Концертные залы Валерия Гергиева. А.В.Анисимов
В последние годы в отечественном театрально-концертном строительстве и проектировании ощущается заметное оживление. Вслед за знаменитым музыкальным комплексом на Краснохолмской стрелке в Москве появились два интересных проекта по инициативе известного дирижера Валерия Гергиева, в основном предназначенные для возглавляемого им оркестра Мариинского театра. Это быстро и нео-
Фасад Склада декораций на ул. Писарева, 1900 г. Архитектор В.Шретер
жиданно реализованное здание «Мариинка-3» на улице Декабристов (Офицерской) в Санкт-Петербурге и грандиозный проект Культурного центра с двумя концертными залами и Школой искусств на родине дирижера в столице Осетии Владикавказе.
В 1900 году на улице Писарева, недалеко от Мариинского театра по проекту главного архитектора Дирекции Императорских театров (с 1882 года) В.А.Шретера было построено первое современное профессиональное здание Декорационного магазина-склада с мастерскими, которыми театр пользовался более ста лет. Это было лучшее и единственное здание такого типа, построенное из красного кирпича с незаурядной для того времени архитектурой. Но в ночь с 5 на 6 сентября 2003 года большой пожар его уничтожил. Сохранились три наружные стены и главный фасад склада, выходящий на ул. Писарева. Металлические фермы покрытия со световым фонарем в коньке и металлические балки межэтажных перекрытий частично выгорели, частично в результате пластических деформаций повисли на обломках стен здания. Пострадали и кирпичные стены, произошло обрушение участков верхнего карниза. Выгорели внутренние стены и перегородки, полностью были утрачены двери и оконные рамы.
Поперечный разрез склада декораций и мастерских, 1900 г. Архитектор В.Шретер
План 1-го этажа Концертного зала в Санкт-Петербурге («Мариинка-3»). Проект 2004-2005 годов
План 2-го этажа Концертного зала. Проект 2005 года
Фойе Концертного зала в новой части здания
Дирекция театра во главе с Валерием Гергиевым приняла решение о создании на месте обгоревшего остова нового концертного зала. К проектированию был привлечен ученик Аль-до Росси - Ксавье Фабр и руководитель Архитектурного бюро «Литейная часть-91» Рафаэль Даянов. Авторы сочли крайне важным сохранение авторской композиции Шретера и первоначальных материалов, включая характерную для почерка Шретера уникальную облицовку фасада различными типами кирпича. Эту идею французского архитектора поддержал КГИОП. В результате сохранилась внешняя скобка из трех стен, построенная по проекту Шретера. В нее органично вошла сценическая часть нового концертного зала с новыми фасадами, обращенными к микроплощади, повернутой в сторону улицы Декабристов (Офицерской) навстречу движению основного здания Мариинского театра. Технологический и акустический проект самого зала выполнила известная японская компания «Nagata асоизЬ'сэЛпс.» под руководством Ясухиса Тойота. В дизайне интерьеров принимал участие Михаил Шемякин.
Концертный зал вместимостью 1100 мест запроектирован в виде сильно вытянутого шестиугольника, который некоторым зрителям в плане напоминает контур виолончели, точнее, футляра для нее, и имеет три яруса разной конфигурации. Его внутренняя длина, включая сцену, 52 м и максимальная ширина 25 м. Высота над сценой 15 м. Зал и эстрада представляют собой единый объем, в котором некоторая часть зрительских мест расположена позади сцены и с боков от нее так, что любители симфонических концертов могут выбирать себе места по вкусу, видеть лицо дирижера или наблюдать сбоку. Весь интерьер зала подчинен идеальному построению акустики, что авторам прекрасно удалось осуществить. Продольные стены ради лучших акустических характеристик и особого эффекта в интерьерном объеме слегка наклонены внутрь зала. Эстрада на 6 зрительских рядов отодвинута от задней стены. Изменяемый рельеф планшета сцены позволяет по разному компоновать размещение оркестра, хора и солистов для разных типов концертных программ. Позади сцены на нижнем балконе могут размещаться как зрители, так и певцы (хор или солисты). Возможна трансформация сцены и организация заглубленной оркестровой ямы. По мнению специалистов, зал обладает уникальными достоинствами и высокими акустическими качествами.
Место для оркестра и выступления солистов делит зрительный зал на два неравных массива зрительских мест. Больший - на традиционном месте и меньший - позади сценической площадки, что позволяет зрителю выбрать интересующее его место.
