УДК 7.036.1
НОВОЕ ПРОШЛОЕ • THE NEW PAST • № 3 2017 DOI: 10.23683/ 2500-3224-2017-3-156-166
РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНДУСТРИАЛЬНЫХ ГОРОДАХ ПРИАНГАРЬЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1990-х гг.
Т.П. Урожаева
Аннотация. На протяжении 1990-х гг. процессы «обвала» и «развала» в сфере культуры городов региона сосуществовали с процессами становления новых явлений, институтов и подсистем духовного производства. В первое постсоветское десятилетие проявились многие новые культурные явления современности: разнообразные формы общения художников, в том числе разных городов, заметный рост личной инициативы, расширение географии творческих поездок, включая зарубежные. Усиливалось взаимопроникновение культур; постмодернистские тенденции, определяющие вектор развития зарубежного искусства, начинали оказывать влияние и на российское искусство.
Период второй половины 1990-х гг. можно охарактеризовать как время изменения ценностных установок и векторов развития культуры. Имевшее прежде определяющее значение для всей советской культуры деление на искусство столичное и периферийное (провинциальное) утратило смысл. Наблюдалось исчезновение иерархии жанров, жесткой нормативности канонов и стилевого единства. Синтез разных видов искусств - живописи, графики, объемной пластики, лежащий в основе многих работ этого периода, стал в наступившем веке одним из основных способов создания художественных произведений.
Проведенное исследование развития изобразительного искусства и выставочной деятельности в индустриальных городах Приангарья показало, что период 1990-х гг. был насыщен событиями в общественной и культурной жизни. Изобразительное искусство в городах региона на всех этапах своего развития соответствовало логике и тенденциям развития российской художественной культуры.
Ключевые слова: изобразительное искусство, выставочная деятельность, галереи, индустриальные города.
I Урожаева Татьяна Петровна, кандидат исторических наук, сотрудник лаборатории исторической демографии Иркутского государственного университета, 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, д. 1, [email protected].
THE DEVELOPMENT OF FINE ARTS AND EXHIBITION ACTIVITIES IN THE INDUSTRIAL CITIES OF THE ANGARA IN THE SECOND HALF OF THE 1990s
T.P. Urozhaeva
Abstract. Throughout the 1990s, processes of "collapse" in the urban culture of the region coexisted with processes of new phenomena emergence, institutions and subsystems of cultural production. In the first post-Soviet decade many new cultural phenomena of modernity have been revealed: diverse forms of artists, including different cities, a noticeable growth of personal initiative, expansion of creative travel geography, including overseas. Increased interpenetration of cultures, post-modern trends that determine the vector of development in the foreign art, began to impact on the Russian art. The second half of the 1990s can be characterized as a time of changing values and vectors in the development of culture. Having a decisive importance for the whole Soviet culture the division for art capital and peripheral (provincial) has lost its meaning. Disappearance of the hierarchy of genres, the hard norm of the canons and stylistic unity is observed. Synthesis of different arts - painting, graphics, three-dimensional sculpture, underlie many works of this period, becoming one of the main ways to create works of art in this century. The study of art and exhibition activities in the industrial cities of the Angara region showed that the period of the 1990s was an eventful social and cultural life. Art cities at all stages of their development fit in the context and trends in the development of the Russian art culture.
Keywords: fine art, exhibitions, galleries, industrial city.
I Urozhaeva Tatiana P., Candidate of Sciences (History), Researcher, Laboratory of Historical Demography, Irkutsk State University, 1, K. Marx St., Irkutsk, 664003, Russia, [email protected].
