Научная статья на тему '«Гармонизация искусственных и естественных элементов средовых объектов (на примере благоустройства культурноэтнографического комплекса «Смоленское подворье»)»'

«Гармонизация искусственных и естественных элементов средовых объектов (на примере благоустройства культурноэтнографического комплекса «Смоленское подворье»)» Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
598
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСАДЕБНАЯ КУЛЬТУРА / ЭТНОДИЗАЙН / ЭКОДИЗАЙН / ПРИНЦИП ГАРМОНИЗАЦИИ / ИСКУССТВЕННЫЕ И ЕСТЕСТВЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СРЕДОВЫХ ОБЪЕКТОВ / СЦЕНАРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / PRINCIPLE OF HARMONIZATION / COMPLEX / THE CULTURE GRANGE / ETHNOGRAPHIC DESIGN / ECOLOGY DESIGN / ARTIFICIAL AND NATURAL ELEMENTS OF OBJECTS OF ENVIRONMENT SIMULATION / THE SCENERY MODELING

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Моисеенко M. B.

В статье рассматриваются принципы гармонизации искусственных и естественных элементов комплексных средовых объектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HARMONIZATION OF ARTIFICIAL AND NATURAL ELEMENTS OF ENVIRONMENTAL SUBJECTS (WITH REFERENCE TO EQUIPPING OF CULTURAL AND ETHNOGRAPHIC COMPLEX SMOLENSKOE PODVOR'E WITH MODERN AMENITIES)

Principles of harmonization of artificial and natural elements of complex objects are examined in the article.

Текст научной работы на тему ««Гармонизация искусственных и естественных элементов средовых объектов (на примере благоустройства культурноэтнографического комплекса «Смоленское подворье»)»»

УДК 745/749

М.В. Моисеенко, с.н.с, аспирант Всероссийского научно-исследовательского института технической эстетики (ГУ ВНИИТЭ), г. Москва

«ГАРМОНИЗАЦИЯ ИСКУССТВЕННЫХ И ЕСТЕСТВЕННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ СРЕДОВЫХ ОБЪЕКТОВ (НА ПРИМЕРЕ БЛАГОУСТРОЙСТВА КУЛЬТУРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО «СМОЛЕНСКОЕ ПОДВОРЬЕ»)»

В статье рассматриваются принципы гармонизации искусственных и естественных элементов комплексных средовых объектов.

Ключевые слова: усадебная культура, этнодизайн, экодизайн, принцип гармонизации, искусственные и естественные элементы средовых объектов, сценарное моделирование.

комплекс,

В настоящее время особенно остро встает вопрос создания комплексной среды, где бы человек и природа находились в состоянии взаимной гармонии. Несмотря на то, что различные аспекты проблемы взаимосвязи архитектурных объектов и природного ландшафта стали предметом ряда исследований, вопросы проектирования комплексных средовых объектов, включающих природную составляющую, зачастую еще решаются интуитивно. К подобному кругу проблем относится и стремление к созданию целостной среды, включающей традиционные формы художественного творчества. Одним из путей решения видится комплексное рассмотрение функциональной и эстетической составляющих средовых компонентов как суммы утилитарнопрактического потенциала и композиционно-художественных возможностей искусственных и естественных элементов среды архитектурного пространства.

Особенностью средовых объектов как составной части городских и загородных пространств, вынесенных в природное окружение, является то, что они всегда представляют собой единение двух составляющих: природной и искусственно-технической, созданной человеком. В поиске баланса между искусственной и естественной средой и заключается системный подход к среде обитания, который выводит на первый план необходимость гармонизации, поиска целостности многофункциональной структуры средовых объектов. Понятие комплексности объекта как совокупности разнородных действий и мероприятий, направленных на получение целостного и заранее задуманного результата, ансамблевости в поиске целостности приводят в итоге к системной взаимосвязанной организации среды [1].

Системный подход основан на взаимосвязи элементов искусственной и естественной среды, с учетом типологии комплексных средовых объектов. Типология средовых объектов становится отражением социального заказа общества на создание пространства жизнедеятельности человека определенного назначения и качества. Сводным признаком, определяющим разнообразие архитектурно-конструктивных типов средовых объектов является их функциональное назначение. Это определило их классификацию на:

- жилые средовые объекты;

- производственные средовые объекты;

- общественные средовые объекты.

