Научная статья на тему 'Исследование креативности как компонента ранней педагогической одаренности у старшеклассников'

Исследование креативности как компонента ранней педагогической одаренности у старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подростковый возраста / креативность / ранняя педагогическая одаренность / тенденции / adolescence / creativity / early pedagogical giftedness / tendencies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Екатерина Андреевна Волгуснова

В статье акцентируется внимание на проблематике ранней педагогической одаренности, а именно универсального компонента креативности. Актуальность темы опосредована необходимостью выявления ранней педагогической одаренности обучающихся старшего школьного возраста, развитием творческих свойств личности будущего педагога. Целью исследования становится выявление показателей креативности как компонента ранней педагогической одаренности у старшеклассников с учетом половых различий. В качестве методик психодиагностики был применен тест личностной креативности Е.Е. Туник. В работе отражаются наблюдаемые автором общие и специфические тенденции у 165 учащихся десятых классов. В результате обнаружили оптимальный уровень развития универсальной способности креативности, а также качественные и количественные различия между показателями креативности юношей и девушек. Гипотеза была подтверждена, юноши более креативные, склонные к риску, любознательные и любящие сложные задачи, а девушки проявляют способность фантазировать и мечтательность, склонны нестандартно воспринимать мир.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Екатерина Андреевна Волгуснова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study of creativity as a component of early pedagogical giftedness in senior pupils

The article focuses on the problems of early pedagogical talent, mainly on its universal component “creativity”. The urgency is to identify the early pedagogical talent of senior pupils and to develop the creative personality traits of the future teacher. The aim of the study is to identify indicators of creativity as a component of early pedagogical giftedness in senior students taking into account gender differences. As methods of psychodiagnostics, we use the test of personal creativity by E.E. Tunic. The work reflects the general and specific tendencies observed by the author in 165 senior pupils of the tenth grade. As a result, we have found the optimal level of development of the universal ability creativity, as well as qualitative and quantitative differences between the indicators of creativity in boys and girls. The hypothesis was confirmed that young men are more creative, risk-averse, inquisitive and loving complex tasks while girls show the ability to fantasize and dream and have the tendency to perceive the world outside the box.

Текст научной работы на тему «Исследование креативности как компонента ранней педагогической одаренности у старшеклассников»

ПСИХОЛОГИЯ PSYCHOLOGY

УДК 159.9 DOI: 10.52772/25420291_2022_4_91

Екатерина Андреевна Волгуснова г. Шадринск

Исследование креативности как компонента ранней педагогической одаренности

у старшеклассников

В статье акцентируется внимание на проблематике ранней педагогической одаренности, а именно универсального компонента - креативности. Актуальность темы опосредована необходимостью выявления ранней педагогической одаренности обучающихся старшего школьного возраста, развитием творческих свойств личности будущего педагога. Целью исследования становится выявление показателей креативности как компонента ранней педагогической одаренности у старшеклассников с учетом половых различий. В качестве методик психодиагностики был применен тест личностной креативности Е.Е. Туник. В работе отражаются наблюдаемые автором общие и специфические тенденции у 165 учащихся десятых классов. В результате обнаружили оптимальный уровень развития универсальной способности - креативности, а также качественные и количественные различия между показателями креативности юношей и девушек. Гипотеза была подтверждена, юноши более креативные, склонные к риску, любознательные и любящие сложные задачи, а девушки проявляют способность фантазировать и мечтательность, склонны нестандартно воспринимать мир.

Ключевые слова: подростковый возраста, креативность, ранняя педагогическая одаренность, тенденции.

Ekaterina Andreevna Volgusnova

Shadrinsk

The study of creativity as a component of early pedagogical giftedness in senior pupils

The article focuses on the problems of early pedagogical talent, mainly on its universal component "creativity". The urgency is to identify the early pedagogical talent of senior pupils and to develop the creative personality traits of the future teacher. The aim of the study is to identify indicators of creativity as a component of early pedagogical giftedness in senior students taking into account gender differences. As methods of psychodiagnostics, we use the test of personal creativity by E.E. Tunic. The work reflects the general and specific tendencies observed by the author in 165 senior pupils of the tenth grade. As a result, we have found the optimal level of development of the universal ability - creativity, as well as qualitative and quantitative differences between the indicators of creativity in boys and girls. The hypothesis was confirmed that young men are more creative, risk-averse, inquisitive and loving complex tasks while girls show the ability to fantasize and dream and have the tendency to perceive the world outside the box.

