УДК 37.015.3(045)
РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
О.В. Кудашкина, Т.А. Белова1
1 Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет и Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева) по теме «Развитие позитивных межличностных отношений студентов в процессе освоения психологических дисциплин»
Аннотация. В статье рассматривается проблема развития позитивных межличностных отношений студентов в процессе психологического тренинга. Приводится краткий обзор современных отечественных научных исследований межличностных отношений в детских, школьных и студенческих группах. Представлены результаты диагностического исследования межличностных отношений студентов педагогического вуза. На основе полученных данных авторами разработан и внедрен психологический тренинг «Психология общения и межличностные отношения»; обосновано его значение для подготовки будущих педагогов. Анализ результатов контрольного этапа исследования показал, что психологический тренинг способствует развитию эффективных межличностных отношений, укреплению межличностных связей, формированию конструктивных взаимодействий, а также содействует сплочению коллектива.
Ключевые слова: развитие, межличностные отношения, студент, психологический тренинг.
DEVELOPMENT OF POSITIVE INTERPERSONAL
RELATIONS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS
BY MEANS OF PSYCHOLOGICAL TRAINING
O. Kudashkina, T. Belova
Abstract. The article deals with the problem of development of positive interpersonal relations of students in the process of psychological training. A brief review of modern domestic scientific research of interpersonal relations in children's, school and student groups is given. The results of the diagnostic study of interpersonal relations of students of pedagogical University are presented. On the basis of the obtained data, the authors developed and implemented a psychological training «Psychology of communication and interpersonal relations», justified its importance for the training of future teachers. Analysis of the results of the control stage of the study showed that psychological training contributes to the development of effective interpersonal relationships, strengthening interpersonal relationships, the formation of constructive interactions, as well as promotes team cohesion.
Keywords: development, interpersonal relations, student, psychological training.
Современному российскому обществу требуются специалисты, способные компетентно, активно и творчески подходить к решению сложных профессиональных задач. В связи с этим одной из актуальных и значимых проблем подготовки педагогических кадров является проблема развития коммуникативной компетентности студентов, способности к эффективному взаимодействию и
взаимопониманию в коллективе. Межличностные отношения - это один из важных факторов эмоционального климата группы и эмоционального благополучия ее членов.
Сфера высшего образования располагает значительным потенциалом для развития личности, способной выстраивать эффективные межличностные отношения, создающие основу
успешной профессиональной самореализации. Студенческий возраст - это период начала самостоятельной взрослой жизни. Для студента наиболее актуально групповое межличностное взаимодействие, общение в компании сверстников. Межличностное общение никем преднамеренно не устанавливается, в большинстве случаев оно организационно не оформлено, особенно в начальный период вузовского обучения. Результаты исследования показывают, что в первый год не все студенческие группы имеют ярко выраженный статус сплоченного коллектива. Некоторые из них отличает межличностная обособленность, отстраненность отдельных членов группы. Поэтому важно сформировать у студентов
навыки позитивного межличностного взаимодействия.
На протяжении многих лет рассматриваемая проблема является актуальной и достаточно широко представлена в работах целого ряда ученых. В исследованиях последних лет отражены особенности межличностных отношений в детских (Е.Б. Шалонько, С.В. Кахнович, Е.И. Стрюк и др.), школьных (Т.А. Бугренкова, Н.А. Шкуречева и др.) и студенческих группах (Т.С. Сергейчик, А.К. Канаматова и др.).
В психологических словарях понятие «межличностные отношения» трактуется как «субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения» [4], «случайные или преднамеренные, частные или публичные, длительные или кратковременные, вербальные или невербальные контакты и связи двух и более человек, вызывающие взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений и установок» [7].
В работах отечественных психологов межличностные отношения рассматриваются в контексте обсуждения вопросов общения (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, Б.Ф. Ломов и др.), межличностного взаимодействия (С.А. Рубинштейн, В.Н. Мясищев, Я.Л. Коломенский, И.Н. Обозов и др.), совместной деятельности (А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, Л.И. Уманский и др.).
В научно-исследовательской лаборатории «Развитие профессиональной компетентности педагога и психолога в системе непрерывного образования» МГПИ им. М.Е. Евсевьева исследуются вопросы развития коммуникативной компетентности и эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса (Н.П. Кондратьева [1], О.В. Кудашкина [2], С.В. Сергунина [6], Т.В. Савинова [5] и др.). С.А. Михалкина с коллегами подчеркивает, что позитивные межличностные отношения в среде сверстников дают чувство солидарности, эмоционального благополучия, уверенности в себе, самоуважения, а также в дальнейшем закладывают основы успешного эффективного взаимодействия с окружающими людьми [3, с.159].
Н.П. Кондратьева отмечает особую важность психологического тренинга в развитии коммуникативности учащихся и студентов, в связи с тем, что с их помощью можно формировать навыки установления контактов, конструктивного поведения, эффективного взаимодействия с окружающими и позитивного отношения к ним [1].
