Научная статья на тему 'Коммуникативная компетентность в подготовке учителя'

Коммуникативная компетентность в подготовке учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1282
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ПОЛИКУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / КОММУНИКАТИВНЫЕ СУБКОМПЕТЕНЦИИ / EDUCATION / MULTICULTURAL-EDUCATIONAL SPACE / COMPETENCE BUILDING APPROACH / COMPETENCE / COMMUNICATIVE COMPETENCY / COMMUNICATIVE CULTURE / COMMUNICATIVE SUB-COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аухадеева Л. А., Аухадеев А. Э.

Статья посвящена проблеме совершенствования образования и коммуникативной подготовки современного педагога с позиции компетентностного подхода как базовой стратегии развития общего и профессионального образования в России. Коммуникативная компетентность педагога рассматривается как «метакомпетентность», как «интеграл» профессиональной компетентности педагога, конкретное выражение коммуникативной культуры личности в ее профессиональной значимости. На основе анализа содержания профессиональной подготовки учителя определена структура коммуникативной компетентности и выделены пять групп субкомпетенций: философская, общенаучная, культурологическая, психолого-педагогическая, технологическая, включающие гуманистическую, этическую, аксиологическую, акмеологическую и др. субкомпетенции. Целенаправленное формирование коммуникативной компетентности рассматривается как обязательное условие повышения качества профессиональной подготовки современного педагога и одно из ведущих направлений модернизации педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Communicative Competency in Teacher Training

The article deals with the problem of updating of education and communicative training of the modern teacher from the perspective of competence building approach, as a basic development strategy of general and professional education in Russia. Communicative competency of the teacher is considered as "metacompetency", an "integral" of professional competency of the teacher, a specific expression of personal communicative culture in the professional significance. Based on the content analysis of the teacher's professional training, the structure of communicative competency was determined; five groups of sub-competences were distinguished: philosophical, general scientific, culturological, psychological-pedagogical, technological, including humanistic, ethic, axiological, acmeological and other sub-competences. Task-oriented formation of communicative competency is considered as an essential condition for quality improvement of professional training of the modern teacher and as one of the leading directions of pedagogical education updating

Текст научной работы на тему «Коммуникативная компетентность в подготовке учителя»

УДК 378

Л.А.Аухадеева, А.Э.Аухадеев КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ

Статья посвящена проблеме совершенствования образования и коммуникативной подготовки современного педагога с позициикомпетентностного подхода как базовой стратегии развития общего и профессионального образования в России. Коммуникативная компетентность педагога рассматривается как «метакомпетентность», как «интеграл» профессиональной компетентности педагога, конкретное выражение коммуникативной культуры личности в ее профессиональной значимости.На основе анализа содержания профессиональной подготовки учителя определена структура коммуникативной компетентности и выделены пять групп субкомпетенций: философская, общенаучная, культурологическая, психолого-педагогическая, технологическая, включающие гуманистическую, этическую, аксиологическую, акмеологическую и др. субкомпетенции. Целенаправленное формирование коммуникативной компетентности рассматривается как обязательное условие повышения качества профессиональной подготовки современного педагога и одно из ведущих направлений модернизации педагогического образования.

Ключевые слова; образование, поликультурно-образовательное пространство, компетентностный подход, компетенция, коммуникативная компетентность, коммуникативная культура, коммуникативные субкомпетенции.

LAAuhadeeva, А.Е. AuhadeevCOMMUNICATIVE COMPETENCY IN TEACHER TRAINING

The article deals with the problem of updating of education and communicative training of the modern teacher from the perspective of competence building approach, as a basic development strategy of general and professional education in Russia. Communicative competency of the teacher is considered as "metacompetency", an "integral" of professional competency of the teacher, a specific expression of personal communicative culture in the professional significance. Based on the content analysis of the teacher's professional training, the structure of communicative competency was determined; five groups of sub-competences were distinguished: philosophical, general scientific, culturological, psychological-pedagogical, technological, including humanistic, ethic, axiological, acmeological and other sub-competences. Task-oriented formation of communicative competency is considered as an essential condition for quality improvement of professional training of the modern teacher and as one of the leading directions of pedagogical education updating.

