Научная статья на тему 'Национально-региональный компонентв профессиональной подготовке специалистов для билингвального образования дошкольников'

Национально-региональный компонентв профессиональной подготовке специалистов для билингвального образования дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / КОМПЕТЕНЦИЯ / NATIONAL-REGIONAL COMPONENT / TRAINING / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Неонила Вячеславовна

Цель: В статье рассмотрены некоторые аспекты реализации содержания национально-регионального компонента при профессиональной подготовке будущих специалистов дошкольного образования. Метод или методология проведения работы: Применяемые в исследовании методологические принципы: системный подход, личностный, деятельностный, полисубъектный (диалогический), культурологический, этнопедагогический. В соответствии с логикой научного исследованияработапредставляет собой комплекс теоретических и эмпирических методов, сочетание которых дает возможность с наибольшей достоверностью исследовать объект изучения (методы изучения педагогического опыта, методы теоретического исследования). Результаты:Изучение научно-педагогического опыта реализации содержания национально-регионального компонента профессиональной подготовки специалистов для коммуникативно-речевого развития дошкольников в условиях многоязычия и диалога культур. Область применения результатов:Образовательная система Высших учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Неонила Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

National-regional component in the training ofspecialists for the bilingual education of preschool children

Purpose: The article deals with some aspects of the implementation of the content of the national-regional component in the training of future specialists of preschool education. Methodology: Used in the study of the methodological principles: a systematic approach, personality, activity, polysubject (dialogical), cultural, ethnopedagogical. In accordance with the logic of scientific research work is a set of theoretical and empirical methods, the combination of which gives you the opportunity to explore the most confident object of study (methods for the study of teaching experience, methods of theoretical research). Results: Study of research and teaching experience in the implementation of national and regional content component of professional training for communicative language development of preschool children in a multilingual context and the dialogue of cultures. Practical implications: Еducational system of higher education.

Текст научной работы на тему «Национально-региональный компонентв профессиональной подготовке специалистов для билингвального образования дошкольников»

DOI: 10.12731/2218-7405-2014-10-10 УДК 378.4

национально-региональный компонент в профессиональной подготовке специалистов для билингвального образования дошкольников

иванова Н.Б.

цель. В статье рассмотрены некоторые аспекты реализации содержания национально-регионального компонента при профессиональной подготовке будущих специалистов дошкольного образования.

Метод или методология проведения работы. Применяемые в исследовании методологические принципы: системный подход, личностный, деятельностный, полисубъектный (диалогический), культурологический, этнопедагогический. В соответствии с логикой научного исследования работа представляет собой комплекс теоретических и эмпирических методов, сочетание которых дает возможность с наибольшей достоверностью исследовать объект изучения (методы изучения педагогического опыта, методы теоретического исследования).

Результаты. Изучение научно-педагогического опыта реализации содержания национально-регионального компонента профессиональной подготовки специалистов для коммуникативно-речевого развития дошкольников в условиях многоязычия и диалога культур.

область применения результатов. Образовательная система Высших учебных заведений.

ключевые слова: Национально-региональный компонент; профессиональная подготовка; компетенция.

NATIONAL-REGIONAL COMPONENT IN THE TRAINING OF SPECIALISTS FOR THE BILINGUAL EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN

Ivanova N.V.

purpose. The article deals with some aspects of the implementation of the content of the national-regional component in the training of future specialists of preschool education.

Methodology. Used in the study of the methodological principles: a systematic approach, personality, activity, polysubject (dialogical), cultural, ethnopedagogical. In accordance with the logic of scientific research work is a set of theoretical and empirical methods, the combination of which gives you the opportunity to explore the most confident object of study (methods for the study of teaching experience, methods of theoretical research).

Results. Study of research and teaching experience in the implementation of national and regional content component ofprofessional training for communicative language development of preschool children in a multilingual context and the dialogue of cultures. practical implications. Еducational system of higher education. Keywords: National-regional component; training; competence.

В свете модернизации российского образования особую актуальность получают вопросы разработки инновационных технологий и подходов к профессиональному становлению студентов [11; 12] и их оптимальной готовности к решению целей и задач билингвального образования дошкольников [10] в условиях диалога культур и многоязычия.