В рамках обозначенной проблемы было проведено исследование на базе Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева. Общая численность выборки составила 38 студентов первого курса факультета психологии и дефектологии. Диагностическая программа экспериментального исследования включала следующие методики:
- «диагностика межличностных отношений» (Т. Лири);
- «методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф. Фидлеру)»;
- «опросник межличностных отношений (ОМО)» (А.А. Рукавишников);
- «определение индекса групповой сплоченности Сишора».
Для выявления типов межличностных отношений студентов была проведена методика «Диагностика межличностных отношений» (Т. Лири). Анализ данных показал, что у 18,8% опрошенных преобладает авторитарный тип отношений к окружающим людям. Студенты данного типа лидируют во всех видах деятельности, у них преобладает властный и диктаторский характер, они стремятся наставлять, поучать окружающих людей и требуют к себе уважения. У 20,8% испытуемых доминирует эгоистичный тип межличностных отношений, что свидетельствует об их независимости, расчетливости, себялюбии. 4,2% опрошенных проявляют «агрессивный» тип. Они требовательны, прямолинейны, жестки и бывают враждебно настроены по отношению к окружающим. У 6,2% превалирует подозрительный тип отношений к окружающим людям, что говорит о необщительности, скрытности, подозрительности и обидчивости студентов. У 12,5% респондентов наблюдается подчиняемый тип отношений. Такие студенты обычно скромны, уступчивы, эмоционально сдержаны и не имеют собственного мнения. У 10,4% выявлен зависимый тип межличностных отношений, который проявляется в неуверенности в себе, тревожности, послушности, доверчивости и зависимости от чужого мнения. Дружелюбный тип выражен у 22,9% студентов. Они ориентированы на компромиссное решение проблемных ситуаций, стремятся быть в согласии с мнением окружающих, проявляют теплоту и дружелюбие в отношениях. У 4,2% опрошенных преобладает альтруистический тип. Такие студенты обычно гиперответственны, деликатны, отзывчивы и добры к людям. Таким образом, в исследуемой нами группе присущи дружелюбный,
эгоистичный и авторитарный типы отношения к окружающим.
С целью определения психологической атмосферы в студенческой группе была проведена методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф. Фидлеру). На основании полученных данных 31,2% испытуемых оценивают атмосферу в группе как благоприятную. Они отмечают, что в группе царит атмосфера дружбы, сотрудничества, взаимной поддержки и эмоционального благополучия. 45,9% студентов оценивают атмосферу как удовлетворительную, а 22,9% считают атмосферу неблагоприятной. Студенты отмечают, что у членов группы отсутствует желание помогать друг другу; преобладают холодность и равнодушие.
Анализ данных, полученных в ходе исследования с помощью методики «Определение индекса групповой сплоченности Сишора», показал, что 41,7% студентов считают, что сплоченность в группе находится на среднем уровне; 22,9% - уровне выше среднего; 14,6% - на высоком уровне; 20,8% респондентов определяют низкий уровень групповой сплоченности.
Таким образом, по результатам эмпирического исследования можно сделать следующий выводы:
1) в исследуемой выборке доминируют дружелюбный, эгоистичный и авторитарный типы отношения к окружающим;
2) в студенческой группе преобладает удовлетворительный уровень психологической атмосферы;
3) уровень групповой сплоченности -средний.
На основе данных, полученных на констатирующем этапе эксперимента, с целью развития у студентов позитивных межличностных отношений в группе, был апробирован психологический тренинг. Он включал 10 занятий с частотой проведения 1 раз в неделю во внеучебное время. Продолжительность каждого занятия составляла 45 минут.
В начале работы тренинговой группы с участниками были обговорены правила взаимодействия (равенство, уважение, искренность, конфиденциальность, активность и принцип «Я»), которые способствовали созданию доверительной атмосферы. Преобладающий стиль взаимодействия - это диалоговый и недирективный.
Методы и приемы тренинга были выбраны с целью создания условий для эффективного взаимодействия студентов в группе и развития безконфликтного общения. В ходе тренинга были
использованы следующие приемы: игры-разминки («Расшифруй», «Передай эмоцию», «Переправа» и др.), ролевое проигрывание ситуаций, арттерапевтические упражнения («Герб группы», «Танец группы», «Дерево групповых ценностей» и др.), упражнения на интенсивное пространственное взаимодействие
(«Испорченный телефон», «Путаница, «На мостике» и др.), дискуссия, рефлексия.
Тренинговые занятия были объединены в 3 блока:
Цель первого блока - это создание благоприятных условий для взаимодействия участников группы и активизация групповых процессов.
Цель второго блока - это развитие межличностных отношений, формирование групповой сплоченности.
Цель третьего блока - это отработка новых моделей поведения в межличностном взаимодействии.
