2018, том 20 [2]
http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7417-2018-20-2-41-46
УДК 377
ОПЫТ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ТРЕНИНГА
Шалагинова К.С., Декина Е.В., Черкасова С.А.
ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого», г. Тула,
Российская Федерация
Аннотация. В статье представлен опыт разработки и реализации модели развития коммуникативной компетентности подростков средствами личностно-ориентированного тренинга. Описаны основные компоненты модели, структура коммуникативной компетентности, приведен диагностический инструментарий для работы с подростками, основные направления и задачи тренинга, анализ результатов, позволяющий говорить об эффективности проделанной работы. Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что: доказана необходимость осуществления психологических мероприятий, направленных на изучение и развитие коммуникативной компетентности подростков; разработана методология её диагностики; предложена система мероприятий, позволяющих психологическим службам организаций, работающих с подростками, эффективно решать задачи по развитию коммуникативной компетентности подростков средствами лич-ностно-ориентированного тренинга. Статья адресована педагогам, психологам, родителям, студентам, обучающимся по направлению «Психолого-педагогическое образование», «Психология».
Ключевые слова: коммуникативная компетентность, подросток, личностно-ориентированный тренинг.
Коммуникативная компетентность в настоящее время многими специалистами рассматривается как одна их важнейших в структуру личности современного человека. Л.А. Петровская коммуникативную компетентность определяет, как развивающийся и в значительной мере осознаваемый опыт общения между людьми, который формируется в условиях непосредственного общения. Коммуникативная компетентность предполагает развитие адекватной ориентации человека в самом себе, в партнере, в ситуации [1]. Именно этого определения мы будем придерживаться в своем исследовании.
Важность и необходимость формирования коммуникативной компетентности в условиях современной реальности (увеличение потока информации и ее многообразия, конкурентоспособность и т.д.) не вызывает сомнения. Особенно остро данная проблема заявляет о себе, когда речь идет о подрастающем поколении, подростках, находящихся на «этапе выстраивания взрослых отношений с социумом».
Справедливости ради следует отметить, что данная проблема отнюдь не нова для психологической науки. Вопросы, посвященные развитию коммуникативной компетентности подростков, рассмотрены в исследованиях Г.Н. Артемьевой,
~ 41 ~
—--—
Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, Б.Р. Ломова, Г.М. Андреева, Г. Уиддоусон, С.В. Знаменской, С.З. Еникеевой, И.П. Кравченко, И.В. Кузьменко и др.
Актуальность исследования обусловлена наличием противоречий между признанием общения в качестве ведущей деятельности в подростковом возрасте и недостаточной разработанностью методов развития коммуникативной компетентности подростков; ориентацией современного общества на приоритет всестороннего развития личности и недостаточным использованием технологии личностно-ориентированного подхода к подросткам в тренингах по развитию коммуникативной компетентности.
Анализ литературы по проблеме исследования позволил нам сделать следующие выводы.
1. В рамках своей работы мы рассматриваем коммуникативную компетентность как совокупность следующих компонентов:
- когнитивный компонент (связан с познанием себя, другого человека, включает владение нормами общения, способность предвидеть поведение другого человека и адекватно оценивать ситуацию общения, эффективно решать различные коммуникативные задачи);
- эмоциональный (включает эмоциональную отзывчивость, эмпатию, чувствительность к другому, способность к сопереживанию и состраданию, внимание к действиям партнеров);
- поведенческий (отражает способность подростка к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, организаторские способности и т.п., характеризуется сформированными коммуникативными умениями и навыками). [1; 2].
2. Пубертатный период как переход от детства к взрослости, как период противоречий и конфликтов, характеризуется стремлением подростков друг к другу, т.к. обостряется потребность в общении, необходимость постоянно находиться в компании. В связи с физиологическими и гормональными изменениями, развитием самосознания, неустойчивой самооценкой, многим подросткам сложно вступать в межличностные отношения. Поэтому общение на данном возрастном
этапе является не только основной потребностью, но и фрустрирующим фактором [3].
3. В качестве одного из средств развития коммуникативной компетентности подростков, достаточно хорошо зарекомендовавшим себя, нами рассматривается групповой психологический тренинг. Поскольку в подростковом возрасте формируется самосознание, наиболее эффективно в тренинге использование личностно - ориентированного подхода, в рамках которого происходит не только повышение уровня знаний, умений и навыков общения, но и обнаружение глубоких личностных образований подростков. Полученные в ходе тренинга новые сведения о себе дают возможность подросткам выявить причины возникающих барьеров общения и снизить их проявление в жизни. Специфическими чертами тренингов, совокупность которых позволяет выделять их среди других методов практической психологии, являются: соблюдение ряда принципов групповой работы; нацеленность на психологическую помощь участникам группы в саморазвитии, при этом такая помощь исходит не только (а порой и не столько) от ведущего, сколько от самих участников; наличие более или менее постоянной группы, периодически собирающейся на встречи или работающей непрерывно в течение двух-пяти дней (так называемые группы-марафоны) и др. [4, с. 7].
