Научная статья на тему 'Развитие готовности студентов к деловому общению и сотрудничеству средствами дополнительной образовательной программы'

Развитие готовности студентов к деловому общению и сотрудничеству средствами дополнительной образовательной программы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ / СОТРУДНИЧЕСТВО / СТУДЕНТ / ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / COMMUNICATION / BUSINESS COMMUNICATION / COOPERATION / STUDENT / ADDITIONAL EDUCATIONAL PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савинова Т.В., Вдовина Н.А., Кечина М.А.

В статье анализируются возможности развития готовности студентов к деловому общению и сотрудничеству как одного из значимых факторов успешной профессиональной деятельности будущего специалиста. Целью статьи является исследование готовности студентов к деловому общению и сотрудничеству и ее развитие средствами дополнительной образовательной программы. В ходе исследования использовались следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, психодиагностические методы, метод математической обработки и интерпретации полученных результатов, что позволило представить суть проблемы, ее актуальность, возможности решения. В результате проведенного исследования доказана эффективность разработанной и апробированной дополнительной образовательной программы развития готовности студентов к деловому общению и сотрудничеству как одного из факторов, обеспечивающего высокий уровень подготовки современного специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савинова Т.В., Вдовина Н.А., Кечина М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF STUDENTS 'READINESS FOR BUSINESS COMMUNICATION AND COOPERATION BY MEANS OF ADDITIONAL EDUCATIONAL PROGRAM

The article analyzes the possibilities of developing students' readiness for business communication and cooperation as one of the significant factors in the successful professional activity of a future specialist. The purpose of the article is to study the readiness of students for business communication and cooperation and its development by means of an additional educational program. In the course of the study, the following methods were used: theoretical analysis of psychological and pedagogical literature, psychodiagnostic methods, the method of mathematical processing and interpretation of the results, which made it possible to present the essence of the problem, its relevance, and the possibility of solving it. As a result of the study, the effectiveness of the developed and tested additional educational program to develop students' readiness for business communication and cooperation as one of the factors ensuring a high level of training of a modern specialist is proved.

Текст научной работы на тему «Развитие готовности студентов к деловому общению и сотрудничеству средствами дополнительной образовательной программы»

УДК 378

РАЗВИТИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ДЕЛОВОМУ

ОБЩЕНИЮ И СОТРУДНИЧЕСТВУ СРЕДСТВАМИ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Т.В. Савинова, Н.А. Вдовина, М.А. Кечина1

1 Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет и Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева) по теме: «Развитие готовности студентов к деловому общению и сотрудничеству в образовательном процессе»

Аннотация. В статье анализируются возможности развития готовности студентов к деловому общению и сотрудничеству как одного из значимых факторов успешной профессиональной деятельности будущего специалиста. Целью статьи является исследование готовности студентов к деловому общению и сотрудничеству и ее развитие средствами дополнительной образовательной программы.

В ходе исследования использовались следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, психодиагностические методы, метод математической обработки и интерпретации полученных результатов, что позволило представить суть проблемы, ее актуальность, возможности решения.

В результате проведенного исследования доказана эффективность разработанной и апробированной дополнительной образовательной программы развития готовности студентов к деловому общению и сотрудничеству как одного из факторов, обеспечивающего высокий уровень подготовки современного специалиста.

Ключевые слова: общение, деловое общение, сотрудничество, студент, дополнительная образовательная программа.

DEVELOPMENT OF STUDENTS 'READINESS FOR BUSINESS

COMMUNICATION AND COOPERATION BY MEANS

OF ADDITIONAL EDUCATIONAL PROGRAM

T. Savinova, N. Vdovina, М. Keehina

Abstract. The article analyzes the possibilities of developing students' readiness for business communication and cooperation as one of the significant factors in the successful professional activity of a future specialist. The purpose of the article is to study the readiness of students for business communication and cooperation and its development by means of an additional educational program.

In the course of the study, the following methods were used: theoretical analysis of psychological and pedagogical literature, psychodiagnostic methods, the method of mathematical processing and interpretation of the results, which made it possible to present the essence of the problem, its relevance, and the possibility of solving it.