Рассмотрим гармонизацию искусственных и естественных элементов на примере средовых объектов общественного назначения. Общественные средовые объекты группируется по характерным признакам их деятельности — зрелища, обучение-воспитание, питание-торговля, демонстрация-экспозиция, рекреация. Культурно-экологический принцип средового подхода оптимизирует столь актуальную сегодня задачу целостного системного рассмотрения информационного городского пространства, объединяющего в себе истори-

чески разновременные художественные культуры. Примерами подобных культурно-сохранных образований становятся музеефицированные среды исторических центров под открытым небом, памятниковые зоны, а также сравнительно новый тип городской среды — современный архитектурно-этнографический комплекс.

Проанализируем решение проектных задач на примере выполненного в ГУ ВНИИТЭ дизайн-проекта кулъ-турно-этнографического комплекса «Смоленское под-воръе» г. Смоленск (дизайн-проект Моисеенко М.В.).

В основе создания данного проекта лежат анализ функций проектирования, условий деятельности, заданных требований к объекту. Это определило ход процесса проектирования на основе углубленного анализа истории и этнографии Смоленска, с учетом градостроительной ситуации в зоне проектируемых объектов, увязкой их функциональных, технических и экономических параметров с требованиями действующих норм и регламентов, техническим заданием заказчика.

После анализа требований к проектированию определяется взаимодействие человека с определенной морфологической структурой, обусловленной конкретным видом деятельности, определяются «первичные пространства» — исходные функциональные зоны для формирования средовых объектов и их систем [2]. Объединение первичных пространств усложняет их содержание и объемно-пространственное решение (последовательное образование помещений, групп помещений, зданий, комплексов и т. д.). Так, в проекте выделяются три первичных пространства: Базарная площадъ, хозяйственная зона с мастерскими и постоялый двор, кафе.

Композиция комплекса строится на чередовании закрытых и открытых пространств, образованных соответственно искусственными и естественными составляющими. Важность проектирования элементов комплекса в гармонии со всем участком отмечает и Дж.О. Саймондс, подчеркивая важность пространственных переходных зон между объектами и естественным ландшафтом, которые могут быть, как частью дома (терраса, дворик и т. д.), так и организованной частью ландшафта (палисадник, сад и т. д.). Придание комфорта жилой среде, по его мнению, придают и перспективные виды из окон в сад (видовые «фрески» ) и т.д. Вписываясь в ландшафт, облик здания и его планировка меняются в соответствии с изменением характера рельефа [3, с. 45-52]. При создании комплексных средовых объектов, дом, планировка участка и естественный ландшафт должны задумываться как единое целое. Восприятие природы в этом случае становится целью и темой комплексного средового объекта, который должен вписаться в существующие элементы ландшафта, поэтому, важно проанализировать все элементы участка и сооружений (в данном случае, Дома Фолъклора, Дома ремесел, здания кафе и Постоялого двора) и определить, каким образом они дополняют друг друга.

02228870

Любые элементы, входящие в состав комплекса, по форме и пространственным характеристикам имеют точечное, линейное, плоскостное, объемное построение.

Отметим, что подразделение средового проекта на указанные выше элементы по принципу дополнения вектора пространственного развития: «точка— линия — плоскость — объем» до некоторой степени условно. Это связано с тем, что даже небольшие объекты — элементы обладают трехмерным (объемным) выражением, вместе с тем данное обозначение допустимо, поскольку предоставляет средства для анализа и формирования элементов архитектурно-ландшафтных композиций средовых объектов.

К точечным (природным) элементам композиций средовых объектов можно отнести солитеры, клумбы, компактные цветники, неболъшие рокарии, малые декоративные группы растений. В свою очередь, точечные искусственно-технические элементы комплексных средовых объектов — это прежде всего малые архитектурные формы (скулъптура, вазы, фонтаны, мини-бассейны, декоративные водоемы, беседки и пр.).

Линейные элементы композиций средовых объектов могут иметь горизонтальное или вертикальное развитие. К линейным элементам горизонтальной компоновки (природным и искусственно-техническим) можно отнести садовые дорожки, тротуары, пандусы; цветники-ленты, бордюры, рабатки и др.; к элементам вертикальной компоновки — одиночные посадки деревъев, вертикалъные лианы; вертикалъные стенки и др.

