Научная статья на тему 'Основные положения системы мониторинга профессиональной готовности студентов к коммуникативно-речевому развитию дошкольников-билингвов'

Основные положения системы мониторинга профессиональной готовности студентов к коммуникативно-речевому развитию дошкольников-билингвов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PROFESSIONAL TRAINING / PROFESSIONAL READINESS / COMMUNICATIVE AND LANGUAGE DEVELOPMENT / MONITORING / COMPETENCE APPROACH / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ / МОНИТОРИНГ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Неонила Вячеславовна

Цель. В статье рассмотрены основные положения разработки системы мониторинга профессиональной готовности будущих педагогов дошкольного образования. Метод или методология проведения работы. Представленные в статье положения системы мониторинга профессиональной готовности студентов к коммуникативно-речевому развитию детей-билингвов по профилю «Дошкольное образование» проанализированы на основе принципов: соответствия содержания подготовки общим и дисциплинарным целям профессиональной подготовки; единства его содержательной и процессуальной сторон; структурного единства содержания; направленности его содержания на реализацию системного, личностного, деятельностного, полисубъектного (диалогического), культурологического подходов. Результаты. Изучены и обобщены некоторые научно-практические аспекты, дано научное обоснование организационно-методического обеспечения мониторинга профессиональной готовности будущих педагогов к коммуникативно-речевому развитию дошкольников-билингвов. Область применения результатов. Образовательная система Высших учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Неонила Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUMMARY OF MONITORING SYSTEMS PROFESSIONAL READINESS OF STUDENTS TO COMMUNICATIVELY-SPEECH DEVELOPMENT IN PRESCHOOLERS BILINGUAL

Purpose. The article describes the main provisions of the monitoring system of professional readiness of the future teachers of pre-school education. Methodology. Presented in the paper position monitoring system of professional readiness of students to develop communicative speech bilingual children in the profil «Preschool education» are analized based on the principles: compliance with the general content of the training and disciplinary purposes of vocational training; Unity of its substantive and procedural right; structural integrity of the contents; orientation of its content for the implementation of the system, the personal, the activity, polysubject (Dialogic), cultural approaches. Results. We studid and summarized some of the theoretical and practical aspects, given the scientific substantiation of organizational methods of monitoring of professional readiness of the future teachers to the communicative and language development of preschool children bilingual. Practical implications. Еducational system of higher education.

Текст научной работы на тему «Основные положения системы мониторинга профессиональной готовности студентов к коммуникативно-речевому развитию дошкольников-билингвов»

DOI: 10.12731/2218-7405-2015-10-35 УДК 378.016:[81'242+81.246.2]-053.4

основные положения системы мониторинга профессиональной готовности студентов к коммуникативно-речевому развитию дошкольников-Билингвов

Иванова н.в.

Цель. В статье рассмотрены основные положения разработки системы мониторинга профессиональной готовности будущих педагогов дошкольного образования.

метод или методология проведения работы. Представленные в статье положения системы мониторинга профессиональной готовности студентов к коммуникативно-речевому развитию детей-билингвов по профилю «Дошкольное образование» проанализированы на основе принципов: соответствия содержания подготовки общим и дисциплинарным целям профессиональной подготовки; единства его содержательной и процессуальной сторон; структурного единства содержания; направленности его содержания на реализацию системного, личностного, деятельностного, полисубъектного (диалогического), культурологического подходов.

результаты. Изучены и обобщены некоторые научно-практические аспекты, дано научное обоснование организационно-методического обеспечения мониторинга профессиональной готовности будущих педагогов к коммуникативно-речевому развитию дошкольников-билингвов.

Область применения результатов. Образовательная система Высших учебных заведений.

ключевые слова: профессиональная подготовка; профессиональная готовность; коммуникативно-речевое развитие; мониторинг; компетентностный подход.

SUMMARY OF MONITORING SYSTEMS PROFESSIONAL READINESS OF STUDENTS TO COMMUNICATIVELY-SPEECH DEVELOPMENT IN PRESCHOOLERS BILINGUAL

Ivanova N.V.

Purpose. The article describes the main provisions of the monitoring system of professional readiness of the future teachers of pre-school education.

Methodology. Presented in the paper position monitoring system of professional readiness of students to develop communicative speech bilingual children in the profil «Preschool education» are analized based on the principles: compliance with the general content of the training and disciplinary purposes of vocational training; Unity of its substantive and procedural right; structural integrity of the contents; orientation of its content for the implementation of the system, the personal, the activity, polysubject (Dialogic), cultural approaches.

