МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 159.9
А. М. Бекбулатова, студентка 4 курса Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого
Т. И. Куликова, к.пс.н., доцент Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, г. Тула, РФ
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В статье рассматривается одна из активно разрабатываемых проблем - развитие коммуникативной компетентности студентов. Авторы проводят анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме, а также приводят данные собственного исследования развития коммуникативной компетентности студентов в процессе обучения в вузе.
Ключевые слова
Коммуникативная компетентность, студенты, высшее профессиональное образование.
Проблема коммуникативной компетентности является одной из активно разрабатываемых проблем как в зарубежной, так и в отечественной психологии. В отечественной науке выделяют три подхода к исследованию коммуникативной компетентности. Согласно первому подходу, коммуникативная компетентность рассматривается как часть более широкого образования (В. Н. Куницына, Л. А. Петровская и др.) [4]. Представители второго подхода определяют данную психологическую категорию как самостоятельное образование (Ю. Н. Емельянов, Н. Н. Обозов и др.) [4]. Согласно третьему подходу, коммуникативная компетентность приравнивается к компетентности в общении (Л. А. Петровская, Ю. М. Жуков и др.) [4].
Впервые, термин «коммуникативная компетентность» используется Бодалевым А. А. в социальной психологии и трактуется как «способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений)» [6, с. 84].
Петровская Л. А. также уделяла большое внимание проблеме коммуникативной компетентности. Исследователь определяла коммуникативную компетентность как способность индивида устанавливать и поддерживать нужные отношения с другими людьми на основе совокупности знаний и умений, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативного процесса [4]. В своих ранних трудах автор рассматривает коммуникативную компетентность как часть компетентности в общении. По ее словам, компетентность в общении заключается «в достижении трех уровней адекватности партнеров -коммуникативной, интерактивной и перцептивной» [7, с. 111]. В более поздних трудах Петровская Л. А. сопоставляет термины «коммуникативная компетентность» и «компетентность в общении» и детализирует тот факт, что «компетентность в общении предполагает развитие адекватной ориентации человека в самом себе - собственном психологическом потенциале, потенциале партнера, в ситуации и задаче... предполагает готовность и умение строить контакт на разной психологической дистанции - и отстраненной, и близкой» [8, с. 151].
Жуков Ю. М. разделял поздние взгляды Петровской Л. А., определяя роль и место коммуникативной компетентности в системах компетентностей человека, а также указывая на значимость компонента коммуникативной компетентности во всех вариантах моделей профессиональной, социальной и личностной компетентностей.
Отдельной точкой зрения на проблему коммуникативной компетентности, можно считать позицию Емельянова Ю. Н., который рассматривал коммуникативную компетентность как «самостоятельное образование, которое существует в виде умений и навыков и «предполагает ситуативную адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными (речевыми и неречевыми) средствами социального поведения» [3, с. 11]. Похожей точки зрения придерживается Обозов Н. Н., рассматривая коммуникативную
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070
компетентность как ориентированность индивида в различных коммуникативных ситуациях и эффективное взаимодействие с окружающими людьми.
В дальнейшем рассмотрении коммуникативной компетентности следует уделить внимание рассмотрению ее структуры. Существует несколько подходов к определению структурных компонентов коммуникативной компетентности.
Согласно первому подходу, исследователи делают акцент на когнитивной составляющей коммуникативной компетентности, т.е. на знаниях и способностях, необходимых для построения общения (В.П. Захаров, Е.В. Руденский, З.С. Смелкова, В.А. Лабунская). Авторы второго подхода (А.В. Захаров, А.В. Мудрик) структуру коммуникативной компетентности определяют как коммуникативные умения. Согласно третьему подходу, структура коммуникативной компетентности представляет собой совокупность коммуникативных знаний, способностей и умений (Е.В. Сидоренко). Согласно четвертому подходу, в структуре коммуникативной компетентности наряду со знаниями, умениями и навыками выделяются личностные особенности (Ю.Н. Емельянов, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, Е.С. Семенов и др.) [1, с. 268].
Анализ научной литературы позволил нам определить структуру коммуникативной компетентности в единстве четырех ее компонентов, являющихся частями целого, но предполагающих взаимовлияние, поскольку, содержание отдельной компоненты реализуется через другие, взаимодействует с ними и проявляется в них.