Высочайшие эстетические и технологические достоинства зала позволяют его считать одной из самых удачных классических концертных площадок, созданных за последнее время. Однако качество собственно зала контрастирует с более скромными и мало интересными решениями фойе, кулуаров и нового фасада. Понятно, что авторы реконструкции были ограничены конфигураци-
ей старого здания, размерами участка и, наверное, условиями его использования. Поэтому скромность зрительских помещений вокруг зала (что касается их величины) как-то объяснима. Скорее вызывает недоумение некоторый диссонанс обыденной эстетики фойе и вестибюля, их отделки и дизайна светильников с безукоризненным интерьером самого зала с его частично открытыми технологическими элементами.
Авторы удачно вывели новый фасад с главным входом в концертный зал на новую небольшую пешеходную аванпло-щадь, развернутую к улице Декабристов с открытым амфитеатром и красивым замощением земли. Но разворот этот оказался слишком робким, а фасад - многотемным и поэтому измельченным по отношению к городскому масштабу. Он фактически совершенно не работает на улицу, идущую от Мари-инского театра. Это большое расстояние требовало крупных членений и деталей. Композиция из центрального витража и кирпичных кулис с дверями между ними была вполне достаточна. Но она дополнена наверху совершенно лишним и откровенно неудачным растительным рельефом-орнаментом под начищенную медь из непонятных по форме веток, нарушающим масштаб композиции. Более того, размер семи бюстов знаменитых композиторов на самом верху фасада с большим трудом позволяет разглядеть их лица и угадать имена.
Вполне понятно желание украсить зал портретами великих музыкантов, но это надо делать профессионально, во-
первых, там, где их можно рассмотреть, а во-вторых, в масштабе, соответствующем расстоянию до зрителя и общей архитектурной композиции.
В то же время, казалось бы, более сложный вопрос сочетания старых боковых фасадов с новыми решен практически безукоризненно. Новая фактура с традиционным материалом органично вошла в общую композицию. Сочленение со
Новый фасад Концертного зала со стороны ул. Декабристов
Вид из партера. Фото А.В.Анисимова, 2008 год
стенами Шретера отмечено более расширенным новым объемом, который отделен от старого стеклянной вертикалью, а в ней отражается, как в зеркале, ткань кирпичной кладки, что создает эффект продолжения ограждающей поверхности. Новая медная двускатная кровля как бы сохраняет принцип старого перекрытия с модернизированной геометрией, соответствуя историческим вертикальным отметкам здания.
Особого внимания заслуживает рассмотрение внимательной и творчески интересной реставрации сохранившихся стен 1900 года, что уже неоднократно отмечалось в периодической профессиональной печати.
Следует признать, что отреставрированный фасад Шретера, выходящий на улицу Писарева, обладает большей цельностью и эстетически более обоснован, но он перестал быть главным. Однако указанные соображения ни в коей мере не умаляют важности события для города - открытия нового великолепного зала. Этот замечательный инструмент (а зал - это действительно инструмент для исполнения) делает совершенно второстепенными некоторые спорные вещи на фасаде и в фойе, которые являются всего лишь дополнением к этому замечательному вместилищу музыки, где царствует «его величество звук», по выражению М.Ростроповича.
Сам принцип возврата к жизни столетнего Декорационного склада в новой форме более высокого по значению
градостроительного объекта - Концертного зала заслуживает не только внимания, но и подражания, являясь большой профессиональной удачей. Следует надеяться, что грядущее благоустройство примыкающей вплотную к главному фасаду территории Академии им. П.Ф.Лесгафта усилит новый архитектурный акцент в этой части петербургской Коломны. Кстати, когда-то на рубеже XIX и XX веков именно около этого места располагался довольно известный и популярный театр, здание которого с 1906 года снимала В.Ф.Комиссар-жевская для своей труппы, режиссером сюда был приглашен В.Э.Мейерхольд. Так что в этом событии видится также и продолжение традиции культурной жизни города.
Другой концертный комплекс по инициативе художественного руководителя Мариинского театра проектируется во Владикавказе на родине Валерия Гергиева. Здесь совершенно иная градостроительная концепция сплелась с высокой профессиональной технологией. В отличие от петербургского зала это совершенно новый крупный культурный центр регионального значения, включающий в себя два концертных зала, школу искусств и молодежный центр с кинотеатрами.