Keywords: adolescence, creativity, early pedagogical giftedness, tendencies.

В современных реалиях педагогического образования появился запрос в выявлении ранней педагогической одаренности старшеклассников. Эта проблема была обусловлена тем, что за последние 30 лет снизился престиж профессии учителя, в педагогические вузы нашей страны поступают абитуриенты, не имеющие мотивационной готовности и предпосылок к осуществлению педагогической деятельности. Абитуриенты и студенты первых курсов не обнаруживают раннего педагогического потенциала и интереса к освоению педагогических специальностей. В результате наблюдается снижение уровня подготовки будущих учителей, так как отсутствуют важные универсальные и специальные способности необходимые для реализации педагогической деятельности на высоком уровне осуществления учебно-воспитательной деятельности. Кроме того, у будущих абитуриентов не сформированы важные свойства личности, которые необходимы для организации воспитательной и учебной деятельности подрастающего поколения. Для современного учителя важно, чтобы были развиты педагогические способности, обуславливающие

освоение и создание инновационных форм и видов работы с субъектами образовательных отношений. Исходя из выше сказанного, возникает необходимость раннего выявления педагогической одаренности, для проведения систематизированной и целенаправленной ранней профессиональной ориентации на педагогические специальности подростков и старшеклассников.

Основываясь на мнение известных психологов (А.А. Бодалев, А.В. Петровский, А.И. Савенков, Т.М. Хрусталева, Г.И. Руденко) о понятие педагогической одаренности, мы понимаем ее как психофизиологические особенности развития педагогических способностей, образующие многофункциональное взаимодействие универсальных и специальных компонентов, предоставляющих субъекту потенциальную раннею готовность продуктивного осуществления педагогической деятельности.

В разработанной структуре педагогической одаренности нашим коллективом кафедры психологии развития и педагогической психологии были представлены психодинамические и личностные

особенности, универсальные (интеллект, креативность) и специальные компоненты (организаторские и коммуникативные способности, речевые особенности). При разработке данной структуры опирались на научные исследования педагогических способностей Ф.Н. Гоноболина, Е.Ю. Илалт-динова, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Н.Д. Ле-витова, С.В. Фролова, В.Д. Шадрикова, А.И. Щербакова и др.

Более подробно рассмотрим один из универсальных компонентов ранней педагогической одаренности - креативность.

Многие педагоги (А.С. Макаренко, В.А. Сла-стенин, В.А. Сухомлинский и др.) и психологи (Т.М. Хрусталева, В.Д. Шадриков и др.) отмечают важность креативности в педагогической деятельности учителя, так как оно включает в себя те аспекты психического процесса и личности, которые помогают созидать вместе с учеником реалии этого мира. Если учитель проявляет креативность, то она отражается во всех аспектах его профессиональной деятельности, что способствует погружению в учебно-воспитательный процесс с субъектом отношений, а не с объектом, при трансформируется его личность и личность учащегося, наполняя их внутренним содержанием и смыслом.

Отметим, что В.Н. Дружинин [5], А.В. Ма-тюшкин [8] интерпретировали творческие способности как универсальные. Креативность они ознаменовали, как общую универсальную творческую способность.

Креативность - качественная трансформация внутреннего мира индивида, изменяющая эмпирику его жизнедеятельности, обусловленная принятием нетривиальных решений, мотивацией к исследовательской деятельности, саморазвитию, и дающая возможность продуцировать оригинальные идеи, продукты. Важно отметить то, что процесс развития творческих способностей приводит к рождению креативности, стабильного качества высокомотивированной личности к созидательной деятельности [7].