В своем исследовании мы предположили, что развитие коммуникативной компетентности подростков средствами личностно-ориентирован-ного тренинга будет протекать более эффективно при соблюдении следующих условий:
- развитие коммуникативной компетентности осуществляется на основе диагностики уровней развития следующих компонентов: эмоционального, когнитивного и поведенческого;
- развитие коммуникативной компетентности опирается на субъективный опыт подростков и имеющиеся у них способы общения;
- процесс развития коммуникативной компетентности осуществляется в форме личностно-ориентированного тренинга, направленного на формирование адекватной самооценки; снижение
~ 42 ~
—--—
уровня тревожности подростков; преодоление и снятие барьеров и страхов в процессе межличностного взаимодействия; совершенствование и отработку навыков общения; повышение уровня коммуникативных и организаторских способностей.
В рамках исследования нами разработана модель развития коммуникативной компетентности подростков средствами личностно-ориентирован-ного тренинга.
Нами определены компоненты коммуникативной компетентности (эмоциональный, поведенческий, когнитивный), которые представлены личностными особенностями (самооценка, личностная тревожность, коммуникативные и организаторские склонности, боязнь быть отвергнутым, самоконтроль в общении), что в свою очередь позволило подобрать диагностический инструментарий.
Диагностическая программа исследования представлена следующими методиками: шкала самооценки ситуативной личностной тревожности Ч. Спилберга; опросник аффилиации А. Мехрабиана; методика по определению коммуникативных и организаторских склонностей В.В. Синявский, В.А. Федорошин; тест на оценку самоконтроля в общении М. Снайдер; экспресс диагностика уровня самооценки личности.
Условием развития коммуникативной компетентности подростков является личностно-ориен-тированный тренинг. При работе над программой по развитию коммуникативной компетентности подростков в тренинге мы руководствовались следующими принципами:
- принцип экологичности - все, что происходит на тренинге не должно нанести вред или стать помехой в свободном развитии участников группы и ведущих;
- принцип целесообразности - все упражнения, задания, игры служат реализации единой цели;
- принцип последовательности - каждое последующее задание базируется на опыте и переживаниях, полученных при выполнении предыдущих, новые ресурсы внедряются в процесс обучения;
- принцип открытости - быть искренним перед группой, декларировать цели и задачи тренинга, отвечать, по возможности, честно на поставленные вопросы, создавать условия для раскрытия потенциала каждого из участников;
- принцип достоверности - упражнения адаптированы к той действительности, в которой живут и взаимодействуют участники [5].
В качестве показателей эффективности заявленной психологической работы по развитию коммуникативной компетентности подростков выступают: выявление причин, которые приводят к сложностям в общении; выявление личностных ресурсов для развития коммуникативной компетентности; снижение уровня страхов и тревожности в процессе общения; побуждение участников группы к рефлексии, формирование позитивного мотивационно-эмоционального фона для дальнейшего развития личности, коммуникативной компетентности подростков.
Предложенная модель может быть рекомендована практическим психологам, педагогам-психологам, педагогам и социальным работникам, владеющим технологией проведения тренингов.
Экспериментальное исследование по оценке эффективности разработанной модели было проведено на базе одного из центров образования г. Тула. Выборку составили подростки в возрасте 14 до 15 лет. Общее количество испытуемых 101 человек.
