Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КОГНИТИВНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТОВ САМООЦЕНКИ РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ'

РАЗВИТИЕ КОГНИТИВНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТОВ САМООЦЕНКИ РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
330
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООЦЕНКА / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / ОБУЧЕНИЕ В ШКОЛЕ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА / Я-КОНЦЕПЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мугаллимова Надежда Николаевна, Кожанов Владимир Виссарионович, Чапурин Михаил Николаевич

В статье представлены особенности развития когнитивного и эмоционального компонентов самооценки ребенка в процессе обучения в школе. В настоящее время современная система школьного образования и практика учебного процесса не должна ограничиваться формированием у личности школьника необходимых знаний и универсальных учебных действий, а трансформироваться в направлении развития глубинных процессов эмоциональной и когнитивной сферы. Наличие позитивного представления о себе как субъекте образовательной деятельности позволяет ученику испытывать чувство удовлетворенности от образовательного процесса, легко адаптироваться к условиям социума и преодолевать трудности в учебе. На успешность учебной деятельности влияют не столько когнитивные способности школьника сами по себе, а именно личностное отношение к своей учебной деятельности, в значительной степени определяющее личностное представление о своих возможностях. Личностная самооценка ребенка отражает степень его представления о самом себе как индивиде, как субъекте учебной деятельности и вызывает у него чувство самоуважения и ощущение собственной значимости, формируя у себя позитивное ценностное отношение к своей личности, способной преодолевать трудности и добиваться успеха. Негативная самооценка самого себя рождает самоотрицание себя как успешной личности и снижает уровень притязаний к своим возможностям и веру в реализацию своих способностей. Когнитивный и эмоциональный компоненты самооценки представляют собой синергетическую связь, с одной стороны, знаний о самом себе как субъекте образовательной деятельности, с другой, отношение к себе по результатам реализации собственной деятельности. В процессе самооценки данные компоненты связаны между собой и находятся в гармоничном единстве, когда один компонент не может существовать без другого. Как отмечают А.В. Захарова и Б.Ю. Худобина, специфика когнитивного и эмоционального компонентов в их многообразии проявляется через три уровня их сформированности: высокий, средний и низкий. Первый уровень означает высокую степень реалистичности самооценки ребенка, второй уровень соответствует средней степени проявления реалистичности самооценки, имеющей непоследовательный характер, ориентированной на мнения социального окружения и на анализ конкретных ситуаций за счет фактора влияния внешних условий, а также наличие самооценочных суждений как в проблематичных, так и категоричных формах отражения самооценки. Самый низкий уровень характеризуется степенью неадекватности самооценки, что обнаруживается в субъективном проявлении эмоций в своих действиях и поступках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мугаллимова Надежда Николаевна, Кожанов Владимир Виссарионович, Чапурин Михаил Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COGNITIVE AND EMOTIONAL COMPONENTS OF A CHILD'S SELF-ASSESSMENT IN THE PROCESS OF LEARNING AT SCHOOL

The article presents the features of the development of the cognitive and emotional components of the child's self-esteem in the process of learning at school. At present, the modern system of school education and the practice of the educational process should not be limited to the formation of the necessary knowledge and universal educational actions in the student's personality, but should be transformed in the direction of the development of the deep processes of the child's emotional and cognitive sphere, which include self-esteem. The presence of a positive self-image as a subject of educational activity allows the student to experience a sense of satisfaction from the educational process, easily adapt to the conditions of society and overcome difficulties in learning. The success of educational activity is influenced not so much by the student's cognitive abilities per se, but by the personal attitude to their educational activity, which largely determines the personal idea of their capabilities. The child's personal self-esteem reflects the degree of his idea of himself as an individual, as a subject of educational activity and causes him a sense of self-respect and a sense of his own importance, forming a positive value attitude towards his personality, capable of overcoming difficulties and achieving success. Negative self-assessment of oneself gives rise to self-denial of oneself as a successful person and reduces the level of claims to one's capabilities and belief in the realization of one's abilities. The cognitive and emotional components of self-esteem are a synergistic connection, on the one hand, knowledge about oneself as a subject of educational activity, on the other hand, the attitude towards oneself based on the results of the implementation of one's own activity. In the process of self-assessment, these components are interconnected and are in harmonious unity, when one component cannot exist without the other. As noted by A.V. Zakharova and B.Yu. Khudobin, the specificity of the cognitive and emotional components in their diversity is manifested through three levels of their formation: high, medium and low. The first level means a high degree of realism of the child's self-assessment, the second level corresponds to the average degree of manifestation of the realism of self-assessment, which is inconsistent in nature, focused on the opinions of the social environment and on the analysis of specific situations due to the influence of external conditions, as well as the presence of self-evaluative judgments both in problematic and categorical forms of reflection of self-esteem. The lowest level is characterized by the degree of inadequacy of self-esteem, which is found in the subjective manifestation of emotions in one's actions and deeds.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КОГНИТИВНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТОВ САМООЦЕНКИ РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ»