В 1990-е гг. происходил процесс «разгосударствления» культуры, управление которой стало осуществляться непосредственно на уровне региона. Почти сразу проявился положительный эффект: культура стала развиваться снизу и более многообразно. Кажется парадоксальным, что при ее 2 % финансирования от общего бюджета территории Иркутской области (в 1980-е гг. оно составляло более 6 %) наблюдался подъем в развитии культурных жанров и форм: проводились новые фестивали и праздники, выставки художественного творчества и др. [Горелова, 1998, с. 37]. Децентрализация управления и предоставление субъектам организации культурно-досуговой деятельности юридической, организационной и экономической самостоятельности являлись характерной особенностью социокультурной ситуации конца 1990-х гг. [Ястребитская, 1995, с. 213].
С середины 1990-х гг. на уровне региона Приангарья культурные учреждения и отдельные художники всё более ориентировались на инициацию крупных культурных мероприятий (презентаций) как на средство консолидации вокруг них самых разных сил, которые вступали здесь в несомненное взаимовыгодное сотрудничество.
В Иркутской области активизировался процесс становления и развития гале-рейного дела: галереи постепенно создавали рабочие места специалистам-гуманитариям, арт-менеджерам, выпускникам творческих факультетов, а также становились организаторами художественной жизни региона, посредниками между художником и покупателем, заказчиком произведений изобразительного искусства. Особенностью галерей, расположенных в индустриальных городах Приангарья, стало результативное сочетание коммерческого интереса и просветительства [Морозов, 2009, с. 9].
В обозначенном поле исследования важное место занимает проблема так называемых «молодых индустриальных городов», представляющих собой очень важный и значимый феномен новейшей российской истории. Именно за счет таких городов, сформированных в результате «скоротечной» индустриализации и поверхностной урбанизации страны, освоения новых территорий и экономических ресурсов в 1950-1970-е гг., во многом происходил рост городского населения. Особую актуальность в контексте основных доминант культуры конца XX в. приобрела проблема монопрофильных городов, появившихся искусственно по воле проектировщиков в короткий временной промежуток. В 1990-е гг. основная часть многообразных процессов культурного бытия городского сообщества протекала стихийно, подчиняясь лишь глубинным законам социальной самоорганизации людей в процессе их коллективной жизнедеятельности [Быстрицкий, 1997, с. 91].
Так, во второй половине 1990-х гг. в г. Братске прошел ряд заметных культурных событий, связанных с художественно-выставочной деятельностью. «Только женщины...» - таким стал девиз новой выставки, которую летом 1997 г. организовали в городском краеведческом музее. Зрителя поражали гобелены Ю. Скобелкиной, живопись О. Корепановой, керамика Л. Тетюхиной, батики О. Соловьевой и О. Коротких... Всего 14 братских художниц выставили более ста работ,
олицетворяющих многообразие их интересов. Все участницы выставки занимались преподаванием в местных школах и студиях, обучая детей рисовать, лепить, выжигать. Именно женщины составляли основу педагогического корпуса, поэтому они столь редки на выставках. Однако этот пробел устранили работники выставочного зала, предоставив на суд местных ценителей искусства художественные работы, сделанные руками мастериц [Монахов, 1997, с. 2].
В конце 1998 г. большой выставкой художественных работ в городе отметил 15-летие со дня рождения творческий самодеятельный коллектив «Колорит». Свыше 550 полотен, рисунков, скульптур, изделий народных ремесел представили братчане на суд зрителей. В рамках большой коллективной выставки, участниками которой стало около 60 горожан, проходила первая персональная выставка самодеятельного художника К. Данилкина. «Выставки нашего творческого коллектива, который за последние годы не растерял позиций, а наоборот, укрепился новыми именами, проходили регулярно», - комментировал событие руководитель объединения «Колорит» художник и коллекционер С. Арбатский. - «Пятнадцать лет назад, когда мы только объединялись, нас было чуть больше десяти, а сегодня в рядах "Колорита" около семидесяти самодеятельных мастеров» [Истинно сибирский «Колорит», 1999, с. 2].