1) мотивационно-ценностный компонент, отражающий коммуникативные ценности, мотивы, потребности, установки: стремление создавать, получать и передавать информацию, получать эмоциональную поддержку, стремление к эмпатии и рефлексии в процессе общения; личностные ценности, проявляющиеся в отношениях к себе и другим людям: интерес к личности партнера, потребность переживания радости от общения, развитая способность понимать, уважать и ценить чувства других людей, проявлять к ним внимание; социальные установки: терпимость к идеям и недостаткам партнера, установка на сотрудничество, на получение и отдачу чего-либо.
2) когнитивный компонент, представляющий собой систему коммуникативных знаний: знания о ценностно-смысловой стороне общения; о личностных качествах, способствующих и препятствующих общению; об эмоциях и чувствах, сопровождающих процесс общения; об операциональной стороне общения и т.д.
3) эмоциональный компонент, выражающийся в создании и поддержании позитивного эмоционального контакта с собеседником, саморегуляции, умении не только реагировать на изменение в состоянии партнера, но и предвосхищать эти изменения.
4) поведенческий компонент, отражающий перцептивные умения (умение понять позицию другого в общении, умение воспринимать, понимать и правильно оценивать партнера по общению, умение оценивать эмоционально-психологические реакции партнеров по общению и даже прогнозировать эти реакции, избегая тех, которые помешают достигнуть цели общения); экспрессивные умения, создающие единство голосовых, мимических, визуальных и моторных физиолого-психологических процессов; умения саморегуляции коммуникативной деятельности (умение устанавливать контакт с собеседником, умение завершить общение, умения выстраивать стратегии, тактики и техники взаимодействия людей, организацию их совместной деятельности для достижения определенных целей, саморефлексия (А. Бирах, В. Биркенбил, И.Н. Горелов, Е.В. Кузнецова) [2, с. 20].
Таким образом, коммуникативная компетентность представляет собой целостное психологическое образование, проявляющееся в личностных, индивидуально-психологических особенностях в области поведения и общения определенного индивида. Но, несмотря на различное толкование составляющих коммуникативной компетентности, большинство исследователей сходятся во мнении, что коммуникативная компетентность, в сущности, представляет собой способность индивида устанавливать и поддерживать необходимый контакт с другими людьми.
Коммуникативная компетентность является основной составляющей профессиональной деятельности. Развитая коммуникативная компетентность зачастую позволяет специалисту эффективно реализовать определенную стратегию в коммуникации, становится основой эффективной реализации профессиональных планов, организации профессиональных действий, что находит определенное отражение в требованиях,
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070
предъявляемых к профессиональным качествам специалиста по социальной работе [5]. К сожалению, результаты нашего исследования подтверждают, что к моменту окончания вуза не все студенты обнаруживают сформированную коммуникативную компетентность, впрочем, как и профессиональное сознание. В основном, это проявляется в неумении организовать сотрудничество с незнакомыми людьми, а также в нежелании выполнять различного рода задания совместно с неприятными, по каким-либо личным причинам, однокурсниками [6]. Одной из значительных проблем является неумение большинства студентов аргументировано излагать свою точку зрения, используя свой жизненный опыт и научные знания [6]. Таким образом, коммуникативную компетентность следует рассматривать как ведущую характеристику профессиональной деятельности, которую стоит развивать дополнительно. Одной из важнейших задач совершенствования подготовки студентов педагогических специальностей является развитие у них коммуникативной компетентности как основы высокого профессионализма и гарантии успешной будущей деятельности. Искусство общения, знание психологических особенностей и применение психологических методов крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты с людьми.
С целью теоретического и экспериментального изучения особенностей развития коммуникативной компетентности современных студентов нами было проведено исследование на базе ТГПУ им. Л. Н. Толстого. В исследовании приняли участие 25 студентов 3 и 4 курсов факультета психологии.
Для изучения уровня коммуникативной компетентности нами была составлена диагностическая программа, которая включала в себя методику «КОС-2», определяющую уровень коммуникативных и организаторских склонностей; методику диагностики коммуникативного контроля М. Шнайдера, предназначенную для изучения уровня коммуникативного контроля; методику «КСК», в которой мы выбрали несколько шкал, отражающих разные стороны коммуникативной компетентности: эмоциональную устойчивость, самоконтроль и логическое мышление; методику диагностики коммуникативной толерантности В. В. Бойко, позволяющую оценить, в каких аспектах отношений испытуемый более всего подвержен конфликтам.