М. А. Холодная рассматривает креативность в узком и широком смысле. Креативность в узком смысле - это операции дивергентной продуктивности, «.. .готовность выдвигать множество в равной степени правильных идей относительно одного и того же объекта.» [3]. Креативность в широком смысле - это «.творческие интеллектуальные способности, в том числе способность привносить нечто новое в опыт (Ф. Баррон), способность порождать оригинальные идеи в условиях разрешения и постановки новых проблем (М. Валлах), способность осознавать пробелы и противоречия, а также формулировать гипотезы относительно недостающих элементов ситуации (Е. Торренс), способность отказываться от стереотипных способов мышления (Дж. Гилфорд).» [9].

Актуален подход зарубежных психологов к проблеме креативности, где предлагают четыре ка-

тегории: «.креативный процесс (как способность), креативный продукт, креативную личность и креативную среду (сфера, структура, социальный контекст, формирующие требование к продукту творчества) ...» [6].

Р. Стернберг, Т. Любарт считают, что креативность - «.способность к оригинальной, но в то же время востребованной работе: к чему-то такому, о чем другие не подумали, но что приносит некую пользу.». Креативная деятельность интегрирует хаотичные и не связанные идеи. У. Вайсберг отмечает, что креативность взращивается в напряженном труде и преодоления препятствий на пути к исходному продукту [1, С. 552-553].

Каждый ученый расширяет понятие креативность через новые нюансы, группирование которых предложил О. В. Буторина. Вот как понимается креативность разными авторами:

- способность к творчеству (В.Н. Дружинин);

- интеллектуальное творчество (Д.Б. Богоявленская, Ф. Баррон);

- нечто новое, оригинальное (Е.П. Торренс, М. Валлах);

- отдаленные ассоциации (С. Медник);

- необычное кодирование информации (А.Н. Воронин);

- дивергентное мышление (Дж. Гилфорд);

- результат (либо отсутствие) внутрилич-ностных конфликтов (З. Фрейд);

- нетрадиционное мышление, позволяющее быстро разрешить проблемную ситуацию (К. Роджерс), и т. д. [2, С. 276-278].

Анализ источников зарубежных и отечественных исследований по интерпретации креативности позволил обнаружить три характеристики: во-первых, процесс творчества (Дж. Гилфорд, С.И. Макша-нов, С. Медник, Е.П. Торренс, К. Роджерс, А.М. Холодная, Н.Ю. Хрящева), во-вторых, личностная характеристика (В.Г. Каменская, И.Е. Мельникова), в-третьих оба подхода интегрируются (А. Мас-лоу, Т.А. Барышева, Ю.А. Жигалов) [6].

Исходя и выше сказанного, мы полагаем, что креативность в структуре ранней педагогической одарённости, детерминирует ориентированность субъекта на познание сложных взаимосвязей реальности, чувствительность к новому и необычному, мечтательность и настойчивый поиск новых путей решения проблемы, с учетом прогнозирования совершения ошибки, представление того, как другие решают обнаруженные им проблемы.

Обзор психолого-педагогических исследований о ее структурном универсальном компоненте ранней педагогической одаренности - креативности у учащихся старших классов мало изучен и требуется уточнения данного явления. В связи с этим возникает противоречие между потребностью в абитуриентах с ранней педагогической одаренностью, способных творчески преобразовывать и трансформировать себя, обучающихся и материальный и идеальный мир, и фрагментарностью,

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (56) 2022

слабой разработанностью данного психического образования.

Целью исследования - выявление показателей креативности как компонента ранней педагогической одаренности у старшеклассников. Мы выдвинули гипотезы о том, что показатели креативности представлены средним уровнем развития у старшеклассников; показатели креативности обусловлены половым диморфизмом.

Данное исследование было детерминировано теоретическими и эмпирическими методами. В теоретических методах - анализ концепций изучения креативности как структурного универсального компонента педагогической одаренности. Эмпирическими методами нашего изыскания стало психологическое тестирование личностной креативности (Е.Е. Туник), оценивающее позитивное отношение к себе, любознательность, воображение, способность рисковать и разрешать сложные проблемы.

Статистическая обработка полученных данных проводилась методами критических значений О-критерия Стьюдента), критерием углового преобразования (ф*-критерий Фишера).

В эксперименте, которое проводилось с апреля по май 2022 года, респондентами выступили 165 учащихся 10 классов (возраст 16-17 лет, 75 - юношей и 90 девушек) из средних общеобразовательных учреждений г. Шадринска, Курганской области.

