Научная статья на тему 'Динамика развития профессиональной компетентности личности помощника депутата регионального законодательного органа в ходе формирующего эксперимента'

Динамика развития профессиональной компетентности личности помощника депутата регионального законодательного органа в ходе формирующего эксперимента Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
291
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ / РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕПУТАТА / ФУНКЦИИ ПОМОЩНИКА ДЕПУТАТА / CIVIL SERVANT / DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE / ACTIVITIES OF THE DELEGATE / ASSISTANT TO THE DELEGATE FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Панин Сергей Владимирович

Представлены результаты эксперимента по развитию компонентов психологической структуры профессиональной компетентности помощников депутата посредством реализации психолого-акмеологической модели. Описанный эксперимент включал в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы. Развитие профессиональной компетентности производится в семи направлениях - через воздействие на семь структурных компонентов профессиональной компетентности помощников депутата: коммуникативную, правовую, имиджевую, репрезентативную, информационную, предвыборную, карьерную. В соответствии с указанными направлениями было разработано содержание программы развития профессиональной компетентности помощников депутата: 1 модуль - тренинг развития коммуникативной компетентности помощников депутата; 2 модуль - вебинар по развитию правовой компетентности помощников депутата; 3 модуль - семинар «Технологии политического пиара»; 4 модуль - тренинг успешной самопрезентации и ответственности при выполнении делегированных поручений; 5 модуль - практикум по развитию умения работать с информацией; 6 модуль - вебинар «Стратегическое планирование и особенности организации избирательной кампании»; 7 модуль - тренинг профессионального развития помощника депутата. Продуктивность реализации программы развития оценивалась по факту динамики компонентов профессиональной компетентности помощников депутатов экспериментальной группы. Результаты формирующего эксперимента доказали позитивное влияние разработанной программы на развитие всех компонентов психологической структуры профессиональной компетентности помощников депутатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Панин Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE ASSISTANT TO THE DELEGATE OF REGIONAL LEGISLATURE DURING THE FORMING EXPERIMENT

The results of the experiment concerning the development of the components of the psychological structure of professional competence of assistants to the delegates by means of application of the psychological-acmeological model are presented. The described experiment included the stating, forming and control stages. The development of professional competence takes place in seven directions through impact on seven structural components of professional competence of the assistant to the delegate: communicative, legal, image, representative, information, pre-election, career competence. The contents of the program of development of professional competence of the assistants to the delegates were developed according to the specified directions: 1st module training of development of communicative competence of the assistants to the delegate; the 2nd module a webinar on development of legal competence of the assistants to the delegate; the 3rd module a seminar on “Technology of political public relations”; 4th module training of successful self-presentation and responsibility when performing the delegated instructions; 5th module a workshop on development of ability to work with information; 6th module webinar: “Strategic planning and features of the organization of election campaign”; 7th module training of professional development of the assistant to the delegate. Efficiency of implementation of the program of development was estimated upon dynamics of components of professional competence of assistants to the delegate of the experimental group. Results of the forming experiment proved positive influence of the developed program on development of all components of psychological structure of professional competence of assistants to the delegates.

Текст научной работы на тему «Динамика развития профессиональной компетентности личности помощника депутата регионального законодательного органа в ходе формирующего эксперимента»

УДК 159.932.2

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ ПОМОЩНИКА ДЕПУТАТА РЕГИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ОРГАНА В ХОДЕ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА

© Сергей Владимирович ПАНИН

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра психологии развития, e-mail: k-n@ro.ru

Представлены результаты эксперимента по развитию компонентов психологической структуры профессиональной компетентности помощников депутата посредством реализации психолого-акмеологической модели. Описанный эксперимент включал в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы. Развитие профессиональной компетентности производится в семи направлениях -через воздействие на семь структурных компонентов профессиональной компетентности помощников депутата: коммуникативную, правовую, имиджевую, репрезентативную, информационную, предвыборную, карьерную. В соответствии с указанными направлениями было разработано содержание программы развития профессиональной компетентности помощников депутата: 1 модуль - тренинг развития коммуникативной компетентности помощников депутата; 2 модуль - вебинар по развитию правовой компетентности помощников депутата; 3 модуль - семинар «Технологии политического пиара»; 4 модуль - тренинг успешной самопрезентации и ответственности при выполнении делегированных поручений; 5 модуль - практикум по развитию умения работать с информацией; 6 модуль - вебинар «Стратегическое планирование и особенности организации избирательной кампании»; 7 модуль -тренинг профессионального развития помощника депутата. Продуктивность реализации программы развития оценивалась по факту динамики компонентов профессиональной компетентности помощников депутатов экспериментальной группы. Результаты формирующего эксперимента доказали позитивное влияние разработанной программы на развитие всех компонентов психологической структуры профессиональной компетентности помощников депутатов.