Плоскостные элементы композиций средовых объектов, как и линейные, могут иметь горизонтальное либо вертикальное развитие. К плоскостным элементам композиций горизонтальной компоновки можно отнести грядки, газоны, поляны, зеленые террасы, водоемы, партеры; площадки (игровые, спортивные, хозяйственные), рокарии и т.п. К элементам вертикальной компоновки — рядовые посадки деревъев и кустарников, «живые изгороди», «зеленые стены», кулисы; подпорные стенки, ограды и изгороди, стены строений и т.п.

Пространственная композиция участков средовых объектов строится на единении природно-бионической и искусственно-технической составляющих.

Точечные, линейные и плоскостные элементы в разных своих сочетаниях образуют самые разнообразные архитектурно-ландшафтные композиции. Достичь целостности архитектурно-ландшафтных композиций комплекса можно с помощью принципа композиционной гармонизации.

Гармонизация элементов средового объекта строится с учетом объемно-пространственной структуры (композиционных осей), композиционных закономерностей элементов жилой среды комплекса, которая звучит в диалектике архитектурного объекта и природного ландшафта, становящихся элементами «естественной» навигации. Ось композиции — это своеобразная силовая линия, показывающая условные направления концентрации визуальных связей между художественно значимыми слагаемыми среды. В проекте «Смоленское подворье» центральная ось симметрии становится главной планировочной закономерностью построения среды, организующей основные информационно-функциональные зоны: Базарную площадъ, хозяйственную зону с мастерскими и Постоялый двор, кафе. Соседние зоны выделены разноуровневым рельефом местности (разделение кулътурно-этнографической части селъца на утилитарно-досуговую частъ постоялого двора и кафе), разграничены изменением геопластики покрытия (применение брусчатки — утоптанный грунт, вечнозеленых декоративных изгородей, металлических и деревянных решёток, увитых зеленъю).

Сценарий объемно-пространственной и архитектурно-художественной организации интерьерных и эксте-рьерных пространств комплекса, с учетом их информационной насыщенности, создал образ целостной среды, где плавный переход от одних элементов к другим влечет за собой последовательную смену эмоций и впечатлений. Таким образом, в данном проекте был применен метод сценарного моделирования, разработанный во ВНИИТЭ.

Стремление дизайнера к осознанному, многократно проконтролированному движению по пространству сре-дового объекта отражено в логике его сценарной модели и формулировке проектных установок и требований к его информационному зонированию.

Информация о культурно-исторических и региональных особенностях комплекса нашла отражение в его планировочной структуре. Экономика сел и посадов 17-18 вв. зависела от купеческих караванов, которые шли через Белое море по рекам и озерам через Великий Устюг, Вологду к Москве. Одной из характерных особенностей центральной части России были разветвленные водные трассы. Через Смоленские земли проходил торговый путь «из варяг в греки» [4]. Здесь у берегов Днепра устраивались ярмарки, народные гулянья. Последнее определило композиционное решение, где пространственным ядром является своеобразный центр торговли — основной архитектурный объем с амфитеатром — Дом Фолъклора с расходящимися от него дорожками — «водными путями» к избам-мастерским. Они замыкают пространство и обеспечивают возможность непрерывного движения по всему комплексу.

В интерьере прослеживается неразрывная связь с ландшафтом. В основном объеме средового комплекса, примыкающих корпусах и ремесленных мастерских размещается большое количество окон и открытая тамбур-веранда, которые оттеняют открывающийся пейзаж, как рама картину, а природные материалы облицовки стен и теплая цветовая гамма покрытий пола и потолка воспринимаются как единое целое с ландшафтом. К.И. Колодин считает, что природная среда, являясь эталоном масштабности, камерности, органичности и экологической стабильности, открывает широкие возможности для использования закономерностей природного формообразования в комплексном строительстве [5]. Поэтому расчет основных характеристик зданий велся в рамках уже имеющейся природной ситуации. В соответствии с ней строится дальнейшая композиция ландшафтно-парковой зоны и объемно-планировочная структура Дома Фолъклора (усадьба классицизма). Вся конструкция дома подчиняется функциональной логике: наличие зала со сценой внутри здания (центральная часть) — для выступления творческих коллективов и сцены снаружи (веранда-эстрада). Для рациональной взаимосвязи этих объектов с флигелями дома и задержания холодного воздуха (т.к. дом деревянный) к основной конструкции здания присоединена тамбур-веранда. Через неё мы можем с одной стороны, попасть в зал и в оба флигеля, с другой стороны — выйти на веранду-эстраду, которая находится на одной оси с амфитеатром и организует пространство в летнее время.

