РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА: ПРОБЛЕМЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
THE DEVELOPMENT OF THE FUTURE TEACHER,S POTENTIAL: THE PROBLEMS OF FORECASTING
И.И. Барахович I.I. Barakhovich
Педагогическое прогнозирование, коммуникативный потенциал педагога, базовые идеи, прогнозный сценарий, дорожная карта развития. В статье отмечается, что развитие коммуникативного потенциала будущего педагога в инновационном образовательном пространстве является результатом прогностических обоснований тенденций и непрерывного мониторинга изменений педагогических условий, в которых происходит процесс развития. Выделяются общие принципы научного прогнозирования развития коммуникативного потенциала будущего педагога в инновационном образовательном пространстве. Формулируются базовые идеи и задачи развития коммуникативного потенциала будущего педагога. Предлагается создание прогнозного сценария и дорожной карты развития коммуникативной компетентности педагога.
Pedagogical forecasting, communicative potential of the teacher, basic ideas, forecasting scenario, road map of development.
The article notes that the development of the communicative potential of the future teacher in the innovative educational environment is the result of prognostic studies of the trends and continuous monitoring of changes in teaching conditions in which the development takes place. Besides, the article describes the general principles of scientific forecasting of the development of the future teacher s communicative potential in the innovative educational environment. It formulates the basic ideas and objectives of the development of the communicative potential of the future teacher and offers to create a forecasting scenario and a road map of the development of the teacher's communicative competence.
В связи с идеями модернизации образования, государственной политикой Российской Федерации, обозначенной в государственной программе «Развитие образования» на 2013-2020 годы [Стратегия..., 2011], Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» [Закон «Об образовании...», 2012] выделяется проблема развития человеческого потенциала. Понятие личностного потенциала раскрывает сущность изменяющейся личности, ее масштаб в условиях постоянных преобразований в обществе, сопровождающихся риском и неопределенностью. Личностный потенциал проявляется в поведенческих стереотипах, мировоззренческой позиции личности, сформированной на основе знаний, включенности в самостоятельную, ответственную деятельность. Развитие личностного потенциала связано с понимани-
ем процессов предвидения, прогнозирования, определения перспективы.
Развитие коммуникативного потенциала будущего педагога в инновационном образовательном пространстве является результатом прогностических обоснований тенденций и непрерывного прослеживания (мониторинга) изменений педагогических условий, в которых происходит процесс развития. В исследованиях Б.С. Гер-шунский, А.М. Гендин, Л.Е. Никитина, И.А. Лип-ский и другие специалисты в области педагогического прогнозирования подчеркивают, что только на основании прогнозирования возможны и необходимы изменения в профессионально-квалификационных характеристиках и моделях будущих специалистов, в содержании образования, учебно-методическом обеспечении, организационных формах педагогической деятельности. Процесс и результаты прогнозирования раз-
вития коммуникативного потенциала будущего педагога носят познавательный, прагматический и преобразовательный характер, влияют на повышение уровня обоснованности управленческих решений, выявляют альтернативные варианты развития личности будущего педагога, обусловливают разработку инновационных процессов, систем, проектов в практике образования, развивают педагогическую науку.
Ученые выделяют общие принципы научного прогнозирования, которые можно положить в основу такого педагогического явления (феномена), как развитие коммуникативного потенциала будущего педагога в инновационном образовательном пространстве:
- прогнозирование опирается на закономерности развития современных процессов в различных сферах общественной жизни, в том числе в образовании, формирующемся как инновационное; развития личности будущего педагога в инновационном образовательном пространстве;
- прогнозы должны быть реалистичны и достижимы в условиях инновационных преобразований в обществе в целом и в сфере образования в частности, однако необходимо учитывать, что выведенные теоретическим путем модели и конструкции не могут быть полностью перенесены в эмпирическое пространство [Кельней, 2008, с. 61-69];
- прогнозирование развития коммуникативного потенциала будущего педагога представляет собой системную, исследовательскую деятельность, обусловленную концептуальными положениями, обеспечивающими собственно развитие коммуникативного потенциала педагога.