Ключевые слова: государственный служащий; развитие профессиональной компетентности; деятельность депутата; функции помощника депутата.

Изучение динамики развития компонентов психологической структуры профессиональной компетентности помощников депутата посредством реализации психолого-акмеологической модели производилось в процессе эксперимента, включающего констатирующий, формирующий и контрольный этапы.

Результаты анализа полученных в процессе формирующего эксперимента данных анкетирования и стандартизированных методик позволили проследить динамику развития компонентов профессиональной компетентности помощников депутата.

Для участия в эксперименте по итогам психодиагностического этапа были отобраны помощники депутата, которые имели наиболее низкие показатели компонентов психологической структуры профессиональной компетентности (начальный уровень), предоставившие согласие на участие в эксперименте -34 человека. В экспериментальную группу

вошло 17 помощников депутата, в контрольную - 17.

Развитие профессиональной компетентности производится в семи направлениях -через воздействие на семь структурных компонентов ПК помощников депутата: коммуникативную, правовую, имиджевую, репрезентативную, информационную, предвыборную, карьерную компетентность. Продуктивность реализации программы развития ПК оценивалась по факту развития компонентов ПК помощников депутата экспериментальной группы.

1 направление - развитие коммуникативной компетентности помощников депутата. В рамках данного направление производится развитие коммуникативных умений и навыков помощников депутата, обучение стратегиям и тактикам эффективного общения с различными группами населения [1-4].

2 направление - развитие правовой компетентности помощников депутата. В результате реализации данного направления

происходит правовое обучение помощников депутата: изучению подлежат актуальные и планируемые изменения законодательства РФ, с помощью решения практических ситуаций производится применение знаний законов РФ на практике [5].

3 направление - развитие имиджевой компетентности помощников депутата. Данное направление нацелено на повышение осведомленности помощников в области политического пиара, особенностей современных политических PR-технологий. Помощники получают знания об организации РЯ-акций: эвентов, брифингов, презентаций, пресс-конференций, «круглых столов», о технологиях формирования имиджа депутата, об особенностях организации связей с общественностью через печатные, электронные СМИ, телевидение и радио [6].

4 направление - развитие репрезентативной компетентности помощников депутата. В рамках данного направления происходит развитие способности представлять интересы депутата посредством публичных выступлений, формирование ответственности при выполнении делегированных полномочий, развитие умения самопрезентации.

5 направление - развитие информационной компетентности помощников депутата. Цель данного направления - развитие умений работать с информацией, быстро и эффективно ее структурировать, запоминать, долго хранить в памяти, легко воспроизводить [7].

6 направление - развитие предвыборной компетентности помощников депутата. Данное направление нацелено на обучение помощников особенностям организации современной избирательной кампании, отработку знаний избирательного права в рамках выполнения ряда заданий теоретического и практического характера [8].

7 направление - развитие карьерной компетентности помощников депутата. Цель данного направления - развитие целеполага-ния, способности к поэтапному планированию карьерного роста, формирование адекватной самооценки, умения преодолевать факторы, снижающие эффективность профессионального роста [9].

В соответствии с указанными направлениями было разработано содержание программы развития профессиональной компе-

тентности помощников депутата, необходимые и достаточные для использования в формирующем эксперименте [10; 11].

1 модуль - тренинг развития коммуникативной компетентности помощников депутата;

2 модуль - вебинар по развитию правовой компетентности помощников депутата;

3 модуль - семинар «Технологии политического пиара»;

4 модуль - тренинг успешной самопрезентации и ответственности при выполнении делегированных поручений;

5 модуль - практикум по развитию умения работать с информацией;

6 модуль - вебинар «Стратегическое планирование и особенности организации избирательной кампании»;

7 модуль - тренинг профессионального развития помощника депутата.

Для изучения динамики развития профессиональной компетентности (ПК) личности помощника депутата, происходящей в экспериментальной и контрольной группах дважды - до и после проведения формирующего эксперимента, - производились измерения уровня развития компонентов психологической структуры ПК помощников депутата, а также переменных, выступающих в качестве критериев развитости компонентов.