Культурно-этнографическая составляющая придает комплексу музейную значимость и определяет границы современного функционального зонирования его составляющих.

Ознакомление с помещичьим домом осуществляется через организацию в нем концертов, выставок, лекций, семинаров, кино-видео салонов. Знакомство с промыслами — через деятельность художественно-промысловых мастерских, которые собраны в доме ремесел, что одновременно позволит создать полную картину о традициях Смоленской области. Историческая досто-

верность сочетается с образной театрализацией пространства, носящей характер имитации: благодаря этому посетитель переносится в обстановку быта 17-18 вв. с их мебелью и утварью, образцами деревянного зодчества, усадебного дома с открытой эстрадой для выступления художественных коллективов, постоялого двора, где можно отведать народные кушанья. Ощутить себя купцом 18 века помогает не только энергетика самого «места», но художественно, стилистически гармонизованное решение экстерьера и интерьера Дома фолъклора, воссозданное по архивным материалам.

Этнические мотивы были востребованы дизайном на основе глубокого научного анализа местных региональных традиций. В декоративном решении фольклорного центра использованы архивные материалы убранства имения дворян Клетновых в селъце Кочетово Вяземского уезда, позволяющие представить себе внешний облик помещичьей усадьбы смоленских помещиков «средней руки» 2 пол. 19 в. Здание Дома Ремесел — точная копия русской избы начала 18 вв. северо-западных областей. Декоративный и информационный образ современного этнографического комплекса складывается в границах эклектического смешения языка стилей, образуя насыщенную, лишенную визуальной монотонности среду. Декоративная составляющая стиля базируется, в основном, на разномаштабности изобразительных мотивов орнаментальных форм — от архитектурного декора до прикладных изделий народного искусства, сувенирной продукции, изготовленной в ремесленных мастерских (гончарных, ткацких, инкру-стационных и т.д.). Внутри комплексного средового объекта существует определенная тенденция к целостности. Эта тенденция выражается во взаимном стремлении друг к другу всех его элементов и их уравновешивания по массе, геометрической форме и т. д. Наиболее эстетически целостные решения достигаются сочетанием трех групп элементов средового объекта: мелких, средних и крупных. Стабильность и повторяемость (метро-ритмическая) ограниченного количества масштабных характеристик, их бесчисленная вариантность — одна из особенностей организации открытых и закрытых пространств культурно-этнографического комплекса. В интерьере Дома Ремесел крупные элементы печи, столешниц, сундуков чередуются со средними мелкими элементами членения стен на бревна, домашней утвари и мебели. Мелкомасштабные элементы вышивок, тканого рисунка, роспись посуды обогащают пластическое звучание крупных масс конструктивных элементов интерьера.

Новизна форм скрадывается символической ролью орнаментального декора. Орнамент — наиболее устойчивый элемент декора, хранящий художественную память о его первоначальном смысле. Новая «геральдика» среды — эмблематические товарные и торговые знаки фирм, служб, пиктограммы, включает орнаментальный декор в виде рам и кронштейнов. Древние плетенки, соляные круги, фольклорные звери, орнаменты вышивок наполняют деревянные резные двери, вывески Дома Ремесел и кафе. Фольклорное начало прослеживается в орнаменте набивных платков продавщиц летней ярмарки, временных витринах торговцев на Базарной площади.

Традиционные структуры могут проявиться и в более опосредованных вариантах. Информационное поле помещичьего дома расширяется и дополняется информацией устраиваемых концертов этнографических коллективов, выставок народного искусства, лекций, семинаров, материалов в кино — и видео-салонах.