Психология

УДК 159.922

кандидат педагогических наук, доцент Мугаллимова Надежда Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент Кожанов Владимир Виссарионович Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева» (г. Чебоксары); кандидат педагогических наук, доцент Чапурин Михаил Николаевич Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный университет имения И.Н. Ульянова» (г. Чебоксары)

РАЗВИТИЕ КОГНИТИВНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТОВ САМООЦЕНКИ РЕБЕНКА В

ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

Аннотация. В статье представлены особенности развития когнитивного и эмоционального компонентов самооценки ребенка в процессе обучения в школе. В настоящее время современная система школьного образования и практика учебного процесса не должна ограничиваться формированием у личности школьника необходимых знаний и универсальных учебных действий, а трансформироваться в направлении развития глубинных процессов эмоциональной и когнитивной сферы. Наличие позитивного представления о себе как субъекте образовательной деятельности позволяет ученику испытывать чувство удовлетворенности от образовательного процесса, легко адаптироваться к условиям социума и преодолевать трудности в учебе. На успешность учебной деятельности влияют не столько когнитивные способности школьника сами по себе, а именно личностное отношение к своей учебной деятельности, в значительной степени определяющее личностное представление о своих возможностях. Личностная самооценка ребенка отражает степень его представления о самом себе как индивиде, как субъекте учебной деятельности и вызывает у него чувство самоуважения и ощущение собственной значимости, формируя у себя позитивное ценностное отношение к своей личности, способной преодолевать трудности и добиваться успеха. Негативная самооценка самого себя рождает самоотрицание себя как успешной личности и снижает уровень притязаний к своим возможностям и веру в реализацию своих способностей. Когнитивный и эмоциональный компоненты самооценки представляют собой синергетическую связь, с одной стороны, знаний о самом себе как субъекте образовательной деятельности, с другой, отношение к себе по результатам реализации собственной деятельности. В процессе самооценки данные компоненты связаны между собой и находятся в гармоничном единстве, когда один компонент не может существовать без другого. Как отмечают А.В. Захарова и Б.Ю. Худобина, специфика когнитивного и эмоционального компонентов в их многообразии проявляется через три уровня их сформированности: высокий, средний и низкий. Первый уровень означает высокую степень реалистичности самооценки ребенка, второй уровень соответствует средней степени проявления реалистичности самооценки, имеющей непоследовательный характер, ориентированной на мнения социального окружения и на анализ конкретных ситуаций за счет фактора влияния внешних условий, а также наличие самооценочных суждений как в проблематичных, так и категоричных формах отражения самооценки. Самый низкий уровень характеризуется степенью неадекватности самооценки, что обнаруживается в субъективном проявлении эмоций в своих действиях и поступках.

Ключевые слова: самооценка, эмоциональный компонент, когнитивный компонент, обучение в школе, ценностно-смысловая сфера, Я-концепция.