Согласно проекту этот Культурный центр Владикавказа формируется в историческом центре города на двух берегах Терека. На левом берегу, на участке, примыкающем к городскому парку, запроектированы Большой (1200 мест) и Малый
Схема генерального плана Культурного центра во Владикавказе: 1 - Большой концертный зал; 2 - Малый концертный зал; 3 - Открытый амфитеатр; 4 - Школа искусств; 5 - Молодежный центр с кинотеатрами; 6 - Пешеходный мост
(500 мест) концертные залы со всем комплексом служебных и технических помещений. На правом берегу - школа искусств с музыкальными классами, школой танцев и студиями изобразительного искусства, а также Молодежный центр.
Залы возвышаются на едином двухэтажном подиуме, в котором расположены рекреационные площади, кафе, рестораны, торговые помещения, обращенные к набережной, а между залами - врезанные в земляной откос артистические помещения, репетиционные залы, фойе для оркестрантов, кабинеты творческих руководителей (главного дирижера, хормейстера, ба-
летмейстера, режиссера, художника и т.п.), размещенные вокруг круглого светового двора, артуборные, гардеробные, склады декораций, мебели и инвентаря, служебные кабинеты. Круглый двор одновременно выполняет роль главного служебного входа для музыкантов и артистов и летнего вестибюля. Эксплуатируемая кровля этого корпуса является продолжением бульвара и выполняет роль рекреационного пространства между двумя залами. В виде широкого амфитеатра она опускается к парковой набережной у Терека и образует хорошо вписанный в ландшафт летний зал под открытым небом.
План Большого концертного зала Культурного центра во Владикавказе
Разрез по Большому концертному залу
План Малого концертного зала и окружающих помещений: 1 - Малый концертный зал; 2 - фойе-кулуары; 3 - зрительский гардероб; 4 - внутренний дворик - артистический вход; 5 - артуборные; 6 - склады; 7 - административные помещения; 8 - репетиционный зал
Большой зал замыкает городской бульвар и располагается на месте сносимого кинотеатра 1960-х годов, построенного в духе времени из дешевых материалов и в безликих архитектурных формах на основе стандартных конструкций. Такое здание не жалко снести. С одной стороны, оно в свое время нарушило сложившуюся застройку конца XIX - начала XX века, с другой, оно не создало никакого интересного современного образа, но при этом заняло очень ответственное в градостроительном отношении место, не украсив его. Сооружение, безусловно, морально и физически устарело.
Все 4 объема по обе стороны реки запроектированы на основе единой эстетической концепции - в виде разбросанных стеклянных «огурцов» вокруг бурлящего Терека и объединены богатым благоустроенным парковым основанием с соединяющим две части пешеходным мостом.
Главный вход в Большой и Малый зал - с главного бульвара города - бульвара Мира, с северо-западной стороны на уровне, который соответствует уровню первого балкона и находится на 6 метров выше отметки сцены. По утверждению авторов, такое заглубление зрительных залов в рельеф в большей степени открывает вид на романтический окружающий горный ландшафт. На этом уровне расположены основные кулуары зала и частично фойе. Спустившись на нижний этаж, зрители попадают в вестибюль с гардеробом, рестораном, санузлами, кафе и прочими рекреационными помещениями. Все уровни связаны между собой лифтами и противопожарными лестницами. Благодаря заметному рельефу этот уровень соответствует отметкам земли прибрежной части городского парка и имеет выходы непосредственно в парк к реке Терек. В живописном изгибе стеклянной стены здесь расположена
широкая лестница в виде зрительского открытого амфитеатра с эстрадой для летнего времени.
Зрительские места Большого зала размещены (кроме партера и амфитеатра) на двух уступчатых балконах. Нижний из них пятью рядами обнимает сцену с тыльной стороны. Таким образом зрители могут слушать и наблюдать за выступлениями со всех сторон (спереди, с боков и сзади), что соответствует современным постановочным требованиям в концертных залах. В партере, включая три трансформируемых ряда, насчитывается 20 рядов и 4 ряда в амфитеатре. Два балкона по пять рядов уходят за пределы нижней задней стены зала. Предельная удаленность зрителя от края эстрады в обычном концертном варианте - около 27 метров, что является нормальным для такого типа залов. Кресла в партере расположены единым массивом без центральных проходов. Максимальное количество мест в ряду - 24. Вдоль боковых стен на приподнятом основании расположены еще по 3 ряда кресел. Технические помещения, обслуживающие сцену, располагаются между балконами и над ними. Стены и потолок состоят из настраиваемых акустических плоскостей, которые должны обеспечить идеальную естественную акустику. Над балконом, позади эстрады размещено место для органа и рирпроекционная. Вся эстрада и первые три ряда размещены на трансформируемых подъемно-опускных платформах. При этом возможна организация расширенного оркестра за счет сценического балкона, рассадка оркестра и хора на ступенчатом рельефе, выпрямление сцены для оперных и балетных спектаклей с оркестровой ямой, которая образуется за счет передних рядов партера, а также разнообразная организация сцены для джазовых выступлений со звукоусилением. Сцена оборудована двумя парами жестких поворотных кулис,
План Большого концертного зала
28 4 2008
между которыми образуется зеркало портальной сцены шириной в 15 м (при отвернутых кулисах - около 22 м). Три акустические плоскости над сценой при спектаклях могут быть опущены и приведены в вертикальное положение так, что превращаются в падуги, образуя портал высотой в 9 м и подобие сценической коробки.