Эквивалентность показателей экспериментальной и контрольной групп проверялась с помощью статистической оценки различий между группами с помощью /-критерия Стьюдента. Анализ значимости /-критерия показывает, что среднегрупповые значения измеренных переменных на данном этапе не имеют статистически значимых различий в экспериментальной и контрольной группах.

Проверка нормальности распределения частот по шкалам компонентов психологической структуры ПК помощников депутата осуществлялась с помощью частотного анализа, который показал, что распределение значений по всем исследуемым переменным в экспериментальной и контрольной группах имеет вид нормального.

Данные, полученные в экспериментальной группе до и после участия в программе развития профессиональной компетентности, имеют статистически значимые различия, что позволяет говорить об их динамике.

Динамика значений компонентов психологической структуры ПК помощников депутата в экспериментальной группе до и после участия в программе развития ПК представлена в табл. 1.

Сравнительный анализ показателей помощников депутатов экспериментальной группы показал статистически значимые различия в средних значениях по шкалам, предназначенным для измерения уровня развития компонентов ПК помощника депутата и по ряду других психологических переменных до и после прохождения программы развития ПК помощника депутата.

Показатель имиджевой компетентности увеличился с 16,76 до 25,88 балла при значимости /-критерия (а) < 0,01, / = 0,011, что свидетельствует о достижении базового уровня развития компонента. Вместе с этим выросло значение таких переменных, коррелирующих с имиджевой компетентностью, как: общительность (/ = 0,43, а < 0,05), эмоциональная устойчивость (/ = 0,35, а < 0,05), жесткость-чувствительность (/ = 0,037, а < 0,05), уверенность в себе (/ = 0,028, а < 0,05), высокая нормативность поведения (/ = 0,049, а < 0,05).

Показатель коммуникативной компетентности возрос до 31 балла при значимости а < 0,05, / = 0,026, репрезентативной компетентности - до 25,24 балла (а < 0,01, / = 0,01) карьерной компетентности - до 32 баллов (а < 0,05, / = 0,048), предвыборной компетентности - до 21,29 балла (а < 0,01, / = 0,008), правовой компетентности - до 27,35 балла (а < 0,05, / = 0,030), информаци-

онной компетентности - до 29,94 балла (а < 0,05, / = 0,048).

Вместе с этим выросло значение таких коррелятов компонентов психологической структуры ПК помощника депутата, как высокий самоконтроль (/ = 0,05, а < 0,05), цели в жизни (/ = 0,03, а < 0,05), саморуководство (/ = 0,34, а < 0,05), коммуникативные (/ = 0,033, а < 0,05) и организаторские (/ = 0,41, а < 0,05) способности, карьерная ориентация на служение (службу) (/ = 0,023, а < 0,05), профессиональная компетентность (/ = 0,032, а < 0,05), информационная культура (/ = 0,043, а < 0,05), удовлетворенность достижениями в работе (/ = 0,036, а < 0,05), уровень притязаний в профессиональной деятельности (/ = 0,03, а < 0,05), предпочтение выполняемой работы (/ = 0,01, а < 0,01), профессиональная ответственность (/ = 0,028, а < 0,05), общая удовлетворенность трудом (/ = 0,001, а < 0,01).

Экспериментальные данные, характеризующие динамику изменения долей испытуемых с различным уровнем развития компонентов психологической структуры ПК помощников депутата, представлены в табл. 2, рис. 1-7.

Анализ данных формирующего эксперимента показал, что доля испытуемых с базовым уровнем развития имиджевой компетентности в экспериментальной группе возросла с 70,6 до 94,1 %, доля испытуемых с начальным уровнем снизилась - с 29,4 до 5,9 % (рис. 1). В контрольной группе не зафиксировано изменение доли помощников депутата с различным уровнем развития имиджевой компетентности.

Таблица 1

Динамика средних значений по каждому компоненту психологической структуры ПК помощников депутата в экспериментальной группе

Компонент психологической структуры ПК До участия После участия

помощников депутата в программе в программе

Имиджевая компетентность 16,76 25,88

Коммуникативная компетентность 27,88 31,00

Репрезентативная компетентность 18,53 25,24

Карьерная компетентность 29,71 32,00

Предвыборная компетентность 10,12 21,29

Правовая компетентность 21,12 27,35

Информационная компетентность 22,82 29,94

Итоговый показатель ПК помощника депутата 146,9412 189,7059

Таблица 2

Динамика изменения доли испытуемых с разным уровнем развития компонентов психологической структуры ПК в ходе эксперимента

