Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ'

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
78
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОММУНИКАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Савинова Т.В., Вдовина Н.А., Терентьева М.В.

Статья посвящена проблеме развития коммуникативной компетентности будущих педагогов в условиях цифровой трансформации образования. Коммуникативность является важнейшим профессионально-важным качеством в деятельности педагога, а ее развитие - актуальная задача, стоящая перед современным образованием. В работе охарактеризована современная образовательная среда, определены особенности работы с будущими педагогами в условиях цифровой трансформации образования. Описано опытно-экспериментальное исследование, целью которого является выявление особенностей и развитие коммуникативной компетентности студентов, обучающихся в педагогическом вузе. Для подтверждения эмпирических данных о сдвиге показателей испытуемых экспериментальной группы по используемым методикам до и после формирующего эксперимента был использован T-критерий Вилкоксона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Савинова Т.В., Вдовина Н.А., Терентьева М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION OF EDUCATION

The article is devoted to the problem of developing the communicative competence of students receiving the profession of a teacher in the context of the digital transformation of education. Communication is the most important professionally important quality in the activities of a teacher, and its development is an urgent task facing modern education. The paper characterizes the modern educational environment, defines the features of working with future teachers of the digital transformation of education. An experimental study is described, which was to identify the features and develop the competence of students studying at a pedagogical university. To confirm the empirical data on the shift in the indicators experimental group according to the methods used before and after the formative experiment, the Wilcoxon T-test was used.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 159.99

Развитие коммуникативной компетентности будущих педагогов в условиях цифровой трансформации образования

Development of communicative competence of future teachers in the context of digital transformation of education

Савинова Т.В., Мордовский государственный педагогический университет им. М.Е. Евсевьева, stanya2610@yandex.ru

Вдовина Н.А., Мордовский государственный педагогический университет им. М.Е. Евсевьева, natalex-15@yandex.ru

Терентьева М.В., Мордовский государственный педагогический университет им. М.Е. Евсевьева, mariterenteva@mail.ru

Savinova Т., Mоrdоviаn State Pedagogical University named after M.E. Evseviev, stanya2610@yandex.ru

Vdovina N., Mоrdоviаn State Pedagogical University named after M.E. Evseviev, natalex-15@yandex.ru

Теrentyevа М., Mоrdоviаn State Pedagogical University named after M.E. Evseviev, mariterenteva@mail.ru

DOI: 10.51379/KPJ.2022.156.6.024

Исследование выполнено в рамках гранта по сетевому взаимодействию вузов-партнеров по приоритетным направлениям научной деятельности (ЮУрГГПУ и МГПУ им. М.Е. Евсевьева), тема «Развитие коммуникативной компетентности будущих педагогов в условиях цифровой трансформации образования».

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, коммуникация, педагогическое общение, образование, цифровая трансформация в образовании.

Keywords: communicative competence, future teachers, pedagogical communication, education, digital transformation in education.

Аннотация. Статья посвящена проблеме развития коммуникативной компетентности будущих педагогов в условиях цифровой трансформации образования. Коммуникативность является важнейшим профессионально-важным качеством в деятельности педагога, а ее развитие - актуальная задача, стоящая перед современным образованием. В работе охарактеризована современная образовательная среда, определены особенности работы с будущими педагогами в условиях цифровой трансформации образования. Описано опытно-экспериментальное исследование, целью которого является выявление особенностей и развитие коммуникативной компетентности студентов, обучающихся в педагогическом вузе. Для подтверждения эмпирических данных о сдвиге показателей испытуемых экспериментальной группы по используемым методикам до и после формирующего эксперимента был использован T-критерий Вилкоксона.

Abstract. The article is devoted to the problem of developing the communicative competence of students receiving the profession of a teacher in the context of the digital transformation of education. Communication is the most important professionally important quality in the activities of a teacher, and its development is an urgent task facing modern education. The paper characterizes the modern educational environment, defines the features of working with future teachers of the digital transformation of education. An experimental study is described, which was to identify the features and develop the competence of students studying at a pedagogical university. To confirm the empirical data on the shift in the indicators experimental group according to the methods used before and after the formative experiment, the Wilcoxon T-test was used.