Results. We studid and summarized some of the theoretical and practical aspects, given the scientific substantiation of organizational methods of monitoring ofprofessional readiness of the future teachers to the communicative and language development of preschool children bilingual.

Practical implications. Еducational system of higher education.

Keywords: professional training; professional readiness; communicative and language development; monitoring; competence approach.

Реформирование высшей школы, динамично меняющиеся социально-экономические и социокультурные условия развития современного общества обусловили необходимость разработки системы мониторинга профессиональной готовности студентов к коммуникативно-речевому развитию дошкольников-билингвов. Как справедливо отмечено в приказе Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г № 544н, профессиональная подготовка будущих педагогов должна быть переориентирована на новые реалии системы образования -потребность в профессионалах, готовых к переменам, мобильных, способных к нестандартным трудовым действиям, ответственных и самостоятельных в принятии решений, а главное «постоянно, демонстрирующих своим ученикам умение учиться». Важность разработки общих подходов к мониторингу профессиональной готовности будущих педагогов дошкольного образования подчеркнута в нормативных и правовых актах Российской Федерации (Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 года «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года», Закон Чувашской Республики «О языках в Чувашской Республике», Федеральный закон № 273-Ф3 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», Профессиональным стандарт Педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель), утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от «18» октября 2013 г. № 544н, ФГОС дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г, №1155 и др.).

Научно-методическую основу мониторинга профессиональной готовности к коммуникативно-речевому развитию дошкольников-билингвов составили традиционные и инновационные концепции профессиональной подготовки педагогов в гуманитарных вузах. В частности -компетентностный, личностно-ориентированный, культурно-антропологический, системно-оптимизационный, аксиологический, личностно-деятельностный, акмеологический, системно-целостный подходы, концепция системной диагностики качества образования, концепция гуманитарной экспертизы образования, методы прогнозирования и др.

По-мнению Н.В. Ивановой профессиональная подготовка подразумевает целенаправленный, систематический и управляемый процесс, результатом которого является формирование профессиональной готовности в составе профессионально значимых компетентностей педагога в области развития речи дошкольников-билингвов [12]. Данное понимание профессиональной подготовки в нашем исследовании становится ключевым. Поэтому мониторинг профессиональной готовности будущих педагогов к коммуникативно-речевому развитию дошкольников-билингвов в вузе должен быть ориентирован не только на усвоенные ими профессиональные компетенции, но и на профессионально значимые личностные качества, которые являются неотъемлемыми составляющими профессиональной готовности или профессионализма. Понятие «профессиональная готовность» в научной литературе используется для выражения предъявляемых требований к педагогу. Наряду с этим понятием используется и термин «профессиональная пригодность». По-нашему мнению, профессиональная готовность педагога является центральным понятием, выражающим конечную цель образования, и представляет собой сложное, системное, целостное образование, результат взаимодействия всех педагогических систем, функционирующих в высшей школе [8].

Использование компетентностного подхода в современном высшем образовании усиливает акцент на результатах обучения.

Признанный авторитет в области модернизации европейского образования [1], проведя анализ различных определений понятия «результаты обучения», рекомендует выявлять результаты профессиональной подготовки, связанные с достижениями самого обучающегося. Поэтому, система мониторинга качества профессиональной готовности будущих педагогов к коммуникативно-речевому развитию детей в условиях билингвизма должна быть ориентирована на достигнутые успехи самим студентом, а не с целями обучения, которые обусловлены намерениями преподавателя.

Компетентностный подход профессиональной подготовки будущих педагогов заставляет нас отказаться от традиционных способов мониторинга результатов обучения, которые учи-

тывают набор дидактических единиц и количество часов. В системе мониторинга профессиональной готовности будущих педагогов должны быть использованы методы, ориентированные на компетенции, которые должны быть у них сформированы.

Таким образом, разрабатывая основные средства, методы и пути мониторинга профессиональной готовности будущих педагогов к коммуникативно-речевому развитию дошкольников в условиях диалога культур необходимо перенести акцент с содержания подготовки на результат.

В проекте TUNING выделено два вида результатов обучения: минимальные требования и ожидаемые результаты обучения. Приведем примеры, иллюстрирующие использование ком-петентностного формата для представления ожидаемых результатов обучения по ФГОС ВПО направления 050100 Педагогическое образование профиль «Дошкольное образование». Так, обучающийся может продемонстрировать культуру мышления, способность к обобщениям, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК); способность анализировать мировоззренческие, социально- и личностно значимые философские проблемы (ОК 2); способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК 3); готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК 14); способность выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК 11) и др. [2; 3; 5].

