ГОТОВНОСТЬ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА К ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ КОММУНИКАЦИЯМ
READINESS OF FUTURE TEACHER FOR PROFESSIONAL COMMUNICATION
И.И. Барахович, М.И. Шилова I.I. Barakhovich, M.I. Shilova
Готовность к коммуникативной деятельности, уровень готовности, персонально-идентификационный, профессионально-коммуникативный, инновационно-коммуникативный, инновационное образовательное пространство, критерии и показатели развития коммуникативного потенциала педагога. В статье раскрывается понятие готовности будущего педагога к педагогическим коммуникациям в инновационном образовательном пространстве. Дается представление готовности на персонально-идентификационном, профессионал ьно-коммуникативном, инновационно-коммуни-кативном уровнях. Сформулированы и обоснованы критерии и показатели развития коммуникативного потенциала педагога на каждом из обозначенных уровней.
Readiness for communicative activity, level of readiness, personal-identification, professional-communicative and innovative-communicative levels, innovative educational space, criteria and indicators of development of teachers> communicative potential.
The article reveals the understanding of readiness of a future teacher for pedagogical communication in innovative educational space. It provides an overview of readiness at personal-identifica-tion, professional-communicative and innovative-communicative levels. The criteria and indicators of the development of teachers' communicative potential are revealed at each level.
Проблема формирования готовности будущего педагога к профессиональным коммуникациям, заключающейся в умении взаимодействовать в реальной образовательной практике, имеющей инновационные характеристики, становится все более актуальной.
Готовность к определенной деятельности, в том числе и взаимодействию в социуме, в образовательном пространстве сегодня рассматривается как личностный ресурс (коммуникативный потенциал) педагога [Ломакина, 2011]. В то же время сформировавшаяся готовность специалиста к занятию той или иной деятельностью есть содержательный потенциал личности, организации, учреждения, команды и т. д., в которую включается данный специалист.
Ряд исследователей рассматривают готовность к тому или иному виду деятельности с точки зрения ее функций (Е.П. Ильин, Т.К. Клименко, Б.Ф. Ломов, Л.С. Нерсеян, Б.Л. Покровский и др.) и определяют ее «как особое длительное или кратковременное активно-действенное состоя-
ние» [Ломакина, 2011, с. 63]. Другие (И.А. Колесникова, Н.Д. Левитов, Б.З. Мильнер, А.П. Панфилова, A.A. Смирнов, М.И. Шилова) рассматривают готовность к деятельности как интегральное личностное образование, включающее в себя различные компоненты. Подчеркивается, что психологическая готовность к взаимодействию в образовательном пространстве уже сама по себе является определенным уровнем коммуникативного потенциала будущего педагога и предопределяет успешность его развития [Ломов, 1999].
Под готовностью к той или иной деятельности мы будем понимать интеграцию личностно-знаниевого, деятельностного, ценностного компонентов активно-действенного состояния, обеспечивающего эффективное функционирование личности.
Интегральным качеством личности, определяющим готовность к той или иной деятельности, является личностная и профессиональная направленность [Веер, 2003]. Б.Ф. Ломов отводит направленности роль побудительной системы, кото-
<
m
Щ
I %
С и
о
ь
X
к
W m H
и
Рч
<
о ^
о о ^ h о Q
£
W H
S о
Рч
w
о §
X
«
«
и w
V
S
ь
l-ч
<с
ri w с
« S
д
H
и
W PQ
рая определяет избирательность отношений и степень активности личности, её мотивацию [Ломов, 1999]. Мотивация выполняет несколько функций: побудительную (определяющую степень активности); направляющую (определяющую векторы взаимодействия в инновационном образовательном пространстве); личностной значимости (определяющую перспективы личности во взаимодействии). Ценностные ориентиры будущего педагога - профессионального коммуникатора: коммуникативная компетентность; самостоятельность в принятии решений; ответственность за результат; оценка деятельности со стороны партнеров; продвижение во взаимодействии, стабильность отношений с партнерами и т. д.
В связи с тем что современный педагог должен отвечать (в первую очередь) требованиям, заложенным в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего педагогического и общего образования, которые названы «общественным договором» и «конвенциональной нормой» [Кондаков, 2010, с. 18], становится понятным выдвижение на ключевые позиции в ФГОС ВПО коммуникативных компетенций. Развитие коммуникативного потенциала будущего педагога является залогом его коммуникативной компетентности в профессиональном взаимодействии с «инаковыми», разнопорядковыми субъектами с целью гармонизации связей в разноуровневых пространствах профессиональных взаимодействий и порождения новых смыслов и ценностей в решении профессиональных задач, требований социума.