Известно, что педагог - это ключевая фигура в образовательном процессе, особенно в становлении билингвальной личности. Поэтому любые реформы необходимо начинать с педагога, т.е. «в деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский). В связи с изменившимися условиями на смену морально устаревшим документам, регламентировавшим деятельность, пришел «профессиональный стандарт педагога» [3], который призван раскрепостить педагога, дать новый импульс его развития и стать успешным профессионалом своего дела.

В связи с отнесением дошкольного образования к первому уровню общего (федеральным законом № 273-Ф3 от 29.12.2012 «Об образовании в РФ») [1] появилась необходимость единого подхода к профессиональным компетенциям педагога дошкольного образования. Соответственно, введение нового профессионального стандарта педагога неизбежно влечет за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе. Стандарт предусматривает дополнение общенациональных рамок региональными требованиями, учитывающими социокультурные, демографические и прочие особенности данной местности, и внутренними стандартами образовательного учреждения в соответствии со спецификой реализуемых в данном учреждении образовательных программ. Мы считаем, что изменения в программе

подготовки будущих педагогов дошкольного образования должны исходить в соответствии с целями и задачами ФЦП «Русский язык»(2011-2015 гг.) [5], «Развитие образования» [4]. Следовательно, ключевыми профессиональными компетенциями становятся коммуникативная и языковая компетенции.

Известно, что национально-региональный компонент государственного стандарта образования должен обеспечивать координацию всех участников образовательного процесса в реализации поставленных целей. Она осуществляется посредством пакета документов, устанавливающих комплекс норм и требований, отражающих специфику региона на территории Чувашской республики.

Национально-региональный компонент образования реализуется в вариативной части ФГОС [6]. В каждом субъекте Российской Федерации он разрабатывается на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования в РФ. Национально-региональный компонент ГОС является основой объективной оценки уровня образования и квалификации учащихся независимо от форм получения образования.

Закон Чувашской Республики «О языках в Чувашской Республике» [2] и национально-региональный компонент государственного стандарта общего образования регламентируют изучение государственных языков Чувашской Республики во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях.

Федеральный компонент стандарта обеспечивает единство образовательного пространства в стране, включает образовательные области и базовые предметы общенационального и общекультурного значения и является обязательной частью содержания образования [6].

Национально-региональный компонент учебного плана - это часть содержания образовательного процесса, отражающая национальное или региональное своеобразие культуры [9].

Национально-региональный компонент предусматривает введение содержания, связанного с традициями региона. Он отвечает потребностям и интересам народов нашей страны и позволяет организовать занятия, направленные на изучение природных, социокультурных и экономических особенностей региона, национального (родного) языка и национальной литературы.

Подготовка будущих педагогов дошкольного образования для билингвального развития детей осуществляется в ФГБОУ ВПО «ЧГПУ им. И.Я. Яковлева» по направлению 050100 Педагогическое образование профиль «Дошкольное образование» в соответствии с ФГОС [6].

Стандарт определяет цели, функции, структуру, содержание национально-регионального компонента, объем учебной нагрузки и уровень подготовки учащихся в соответствии с потребностями и образовательной стратегией региона.

Учебный план подготовки студентов по указанному направлению предусматривает реализацию 29% компетенций в базовой части подготовки, 71% вариативной части, 33,7% от вариативной части составляют дисциплины по выбору, которые являются главными носителями национально-регионального компонента содержания.

Так, гуманитарный, социальный и экономический цикл включает такие дисциплины базовой части, как история, философия, иностранный язык, культура речи, экономика образования, что составляет 60%. Обязательные дисциплины вариативной части составляют 40%. Это образовательное право, педагогическая культурология, профессиональная этика. Дисциплины по выбору от вариативной составляют 50% - чувашский язык, история родного языка, чувашская художественная педагогическая культура, история и культура родного края. У будущих специалистов в рамках изучения дисциплин данного цикла формируются культура мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК 1); способность анализировать мировоззренческие, социально- и личностно-значимые философские проблемы (ОК 2); способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК 3); способность логически верно выстраивать устную и письменную речь (ОК 6); готовность к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК 7); готовность использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК 13); готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК 14); способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК 15); способность использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК 16); осознание социальной значимости своей будущей профессии, мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК 1); способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК 2); речевая профессиональная культура (ОПК 3); способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК 4); способность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК 6); готовность включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК 5); готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК 7);

способность к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК 10); способность выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК 11). Кроме того студенты овладевают одним из иностранных языков на уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников (ОК 10, ОПК 5).