Результаты исследования и их обсуждение.

Обратимся к сравнительному анализу второго универсального компонента ранней педагогической одаренности, а также особого типа интеллектуальных способностей - креативности старшеклассников, выявленной с помощью теста личностной креативности Е.Е. Туник [4].

При анализе результатов нами обнаружено три уровня креативности у респондентов, критериями их выявления стали показатели склонности к

Уровневые показатели креат

риску, любознательность, сложность решаемых задач и воображение.

Высокий уровень - отражает стремление субъектов к борьбе за свои идеи; высокомотивиро-ваность к осуществлению сложных целей; принятие собственных ошибок и провалов, извлечение из них полезного опыта; потребность в поиске новаторских и инновационных идей; фантазирование, о том, чего еще не было; нетривиальный взгляд на окружающий мир и познавательный интерес; нонконформизм в отношение неодобрения одноклассников, учителей или родителей; предпочтение иметь шанс рискнуть, чтобы узнать, что из этого получится.

Средний уровень - субъект чаще всего осведомляется у всех и обо всем; познает устройство механизмов; в поиске новых стратегий мышления; любит познавать непонятные вещи и идеи; ищет разные возможности решения задач; изучает науку, искусство, технику и т.д., чтобы больше знать и понимать; стараются выполнять задания самостоятельно; упорны в достижение результата; предпочитают витиеватые пути решения проблемы, чем нужно.

Низкий уровень - свойственна слабая фантазия о местах, которые никогда не видел; не пытается понять, как другие добиваются своих целей; предпочитает все знакомое и понятное; мыслит стереотипно; шаблонность идей и образов; низкий познавательный интерес к поиску сложных стратегий решения задач; имеет место выученная беспомощность, безынициативность и конформность; склонны к простым заданиям с однотипными решениями; пасуют перед трудностями и избегают интеллектуальные виды деятельности

В таблице 1 представим данные по уровням показателей креативности у старшеклассников.

Таблица 1

юсти у старшеклассников, %

Показатели Уровни

Высокий Средний Низкий

Креативность 37,5 43,1 19,4

Склонность к риску 63,7 19,4 16,9

Любознательность 39,4 44,2 16,4

Сложность 12,1 44,8 43,1

Воображение 27,8 16,4 55,8

Нами были получены данные о том, что у старшеклассников - высокий уровень развития склонности к риску и средний уровень показателей общей креативности, любознательности, сложности решения проблем. Низкий уровень воображения респондентов указывает на неспособность видеть мир под разными углами зрения, видеть в самых обычных вещах оригинальные решения, проявлять антиципацию в отношение поиска проблем, их решения и умения видеть мир глазами другого субъекта.

Таким образом, можно предполагать, что креативность и ее показатели имеют благоприятные условия для дальнейшего развития, при целенаправленном психолого-педагогическом сопровождение.

Результаты полученного статистического анализа по критерию Стьюдента показывают, что у респондентов обнаруживается средний уровень показателей креативности, что предполагает благоприятные условия для развития педагогической одаренности. Средние статистические значения показателей креативности представлены в таблице 2.

Таблица 2

Средние значение показателей креативности у старшеклассников

Показатели Общие по выборке (п=165) Юноши (п =75) Девушки (п =90) 1эмп

Креативность 53,71 58,67 48,76 4,7*

Склонность к риску 16,16 18,36 13,97 8,4*

Любознательность 13,76 14,87 12,66 2,8*

Сложность 12,97 14,47 11,48 5*

Воображение 10,92 10,97 10,88 0,1**

Примечание: *- 0,01, ** - 0,05

Статистические различия обнаружены у юношей в более высоких показателях креативности, склонности к риску, любознательность и сложность, чем у девушек. Математический анализ данных с использованием критерия Стьюдента показал, что юноши данной выборки более общительны, обладают более выраженным проявлением настойчивости, отстаивания своих идей, стремлением рисковать ради получения нового опыта, изучением устройства механических предметов, исследованием мира, стремлением к преодолению сложных и трудных целей и к авантюризму. При

Уровневые показатели креативности у ста

этом на фоне остальных показателей у юношей западают показатели «воображения», т.е. они редко мечтают, не любят фантазировать о том, чего не существует, редко испытывают удивление от идей, образов и окружающих явлений. По показателю воображения не обнаружили статистически значимых различий, что указывает в данной выборке на отсутствие половой детерминанты.