Готовность взаимодействовать со всеми субъектами инновационного образовательного пространства определяется знаниями в области коммуникативных дисциплин, включенностью в активную коммуникативную деятельность (коммуникативной интенцией), ценностным отношением к педагогическим коммуникациям. Кроме того, исследователи подчеркивают необходимость формирования умений участвовать в дискуссиях, обобщать информацию, находить противоречия в рассуждениях участников взаимодействия, четко и грамотно формулировать вопросы к собеседнику и т. д. в процессе обучения каждой дисциплине учебного плана подготовки педагога. Подчеркивается, что «целенаправленное форми-
рование коммуникативной компетентности будущих учителей дает повышение качества их математической подготовки» [Кириллова, Шкерина, 2011].
Готовность будущего педагога взаимодействовать в инновационном образовательном пространстве может проявляться в рамках следующих ее уровней: персонально-идентификационном (распознавание внутренних возможностей, целей, ценностей, мотивов взаимодействия); профессионально-коммуникативном (способности, возможности их реализации в профессиональной педагогической деятельности); инновационо-коммуникативном (способности, возможности создавать новое знание, новые связи, распознавать новые источники развития, быть конкурентным в инновационном сообществе).
На персонально-идентификационном уровне предполагается:
- осознание будущим педагогом социальной роли при вхождении во взаимодействие с одним субъектом, группой, командой и т. д.;
- осознание будущим педагогом себя членом различных сообществ и освоение социальных установок;
- видение субъектом другого, иного как продолжение себя самого, наделение его своими чертами, чувствами, желаниями;
- постановка субъектом себя на место другого, что проявляется в виде погружения, перенесения индивидом себя в пространство другого человека и приводит к усвоению его личностных смыслов. Это позволяет моделировать своё смысловое поле, обеспечивать процесс взаимопонимания и вызывает содействующее поведение. Н. Коперник говорил: «Я нахожу свое не в себе самом (его во мне видят другие), а вовне меня - существующее в собеседнике, в природе...» [Цит. по: Кабрин, 2011, с. 88]. Психологической основой идентификации является формирующаяся в совместной деятельности готовность субъекта чувствовать, переживать, действовать в отношении другого (иного) так, как если бы этим другим являлся он сам [Психология...,1990]. Подчеркивая эту мысль, Л.С. Выготский писал: «Мы сознаем себя, потому что мы сознаем других, и тем же самым способом, каким мы сознаем других, потому что мы сами в отношении себя
являемся тем же самым, чем и другие в отношении нас. Я сознаю себя только постольку, поскольку я собственные рефлексы могу вновь воспринимать как новые раздражители [Выготский, 1982, с. 96]. Исследователи (В.И. Кабрин, Г.Н. Прозу-ментова и др.) отмечают, что основа построения коммуникативной личности (как образа будущего) есть «осмысление человеком своего духовного мира, постижение своего характера, своих привязанностей и склонностей, своих достоинств и недостатков, своих целей и мотивов, воззрений на мир, человека, природу. Момент, когда человек обращается к себе, является началом и итогом самопознания» [Прозументова, 2013]. Все это реализуется в процессе внутриличностной коммуникации (проявления в коммуникации - переживания, мысли, чувства и пр.). Дальнейшее развитие образ будущего получает в ходе общения с другими, т. е. в процессе межличностной коммуникации. Идентичность будущего педагога как профессионального коммуникатора проявляется в его профессиональном выборе (цели, ценности, мотивы); его готовности к профессиональным взаимодействиям (коммуникациям); готовности осваивать и создавать коммуникативные пространства и связи внутри них.
Профессионально-коммуникативный уровень коммуникативного потенциала будущего педагога понимается нами как обладание системой связей (внутригрупповых, межгрупповых, корпоративных и т. д.) в инновационном образовательном пространстве, способствующей реализации государственных стандартов профессионального образования. На данном уровне будущий педагог выступает как профессиональный коммуникатор, обладающий:
- знаниями в области межличностных, межперсональных отношений и взаимодействий; законов продвижения информационных потоков; законов, норм и правил вербального и невербального взаимодействия; создания и взаимодействия в инновационном образовательном пространстве и т. д.;
- умениями адекватно воспринимать, понимать и принимать своеобразие личности, чувствовать другого, сопереживать, владеть механизмами убеждения, заражения, внушения, инициировать благоприятный психологический климат,
«моделировать» собеседника и его коммуникативное пространство, с помощью слова осуществлять психотерапию общения и т. д.;
-технологиями и техниками активного слушания, запоминания, создания и произнесения педагогических текстов (устных и письменных), ведения диалога в дискуссиях, дебатах, полемике, формулировке вопроса, аргументации, невербального воздействия;
- системой связей в ориентированном образовательном пространстве;
- способностью решать коммуникативные задачи, опираясь на личный опыт, приобретенный в обучении, в процессе взаимодействия в социуме; на приобретенные и присвоенные знания и сформированные умения. Необходимо привести слова П.Г. Щедровицкого: «На мой взгляд, есть одна ключевая компетенция, которую имело бы смысл пообсуждать, а именно принятие решений» [Щедровицкий, 2004, с. 70].