Введение. Одним из основных условий, является высокий уровень развития

обеспечивающих эффективность коммуникативной компетентности личности.

профессионально-педагогической деятельности, Будущий педагог выступает активным субъектом

192

общения. Ему предстоит взаимодействие с различными людьми, понимание и убеждение их в правильности своей точки зрения. Также студенту необходимо владеть

коммуникативными умениями, уметь находить эффективные способы разрешения конфликтов, регулировать свое состояние и т.д. К личностным особенностям будущего педагога,

способствующим развитию коммуникативной компетентности, относятся: общительность, внимательность, эмпатия, открытость, инициативность, доброжелательность.

Изучение проблемы коммуникативной компетентности в психологических

исследованиях имеет давнюю историю и связано с именами таких отечественных и зарубежных ученых, как Г.М. Андреева [1], И. Атватер [2], В.В. Соколова [8], М.М. Шубович [10] и другие.

Г.М. Андреева подчеркивает, что коммуникативная компетентность включает такие важные компоненты, как: умение слушать и слышать других людей, выстраивать конструктивное взаимодействие, регулировать свое эмоциональное состояние; владение навыками передачи информации, технологиями предупреждения и урегулирования конфликтов; владение вербальными и невербальными средствами общения [1].

В.В. Соколова считает, что коммуникативная компетентность предполагают овладение всеми видами речевой культуры, основами устной и письменной речи, умениями использования языка в важных для каждого возрастного этапа сферах и различных ситуациях общения [8].

В целом, анализируя структуру коммуникативной компетентности, можно выделить следующие компоненты:

- мотивационно-ценностный (коммуникативные установки, потребности, мотивы, ценности, способность к адекватному восприятию и передаче информации, рефлексия в процессе коммуникации);

- эмоциональный (создание и поддержание положительного эмоционального контакта и фона коммуникации, умение не только реагировать и отвечать на изменения в эмоциональном состоянии своего партнера по общению, но и предвидеть их);

- когнитивный (знание коммуникативных средств, форм, времени, пространства, внешнего вида; знание различных форм и методов невербального и вербального общения);

- поведенческий (перцептивные умения, экспрессивные навыки, навыки саморегуляции, правила и техники ведения дискуссии, беседы).

Современный этап развития общества

характеризуется глобальными информационно-коммуникационными изменениями, которые, в свою очередь, затронули и систему образования. В условиях цифровой среды существенные изменения происходят в способах и технологиях реализации коммуникативного процесса, в речевых и пространственно-временных параметрах взаимодействия, в структуре и содержании коммуникации педагога и обучающихся.

Е.В. Гнатышина, А.А. Саламатов выделяют ведущие характеристики цифровизации:

переход всех видов контента из аналоговых, физических и статичных в цифровые, их мобильность и персональность;

переход к сетевой структуре

коммуникации [3].

Цифровая трансформация образования предполагает внедрение компьютерных технологий в учебный процесс. Она должна сопровождаться разработкой соответствующего научно-методического обеспечения, развитием материально-технической базы, активным использованием информационно-

коммуникационных технологий

Г.И. Кирилова, М.Л. Грунис, Е.Ю. Левина, И.И. Голованова, характеризуя современную цифровую образовательную среду, указывают на ее динамичность и постоянно обновляемый набор инструментов для педагогической коммуникации. В качестве одного из таких инструментов авторы рассматривают использование видеороликов обучающего характера [5].

Развитие коммуникативной компетентности в условиях цифровизации образования

способствует:

- формированию навыков вербальной коммуникации через компьютерные технологии;

- совершенствованию навыков невербального общения в построении электронной коммуникации;

- преодолению трудностей в общении на расстоянии;

- развитию умения использовать различные приемы общения в онлайн-формате.

Материалы и методы исследования. Эмпирическое исследование проводилось на базе МГПИ им. М.Е. Евсевьева. В нем участвовали 29 студентов, обучающихся по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах. Цель - изучение коммуникативной компетентности студентов и ее развитие в условиях цифровой трансформации образования.