В таблице 3 представим данные по уровням показателей креативности по половому диморфизму.

Таблица 3

[еклассников по половому диморфизму, %

Показатели / уровни Юноши (п =75) Девушки (п =90) Ф*-критерий

Креативность Высокий 45,3 31,1 1,88*

Средний 54,7 33,3 1,58**

Низкий - 35,6 -

Склонность к риску Высокий 100 33,3 -

Средний - 35,6 -

Низкий - 31,1 -

Любознательность Высокий 49,3 31,1 2,39*

Средний 41,3 46,7 0,69**

Низкий 9,4 22,2 2,30*

Сложность Высокий 17,3 7,8 1,86*

Средний 50,7 40 1,38**

Низкий 32 52,2 2,63*

Воображение Высокий 17,3 36,7 2,84*

Средний 16 16,6 0,12**

Низкий 66,7 46,7 2,59*

Примечание: *- 0,01, ** - 0,05

Обратимся к характеристике показателей креативности юношей.

У всех юношей нашей выборки имеется высокий уровень склонности к риску, т.е. всегда отстаивают свои идеи, безразличны к обратной связи; ставят перед собой завышенные цели, стремясь их воплотить; готовы пройти через ошибки и неудачи; склонны к инновационным идеям и нонконформизму; мало чувствительны, когда одноклассники, учителя или родители отвергают его идеи; любят рисковать ради получения нового жизненного опыта.

Около половины респондентов юношей проявляют высокий уровень любознательности, чаще всего они «почемучки», открыты для общения, их увлекает обследование устройства механических

94

вещей, они бесконечно в поиске новых магистралей мышления, обожают сталкиваться с неизвестными предметами и мнениями, изыскивают разнообразные пути решения задач; увлекаются книгами, играми, наукой, искусством, расширяя и углубляя свое миропонимание. Тридцать один юноша проявляют средний уровень развития любознательности, т.е. они задают вопросы ради познания; ищут иные пути решения трудных или обычных задач; любят вступать в дискуссии; предпочитают проводить время за книгами о научных достижениях и новых открытиях, занимаются разными видами искусства. Чуть меньше десятка респондентов не проявили никакого интереса к чтению

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (56) 2022_ 2542-°291

книг, искусству; изучению и поиску новых задач, демонстрируют низкий познавательный интерес.

Половина из выборки юношей демонстрирует средний уровень развития креативности, сложности. Они готовы в определенных ситуациях принимать нестандартные, нетривиальные решения проблем, ориентированы на познание непонятных явлений; стараются выполнять задания самостоятельно; упорны в достижение результата; предпочитают витиеватые пути решения проблемы, чем нужно; выбирают обычно сложные задания. Чуть меньше половины юношей были с высоким уровнем креативности, т.е. они позитивно относятся к себе, чувствительны к неординарным проблемам и мотивированы искать до конца их решение, имеют познавательный интерес и выбирают только сложные типы задач, которые самостоятельно решают.

Более трети испытуемых обнаруживает низкий уровень сложности, что отражает отсутствие стремления искать сложные пути решения задач, всегда ждут помощи, бояться проявлять инициативу, выбирают простые задания с понятными решениями, легко пасуют перед трудностями и избегают теоретические виды деятельности. У 13 юношей наблюдается высокий уровень развития сложности, что показывает высокое стремление к выбору нерешенных в научном мире проблем, активное искание ответов у окружающих, и всех информационных систем; максимальной самостоятельное стремление к достижению поставленных сложных целей.

Пятьдесят респондентов демонстрируют низкий уровень развития воображения. Они редко мечтают о местах, которые никогда не видели; не пытаются понять, как другие добиваются своих целей; нравится все знакомое и понятное; мыслят стереотипно; шаблонность идей и образов. Четверть юношей показали высокие и средний уровень развития воображения. Они любят фантазировать, продуцировать новые истории о неизвестном и таинственном; прогнозируют поведение и деятельность окружающих. Мечтатели любит размышлять о недоступных явлениях; замечать необычное в рисунках, картинах, рассказах; переживать удивление по поводу различных идей и событий.

