Научная статья на тему 'Архитектура современных танцевальных залов'

Архитектура современных танцевальных залов Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1524
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Нижник М. С.

В статье проанализированы современные тенденции в архитектуре танцевальных залов, рассмотрены объемно-планировочные решения отдельно стоящих зданий и помещений. Рассмотрен зарубежный опыт, сформулированы основные тенденции развития архитектуры танцевальных залов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Архитектура современных танцевальных залов»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070

АРХИТЕКТУРА

УДК 725

М.С.Нижник

Аспирант 2-го года обучения ФГБОУ ВПО «Государственный университет по землеустройству»,

Москва, Российская Федерация

АРХИТЕКТУРА СОВРЕМЕННЫХ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ЗАЛОВ

Аннотация:

В статье проанализированы современные тенденции в архитектуре танцевальных залов, рассмотрены объемно-планировочные решения отдельно стоящих зданий и помещений. Рассмотрен зарубежный опыт, сформулированы основные тенденции развития архитектуры танцевальных залов.

Ключевые слова:

Танцевальный зал, здание, многофункциональный центр, композиция, функциональная схема.

Танцевальная деятельность является одной из самых массовых, популярных среди молодежи форм проведения досуга. [5]

Показателем развития танцевального досуга в нашей стране является рост посещаемости танцевальных учреждений, в частности появились новые международные танцевальные объединения, международная танцевальная организация (IDO), общероссийская танцевальная организация (ОРТО) входит более 400 танцевальных клубов и школ, в 2006 году под эгидой ОРТО было проведено более 300 мероприятий, в которых приняло участие в общей сложности около 500 000 человек.

В настоящее время занятия танцами проводятся в следующих учреждениях: специализированные, круглогодичные, сезонные танцевальные здания, специализированные танцевальные помещения в составе объектов культуры (многофункциональные комплексы, кинотеатры, театры), универсальные помещения, универсальные здания.

Проблемы архитектурной типологии танцевальных залов, освещены в научной и нормативной литературе - в основном в составе других тем по организации систем культурного обслуживания - в работах архитекторов С.Г. Змеула, А.Т. Полянского, В.Л. Кулаги, Е. Сосновой, И.Г. Лежавы, А.И. Урбаха, а также рядом научных коллективов - таких как Московский научно-исследовательский и проектный институт объектов культуры, отдыха и др.

На основе анализа современной архитектуры танцевальных залов были выявлены четыре основные тенденции развития архитектуры танцевальных залов:

1. Реконструкция, новое использование функционально устаревших зданий

2. Многофункциональное использование танцевальных залов

3. Применение зеленых, открытых пространств как часть танцевального комплекса

4. Многоуровневое, использование уникальных нестандартных форм и размеров танцевальных залов

В 21 веке в мировой архитектуре прослеживается динамика строительства объектов, которые принято

называть «зелеными». Методы, с помощью которых здания функционируют подобны существующим в природе экосистемам. Этот подход основан на использовании экологических принципов, пассивных энергосберегающих методов и способствует созданию сооружений, которые интерактивно взаимодействуют со средой, экономичны в строительстве и эксплуатации и обеспечивают более высокий уровень комфорта внутри зданий. Один из ведущих в мире специалистов в области экологического, дизайна Кен Янг ввёл в современную архитектуру термин «green spaces» (зелёные пространства), в своей статье об экологическом дизайне автор пишет: «Когда мы проектируем здание, мы никогда не пытаемся создать отдельно стоящий объект в городе или где-то еще. Мы должны рассматривать его в контексте характеристик места, для которого он проектируется, учитывать различные экологические данные и интегрировать его в среду в физическом, системном и временном аспекте». [2]

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070

Примером здания с «зеленым пространством» является дворец молодежи в Генуе. В этом проекте внутренний двор - многофункциональный элемент танцевальной части, который функционирует и как полноценная танцевальная площадка и как амфитеатр, летний кинотеатр, сцена. Наличие в структуре здания «зеленых», экологических пространств делает комплексы центрами социальной активности, способствующими обогащению городской среды, повышению комфорта пребывания посетителей. [3]

, П-ЦГ.ГйД е

Рисунок 1 - Функциональная схема использования внутреннего двора цента молодежи в Генуе (a-традиционное использование - интерьер и экстерьер разделены складной стеной, сцена напротив театральных сидений; b-открытый кинотеатр - складная дверь используется как экран, а внутренний двор как зрительный зал; с -расширенная сцена - задействованы и интерьерное пространство здания, и внутренний двор используется как часть сцены; d - современное представление - представление может быть обозримо с 2-х сторон и в интерьере здания оборудованы посадочные места и в во внутреннем дворике также ; e - амфитеатр - сцена открыта к внутреннему дворику и с помощью технического оборудования внутренний двор становится частью сцены)

Примером здания с «зеленым пространством» является дворец молодежи в Генуе. В этом проекте внутренний двор - многофункциональный элемент танцевальной части, который функционирует и как полноценная танцевальная площадка и как амфитеатр, летний кинотеатр, сцена. Наличие в структуре здания «зеленых», экологических пространств делает комплексы центрами социальной активности, способствующими обогащению городской среды, повышению комфорта пребывания посетителей. [7]

В наше время внутренние системы, организация и функции, как отдельных зданий, так и целых комплексов, становятся все более сложными, а важнейшим условием является эффективное и экономически выгодное управление этими функциями. А с другой стороны, происходит быстрая ориентация человека в таком здании и обеспечение комфортных условий для работы и отдыха приводит к новому использованию пространства старых зданий фабрик заводов и т.д. Это является актуальной проблемой архитектуры, которая в современных условиях решается все более нестандартными способами.