Для достижения цели был подобран диагностический инструментарий, включающий следующие методики:

1) «Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей» (В.В. Синявский, В.А. Федоришин);

2) «Тест коммуникативной социальной компетентности»;

3) «Оценка коммуникативного контроля»

(М. Снайдер).

Результаты исследования. Данные исследования коммуникативных и

организаторских склонностей студентов отражены на рисунке 1.

100% 50% 0%

17 21 17 21

24

Коммуникативные Организаторские склонности склонности

Н Очень низкий ЕЗ Низкий □ Средний И Высокий □ Высший

Рисунок 1. - Уровни коммуникативных и организаторских склонностей студентов

Согласно полученным данным высший уровень коммуникативных склонностей характерен для 21% студентов, организаторских -для 17% испытуемых. Такие испытуемые часто проявляют инициативу в проведении различных мероприятий и занятий, не имеют трудностей при отстаивании своего мнения и принятии решения. У них сформирована потребность в общении и взаимодействии. У 24% респондентов выявлен высокий показатель по развитию коммуникативных склонностей. По шкале организаторские склонности 21% испытуемых имеют высокий уровень. Они проявляют активность и инициативность во взаимодействии с другими людьми, быстро адаптируются к новой обстановке, при принятии решений трудностей не испытывают. 17% испытуемых характеризуются средним уровнем коммуникативных склонностей и организаторских склонностей. Они отличаются тем, что могут отстаивать свое мнение,

проявляют интерес к взаимодействию с людьми, не ограничивают свой круг общения. Несмотря на это их коммуникативные и организаторские склонности недостаточно устойчивы. Выявлены студенты, обладающие низким уровнем коммуникативных (14%) и организаторских (21%) склонностей. Им не интересно взаимодействовать с другими, они часто предпочитают находиться в одиночестве, застенчивы и не инициативны, не могут отстоять свою точку зрения. 24% испытуемых характеризуются очень низким уровнем исследуемых параметров. Они испытывают значительные трудности в коммуникации с другими людьми, им сложно взаимодействовать и организовывать окружающих.

Данные исследования факторов

коммуникативной социальной компетентности студентов отражены на рисунке 2.

Рисунок 2. - Уровни коммуникативной социальной компетентности студентов

В ходе исследования получены следующие результаты:

- по фактору «общительность»: 10% студентов имеют максимальный уровень, 17% -преобладающую выраженность фактора, 59% -средний и 14% - низкий уровни. Студенты с высоким уровнем открытые и общительные; с низким - необщительные и замкнутые;

- по фактору «логическое мышление»: 14% студентов имеют максимальный уровень, 21% -преобладающую выраженность фактора, 59% -средний и 6% - низкий уровни. Студенты, набравшие высокие баллы имеют развитое логическое мышление, а студенты с низкими показателями отличаются невнимательностью, испытывают трудности в построении логических конструкций;

- по фактору «эмоциональная устойчивость»: 7% студентов имеют максимальный уровень, 10% - преобладающую выраженность фактора, 48% - средний и 35% -низкий уровни;

- по фактору «беспечность»: 3% студентов имеют максимальный уровень, 14% -преобладающую выраженность фактора, 55% -средний и 28% - низкий уровни. Высокие результаты характерны для позитивных, беззаботных испытуемых, низкие - для молчаливых и серьезных;

- по фактору «чувствительность»: 31% студентов имеют максимальный уровень, 38% -преобладающую выраженность фактора, 24% -средний и 7% - низкий уровни. Испытуемых с высоким уровнем отличает художественное мышление, чувствительность и потребность во взаимодействии с другими; низкая оценка характеризуется рациональностью и стремлением полагаться только на себя;

- по фактору «независимость»: 21% студентов имеют преобладающую выраженность фактора, 55% - средний и 24% - низкий уровни. Испытуемых с максимальным уровнем не выявлено. Высокая оценка характерна для испытуемых, которые предпочитают ориентироваться только на себя и собственные решения; низкая - зависимость от общества, от других людей;

- по фактору «самоконтроль»: 14% студентов имеют максимальный уровень, 10% -преобладающую выраженность фактора, 69% -средний и 7% - низкий уровни. Высокие показатели означают, что испытуемые имеют высокий уровень самоконтроля и могут подчиняться правилам; низкие - испытуемые импульсивны и не организованы.