В середине двадцатого века складывается научная дисциплина - педагогическая прогностика (И.В. Бестужев-Лада, С.Г. Гончарук, А.М. Гендин, Б.С. Гершунский, Э.Г. Костяшкин, В.О. Кутьев, Н.Д. Никандров, Л.П. Рычкова, М.И. Шилова и др.). Однако в дальнейшем эта дисциплина оказывается невостребованной в связи с тем, что в обществе теряется общий интерес к фундаментальным исследованиям в области педагогики, развития личности педагога и обучающегося. Наблюдается обращенность ученых к теоретическим обоснованиям вводимых в практику образования инновацион-
ных технологических процессов и формирующееся в обществе представление об образовании как образовательной услуге, что предполагает жесткие рамки прагматики вопреки развитию гуманистической парадигмы в теории и практике становления личности педагога. В исследованиях мы находим обозначение некоторых причин, затрудняющих развитие личности педагога и прогнозирование названного процесса в современной ситуации долгосрочной модернизации в образовании:
- общество находится в ситуации постоянно меняющихся представлений о современном педагоге, требованиях к его личностному и профессиональному, в том числе коммуникативному, потенциалу;
- государство реагирует на постоянно меняющиеся запросы общества к стандартам образования педагога (за последнее десятилетие было принято три и готовится четвертый вариант ФГОС ВО по направлению Педагогическое образование);
- личностные и профессиональные потребности и устремления будущего педагога преломляются в соответствии с изменяющейся социальной ситуацией в целом и в сфере образования в частности.
Характерным для современной организационной структуры образования является включенность работодателей, заказчиков образовательных услуг в управление образовательными организациями и оценку качества подготовки выпускников. Новой является задача обеспечения выпускников не только профессиональными, но и базовыми социальными и культурными компетенциями и установками, включая компетенции организации коллективной работы, межкультурной коммуникации, в том числе путем радикального обновления системы практик включения студентов в позитивную социальную деятельность [Программа развития... , 2001].
Прогнозирование развития личности, вслед за А.М. Гендиным, мы будем понимать как «предвидение изменений в духовном облике и социальном поведении человека, в котором концентрированно отражаются и воплощаются содержание общественных отношений, воздействие условий и факторов социальной среды» [Гендин и др., 1985, с. 6]; как систему научно-педагогических представле-
<С £
d pq
0
ь
к
1 W m Е-
U
CL
<
о ^ о о
о я
2S
ш Е-
S
О
Рч
W
13
о §
к
%
о
W :г s
ь
I—
<с п
W
с
S
д
н
U
W М
ний о направлениях развития, обеспечивающих изменения в нравственном, духовном, интеллектуальном содержании личности педагога, его коммуникативном поведении, в которых концентрируется сущность общественных отношений, воздействие условий и факторов социальной среды.
В этих условиях особенно значимыми становятся определение вектора развития личностного потенциала будущего педагога: его предметная квалификация, умение работать во взаимодействии со всеми субъектами образовательного процесса и его инновационные способности. Наблюдения показывают, что современный педагог, продвигаясь в профессиональном развитии, характеризуется преобладанием на том или ином уровне развития профессиональных, в т.ч. коммуникативных, компетенций. Предметная компетенция является базовой. После окончания вуза у всех выпускников преобладают предметные знания - в этом их сила, имеются определенные умения взаимодействовать в профессиональной среде, и менее всего они компетентны в организации инновационной профессиональной деятельности, однако проявляют готовность включиться в инновационный процесс. Отсутствует опыт работы в сотрудничестве, партнерстве, профессиональных командах. Надо констатировать, что выпускники вузов, в т.ч. педагогических, имеют представление об инновациях и их роли в целостном образовательном процессе и результате таких инновационных педагогических действий, как внедрение в образовательный процесс отдельных технологических находок. На первом этапе деятельности педагог выступает профессионалом, способным организовывать продвижение личности ребенка в предметных областях знаний, прививать интерес к получению новых знаний о мире, жизни, природных и общественных явлениях и т.д. По мере овладения профессиональными компетенциями и их совершенствования педагог осознает образовательный процесс как социальный и коммуникативный. Набор и уровень компетентностей становится более полным, разнообразным и развивается в направлении приобретения и становления способностей к сотрудничеству, партнерству, а далее - организации сотрудничества, партнерства для реализа-
ции целей инновационного образования. И самый высокий уровень обладания педагогом профессиональных, в т.ч. коммуникативных, компетенций характеризуется следующим: педагог-мастер организует образовательное пространство ученика, обеспечивает взаимодействие и взаимопонимание всех субъектов, участников образовательного процесса, создает партнерские отношения для получения конкретного образовательного результата. Необходимо отметить, что предметная компетентность также занимает значительное место в целостном образе педагога-мастера и органично дополняется такой компетентностью, как инновационная, способностью мыслить и действовать, выстраивая образовательные и коммуникативные стратегии. В.С. Собкин, А.И. Иванова, К.Н. Скобельцина приоритетными называют умения заинтересовывать ребенка в процессе обучения; уважение к личности ребенка; опыт взаимодействия с детьми в школе. Родители ценят обладание педагогом грамотной речью; индивидуальный подход к ребенку; гражданскую позицию педагога, его мировоззренческие ориентиры. Среди личностных качеств называют доброту, отзывчивость, честность, порядочность, интеллигентность, толерантность, патриотизм педагога. Большинство родителей выражают желание видеть в педагоге союзника, готового к сотрудничеству [Собкин и др., 2012, с. 20-27].