Для закрепления полученных навыков межличностного взаимодействия были проведены серии кураторских часов по темам «Межличностные отношения как основа формирования социально-психологического климата студенческого коллектива», «Создание благоприятного психологического климата в группе», «Давайте жить без конфликтов» и др.
По завершению формирующего этапа опытно-экспериментальной работы был проведен контрольный эксперимент, направленный на выявление динамики развития межличностный отношений студентов. Были повторно использованы диагностические методики, которые применялись на констатирующем этапе исследования. Для оценки эффективности реализованной тренинговой программы использовался Т - критерий Вилкоксона. Была подтверждена альтернативная гипотеза Н1 о различии результатов экспериментальной группы до и после проведения формирующего эксперимента на р<0,01 уровне значимости, что свидетельствует о положительной динамике в развитии межличностных отношений студентов.
Таким образом, можно сделать следующий вывод:
1. Межличностные отношения - это один из важных факторов эмоционального климата группы и эмоционального благополучия ее членов. Многие ученые утверждают, что от характера межличностных взаимодействий зависит продуктивность учебной деятельности, степень самореализации студента и уровень адаптации к будущей профессиональной деятельности.
2. Учебно-воспитательный процесс педагогического вуза может быть рассмотрен как важный этап развития эффективных межличностных отношений студентов.
3. Проведенное эмпирическое исследование подтвердило необходимость целенаправленной работы по развитию межличностных отношений студентов.
4. С целью развития позитивных межличностных отношений студентов был разработан и внедрен психологический тренинг «Психология общения и межличностные отношения».
5. Данные контрольного этапа указывают на то, что разработанный и внедренный тренинг способствует развитию эффективных
межличностных отношений, укреплению межличностных связей, формированию конструктивных взаимодействий и сплочению коллектива.
6. Для эффективного развития
межличностных отношений на этапе вузовского обучения необходимо создавать благоприятный психологический климат в группе; кураторам проводить воспитательные мероприятия по развитию толерантности, сотрудничества, культуры общения; преподавателям
психологического блока дисциплин формировать умения конструктивного решения многих психологических проблем, возникающих в студенческой среде.
Литература:
1. Кондратьева Н.П. Развитие уверенности в себе подростков в процессе формирования коммуникативных компетенций / Н.П. Кондратьева, Е.В. Еремина // Гуманитарные науки и образование. - 2014. - № 4 (20). - С. 42-45.
2. Кудашкина О.В. Развитие межличностных отношений подростков в процессе психологического тренинга [Электронный ресурс] / О.В. Кудашкина, М.С. Кощеева // Актуальные психологические проблемы и опыт решения / Материалы Междунар. науч.-практ. конф. «54-е Евсевьевские чтения», 28-29 марта 2018 г.; под научной редакцией Ю.В. Варданян; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2018. - С. 79-84.
3. Михалкина С.А. Оптимизация общения подростков в процессе психологического тренинга [Электронный ресурс] / С.А. Михалкина, А.Ю. Каргина // Актуальные психологические проблемы и опыт решения / Материалы Междунар. науч.-практ. конф. с элементами научной школы для молодых ученых «52-е Евсевьевские чтения»; под научной редакцией Ю.В. Варданян; Мордов. гос. пед. ин-т. -Саранск, 2016. - С. 158-162.
4. Психологический словарь; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Политиздат, 2007. - 494 с.
5. Савинова Т.В. Развитие конструктивных способов взаимодействия подростков средствами психологического тренинга [Электронный ресурс] / Т.В. Савинова, Ю.А. Зайчикова // Актуальные психологические проблемы и опыт решения / Материалы Междунар. науч.-практ. конф. с элементами научной школы для молодых ученых «52-е Евсевьевские чтения»; под научной редакцией Ю.В. Варданян; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2016. - С. 136141.
6. Сергунина С.В. Особенности межличностных отношений подростков со сверстниками [Электронный ресурс] / С.В. Сергунина, С.А. Богатова // Актуальные психологические проблемы и опыт решения / Материалы Междунар. науч.-практ. конф. с элементами научной школы для молодых ученых «51-е Евсевьевские чтения»; под научной редакцией Ю.В. Варданян; Мордов. гос. пед. ин-т. -Саранск, 2015. - С. 236-239.
7. Словарь-справочник по педагогической психологии / М.В. Гамезо, А.В. Степаносова, Л.М. Хализева. - Москва, 2001.
Сведения об авторах:
Кудашкина Ольга Васильевна (г. Саранск, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева, e-mail: [email protected]
Белова Татьяна Александровна (г. Саранск, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева, e-mail: [email protected]
Data about the authors:
O. Kudashkina (Saransk, Russia), Candidate of Psychological Sciences, associate professor of the department of psychology Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evseviev, e-mail: [email protected]
T. Belova (Saransk, Russia), Candidate of Psychological Sciences, associate professor of the department of psychology Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evseviev, e-mail: [email protected]
19.00.07 - Педагогическая психология