Полученные данные диагностики по методике «Оценка коммуникативного контроля» (М. Снайдер) представлены на рисунке 3.

□ Высокий ЕЗ Средний и Низкий

Рисунок 3. - Результаты исследования по методике «Оценка коммуникативного контроля» (М. Снайдер) на констатирующем этапе эксперимента

С помощью методики «Оценка коммуникативного контроля» (М. Снайдер) определены студенты с высоким уровнем коммуникативного контроля (14%). Они могут контролировать и управлять своим поведением в разных ситуациях, умеют сдерживать эмоции. Испытуемые с низким уровнем

коммуникативного контроля (31%) имеют следующие признаки: негибкость и чрезмерная стабильность поведения - они не видят, не

понимают и не осознают необходимость подстроить свое поведение под текущую ситуацию. Они прямолинейны, не способны учитывать характерные особенности своего партнера по общению и специфику ситуации. Большинство испытуемых имеют средний коммуникативный контроль - 55%, они характеризуются искренностью, слабостью эмоциональных проявлений, ориентируются на поведение других.

В целом, данные исследования свидетельствуют о недостаточном уровне сформированности компонентов

коммуникативной компетентности будущих педагогов. На основании полученных данных разработана программа занятий

психологического тренинга, предназначенная для работы с будущими педагогами, направленная на развитие коммуникативной компетентности в условиях цифровой трансформации образования. Основу содержания программы составляют работы М. Кипнис [4], Г.Б. Мониной [6], Ю.В. Суховершиной [9].

Цель - развитие коммуникативной компетентности в условиях цифровой трансформации образования, самоактуализация, личностное развитие.

Задачи: овладеть способами эффективной коммуникации; проработать проблемы осознания и снятия внутренних барьеров и зажимов, мешающих коммуникации; развивать навыки уверенного поведения, самооценки, навыки делового общения; овладеть информационно-коммуникационными технологиями.

Программа тренинга разделена на 4 блока:

1. Сплочение группы и развитие эмпатии, создание доброжелательной атмосферы.

2. Снятие мышечных зажимов, эмоционального напряжения и тревожности для укрепления психологического здоровья участников, формирование навыков саморегуляции.

3. Формирование навыков эффективного общения в условиях цифровой трансформации образования.

4. Оценка результатов достижения цели, осознание собственных возможностей.

Программа включает в себя 12 занятий. Средняя продолжительность занятия составляет 40-45 минут. Частота проведения занятий - 1 раз в неделю.

Каждое занятие включает 4 части: ритуал приветствия; основную часть (выполнение упражнений); рефлексию; ритуал прощания.

В содержание программы предлагается включить следующие темы: «Нам не хватает живого общения», «Педагогическая

коммуникация в электронной среде», «Компьютер и общение», «Особенности взаимодействия через онлайн-формат», «Правила сетевого этикета».

При реализации программы применялись технологии активного взаимодействия: ролевые игры, моделирование и анализ проблемных ситуаций, деловые игры, групповые дискуссии и др. Кроме того, участники программы

участвовали в он-лайн тестировании коммуникативных способностей (сайт А.Я. Психология http://azps.ru); создавали электронное портфолио с использованием интернет-ресурсов, где представляли информацию о себе, об уровне коммуникативной компетентности, намечали способы решения выявленных проблем; с использованием комплекса компьютерных психодиагностических и развивающих методик Effecton Studio: Компьютерная психодиагностика, коррекция и развитие (пакеты «Личность. Характер», «Состояние», «Одаренность», «Отношения», «Профессия») изучали особенности своей личности и подбирали упражнения для развития коммуникативной компетентности.

По завершении формирующего эксперимента были повторно изучены исследуемые характеристики с помощью тех же психодиагностических методик, что и на констатирующем этапе. Для подтверждения эмпирических данных о сдвиге показателей испытуемых экспериментальной группы по используемым методикам до и после формирующего эксперимента использовался T-критерий Вилкоксона. Полученные значения по тесту «Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей» по шкале «коммуникативные склонности» Тэмп=91 (при p<0,05=140; p<0,01=110) свидетельствуют о сдвиге на однопроцентном уровне значимости, по шкале «организаторские склонности» Тэмп=125 (при p<0,05=140; p<0,01=110) - на пятипроцентном уровне значимости.

