УДК 37.018.46 ББК Ч47л0
Клавдия Гомбожаповна Эрдынеева,
доктор педагогических наук, профессор, Забайкальский государственный университет (Чита, Россия), e-mail: [email protected] Елена Ивановна Свириденко, Приморский краевой институт переподготовки и повышения квалификации работников образования (Владивосток, Россия), e-mail: [email protected]
Системный подход в становлении устойчивости к коммуникативному стрессу учителя в процессе повышения квалификации
Обсуждается проблема становления устойчивости учителя к коммуникативному стрессу, с позиций системного анализа построена модель становления устойчивости учителя к коммуникативному стрессу. Представлены особенности кадрового обеспечения в регионе. Отмечается, что модернизация школьного образования в регионе не обеспечивает решение проблем профессионально-личностного развития педагога. Охарактеризованы особенности модернизации системы повышения квалификации. Коммуникативный стресс актуализирован как сопутствующий фактор профессиональной деятельности учителя. Проведённое исследование показало, что коммуникативные стрессоры оказывают максимальное влияние на уровни устойчивости учителя. Показаны последствия гендерной и возрастной асимметрии педагогов. Изложена сущность системного подхода в становлении устойчивости учителя к коммуникативному стрессу. Совместный рефлексивный анализ образовательного пространства представлен как ресурс цивилизационного развития и механизм развития устойчивости учителя к коммуникативному стрессу.
Ключевые слова: системный подход, модернизация школьного образования, становление, устойчивость, коммуникативный стресс, учитель, повышение квалификации.
Klavdia Gombozhapovna Erdyneeva,
Doctor of Pedagogy, Professor, Zabaikalsky State University (Chita, Russia), e-mail: [email protected] Elena Ivanovna Sviridenko, Primorsky Regional Institute of Retraining and Improvement of Educators’ Qualification (Vladivostok, Russia), e-mail: [email protected]
Systematic Approach to the Development of Communicative Stress Resistance in the Process of Improving Teachers’ Qualifications
The article discusses the problem of the teachers’ resistance to communicative stress, presents a model of developing resistance to communicative stress from the standpoint of the systematic analysis and describes the situation with the teaching staff in the region. It notes that the modernization of school education in the region does not solve the problem of teachers’ professional and personal development.
The article describes the features of modernizing professional development. Communicative stress is a factor that accompanies the teaching career. The study shows that communicative stressors have a maximum impact on the levels of teachers’ stress resistance. The paper highlights the effects of gender and age asymmetry on teachers and the essence of the systematic approach to the development of the teachers’ resistance to communicative stress. The joint reflective analysis of the educational space is presented as a resource of civilized development and a mechanism of developing teachers’ resistance to communicative stress.
Keywords: systematic approach, school education modernization, formation, resistance, communicative stress, teacher, professional development.
© К. Г. Эрдынеева, Е. И. Свириденко, 2012
111
В настоящее время существование стресс-факторов в профессиональной деятельности педагога не ставится под сомнение и достаточно широко обсуждается в научной среде. Основной вектор модернизации системы образования направлен на обеспечение позитивной социализации, успешности в учёбе каждого ребенка. что усиливает интеллектуальный и гуманистический потенциал общества. Действительно. создание новой образовательной среды (в том числе сетевой), новые формы организации обучения; современные образовательные технологии; открытая информационно-образовательная среда; формирование у выпускников компетенций, соответствующих требованиям ФГОС; создание эффективных систем оценки качества образования, в том числе оценки индивидуальных достижений учащихся, - обеспечат повышение качества среднего образования. Кадровая политика направлена на подготовку педагога, мотивированного на непрерывное профессиональное совершенствование, инновационное поведение. В школе востребован учитель, способный овладеть технологиями, обеспечивающими индивидуализацию образования, достижение планируемых результатов.
К аттестации педагогических работников предъявляются серьёзные требования, в том числе в отношении к обеспечению непрерывности их профессионального развития. Реформа немыслима без проектирования и внедрения новых организационных моделей, трансформации механизмов финансирования; разработки и реализации сетевого образовательного процесса, дистанционного образования, индивидуальных образовательных программ; внедрения электронного мониторинга.
