Научная статья на тему 'Развитие признаков одаренности учащихся классов психолого-педагогической направленности'

Развитие признаков одаренности учащихся классов психолого-педагогической направленности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
старшеклассник / учебно-профессиональная деятельность / психолого-педагогический класс / основы психологии / признаки одаренности / веб-технологии / high school student / educational and professional activities / psychological and pedagogical class / fundamentals of psychology / signs of giftedness / web technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Декина Елена Викторовна, Шалагинова Ксения Сергеевна

Актуальность исследуемой проблемы связана с изучением особенностей развития признаков одаренности учащихся психолого-педагогических классов. Психолого-педагогические классы формируют у старших школьников представления о педагогических и психологических профессиях, помогают в самопознании, развитии профессиональных интересов, позволяют попробовать себя в профессии. Цель исследования выявить особенности организации образовательного процесса в психолого-педагогических классах, способствующие развитию признаков одаренности у старшеклассников. Задачи исследования: изучить особенности развития признаков одаренности учащихся психолого-педагогических классов, выявить содержание и формы развития признаков одаренности у старшеклассников, разработать программу развития признаков одаренности учащихся психолого-педагогических классов. Теоретико-методологическую основу работы составили труды ученых в области одаренности, педагогической и возрастной психологии, психологии воспитания. Методы исследования: теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической литературы; анализ, обобщение и систематизация информации из научных источников); эмпирические (тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент); методы количественного и качественного анализа. Исследование проведено на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» г. Донского Тульской области. В пилотном исследовании приняли участие обучающиеся 10-го и 11-го психолого-педагогических классов в количестве 20 человек. Диагностическая программа включала пять методик. Описан опыт апробации программы «Основы психологии». Новизна публикации связана с использованием в программе развития признаков одаренности учащихся психолого-педагогических классов веб-технологий, которые учитывают интересы современного поколения, тенденции к цифровизации, расширению использования искусственного интеллекта в образовательной среде школы. Творческий потенциал будущих педагогов расширяется через использование заданий по генерированию изображения по текстовому запросу с помощью нейронной сети, медиауроков, веб-квестов, веб-экскурсий, интернет-олимпиад и т. д. Проведенное исследование показало, что развитие признаков одаренности учащихся психолого-педагогических классов посредством веб-технологий будет проходить более успешно, если мы будем учитывать индивидуальные и психологические особенности учащихся психолого-педагогического класса; углублять знания о психолого-педагогических профессиях; использовать веб-технологии в работе с учениками. Данные условия были апробированы в ходе реализации психолого-педагогической программы, по итогам которой была зафиксирована положительная динамика в исследуемых показателях. Программа развития признаков одаренности учащихся психолого-педагогических классов вызвала интерес и может быть использована психологами и педагогами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Декина Елена Викторовна, Шалагинова Ксения Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of giftedness signs in students of psychological and pedagogical classes

The relevance of the problem under study is related to the examination of the characteristics of the giftedness signs development in students of psychological and pedagogical classes. Psychological and pedagogical classes form high school students' ideas about pedagogical and psychological professions, help in self-discovery, development of professional interests, and allow them to try themselves in the profession. Purpose of the study: to identify specific features of the educational process organization in psychological and pedagogical classes that contribute to the development of giftedness in high school students. Objectives of the study: to study the specific features of the giftedness signs development in students of psychological and pedagogical classes, to identify the content and forms of the giftedness signs development in high school students, to work out a program for the development of giftedness in students of psychological and pedagogical classes. The works of scientists in the field of giftedness, pedagogical and developmental psychology and educational psychology served as the theoretical and methodological basis of this work. Research methods: theoretical (study and analysis of psychological and pedagogical literature; analysis, generalization and systematization of information from scientific sources); empirical (testing, questioning, pedagogical experiment); methods of quantitative and qualitative analysis. The study was conducted on the basis of the Municipal Budgetary Educational Institution "Secondary School No. 5" in the city of Donskoy, Tula Region. 20 students of the 10th and 11th grade of psychological and pedagogical classes took part in the pilot study. The diagnostic program included 5 methods. The experience of testing the "Fundamentals of Psychology" program is described. The novelty of the publication is associated with the use of web technologies in the program for the development of giftedness signs in students of psychological and pedagogical classes, which take into account the interests of the modern generation, trends towards computerization, and the expansion of artificial intelligence use in the educational environment of the school. The creative potential of future teachers is increased through the use of tasks to generate an image based on a text query using a neural network, media lessons, web quests, web excursions, Internet competitions, etc. The study showes that the development of giftedness signs in students of psychological and pedagogical classes through web technologies will be more successful if the individual and psychological characteristics of students in the psychological and pedagogical class are taken into account; deepen knowledge about psychological and pedagogical professions; use web technologies when working with students. These conditions were tested during the implementation of a psychological and pedagogical program, as a result of which positive changes in the studied indicators were recorded. The program for developing signs of giftedness among students in psychological and pedagogical classes has aroused interest and can be used by psychologists and teachers.

Текст научной работы на тему «Развитие признаков одаренности учащихся классов психолого-педагогической направленности»



ISSN 2304-120X

ниег

научно-методический электронный журнал

2023, № 12 (декабрь)

Раздел 5.8. Педагогика

ART 231126

DOI 10.24412/2304-120X-2023-11126

УДК 371.212.2

Развитие признаков одаренности учащихся классов психолого-педагогической направленности

Development of giftedness signs in students of psychological and pedagogical classes

Авторы статьи

I

Authors of the article

Декина Елена Викторовна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого», г. Тула, Российская Федерация kmppedagogika@yandex.ru ОРСЮ: 0000-0003-4995-9071

Шалагинова Ксения Сергеевна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого», г. Тула, Российская Федерация shalaginvaksenija99@yandex.ru ORCID: 0000-0002-9037-449Х

Elena V. Dekina,

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Psychology and Pedagogy, Tula State Pedagogical University named after Lev Tolstoy, Tula, Russian Federation kmppedagogika@yandex.ru ORCID: 0000-0003-4995-9071

Ksenia S. Shalaginova,

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Psychology and Pedagogy, Tula State Pedagogical University named after Lev Tolstoy, Tula, Russian Federation shalaginvaksenija99@yandex.ru ORCID: 0000-0002-9037-449X

Конфликт интересов

Conflict of interest statement

Конфликт интересов не указан

Conflict of interest is not declared

Для

цитирования

L

For

citation

Декина Е. В., Шалагинова К. С. Развитие признаков одаренности учащихся классов психолого-педагогической направленности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 12. -С. 62-74. - URL: https://e-koncept.ru/2023/231126.htm - DOI 10.24412/2304-120X-2023-11126