Компонент

Доля испытуемых, %

\ и уровень ИмК КмК РК КК ПдК ИнК ПрК

Группа \ его \развития

испытуемых \ 1 1 | 1 | 1 | 1 |

Время \ обследования \ н £ К Базовый тр е п с к Г) н § К Базовый тр е п с к Г) н § К Базовый тр е п с к Г) н § к Базовый тр е п с к Г) н § К Базовый тр е п с к Г) н § к Базовый тр е п с к Г) н к Базовый тр е п с к Г)

Экспери- До

менталь- эксперимента 29,4 70,6 0 5,9 94,1 0 17,6 82,4 0 0 82,4 17,6 100 0 0 29,4 52,9 17,6 17,6 82,4 0

ная После

эксперимента 5,9 94,1 0 0 94,1 5,9 0 100 0 0 64,7 35,3 11,8 88,2 0 5,9 76,5 17,5 5,9 88,2 5,9

Контроль- До

ная эксперимента 47,1 52,9 0 5,9 94,1 0 17,6 82,4 0 0 88,2 11,8 100 0 0 23,5 58,8 17,6 17,6 82,4 0

После

эксперимента 47,1 52,9 0 5,9 94,1 0 17,6 82,4 0 0 88,2 11,8 100 0 0 17,6 70,6 11,8 17,6 82,4 0

Как показано на рис. 2, доля помощников депутата с начальным уровнем развития коммуникативной компетентности в экспериментальной группе снизилась на 5,9 %, в контрольной группе осталась прежней.

Доля испытуемых с базовым уровнем коммуникативной компетентности до и после прохождения программы развития ПК составила в экспериментальной и контрольной группе 94,1 %. В экспериментальной группе появились испытуемые с экспертным (высоким) уровнем развития коммуникативной компетентности - 5,9 %.

Зафиксированы изменения доли испытуемых с начальным и базовым уровнем репрезентативной компетентности в экспериментальной группе (рис. 3). Доля помощников депутата с начальным уровнем развития репрезентативной компетентности снизилась на 17,6 %, с базовым уровнем - возросла на 17,6 с 82,4 до 100 %. В контрольной группе изменений доли испытуемых не зафиксировано.

До участия в эксперименте доля испытуемых с базовым уровнем развития карьер-

ной компетентности составила 82,4 % в экспериментальной и 88,2 % - в контрольной группе, с экспертным уровнем развития карьерной компетентности - 17,6 % в экспериментальной и 11,8 % в контрольной группе (рис. 4). После прохождения программы развития ПК помощника депутата в экспериментальной группе возросла доля испытуемых с экспертным уровнем карьерной компетентности (35,3 %), снизилась доля испытуемых с базовым уровнем развития данного компонента (64,7 %). В контрольной группе значение доли испытуемых осталось прежним.

Помощники депутата, участвующие в эксперименте, имели начальный, условно-допустимый уровень развития предвыборной компетентности. После прохождения программы развития ПК в экспериментальной группе доля испытуемых с начальным уровнем снизилась и составила 11,8 %, с базовым уровнем увеличилась и составила 88,2 %. В контрольной группе изменений не выявлено (рис. 5).

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

-94,1

начальный

базовый

экспертный

ЗЭГ (до) ПЭГ (после) В КГ (до) ШКГ (после)

Рис. 1. Изменение доли испытуемых с начальным, базовым и экспертным уровнем развития имиджевой компетентности в ходе эксперимента

94,1 94,1

начальный базовый экспертный

03Г (до) ПЭГ (после) И КГ (до) ШКГ (после)

Рис. 2. Изменение доли испытуемых с начальным, базовым и экспертным уровнем развития коммуникативной компетентности в ходе эксперимента

ИЭГ (до) Е13Г (после) В КГ (до) ШКГ (после)

Рис. 3. Изменение доли испытуемых с начальным, базовым и экспертным уровнем развития репрезентативной компетентности в ходе эксперимента

начальный базовый экспертный

НЭГ (до) НЭГ (после) НКГ (до) ПКГ (после)

Рис. 4. Изменение доли испытуемых с начальным, базовым и экспертным уровнем развития карьерной компетентности в ходе эксперимента

100

100 100

£

,х ы

ы п с и

а

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

88,2

«Ж ¡Ш

щ

т шм

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

00

00

начальный

базовый

экспертный

0

0

0

ВЭГ (до) Е1ЭГ (после) В КГ (до) ШКГ (после)

