УДК 159. 9 (045)
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ
СТУДЕНТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ
РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
С.Н. Чаткина, М.А. Кечина
Аннотация. Данная статья посвящена такой актуальной проблеме подготовки будущего педагога как эффективная организация коммуникативного взаимодействия участников образовательного процесса (обучающихся, родителей, педагогов). Авторами проанализированы основные структурные компоненты коммуникативной саморегуляции, а именно, коммуникативная толерантность и коммуникативный контроль, которые занимают ключевое место в формирование общей коммуникативной компетентности будущего педагога. Также в статье приведены результаты апробации психоразвивающей программы «Я среди других», направленной на формирование коммуникативной саморегуляции в процессе развития психологической безопасности.
Ключевые слова: коммуникативная саморегуляция; психологическая безопасность; коммуникативная толерантность; коммуникативный контроль; технология.
FORMATION OF COMMUNICATIVE SELF-REGULATION
OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY IN THE PROCESS
OF DEVELOPMENT OF PSYCHOLOGICAL SAFETY
S. Chatkina, M. Kechina
Abstract. This article deals with the topical issue of preparing the future teacher as an effective organization of the communicative interaction between participants of the educational process (students, parents, teachers). The authors analyzed the main structural components of communicative self-regulation, namely, communicative tolerance and communicative control, which is key to the formation of communicating competence of a future teacher. The paper also gives the results of testing pejoratively program "I among others" aimed at the formation of communicative self-regulation in the process of development of psychological safety.
Keywords: communicative self-regulation; psychological safety; communicative tolerance; communication control; technology.
На сегодняшний день наиболее актуальным в процессе подготовки будущего педагога является вопрос коммуникативной компетентности, так как значительное место в педагогической деятельности занимает организация
коммуникативного взаимодействия участников образовательного процесса (обучающихся, родителей, педагогов). В настоящий момент перед современным педагогом остро стоят такие профессионально значимые коммуникативные задачи, как преодоление педагогических барьеров, разрешение конфликтов, разработка критериев конструктивности педагогического взаимодействия в процессе общения; в связи с этим изучение психо лого-педагогических основ общения, развитие коммуникативной
компетентности будущего педагога является серьезным многоплановым аспектом
образовательного процесса вуза.
Структурной составляющей социально -коммуникативной компетентности будущего педагога является коммуникативная
саморегуляция. Ю.А. Зубок отмечает, что
«саморегуляция является воздействием личности на саму себя с целью приведения собственного функционирования в нормальное состояние» [1, с.98]. Необходимо заметить, что в коммуникативную саморегуляцию входят коммуникативная толерантность и
коммуникативный контроль. Коммуникативная толерантность означает «сформированность в сознании субъекта личностно-значимого образца терпимого коммуникативного поведения и готовность его реализовывать в различных ситуациях общения, бесконфликтное
коммуникативное поведение» [2, с.31]. Под коммуникационным контролем понимается «систематическая проверка и управление процессом коммуникации между индивидами, социальными группами, социальными системами» [3, с.1]. Заметим, что коммуникативная саморегуляция тесно связана с психологической безопасностью личности, так как она способствует устранению агрессивных реакций в процессе общения, снижению эскалации конфликтов, выработке эффективной
модели коммуникативного поведения. В связи с этим возникает необходимость обоснования и реализации технологий развития структурных компонентов коммуникативной компетентности (коммуникативный контроль, коммуникативная толерантность). Под технологиями развития компетентности студента как субъекта педагогического общения понимают
«взаимосвязанную совокупность методов и средств коммуникативного, интерактивного и перцептивного оснащения деятельности педагога в процессе проектирования, осуществления и анализа результатов решения профессиональных задач» [4, с.166].
С целью решения данной проблемы на базе Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева среди студентов второго курса факультета Педагогического и художественного образования направления подготовки «Педагогическое образование», профиля «Начальное образование» нами была разработана и реализована психоразвивающая
программа «Я среди других», основной задачей которой является развитие коммуникативного контроля и коммуникативной толерантности будущего педагога в процессе развития психологической безопасности (в программу вошли тренинговые занятия — «Общение - это», «Тренинг взаимодействия в конфликте», «Тренинг уверенности в себе», «Тренинг активного и пассивного слушания», «Тренинг регуляции эмоционального состояния», «Психологическая безопасность
коммуникативного поведения» и т.д.). Программа рассчитана на 16 занятий, проводилась 4 часа в неделю, продолжительностью 40 - 45 минут. В исследовании принимало участие 23 студента. Затем нами был проведен контрольный эксперимент для определения продуктивности проводимой работы.
С данной цельюмы использовали «Опросник коммуникативной толерантности В.В. Бойко» [5, с. 110-112]. Результаты представлены в табл. 1.