Annotation. The article presents the features of the development of the cognitive and emotional components of the child's self-esteem in the process of learning at school. At present, the modern system of school education and the practice of the educational process should not be limited to the formation of the necessary knowledge and universal educational actions in the student's personality, but should be transformed in the direction of the development of the deep processes of the child's emotional and cognitive sphere, which include self-esteem. The presence of a positive self-image as a subject of educational activity allows the student to experience a sense of satisfaction from the educational process, easily adapt to the conditions of society and overcome difficulties in learning. The success of educational activity is influenced not so much by the student's cognitive abilities per se, but by the personal attitude to their educational activity, which largely determines the personal idea of their capabilities. The child's personal self-esteem reflects the degree of his idea of himself as an individual, as a subject of educational activity and causes him a sense of self-respect and a sense of his own importance, forming a positive value attitude towards his personality, capable of overcoming difficulties and achieving success. Negative self-assessment of oneself gives rise to self-denial of oneself as a successful person and reduces the level of claims to one's capabilities and belief in the realization of one's abilities. The cognitive and emotional components of self-esteem are a synergistic connection, on the one hand, knowledge about oneself as a subject of educational activity, on the other hand, the attitude towards oneself based on the results of the implementation of one's own activity. In the process of self-assessment, these components are interconnected and are in harmonious unity, when one component cannot exist without the other. As noted by A.V. Zakharova and B.Yu. Khudobin, the specificity of the cognitive and emotional components in their diversity is manifested through three levels of their formation: high, medium and low. The first level means a high degree of realism of the child's self-assessment, the second level corresponds to the average degree of manifestation of the realism of self-assessment, which is inconsistent in nature, focused on the opinions of the social environment and on the analysis of specific situations due to the influence of external conditions, as well as the presence of self-evaluative judgments both in problematic and categorical forms of reflection of self-esteem. The lowest level is characterized by the degree of inadequacy of self-esteem, which is found in the subjective manifestation of emotions in one's actions and deeds.

Key words: self-esteem, emotional component, cognitive component, schooling, value-semantic sphere, self-concept.

Введение. Современная система школьного образования и практика учебного процесса не должна ограничиваться формированием у личности школьника необходимых знаний и универсальных учебных действий, а трансформироваться в направлении развития глубинных процессов эмоциональной и когнитивной сферы [4, 8, 9, 151. Для обеспечения успешности обучения ребенка в школе необходимо сформировать положительную Я-концепцию, которая закладывается еще в школьном возрасте. Необходимо заметить, что и сама организация учебного процесса играет существенную роль в формировании самооценки личности современного школьника. Очевидно, что представление школьника о себе как о позитивной личности с высокой самооценкой, сформированной мотивацией к учебной деятельности позволяет ученику испытывать чувство удовлетворенности от образовательного процесса, легко адаптироваться к условиям социума [7, 19, 221.

Уверенность ребенка в себе, своих способностях и возможностях обусловлена его представлениями о своей личности, что в дальнейшем определяет адекватное или неадекватное отношение к успеху и неудачам. Следует заметить, что на

успешность учебной деятельности влияют не столько когнитивные способности школьника сами по себе, а именно отношение к обучению в школе, определяющее личностное представление о своих возможностях. Заниженная самооценка у ребенка приводит к повышению личностной тревожности, которая проявляется в оценке любых трудностей как непреодолимых и потере веры в себя [1, 11, 171.

Самооценка ребенка является динамичным психологическим новообразованием, зависящим от ценностно-смысловых ориентаций и уровня сформированности представления о себе в реальном времени в процессе реализации определенных потребностей.

Изложение основного материала статьи. Однако, еще в раннем детстве у ребенка выстраивается ценностное представление о своей личности, которое при условии позитивной самооценки позволяет добиваться успеха, при отрицательной самооценке не дает возможности развиваться в обучении.

Изучению этой закономерности посвящено исследование Дж.Б. Куперсмита, рассматривающего самооценку как постепенно складывающееся и приобретающее ярко выраженные характерные черты отношение человека к себе, проявляющееся в позитивном или негативном отношении к себе как личности, осознании своей ценности и значимости.

Поэтому ребенок приходит в школу, уже имея представление о своей ценности, вызывающее у него целый ряд ожиданий от образовательной деятельности и задача учителя помочь сформировать адекватную позитивную самооценку, основанную на уважительном отношении к себе, осознании своей ценности и веры в собственные способности [3, 14]. Преобладание позитивных установок относительно своего Образа-Я, включающего высокую и устойчивую самооценку, способствует благоприятному и гармоничному развитию полноценной во всех отношениях творческой личности.

Можно заключить, что личностная самооценка ребенка отражает степень его принятия себя как индивида, как субъекта деятельности, как личности и индивидуальности в целом, вызывая чувство самоуважения и ощущения собственной значимости, формируя позитивное ценностное отношение к своей личности, способной преодолевать трудности и добиваться успеха.

Мы разделяем точку зрения ученых, которые полагают, что негативная самооценка своей личности рождает самоотрицание возможности своей успешности, снижая уровень притязаний и веру в реализацию своих способностей [2].

В соответствие со структурой самооценки, включающей когнитивный и эмоциональный компоненты, происходит формирование Я-концепции личности, где значительное место занимают объективные характеристики и субъективное восприятие образа своего тела [6, 20].