Высокий уровень развития коммуникативного потенциала - одно из основных требований, выдвигаемых работодателями к высококвалифицированному специалисту в любой профессиональной сфере. Данные социологов относительно требований, предъявляемых к современному выпускнику профессионального учебного заведения, показывают, что один из основных дефицитов «рекрута» лежит в области коммуникации (низкие коммуникативные навыки, в том числе общение с работодателем и клиентурой, с отсутствием способности искать и находить информацию, низкой способностью к самопрезентации и презентации продукта). Выпускники вузов не готовы работать в реальном информационном пространстве, предполагающем инициативу и изобретательность в поиске источников, умение структурировать ин-
формацию, устанавливать рабочие контакты с людьми, анализировать промежуточные и итоговые результаты своей деятельности в соответствии с ее целями и интенциями, общественным, государственным и частным заказами. В этом же ряду лежат такие дефициты, как отсутствие умения и готовности работать в команде, низкие управленческие навыки, в том числе навыки самоорганизации, отсутствие понимания деятельности организации, каналов и форм внутриорганизационного взаимодействия [Рогова, 2004].
Личностные требования студентов и выпускников касаются важных дефицитов собственного коммуникативного образования. Исследование в Томском государственном университете показало, что среди выделяемых студентами профессионально значимых для современного менеджера умений, навыков, личностных качеств первое место (38 %) занимает блок коммуникативных компетенций. Они называют: «тактичность, дипломатичность», «умение четко и ясно выражать свои мысли; умение прислушиваться к мнению других», «умение работать в команде; решение конфликтных ситуаций: ведение переговоров», умения лидера, умение подчиняться [Классический..., 2008]. В настоящее время специалист с высшим образованием испытывает затруднения в написании статьи, доклада, проведении лекции, семинара, участии в профессиональных дискуссиях, произнесении текстов профессионально значимого содержания; в профессиональном ведении диалога и т.д. Педагог часто неэффективен в профессиональных взаимодействиях в достижении взаимопонимания с коллегами, родителями учеников, самими учениками, не умеет слушать, доказывать ту или иную позицию, убеждать, признавать правоту другого и т.д. Проблемами для педагога являются работа в команде, организация совместной деятельности, аналитика собственного участия и участия партнеров в коллективных проектах, прогнозирование результата, создание благоприятного психологического климата в команде, внедрение инноваций в учебно-воспитательный процесс, порождение нового. Не всегда педагог обладает перцепцией и эмпатией, что не позволяет ему понимать переживания партнеров по коммуникации и адек-
ватно воспринимать их эмоциональное состояние. Как следствие этого - возникновение ситуаций неприятия и интолерантности в образовательной среде. Будущий педагог испытывает затруднения в определении векторов развития карьеры, тем самым размываются ценностные ориентиры при выборе профессии педагога и личностные цели-ценности, затрудняется процесс прогнозирования развития личностного потенциала.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению Педагогическое образование, являясь первым ориентиром будущего педагога (бакалавра и магистра), определяет виды профессиональной деятельности; формирует профессиональные задачи, которые должны решать бакалавр и магистр в конкретных областях своей деятельности [Федеральный..., 2015]. Однако в содержании образовательных программ профессиональной подготовки и развития личности педагога слабо просматривается коммуникативная составляющая. Объем часов, выделенный на дисциплины, непосредственно формирующие профессиональные, в том числе коммуникативные компетенции будущего педагога, не позволяет использовать активные формы организации и методы обучения, требующие значительных затрат учебного времени. Ограничены возможности внеаудиторной деятельности студентов, введения эффективных коммуникативных практик для отработки коммуникативных умений и формирования ценностного отношения к профессиональным коммуникациям.