E. V. Dekina, K. S. Shalaginova, Development of gifted-ness signs in students of psychological and pedagogical classes // Scientific-methodological electronic journal "Koncept". - 2023. - No. 12. - P. 62-74. - URL: https://e-koncept.ru/2023/231126.htm - DOI: 10.24412/2304-120X-2023-11126

Поступила в редакцию Received 15.10.23 Получена положительная рецензия Received a positive review 25.11.23

Принята к публикации Accepted for publication 25.11.23 Опубликована Published 30.12.23

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2023 © Декина Е. В., Шалагинова К. С., 2023

Аннотация

Abstract

L

Актуальность исследуемой проблемы связана с изучением особенностей развития признаков одаренности учащихся психолого-педагогических классов. Психолого-педагогические классы формируют у старших школьников представления о педагогических и психологических профессиях, помогают в самопознании, развитии профессиональных интересов, позволяют попробовать себя в профессии. Цель исследования - выявить особенности организации образовательного процесса в психолого-педагогических классах, способствующие развитию признаков одаренности у старшеклассников. Задачи исследования: изучить особенности развития признаков одаренности учащихся психолого-педагогических классов, выявить содержание и формы развития признаков одаренности у старшеклассников, разработать программу развития признаков одаренности учащихся психолого-педагогических классов. Теоретико-методологическую основу работы составили труды ученых в области одаренности, педагогической и возрастной психологии, психологии воспитания. Методы исследования: теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической литературы; анализ, обобщение и систематизация информации из научных источников); эмпирические (тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент); методы количественного и качественного анализа. Исследование проведено на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» г. Донского Тульской области. В пилотном исследовании приняли участие обучающиеся 10-го и 11-го психолого-педагогических классов в количестве 20 человек. Диагностическая программа включала пять методик. Описан опыт апробации программы «Основы психологии». Новизна публикации связана с использованием в программе развития признаков одаренности учащихся психолого-педагогических классов веб-технологий, которые учитывают интересы современного поколения, тенденции к цифровизации, расширению использования искусственного интеллекта в образовательной среде школы. Творческий потенциал будущих педагогов расширяется через использование заданий по генерированию изображения по текстовому запросу с помощью нейронной сети, медиауроков, веб-квестов, веб-экскурсий, интернет-олимпиад и т. д. Проведенное исследование показало, что развитие признаков одаренности учащихся психолого-педагогических классов посредством веб-технологий будет проходить более успешно, если мы будем учитывать индивидуальные и психологические особенности учащихся психолого-педагогического класса; углублять знания о психолого-педагогических профессиях; использовать веб-технологии в работе с учениками. Данные условия были апробированы в ходе реализации психолого-педагогической программы, по итогам которой была зафиксирована положительная динамика в исследуемых показателях. Программа развития признаков одаренности учащихся психолого-педагогических классов вызвала интерес и может быть использована психологами и педагогами.

The relevance of the problem under study is related to the examination of the characteristics of the giftedness signs development in students of psychological and pedagogical classes. Psychological and pedagogical classes form high school students' ideas about pedagogical and psychological professions, help in self-discovery, development of professional interests, and allow them to try themselves in the profession. Purpose of the study: to identify specific features of the educational process organization in psychological and pedagogical classes that contribute to the development of giftedness in high school students. Objectives of the study: to study the specific features of the giftedness signs development in students of psychological and pedagogical classes, to identify the content and forms of the giftedness signs development in high school students, to work out a program for the development of giftedness in students of psychological and pedagogical classes. The works of scientists in the field of giftedness, pedagogical and developmental psychology and educational psychology served as the theoretical and methodological basis of this work. Research methods: theoretical (study and analysis of psychological and pedagogical literature; analysis, generalization and systematization of information from scientific sources); empirical (testing, questioning, pedagogical experiment); methods of quantitative and qualitative analysis. The study was conducted on the basis of the Municipal Budgetary Educational Institution "Secondary School No. 5" in the city of Donskoy, Tula Region. 20 students of the 10th and 11th grade of psychological and pedagogical classes took part in the pilot study. The diagnostic program included 5 methods. The experience of testing the "Fundamentals of Psychology" program is described. The novelty of the publication is associated with the use of web technologies in the program for the development of giftedness signs in students of psychological and pedagogical classes, which take into account the interests of the modern generation, trends towards computerization, and the expansion of artificial intelligence use in the educational environment of the school. The creative potential of future teachers is increased through the use of tasks to generate an image based on a text query using a neural network, media lessons, web quests, web excursions, Internet competitions, etc. The study showes that the development of giftedness signs in students of psychological and pedagogical classes through web technologies will be more successful if the individual and psychological characteristics of students in the psychological and pedagogical class are taken into account; deepen knowledge about psychological and pedagogical professions; use web technologies when working with students. These conditions were tested during the implementation of a psychological and pedagogical program, as a result of which positive changes in the studied indicators were recorded. The program for developing signs of giftedness among students in psychological and pedagogical classes has aroused interest and can be used by psychologists and teachers.

Ключевые слова

Key words

старшеклассник, учебно-профессиональная деятельность, психолого-педагогический класс, основы психологии, признаки одаренности, веб-технологии

high school student, educational and professional activities, psychological and pedagogical class, fundamentals of psychology, signs of giftedness, web technologies

Благодарности

_ Acknowledgements

Авторы выражают благодарность МБОУ СОШ № 5 г. Донского Тульской области и выпускнику факультета психологии К. А. Гридину за помощь в сборе материалов для подготовки статьи.

The authors express their gratitude to the staff of the Secondary School No. 5 in Donskoy, Tula region and to the graduate of the Faculty of Psychology K. A. Gridin for their help in collecting materials for the article.

Введение / Introduction

В настоящее время особое внимание уделяется классам психолого-педагогической направленности, увеличивается их количество, методическое обеспечение, развивается сотрудничество педагогических классов и вузов. Профильные классы позволяют развивать в учениках качества, присущие одаренным в данной сфере, профессиональную направленность, также в этих классах создается благоприятная образовательная среда, проба себяа наставничество и др. Классы имеют большое значение для ранней профориентации, развития непрерывной системы подготовки педагогических кадров, привлечения молодежи к педагогическим профессиям. Педагогические классы рассматриваются в качестве пространства, развивающего познавательные потребности и интересы [1], в том числе через проведение конкурсов и олимпиад педагогической направленности, включение учащихся в проектную и исследовательскую деятельность, просветительские мероприятия и т. д. [2]

Е. И. Исаев отмечает, что старшая школа должна создавать условия для образования учащихся в соответствии с их профессиональными интересами и выбором, призвана заложить основы для самоопределения, самореализации, самообразования [3]. Именно в этом возрасте принимается решение о выборе профессии, вуза, актуализируются вопросы профессионального самопознания и саморазвития. В процессе обучения используются активные методы, современные информационные технологии.