В ноябре 1999 г. в Братске завершилась выставка живописи XVIII - начала ХХ вв. из коллекции Иркутского областного музея живописи имени В.П. Сукачева, более пятидесяти работ известных мастеров прошлого - Репина, Клодта, Айвазовского, Маковского, Васильковского, Сурикова. Эти пейзажи, портреты, полотна из истории России привлекли большое внимание горожан - выставка работала без выходных, и ежедневно ее посещали ценители искусства и, конечно, школьники, многие из которых впервые видели классическую живопись не на репродукциях в учебниках, а «живьем» [Монахов, 1999, с. 1].
В начале октября 2000 г. музеи, библиотеки, театры и другие учреждения культуры г. Иркутска принимали гостей. В художественном музее им. В. Сукачева торжественно открывалась выставка из произведений мастеров г. Братска и из коллекции галереи «Никор», подаренной собирателем Н. Корниловым. Художники Братска в своих работах представляли несколько школ и художественных направлений [Жартун, 2000, с. 4].
В городском выставочном зале было представлено 49 картин корифеев сибирской живописи XX в. Этот подарок братчанам сделал областной музей им. В. Сукачева. 21 художник был представлен на выставке, внесший свой вклад в развитие сибирской живописи. Это Н. Андреев, Н. Ладейщиков, А. Жибинов, Б. Лебединский, В. Рогаль, Л. Алексеев, В. Смагин, Г. Новикова и другие. С этой выставки в Братске стартовали Дни русской духовности и культуры «Сияние России». В 1999 г. областной художественный музей выставлял перед братчанами живопись XIX и начала XX веков, пробудив у горожан интерес к творчеству художников прошлого. Как сообщила заведующая выставочным залом В. Козлова, ежегодно в Братске работало
до десяти выставок местных авторов, которые привлекали внимание любителей искусства [Монахов, 2000, с. 2].
В феврале 2000 г. в выставочном зале городского музея завершилась персональная выставка заслуженного художника РФ, иркутянина А. Костовского. Это знаменательное событие в культурной жизни города как бы продолжило Дни русской духовности, проводившиеся в октябре по всей Иркутской области, в том числе и в Братске [Корнилов, 2000, с. 3].
В другом индустриальном городе Приангарья - Усть-Илимске, в 1997 г. была открыта картинная галерея, которая в скором времени стала одним из интереснейших центров развития культуры в Иркутской области. Галерея активно занималась выставочной деятельностью и была заслуженно любима усть-илимцами не только за возможность приобщения к искусству, но и за возникновение своеобразного клуба общения художников и поклонников их творчества.
Осенью 1998 г. картинная галерея Усть-Илимска пригласила горожан на открытие интересной выставки современного искусства, причем выставки привозной. Восемь иркутских художников, представителей нетрадиционных взглядов на художественное творчество, были показаны в коллекции галереи «Мастерская-5», которая стала гостьей усть-илимцев. Инициатором и спонсором проведения этой художественной акции выступил «Классик банк» [Санина, 1998, с. 1].
В начале 1999 г. впервые в выставочном зале областного художественного музея была организована персональная выставка художников из Усть-Илимска Н. Тарасика и А. Урбановского из Братска. Н. Тарасик закончил Минскую академию, А. Урбановский - Кировское художественное училище. Оба были профессионалами, блестящими живописцами, необычайно плодотворными. Судить об этом можно было по большому количеству работ, разместившихся в двух залах музея. Выполнены были они, начиная с 1996, всего за три года [Жартун, 1999, с. 3].
В городе угольщиков - в Черемхове была создана творческая общественная организация, объединившая художников и прикладников. База для работы появилась в 1996 г., когда открылся муниципальный выставочный зал. Здесь и прошло организационное собрание. Инициатором выступил заслуженный работник культуры РФ, художник-любитель В. Инешин.
Более десяти профессионалов из художественных школ и любителей - живописцев, графиков и прикладников - сплотились и стали надежными помощниками заведующей выставочным залом, в котором в 1997 г. прошло четыре выставки, в том числе Заслуженного художника России В. Лапина [Ковальская, 1998, с. 4].