Keywords: education, multicultural-educational space, competence building approach, competence, communicative competency, communicative culture, communicative sub-competences.

Наш XXI век объявлен ЮНЕСКО «веком образования», и пришло осознание того, что благосостояние людей и наций будет определяться наукой и образованием. Во всем мире меняются приоритеты образования, определяются общемировые и европейские тенденции его развития и признается ведущее значение гуманитарного образования [1].

Мировая цивилизация переживает настоящий «образовательный бум», вызванный рождением «информационного общества», революцией в технике, технологиях, экономике, изменившимся пониманием прав, свобод и ответственности личности. Человек становится подлинным субъектом посредством активной коммуникативной деятельности с другими «Я», культурами, самим собой, обретает собственный образ, определяет жизненную стратегию [2].

Глобализация как общепланетарное явление, затрагивающее все сферы бытия, актуа-ли-зировала вопрос о глобальном образовании в поликультурном образовательном пространстве, ведущим механизмом функционирования которого является педагогическая коммуникация. Сегодня образование функционирует как поликультурно-образовательное пространство -особая сфера вхождения индивидуального сознания в мировое общественное сознание, диалога культур, менталитетов на основе гармонии, интеграции, человеческого единения, и формирования готовности к личностно-профессиональному совершенствованию [3].

Для современного общества совершенствование образования является одним из ведущих условий его прогрессивного развития.

Приоритетным направлением модернизации российского образования является повышение качества общего и профессионального образования, и, в первую очередь, педагогического образования, определяющего эффективность и учебно-воспитательный потенциал всей образовательной системы страны. Необходимость повышения качества общего и профессионального образования обусловлена рядом факторов, в числе которых: вхождение в единое образовательное пространство; глобализация как общепланетарное явление;

постиндустриальное информационное общество; компетентностный подход как базовая стратегия развития общего и профессионального образования и др.

Основателем компетентностного подхода некоторые исследователи считают Аристотеля, который изучал возможности состояния человека, обозначаемого греческим "atere"- «сила, которая развивалась и совершенствовалась до такой степени, что стала качеством личности».

Становление компетентностного подхода в образовании связано с введением в научный аппарат теории языка (Н.Хомский, Р.Уайт) понятий «компетенция» (английское «competence» -достаток, состоятельность), «коммуникативная компетентность» и разработкой содержания понятия «социальные компетенции-компетентности» [4].

Как отмечает немецкий исследователь УтеКлемент, «привлекательность» термина «компетенция» в сравнении с термином «квалификация» состоит в его «открытом и всеобъемлющем значении»: «если «квалификация» описывает функциональное соответствие между требованиями рабочих мест и специальной целью образования, то компетентность должна включать возможность действовать адекватно ситуации в широких областях» [5].

Джон Равен разрабатывает 37 компетентностей, отмечая, что одни из них могут относиться к интеллектуальной, другие к эмоциональной сфере, что они могут заменять друг друга, и представляют собой «мотивированные способности». Он определяет компетентность как специфическую способность необходимую для выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающую узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия [6].

Сущность компетентностного подхода анализируется в трудах В.И.Байденко, Э.Ф.Зеера, И.А Зимней, Г.И.Ибрагимова, Н.В.Кузьминой, АК.Марковой, А.В.Хуторского и др.) предлагаются версии методологических оснований компетентностной модели качества высшего профессионального образования, ведется поиск наиболее значимых, ключевых компетентностей-компетенций и др.

Ключевые компетентности - это те обобщенно представленные основные компетентности, которые обеспечивают нормальную жизнедеятельность человека в социуме. Профессиональные и учебные компетентности и формируются, и проявляются в этих видах деятельности. Социальные компетентности, характеризуют взаимодействие человека с миром, социумом, другими людьми. Важно отметить, что в самом широком смысле все компетентности социальны, поскольку все они формируются и проявляются в социуме, и они социальны по своему содержанию.