Обратимся к характеристике показателей креативности девушек.

По трети девушек распределились по низкому, среднему и высокому уровням креативности, что указывает на сформированность у большинства оригинального, нестандартного подхода при решении проблем, познавательного интереса, полета фантазии, прогнозирование поведения и мышления других людей при столкновении с проблемами, а также готовности настойчиво преодолевать сложности и способности учится на собственных ошибках. Другая треть демонстрирует наоборот шаблонность, стереотипность мышления; не желание мечтать, о том, чего не существует и не изучено в мире; избегание сложных, трудно решаемых задач; сниженный интерес к книгам, интеллектуаль-

ным играм, занятиям творчеством; страх совершить ошибку, конформизм, проявление пассивности в общение и деятельности.

По трети старшеклассниц распределились по среднему, высокому и низкому уровням показателя креативности склонности к риску. Данные учащиеся либо демонстрируют отстаивание своего мнения, свободу от чужого мнения; выбор сложных целей, готовность ошибаться, но учится и идти до конца; готовы обосновано рисковать ради получения инновационного открытия. Либо не имеют своего мнения и бояться осуждения со стороны рефератных личностей и групп, опасаются сложных и трудных зданий, страх совершить ошибку и получить санкции, избегание нового знания и опыта, ради стабильности и безопасности.

Чуть меньше половины девушек показали оптимальный уровень развития любознательности, т.е. для них характерно задавать познавательные вопросы окружающим; искать нетривиальные пути решения трудных или обыденных задач; стремление вступать в дискуссии по интересным проблемам; времяпровождение за прочтением научной литературы, классической литературы, занимаются разными видами искусства. Треть респонден-ток отразили высокий уровень развития любознательности, т.е. их можно назвать «почемучки», открыты для всего нового и необычного, их увлекает изучение устройства явлений природы, они без устали ищут новые линии развития мышления, любят дискутировать о мало изученных явлениях, желают услышать чужое мнение по интересующей их проблематике, изыскивают разнообразные стратегии решения задач; живут в мире книг, игр, науки и искусства ради большего познания мира. Двадцать испытуемых обнаружили низкий уровень любознательности, т.е. не интересуются книгами, искусством; не изучают и не ищут решения новых задач, любят идти по проторенному пути, где все знакомо и понятно; демонстрируют низкий познавательный интерес.

Более половины девушек показали низкий уровень развития сложности, что подчеркивает потерю интереса к поиску сложных стратегий решения задач; не самостоятельны при решение сложных заданий; опасаются брать инициативу в свои руки; склонны к простым заданиям с понятными решениями; с легкостью отступают перед трудностями и избегают интеллектуальные виды деятельности. У семи девушек выявили высокий уровень развития сложности, что показывает активное стремление к выбору сложных в научном мире проблем; бесконечное изыскания непонятных вопросов у окружающих и всех информационных систем; максималистская самостоятельная тенденция к достижению обозначенных сложных целей. У 40% девушек есть оптимальный уровень развития сложности. Они ориентированы на познание непонятных явлений; стараются выполнять задания самостоятельно; упорны в достижение результата; предпочитают витиеватые

пути решения проблемы, чем нужно; находят обычно сложные задания.

Чуть меньше половины девушек демонстрируют низкий уровень развития воображения. Они не мечтают о местах, которые никогда не видели; не понимают и не желают понимать, как другие добиваются своих целей; им нравится все знакомое и обычной; мыслят шаблонами; тривиальные идеи и образы. Более трети девушек имеют высокий уровень развития воображения. Они обычно живут в мире фантазий, продуцируют новые образы, идеи о таинственном; прогнозируют будущие события. Их можно назвать мечтателями, т.к. они способны размышлять о достигаемых явлениях и мирах; подмечать необычное в рисунках, картинах, рассказах; испытывать удивление по поводу различных идей и событий. Пятнадцать девушек были с оптимальным уровнем развития воображения, т.е. они фантазируют, мечтают, но не о чем-то далеком и не сбыточном, а о том, что возможно достигнуть через реальную деятельность; их можно считать практичными, расчетливыми, умеющими опираться уже на готовый продукт и способных при необходимости его трансформировать и переконструировать.