Таблица 1. - Показатели коммуникативной толерантности студентов на констатирующем и контрольном этапах эксперимента
Наименование шкал коммуникативной толерантности студентов Показатели шкал коммуникативной толерантности студентов
Констатирующий этап Контрольный этап Величина и значимость ф -критерия
абс. % абс. %
Высокая степень коммуникативной толерантности 3 13 5 21,7 0,783
Средняя степень коммуникативной толерантности 12 52,2 16 69,6 1,217
Низкая степень коммуникативной толерантности 8 34,8 2 8,7 2,248*
Полное неприятие окружающих - - - - -
Примечание: -1,64 (р<0,05), -2,31 (р<0,01)
Анализ данных таблицы 1 показывает, что после проведения формирующего этапа эксперимента по шкале «высокая степень коммуникативной толерантности» количество испытуемых увеличилось на 8,7%; по шкале «средняя степень коммуникативной
толерантности» увеличилось количество испытуемых на 17,4%; по шкале «низкая степень коммуникативной толерантности» количество испытуемых уменьшилось на 26,1%. Анализ внутригрупповых различий с помощью критерия -угловое преобразование Фишера показывал, что на контрольном этапе эксперимента в группе по показателю «низкая степень коммуникативной толерантности» выявлены статистически
достоверные различия на уровне р - 0,05. По остальным показателям значимых различий не выявлено.
Затем нами был использован опросник «Тест-
опросник коммуникативного контроля М. Шнайдера» [5, с.87-88]. Результаты представлены в таблице 2.
Анализ данных таблицы 2 показывает, что после проведения формирующего этапа эксперимента по шкале «высокий уровень коммуникативного контроля» количество испытуемых увеличилось на 8,7%; по шкале «средний уровень коммуникативного
контроля» - на 13%; по шкале «низкий уровень коммуникативного контроля» количество испытуемых уменьшилось на 21,7%. Анализ внутригрупповых различий с помощью критерия ф-угловое преобразование Фишера выявил, что на контрольном этапе эксперимента в группе по показателю «низкий уровень коммуникативного контроля» выявлены статистически достоверные
различия на уровне р — 0,05. По остальным показателям значимых различий не выявлено.
Таблица 2. - Показатели коммуникативного контроля студентов на констатирующем и контрольном этапах эксперимента
Наименование шкал коммуникативного контроля студентов Показатели шкал коммуникативного контроля студентов
Констатирующий этап Контрольный этап Величина и значимость ф -критерия
абс. % абс. %
Высокий уровень коммуникативного контроля 3 13 5 21,7 0,783
Средний уровень коммуникативного контроля 13 56,6 16 69,6 0,919
Низкий уровень коммуникативного контроля 7 30,4 2 8,7 1,929*
Примечание: -1,64 (p<0,05), -2,31 (p<0,01)
Таким образом, полученные данные означают, что после проведения формирующего этапа эксперимента для большинства студентов характерны высокая и средняя степень коммуникативного контроля и коммуникативной толерантности, что свидетельствует об
увеличении количества студентов способных управлять выражением своих эмоций, гибко реагировать на изменение ситуации в общении, соотносить свои реакции с поведением окружающих их людей.
Литература:
1. Зубок Ю.А. Саморегуляция и рационализация в условиях трансформирующегося общества / Ю.А. Зубок // Всероссийская научно-практическая конференция «Современная российская молодежь: от стихийной самоорганизации к целенаправленному формированию субъектности», 27-29 марта 2007 г., г. Белгород (Россия); под ред. Л.Я. Дятченко. - Белгород: БелГУ, 2007. - С. 97-101.
2. Касьянова Е.И. Теоретический анализ коммуникативной толерантности / Е.И. Касьянова, Н.И. Виноградова // Учёные записки ЗабГУ. - 2014. - № 4(57). - С. 28-34.
3. Качалов Л.К. Формирование коммуникативного контроля в процессе обучения / Л.К. Качалов // Современные научные исследования. - 2012. - № 10(7). - С. 1-3.
4. Михалкина С.А. Технологии развития компетентности студента как субъекта общения // С.А. Михалкина, Т.В. Савинова // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 6. - С. 165-167.
5. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 490 с.
Сведения об авторах:
Чаткина Светлана Николаевна (г. Саранск, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева», e-mail: [email protected]
Кечина Марина Александровна (г. Саранск, Россия), старший преподаватель кафедры психологии ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева», e-mail: [email protected]
Data about the authors:
S. Chatkina (Saransk, Russia), candidate of psychological Sciences, associate Professor of the Department of psychology FGBOU VO "Mordovian state pedagogical Institute named after M.E. Evseveva", e-mail: [email protected]
M. Kechina (Saransk, Russia), senior lecturer of the Department of psychology FGBOU VO "Mordovian state pedagogical Institute named after M.E. Evseveva", e-mail: [email protected]