Научная статья на тему 'Развитие коммуникативной компетентности первокурсников в условиях педагогического вуза'

Развитие коммуникативной компетентности первокурсников в условиях педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
821
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникативная компетентность / педагогический вуз / первокурсник / успешность учебной деятельности / Социальное самочувствие студентов

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевкун А. В.

Коммуникативный процесс имеет большое значение для развития студентов, их социального самочувствия, успешности учебной деятельности. Проблеме развития коммуникативной компетентности первокурсников и посвящена данная статья. По мнению автора, ее развитие должно осуществляться как в учебной, так и во внеучебной деятельности. При этом следует учитывать, что развивая коммуникативную компетентность, нужно развивать и составляющие ее поведенческий, аффективный и когнитивный компоненты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Communicative process is of great importance for students' development, their social adaptation and educational activity success. The article is devoted to the problem of first-year students' communicative competence development. The author considers its development to be carried out both in educational and in extracurricular activity taking into account behavioural, affective and cognitive components.

Текст научной работы на тему «Развитие коммуникативной компетентности первокурсников в условиях педагогического вуза»

А. В. Шее куп

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОМ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕРВОКУРСНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Работа представлена кафедрой педагогики ЗабГГПУим. Н. Г. Чернышевского. Научный руководитель - кандидат педагогических наук, профессор И. А. Ларионова

Коммуникативный процесс имеет большое значение для развития студентов, их социального самочувствия, успешности учебной деятельности. Проблеме развития коммуникативной компетентности первокурсников и посвящена данная статья. По мнению автора, ее развитие должно осуществляться как в учебной, так и во внеучебной деятельности. При этом следует учитывать, что развивая коммуникативную компетентность, нужно развивать и составляющие ее поведенческий, аффективный и когнитивный компоненты.

Communicative process is of great importance for students' development, their social adaptation and educational activity success. The article is devoted to the problem of first-year students' communicative competence development. The author considers its development to be carried out both in educational and in extracurricular activity taking into account behavioural, affective and cognitive components.

Продуктивность познавательной, трудовой, мыслительной деятельности, жизнеспособность человека зависит от способности к общению, навыков коммуникативного взаимодействия с людьми в разных сферах деятельности, при наличии соответствующих личностных и психологических качеств человека. Совокупность индивидуально-психологических и личностных качеств, необходимых для продуктивной коммуникации, определяют коммуникативную компетентность человека.

Коммуникативная компетентность присуща всем людям, и у многих она формируется стихийно. Коммуникативная компетентность складывается на основе опыта общения между людьми, формируется непосредственно в условиях взаимодействия.

Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, П. В. Растянников, С. И. Самыгин, Г. К. Се-левко, Л. Д. Столяренко считают, что коммуникативная компетентность - это способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.

Существует и такая точка зрения: «коммуникативная компетентность - это уровень знаний, умений и готовность личнос-

ти, отражающий степень соответствия определенной компетенции и позволяющий действовать конструктивно в изменяющихся социальных и профессиональных усло-1

виях» .

Коммуникативная компетентность, по мнению Ю. Н. Емельянова, «...такой уровень сформированности межличностного опыта, т. е. обученности взаимодействию с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и

социального статуса успешно функциони-

2

ровать в данном обществе» . Необходимо отметить, что коммуникативная компетентность зависит от изменений, происходящих в обществе, и связанной с этими изменениями социальной мобильности самого индивида.

Опираясь на это определение, коммуникативную компетентность студента можно рассматривать как уровень сформированности межличностного опыта, который требуется студенту для успешного функционирования в условиях вуза в рамках своих способностей и статуса студента.

Коммуникативный процесс имеет большое значение для развития студентов, их

социального самочувствия, успешности учебной деятельности. Потребность в коммуникации состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через и с помощью них - к самопознанию, к самооценке.

У студентов первого курса эта потребность проявляется особенно заметно: у многих из них прерываются личностные контакты, сложившиеся до поступления в вуз.

Согласно исследованиям, можно констатировать, что коммуникация является одним из ведущих видов деятельности студента; и наряду с профессионально-ориентированной деятельностью выходит на первый план в студенческом возрасте, как интимно-личностное общение. Необходимо отметить, что выпускнику педагогического вуза необходимо быть коммуникативнокомпетентной личностью, так как профессия педагога строится на процессе коммуникации.