Кроме того, нами были выявлены посредством углового преобразования Фишера статистически значимые различия между юношами и девушками. По высокому уровню у юношей преобладают показатели креативности (ф*=1,88 р<0,01), любознательности (ф*=2,39 р<0,01), сложности (ф*=1,86 р<0,01); по низкому уровню превалирует показатель воображения (ф*=2,59 р<0,01) над этими же показателями у девушек. По высокому уровню у девушек был выше показатель воображе-

ния (ф*=2,84 р<0,01); по низкому уровню доминируют показатели любознательности (ф*=2,30 р<0,01) и сложности (ф*=2,63 р<0,01) над этими же показателями у юношей.

Заключение. Отраженные в данной работе данные изыскания дают возможность резюмировать.

Общие тенденции проявляются в среднем уровне универсального компонента ранней педагогической одаренности - креативности старшеклассников, кроме показателя склонности к риску, который демонстрирует высокий уровень.

Специфические тенденции развития креативности с учетом полового диморфизма, так юноши были более креативные, склонные к риску, любознательные и любящие сложные задачи, а девушки наоборот были с более развитой фантазией и мечтательностью, потенциалом своеобразного и нестандартного видения проблем и реалий этого мира.

Представленные данные можно применить при проведении профориентации и разработке программы психолого-педагогического сопровождения ранней педагогической одаренности подростков.

Описанное исследование имеет продолжение данной темы в изучение развития и формирования креативности как универсального компонента ранней педагогической одаренности учащихся подросткового возраста посредством методов проектов, дискуссий, арт-терапии, телесно-ориентированной психотерапии, психогимнастики, рефлексии.

Исследование проведено в рамках государственного задания Министерства просвещения РФ на выполнение фундаментальной научно-исследовательской работы по теме «Педагогическая одарённость: инструменты выявления и сопровождения» № 073-00095-22-02 от 08.04.2022 г.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Берк, Л. Е. Развитие ребенка / Л. Е. Берк. - Санкт-Петербург : Национальное образование, 2020. - 952 с. - Текст : непосредственный.

2. Буторина, О. В. Кросскультурное исследование креативности в управленческом потенциале руководителя /

0.В. Буторина. - Текст : непосредственный // Психология XXI века : материалы междунар. науч.-практ. конф. студентов и аспирантов. - Санкт-Петербург, 2003. - С. 276-278.

3. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта / Дж. Гилфорд. - Текст : непосредственный // Психология мышления / под ред. А. М. Матюшкина. - Москва : Прогресс, 1965. - С. 433-456.

4. Диагностика личностной креативности (Е. Е. Туник) / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. - Текст : непосредственный // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - Москва, 2002. - C. 59-64.

5. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. - 2-е изд. - Санкт-Петербург : Питер,1999.

- 368 с. - Текст : непосредственный.

6. Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е. П. Ильин. - Санкт-Петербург : Питер, 2009.

- 434 с. - Текст : непосредственный.

7. Кондратьева, Н. В. Сущность понятия «творческие способности» / Н. В. Кондратьев. - Текст : электронный // Концепт. - 2015. - № 09 (сент.). - URL: http://e-koncept.ru/2015/15320.htm.

8. Матюшкин, А. М. Концепция творческой одаренности / А. М. Матюшкин. - Текст : непосредственный // Вопросы психологии. - 1989. - № 6. - С. 29-33.

9. Холодная, М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М. А. Холодная. - Санкт-Петербург, 2002. -Текст : непосредственный.

REFERENCES

1. Berk L. E. Razvitie rebenka [Child development]. Sankt-Peterburg: Nacional'noe obrazovanie, 2020. 952 p.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (56) 2022_2542-0291

2. Butorina O. V. Krosskul'turnoe issledovanie kreativnosti v upravlencheskom potenciale rukovoditelja [Cross-cultural study of creativity in the managerial potential of a manager]. PsihologijaXXIveka: materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf. studentov i aspirantov [Psychology of the XXI century]. Sankt-Peterburg, 2003, pp. 276-278.