Базовыми идеями развития коммуникативного потенциала будущего педагога являются:
- идея стратегиально-тактического подхода к созданию индивидуальной модели развития коммуникативного потенциала будущего педагога на основании обобщенного (идеального) портрета коммуникативного педагога;
- идея конвенциональности процессов взаимодействия в инновационном образовательном пространстве вуза, заданном государственно-нормативным, социально-регулятивным, личност-но-целевым направлениями векторов;
- идея прагматизма действий, коммуникативных практик, обеспечивающих реализацию цели
<С £
и
т
0
ь
к
1 м ш Е-
и о-
о ^ о о
О Й
3
ш Е-
к
о
Рч
м
13
0
1 к
«
о м :г X
ь
и
<с «
м с
д
н и
щ м
развития коммуникативного потенциала будущего педагога и достижение прогнозируемого результата;
- идея конструирования иерархических, равнозначимых, интерактивных коммуникативных связей между взаимодействующими субъектами в инновационном образовательном пространстве, обеспечивающих взаимопонимание, эффективное взаимодействие, обязательность и точность реализации цели и решения задач, ответственность за принятие решений, самостоятельность в выборе альтернатив, рациональность и прагматичность поступков, осознание эффективных коммуникаций как профессиональной ценности и т.д.
Таким образом, подготовка педагога - профессионального коммуникатора, продекларированная в государственных документах, отражающих политику в области образования (в т.ч. ФГОС ВО по направлению Педагогическое образование, будет эффективной, если:
- понимание процесса развития коммуникативного потенциала будущего педагога найдет в полной мере отражение в государственных документах;
- понимание и принятие значимости идеи развития коммуникативнго потенциала будущего педагога в инновационном образовательном пространстве станет основой для разработки и внедрения организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность коммуникативных знаний, результативность коммуникативной деятельности и принятие профессиональной коммуникации как профессиональной ценности;
- коммуникативное инновационное образовательное пространство будет отвечать требованиям общества, государства и личностным запросам будущего педагога, обеспечит ему развитие и конкурентоспособность в педагогическом сообществе;
- педагог будет идентифицировать себя профессиональным коммуникатором и принимать на себя социальную роль, связанную с обучением и воспитанием.
Решение названных задач возможно, если будет разработан прогнозный сценарий развития коммуникативного потенциала будущего педагога
в инновационном образовательном пространстве, который может быть представлен концептуальной программой-ориентиром, рассчитанной на период получения степени бакалавра и магистра по направлению Педагогическое образование, и дорожной картой педагога, обладающего коммуникативным потенциалом.
Библиографический список
1. Гендин А.М., Вощикова М.И., Палиева З.И. Вопросы прогнозирования и планирования развития личности. Красноярск: КГПУ, 1985. 164 с.
2. Закон «Об образовании в Российской Федерации» 2012 г. URL Ь|Нр://умнаяшкола.рф/ wiki/edu/education_law/statya3.osnovnieprinc ipigosudarstvennoipolitikiipravovogoregulirova niyaotnosheniivsfereobrazovaniya/
3. Кельней М.С. О методологии социального прогнозирования // Философия образования. 2008. № 2.
4. Классический университет - инновационные школы: стратегические перспективы взаимодействия / под ред. Г.Н. Прозументовой. Томск: Томский государственный университет, 2008. 262 с.
5. Программа развития системы непрерывного педагогического образования в России на 2001-2010 годы. Приказ № 1818 от 24.04.2001.
6. Рогова А.В. Воспитание человека культуры в контексте философско-педагогической мысли русского зарубежья первой половины ХХ в.: монография. Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2004. 146 с.
7. Собкин В.С., Иванова А.И., Скобельцина К.Н. Отношение родителей дошкольников к школьному образованию // Педагогика. 2012. № 4.
8. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р).
9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата). 2015.