Эмпирические значения по «Тесту коммуникативной социальной компетентности» по фактору «чувствительность» Тэмп=132 (при p<0,05=140; p<0,01=110), по фактору «беспечность» Тэмп=119 (при p<0,05=140; p<0,01=110) свидетельствуют о сдвиге на пятипроцентном уровне. Значения по фактору «эмоциональная устойчивость» Тэмп=91 (при p<0,05=140; p<0,01=110), по фактору «независимость» Тэмп=95 (при p<0,05=140; p<0,01=110), по фактору «самоконтроль» Тэмп=101 (при p<0,05=140; p<0,01=110) свидетельствуют о сдвиге на однопроцентном уровне.

Полученные значения по методике «Оценка коммуникативного контроля» М. Снайдера Тэмп=105 (при p<0,05=140; p<0,01=110) свидетельствует о сдвиге на однопроцентном уровне значимости.

Следовательно, развитие коммуникативной компетентности будущих педагогов в условиях цифровой трансформации образования будет

эффективным при разработке и реализации программы, направленной на развитие умений и навыков эффективных коммуникаций, значимых в профессиональной деятельности для решения задач межличностного и делового взаимодействия, а также на овладение информационно-коммуникационными технологиями.

Заключение. Коммуникативная

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

компетентность определяется как способность к планированию процесса коммуникации, выбору вербальных и невербальных средств общения, коммуникативному контролю, использованию различных стилей и технологий общения. В настоящее время, рассматривая проблему коммуникативной компетентности, можно отметить, что коммуникация в современном мире активно развивается и видоизменяется с учетом цифровизации; большое количество

образовательных продуктов представлено в онлайн-формате; современную образовательную среду отличает цифровизация и динамичность, внедряются новые технологии и методы взаимодействия.

В исследовании выявлены и

охарактеризованы уровни сформированности коммуникативных склонностей будущих педагогов, определена степень выраженности факторов коммуникативной социальной компетентности, выделены особенности проявления коммуникативного контроля студентов, обучающихся в педагогическом вузе.

Полученные результаты указывают, что значительная часть студентов демонстрируют недостаточный уровень сформированности компонентов коммуникативной компетентности. Для решения данной проблемы авторами предлагается использовать развивающий потенциал психологического тренинга, задачами

которого являются: овладение способами эффективной коммуникации; развитие навыков уверенного поведения, самооценки, навыков делового общения; овладение информационно-коммуникационными технологиями. Содержание тренинга рассчитано на исследование психологических проблем студентов, связанных с коммуникацией и активным внедрением цифровых технологий; формирование навыков эффективного общения в условиях цифровой трансформации образования, а включенные методы, приемы и техники способствуют осознанию и снятию внутренних барьеров и зажимов, мешающих коммуникации и более успешному взаимодействию с участниками образовательного процесса: обучающимися, педагогами, родителями в условиях цифровой трансформации образования.

На контрольном этапе исследования выявлены статистически достоверные различия по изучаемым компонентам коммуникативной компетентности. Полученные данные

доказывают эффективность предложенной программы психологического тренинга.

Результаты исследования могут

использоваться студентами, преподавателями педагогических вузов, педагогами, психологами в целях развития их коммуникативной компетентности в условиях цифровой трансформации образования.

Перспектива исследования состоит в выделении и обосновании психолого-педагогических условий совершенствования коммуникативной компетентности как одного из важнейших факторов, обеспечивающих продуктивное осуществление педагогической деятельности, а также в изучении влияния цифровизации на процессы коммуникации в образовательном пространстве.

Литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2017. - 363 с.

2. Атватер И. Я Вас слушаю: Советы руководителю, как правильно слушать собеседника / И. Атватер. - М.: Книга по Требованию, 2013. - 110 с.