Совет Европы (1996) назвал пять групп ключевых компетенций, которыми должны владеть «молодые европейцы» для оптимальных межкультурных, социальных, общественно-политических и межличностных коммуникаций. Это - политические и социальные компетенции; компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе; компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией; компетенции связанные с возрастанием информатизации общества; компетенции в сфере непрерывного образования [7].

Это определяет интегрирующее значение коммуникативной компетенции, обеспечивающей самые важные стороны общей жизненной и профессио-нальной компетентности молодого поколения, и подтверждает наше представление о коммуникативной компетентности, как способности войти в глобальную сферу образовательного, профессионального и социокультур-ного коммуникативного пространства [8].

Профессионально-педагогическая компетентность учителя определяется с разных теорети-ческих позиций и предстает как сложное, целостное явление, имеющее множество специфичных для педагогической деятельности сущностных граней. Так, например, А.К.Маркова, исследуя профессиональную компетентность учителя, выделяет специальную, социальную, личностную, индивидуальную компетентность и определяет группы умений для решения профессионально-педагоги-ческих задач, которые всегда являются коммуникативными задачами (В.АКан-Калик); Л.М. Митина, акцентируя внимание на социально-психологическом и коммуникативном аспекте профессиональной компетентности учителя, выделяет две подструктуры: деятельностную и коммуникативную [9].

Более детальный поиск ключевой компетенции приводит к коммуникативной компетенции, как самой востребованной во всех видах педагогической деятельности, и инвариантной составляющей социальной компетенции специалиста, определяющей

взаимодействие личности с социумом. Социальная компетентность личности реализуются через различные виды и формы коммуникации, коммуникативную деятельность в единстве трех ее сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной, и является, по сути, коммуникативной компетентностью.

В нашем исследовании коммуникативная компетентность понимается как: многомерное полифункциональное явление, включающее когнитивную, мотивационную, этическую, социальную, поведенческую и технологическую составляющие; инвариантный компонент профессиональной компетентности, интегрирующий все педагогические компетенции; средство и условие всестороннего воспитания и профессионально-личностного формирования и саморазвития будущего учителя; основная, интегральная характеристика качества профессиональной подготовки современного специалиста. Она включает личностные качества и профессиональные умения в области культуры мышления, речи, культуры взаимодействия, эмоциональной культуры и др. Это дает основание рассматривать коммуникативную компетентность педагога как ключевую, как «метакомпетентность», как «интеграл» профессиональной компетентности педагога.

Вероятно, коммуникативная компетентность имеет такое интегрирующее значение для отдельных компетенций всех видов профессионального образования. Однако ее особое значение для педагогической профессии определяется ролью учителя в развитии материальной и духовной культуры общества. В этом отношении коммуникативная компетентность в педагогической профессии приобретает определенное новое качество, превращающее ее в коммуникативную культуру. Коммуникативная культура учителя понимается как высший уровень и гуманистическое качество коммуникативной компетентности. Коммуникативная компетентность становится коммуникативной культурой, обретая уровень и качество, соответствующие современной культурологической гуманитарной стратегии: гуманистическую направленность, внепрагматическую духовную ценность, творческое содержание, проявляющиеся в гуманотворчестве личности учителя [10].

Формирование коммуникативной компетентности (специалиста) педагога - сложный многокомпонентный процесс, в котором главное - формирование гуманистического коммуникативного ядра личности, предполагающего достижение такого уровня отражения любого человека, отношения к нему и поведения, когда он воспринимается как самая большая ценность (А.А. Бодалев).