As a result of the study, the effectiveness of the developed and tested additional educational program to develop students' readiness for business communication and cooperation as one of the factors ensuring a high level of training of a modern specialist is proved.

Keywords: communication, business communication, cooperation, student, additional educational program.

Современному специалисту, чья профессия относится к типу «Человек - человек», необходимо уметь эффективно строить и развивать отношения с коллегами, руководителями и подчиненными, успешно сотрудничать с ними в деловой сфере. Особенно значимо это становится в настоящее время, когда для успешной реализации профессиональной деятельности недостаточно быть только хорошим специалистом, важно владеть навыками делового общения и сотрудничества. Умение вести себя с людьми в соответствии с требованиями ситуации

и нормами взаимодействия, устанавливать и развивать диалог, отстаивать свою позицию, конструктивно решать конфликтные ситуации являются факторами, обеспечивающими эффективность образовательной деятельности. В связи с этим важно обеспечить полноценную подготовку студентов к успешному взаимодействию в сфере делового общения.

В имеющихся на сегодня публикациях само понятие «деловое общение» пока не получило однозначного толкования.

А.М. Руденко определяет деловое общение

как процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом [8].

Б.М. Ребус подчеркивает, что общение будет являться деловым, если его определяющим содержанием является социально-значимая совместная деятельность [7].

Е.П. Ильин специфику делового общения видит в том, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, при его реализации выбор партнера по общению ограничен, а самих форм общения гораздо меньше, чем в общении межличностном [1].

Для развития навыков делового общения и сотрудничества авторы предлагают использовать комплекс различных технологий: технология организации делового общения (А.М. Руденко [8]); деловые и ролевые игры, тренинги (С.А. Михалкина, Т.В. Савинова [6]); технологии организации деловых бесед, совещаний, телефонных разговоров (Е.П. Ильин [1]); технологии публичных выступлений (Н.И. Леонов [5]) и другие.

Следует отметить, что в процессе обучения в вузе студенты овладевают навыками делового общения и сотрудничества неполно и фрагментарно в процессе изучения ряда дисциплин: «Психолого-педагогический

практикум», «Социальная психология», «Педагогическая психология», «Психология общения и конфликта» и др. В связи с этим возникла необходимость в разработке целостной дополнительной образовательной программы, направленной на развитие теоретической и практической готовности к деловому общению и сотрудничеству.

Потенциал дополнительных образовательных программ для обеспечения непрерывности, целостности образования, достижения необходимых образовательных результатов и

самореализации обучающегося подчеркивается в работах М.Ю. Кулебякиной и Л.В. Земляченко

[4].

В.В. Кадакин, Т.И. Шукшина, П.В. Замкин рассматривают возможности развития системы дополнительного образования на базе педагогического вуза, предлагают новые формы и технологии работы с учащимися, студентами, педагогами [3].

Дополнительная образовательная программа «Психология делового общения и сотрудничества» была разработана и апробирована на базе ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева». В 2018 - 19 учебном году ее слушателями стали 44 студента направления подготовки Психолого-педагогическое

образование.

Целью программы является развитие психологической готовности студентов к реализации делового общения и сотрудничества. Основные задачи программы предполагают: освоение особенностей обмена информацией, установление взаимопонимания, обратной связи в процессе делового общения; овладение технологией реализации основных форм межличностного взаимодействия в деловых отношениях; осознание механизмов

психологической защиты, распознавание манипулятивных техник в процессе делового взаимодействия; определение специфики межличностного взаимодействия в процессе делового общения и сотрудничества; выработку умения эффективного делового взаимодействия, конструктивного разрешения конфликтов в деловой сфере.

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы «Психология делового общения и сотрудничества» представлен в таблице 1.