Рис. 5. Изменение доли испытуемых с начальным, базовым и экспертным уровнем развития предвыборной компетентности в ходе эксперимента

ы п с и

о

80 70 60 50 40 30 20 10 0

пс г

начальный

базовый

экспертный

аЭГ (до) 0ЭГ (после) И КГ (до) ПКГ (после)

Рис. 6. Изменение доли испытуемых с начальным, базовым и экспертным уровнем развития информационной компетентности в ходе эксперимента

начальный базовый экспертный

0ЭГ (до) ПЭГ (после) В КГ (до) ПКГ (после)

Рис. 7. Изменение доли испытуемых с начальным, базовым и экспертным уровнем развития правовой компетентности в ходе эксперимента

На психодиагностическом этапе эксперимента доля помощников депутата с начальным уровнем развития информационной компетентности составила 29,4 % в экспериментальной и 23,5 % в контрольной группах (рис. 6). Доля испытуемых с базовым уровнем составил 52,9 % в экспериментальной и 58,8 % в контрольной группах, с экспертным уровнем - по 17,6 % в экспериментальной и контрольной группах. После прохождения программы развития ПК помощников депутата доля помощников с начальным уровнем развития информационной компетентности в экспериментальной группе снизилась и составила 5,9 %, с базовым уровнем - увеличилась и составила 76,5 % , с экспертным уровнем - осталась прежней (17,6 %). В контрольной группе замечено снижение доли испытуемых с экспертным начальным уровнем (11,8 и 17,6 % соответственно), увеличилась доля испытуемых с базовым уровнем развития информационной компетентности (70,6 %).

Из рис. 7 видно, что по итогам формирующего эксперимента в экспериментальной группе зафиксирована динамика долей испытуемых с начальным, базовым, экспертным уровнем правовой компетентности.

Доля помощников депутата с начальным уровнем снизилась с 17,6 до 5,9 %, с базовым уровнем увеличилась с 82,4 до 88,2 %, с экспертным уровнем - с 0 до 5,9 %. В контрольной группе изменений не зафиксировано.

Далее на рис. 8 отображена тенденция изменения значений компонентов профессиональной компетентности помощников депутата экспериментальной группы на психодиагностическом и аналитическом этапе формирующего эксперимента.

Как видно из рис. 8, зафиксирован рост показателей по шкалам, измеряющим уровень развития компонентов психологической структуры помощников депутата экспериментальной группы.

Итоговый показатель профессиональной компетентности в экспериментальной группе вырос с 146,94 баллов до участия в комплексной программе развития ПК помощника депутата до 189,71 баллов после участия в данной программе (рис. 9). Достоверность различий демонстрирует значение /-критерия Стьюдента, равное 0,002, а < 0,01. Это доказывает, что такие изменения итогового показателя профессиональной компетентности характерны для 91 % помощников депутата, участвующих в формирующем эксперименте.

35 30 25 20 15 10 5 0

31

32

29,71

29,94

16,76

До После ИмК

До После До После До После До После До После До После

КмК РК КК ПдК ПК ИнК

Примечание. ИмК - имиджевая компетентность, КмК - коммуникативная компетентность, РК - репрезентативная компетентность, КК - карьерная компетентность, ПдК - предвыборная компетентность, ПК - правовая компетентность, ИнК - информационная компетентность.

Рис. 8. Значения компонентов психологической структуры профессиональной компетентности помощников депутата экспериментально группы до и после психологического воздействия

Рис. 9. Значение итогового показателя профессиональной компетентности помощника депутата на психодиагностическом и аналитическом этапах формирующего эксперимента

В контрольной группе статистически-значимых изменений в уровне развития компонентов ПК не обнаружено.

Таким образом, результатами формирующего эксперимента доказано позитивное влияние программы развития ПК на развитие всех компонентов психологической структуры ПК помощников депутата. Повторное проведение анкет и стандартизированных психодиагностических методик показало, что наряду с достижением помощниками депутатами с низким уровнем развития ПК базового уровня развития профессиональной компетентности, они стали более осведомленными в правовых вопросах, в технологиях ведения избирательной кампании, избирательном праве, их отличает профессиональная ответственность, развитая эмпатия, развитая способность к планированию и целеполага-нию, высокая информационная культура.

1. Миронова О.И. Вынужденный контакт как вид межличностного контакта. М., 2008.

2. Миронова О.И. Психологическая структура вынужденного контакта // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2009. Вып. 12 (80). С. 242-248.