Анализ результатов констатирующего эксперимента показал:
1) большая часть подростков в выборке демонстрирует высокий уровень личностной тревожности (36%), средний уровень у 34% испытуемых, у 30% - низкий уровень. Наличие высокого уровня личностной тревожности у подростков, свидетельствует о негативном эмоциональном состоянии, которое сказывается на взаимоотношениях со сверстниками, влияет на коммуникацию в целом. Подростки со средним и низким уровнем ситуативной тревожности гораздо лучше устанавливают межличностные отношения т.к. реже находятся в состоянии стресса, меньше переживают эмоциональное напряжение;
~ 43 ~
—--—
2) Высокий уровень боязни быть отвергнутым выявлен у 40% подростков - активно избегают межличностных контактов, некомфортно чувствуют себя в больших компаниях, склонны к одиночеству. У 46% испытуемых - средний уровень (могут испытывать как положительные чувства и эмоции, так и отрицательные чувства, подростки данной группы в общении нестабильны и зависят, как правило, от количества группы людей и степени близости), лишь у 14% респондентов низкий уровень боязни быть отвергнутым выявлен у 14% подростков - активно вступают в контакт с новыми людьми, спокойно чувствуют себя в малознакомых компаниях, испытывают от разного рода общения в основном только положительные эмоции;
3) Очень высокий и высокий уровень коммуникативных склонностей отмечается у 4% и у 10% испытуемых соответственно, одинаковое количество подростков по 20% демонстрируют средний и уровень ниже среднего. У большинства подростков в выборке (46%) развитие коммуникативных склонностей находится на низком уровне. Большинство подростков показали низкий уровень коммуникативных склонностей и уровень ниже среднего, что свидетельствует об отсутствии стремления к общению. Такие дети испытывают трудности при вхождении в новый коллектив, знакомстве и установлении контакта со сверстниками. Подростки с низким уровнем коммуникативных способностей, как правило, тревожные, застенчивые, что не позволяет им проявлять себя, отстаивать собственную точку зрения;
4) Высокий уровень контроля в общении отмечается у 50% испытуемых, у 30% подростков -средний уровень, низкий уровень у 20% подростков. Подростки с низким уровнем контроля в общении обладают устойчивым поведением, не меняются в зависимости от ситуаций, отстаивают собственное мнение. Респонденты с высоким уровнем контроля в общении чаще всего легко входят в любую роль, гибко реагируют на изменение ситуации, хорошо чувствуют и даже в состо-
янии предвидеть впечатление, которое производят на окружающих, однако, при этом не проявляют в общении собственную позицию, мнение;
5) высокий уровень самооценки выявлен всего у 16% испытуемых. Подростки данной категории умеют правильно реагировать на замечания других, и редко сомневаются в своих действиях, отстаивают свое мнение и позицию, с легкостью вступают в контакт и заводят новые знакомства. Испытуемые, которые показали низкий уровень самооценки, очень болезненно переносят критические замечания в свой адрес, стараются всегда считаться с чужим мнением, считают себя хуже других, что влияет на качество общения.
С учетом данных, полученных на констатирующем этапе эксперимента, была составлена программа по развитию коммуникативной компетентности подростков, направленная на повышение уверенности в себе, формирование навыков саморегуляции участников группы, снятие барьеров и страхов в процессе межличностного взаимодействия, отработку и совершенствование навыков общения, снижение уровня тревожности подростков, повышение уровня коммуникативных и организаторских склонностей.
Предлагаемая программа предназначена для подростков включает 18 занятий. Длительность занятия 100-120 минут.
Содержательно каждое занятие включает в себя: название (тему) занятия, цели, задачи, примерную структуру (вводная часть - разминка, основное содержание занятия, рефлексия). При работе в группе всем участникам необходимо соблюдать определенные правила, чтобы общение во время занятий было эффективным, чтобы оно помогало решать поставленные задачи, также важно учитывать психологические принципы. Основные правила групповой работы - это: принцип добровольного участия в группе и доверительный стиль общения [6].
С целью оценки эффективности, разработанной нами модели, мы провели контрольный этап эксперимента. Ниже приведен сравнительный
~ 44 ~
—--—
анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента:
- в результате анализа исследования уровня личностной тревожности, подростков, на контрольном этапе эксперимента, мы выявили, что подростков, показавших высокий уровень стало меньше на 16%;
- проведение развивающих занятий способствовало снижению количества подростков с высокими показателями. Подростков с высоким уровнем боязни быть отвергнутым уменьшилось на 18%;
- результаты анализа уровня коммуникативных склонностей на констатирующем и контрольном этапе выявили стойкую тенденцию изменения в положительную сторону. На 10% снизилось количество подростков с очень низким уровнем коммуникативных склонностей, на 8% снизилось количество испытуемых с низким уровнем, за счет чего на 12% увеличились средние показатели;
- полученные данные показывают, что количество подростков с низким уровнем контроля в общении не увеличилось, тогда как на 12% снизилось количество респондентов с высоким уровнем;
- сравнительный анализ диагностики самооценки личности показал, что количество испытуемых с высоким уровнем самооценки не увеличилось, тогда как на 10% снизилось количество подростков, находящихся на низком уровне.
На основе полученных данных в ходе развивающей работы, были составлены общие рекомендации для учителей по эффективному взаимодействию с подростками.
Рекомендации учителям:
1. Слушайте подростка, проявляйте и подтверждайте свое доверие к нему. Доверив ответственное поручение или выступление от лица коллектива, вы способствуете развитию уверенности в себе и формированию коммуникативных умений.