Е. А. Волгуснова, О. В. Коновалова, Е. А. Шерешкова пишут, что педагогическая одаренность складывается из природных и субъектно-деятельностных (интеллектуальные, творческие и социальные умения) особенностей [4]. Для развития учащихся педагогических классов, по мнению Л. А. Раздобариной, Н. А. Чивирёвой, И. А. Якимова, необходима разработка индивидуального плана с включением мероприятий, необходимых для их «роста» в профессии педагога: выставок, конкурсов, проектов и т. д. [5] Т. М. Хрусталева педагогическую одаренность в юношеском возрасте связывает с профессиональным самоопределением, развитием свойств личности и индивидуальности ученика, которые помогают ему быть успешным (работа вожатым, волонтерская деятельность и др.), эмпатии, коммуникативных и организаторских способностей, социального интеллекта и др. [6]

Актуальность исследования связана с изучением особенностей развития признаков одаренности учащихся классов психолого-педагогической направленности, проектированием программы развития признаков одаренности учащихся данных классов, определением содержания и форм образования, способствующих развитию признаков одаренности у данной категории учащихся.

Обзор литературы / Literature review

В психологическом словаре одаренность определяется как «качественное своеобразное сочетание способностей, обеспечивающих успешность выполнения деятельности» [7]. Одаренность — это системное, развивающееся качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми [8]. Одаренность позволяет индивидуальности достигать заметных результатов в какой-либо сфере деятельности [9]. В. Д. Шадриков отмечает, что на развитие одаренности влияет множество факторов: наследственные признаки, социальное окружение и обстановка, совпадения с ведущим видом деятельности ребенка [10]. В. С. Юркевич

подчеркивает важность совместного выстраивания педагогом и одаренным ребенком индивидуальной программы, когда учащийся становится соавтором учителя в основных и частных вопросах своего обучения, - «совместной работы с одаренным ребенком над его жизненными целями и ценностями и т. д.» [11]. Существенную роль в индивидуализации обучения одаренных играет наставник, готовый взять на себя сопровождение ребенка. Основная задача наставника — на основе диалога и совместного поиска помочь своему подопечному выработать наиболее эффективную стратегию индивидуального роста, опираясь на развитие его способности к самоопределению и самоорганизации. Значимость работы наставника, по мнению Е. В. Грициной, заключается в координации индивидуального своеобразия одаренного ребенка, особенностей его образа жизни, вариантов образования, выработке эффективной стратегии индивидуального роста [12].

Т. Г. Мороз, Н. И. Кисляков, Д. А. Щегольков пишут, что «педагогу, сопровождающему одаренного ребенка, важно не только обладать предметной подготовкой высокого уровня, но и уметь эффективно выстраивать индивидуальный образовательный маршрут с учетом междисциплинарных знаний, обогащающих и расширяющих представление о феномене одаренности» [13]. Педагоги должны быть готовы к реализации образовательных (обучение, воспитание и развитие), социально-педагогических функций (социальная поддержка, адаптация, оздоровление детей и др.), методической и управленческой деятельности, взаимодействию с психологами, родителями для сопровождения развития одаренного ребенка [14].

Н. В. Соколова выделяет различные условия развития детской одаренности: особенности урочной и внеурочной деятельности, организация проектно-исследовательской работы, наличие индивидуального плана, конкурсов, олимпиадного движения [15].

Т. М. Хрусталева относит педагогическую одаренность к видам социальной (коммуникативной) одаренности и выделяет специальные и универсальные (эмпа-тия, коммуникативные и организаторские способности, социальный интеллект, культура взаимодействия, способность адаптироваться и др.) характеристики одаренности [16]. Н. А. Аминов исследовал психофизиологические факторы, предопределяющие способность учителя реализовать или не реализовать свой педагогический потенциал [17]. Е. А. Волгуснова, О. В. Коновалова, Е. А. Шерешкова отмечают, что раннее выявление одаренных к педагогической деятельности обучающихся сможет обеспечить более высокий уровень осознанного обучения в вузах [18]. В. А. Мазилов подчеркивает важность создания духовной составляющей педагогической одаренности, формирования представлений о миссии педагогической деятельности [19]. Л. И. Пономарева, С. В. Истомина, Е. А. Шерешкова, Е. А. Быкова выделяют структурные компоненты педагогической одаренности учащихся: интеллектуальный потенциал, интерес к педагогике, креативность, коммуникативные и организаторские способности, способность к самоконтролю, лидерский потенциал [20]. С. А. Усковой представлена модель современного образовательного процесса, отражающая важность рассмотрения необходимых знаний, умений и навыков для педагога [21].

По мнению О. А. Шамигуловой, Д. С. Василиной, С. Р. Мусифуллина, психолого-педагогический класс способен стать важным элементом для раскрытия способностей обучающихся, выявления и развития педагогической одаренности, формирования лидерских качеств, необходимых для успешной профессиональной деятельности в человеко-центрированных сферах [22]. О. Ю. Елькина, Л. Я. Лозован, В. В. Гормакова отмечают важ-

ность изучения основ психолого-педагогических знаний в занимательной форме и учебной (социально-педагогическая, организаторская) практик [23]. Г. Ж. Фахрутдинова,

A. М. Галимов, А. В. Асанова, А. Г. Бабенко, И. С. Хамдеева представили модель организации педагогического класса на основе наставнического подхода, когда учащиеся данных классов выступают «наставниками» для начальной школы, подростков с трудностями в учебной деятельности и т. д. [24] Л. В. Байбородова отмечает важность изучения активности и субъектности школьников при организации допрофессиональной педагогической подготовки, проведении воспитательных мероприятий и учебных занятий [25]. М. А. Маз-ниченко, Н. И. Нескоромных, О. П. Садилова, С. В. Бревнова, Н. М. Григоращенко-Алиева,

B. А. Фоменко отмечают важность сетевого взаимодействия при сопровождении одаренного ребенка, проектирования форм и методов организации профессионально ориентированной деятельности одаренных детей [26].