3. Миронова О.И. Субъект вынужденного контакта: эмпирическое обоснование типов // Российский научный журнал. 2010. № 5 (18). С. 144-153.

4. Миронова О.И. Социально-психологическая концепция вынужденных контактов: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2014.

5. Полякова М.Е. Формирование правовой компетентности студентов технического вуза: автор. дис. ... канд. психол. наук. М., 2007.

6. Селиверстова Ю.А. Имидж политического лидера: создание, внедрение, актуализация // Власть. 2011. № 1. С. 71-73.

7. Паршукова Г.Б. Информационная компетентность личности. Новосибирск, 2006.

8. Амелин В.Н. Эффективное управление избирательной кампанией. М., 2001.

9. Могилевкин Е.А. Карьерный рост: диагностика, технологии, тренинг. СПб., 2007.

10. Миронова О.И. Проблема компетентности в психолого-акмеологических исследованиях. Тамбов, 2005.

11. Миронова О.И. Компетентность руководителя в оптимизации материальных условий деятельности персонала: сущность, структура, условия и факторы развития: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2003.

1. М1гопоуа О.1. Vynuzhdennyy коп1ак1 как vid mezЫichnostnogo койаМа. М., 2008.

2. Мггопоуа О.1. Psikhologicheskaya struktura vynuzhdennogo kontakta // Vestnik Tambov-skogo universiteta. Seriya Gumanitarnye шикт Tambov, 2009. Vyp. 12 (80). 8. 242-248.

3. Мггопоуа О.1. vynuzhdennogo ^п-takta: empiricheskoe obosnovanie tipov // Rossiyskiy тшЬпуу zhurnal. 2010. № 5 (18). 8. 144-153.

4. Мггопоуа О.1. 8otsial'no-psikhologicheskaya kontseptsiya vynuzhdennykh kontaktov: avtoref. dis. ... d-ra psikhol. nauk. М., 2014.

5. Polyakova M.E. Formirovanie pravovoy kompetentnosti studentov tekhnicheskogo vuza: avtor. dis. ... kand. psikhol. nauk. M., 2007.

6. Seliverstova Yu.A. Imidzh politicheskogo lidera: sozdanie, vnedrenie, aktualizatsiya // Vlast'. 2011. № 1. S. 71-73.

7. Parshukova G.B. Informatsionnaya kompetent-nost' lichnosti. Novosibirsk, 2006.

8. Amelin V.N. Effektivnoe upravlenie izbiratel'noy kampaniey. M., 2001.

9. Mogilevkin E.A. Kar'ernyy rost: diagnostika, tekhnologii, trening. SPb., 2007.

10. Mironova O.I. Problema kompetentnosti v psikhologo-akmeologicheskikh issledovaniyakh. Tambov, 2005.

11. Mironova O.I. Kompetentnost' rukovodite-lya v optimizatsii material'nykh usloviy deyatel'nosti personala: sushchnost', struktura, usloviya i faktory razvitiya: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. M., 2003.

nooTynnna b pega^Hro 17.03.2015 r.

UDC 159.932.2

DYNAMICS OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE ASSISTANT TO THE DELEGATE OF REGIONAL LEGISLATURE DURING THE FORMING EXPERIMENT

Sergey Vladimirovich PANIN, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Psychology of Development Department, e-mail: k-n@ro.ru

The results of the experiment concerning the development of the components of the psychological structure of professional competence of assistants to the delegates by means of application of the psychological-acmeological model are presented. The described experiment included the stating, forming and control stages. The development of professional competence takes place in seven directions - through impact on seven structural components of professional competence of the assistant to the delegate: communicative, legal, image, representative, information, pre-election, career competence. The contents of the program of development of professional competence of the assistants to the delegates were developed according to the specified directions: 1st module - training of development of communicative competence of the assistants to the delegate; the 2nd module - a webinar on development of legal competence of the assistants to the delegate; the 3rd module -a seminar on "Technology of political public relations"; 4th module - training of successful self-presentation and responsibility when performing the delegated instructions; 5th module - a workshop on development of ability to work with information; 6th module - webinar: "Strategic planning and features of the organization of election campaign"; 7th module - training of professional development of the assistant to the delegate. Efficiency of implementation of the program of development was estimated upon dynamics of components of professional competence of assistants to the delegate of the experimental group. Results of the forming experiment proved positive influence of the developed program on development of all components of psychological structure of professional competence of assistants to the delegates.

Key words: civil servant; development of professional competence; activities of the delegate; assistant to the delegate functions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.