Традиционно считается, что решение проблем школьных учителей в первую очередь связано с повышением заработной платы. Однако средняя зарплата учителей приближена к средней рыночной зарплате в экономике.
Тем не менее, согласно результатам проведённого исследования, только 12 % студентов планируют работать в школе. В регионах требуется не менее 40 % учителей. В Забайкальском крае потребность в молодых специалистах в муниципальных образовательных учреждениях составляет в среднем 150 чел. в год [6]. С декабря 2011 года в Приморье осуществляется переподготовка и повышение квалификации для учителей, не имеющих педагогического образования.
Обеспокоенность вызывает гендерная и возрастная асимметрия педагогов. В Забайкалье наблюдается довольно высокий процент учителей предпенсионного и пенсионного возраста. Преобладание женского начала в гендерной психологии означает ориентацию молодого поколения на пассивность, отсутствие конфликтных ситуаций и вербальной агрессии, скромные запросы, отказ от разумной требовательности. Культивирование ценностей взаимоотношений, заботы и поддержки друг друга определяет функционирование в ущерб развитию [8].
Снижается уровень удовлетворённости учащихся и родителей качеством образования, профессионализмом педагогического состава. оставляет желать лучшего состояние здоровья учителей, условия его труда в сельской местности, проблема девиаций среди молодёжи, недостаточная индивидуализация обучения. Думается, что причина кризисного состояния обусловлена, прежде всего, чрезмерной рабочей нагрузкой, а также интеллектуальными и эмоциональными перегрузками учителя.
Всё это вызывает необходимость глубинного погружения в представления учителей о стратегии и тактике образовательной политики, в личностные смыслы педагога, в принятие им или отвержение ценностей, совместный рефлексивный анализ образовательного пространства как ресурса цивилизационного развития и механизма развития устойчивости учителя к коммуникативному стрессу.
Аморфность личных целей, страх неопределённых ситуаций (изобилие экспериментов, неупорядоченный документооборот, отсутствие стабильных учебников по всем предметам, непродуманная реструктуризация сельских школ, ЕГЭ, отсутствие согласованности в деятельности различных структур, негативное отношение, формируемое СМИ, к школе и учительскому труду, отсутствие правовой защиты учителя») порождает стресс-факторы, влияющие на формирование профессиональной устойчивости учителя. Основополагающей в работе педагога является устная коммуникация. Эффективность коммуникации определяется личностными особенностями субъектов образовательного процесса, механизмами фасцинации, особенностями категоризации оценочных суждений. Коммуникативная сфера обладает качественными структурными характеристиками, определяемыми её целевыми установками, социальными, экономическими,
культурными, образовательными и ментальнопсихологическими параметрами. Она включает все формы взаимововлечённости и взаимовлияния как в пределах образовательной системы государства, так и с мировым образовательным сообществом. Становление устойчивости учителя к коммуникативному стрессу - явление значимое, ёмкое и многогранное, поэтому существует возможность исказить его содержание за счёт логических ограничений при выборе методологического обоснования. Гиперриско-ванная атмосфера в образовательном пространстве создаётся в результате действия комплекса профессиональных стрессоров: загруженность работой и отсутствие возможности распоряжаться свободным временем; чувство высокой социальной, профессиональной, личностной ответственности; недостаток знаний современных информационно-коммуникативных технологий; проблемы, связанные с аттестацией профессионализма; эмоционально-напряжённые коммуникативные ситуации и др. Таким образом, коммуникативный стресс, как сопутствующий фактор профессиональной деятельности учителя, проявляется как в силу субъективных особенностей, так и объективных факторов. Стохастическая природа коммуникативного стресса отнюдь не означает поиск способов и механизмов прогнозирования вероятности его возникновения. Субъекты образовательного процесса, как часть природного мира, являются также носителями мира духовного, поэтому особое значение для них приобретают феномены духовно-ценностных ориентаций, культурных и личностных переживаний, поисков смысла. Разрушение позитивных традиций, утрата традиционных некогда мировоззренческих конструктов имеет деструктивный характер. Реализация государственной образовательной политики требует новых установок и сценариев, разработки мобильных инновационных моделей, алгоритмов, технологий, конструктивной их адаптации с учётом неоднозначности и многовариантности динамичных изменений. Системный подход к становлению устойчивости учителя к коммуникативному стрессу раскрывается в двух аспектах: во-первых, в контексте исследования коммуникативного стресса в профессиональной деятельности учителя; во-вторых, собственно целостного процесса становления устойчивости учителя к коммуникативному стрессу в процессе повышения квалификации.