Особое внимание уделяется изучению влияния цифровизации на обучение одаренных детей [27]. К. С. Гордеев, А. А. Жидков, К. В. Слюзнева, Е. Д. Закунова, А. Е. Анисимова рассматривают возможности использования веб-квеста, которые имеют разную тематику, цели и задачи, формы реализации, критерии оценки, хорошо интегрируются в урок, домашнее задание [28]. А. С. Карпеченко, А. Ю. Кара-сева виртуальную экскурсию рассматривают как форму обучения, отличающуюся виртуальным отображением реально существующих объектов, направленную на стимулирование познавательной деятельности обучающихся, увеличение продуктивности урока [29]. Добавление в занятия фото-, видео- и аудиоэлементов и их комбинирование повышает интерес учащихся, учитывает особенности современного поколения, активизирует познавательную деятельность, профессиональное самоопределение. Развивается творческий потенциал как учителя, так и ученика. Педагогами используются медиауроки, веб-квест, веб-экскурсии, интернет-олимпиады, онлайн-наставничество, конкурсы, викторины, активное сочетание традиционных и информационных технологий. В. Н. Вараксин отмечает важность психолого-педагогического сопровождения и поддержки одаренного ребенка, выбора необходимых интерактивных образовательных технологий [30].

В зарубежных исследованиях (Т. Л. Кросс, М. А. Свитек) анализируются направления преодоления социальных трудностей у академически одаренных подростков [31]. К. Кеннеди и Дж. Фарлей изучают социальные и эмоциональные проблемы одаренных детей, ими описываются стратегии консультирования одаренных детей в школе [32].

C. Д. Мейкер изучала особенности талантливых детей в различных областях и в различных группах [33], С. И. Пфайффер - повышенную тревожность у одаренных детей [34], что подчеркивает важность психологической поддержки одаренных учащихся.

Таким образом, проблема функционирования психолого-педагогических классов находится в центре внимания многих психолого-педагогических исследований. Именно педагогическая одаренность выступает психологической предпосылкой развития способностей к профессиям педагога и психолога. Отдельную область психологических исследований составляет развитие признаков одаренности учащихся классов психолого-педагогической направленности. В процессе обучения старшеклассники вырабатывают индивидуальный способ взаимодействия с миром, развивают свои личностные и профессиональные качества, осознают свою индивидуальность. Использование веб-технологий стимулирует интерес старшеклассников к дальнейшему развитию, мотивирует к самостоятельной деятельности, расширяет знания о профессии и требованиях, которые требуются для ее освоения.

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

Экспериментальная база исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» г. Донского Тульской области. В исследовании приняли участие учащиеся 10-го и 11-го психолого-педагогических классов в количестве 20 человек. В сборе эмпирических данных принимал активное участие студент факультета психологии ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» Кирилл Алексеевич Гридин.

Цели исследования: определить особенности развития признаков одаренности у учащихся психолого-педагогических классов, выявить формы и содержание развития признаков одаренности у учащихся, разработать и апробировать программу развития признаков одаренности учащихся психолого-педагогических классов.

Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования), эмпирические (тестирование, анкетирование, эксперимент), методы обработки данных (количественный и качественный анализ результатов исследования).

Диагностическая программа включала в себя следующие методики: «Коммуникативные и организаторские склонности» (В. В. Синявский, В. А. Федорошин), «Мотивы выбора профессии» (Р. В. Овчарова), «Дифференциально-диагностический опросник» Е. А. Климова (в модификации Азбель), «Диагностика уровня эмпатиче-ских способностей» В. В. Бойко, анкетирование старшеклассников.

С учащимися психолого-педагогических классов реализуется дисциплина «Основы психологии». Дисциплина рассчитана на два года обучения, в 10-м классе изучаются разделы: «Развитие психики, сознания и деятельности человека», «Проблема познания и познавательной сферы человека», «Я и другие. Особенности человеческого поведения», «Межличностная и межкультурная коммуникация». Учащиеся имеют возможность попробовать себя, например, при организации и проведении игры по станциям и т. д. Занятия могут строиться и проводиться в форме деловой игры, с использованием тренинговых технологий, кейсов, мастер-классов, практикумов и т. д. 11-й класс направлен на изучение индивидуальных проявлений и особенностей личности, лидерства, групповых процессов, самопознание и саморазвитие [35]. Добавление в занятия фото-, видео- и аудиоэлементов и их комбинирование повышают интерес учащихся к занятиям. Творческий потенциал будущих педагогов расширяется через использование, например, заданий по генерированию изображения по текстовому запросу с помощью нейронной сети, медиауроков, веб-квестов, веб-экскурсий, интернет-олимпиад и т. д. [36]

Программа развития признаков одаренности учащихся психолого-педагогического класса с использованием веб-технологий включала следующие занятия:

- «Педагог - профессия возможностей» (расширение знаний о психолого-педагогических профессиях, работа в микрогруппах «Как ты видишь современного педагога (психолога)»;

- «Смотрим и выбираем» (конкурс видеороликов о профессиях «педагог», «педагог-психолог», «социальный педагог» и т. д.);

- веб-экскурсия по вузу;

- занятия с элементами тренинга «Зачем педагогу креативность (коммуникативность, кооперация, критическое мышление)?»;

- онлайн-встреча с психологом;

- практические занятия «К вожатской деятельности готов», «Мои достижения» (создание и анализ портфолио), «Движение первых» (привлечение учащихся к участию в социально значимых проектах детского и молодежного движения), «Успешный ученик - студент» (лайфхаки для успешного обучения в школе и в вузе) и др.

Важно, что сами учащиеся являются соавторами программы, имеет место взаимодействие учащихся и студентов, классных руководителей и преподавателей педагогического вуза для формирования педагогической культуры, ценностных ориента-ций и психолого-педагогических компетенций будущих педагогов.

Результаты исследования / Research results

Представим результаты исследования на констатирующем и контрольном этапах исследования.

Результаты исследования по методике «Дифференциально-диагностический опросник» Е. А. Климова на констатирующем этапе показали, что у учащихся наиболее выражена склонность к профессиям типа «человек - художественный образ» (60%), далее «человек - человек» (30%) и «человек - природа» (10%).

На констатирующем этапе 50% учащихся показали низкий уровень развития коммуникативных склонностей, 40% - высокий и 10% средний; на контрольном этапе 30% учащихся остались на низком уровне, 20% - на уровне ниже среднего, 30% старшеклассников - на высоком и у 20% выявлен очень высокий уровень развития коммуникативных склонностей. Изменения зафиксированы и в уровне развития организаторских склонностей: на констатирующем этапе 20% учащихся находились на высоком, 20% - на среднем уровне, 30% - на уровне ниже среднего и 30% - на низком уровне; на контрольном этапе: на очень высоком уровне - 20% учащихся, на высоком уровне - 30%, на среднем -40% и на уровне ниже среднего - 10% старшеклассников (см. рис. 1-2).