В соответствии с современным пониманием качества образования и концепцией гуманитарной экспертизы его результатов, мониторинг профессиональной готовности будущих педагогов к коммуникативно-речевому развитию детей-билингвов будет направлен на определение динамики профессионально-личностного роста студентов, с учетом их особенностей, отношения к будущей профессии, достигаемого результата и коррекцию содержательно-технологического обеспечения в их профессиональной подготовке.

За основу проектирования мониторинга профессиональной готовности будущего педагога к коммуникативно-речевому развитию детей-билингвов мы взяли пятикомпонентную профессионально обусловленную структуру личности:

1) направленность личности (установки, мотивы, интересы, желания, ожидания и пр.);

2) профессиональная компетентность (знания, умения, навыки или компетенции);

3) личностные качества (рефлексивность, креативность, внимательность, наблюдательность, решительность, толерантность, контактность, самостоятельность, трудолюбие и др.);

4) профессионально значимые психофизиологические свойства (энергетизм, нейротизм, экстравертированность, зрительно-двигательная координация, реактивность и т.д.);

5) билингвальная компетентность (совокупность коммуникативных и языковых компетенции родного и неродного языков).

Основными критериями сформированности у студентов профессиональной компетентности становятся когнитивный, мотивационно-аффективный и поведенческий.

Мониторинг профессиональной готовности будущих педагогов к коммуникативно-речевому развитию детей-билингвов реализуется на двух уровнях: внутреннем и внешнем. Внутренний уровень предполагает мониторинг профессиональной готовности внутри вуза и базируется на следующих критериях: уровень педагогической рефлексии студента и их самообразование; мотивы овладения педагогической профессией; удовлетворенность образовательным процессом; профессионально-личностный рост; востребованность научно-исследовательских работ студентов в образовательно-воспитательной сфере вуза и региона; развитие социокультурной среды вуза. Внешний уровень мониторинга направлен на изучение: 1) востребованности системы дошкольного образования региона в профессионально-подготовленных педагогах к коммуникативно-речевому развитию детей-билингвов, 2) показателей конкурентоспособности и мобильности выпускников на рынке образовательных услуг и в педагогической деятельности.

В соответствии с требованиями к организации контроля и оценки, соблюдение которых считается необходимым в контексте ориентированного на результат компетентностного подхода, система мониторинга профессиональной готовности будущего педагога к коммуникативно-речевому развитию дошкольников-билингвов содержит адекватные методы контроля и оценивающего материала на стадии формулирования результатов. Важнейшим условием мониторинга является комплексность и функциональность традиционных форм контроля (текущий, рубежный, промежуточный и итоговый).

Мониторинг качества профессиональной подготовки ориентирован на решение следующих задач: 1) контроль с помощью набора оценочных средств за процессами приобретения студентами знаний, умений, навыков, общих и профессиональных компетенций; 2) управление процессом профессионального обучения.

Выбор отдельных традиционных и инновационных форм контроля осуществляется в соответствии с технологией преподавания дисциплин, стилями преподавания и практической возможностью реализации тех или иных форм контроля. Так, система мониторинга уровня профессиональной готовности будущих педагогов к коммуникативно-речевому развитию детей-билингвов подразумевает следующие традиционные формы контроля - устный опрос (зачет, экзамен, собеседование, коллоквиум и др.), письменные работы (эссе, контрольные работы, доклады, рефераты, тесты, курсовые работы, научно-учебные отчеты по практикам, отчеты по НИРС и др.), с помощью технических средств контроля. Очень популярны инновационные оценочные средства: портфолио, презентация, рубежные аттестационные тесты, тесты практических умений, анкетные обследования и некоторые другие средства. Указанные виды контроля используются как комплексно, так и самостоятельно, как особые виды контроля. Хорошим подспорьем для оценки профессиональной готовности будущих педагогов к коммуникативно-речевому развитию детей-билингвов является реализуемая в вузе рейтинговая система оценки.

список литературы

1. Адам С. Результаты обучения: положение дел в Европе. Использование результатов обучения в контексте Болонского процесса. Болонский семинар Результаты обучения на основе высшего образования. - Эдинбург 2008, 21-22 февраля.

2. Иванова Н.В. Культурологический подход в профессиональной подготовке студентов к коммуникативно-речевому развитию дошкольников-билингвов // Вестник ЧГПУ им. Яковлева И.Я., 2015, №1 (85). С. 209-215.