Познавательный (когнитивный) компонент самооценки представляет собой комплекс установок о мере своей реалистичности при ориентации обоснования своей самооценки и разнообразие оценочных суждений, которые формируют его Я-реальное о том, какой я есть.

Надо заметить, что чувственный (эмоциональный) компонент самооценки Я-реального не обязательно должен совпадать с Я-перспективное, так как оценочные суждения, вызывающие личностные переживания могут быть независимыми от степени напряженности и сопутствующих факторов, влияющих на представление о самом себе.

Когнитивный и эмоциональный компоненты самооценки представляют собой синергетическую связь, с одной стороны, знаний о самом себе как субъекте образовательной деятельности, с другой, отношение к себе по результатам реализации собственной деятельности. В процессе самооценки данные компоненты связаны между собой и находятся в гармоничном единстве, когда один компонент не может существовать без другого.

Исключительно важное значение имеют приобретаемые в социальных связях со своими сверстниками знания о самом себе, где они непосредственно эмоционально окрашиваются, формируя чувственное отношение к участникам межличностного общения и к своему месту в социуме [10, 16].

Как отмечают А.В. Захарова и Б.Ю. Худобина, специфика когнитивного и эмоционального компонентов в их многообразии проявляется через три уровня их сформированности [21].

От того насколько развит познавательный (когнитивный) компонент зависит степень удовлетворенности собой, являющаяся показателем реалистичной самооценки, основанной на уверенно-адекватной оценки своих способностей, межличностном восприятии, интерпретации причин действий других людей за счет собственных внутренних условий, разносторонней оценки собственных суждений в проблемно-поисковой форме.

Если первый уровень означает высокую степень реалистичности самооценки ребенка, то второй уровень соответствует средней степени проявления реалистичности самооценки, имеющей непоследовательный характер, ориентированной на мнения социального окружения и на анализ конкретных ситуаций за счет фактора влияния внешних условий, а также наличие самооценочных суждений как в проблематичных, так и категоричных формах отражения самооценки.

Самый низкий уровень характеризуется степенью неадекватности самооценки, что обнаруживается в субъективном проявлении эмоций в различных жизненных ситуациях.

У школьников в возрасте 7-10 лет когнитивная сфера психического развития проявляется через его эмоции и чувства, которые меняются в зависимости от социального окружения и условий, в которых находится ребенок.

Высокий и адекватный уровень удовлетворенности собой может, с одной стороны, соотноситься с высоким уровнем развития когнитивных способностей, с другой, неадекватно-завышенным уровнем самооценки, связанным с низким уровнем развития когнитивного компонента [21].

Вместе с тем, низкая самооценка школьника вызовет неудовлетворённость собой, снижает веру в свои способности.

Как полагают специалисты, когнитивная самооценка личности во многом определяет степень критического отношения ребенка к своим действиям и поступкам, что в конечном итоге проявляется через степень его самореализации и формирование Я-концепции [12, 18].

Выводы. Таким образом, обобщая результаты теоретического исследования можно заключить, что самооценка школьника является достаточно динамично изменяющимся психическим образованием личности, взаимосвязанным с ценностно-смысловой сферой и сформированностью положительной Я-концепции.

Литература:

1. Бурцев, В.А. Развитие аффективного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, Д.А. Рукавишников // Теория и практика физической культуры. - 2022. -№ 3. - С. 37.

2. Бурцева, Е.В. Аналитическая оценка спортивного таланта легкоатлетов-десятиборцев на основном этапе спортивного отбора / Е.В. Бурцева, В.А. Бурцев, Н.В. Игошина // Теория и практика физической культуры. - 2022. -№ 1. - С. 91.

3. Бурцев, В.А. Развитие когнитивного компонента спортивной культуры студентов в процессе активизации учебно-познавательной деятельности в избранном виде спорта / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, Н.В. Игошина // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 3. - С. 38.

4. Бурцев, В.А. Развитие конативного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, М.Н. Чапурин // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 5. - С. 108

5. Бурцев, В.А. Развитие креативного компонента спортивной культуры студентов в процессе интеграции физкультурно-спортивной и учебно-познавательной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, В.Ю. Игошин // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 8. - С. 74.

6. Бурцева, Е.В. Интегральная оценка игровой одаренности детей на предварительном этапе спортивного отбора / Е.В. Бурцева, В.А. Бурцев, В.Т. Никоноров // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 4. - С. 110.