Таким образом, в этом постановочном пространстве при использовании разнообразных способов трансформации возможны филармонические концерты классической музыки при максимальном составе оркестра и хора, камерные и сольные концерты, балетные представления, оперы с заглубленным оркестром и т.п.
Малый зал на 500 мест также многофункциональный и предназначен для проведения концертов (кроме больших симфонических), хоровых и драматических выступлений при естественной акустике, дискотек и лекций с использованием усилителей звука. Зал имеет широкие возможности трансформации. Он оборудован подъемно-опускными площадками и передвижными фурами, которые позволяют создавать ступенчатый амфитеатр и горизонтальную плоскость пола на уровне сцены, а также обеспечивать оркестровую яму для камерных оперных постановок и других представлений. Ширина зала 19 м. Сцена может находиться как в конце, так и в середине помещения. На выпрямленном полу при убранных креслах возможно проведение репетиций самого большого состава симфонического оркестра с хором без зрителей. В зале имеется два боковых балкона в один ряд со стоячими местами сзади и традиционный балкон в 4 ряда кресел у задней стены, за которой расположены звукоаппаратные, светорегулятор-ная, видеопроекционная и другие технические помещения.
Технологический проект Большого концертного зала. Вариант трансформации для большого симфонического оркестра
В школе искусств на другом берегу реки имеются небольшие залы для выступлений и выставок, музыкальные классы, танцевальная студия, студии рисунка, живописи и скульптуры. В составе молодежного центра - кафе-бар, холлы, танцевальное помещение, три небольших кинозала и кегельбан под землей. Здесь же расположена подземная автостоянка для всего комплекса.
Первая очередь строительства - два подземных зала на левом берегу, вторая очередь - школа искусств и молодежный центр по другую сторону Терека.
При реализации этого проекта во Владикавказе появится центр исполнительского искусства со школой, обслуживающий весь южный регион страны, что несомненно скажется на престиже этого города.
В проектировании Культурного центра участвует большой авторский коллектив специалистов компании «Foster & Partners» во главе с архитектором Ангусом Кэмпбелом. Технологию и интерьеры залов разрабатывает фирма «Anne Minors Performance consultant Ltd» во главе с руководительницей фирмы Анной Минорс. От России в проекте участвует группа проектировщиков из Владикавказа (руководитель Олег При-путнев) и консультанты по архитектуре, технологии и адаптации к российским нормам и условиям А.В.Анисимов (руководитель бригады), Е.Е.Кирюханцев (противопожарные мероприятия), Р.И.Мурашкин (механооборудование), М.Ю.Ланэ (акустика и противошумные мероприятия).
Список литературы:
1. Вольнов С.А. Склад декораций и цеха художественно-декорационных мастерских по ул. Писарева, д. 20. (Справка главного инженера Мариинского театра, 1959 г. Из личного архива, находится у А.В.Анисимова).
2. Орлова И. Новое содержание прежней формы. Проект создания третьей сцены Мариинского театра. «Архитектура, реставрация, дизайн и строительство», 2006, №2.
3. Троицкая М. Событие федерального масштаба. Третья сцена Мариинки ждет зрителей. «Архитектура, реставрация, дизайн и строительство», 2006, №4.
4. Anne Minors. Gergiev Cultural Centre (Отчет по сцене Д). 2008.
5. Foster & Partners. Культурный центр Гергиева. Общие архитектурные спецификации (пояснительная записка).
6. Foster & Partners. Проект Культурного центра В.Гергиева во Владикавказе. 2007-2008.
и хора