Традиционные начала, востребованные современным дизайном, закладывают ярко выраженную диалектику традиции и инновации не только в формообразую-

щих тенденциях, но и в методах проектирования. Соединение традиционной методики с новыми проектными подходами (построение сценария и на его основе проектной концепции организации среды, компьютерной модели единого информационного пространства интерьера и экстерьера и т.д.) дает интересные решения. Виртуальное моделирование в корне перекроило наше представление о пространстве, позволило его с одной стороны дистанцировать, увидеть его как целостное образование извне, а с другой — невероятно приблизило, поместив зрителя внутрь проекта и сделав его жителем несуществующего пока иллюзорного мира. С помощью информационных технологий становится возможным построить виртуальную модель всего комплекса, включая информационный срез среды.

Подобная модель позволяет дизайнеру осуществить извечное желание человека приблизиться к идеальному моменту бытия, соединив в проекте извечную диалектику гуманитарного и технического начал современной проектной культуры.

Таким образом, интеграция искусственных элементов в живую природу, достижение гармоничного сочетания элементов архитектурного объекта и природного ландшафта происходит по двум основным принципам. В их основе лежит учет объемно-пространственных и композиционных закономерностей элементов жилой среды комплекса.

Первым из них, как было рассмотрено выше, являются композиционные оси, основанные на взаимосвязи элементов жилого объема и ландшафтного участка. Вторым принципом является соответствие и подобие искусственных и естественных элементов комплексного средового объекта (жилой объем, фасад, садово-парковые объемы и т.д.).

Элементы, входящие в комплексный средовой объект, могут быть функциональными.

В этом случае, необходимо рассматривать взаимосвязь элементов, наделенных функцией. К ним можно отнести парковую беседку в проекте «Смоленское подворье» как вынесенного в ландшафт круглого центрального зала дома. Связующую роль этих элементов на фасаде Дома Фолъклора играет бельведер, венчающий кровлю дома. Взаимосвязь элементов в этом случае читается как «зал—бельведер—беседка». То есть каждой комнате в интерьере соответствует функциональный элемент фасада и парковый объем.

Кроме этого можно говорить об обратной зависимости. В этом случае один из элементов ландшафта образно повторяется в интерьере и рассматривается как фрагмент естественного ландшафта. Так, в интерьере Дома Ремесел диваны расположенные вокруг тумбы с цветами, являются интерьерной интерпретацией парковых скамей, стоящих вокруг дерева и клумбы.

Элементы средового объекта могут быть нефункциональными (декоративными).

В этом случае речь идет об элементах, использованных для украшения интерьера (колонны, пилястры, орнамент и т.д.), парковых (ограда, беседка и т.д.) и фасадных форм, визуально выводящих вовне масштаб внутренних пространств. Так, использованные в оформлении фасада Дома Фолъклора накладные колонны и накладные декоративные элементы повторяются в оформлении интерьера — зрительный зал — и декоре малых архитектурных форм (скамьи, ограждение).

В основе комплексного подхода к среде обитания лежит совокупность приемов, направленных на получение целостной и гармоничной среды. В соответствии с этим на основании общих приемов взаимосвязи архитектурной формы и природного окружения сформированы композиционные принципы взаимосвязи искус-

ственных и естественных элементов комплексных сре-довых объектов.

Данные принципы выстраиваются на основании:

- зависимости архитектурной формы и планировки жилого объема и интерьера от характера и особенностей ландшафта;

- соподчинение планировочной структуры ландшафта планировке жилого объема;

Библиографический список

1. Шимко, В.Т. Основы дизайна и средовое проектирование: Учебное пособие / В.Т. Шимко. — М.: «Архитектура-С», 2004.

2. Шимко, В.Т., А.А. Гаврилина. Типологические основы художественного проектирования архитектурной среды. Учеб. Пособие / В.Т. Шимко. — М.: издательство «Архитектура— С», 2004.

3. Саймондс, Дж.О. Ландшафт и архитектура / Дж.О. Саймондс— М.: Издательство литературы по строительству. 1965.

4. Модестов, Ф.Э. Смоленский этнографический атлас / Модестов Ф.Э. //— Вып. 2. — Смоленск, 2004.

5. Колодин, К.И. Формообразование объектов загородной среды: Учебное пособие для вузов / К.И. Колодин— М.: «Архитектура-С», 2004.

Статья поступила в редакцию 27.10.08.