Сравнительный анализ по методике «Мотивы выбора профессии» показал, что на контрольном этапе количество испытуемых с ведущими внутренними индивидуально значимыми мотивами снизилось на 18%, а с внутренними социально значимыми мотивами возросло на 18%, что свидетельствует о том, что социальная значимость профессии для учащихся повысилась (см. рис. 3).

Сделаем вывод об изменении уровня эмпатических способностей. На констатирующем этапе 90% испытуемых имеют заниженный и 10% средний уровни эмпатии, после проведения программы заниженный уровень эмпатических способностей был выявлен у 40% учащихся, средний - у 60% старшеклассников (см. рис. 4).

Анализ результатов анкетирования показал, что 50% учащихся хотели стать педагогами и психологами. Источниками знаний о профессиях являются школа и Интернет. Учащиеся хотели бы больше узнать о психолого-педагогических профессиях, особенностях обучения в вузе, возможностях трудоустройства. После участия в программе старшеклассники для себя выделили конкретные направления подготовки для дальнейшего обучения в вузе (психолог, логопед, учитель русского и литературы, учитель иностранного языка). Обучение в психолого-педагогическом классе способствует познанию себя, получению полезной информации для профессионального и личностного самоопределения. К профессиональным и личностным качествам педагога учащиеся отнесли понимание, терпение, вежливость, умение общаться, ответственность, трудолюбие; впоследствии были добавлены эмпатия, креативность, стрессоустойчивость, сочувствие к другим, профессионализм и др. У учащихся инте-

рес вызывают следующие профориентационные мероприятия: день открытых дверей, встречи с представителями вузов, экскурсии и мастер-классы, олимпиада по психологии и др. Увеличились ответы, связанные с изучением информационных и ме-диаматериалов вуза. Повышение знаний о профессии и развитие навыков проходит в кванториуме, на различных онлайн-платформах, которые позволяют учащимся всесторонне изучать профессии, развивать самого себя (умение работать с информацией, развитие критического мышления, креативности, повышение цифровой грамотности и др.). Учащиеся выделили следующие ведущие идеи про педагога: педагог всегда находится в поиске эффективных технологий работы, развивается, открыт новым знаниям; педагог умеет работать в команде; педагог создает и меняет в лучшую сторону пространство вокруг себя; педагог к каждому делу подходит творчески; педагог готов и способен вести за собой детей; педагог является примером, наставником для ребенка.

40% 30% 20% 10% 0%

Констатирующий Контрольный

Организаторские склонности

40%

30% 30%

14 20% I

10%

0%

Низкий

30% 0%

Ниже среднего 30% 10%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20% 40%

30%

Средний Высокий

20% 30%

Очень высокий 0% 20%

I Констатирующий ■ Контрольный

Коммуникативные склонности

50%

50% 40% 30% 20% 10% 0%

Констатирующий Контрольный

30%

Низкий

50% 30%

Ниже среднего 0% 20%

40%

30%

20%

10%

0% 1 0%

Средний Высокий

10% 0%

40% 30%

20%

Л 1

0%

Очень высокий 0% 20%

I Констатирующий ■ Контрольный

Рис. 1-2. Результаты исследования по методике «Коммуникативные и организаторские склонности» (В. В. Синявский, В. А. Федорошин) на констатирующем и контрольном этапах

50% -46%

Внутренние Внутренние социально Внешние положительные Внешние отрицательные

индивидуально значимые значимые мотивы мотивы мотивы мотивы

■ Констатирующий ■ Контрольный

Рис. 3. Результаты по методике «Мотивы выбора профессии» (Р. В. Овчарова) на констатирующем и контрольном этапах

Общий уровень эмпатических способностей

100% -90%

Констатирующий Контрольный

■ Заниженный ■ Средний

Рис. 4. Результаты исследования по методике «Диагностика уровня эмпатических способностей» В. В. Бойко на констатирующем и контрольном этапах

Заключение / Conclusion

В настоящее время, несмотря на различные профориентационные форматы, имеет место проблема профессионального самоопределения учащихся. Профильные классы сочетают в себе углубление, обогащение и проблематизацию выбора профессии. Педагогическая одаренность является видом социальной одаренности и проявляется в качествах, которые необходимы для психолого-педагогических профессий. Психолого-педагогический класс способствует развитию у учащихся коммуникативных и организаторских склонностей, лидерских качеств, индивидуальных особенностей; осознанию своего профессионально-личностного назначения. Веб-технологии повышают эффективность воздействия на развитие признаков одаренности у учащихся психолого-педагогических классов, делая процесс более творческим для двух сторон - и для учащихся, и для педагогов.

Развитие признаков одаренности учащихся психолого-педагогических классов посредством веб-технологий будет проходить более успешно:

- если будут учитываться индивидуальные и психологические особенности учащихся;

- углублять знания о психолого-педагогических профессиях;

- использовать веб-технологии в работе с учениками (веб-квест, веб-экскурсии др.).

Программа развития признаков одаренности с использованием веб-технологий

задает новые ориентиры и может быть полезна при организации работы с учащимися психолого-педагогических классов на пути выстраивания ими индивидуальной траектории развития. Содержательные аспекты развития признаков одаренности задаются содержанием самой дисциплины «Основы психологии», планами внеучебной работы, ориентированными на интерактивное знакомство с направлениями подготовки в педагогическом вузе. Организационными аспектами выступает совмещение традиционных методов и веб-технологий с учетом возраста учащихся, степени интерактивности и взаимодействия, задач использования (получение новой информации, ее закрепление, повторение, получение дополнительного материала, проверка). Психолого-педагогические аспекты направлены на создание профессионального молодежного сообщества студентов и школьников по освоению и развитию профессиональных и надпрофессиональных навыков, проведение совместных мероприятий профориентационной и научно-исследовательской направленности, использование современных форматов и проектов в области медиа, социального проектирования и IT, создание условий для проявления учащимися своих талантов в психолого-педагогической сфере, увеличение доли выпускников, поступивших в педагогические вузы.

Ссылки на источники / References

1. Скударёва Г. Н., Бенин В. Л. Педагогический класс как субъект допрофессионального педагогического образования // Педагогический журнал Башкортостана. - 2021. - № 3 (93). - С. 82-95.