Открытие в Черемхове выставочного зала стало событием, которым гордились и городской отдел культуры, и неравнодушные к явлениям искусства черемховцы. Пять разнообразных выставок, создание городского клуба художников, объединившего профессионалов из художественных школ и самодеятельных, одаренных
от природы самородков, были осуществлены под началом неутомимого собирателя интеллектуальной городской элиты, истинного подвижника В. Инешина. День рождения выставочного зала черемховцы отметили новой экспозицией. В начале 1999 г. более сорока авторских работ привезла иркутская художница Т. Громыко. Живопись, графика, декоративное искусство текстильной мозаики, роспись по фарфору, книжные иллюстрации - россыпь жизнерадостного и многоликого искусства засияла в небольшом уютном зале [Нет провинции для искусства, 1999, с. 3].
В Черемхове Дни русской духовности и культуры «Сияние России» раздвинули рамки одной декады и начались в конце августа 1999 г. открытием выставки умельцев прикладного искусства городов и селений Черемховского района. В начале осени сюда прибыла областная передвижная выставка живописи преподавателей художественных школ области, также включенная в программу Дней. Выставочный зал в городе небольшой, поэтому картины разместили на двух этажах Дворца культуры «Горняк» [Ковальская, 1999, с. 3].
В начале 2000 г. в Черемхове родилась традиция, ценная по своей идее для всей области. Это обмен экспозициями из местных музеев. В черемховском выставочном зале разместились «гости» из фонда усольского историко-краеведческого музея, тридцать картин десяти художников. На небольших и средних по размерам полотнах были представлены работы членов Союза художников России, приехавших из г. Усолье-Сибирское. Здесь были и маститые, переехавшие в Иркутск мастера кисти, такие как Г. Кузьмин, и более молодые, работающие в родном Усолье: Л. Куценко, А. Иванов, А. Озеров. Привлекали любителей работы иркутян, приобретенные усольским музеем, например, натюрморты В. Мироненко. В эти же дни представили свои работы усольцам черемховские художники, педагоги ДХШ П. Дубчак и Е. Салтыкова [Передвижники идут в народ, 2000, с. 5].
Для жителей малого промышленного города, каким являлся Свирск, большим событием стала персональная выставка члена Союза художников России Н. Хугаева. Подарком для горожан стал вернисаж мастера, который устроили работники Дома культуры [«Спасибо, друг...», 1997, с. 3].
В 2000 г. в городе Зиме, по словам зав. отделом культуры Л. Лефлер, самым важным событием явилось открытие в День города выставочного зала. Можно было понять ее радость - мэр города передал культуре пустующее помещение магазина, каменное, просторное, со многими комнатами, с обширным подвальным помещением. Теперь туда переехал народный историко-краеведческий музей. Отдельный большой зал был отдан под выставки [Ковальская, 2000, с. 1].
В другом индустриальном городе Иркутской области - Саянске, в 1997 г. открылась картинная галерея. «Это по-настоящему полезно, потому что красиво...». Эта фраза А. Экзюпери вспомнилась при посещении выставки «Саянский дизайн», открывшейся в ноябре 1998 г. в картинной галерее молодого города. Впервые саянские
художники и архитекторы представили на суд зрителей свои идеи в области эстетического оформления окружающего пространства и художественного конструирования промышленных изделий.
Саянск стал первым периферийным городом области, где было создано местное отделение союза. Это давало возможность более широкого информационного обмена с дизайнерами из других регионов, а также получения выгодных заказов, в чем художники испытывали определенный дефицит. Под хорошие проекты не была исключена и выдача творческим союзом стипендий, материалов для работы [Соловьев, 1998, с. 2].
В декабре 1999 г. в историко-художественном музее имени академика М.К. Янгеля (г. железногорск-Илимский) отмечали радостное событие - по итогам конкурса «Образцовое учреждение культуры Иркутской области», проходившего под патронажем губернатора Б. Говорина, музею были вручены Диплом II степени и денежное вознаграждение.