Таблица 1. - Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы «Психология делового общения и сотрудничества»

№ Наименование дисциплин (модулей), разделов, тем Всего, ч. Ауд. ч. В том числе Форма контроля

лекции практические занятия

1. Общая характеристика делового общения и сотрудничества 12 12 3 9 Представление банка упражнений, направленных на развитие коммуникативной, интерактивной, перцептивной сторон общения в деловой среде

1.1 Общение как социально-психологический механизм взаимодействия в деловой сфере 2

1.2 Сущность и структура деловых коммуникаций 2

1.3 Психолого-коммуникативные типы деловых партнеров 1

1.4 Общение в публичном выступлении 2

Продолжение таблицы 1

1.5 Основные линии сотрудничества в деловом взаимодействии 1 1

1.6 Барьеры и пути их преодоления в деловом общении 2

1.7 Гендерный аспект коммуникативного поведения в деловой среде 1

2. Формы делового общения и сотрудничества 12 12 3 9 Устный опрос и моделирование ситуаций

2.1 Деловая беседа 1 1

2.2 Деловое совещание и собрание 1 2

2.3 Деловые переговоры 1 1

2.4 Телефонный разговор 1

2.5 Спор, полемика, дискуссия 2

2.6 Презентация 2

3. Этика делового общения и сотрудничества 12 12 4 8 Представление подобранных и проанализированных с помощью технологий транзактного анализа, делового общения ситуаций из деловой сферы

3.1 Русский речевой этикет 1 2

3.2 Критика и комплименты в деловой коммуникации 1 1

3.3 Манипуляции в деловом общении 1 1

3.4 Конфликтное взаимодействие в деловой среде 2

3.5 Имидж делового человека 1 2

Итоговая аттестация Выполнение итогового тестирования; анализ ситуаций общения и предложение эффективных способов их разрешения

Итого 36 36 10 26

Реализация программы начинается с диагностики исходного уровня готовности студентов к деловому общению и сотрудничеству. Для этого рекомендуется использовать следующие методики:

«Коммуникативные и организаторские склонности» (В.В. Синявский Б.А. Федоришин), «Оценка способов реагирования в конфликте» (К. Томас); «Склонность к определенному стилю руководства» (Е.П. Ильин) [1;2].

По результатам методики «Коммуникативные и организаторские склонности» (В.В. Синявский Б.А. Федоришин) можно отметить, что большинство студентов характеризуется средним уровнем развития коммуникативных (61,4%) и организаторских (54,5%) склонностей. Они общительны, способны отстаивать свое мнение, имеют определенный организационный

потенциал, который, однако, не отличается устойчивостью. Высокий уровень по показателю «коммуникативные склонности» выявлен у 22,7% испытуемых, по показателю «организаторские склонности» - у 15,9% испытуемых. Данные студенты инициативны в общении, способны брать на себя ответственность и принимать решения в трудных, нестандартных ситуациях. 15,9% испытуемых имеют низкий уровень коммуникативных склонностей, а 29,5% - низкий уровень организаторских склонностей. Они испытывают трудности в установлении контактов с другими людьми, не проявляют инициативу, избегают принятия самостоятельных решений.

По данным методики «Оценка способов реагирования в конфликте» (К. Томас) в ситуациях конфликтного взаимодействия большинство студентов используют стратегию

компромисса (52,3%), пытаясь найти конструктивные способы решения сложившейся ситуации. 29,1% испытуемых избегают конфликтов и уходят от их решения. Лишь 18,2% студентов стремятся к сотрудничеству, совместно с партнером по общению могут выбрать взаимоприемлемый вариант и воплотить его.

Данные методики «Склонность к определенному стилю руководства» (Е.П. Ильин) свидетельствуют о предрасположенности студентов к демократическому стилю, который выявлен у 47,7% испытуемых, способных координировать и направлять деятельность коллектива, прислушиваться к мнению других, предупреждать конфликты и создавать доброжелательную атмосферу. У 31,8 испытуемых выявлен либеральный стиль, проявляющийся в пассивности, безразличии к интересам коллектива, нежелании брать на себя ответственность и принимать сложные решения. 20,5% студентов склонны к авторитарному стилю, стремятся к единоличной власти, проявляют жесткость и чрезмерную требовательность, пренебрегают общественным мнением.

В целом, полученные данные свидетельствуют о необходимости специального обучения студентов психологии делового общения и сотрудничества, выработке умений конструктивного разрешения конфликтов в деловой сфере, овладении технологиями реализации основных форм межличностного взаимодействия в деловых отношениях.