Большинство отечественных исследователей, изучающих коммуникативную компетентность, в качестве ее показателей рассматривают обладание следующими составляющими:

• теоретическими знаниями о закономерностях построения межличностных отношений, коммуникативных воздействий (взаимодействий); особенностях возрастных психических процессов;

• практическими умениями адекватно воспринимать и понимать своеобразие личности; чувствовать другого; сопереживать; прогнозировать развитие межсубъектных (межличностных) отношений; пользоваться механизмами коммуникативного воздействия (заражение, убеждение, внушение); инициировать благоприятный нравственный климат; владеть техникой речи, пользоваться вербальными невербальными средствами и т. д.

Л. А. Петровская отмечает, что развитие компетентности общения взрослых людей с неизбежностью предполагает двоякий процесс: с одной стороны, это приобретение каких-то новых знаний, умений и

опыта, а с другой стороны, это коррекция, изменение уже сложившихся их форм.

Коммуникативная компетентность рассматривается в связи с характеристикой взаимодействия людей; знаниями и умениями в области межличностных отношений и как личностное качество, проявляющееся в отношениях с людьми; и как коммуникативные и организаторские умения, связанные со взаимным обменом информации и познанием людьми друг друга; с развитием меж-персональных взаимоотношений; с управлением собственным поведением и поведением других, организацией деятельности.

В профессиях «человек - человек» коммуникативная компетентность становится профессионально значимой, т. е. является основным показателем профессионализма. Компетентность в общении выступает как необходимая составляющая профессиональной компетентности, как необходимое условие роста ее эффективности, которой должен обладать будущий специалист.

Коммуникативно-компетентным специалистом считается личность, у которой достаточно сформированы профессиональные знания, коммуникативные и организаторские умения, способности к самоконтролю, эмпатии, культура вербального и невербального взаимодействия.

Коммуникативную компетентность можно рассматривать как совокупность знаний, опыта, качеств, способностей человека, позволяющие эффективно выполнять коммуникативные функции. При этом можно выделить поведенческий, аффективный и когнитивный компоненты коммуникативной компетентности.

Поведенческий компонент общения побуждает деятельность, поступки, локализацию, перемещение в пространстве, выражается в мимике, жестах, пантомимике, речи. Это умения и навыки общения, владение вербальными и невербальными средствами.

Аффективный компонент проявляется в разнообразных эмоциональных состояниях, положительных и отрицательных эмоциях, конфликтности, удовлетворенности

партнером, коллективом (группой), общением, собой, эмоциональной чувствительности. Это способность адекватно и полно воспринимать и оценивать людей, а также взаимоотношения, складывающиеся между людьми, в нашем исследовании - это взаимодействие между студентами в группе, с преподавателями и сотрудниками вуза, проявление эмпатии, коррекция и развитие установок, необходимых для успешного общения.

Когнитивный компонент выражается в психических процессах, связанных с познанием окружения и самого себя (ощущений, восприятия, представлений, памяти, мышления, воображения), знания в области психологии личности, группы, общения.

Для развития коммуникативной компетентности во время проведенного эксперимента в процессе учебной и внеучебной деятельности была апробирована разработанная нами технология. При этом предлагалось в учебный процесс внедрить курс по выбору «Основы коммуникативной деятельности» и волонтерскую практику. Данный курс во время практических занятий предполагал проведение тренинга, так как Л. А. Петровской отмечено, что перестройка собственной личности, изменение уже сложившихся стереотипов коммуникативного поведения, наиболее успешно происходит в условиях социально-психологического тренинга. Использование таких тренингов повышает компетентность в обще-

нии, прежде всего, представителей гуманитарных профессий - педагогов, врачей, психологов и т. п.

Социально-психологический тренинг включает в себя две задачи:

1. Изучение общих закономерностей коммуникации.

2. Овладение «технологией» коммуникации, т. е. развитие ее навыков и умений. Таким образом, выделяется теоретическая и практическая стороны проблемы социально-психологического тренинга. Последняя предполагает упражнения, направленные на приобретение и отработку навыков и умений коммуникации.

В процессе внеучебной деятельности студентам первого курса предлагалось участвовать в факультетских и межвузовских конференциях, организовать досуговое факультетское мероприятие (День первокурсника), различные конкурсы (лучшая стенгазета, лучшая группа).

Эффективность технологии была проверена с помощью опросов, анкетирования, тестирования студентов первого курса, которые проводились до проведения технологии (т. е. на этапе констатации) и после ее реализации на контрольном этапе эксперимента. Полученные результаты позволили сделать вывод, что значительная динамика носит положительный характер, что доказывает эффективность технологии развития коммуникативной компетентности.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Демин В. А. Профессиональная компетентность специалиста: виды и понятия // Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. № 4. С. 39.

Емельянов Ю. Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности. Дис_д-ра. психол. наук. Л., 1990. С. 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.