Сотрудники музея приняли единодушное решение потратить полученную премию, предназначенную для поощрения работников, на приобретение коллекции картин для галереи современного искусства. Купив коллекцию, состоящую из 14 графических работ бывшей узницы Ангарлага петербуржской художницы Н.В. Мальцевой, музей исполнил авторскую волю, смысл которой заключен в следующих строчках письма Нины Викторовны: «Я думаю, и все надежды мои на то, что мои работы найдут у вас в музее покой и сохранятся, а не разбредутся по людям и квартирам» [Хомутова, 1999, с. 2].
В начале 1999 г. в городе Ангарске в начале 1999 г. прошла выставка художника А. Кусса. Для того чтобы создать свое художественное творение, он вооружался молотками, шнурами, гвоздями и, разгадывая предназначенное для экспозиции пространство, складывал из полотен, как из нот, мелодию. Юбилейную выставку в ангарском Дворце культуры «Энергетик» художник назвал «Золотая осень». В юбилейный вечер гидом по выставке «Золотая осень» стал сам автор картин [Беспрозванный, 1999, с. 2].
В Ангарске прошел семинар-совещание руководителей учреждений культуры и администраций городов и районов Иркутской области. Состав был внушительным: он включал руководителей и заведующих отделами культуры, директоров картинных галерей, театров, библиотек, музеев. Речь на семинаре шла о новых задачах и формах работы, о взаимодействии территорий с учреждениями культуры области.
«Политика культуры может быть только такой, как к ней относится правительство», - цитировала председатель комитета по культуре В. Кутищева выступление министра культуры РФ В. Егорова. - «Если оно пойдет по западному пути -на выживание сильнейших, то никакие министерства по культуре не нужны. Государственная поддержка культуре была необходима и обязательна».
В регионе остро стоял вопрос о взаимоотношениях культуры с мэрами отдельных городов области, об их недальновидной политике и непонимании значения культуры как источника духовного формирования современной личности [Григорьева, 1998, с. 3].
В целом, на протяжении 1990-х гг. процессы «обвала» и «развала» в сфере культуры городов региона сосуществовали с процессами становления новых явлений, институтов и подсистем духовного производства. В первое постсоветское десятилетие проявились многие новые культурные явления современности: разнообразные формы общения художников, в том числе разных городов, заметный рост личной инициативы, расширение географии творческих поездок, включая зарубежные. Усиливалось взаимопроникновение культур; постмодернистские тенденции, определяющие вектор развития зарубежного искусства, начинали оказывать влияние и на российское искусство [Андреев, 2000, с. 77].
Период второй половины 1990-х гг. можно охарактеризовать как время изменения ценностных установок и векторов развития культуры. Имевшее прежде определяющее значение для всей советской культуры деление на искусство столичное и периферийное (провинциальное) утратило смысл. Наблюдалось исчезновение иерархии жанров, жесткой нормативности канонов и стилевого единства. Синтез разных видов искусств - живописи, графики, объемной пластики, лежащий в основе многих работ этого периода, стал в наступившем веке одним из основных способов создания художественных произведений [Горушкина, 2006, с. 3].
Новая культурная ситуация, сложившаяся в эти годы, дала возможность отступить от сложившихся ранее установок, искать новые способы познания, прежде всего интуитивные. Современное абстрактное искусство, утверждающееся в сибирском регионе со второй половины 1980-х гг., создало возможность наиболее полного раскрытия творческой интуиции.