Результаты экспериментальной работы позволяют констатировать следующее.
1. Среднегрупповой показатель выраженности коммуникативных и организаторских способностей (по методике КОС-2), соответствующий среднему уровню развития выявлен у 40% испытуемых. Такие студенты стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают своё мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Коммуникативные и организаторские склонности необходимо развивать и совершенствовать.
2. Обобщая полученные результаты диагностики по методике Шнайдера «Коммуникативный контроль в общении», мы определили, что 64% испытуемых демонстрируют средний уровень развития коммуникативного контроля. Ориентируясь на интерпретацию результатов данной методики, можно предположить, что студенты недостаточно владеют навыками коммуникативного контроля. Они не способны гибко реагировать на изменение ситуаций, хорошо чувствовать и предвидеть впечатление, которое они производят на окружающих, не умеют управлять выражением своих эмоций.
3. Для получения более полного представления о личности, составления вероятностного прогноза успешности ее профессиональной деятельности, была применена методика коммуникативной социальной компетентности (КСК). Результаты методики свидетельствуют о среднем уровне развития эмоциональной устойчивости, самоконтроля и логического мышления у 48% испытуемых, что соответствует результатам, полученным по методикам коммуникативных и организаторских способностей и коммуникативного контроля.
4. Методика диагностики коммуникативной толерантности В. В. Бойко позволяет определить такие поведенческие реакции, стратегии и установки в межличностном общении, которые необходимо скорректировать, чтобы сделать коммуникационный процесс приятным и эффективным. У испытуемых студентов (56%) выявлен средний уровень развития коммуникативной толерантности.
Таким образом, формирование и совершенствование коммуникативной компетентности студентов должно стать важнейшей задачей обеспечения профессиональной подготовки студентов - будущих специалистов. Во время обучения студентов в вузе задача развития коммуникативной компетентности должна проходить через все учебные дисциплины и программы. Для формирования коммуникативных
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070
качеств личности могут быть использованы такие методы и технологии, которые позволяют человеку взглянуть на тенденции в собственном поведении, понять особенности своих мотивов и установок. Список использованной литературы
1. Аникеева Ю.В. Коммуникативная компетентность психолога: подходы и концепции. / О.В. Соловьева, Ю.В. Аникеева. // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия «Педагогика, психология». - №1 (8), 2012. - С. 267-270.
2. Дондокова Р.П. Сущностная характеристика и структура коммуникативной компетентности. / Р. П. Дондокова. // Вестник Бурятского государственного университета. - 2012. - Вып. 1.1. Педагогика. - С. 18-21.
3. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. - 167 с.
4. Жарких Н.Г. Коммуникативная компетентность студентов в ситуациях фрустрации // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2009. - № 109. - С. 171.
5. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида // Психологические проблемы социальной регуляции поведения - М., 2007. - 234с.
6. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально - психологический тренинг - М.: Изд-во МГУ,1998. - 216 с.
7. Петровская Л.А. Развитие компетентного общения как одно из направлений оказания психологической помощи // Введение в практическую социальную психологию / под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. М.: Смысл, 1999. - С. 150-166.
8. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.: МГУ, 1982. - 168 с.
© А. М. Бекбулатова, Т.И. Куликова, 2015.
УДК 159.99
Т.А. Богатова (Спирина)
ст.преп.каф.психологии развития и психофизиологии ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и права (г.Казань)» г.Казань, Татарстан, Российская Федерация
О СИСТЕМООБРАЗУЮЩИХ ФАКТОРАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ Я-КОНЦЕПЦИИ
УЧАЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ
Аннотация
В статье освещаются некоторые аспекты проблемы профессионального самоопределения старшеклассников. Проанализированы особенности компонентов профессиональной Я-концепции учащихся 9-х классов. Выделены и описаны 6 системообразующих факторов, определяющих профессиональную Я-концепцию старшеклассников.
Ключевые слова:
Профессиональная Я-концепция; профессиональные аспекты Образа Я; структура самоотношения;
профессиональное развитие.
Сегодня с целью облегчения выбора профессии в школах реализуется профильное обучение, задачей которого является создание системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся.
Вместе с тем следует отметить, что в школах процесс профессионального самоопределения обучающихся протекает недостаточно эффективно, школьники затрудняются в выборе профиля обучения, делают этот выбор случайно, без учета требований рынка труда. Это, в свою очередь, приводит к