Категориальное поле системы описывается в терминах целостности, подсистем, элементов, структуры, функций, связей, отношений [7, с. 112].
Однако осмысление системы как определённой целостности не ограничивается признаком взаимодействия рассматриваемого множества элементов. Согласно идеям П. К. Анохина, значимость приобретает избирательный характер вовлечения и взаимосодействие компонентов, определяющих полезный результат [1; 2; 3; 5].
Системный подход при исследовании становления устойчивости учителя к коммуникативному стрессу предполагает изучение уровней развития каждого компонента профессиональной деятельности учителя.
Деятельность как специфический инструмент изменения, преобразования мира посредством овладения и развития культуры полифункциональна [5, с. 136-137]. Поэтому профессиональная деятельность учителя может рассматриваться как ценность, как универсальный базис коммуникативной реальности; как предмет управления коммуникативными отношениями на основе фиксированных принципов; предмет моделирования на основе условий и методов оптимальной реализации профессиональной деятельности. Поэтому интерес с позиции стрессогенности представляют управленческие, экономические, нормативноправовые факторы, личностные качества, средства и содержание педагогической коммуникации, особенности коммуникации субъектов образовательной деятельности в контексте психологической безопасности и реализация внутренних ресурсов индивидуального опыта и потенциала партнёров по общению, способы организации совместной рефлексивной коммуникации [9].
Рассматриваемые компоненты представляют структурные единицы, взаимодействие которых между собой и с внешней средой создаёт качественные особенности и отражает сущность становления устойчивости учителя к коммуникативному стрессу, поскольку каждый из названных компонентов в состоянии вызвать когнитивные, эмоционально-волевые нарушения и дезинтеграцию личности в целом.
На наш взгляд, базовым - системообразующим, то есть необходимым, компонентом модели становления устойчивости учителя к коммуникативному стрессу, без которого она
не может устойчиво функционировать, является проектно-целевой компонент. Оптимизирующими элементами системы, которые обеспечивают устойчивое функционирование модели, является содержательный, инновационнотехнологический, оценочно-регулятивный.
Таким образом, система становления устойчивости учителя к коммуникативному стрессу рассматривается как структурное целое множества компонентов базовых и оптимизирующих компонентов, в котором отсутствуют «разрывы» или неадекватность связей между ними, как целенаправленная и самоорганизующаяся система, способная в процессе своего функционирования изменять свою структуру, т. е. осуществлять коррекцию личностнопрофессионального развития педагога.
Сущность системного подхода в становлении устойчивости учителя к коммуникативному стрессу можно изложить в следующих трёх принципиальных позициях:
- становление устойчивости учителя к коммуникативному стрессу следует рассматривать как целостность;
- изучая отдельные качества модели становления устойчивости учителя к коммуника-
тивному стрессу или её компонентов, следует анализировать качественные новообразования;
- модель становления устойчивости учителя к коммуникативному стрессу и любой её компонент изучается в их взаимодействии с внешней средой на основе анализа социальной, политической, экономической ситуации в стране, регионе; анализа изменения потребностей общества в образовательных услугах; финансового обеспечения системы повышения квалификации; анализа состояния ресурсных возможностей государства, вуза, ИППК; анализа социального и материального положения потребителей образовательных услуг; анализа качества выполнения предоставляемых услуг; анализа и оценки инновационной обстановки образовательного пространства; анализа и оценки конкурентоспособности системы повышения квалификации в регионе, его инновационного потенциала; анализа и оценки уровня сетевого сотрудничества; анализа и сравнительной оценки систем повышения квалификации России и зарубежных стран.