2. Диких Э. Р., Чухина Е. В. Деятельность педагогических классов: опыт Омского государственного педагогического университета // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. - 2019. - № 3 (24). - С. 139-142.

3. Исаев Е. И. Педагогическая психология. - М.: Издательство Юрайт, 2012. - С. 320.

4. Волгуснова Е. А., Коновалова О. В., Шерешкова Е. А. Исследование роли креативности в специальных компонентах ранней педагогической одаренности у старшеклассников // Казанский педагогический журнал. -2022. - № 6 (155). - С. 196-202.

5. Раздобарина Л. А., Чивирёва Н. А., Якимов И. А. Специфика профориентационной работы с одаренными детьми // Наука и школа. - 2022. - № 4. - С. 128-134.

6. Хрусталева Т. М. Педагогическая одаренность школьников: теоретические основания и эмпирическое исследование // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2012. - № 1 (8). - С. 312-315.

7. Психологический словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. - С. 247.

8. Рабочая концепция одаренности / Д. Б. Богоявленская, В. Д. Шадриков, Ю. Д. Бабаева. - М., 2003. - С. 95.

9. Одаренность и талант в цифровой среде XXI века // Сборник статей и методических материалов XXVIII Международной научно-практической конференции / под ред. В. Ф. Габдулхакова. - Казань: Отечество, 2023. - С. 3.

10. Шадриков В. Д. Способности и одаренность человека: монография. - М.: Институт психологии РАН, 2019. - С. 165.

11. Юркевич В. С. Одаренные дети: сегодняшние тенденции и завтрашние вызовы // Психологическая наука и образование. - 2011. - Т. 16. - № 4. - С. 99-108.

12. Грицина Е. В. Современные подходы к вопросу одаренности детей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 46. - С. 112-115.

13. Мороз Т. Г., Кисляков Н. И., Щегольков Д. А. Психогенетический подход в исследованиях феномена одаренности // Современные проблемы науки и образования. - 2023. - № 4. - URL: https://science-educa-tion.ru/ru/article/view?id=32760

14. Педагогика одарённости: вызовы, достижения, перспективы: сб. науч.-метод. ст. и материалов по итогам межрегион. науч.-практ. конф. «Педагогика одарённости: вызовы, достижения, перспективы». - Самара: Самарская гуманитарная академия, 2021. - С. 25.

15. Соколова Н. В. Развитие детской одарённости в условиях современной образовательной среды // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 8. - С. 46-50.

16. Хрусталева Т. М. Педагогическая одаренность школьников: теоретические основания и эмпирическое исследование // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2012. - № 1 (8). - С. 312-315.

17. Аминов Н. А. Природные предпосылки возможности самореализации учителей начальной школы // Психологическая наука и образование. - 1998. - Т. 3. - № 2. - С. 68-72.

18. Волгуснова Е. А., Коновалова О. В., Шерешкова Е. А. Исследование роли креативности в специальных компонентах ранней педагогической одаренности у старшеклассников // Казанский педагогический журнал. -2022. - № 6 (155). - С. 196-202.

19. Мазилов В. А. Исследование педагогических способностей и стратегии формирования педагогической одаренности // Ярославский педагогический вестник. - 2020. - № 4 (115). - С. 96-106. DOI: 10.20323/1813-145Х-2020-4-115-96-106.

20. Пономарева Л. И., Истомина С. В., Шерешкова Е. А., Быкова Е. А. Проблема педагогической одарённости: дефинитивная характеристика, диагностика, компонентный состав // Перспективы науки и образования. -2022. - № 6 (60). - С. 367-383. DOI: 10.32744/pse.2022.6.21.

21. Ускова С. А. Подходы к реализации профессионального стандарта педагога: трудовые действия и системные смыслы // Психолого-педагогические исследования. - 2020. - Т. 12. - № 1. - С. 3-15. DOI: 10.17759/psyedu.2020120101.

22. Шамигулова О. А., Василина Д. С., Мусифуллин С. Р. Организация психолого-педагогических классов как ресурс личностного развития и ранней профилизации обучающихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2022. - № 6 (июнь). - С. 58-71.

23. Елькина О. Ю., Лозован Л. Я., Гормакова В. В. Региональная модель организации классов психолого-педагогической направленности // Педагогический журнал. - 2022. - Т. 12. - № 5 А. - С. 42-53. DOI: 10.34670/AR.2022.48.69.004.

24. Фахрутдинова Г. Ж., Галимов А. М., Асанова А. В. и др. Педагогические классы как средство содействия профессиональному самоопределению личности // Педагогический журнал. - 2023. - Т. 13. - № 4 А. - С. 149-155.

25. Байбородова Л. В. Реализация концептуальных идей допрофессиональной педагогической подготовки школьников // Ярославский педагогический вестник. - 2023. - № 2 (131). - С. 8-16.

26. Мазниченко М. А., Нескоромных Н. И., Садилова О. П. и др. Выявление и поддержка одаренных детей средствами сетевого взаимодействия // Science for Education Today. - 2021. - № 2. - С. 7-31. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2102.01.

27. Инновации в развитии одаренности: диагностика, обучение, воспитание в условиях цифровизации: сб. науч. ст. III Междунар. науч.-практ. конф. - Саратов: ИЦ «Наука», 2021. - С. 65.

28. Гордеев К. С., Жидков А. А., Слюзнева К. В. и др. Образовательный веб-квест как педагогическая технология // Современные научные исследования и инновации. - 2018. - № 12. - URL: https://web.snauka.ru/is-sues/2018/12/88151

29. Карпеченко А. С., Карасева А. Ю. Виртуальные экскурсии как средство развития познавательного интереса // Международный журнал экспериментального образования. - 2023. - № 3. - С. 22-26. - URL: https://ex-peducation.ru/ru/article/view?id=12146

30. Вараксин В. Н. Проблемы отбора интерактивных образовательных технологий для обучения одарённых детей // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - № 11-3. - С. 332-334.

31. Cross T. L., Swiatek M. A. Social Coping Among Academically Gifted Adolescents in a Residential Setting: A Longitudinal Study // Gifted Child Quarterly. - 2009. - Vol. 53. - No. 1. - Р. 25-33.