Программа «Психология делового общения и сотрудничества» реализуется в форме лекционных и практических занятий. Лекционные занятия в рамках изучаемого курса предполагают использование элементов проблемного обучения с целью повышения учебной мотивации, осознанности усвоения теоретического материала, формирования активности, инициативности и критичности мышления слушателей. На практических занятиях используются элементы социально-психологического тренинга, групповые дискуссии, ролевые и деловые игры, анализ ситуаций. Применение данных методов позволяет максимально приблизить обучающую среду к условиям реального взаимодействия,

способствует активизации социально-психологического потенциала студентов, развитию навыков межличностного

взаимодействия в деловой сфере, повышению интереса, активности студентов.

Для определения эффективности

дополнительной образовательной программы была проведена повторная диагностика, и осуществлен сравнительный анализ данных испытуемых до и после ее реализации с помощью ф* - критерия Фишера. Среди слушателей программы снизилось количество студентов с низким уровнем коммуникативных (1,839*) и организаторских склонностей (2,153*). Также значительно уменьшилось количество испытуемых, склонных к либеральному стилю руководства (2,387**). При этом увеличилось число студентов с высоким уровнем организаторских склонностей (1,823*) и стремящихся к сотрудничеству (2,542**). Полученные эмпирические значения ф* по указанным критериям находятся в зоне значимости. На основании полученных данных, можно сделать вывод, что уровень готовности к деловому общению и сотрудничеству студентов, прошедших обучение по дополнительной образовательной программе, значительно превосходит исходный.

К психолого-педагогическим условиям эффективности реализации дополнительной образовательной программы относятся: высокий уровень мотивации студентов к получению новых знаний, многообразие и адресность заданий, субъект-субъектное взаимодействие в образовательном процессе, усиление самостоятельности студентов, расширение возможностей личностного и профессионального саморазвития, содействие самореализации актуальных и потенциальных возможностей студентов.

Таким образом, значительный потенциал влияния на развитие готовности студентов к деловому общению и сотрудничеству содержит в себе дополнительная образовательная деятельность. Целенаправленная организация такой работы будет способствовать развитию умений эффективного делового взаимодействия, навыков сотрудничества, конструктивного разрешения конфликтов в деловой сфере.

Литература:

1. Ильин Е.П. Психология делового общения / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2017. - 240 с.

2. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2009. - 576 с.

3. Кадакин В.В. Роль педагогического вуза в развитии системы дополнительного образования детей в регионе / В.В. Кадакин, Т.И. Шукшина, П.В. Замкин // Гуманитарные науки и образование. - 2017. - № 3(31). - С. 56-64.

4. Кулебякина М.Ю. Опыт разработки и реализации региональной модели дополнительного образования детей на базе педагогического вуза / М.Ю. Кулебякина, Л.В. Земляченко // Гуманитарные науки и образование. - 2019. - Т. 10. - № 1. - С. 94-98.

5. Леонов Н.И. Психология делового общения / Н.И. Леонов. - М.: Юрайт, 2019. - 193 с.

6. Михалкина С.А. Технологии развития компетентности студента как субъекта

педагогического общения / С.А. Михалкина, Т.В. Савинова // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 6(119). - С. 165-167.

7. Ребус Б.М. Психологические основы делового общения / Б.М. Ребус. - М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2001. - 176 с.

8. Руденко А.М. Культура речи и деловое общение в схемах и таблицах / А.М. Руденко. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 334 с.

Сведения об авторах:

Савинова Татьяна Викторовна (г. Саранск, Россия), кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева», e-mail: stanya2610@yandex.ru

Вдовина Наталья Александровна (г. Саранск, Россия), кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева», e-mail: natalex-15@yandex.ru

Кечина Марина Александровна (г. Саранск, Россия), старший преподаватель кафедры психологии ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева», e-mail: kechina30@mail.ru

Data about the authors:

T. Savinova (Saransk, Russia), Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor Department of Psychology Mordovian State Pedagogical Institute, e-mail: stanya2610@yandex.ru

N. Vdovina (Saransk, Russia), Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor Department of Psychology Mordovian State Pedagogical Institute, e-mail: natalex-15@yandex.ru

M. Kechina (Saransk, Russia), Senior Lecturer Department of Psychology Mordovian State Pedagogical Institute, e-mail: kechina30@mail.ru

13.00.08 - Теория и методика профессионального образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.