается влияние природных свойств индивидуальности и увеличивается значение личностного опосредования педагогической одаренности.

В каждом возрастном периоде существуют специфические симптомо-комплексы показателей социальной одаренности, наиболее тесно связанные с логикой личностного развития в онтогенезе. В младшем школьном возрасте, когда происходит активное освоение учебной деятельности и социальных норм поведения, на первый план выходят познавательные, речевые способности и артистизм. Названные компоненты социальной одаренности опосредованны типичными для данного возраста личностными характеристиками: социальной нормативностью поведения, добросовестностью, жизнерадостностью, активностью. В подростковом возрасте в процессе общения как ведущего типа деятельности активно развиваются различные элементы взрослости, подросток активно отстаивает свое право на нее. Поэтому важнейшими составляющими социальной одаренности становятся лидерские характеристики (коммуникативные и организаторские способности), а среди личностных детерминант - смелость, независимость, радикализм, доминантность. В юношеском возрасте человек осознает свою неповторимость, уникальность, что приводит к более пристальному вниманию к своему внутреннему миру и психологии других людей. Юноша интегрируется в общество. Это определяет взаимосвязь таких характеристик социальной одаренности, как эмпатийность и творческость, и таких свойств личности, как сензитивность, социабельность и тревожность старшеклассника.

Структура индивидуальности социально одаренных младших школьников, подростков, старшеклассников помимо общей (одинаковой) составляющей, характеризующей социальную одаренность, включает подструктуры, имеющие возрастную специфику. Так, для младших школьников - это подверженность чувствам, богатство воображения и активность. Для подростков - чувствительность и направленность на человека. Для юношей - саморегуляция и ораторские способности.

В результате сравнительного анализа степени выраженности показателей социальной одаренности школьников обнаружены некоторые отличия. Вы-

явлено, что младшие школьники превосходят подростков по стремлению к педагогической деятельности и умению строить материал в соответствии с возрастными особенностями слушателей. Эти различия на первый взгляд кажутся неожиданными. Однако выявленный факт может быть объяснен с позиций особенностей возрастного развития.

Педагогически одаренный младший школьник, подражая учителю, родителям, взрослым, стремясь быть похожим на них, испытывает фацилита-тивные потребности, хочет заботиться, помогать младшим, быть их защитником, старшим другом, «родителем». Именно поэтому третьеклассники с удовольствием общаются с дошкольниками и младшими учащимися, выполняя «педагогические функции».

Подростки, переходя в мир взрослых, «отрекаются» от детства и всего, что с ним связано. Они предпочитают в качестве партнеров по общению сверстников и более старших учащихся. Подростки в большей степени «замкнуты» на собственных проблемах, решая их в общении со сверстниками, и в значительно меньшей степени склонны заботиться и воспитывать младших, интересоваться их жизнью. При сравнении средних значений показателей социальной одаренности подростков и юношей обнаружено, что подростки превосходят юношей по показателям организаторских склонностей и уступают им по степени выраженности эмпатии и педагогических склонностей. Эти факты вполне вписываются в логику возрастного развития на данных этапах онтогенеза.

Как мы уже отмечали, возрастной особенностью подростков является приоритет общения со сверстниками, лидерской направленности. Основной задачей юношеского возраста является личностное и профессиональное самоопределение, следствием чего является повышение социальной чувствительности.

Сравнение степени выраженности показателей свойств личности социально одаренных школьников разных возрастов позволило выявить статистически значимые отличия. Младшие школьники в отличие от подростков оказались более доброжелательными (ф. А по Р. Кеттеллу), послушными (ф. -Е), беспечными (ф. Б), дисциплинированными (ф. О), мягкосердечными (ф. I), жизнерадостными (ф. О) и менее напряженными (ф. 04). Подростки в отличие от юношей оказались более доминантны (ф. Е), реалистичны, суровы (ф. I) и самоуверенны (ф. О).

Итак, в результате эмпирического исследования возрастных характеристик социальной одаренности школьников обнаружено существование различий: 1) в структурах одаренности; 2) в характере детерминации показателей одаренности разноуровневыми индивидуальными свойствами; 3) в строении индивидуальности социально одаренных школьников; 4) в степени выраженности показателей одаренности и индивидуальных свойств.

Все это подтверждает идею о том, что возрастные периоды можно рассматривать как этапы становления способностей и одаренности. При этом возраст придает специфику, характеризуя «возрастное лицо» проявления одаренности и обусловливает повышенные возможности развития в определенных направлениях в соответствии с логикой онтогенеза.

Библиографический список

1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г. Ананьев. - Л.: Изд. ЛГУ, 1968. - 170 с.

2. Лейтес, Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия [Текст] / Н. С. Лейтес. - М., Воронеж: Модек, 1997. - 448 с.

3. Мерлин, В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности [Текст] / В. С. Мерлин. - М.: Педагогика, 1986. - 256 с.

4. Руденко, Г. И. Педагогическая одаренность в структуре интегральной индивидуальности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук [Текст] / Г. И. Руденко. - Пермь, 1996. - 22 с.

5. Хрусталева, Т. М. Психология педагогической одаренности. Монография [Текст] / Т. М. Хрусталева. - Пермь: Изд. Перм.гос.пед.ун-т, 2003. - 163 с.

6. Хрусталева, Т. М. Психологическое исследование педагогической одаренности в школьных возрастах [Текст] / Т. М. Хрусталева // Мир психологии. - 2005. -№ 3.- С. 170-177.

7. Хрусталева, Т. М. Психологическая модель социальной одаренности менеджера [Текст] / И. В. Ивенских, Т. М. Хрусталева // Сибирский психологический журнал. - 2010. - № 6. - С. 80-84.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.