32. Kennedy К., Farley J. Counseling gifted students: schoolbased consideration and strategies // International Electronic Journal of Elementary Education. - 2018. - Vol. 10. - No. 3. - Р. 361-367. DOl: 10.26822/iejee.2018336194

33. Maker C. J. Identifying exceptional talent in science, technology, engineering, and mathematics: increasing diversity and assessing creative problem solving // Journal of Advanced Academics. - 2020. - Vol. 31. - No. 3. - Р. 161210. DOI: l0.1177/1932202X20918203

34. Pfeiffer S. I. Gifted and talent development in Children and Youth // The Oxford Handbook of Expertise / eds. P. Ward et al. - Oxford: Oxford University Press, 2021. - Р. 103-127. DOI: 10.1093/ox-fordhb/9780198795872.013.5

35. Декина Е. В. Особенности апробации дисциплины «Основы психологии» в психолого-педагогическом классе // Вестник Саратовского областного института развития образования. - 2022. - № 2 (29). - С. 8-12.

36. Гридин К. А., Декина Е. В. Развитие признаков одаренности учащихся психолого-педагогических классов посредством веб-технологий: сб. тр. конф. // Психолого-педагогические исследования - Тульскому региону: материалы III Регион. науч.-практ. конф. магистрантов, аспирантов, стажеров. - Чебоксары: ИД «Среда», 2002. - С. 69-72.

1. Skudaryova, G. N., & Benin, V. L. (2021). "Pedagogicheskij klass kak sub"ekt doprofessional'nogo pedagogicheskogo obrazovaniya" [Pedagogical class as a subject of professional pedagogical education], Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana, № 3 (93), pp. 82-95 (in Russian).

2. Dikih, E. R., & Chuhina, E. V. (2019). "Deyatel'nost' pedagogicheskih klassov: opyt Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta" [Activities of pedagogical classes: experience of Omsk State Pedagogical University], Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya, № 3 (24), pp. 139-142 (in Russian).

3. Isaev, E. I. (2012). Pedagogicheskaya psihologiya [Pedagogical psychology], Izdatel'stvo Yurajt, Moscow, p. 320 (in Russian).

4. Volgusnova, E. A., Konovalova, O. V., & Shereshkova, E. A. (2022). "Issledovanie roli kreativnosti v special'nyh kom-ponentah rannej pedagogicheskoj odarennosti u starsheklassnikov" [Study of the role of creativity in special components of early pedagogical talent in high school students], Kazanskij pedagogicheskij zhurnal, № 6 (155), pp. 196-202 (in Russian).

5. Razdobarina, L. A., Chiviryova, N. A., & Yakimov, I. A. (2022). "Specifika proforientacionnoj raboty s odarennymi det'mi" [Specifics of career guidance work with gifted children], Nauka i shkola, № 4, pp. 128-134 (in Russian).

6. Hrustaleva, T. M. (2012). "Pedagogicheskaya odarennost' shkol'nikov: teoreticheskie osnovaniya i empiricheskoe is-sledovanie" [Pedagogical talent of schoolchildren: theoretical foundations and empirical research], Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta, № 1 (8), pp. 312-315 (in Russian).

7. Petrovsky, A. V., & Yaroshevsky, M. G. (eds.) (1990). Psihologicheskij slovar' [Psychological Dictionary], Politizdat, Moscow, p. 247 (in Russian).

8. Bogoyavlenskaya, D. B., Shadrikov, V. D., & Babaeva, Yu. D. (2003). Rabochaya koncepciya odarennosti [Working Concept of Giftedness], Moscow, p. 95 (in Russian).

9. Gabdulhakov, V. F. (ed.) (2023). "Odarennost' i talant v cifrovoj srede XXI veka" [Giftedness and talent in the digital environment of the 21st century], Sbornik statej i metodicheskih materialov XXVIII Mezhdunarodnoj nauchno-prak-ticheskoj konferencii, Otechestvo, Kazan', p. 3 (in Russian).

10. Shadrikov, V. D. (2019). Sposobnosti i odarennost' cheloveka [Human abilities and talents]: monografiya, Institut psihologii RAN, Moscow, p. 165.

11. Yurkevich, V. S. (2011). "Odarennye deti: segodnyashnie tendencii i zavtrashnie vyzovy" [Gifted children: today's trends and tomorrow's challenges], Psihologicheskaya nauka i obrazovanie, t. 16, № 4, pp. 99-108 (in Russian).

12. Gricina, E. V. (2016). "Sovremennye podhody k voprosu odarennosti detej" [Modern approaches to the issue of children's giftedness], Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", t. 46, pp. 112-115 (in Russian).

13. Moroz, T. G., Kislyakov, N. I., & Shchegol'kov, D. A. (2023). "Psihogeneticheskij podhod v issledovaniyah fenomena odarennosti' [Psychogenetic approach in research of the giftedness phenomenon], Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, № 4. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32760 (in Russian).

14. (2021). Pedagogika odaryonnosti: vyzovy, dostizheniya, perspektivy [Pedagogy of giftedness: challenges, achievements, prospects]: sb. nauch.-metod. st. i materialov po itogam mezhregion. nauch.-prakt. konf. "Pedagogika odaryonnosti: vyzovy, dostizheniya, perspektivy", Samarskaya gumanitarnaya akademiya, Samara, p. 25 (in Russian).

15. Sokolova, N. V. (2016). "Razvitie detskoj odaryonnosti v usloviyah sovremennoj obrazovatel'noj sredy" [Development of children's talents in a modern educational environment], Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", t. 8, pp. 46-50 (in Russian).

16. Hrustaleva, T. M. (2012). "Pedagogicheskaya odarennost' shkol'nikov: teoreticheskie osnovaniya i empiricheskoe issledovanie" [Pedagogical talent of schoolchildren: theoretical foundations and empirical research], Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta, № 1 (8), pp. 312-315 (in Russian).

17. Aminov, N. A. (1998). "Prirodnye predposylki vozmozhnosti samorealizacii uchitelej nachal'noj shkoly" [Natural prerequisites for the possibility of self-realization for primary school teachers], Psihologicheskaya nauka i obrazovanie, t. 3, № 2, pp. 68-72 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Volgusnova, E. A., Konovalova, O. V., & Shereshkova, E. A. (2022). "Issledovanie roli kreativnosti v special'nyh kom-ponentah rannej pedagogicheskoj odarennosti u starsheklassnikov" [Study of the role of creativity in special components of early pedagogical talent in high school students], Kazanskij pedagogicheskij zhurnal, № 6 (155), pp. 196-202 (in Russian).

19. Mazilov, V. A. (2020). "Issledovanie pedagogicheskih sposobnostej i strategii formirovaniya pedagogicheskoj odarennosti" [The study of pedagogical abilities and strategies for the formation of pedagogical talent], Yaroslav-skij pedagogicheskij vestnik, № 4 (115), pp. 96-106. DOI: 10.20323/1813-145H-2020-4-115-96-106 (in Russian).