Реализация модели становления устойчивости учителя к коммуникативному стрессу предусматривает три этапа анализа (рис. 1).
Рис. 1. Схема анализа становления устойчивости учителя к коммуникативному стрессу
1. Анализ модели становления устойчивости учителя к коммуникативному стрессу осуществляется в соответствии с требованиями социального заказа, т. е. потребностями и ожиданиями общества к личности учителя, его субъектной позиции, в высококвалифицированном учителе с высоким уровнем устойчивости к коммуникативному стрессу.
2. Анализ основного процесса предполагает анализ содержания, методов, форм профессиональной подготовки учителя на соответствие результата требованиям социального заказа.
3. Анализ условий, механизмов и факторов обеспечения оптимизации профессиональной подготовки учителя в контексте его профессиональной устойчивости к коммуникативному стрессу.
Базовые «ценности образования» выступают в качестве системного явления в развитии личности учителя, её профессиональной, правовой, этической ответственности в соответствии с национальными «стандартами». Рассматриваемая модель становления устойчивости учителя к коммуникативному стрессу, по нашему мнению, предоставляет в полной мере детерминацию как средой различия, так и детерминацию требованиями деятельности. Коммуникативная деятельность учителя в условиях модернизации образования ориентирована не на трансляцию набора знаний, а на развитие креативности, творческой деятельности, овладение способами создания нового в процессе разработки образовательного проекта, моделирования коммуникативной ситуации, прогнозирования возможных последствий своих решений и действий, организации поиска альтернатив, разработки новых траекторий к достижению цели. В процессе обучения познавательная активность школьников сосредоточена на выявлении тех или иных проблем и возможности принимать решения самостоятельно, используя поисковую активность. Поэтому возникает необходимость развития у них навыков к идентификации и диагностике проблемы, выявлении её специфики в условиях неопреде-лённости. В этом случае существующее состояние напряжения, обусловленное намерениями, потребностями субъектов учения и обучения, направляется на переживание событий. Так, формируются качества личности, позволяющие достойно переносить интеллектуальные, эмоциональные перегрузки. Аксиологическим детерминантом модели становления устойчи-
вости учителя к стрессу может являться его экологическая составляющая, поскольку в фокусе проектирования технологий процессами личностно-профессионального развития оказывается обеспечение безопасности личности. В напряжённых коммуникативных ситуациях условиями безопасности личности является синергетическое соответствие технологий управления общечеловеческим ценностям, информационное обеспечение субъекта образовательной деятельности, позволяющее диагностировать и прогнозировать коммуникативную реальность. Дефицит научной информации порождает не только обыденную оценку профессиональных действий, но и снижает уровень профессионального сознания в целом, в связи с чем возникает необходимость освоения механизмов управления стресс-рисками в образовательной среде, в качестве реально применяемых механизмов управления которыми может быть названо: обеспечение перспективных механизмов оценок стресс-факторов; преодоление ограниченности существующих моделей; активное использование банка данных о критических ситуациях в переподготовке учителей в контексте становления их устойчивости к коммуникативному стрессу; обеспечение внутреннего и внешнего обмена данными посредством социальной сети; внедрение в процедуры планирования личностнопрофессионального развития учителя стресс-диагностики; предоставление информации об определении толерантности субъекта к коммуникативному стрессу; разработка программ личностного роста на случай непредвиденных обстоятельств на основании ряда стресс-факторов в условиях образовательной среды.
В таком контексте следует более подробно рассмотреть влияние коммуникативного стресса на образовательные процессы, поскольку в условиях глобализации социальный мир человека имеет информационно-коммуникативный характер. Информационный поток требует не только проникновения в смысл информации, но и предполагает взаимодействие с виртуальным миром. Инфо- и телекоммуникационные технологии, сетевые отношения в образовательном пространстве обеспечивают контакты с основными мировыми сетями профессионального образования, что позволяет не только ознакомиться с мировыми тенденциями в области инноваций, но и влиять на их создание как на международном, так и на национальном уровне.