Лофт (англ. loft — чердак) — стиль, архитектурное и дизайнерское направление ХХ—XXI веков, для которого жилое, офисное, многофункциональное пространство создается путем переоборудования чердачных помещений, зданий промышленной зоны (заброшенных фабрик, заводов, складов). [6] Например, здание «театр 77» в Дании, было преобразовано в площадку для театральных действий из технического объекта промзоны. Каждое здание, выполненное в стиле лофт, по сути является индивидуальным проектом, таким образом выполняя новые потребности населения.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070

Рисунок 2 - «Театр 77» в Дании Рисунок 3 - Учебный центр в Нидерландах.

Здание учебного центра является иллюстрацией тенденции применения необычной архитектуры. За основу планировочного решения объекта принимается коридорная или секционная схема, при этом пространство самих танцевальных залов сложное многоуровневое, достигается такой эффект путем увеличения или сокращения последующего этажа (ступенчатость) что придает фасаду необычный силуэт, делая таким образом акцент на здание как общественный центр, среди расположенной вблизи малоэтажной застройки города.

Проблема развития и расширения базы и номенклатуры проектов танцевальных залов и учреждений, становится все более актуальной, существует необходимость пересмотра устоявшихся взглядов на подход к проектированию танцевальных залов, сформировались условия для появления принципиально новой номенклатуры танцевальных залов учитывая социологические опросы и современные танцевальные тенденции. обновление построек на основе нового технического оборудования, интегрирование танцевальных залов с другими видами досуга, общественными функциями (о возможности подобной интеграции свидетельствует зарубежный опыт проектирования) Список использованной литературы:

1. Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 37-39.

2. Адамович В.В., Бархин Б.Г. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений Текст. /В.В. Адамович, Б.Г. Бархин. -М.: Стройиздат, 1984.

3. Боков A.B. Архитектурно-пространственная организация многофункциональных общественных комплексов и сооружений Текст. : автореферат дисс. . канд. архитектуры : 18.00.02 / A.B. Боков. -М., 1974.

4. «Зелёный» стиль Кена Янга [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://archi.ru/foreign/news/news_current.html?nid=25523. - Загл. с экрана.

5. Соснова Е. М. Городские танцевальные залы. Текст. автореферат дисс.. канд. архитектуры Е.М. Соснова. -М., 1986.

6. Шимко В. Т. Дизайн архитектурной среды/ В. Т. Шимко, Н. И. Щепетков, А. В. Ефимов. - М.: Архитектура-С, 2006 - 504 с.

7. Джекобс Д. Смерть и жизнь больших американских городов / Д. Джекобс. - Пер. с англ. М.: Новое издательство, 2011. — 460 с. — (Библиотека свободы).

©Нижник М.С., 2015

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159.9

А. М. Бекбулатова, студентка 4 курса Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

Т. И. Куликова, к.пс.н., доцент Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, г. Тула, РФ

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В статье рассматривается одна из активно разрабатываемых проблем - развитие коммуникативной компетентности студентов. Авторы проводят анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме, а также приводят данные собственного исследования развития коммуникативной компетентности студентов в процессе обучения в вузе.

Ключевые слова

Коммуникативная компетентность, студенты, высшее профессиональное образование.

Проблема коммуникативной компетентности является одной из активно разрабатываемых проблем как в зарубежной, так и в отечественной психологии. В отечественной науке выделяют три подхода к исследованию коммуникативной компетентности. Согласно первому подходу, коммуникативная компетентность рассматривается как часть более широкого образования (В. Н. Куницына, Л. А. Петровская и др.) [4]. Представители второго подхода определяют данную психологическую категорию как самостоятельное образование (Ю. Н. Емельянов, Н. Н. Обозов и др.) [4]. Согласно третьему подходу, коммуникативная компетентность приравнивается к компетентности в общении (Л. А. Петровская, Ю. М. Жуков и др.) [4].

Впервые, термин «коммуникативная компетентность» используется Бодалевым А. А. в социальной психологии и трактуется как «способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений)» [6, с. 84].

Петровская Л. А. также уделяла большое внимание проблеме коммуникативной компетентности. Исследователь определяла коммуникативную компетентность как способность индивида устанавливать и поддерживать нужные отношения с другими людьми на основе совокупности знаний и умений, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативного процесса [4]. В своих ранних трудах автор рассматривает коммуникативную компетентность как часть компетентности в общении. По ее словам, компетентность в общении заключается «в достижении трех уровней адекватности партнеров -коммуникативной, интерактивной и перцептивной» [7, с. 111]. В более поздних трудах Петровская Л. А. сопоставляет термины «коммуникативная компетентность» и «компетентность в общении» и детализирует тот факт, что «компетентность в общении предполагает развитие адекватной ориентации человека в самом себе - собственном психологическом потенциале, потенциале партнера, в ситуации и задаче... предполагает готовность и умение строить контакт на разной психологической дистанции - и отстраненной, и близкой» [8, с. 151].

Жуков Ю. М. разделял поздние взгляды Петровской Л. А., определяя роль и место коммуникативной компетентности в системах компетентностей человека, а также указывая на значимость компонента коммуникативной компетентности во всех вариантах моделей профессиональной, социальной и личностной компетентностей.

Отдельной точкой зрения на проблему коммуникативной компетентности, можно считать позицию Емельянова Ю. Н., который рассматривал коммуникативную компетентность как «самостоятельное образование, которое существует в виде умений и навыков и «предполагает ситуативную адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными (речевыми и неречевыми) средствами социального поведения» [3, с. 11]. Похожей точки зрения придерживается Обозов Н. Н., рассматривая коммуникативную

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.