2. Предлагайте самому подростку брать шефство над младшими товарищами с коммуникативными трудностями.
3. Помните, что общение с подростком должно носить успокаивающий характер.
4. В воспитательной работе с подростками не оценивайте его личность, даже если он совершил отрицательные поступки. Напротив, обращайте внимание подростков на альтернативные способы поведения, ссылаясь на его положительные черты и способности.
5. Никогда не занимайтесь воспитанием, находясь в плохом настроении. Для продуктивной воспитательной работы необходимы следующие факторы: хорошее настроение, спокойствие, доброжелательность, расположенность к общению.
6. Во взаимодействии с подростками не используйте физическое и психологическое давление.
7. Ясно определите, чего вы хотите от подростка, и объясните ему, а также узнайте, что он думает по этому поводу.
8. Не подсказывайте готового решения, а показывайте возможные пути к нему и разбирайте с подростком его правильные и ложные шаги к цели. Важна доброжелательная атмосфера и немедленный ободряющий отклик.
9. Не пропустите момента, когда подростку удалось достичь успеха в коммуникативной или в любой другой деятельности. Обязательно дайте положительную оценку его способностям и совместно с подростком выявите те качества, которые помогли ему прейти к поставленной цели.
10. Помимо строгости и твердости не забывайте проявлять доброту и сочувствие. Применяйте разные методы взаимодействия с подростками в зависимости от конкретной ситуации и личностными особенностями ученика.
11. Уделяйте внимание боязливым подросткам с трудностями в общении. Развивайте в них навыки публичного выступления, позволяйте им высказываться, и непременно хвалите их за это.
13.Уделяйте внимание так же и агрессивным подросткам, разговаривайте с ними. Зачастую такое поведение просто крик о помощи: подростку не хватает доброго общения и понимания.
~ 45 ~
—--—
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
[1] Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. М.: Изд-во МГУ. 2017. 216с.
[2] Барахович И.И. Формирование коммуникативной компетентности студентов педагогического колледжа: автореф. дис... канд. пед. наук. Красноярск: КГПУ, 2000.24 с.
[3] Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 2010. 112 с.
[4] Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Ось-89», 2011. — 224 с.
[5] Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений: методические разработки занятий. М.: Новая школа. 2015. 391 с.
[6] Биркенбиль В. Коммуникационный тренинг. Наука общения для всех. М.: ФАИР-Пресс. 2002. 352 с.
EXPERIENCE IN THE DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF THE MODEL OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF ADOLESCENTS BY MEANS OF PERSONALITY-ORIENTED TRAINING
Shalaginova K.S., Demna E.V., Cherkasova S.A.
Tula state Lev Tolstoy pedagogical university, Tula, Russian Federation
Annotation. The article presents the experience of the development and implementation of the model of communicative competence of adolescents by means ofpersonality-oriented training. The article describes the main components of the model, the structure of communicative competence, diagnostic tools for working with adolescents, the main directions and tasks of training, analysis of the results, which allows us to talk about the effectiveness of the work done. The practical significance of the results of the study lies in the fact that: the necessity ofpsychological measures aimed at the study and development of communicative competence of adolescents has been proved; the methodology of its diagnosis has been developed; a system of measures has been proposed that allow psychological services of organizations working with adolescents to effectively solve the problems of developing communicative competence of adolescents by means ofper-sonality-oriented training. The article is addressed to teachers, psychologists, parents, students studying in the direction of "Psychological and pedagogical education, "Psychology". Key words: communicative competence, teenager, learner-centered training.
REFERENCES
[1] Petrovskaja L.A. Kompetentnost' v obshhenii: so-cial'no-psihologicheskij trening. M.: Izd-vo MGU. 2017. 216p.
[2] Barahovich I.I. Formirovanie kommunikativnoj kom-petentnosti studentov pedagogicheskogo kolledzha: avtoref. dis.... kand. ped. nauk. Krasnojarsk: KGPU, 2000.24 p.
[3] Mudrik A.V. Obshhenie kak faktor vospitanija shkol'nikov. M.: Pedagogika, 2010. 112 p.
[4] Vachkov I.V. Osnovy tehnologii gruppovogo tren-inga. Psihotehniki: Uchebnoe posobie. — 2-e izd., pererab. i dop. — M.: Izdatel'stvo «Os'-89», 2011. — 224 p.
[5] Prutchenkov A.S. Trening kommunikativnyh umenij: metodicheskie razrabotki zanjatij. M.: Novaja shkola. 2015. 391 p.
[6] Birkenbil' V. Kommunikacionnyj trening. Nauka ob-shhenija dlja vseh. M.: FAIR-Press. 2002. 352 p.
~ 46 ~