Проведенное исследование развития изобразительного искусства и выставочной деятельности в индустриальных городах Приангарья показало, что период 1990-х гг. был насыщен событиями в общественной и культурной жизни. Изобразительное искусство в городах региона на всех этапах своего развития соответствовало логике и тенденциям развития российской художественной культуры. Процессы либерализации и демократизации страны, предпринятых в 19801990-е гг., способствовали ускорению процесса развития изобразительного искусства и выставочной деятельности.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
Андреев А.Л. Самоорганизация социокультурной среды и трансформация политической системы: Российские реформы с точки зрения синергетики // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2000. № 6. С. 77-85.
БеспрозванныйЛ. Ангарские бенефисы // Свеча. 1999. 14 января. С. 2. Быстрицкий А. Городская цивилизация в России // Город как самоорганизующаяся система. Обнинск, 1997. 126 с.
Горелова И. Культурная политика в современной России. Региональные аспекты. Иркутск, 1998. 58 с.
Горушкина С.Н. Культура на новом витке развития // Клуб. 2006. № 9. С. 13.
Григорьева С. Каково государство - такова и культура // Восточно-Сибирская правда. 1998. 22 декабря. С. 3.
Жартун С. Вернисаж для двоих // СМ-номер один. 1999. 12 января. С. 3.
Жартун С. Дни Братска в Иркутске // СМ-номер один. 2000. 10 октября. С. 4.
Истинно сибирский «Колорит» // Братский металлург. 1999. 20 февраля. С. 2.
Ковальская Т. В подарок - выставочный зал // Приокская правда. 2000. 3 августа. С. 1.
Ковальская Т. Свет, который спасает // Восточно-Сибирская правда. 1999. 28 сентября. С. 3.
Ковальская Т. Художники надеются на меценатов // Восточно-Сибирская правда. 1998. 5 декабря. С. 4.
Корнилов В. Праздник в красках // Братский металлург. 2000. 1 февраля. С. 3.
Монахов В. Женское очарование культуры // Знамя. 1997. 8 июня. С. 2.
Монахов В. Картины уехали в Иркутск // Знамя. 1999. 6 ноября. С. 1.
Монахов В. 49 корифеев // Знамя. 2000. 19 октября. С. 2.
Морозов А.И. Сибирское искусство в современной России // Искусство Сибири:
традиции и современность: сб. материалов науч.-практ. конф. посвященной 75-летию
образования Красноярского края. Красноярск, 2009. С. 4-14.
Нет провинции для искусства // СМ-номер один. 1999. 26 января. С. 3.
Передвижники идут в народ // Восточно-Сибирская правда. 2000. 26 февраля. С. 5.
Санина А. Нетрадиционная выставка в Усть-Илимске // Усть-Илимская правда.
1998. 30 сентября. С. 1.
Соловьев Ю. Это по-настоящему полезно, потому что красиво... // Новые горизонты. 1998. 9 ноября. С. 2.
«Спасибо, друг.» // Свирская позиция. 1997. 27 апреля. С. 3.
Хомутова Т. Премию - на коллекцию картин // Газета Приилимья. 1999. 28 декабря. С. 2.
Ястребитская A.Л. Городская культура и город в новой исторической науке. М.: Интерпракс, 1995. 416 с.
REFERENCES
Andreev A.L. Samoorganizaciya sociokul'turnoj sredy i transformaciya politicheskoj sistemy: Rossijskie reformy s tochki zreniya sinergetiki [Self-organization of socio-cultural
environment and transformation of the political system: the Russian reforms from the standpoint of synergetics], in: Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 7. Filosofiya. 2000. № 6. P. 77-85 (in Russian).
Besprozvannyj L. Angarskie benefisy [The benefits of Angarsk], in: Svecha. 1999. 14 Jan. P. 2 (in Russian).
Bystrickij A. Gorodskaya civilizaciya v Rossii [Urban civilization in the City as a self-organizing system], in: Gorod kak samoorganizuyushchayasya sistema [The city as a self-organizing system]. Obninsk, 1997. 126 p. (in Russian).