Математический и естественнонаучный цикл включает следующие дисциплины базовой части: информационные технологии, основы математической обработки информации, естественнонаучная картина мира, что составляет 21%; обязательные дисциплины вариативной части (79%) - информационные и коммуникационные технологии в дошкольном образовании; дисциплины по выбору (от вариативной части 32%) - компьютерные игровые комплексы, компьютерное моделирование. При изучении данных дисциплин формируются ОК 1, ОК 3, ОК 4, ОК 6, ОК 8, ОК 9, ОК 10, ОК 11, ОК 12, ОПК 1, ПК 2, ПК 4, ПК 8 [6].

Профессиональный цикл включает следующие дисциплины базовой части - педагогика, психология, методика обучения и воспитания в области дошкольного образования, безопасность жизнедеятельности, возрастная анатомия, физиология и гигиена, основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста. При изучении данных дисциплин у студентов формируются следующие компетенции: ОК 11; ОПК 1; ОПК 2; ПК 2; ПК 4; ПК 6; ПК 7 [6]. Вариативная часть включает обязательные дисциплины, которые объединены в четыре модуля.

Так, Модуль 1: Психологические основы дошкольного образования содержит следующие дисциплины - Социальная психология, Детская психология, Детская практическая психология, Методология и методика психолого-педагогического исследования. Этот модуль ориентирован на формирование ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОПК 1, ОПК 4, ПК 3, ПК, ПК 6, ПК 8 [6].

Модуль 2: Педагогические основы дошкольного образования содержит такие дисциплины - сравнительная педагогика, этнопедагогика, основы специальной педагогики и психологии, семейная педагогика, дошкольная педагогика, педагогический практикум. Дисциплины данного модуля способствуют формированию ОК 14, ОПК 1, ОПК 2, ПК 3, ПК 4, ПК 5, ПК 6, ПК 7, ПК 8, ПК 9, ПК 10, ПК11 [6].

Модуль 3: Организационно-правовые основы дошкольного образования содержит такие дисциплины - моделирование образовательных программ, организация дошкольного образования, методическая работа в дошкольном образовательном учреждении. Изучение указанных дисциплин позволяет формировать у будущих специалистов следующие компетенции: ОК 13; ОПК 6; ПК 1; ПК 5; ПК 9 [6].

Модуль 4: Теории и методики дошкольного образования базируется на таких дисциплинах, как теория и технологии физического воспитания детей, теория и технологии развития речи детей, теория и технологии экологического образования детей, теория и технологии развития математических представлений у детей, теория и технологии развития детской изобразительной деятельности, теория и технологии музыкального воспитания детей, литературное образование дошкольников, практикум по изобразительной деятельности, практикум по музыкально-исполнительной деятельности (индивидуальное обучение)). У студентов формируются способность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК 6); способность реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК 1); готовность применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК 2); способность использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК 4); способность организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК 6); способность выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК 11) [6]. Изучая дисциплины по выбору (тренинг педагогического общения, психологический практикум, педагогическая имиджелогия, основы полемического мастерства, этнопсихология, этнопеда-гогизация процесса воспитания в дошкольном образовательном учреждении, педагогическая психология, психология семейных отношений, практикум по выразительному чтению, риторика, педагогика: инновационная деятельность, педагогическая антропология, психологическая диагностика развития детей, психолого-педагогическое сопровождение развития детей, история дошкольного образования, педагогическая диагностика развития детей, развитие у ребенка-дошкольника русской речи как неродной, развитие у ребенка-дошкольника чувашской речи как неродной, оценка качества дошкольного образования, подготовка ребенка к школе, психология материнства, развитие познавательной сферы дошкольников, педагогика раннего возраста, психология раннего возраста, инклюзивное образование в дошкольном образовательном учреждении, ранняя помощь детям с отклонениями в развитии) студенты приобретают способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК 3); способность логически верно выстраивать устную и письменную речь (ОК 6); готовность к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК 7); способность

работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК 9); готовность использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК 13); готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК 14); способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК 15); способность использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК 16); способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК 2); основы речевой профессиональной культуры (ОПК 3); способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК 4); способность реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК 1); готовность применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК 2); способность применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК 3); готовность включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК 5); готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК 7); способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК 9); способность к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК 10); способность выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК 11) [6].