3. Иванова Н.В. Национально-региональный компонент в профессиональной подготовке специалистов для билингвального образования дошкольников // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), Modern Research of Social Problems, №10(42), 2014. www.sisp.nkras.ru, 2014, № 10, С. 85-95. (Электронный научный журнал) http://joumal-s.org/index.php/sisp/article/view/1020149/pdf_786

4. Иванова Н.В. Научные аспекты профессиональной подготовки студентов к формированию билингвальной компетентности у дошкольников в поликультурной среде // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, 2013, №4 (80). Ч. 1.

5. Иванова Н.В. Общий подход к реализации национально-регионального компонента содержания профессиональной подготовки будущих специалистов для билингвального образо-

вания дошкольников // Современные проблемы науки и образования, 2014, № 5. [Электронный ресурс]. - Режим доступа - URL: http://www.science-education.ru/119-14923.

6. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

7. Профессиональный стандарт педагога. www.academy.edu.by/files/prof_standart_pedagoga.pdf

8. Сластенин В.А. Введение в педагогическую аксиологию. - М.: Академия, 2003.

9. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» // www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html

10. Закон Чувашской Республики от 30 июля 2013 года №50 // www.rg.ru/2013/08/16/chuvashiya-zakon50-reg-dok.html

11. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению 050100 Педагогическое образование профиль «Дошкольное образование». [Электронный ресурс]. - Режим доступа - URL: http: // www. petrsu.ru/Abit/doc_FG0S/050100.62.pdf

12. Ivanova N.V. Scientific and Methodic Basis for Monitoring of Professional Readiness of the Future Teachers to Communicative Language Development of Preschool Children in a Dialogue of Cultures Mediterranean Journal of Social Sciences. Vol. 6. No 2. №3 (2015). Рр. 50-56.

References

1. Adam C. Learning outcomes: the situation in Europe. The use of learning outcomes in the context of the Bologna process. Bologna Seminar Learning outcomes based higher education. Edinburgh 2008, February 21-22.

2. Ivanova N.V. National-regional component in vocational training for bilingual education preschoolers // Modern studies of social problems (electronic scientific journal), Modern Research of Social Problems, №10 (42) 2014: www.sisp.nkras.ru - 2014. № 10. Рр. 85-95. (electronic scientific journal) http://journal-s.org/index.php/sisp/article/view/1020149/pdf_786

3. Ivanova N.V. Cultural approach in training students for communicative and language development of preschool bilingual // Herald CSPU them. I.Y. Yakovlev. 2015. №1 (85). Рр. 209-215.

4. Ivanova N.V. Scientific aspects of training students in the formation of bilingual competence in preschool children in a multicultural environment // Bulletin of the Chuvash State Pedagogical University. I.Y. Yakovlev. 2013, №4 (80). Part 1.

5. Ivanova N.V. The general approach to the implementation of a national-regional component of the maintenance of vocational training of future specialists of bilingual education for preschool children // Modern problems of science and education, 2014, № 5. [Electronic resource]. - Access - URL: http://www.science-education.ru/ 119-14923.

6. Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation dated October 18, 2013 № 544n «On approval of the professional standard» Teacher «(educational activities in the field of preschool, primary general, basic general, secondary education) (tutor, teacher)».

7. Teacher professional standard. www.academy.edu.by/files/prof_standart_pedagoga.pdf

8. Slastenin V.A. Introduction to the pedagogical axiology. - Moscow: Academy, 2003.

9. Federal Law of the Russian Federation dated December 29, 2012 N 273-FZ «On Education in the Russian Federation» // www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html

10. Law of the Chuvash Republic on July 30, 2013 №50 // www.rg.ru/2013/08/16/chuvashiya-za-kon50-reg-dok.html

11. Federal State Educational Standard of Higher Professional Education (HPE GEF) towards the profile of 050100 Teacher Education «Preschool education». [Electronic resource]. - Access -URL: http: // www.petrsu.ru/Abit/doc_FG0S/050100.62.pdf

12. Ivanova N.V. Scientific and Methodic Basis for Monitoring of Professional Readiness of the Future Teachers to Communicative Language Development of Preschool Children in a Dialogue of Cultures Mediterranean Journal of Social Sciences. Vol. 6. No. 2. №3 (2015). Рр. 50-56.

данные об авторе

Пванова неонила вячеславовна, докторант, кандидат педагогических наук, доцент

Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева

ул. К. Маркса, д. 38, г. Чебоксары, 428000, Россия

[email protected]

SPIN-код в SCIENCE INDEX: 7762-2889

DATA ABOUT THE AUTHOR

Ivanova Neonila Vyacheslavovna, doctoral candidate, candidate of pedagogical sciences, Associate Professor

Chuvash I. Yakovlev State Pedagogical University 38, Karl Marx Str., Cheboksary, 428000, Russia [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.