Таким образом, избранный системный подход представляет собой методологическую ориентацию, которая направлена на интеграцию системно-проблемного познания и эффективного решения проблемы выявления условий и факторов становления устойчивости учителя к ком-
муникативному стрессу в условиях повышения квалификации. Это позволяет более продуктивно и целенаправленно приводить все стороны функционирования модели в соответствии с целями модернизации высшего образования и реальными потребностями общества, конкретного региона.
Список литературы
1. Анохин П. К. Общие принципы формирования защитных приспособлений организма // Вестник АМН СССР. 1962. № 4. С. 16-26.
2. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем // Медицина. 1975. С. 448.
3. Анохин П. К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем // Наука. 1978. С. 49-106.
4. Анохин П. К. Идеи и факты в разработке теории функциональных систем // Психиатр. журн. 1984. № 2. Т. 5. С. 107-118.
5. Блауберг И. В., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Системный подход в современной науке // Проблемы методологии системных исследований. 1970. С. 7-48.
6. Каталог статистических изданий Забайкалкрайстата на 2012 год: сайт Забайкалкрайста-та. URL: http://www.chita.gks.ru: (дата обращения: 16.02.2012).
7. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. М.: Энциклопедия, 2006. 441 с. С. 112.
8. Эрдынеева К. Г., Попова Н. Н. Гендерология: учеб. пособие. Чита: ЧитГУ, 2006. 168 с.
9. Эрдынеева К. Г., Попова Р Э. Становление профессиональной стрессоустойчивости будущего специалиста по АФК. Чита: ЧитГУ, 2009. 215 с.
10. Эрдынеева К. Г., Малышев Е. А., Макарова Т. Б. Бизнес-образование как основной ресурс обеспечения развития региона в современных условиях (на примере Забайкальского края) // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина: науч. журн. Т. 6. Экономика. 2012. № 1. С. 205-213.
Spisok literatury
1. Anohin P. K. Obwie principy formirovanija zawitnyh prisposoblenij organizma // Vestnik AMN SSSR. 1962. № 4. S. 16-26.
2. Anohin P. K. Ocherki po fiziologii funkcional'nyh sistem // Medicina. 1975. S. 448.
3. Anohin P. K. Principial'nye voprosy obwej teorii funkcional'nyh sistem // Nauka. 1978. S. 49-106.
4. Anohin P. K. Idei i fakty v razrabotke teorii funkcional'nyh sistem // Psihiatr. zhurn. 1984. № 2. T. 5. S. 107-118.
5. Blauberg I. V., Sadovskij V N., Judin Je. G. Sistemnyj podhod v sovremennoj nauke // Prob-lemy metodologii sistemnyh issledovanij. 1970. S. 7-48.
6. Katalog statisticheskih izdanij Zabajkalkrajstata na 2012 god: sajt Zabajkalkraj-stata. URL: http://www.chita.gks.ru: (data obrawenija: 16.02. 2012).
7. Filosofskij slovar' / pod red. I. T. Frolova. M.: Jenciklopedija, 2006. 441 s. S. 112.
8. Jerdyneeva K. G., Popova N. N. Genderologija: ucheb. posobie. Chita: ChitGU, 2006. 168 s.
9. Jerdyneeva K. G., Popova R. Je. Stanovlenie professional'noj stressoustojchivosti buduwego specialista po AFK. Chita: ChitGU, 2009. 215 s.
10. Jerdyneeva K. G., Malyshev E. A., Makarova T. B. Biznes-obrazovanie kak os-novnoj resurs obespechenija razvitija regiona v sovremennyh uslovijah (na primere Zabaj-kal'skogo kraja) // Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushki-na: nauch. zhurn. T.6. Jekonomika. 2012. № 1. S. 205-213.
Статья поступила в редакцию 03.05.2012 г.