Инновационно-коммуникативный уровень характеризует систему притязаний будущего педагога в конкурентном образовательном пространстве, обеспечивающих рейтинг его собственных возможностей и готовность эффективно взаимодействовать с субъектами образования; продвижение в развитии коммуникативного потенциала самого будущего педагога и реализацию его прагматических целей. Будущий педагог характеризуется владением способами получения информации из альтернативных источников (СМИ, Internet); способами освоения образовательного пространства иного уровня; способами взаимодействия с инаковыми, разнопорядковыми субъектами; способами презентовать собственную инновационную деятельность и достижения; способностью конкурировать в различных профессиональных сообществах и группах по интересам и т. д. Развитие коммуникативного потенциала будущего педагога основывается на сформированных системах коммуникативных интенций, связях личности в специально организованном образовательном пространстве, её притязаниях в конкурентном коммуникативном пространстве, выходе за пределы специально организованного образовательного пространства. Развитие коммуникативного потенциала будущего педагога в инновационном об-
<С
ч
с m
о
ь
к Щ
w m н о
Рч <
о ^ о о
о я
2S
W
н S о
Рч
W
0
1
к %
о
W V S
ь
1-4
<с п
W
с
S
X
н и
щ м
разовательном пространстве предопределено ориентирами развития самого инновационного образовательного пространства: государственно-нормативным вектором, личностно-целевым, социально-регулятивным. Уровень развития коммуникативного потенциала будущего педагога позволяет ему осваивать и создавать инновационное образовательное пространство на основании присвоения индивидом коллективного опыта, концептуального видения собственных целей, интенций, способов для нового витка развития коммуникативного потенциала, создавать новые знания, способы деятельности, новые технологии и техники.
Будущий педагог, идентифицирующий себя обладателем коммуникативного потенциала, способным взаимодействовать в инновационном образовательном пространстве, характеризуется:
- сформированной системой коммуникативных интенций в инновационном образовательном пространстве, отражающей роль говорящего как участника коммуникации и конкретную цель его высказываний. Инициатор коммуникации, как правило, ставит цель, формулируя намерение оказать воздействие; формулируя интенцию довести информацию до адресата. Необходимо учитывать исходные знания партнера; коммуникативная интенция в языке выражается глаголами: адресовать, благодарить, верить, возражать, грозить, диктовать, извиняться, комментировать, любить, намекать, обещать и др.;
- сформированной системой ценностей (общение, «другодоминантность», взаимопонимание, сочувствие, сотрудничество, партнерство, эффективная речь как ценность);
- сформированной системой мотивов готовности к взаимодействию как внутреннему побуждению личности к активности в совместной деятельности, взаимопониманию, сотрудничеству, связанной с эффективностью педагогических коммуникаций.
Таким образом, готовность к коммуникативной деятельности, профессиональным коммуникациям определяется содержательной наполненностью личностно-знаниевого, деятельностного, ценностного компонентов, активно-действенного состояния педагога во взаимодействии со всеми субъектами образовательного процесса, обеспе-
чивающего как его эффективное функционирование, так и наиболее качественное освоение профессионального образовательного стандарта.
Библиографический список
1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / под ред. А.Р. Лурия, М.Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1982. Т.1: Вопросы теории и истории психологии. 488 с.
2. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учеб. пособие. М.: Изд-во Моск. психол.-социальногоин-та; Воронеж: МОДЭК, 2003. 328 с.
3. Кабрин В.И. Транекоммуникация: преобразование жизненных миров человека / под ред.
B.И. Кабрина. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 2011. 386 с.
4. Кириллова H.A., Шкерина Л.В. О комплексе задач как средстве формирования коммуникативной компетентности будущих учителей в процессе их математической подготовки // Вестник К ГПУ им. В.П. Астафьева. 2011. № 3 (17), т. 1: Психолого педагогические науки.
C. 129-132.
5. Кондаков А.М. Федеральный государственный стандарт общего образования и подготовка учителя // Педагогика. 2010. № 5. С. 18-29.
6. Ломакина Э.Н. Профессиональная направленность как механизм психологической готовности к профессиональной деятельности студентов // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 10. С. 63-71.
7. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1999. 350 с.
8. Прозументова Г.Н. Управление инновациями в социальной сфере: направления и потенциал // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2013. № 4 (26). С. 38-52.
9. Психология: словарь / под общ. ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М., 1990. 494 с.
10. Щедровицкий П.Г. Педагогика развития: условия целеполагания и результативности: материалы конференции «Педагогика развития» / отв. за вып. Б.И. Хасан; Краснояр. гос. ун-т. Красноярск, 2004. С. 70-82.