20. Ponomareva, L. I., Istomina, S. V., Shereshkova, E. A., & Bykova, E. A. (2022). "Problema pedagogicheskoj odaryonnosti: definitivnaya harakteristika, diagnostika, komponentnyj sostav" [The problem of pedagogical giftedness: definitive characteristics, diagnostics, component composition], Perspektivy nauki i obrazovaniya, № 6 (60), pp. 367383. DOI: 10.32744/pse.2022.6.21 (in Russian).

21. Uskova, S. A. (2020). "Podhody k realizacii professional'nogo standarta pedagoga: trudovye dejstviya i sistemnye smysly" [Approaches to the implementation of the professional standard of a teacher: labor actions and systemic meanings], Psi-hologo-pedagogicheskie issledovaniya, t. 12, № 1, pp. 3-15. DOI: 10.17759/psyedu.2020120101 (in Russian).

22. Shamigulova, O. A., Vasilina, D. S., & Musifullin, S. R. (2022). "Organizaciya psihologo-pedagogicheskih klassov kak resurs lichnostnogo razvitiya i rannej profilizacii obuchayushchihsya" [Organization of psychological and pedagogical classes as a resource for personal development and early specialization of students], Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", № 6 (iyun'), pp. 58-71 (in Russian).

23. El'kina, O. Yu., Lozovan, L. Ya., & Gormakova, V. V. (2022). "Regional'naya model' organizacii klassov psihologo-pedagogicheskoj napravlennosti" [Regional model of the organization of psychological and pedagogical classes], Pedagogicheskijzhurnal, t. 12, № 5 A, pp. 42-53. DOI: 10.34670/AR.2022.48.69.004 (in Russian).

24. Fahrutdinova, G. Zh., Galimov, A. M., Asanova, A. V. et al. (2023). "Pedagogicheskie klassy kak sredstvo sodejstviya professional'nomu samoopredeleniyu lichnosti" [Pedagogical classes as a means of promoting professional self-determination of the individual], Pedagogicheskij zhurnal, t. 13, № 4 A, pp. 149-155 (in Russian).

25. Bajborodov,a L. V. (2023). "Realizaciya konceptual'nyh idej doprofessional'noj pedagogicheskoj podgotovki shkol'nikov" [Implementation of conceptual ideas for pre-professional pedagogical training of schoolchildren], Ya-roslavskij pedagogicheskij vestnik, № 2 (131), pp. 8-16 (in Russian).

26. Maznichenko, M. A., Neskoromnyh, N. I., Sadilova, O. P. et al. (2021). "Vyyavlenie i podderzhka odarennyh detej sredstvami setevogo vzaimodejstviya" [Identification and support of gifted children through network interaction], Science for Education Today, № 2, pp. 7-31. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2102.01 (in Russian).

27. (2021). Innovacii v razvitii odarennosti: diagnostika, obuchenie, vospitanie v usloviyah cifrovizacii [Innovations in the development of talent: diagnostics, training, education in the context of digitalization]: sb. nauch. st. III Mezhdunar. nauch.-prakt. konf, IC "Nauka", Saratov, p. 65 (in Russian).

28. Gordeev, K. S., Zhidkov, A. A., Slyuzneva, K. V. et al. (2018). "Obrazovatel'nyj veb-kvest kak pedagogicheskaya tekhnologiya" [Educational webquest as a pedagogical technology], Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovacii, № 12. Available at: https://web.snauka.ru/issues/2018/12/88151 (in Russian).

29. Karpechenko, A. S., & Karaseva, A. Yu. (2023). "Virtual'nye ekskursii kak sredstvo razvitiya poznavatel'nogo interesa" [Virtual excursions as a means of developing cognitive interest], Mezhdunarodnyj zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya, № 3, pp. 22-26. Available at: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=12146 (in Russian).

30. Varaksin, V. N. (2015). "Problemy otbora interaktivnyh obrazovatel'nyh tekhnologij dlya obucheniya odaryonnyh detej" [Issues of selecting interactive educational technologies for teaching gifted children], Mezhdunarodnyj zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya, № 11-3, pp. 332-334 (in Russian).

31. Cross, T. L., & Swiatek, M. A. (2009). "Social Coping Among Academically Gifted Adolescents in a Residential Setting: A Longitudinal Study", Gifted Child Quarterly, vol. 53, no. 1, pp. 25-33 (in English).

32. Kennedy, K., & Farley, J. (2018). "Counseling gifted students: schoolbased consideration and strategies", International Electronic Journal of Elementary Education, vol. 10, no. 3, pp. 361-367. DOl: 10.26822/iejee.2018336194 (in English).

33. Maker, C. J. (2020). "Identifying exceptional talent in science, technology, engineering, and mathematics: increasing diversity and assessing creative problem solving", Journal of Advanced Academics, vol. 31, no. 3, pp. 161-210. DOI: l0.1177/1932202X20918203 (in English).

34. Pfeiffer, S. I. (2021). "Gifted and talent development in Children and Youth", in Ward P. et al. (eds.). The Oxford Handbook of Expertise, Oxford University Press, Oxford, pp. 103-127. DOI: 10.1093/ox-fordhb/9780198795872.013.5 (in English).

35. Dekina, E. V. (2022). "Osobennosti aprobacii discipliny "Osnovy psihologii" v psihologo-pedagogicheskom klasse" [Specific features of testing the discipline "Fundamentals of Psychology" in a psychological and pedagogical class], Vestnik Saratovskogo oblastnogo instituta razvitiya obrazovaniya, № 2 (29), pp. 8-12 (in Russian).

36. Gridin, K. A., & Dekina, E. V. (2002). "Razvitie priznakov odarennosti uchashchihsya psihologo-pedagogicheskih klassov posredstvom veb-tekhnologij [Development of giftedness signs in students of psychological and pedagogical classes through web technologies]: sb. tr. konf.", Psihologo-pedagogicheskie issledovaniya - Tul'skomu re-gionu: materialy III Region. nauch.-prakt. konf. magistrantov, aspirantov, stazherov, ID "Sreda", Cheboksary, pp. 69-72 (in Russian).

Вклад авторов Contribution of the authors

Е. В. Декина - обзор литературы, осуществление и описание эмпирического исследования. К. С. Шалагинова - осуществление и описание эмпирического исследования, обоснование методологической базы исследования. E. V. Dekina - literature review, implementation and description of empirical research. K. S. Shalaginova - implementation and description of empirical research, substantiation of the methodological base of the study.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.