Блок физическая культура формирует у студентов готовность использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптивных резервов организма и укрепления здоровья (ОК 5); готовность к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК 7); осознание социальной значимости своей будущей профессии, мотивации к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК 1); способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК 4); способность использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества

учебно-воспитательного процесса (ПК 4); готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК 7) [6].

Учебным планом предусмотрены следующие виды практик: Учебная и производственная, где студенты совершенствуют необходимые компетенции для профессиональной деятельности (ОПК 3, ОПК 5, ПК 3, ПК 8, ПК 9, ПК 10, ПК 11; ОПК 4, ОПК 6, ПК 1, ПК 2, ПК 3, ПК 4, ПК 5, ПК 6 ПК 7). Выполняемая студентами научно-исследовательская работа позволяет совершенствовать следующие компетенции: ОК 1, ОПК 6, ПК 3 [6].

Итоговая государственная аттестация предполагает выявление у студентов сформирован-ности следующих компетенций: ОК1, ОК6, ОК8, ОК12, ОК13, ОПК3, ОПК5, ОПК6, ПК2, ПК3, ПК8, ПК10 [6].

Таким образом, национально-региональный компонент содержания учебного плана подготовки бакалавров по профилю «Дошкольное образование» в Чувашской республике реализуется в полной мере. Учебный план отражает национальное и региональное своеобразие культуры (родной язык, литература, история, культура, образование, география региона и т.п.), обусловливающее особые потребности и интересы народов РФ, проживающих на территории субъекта Российской Федерации [7].

Итак, при разработке [14] современной и оптимальной технологии профессиональной подготовки студентов к развитию билингвальной личности с раннего детства в условиях диалога культур важно помнить о вариативности образования, а также учесть образовательные потребности учащихся, местные условия, возможности конкретного образовательного учреждения. Учет образовательных возможностей позволяет индивидуализировать (в том числе путем организации консультативной работы или выстроить «индивидуальный маршрут образования») обучение студентов в соответствии с особенностями их развития, состояния здоровья, интересов и склонностей. Кроме того, он позволяет реализовать новые формы и приемы организации образовательного процесса, обеспечивающие личностную ориентацию, включая организацию индивидуальной и групповой поисково-исследовательской работы и активно-двигательной деятельности учащихся.

Реализация национально-регионального компонента содержания образования способствует формированию личности выпускника как достойного представителя региона, умелого хранителя, пользователя и создателя социокультурных ценностей и традиций, обеспечивает гарантированное право на получение нормативных знаний о природе, истории, экономике и культуре Чувашской республики каждым учащимся, повышает статус образования как фактора развития региона; расширяет комплекс гуманитарных и естественнонаучных методов

познания; содействует формированию деятельностной структуры личности: познавательной,

коммуникативной, нравственной, трудовой, эстетической и физической; расширяет, углубляет

и конкретизирует знания, предусмотренные федеральным компонентом.

Список литературы

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 « Об образовании в Российской Федерации» // www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html

2. Закон Чувашской Республики от 30 июля 2013 года .№50 // www.rg.ru/2013/08/16/chuvashiya-zakon50-reg-dok.html

3. Профессиональный стандарт педагога // www.academy.edu.by/files/prof_standart_pedagoga. pdf

4. Федеральная целевая программа развития образования Российской Федерации на период до 2020 года // www.rg.ru/2011/03/09/obrazovanie-site-dok.html

5. Федеральная целевая программа «Русский язык» // gos-rus.ru/

6. Стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению 050100 Педагогическое образование профиль «Дошкольное образование» // www.petrsu.ru/Abit/ doc_FG0S/050100.62.pdf

7. Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М.: НМЦ СПО, 1999. 538 с.

8. Ворохова З. Национально-региональный компонент: разработка и реализация // Народное образование. 2000, № 6, С. 67-71.

9. Жеребило Т.В. Термины и понятия лингвистики: Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник. - Назрань: ООО «Пилигрим», 2011. 280 с.

10. Иванова Н.В. Билингвальное образование дошкольников // Современные проблемы науки и образования (электронный научный журнал). - М., 2013, № 4.