7. Бурцев, В.А. Лингвистический подход к проблеме унификации терминологической лексики в теории физической культуры и спорта / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, Т.В. Антонова // Теория и практика физической культуры. - 2020. -№ 5. - С. 11.

8. Бурцев, В.А. Развитие интеллектуального компонента спортивной культуры студентов в процессе интеграции учебно-тренировочной и соревновательной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, В.Ю. Игошин // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 12. - С. 21.

9. Бурцев, В.А. Развитие коммуникативного компонента спортивной культуры студентов в процессе интеграции учебного процесса и спортивной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, Н.В. Игошина // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 8. - С. 76.

10. Бурцев, В.А. Развитие интеллектуального компонента спортивной культуры студентов в процессе интеграции учебно-тренировочной и соревновательной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, В.Ю. Игошин // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 12. - С. 21.

11. Бурцева, Е.В. Диагностика двигательной одаренности детей на первичном этапе спортивного отбора / Е.В. Бурцева, В.А. Бурцев, М.Н. Чапурин // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 6. - С. 54.

12. Бурцев, В.А. Развитие мотивационного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, С.В. Леженина // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 5. - С. 9.

13. Бурцев, В.А. Развитие информационного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, Н.Ш. Фазлеев // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 8. - С. 56.

14. Бурцев, В.А. Развитие операционного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, М.Н. Чапурин // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 10. - С. 11.

15. Бурцев, В.А. Деятельностный подход к исследованию проблемы формирования спортивной культуры студентов в процессе обучения в вузе / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, Р.С. Халиуллин, И.Е. Евграфов // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 2. - С. 133.

16. Бурцев, В.А. Исследование эффективности экспериментальной методики обучения техническим элементам в волейболе в процессе спортивно-ориентированного физического воспитания студентов / В.А. Бурцев, М.Н. Чапурин, Е.Н. Симзяева [и др.] // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 4. - С. 140.

17. Бурцев, В.А. Оптимизация предстартовых психических состояний тренера и спортсмена в условиях соревновательной деятельности / В.А. Бурцев, А.З. Шамгуллин, Е.В. Бурцева // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 4. - С. 82-87.

18. Бурцев, В.А. Формирование положительного ценностного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни на основе спортизации физического воспитания: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / В.А. Бурцев. - Чебоксары, 2017. - 24 с.

19. Бурцева, Е.В. Теоретическое обоснование экспериментальной методики обучения техническим элементам в волейболе при организации учебно-познавательной игровой деятельности студентов в процессе спортивно ориентированного физического воспитания / Е.В. Бурцева, В.А. Бурцев, М.Н. Чапурин [и др.] // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 56-6. - С. 39-47.

20. Бурцева, Е.В. Комплексная оценка спортивного таланта легкоатлетов-многоборцев на промежуточном этапе спортивного отбора / Е.В. Бурцева, В.А. Бурцев, Г.Р. Шамгуллина // Теория и практика физической культуры. - 2021. -№ 7. - С. 44.

21. Захарова, А.В. Взаимодействие когнитивного и эмоционального компонентов самооценки в младшем школьном возрасте / А.В. Захарова, Б.Ю. Худобина // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. - М., 1990. - №1 (3). - С. 19-27.

22. Мартынова, А.С. Формирование ценностных ориентаций к спортивной тренировке у юных хоккеистов / А.С. Мартынова, В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 4. - С. 100-105.

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Поветьев Павел Владимирович

ФГК ВОУ ВО «Военный университет имени князя Александра Невского» Министерства обороны Российской Федерации (г. Москва)

ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ

УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В данной статье подробно раскрываются основные научные подходы в рамках проблематики исследования особенностей влияния психических состояний студентов высших учебных заведений на эффективность и качество их учебной деятельности. Проведенный автором теоретический анализ исследований и основных концепций отечественных и зарубежных ученых по данному направлению позволил выделить существующие на сегодня фундаментальные принципы влияния психологических состояний на учебный процесс студентов российских высших учебных заведений. Они были проанализированы с целью дальнейшего формирования методологической и методической базы для повышения качества и эффективности обучения студентов и курсантов вузов Российской Федерации, а также для обобщения теоретической имеющихся на данный момент исследований по вопросам проблемы психических состояний и их влияния на студентов высших учебных заведений.

Ключевые слова: психологические состояния, эффективность учебной деятельности, стресс, особенности психологических состояний, психология учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.