Для определения возможностей формирования коммуникативной компетентности современного учителя в процессе вузовской подготовки было необходимо проанализировать государственный стандарт высшего педагогического образования. Для анализа образовательного стандарта были выделены четыре методологических подхода: философский подход связан с представлениями о сущности коммуникации как об универсальном явлении, формирующем общественное и индивидуальное сознание в процессе трудовой деятельности людей, и современных противоречивых тенденциях развития глобальных мировых коммуникативных процессов; культурологический подход обусловлен актуальностью гуманитарной стратегии развития материальной и духовной культуры, противостоящей современным глобальным противоречиям. При этом коммуникативной культуре отводится роль фундамента, на котором строится и благодаря ее гуманистической направленности позитивно развивается вся совокупность материальной и духовной культуры общества [11]; общенаучный системный подход связан с представлениями об индивидуальной коммуникативной культуре личности как о сложной самоорганизующейся системе, находящейся в глобальном коммуникативном пространстве и развивающейся по синергетическим механизмам, взаимодействуя с окружающими коммуникативными системами - другими личностями или более сложными социальными институтами (структурами); психолого-педагогический подход связан с развитием теории и практики формирования коммуникативной культуры в свете современных достижений психолого-педагогических наук, с акцентом на активной деятельной, субъектной позиции личности в своем саморазвитии и самореализации под влиянием педагогической среды и социума.

Анализ содержания профессиональной подготовки учителя позволяет создать системное представление о коммуникативной компетентности, раскрывая ее сложную структуру, представляющую собой, с одной стороны, «интеграл» в структуре общей профессиональной компетентности педагога, с другой, - сложную систему коммуникативных «субкомпетенций».

В нашем исследовании определена субкомпетентностная структура коммуникативной компетентности современного педагога и выделены пять групп субкомпетенций: философская (определяющая осознанный уровень коммуникативной компетентности, выражающийся в понимании сущности коммуникации и значения коммуникативной культуры в личностно-профессиональном развитии будущего специалиста); общенаучная, (определяющая системный подход к технологиям развития коммуникативной компетентности и личности специалиста по кибернетическим и синергетическим механизмам);культурологическая (определяющая современное культуроло-гическое содержание коммуникативной компетентности как области культуры и включающая гуманистическую и этическую субкомпетенции); психолого-педагогическая (определяющая подход к формированию коммуникативной компетентности с позиций современных достижений психолого-педагоги-ческих наук и включающая аксиологическую, акмеологическую, деятельностную и др. субкомпетенции); технологическая (определяющая техническую, практико-ориентированную сторону коммуникативной компетентности, включающая речевую, информационно-технологическую и др. субкомпетенции).

Коммуникативная компетентность аккумулирует в себе культуру общения, речи, поведения и взаимоотношений, рефлексию, культуру межнационального общения, определяет возможности вхождения в поликультурно-образовательноепространство, формирования толерантности, адекватной культурной чувствительности, успешность межкультурной коммуникации, является основой для формирования межкультурной компетентности. Все это определяет важность целенаправленного формирования коммуникативной компетентности педагога.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

- в условиях гуманизации общества эффективность системы образования определяется коммуникативной культурой «учительства» как главного субъекта целостного педагогического процесса, обеспечивающего сохранение и передачу гуманистических ценностей, идеалов и традиций от поколения к поколению;

- в основе коммуникативной культуры педагога лежит его коммуникативная компетентность, интегрирующая сложно структурированный состав педагогических компетенций;

- коммуникативная составляющая является инвариантным компонентом целостного педагогического процесса, условием реализации всех функций и задач педагогической деятельности и лич-ностно-профессионального развития учителя. Это определяет общественную, профессиональную и личностную значимость коммуникативной компетентности современного педагога;

- целенаправленное, системное формирования коммуникативной компетентности будущего учителя в процессе вузовской подготовки является приоритетным направлением его профессионально-личностного развития и одним из ведущих направлений модернизации профессионального педагогического образования.

1. Novikov A.M. PostindustriaTnoeobrazovanie. - M.: Izdatel'stvo «Jegves», 2008. - 136 s.

2. Borisenkov V.P. Globalizacijaisovremennoepolikul'turnoeobrazovanie / V.P. Borisenkov, O.V. Gukalenko, AJa. Daniljuk // Slavjanskajapedagogicheskajakul'tura. -2006. - № 5. - S. 5 - 9.