11. Иванова Н.В. Научные аспекты профессиональной подготовки студентов к формированию билингвальной компетентности у дошкольников в поликультурной среде // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева Чуваш. гос. пед. ун-т им. И.Я. Яковлева. - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т им. И.Я. Яковлева, 2013, №4 (1). С. 72-76.

12. Иванова Н.В. Профессиональная подготовка студентов к формированию билингвальной компетентности у дошкольников в поликультурной среде // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - М.: ИД «Академия Естествознания», 2013, № 6. С. 105-106.

13. Иванова Н.В., Смирнова И.В. Концепция профессиональной подготовки студентов к би-лингвальному образованию дошкольников // Фундаментальные исследования. - М.: ИД «Академия Естествознания», 2014, № 5 (2). С. 352-355.

14. Разработка национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов. Материалы семинара-совещания руководителей органов управления образования России. - М., 1996.

References

1. Federal'nyy zakon Rossiyskoy Federatsii ot 29 dekabrya 2012 g. N 273-FZ « Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» // www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html

2. Zakon Chuvashskoy Respubliki ot 30 iyulya 2013 goda №50 // www.rg.ru/2013/08/16/chuvashi-ya-zakon50-reg-dok.html

3. Professional'nyy standart pedagoga // www.academy.edu.by/files/prof_standart_pedagoga.pdf

4. Federal'naya tselevaya programma razvitiya obrazovaniya Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda // www.rg.ru/2011/03/09/obrazovanie-site-dok.html

5. Federal'naya tselevaya programma «Russkiy yazyk» // gos-rus.ru/

6. Standart vysshego professional'nogo obrazovaniya (FGOS VPO) po napravleniyu 050100 Peda-gogicheskoe obrazovanie profil' «Doshkol'noe obrazovanie» // www.petrsu.ru/Abit/doc_FGOS/ 050100.62.pdf

7. Vishnyakova S.M. Professional'noe obrazovanie [Slovar'. Klyuchevye ponyatiya, terminy, aktual'naya leksika]. - Moscow: NMTs SPO, 1999. 538 p.

8. Vorokhova Z. Natsional'no-regional'nyy komponent: razrabotka i realizatsiya [Narodnoe obrazovanie], no 6. (2000): 67-71.

9. Zherebilo T.V. Terminy i ponyatiya lingvistiki: Obshchee yazykoznanie. Sotsiolingvistika [Slovar'-spravochnik]. - Nazran': OOO «Piligrim», 2011. 280 p.

10. Ivanova N.V. Bilingual education of preschoolers [Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya (elektronnyy nauchnyy zhurnal)]. - Moscow, no. 4 (2013).

11. Ivanova N.V. Scientific aspects рrofessional training of undergraduates in forming billingual competence of preschoolers in multicultural environment [Vestnik ChGPU im. I.Ya. Yakovle-va Chuvash. gos. ped. un-t im. I.Ya. Yakovleva]. - Cheboksary: Chuvash. gos. ped. un-t im. I.Ya. Yakovleva, №4 (1) (2013): 72-76.

12. Ivanova N.V. Professional training of undergraduates in forming billingual competence of preschoolers in multicultural environment [Mezhdunarodnyy zhurnal prikladnykh i fundamental'-nykh issledovaniy]. - Moscow: ID «Akademiya Estestvoznaniya», № 6 (2013):105-106.

13. Ivanova N.V., Smirnova I.V. The concept of vocational training of students to communicative speech development of preschool children [Fundamental'nye issledovaniya]. - Moscow: ID «Akademiya Estestvoznaniya», № 5 (2) (2014): 352-355.

14. Razrabotka natsional'no-regional'nykh komponentov gosudarstvennykh obrazovatel'nykh stan-dartov [Materialy seminara-soveshchaniya rukovoditeley organov upravleniya obrazovaniya Rossii]. - Moscow, 1996.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Иванова Неонила Вячеславовна, докторант, кандидат педагогических наук, доцент

Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева

ул. К. Маркса, д. 38, г. Чебоксары, 428000, Россия

[email protected]

SPIN-код в SCIENCE INDEX: 7762-2889

DATA ABOUT THE AUTHOR

Ivanova Neonila Vyacheslavovna, doctoral candidate, candidate of pedagogical sciences, Associate Professor

Chuvash I. Yakovlev State Pedagogical University 38, Karl Marx Str., Cheboksary, 428000, Russia [email protected]

Рецензент:

Иванова Т.Н., доцент, кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.