3. Gilford Dzh. Tri storony intellekta [Three sides of intelligence]. Matjushkina A. M. (ed.) Psihologija myshlenija [Psychology of thinking]. Moscow: Progress, 1965, p. 433-456.

4. Fetiskin N. P., Kozlov V. V., Manujlov G. M. Diagnostika lichnostnoj kreativnosti (E. E. Tunik) [Diagnostics of personal creativity (E. E. Tunik)]. Social'no-psihologicheskaja diagnostika razvitija lichnosti i malyh grupp [Socio-psychological diagnostics of personality development and small groups]. Moscow, 2002, pp. 59-64.

5. Druzhinin V. N. Psihologija obshhih sposobnostej [Psychology of general abilities]. Sankt-Peterburg: Piter,1999. 368 p.

6. Il'in E. P. Psihologija tvorchestva, kreativnosti, odarennosti [Psychology of creativity, creativity, giftedness]. Sankt-Pe-terburg: Piter, 2009. 434 p.

7. Kondrat'eva N. V. Sushhnost' ponjatija «tvorcheskie sposobnosti» [The essence of the concept of "creativity"]. Koncept [Concept], 2015, no. 09 (sent.). URL: http://e-koncept.ru/2015/15320.htm.

8. Matjushkin A. M. Koncepcija tvorcheskoj odarennosti [Concept of creative giftedness]. Voprosypsihologii [Questions ofpsychology], 1989, no. 6, pp. 29-33.

9. Holodnaja M. A. Psihologija intellekta: paradoksy issledovanija [Psychology of Intelligence: paradoxes of research]. Sankt-Peterburg, 2002.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Е.А. Волгуснова, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и педагогической психологии, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: misis.volgusnova@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-4588-8854.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

E.A. Volgusnova, Ph. D. in Psychology, Associate Professor of the Department of Developmental Psychology and Educational Psychology, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: misis.volgusnova@yandex.ru ORCID: 0000-0002-4588-8854.

УДК 159.9.07 DOI: 10.52772/25420291_2022_4_97

Светлана Владимировна Истомина

г. Шадринск

Психодинамические особенности обучающихся в структуре педагогической одаренности

В статье представлены результаты изучения психодинамических особенностей старшеклассников с развитыми педагогическими способностями (психомоторная, интеллектуальная, коммуникативная эргичность, психомоторная, интеллектуальная, коммуникативная пластичность, психомоторная, интеллектуальная, коммуникативная скорость, психомоторная, интеллектуальная, коммуникативная эмоциональность); показаны корреляционные связи изучаемых характеристик, половые различия по ряду показателей. Акцент сделан на особенностях распределения обучающихся с различными характеристиками темперамента (по результатам опросника формально-динамических свойств индивидуальности человека), половых различиях обучающихся старших классов.

Ключевые слова: психодинамические особенности, темперамент, старшеклассники, педагогические способности, педагогическая одаренность, половые различия.

Svetlana Vladimirovna Istomina

Shadrinsk

Psychodynamic features of students in the structure of pedagogical giftedness

The article presents the results of the study of the psychodynamic characteristics of high school students with developed pedagogical abilities (psychomotor, intellectual, communicative ergicity, psychomotor, intellectual, communicative plasticity, psychomotor, intellectual, communicative speed, psychomotor, intellectual, communicative emotionality). It shows correlations of the studied characteristics, gender differences in a number of indicators. The emphasis is placed on the peculiarities of the distribution of students with different characteristics of temperament (according to the results of the questionnaire of formal-dynamic properties of human individuality) and gender differences.

Keywords: psychodynamic features, temperament, high school students, pedagogical abilities, pedagogical giftedness, gender differences.

Актуальность и необходимость эффективной профориентационной работы с обучающимися не вызывает сомнения с точки зрения практической деятельности специалистов образовательной организации. Начиная со среднего звена, школьник при

выборе профессии задается вопросом соответствия собственных возможностей требованиям желаемой профессии, что, собственно, и является проблемой профпригодности. Профессиональная пригодность формируется в процессе собственной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.