3. Auhadeeva L. A.

Kommunikativnajakul'turabudushhegouchiteljakakob#ektsistemnogoissledo-vanija. -Kazan': KGU, 2006. - 164 s.

4. White R.W. Motivation reconsidered: The concept of competence // Psychological review. - 1959. - № 66.

5. Ute C. Kompetenzentwicklung in der beruflichenBilduns. Leske+Budrich / S. Ute, A. Rolf. - Opeade, 2002.

6. Raven Dzh. Kompetentnost' v sovremennomobshhestve. Vyjavlenie, razvitieirealizacija / Per. s angl. - M. Kogito-Centr, 2002. - 396s.

7. HutmacherWalo. Key competencies for Europe / WaloHutmacher // Report of Symposium Berne, Switzerland 27-30 March 1996. Council for cultural Co-operational (CDCC) a // Secondary education for Europe. - Strasburg, 1997.

8. Auhadeeva L. A. Kommunikativnyjaspektprofessional'nojpodgotovkiuchitelja: monografija / L.A.Auhadeeva. - M.; VINITI, 2012. - 162 s.

1. Новиков

А.М.

Постиндустриальное образование. - М.: Издательство «Эгвес», 2008. - 136 с.

2. Борисенко в В.П. Глобализация и современное поликультурное образование / В.П. Борисенков, О.В. Гукаленко, А.Я. Данилюк / / Славянская педагогическая культура. - 2006. - № 5. - С. 5 - 9.

3. Аухадеева

Л. А.

Коммуникативная культура будущего учителя как объект системного исследования. -Казань: КГУ, 2006. -164 с.

4. White R.W. Motivation

reconsidered: The concept of competence / / Psychological review. - 1959. - № 66.

5. Ute C. Kompetenzentwicklun g in der beruflichen Bilduns.

Leske+Budrich / С. Ute, A. Rolf. - Opeade, 2002.

6. Равен Дж. Компетентность в современном обществе.

Выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. - М. Когито-Центр, 2002. - 396с.

7. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe / WaloHutmacher // Report of Symposium Berne, Switzerland 2730 March 1996. Council for cultural Co-operational (CDCC) a // Secondary education for Europe. -Strasburg, 1997.

8. Аухадеева Л. А. Коммуникативный аспект

профессиональной подготовки учителя: монография /

Л.А.Аухадеева. - М.; ВИНИТИ, 2012. - 162 с.

9. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя / Л.М. Митина. - М.: Издат. Центр «Академия», 2004. -320 с.

9. Mitina L.M. Psihologijatrudaiprofessional'nogorazvitijauchitelja / L.M. Mitina. -M.: Izdat. Centr «Akademija», 2004. - 320 s.

10. Auhadeeva L.A.

Kommunikativnaj akul'turapedagogakakfaktorpovyshenij akachestvaobrazovanij a/ L.A. Auhadeeva // Filologijaikul'tura. Philology and culture. 2012. №1 (27). Str. 226 - 230.

11. AuhadeevA.Je.

Kommunikativnajakul'turaprepodavateljakakusloviepovyshenijakachestvaprofessional'nog oobrazovanija/A.Je. Auhadeev, P.P. Pavlov, A.P. Solov'eva, T.P. Naumova //VestnikKazanskogogosudarstvennogojenergeticheskogouniversiteta. 2014. № 22. S. 346-350.

10. Аухадее ва Л.А. Коммуникативная культура педагога как фактор повышения качества образования/ Л.А. Аухадеева // Филология и культура. Philology and culture. 2012. №1 (27). Стр. 226 - 230.

11. Аухадее в А.Э. Коммуникативная культура

преподавателя как условие повышения качества

профессионального образования/А.Э. Аухадеев, П.П.

Павлов, А.П.

Соловьева, Т.П.

Наумова //Вестник Казанского государственного энергетического университета. 2014. № 22. С. 346350.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.