Gorelova I. Kul'turnaya politika v sovremennoj Rossii. Regional'nye aspekty [Cultural policy in modern Russia. The regional aspects]. Irkutsk, 1998. 58 p. (in Russian). Gorushkina S.N. Kul'tura na novom vitke razvitiya [Culture at a new stage of development], in: Klub. 2006. № 9. P. 13 (in Russian).
Grigor'eva S. Kakovo gosudarstvo - takova i kul'tura [What the state is and culture], in: Vostochno-Sibirskaya pravda. 1998. 22 Dec. P. 3 (in Russian). Zhartun S. Vernisazh dlya dvoih [Vernissage for two], in: SM-nomer odin. 1999. 12 January. P. 3 (in Russian).
Zhartun S. Dni Bratska v Irkutske [Days of Bratsk in the Irkutsk], in: SM-nomer odin. 2000. 10 Oct. P. 4 (in Russian).
Istinno sibirskij «Kolorit» [True Siberian "Color"], in: Bratskij metallurg. 1999. 20 Feb. P. 2 (in Russian).
Koval'skaya T. V podarok - vystavochnyj zal [A gift - showroom], in: Priokskaya pravda. 2000. 3 August. P. 1 (in Russian).
Koval'skaya T. Svet, kotoryj spasaet [Light, which saves], in: Vostochno-Sibirskaya pravda. 1999. 28 September. P. 3 (in Russian).
Koval'skaya T. Hudozhniki nadeyutsya na mecenatov [Artists hope patrons], in: Vostochno-Sibirskaya pravda. 1998. 5 Dec. P. 4 (in Russian).
Kornilov V. Prazdnik v kraskah [Holiday colors], in: Bratskij metallurg. 2000. 1 Feb. P. 3 (in Russian).
Monahov V. Zhenskoe ocharovanie kul'tury [Female charm of culture], in: Znamya. 1997. 8 June. P. 2 (in Russian).
Monahov V. Kartiny uekhali v Irkutsk [Pictures went to Irkutsk], in: Znamya. 1999. 6 Nov. P. 1 (in Russian).
Monahov V. 49 korifeev [49 giants], in: Znamya. 2000. 19 Oct. P. 2 (in Russian).
Morozov A.I. Sibirskoe iskusstvo v sovremennoj Rossii [Siberian art in modern Russia], in: Iskusstvo Sibiri: tradicii i sovremennost': sb. materialov nauch.-prakt. konf. posvyas-hchennoj 75-letiyu obrazovaniya Krasnoyarskogo kraya [The Art of Siberia: traditions and modernity: collection of scientific and pract. conf. devoted to 75-anniversary of Krasnoyarsk region]. Krasnoyarsk, 2009. P. 4-14 (in Russian).
Net provincii dlya iskusstva [No province for art], in: SM-nomer odin. 1999. 26 Jan. P. 3 (in Russian).
Peredvizhniki idut v narod [Wanderers go to the people], in: Vostochno-Sibirskaya pravda. 2000. 26 Feb. P. 5 (in Russian).
Sanina A. Netradicionnaya vystavka v Ust'-Ilimske [Unconventional exhibition in Ust-
Ilimsk], in: Ust'-Ilimskaya pravda. 1998. 30 September. P. 1 (in Russian).
Solov'ev Yu. Eto po-nastoyashchemu polezno, potomu chto krasivo... [This is really useful,
because beautiful...], in: Novye gorizonty. 1998. 9 Nov. P. 2 (in Russian).
«Spasibo, drug.» ["Thank you, friend..."], in: Svirskaya poziciya. 1997. 27 April. P. 3
(in Russian).
Homutova T. Premiyu - na kollekciyu kartin [Award for a collection of paintings], in: Gazeta Priilim'ya. 1999. 28 Dec. P. 2 (in Russian).
Yastrebitskaya A.L. Gorodskaya kul'tura i gorod v novoj istoricheskoj nauke [Urban culture and the city in the new historical science]. Moscow: Interpraks, 1995. 416 p. (in Russian).