3. Гнатышина Е.В. Цифровизация и формирование цифровой культуры: социальные и образовательные аспекты / Е.В. Гнатышина, А.А. Саламатов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2017. - № 8. - С. 1924.

4. Кипнис М. Тренинг коммуникации / М. Кипнис. - М.: АСТ, 2018. - 668 с.

5. Кирилова Г.И. Актуализация коммуникационной компетентности педагога в цифровом формате деятельности / Г.И. Кирилова, М.Л.

Грунис, Е.Ю. Левина, И.И. Голованова // Казанский педагогический журнал. - 2020. - № 4. - С. 38-45.

6. Монина Г.Б. Коммуникативный тренинг. Педагоги, психологи, родители / Г.Б. Монина. - СПб.: Речь, 2010. - 224 с.

7. Савинова Т.В. Изучение коммуникативной компетентности студентов педагогического вуза [Электронный ресурс] / Т.В. Савинова, М.В. Терентьева // Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология. - 2021. -С. 35-39. - Режим доступа: ЬИр8://еИЪгагу.шЛ1ет.аф?1а=48124620

8. Соколова В.В. Культура речи и культура общения / В.В. Соколова. - М.: Просвещение, 1995. -190 с.

9. Суховершина Ю.В. Тренинг

коммуникативной компетенции / Ю.В. Суховершина, Е.П. Тихомирова, Ю.Е. Скоромная. - М.: Академический Проспект; Трикста. - 2006. - 112 с. 10. Шубович М.М. Роль коммуникативной

компетентности в профессиональном становлении современного педагога / М.М. Шубович, Н.Н. Петрищева // Гуманитарные науки и образование. -2021. - Т. 12. - № 2. - С. 121-126.

References:

1. Andreeva G.M. Social psychology / G.M. Andreeva. - M.: Aspect Press, 2017. - 363 p.

2. Atvater I. I'm listening to you: Tips for the leader on how to listen to the interlocutor / I. Atvater. - M.: Book on Demand, 2013. - 110 p.

3. Gnatyshina E.V. Digitalization and formation of digital culture: social and educational aspects / E.V. Gnatyshina, A.A. Salamatov // Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University. - 2017. - № 8. - P. 19-24.

4. Kipnis M. Communication training / M. Kipnis. -M.: AST, 2018. - 668 p.

5. Kirilova G.I. Actualization of the communication competence of the teacher in the digital format of activity / G.I. Kirilova, M.L. Grunis, E.Yu. Levina, I.I. Golovanova // Kazan Pedagogical Journal. - 2020. - № 4. - P. 38-45.

6. Monina G.B. Communication training. Teachers, psychologists, parents / G.B. Monina. - St. Petersburg: Speech, 2010. - 224 p.

7. Savinova T.V. Studying the communicative competence of students of a pedagogical university [Electronic resource] / T.V. Savinova, M.V. Tersntyeva // Integration of science and education in the XXI century: psychology, pedagogy, defectology. - 2021. - P. 35-39. -Access mode: https://elibrary.ru/item.asp?id=48124620

8. Sokolova V.V. Culture of speech and culture of communication / V.V. Sokolov. - M.: Enlightenment, 1995. - 190 p.

9. Sukhovershina Yu.V. Training of communicative competence / Yu.V. Sukhovershina, E.P. Tikhomirova, Yu.E. Skoromnaya. - M.: Academic Prospect; Tricksta. -2006. - 112 p.

10. Shubovich M.M. The role of communicative competence in the professional development of a modern teacher / M.M. Shubovich, N.N. Petrishchev // Humanitarian sciences and education. - 2021. - T. 12. - № 2. - S. 121-126.

5.3.4. Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред Сведения об авторах:

Савинова Татьяна Викторовна (г. Саранск, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Мордовского государственного педагогического университета им. М.Е. Евсевьева, e-mail: stanya2610@yandex.ru

Вдовина Наталья Александровна (г. Саранск, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Мордовского государственного педагогического университета им. М.Е. Евсевьева, e-mail: natalex-15@yandex.ru

Терентьева Марина Витальевна (г. Саранск, Россия), магистрант Мордовского государственного педагогического университета им. М.Е. Евсевьева, e-mail: mariterenteva@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.