- взаимовлияние проектного решения ландшафта и композиционной структуры планировки интерьера;

- целостности, строящейся на соответствии и подобии искусственных и естественных элементов сре-дового объекта.

УДК 7.071.1

В.К. Вистингаузен, соискатель АлтГУ, г. Барнаул

ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ХУДОЖНИКА М. И. МЯГКОВА (1797-1852): ИЗУЧЕННОСТЬ ИСТОЧНИКОВ

Работа подводит итоги изучения жизни и деятельности академика исторической и портретной живописи Михаила Ивановича Мягкова (1797-1852). Статья содержит обзор документальных и иконографических источников о художнике и рассматривает состояние их изученности.

Ключевые слова: Михаил Иванович Мягков, Академия Художеств, XIX век, Сибирь, Алтай, Барнаул, культурное наследие, Алтайский Горный Округ, художник, биография, архив, документы, живопись, музей, Русский музей, Третьяковская галерея, Государственный музей Алтайского края, Государственная Казахская художественная галерея, картина, портрет, икона, церковь.

Живописец XIX века Михаил Иванович Мягков, не был первым профессиональным художником, работавшим на территории ведомства Колывано-Воскресенс-ких заводов. Но, в отличие от своих предшественников, бывших здесь наездами, он, работая преподавателем Горного училища, прожил в Барнауле более 20 лет. М.И. Мягков имел здесь многих учеников и написал значительное число работ, в том числе десятки портретов жителей Барнаула. Первый исследователь его творчества, В. П. Токарев [1, с. 41] указывает, что в Сибири художником написано 168 портретов, в том числе «немало» групповых, с числом лиц от 4 до 13. Очевидно, что среди них были многие деятели Алтайского Горного Округа и члены их семей. М.И. Мягков был первым, кто с портретной достоверностью изобразил коренных жителей Алтая. Многие храмы Западной Сибири были украшены иконами его кисти. Только для Омского казачьего собора и церкви Сузунского завода он написал 33 иконы, и еще неизвестное число для пяти, по крайней мере, храмов. Все это говорит о значительном вкладе Мягкова в культурное наследие Алтая и Сибири и необходимости изучения, как этого вклада, так и личности и творчества художника в целом.

Документальные источники, связанные с личностью М.И. Мягкова и его творчеством, к настоящему времени выявлены в четырех архивах. Это Российский государственный исторический архив (фонд Академии художеств); Омский областной государственный архив; Государственный архив Новосибирской области (фонд Сузунской горной конторы), и Центре хранения архивного фонда Алтайского края (фонды Алтайского горного правления, Барнаульского духовного правления и личный фонд С.И. и Н.С. Гуляевых).

Документы Российского Государственного исторического архива, выявленные В.П. Токаревым [1-3] и Т.М. Степанской [4-7], освещают, преимущественно, петербургский период жизни художника — его учебу в Академии Художеств, попытки получить преподавательскую должность и академическое звание. Некоторые из них цитируются в работах исследователей [1,

3, 5, 7]. Здесь же находится важный документ сибирского периода — письмо М.И. Мягкова в Академию, освещающий процесс его работы над картиной «Сцена из семейной жизни сибирских дикарей», который был неоднократно опубликован в сокращении [1, 5, 7].

Документы об обстоятельствах поступления М.И. Мягкова на службу на Колывано-Воскресенские заводы имеются как в Российском Государственном историческом архиве, так и в Центре хранения архивного фонда Алтайского края (фонд Алтайского горного правления), где хранится их представительная подборка, опубликованная нами [8]. Из них документы о присвоении М.И. Мягкову звания Академика исторической и портретной живописи ранее публиковались в выдержках [9].

Часть документов выявлена и опубликована нами впервые. Особенно важны формуляры художника, по которым восстанавливаются многие факты из его биографии и дела о прибавке ему жалования. Прочие документы освещают, преимущественно, служебную деятельность М.И. Мягкова и работы по украшению сибирских храмов. Подобные документы имеются не только в Центе хранения архивного фонда Алтайского края, но так же в фонде Сузунской горной конторы Государственного архива Новосибирской области и в Омском областном государственном архиве. Цитаты из ряда документов публиковались ранее [1, 5, 7, 10, 11],

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.