Научная статья на тему 'Развитие исследовательской культуры в процессе профессиональной подготовки специалистов по социальной работе'

Развитие исследовательской культуры в процессе профессиональной подготовки специалистов по социальной работе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
429
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / МОДЕЛЬ / CULTURE OF THE PERSON / PROFESSIONAL CULTURE / RESEARCH CULTURE OF SOCIAL WORKER / RESEARCH ACTIVITIES / MODELLING / MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова Ю. В.

Владение исследовательской культурой является необходимой характеристикой современного специалиста по социальной работе. В статье рассматривается научно обоснованная и экспериментально проверенная модель формирования исследовательской культуры специалиста по социальной работе в процессе вузовского обучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макарова Ю. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF RESEARCH CULTURE IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING OF EXPERTS IN SOCIAL WORK

The research culture is necessary for the modern social worker. This article describes of multipurpose pedagogical model of formation of research culture social worker in the process of professional training

Текст научной работы на тему «Развитие исследовательской культуры в процессе профессиональной подготовки специалистов по социальной работе»

УЧЕНЫЕ

ЗАПИСКИ

Ю.В. МАКАРОВА, ассистент кафедры андрагогики и акмеологической педагогики, социальный факультет Орловского государственного университета Тел. 8-920-818-98-39; belochka11@list.ru

РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Владение исследовательской культурой является необходимой характеристикой современного специалиста по социальной работе. В статье рассматривается научно обоснованная и экспериментально проверенная модель формирования исследовательской культуры специалиста по социальной работе в процессе вузовского обучения.

Ключевые слова: культура личности, профессиональная культура, исследовательская культура специалиста по социальной работе, исследовательская деятельность, моделирование, модель.

В современном российском обществе возникает практическая необходимость в дифференцированной социальной поддержке различных групп населения, каждая из которых имеет свои жизненные трудности, проблемы и социальные запросы. Профессиональная деятельность специалиста по социальной работе направлена на оказание компетентной социально-психолого-педагогической помощи людям, гуманизацию социокультурной среды их обитания, повышение эффективности процесса социализации, воспитание и развитие детей, подростков, молодежи.

Многоплановый характер профессиональной деятельности в сфере социальной работы предъявляет высокие требования к культуре специалиста, его творческим способностям, компетентности, выдвигает в качестве приоритетной исследовательскую функцию. Так, для комплексного решения социальных проблем специалисту по социальной работе необходимы конкретные представления о целях, ценностях, идеалах, нормах, традициях социального творчества и инновационного развития, т.е. всего того, что включает в себя культура личности.

Культура личности является результатом жизненного пути человека, и она постоянно складывается в процессе его физического, психического, социального, духовного развития. Составной частью общей культуры личности является профессиональная культура.

Профессиональная культура - это образ жизни в профессии, совокупность гуманистических действий, взглядов, мыслей, санкционированных требованиям профессионального стандарта, этических норм, сложившихся в конкретных социальных условиях.

Профессиональная культура специалиста по социальной работе, - это интегральная характеристика личности специалиста, осознающего свою роль в системе социальной защиты населения, владеющего основами профессиональной деятельности и обладающего способностью и готовностью реализовать себя в работе с различными категориями клиентов в соответствии с профессионально-этическими нормами. Значимыми составляющими профессиональной культуры студента, будущего со-

© Ю.В. Макарова

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

циального работника, являются: профессиональноэтическая культура; социально-педагогическая культура; исследовательская культура; организационно-управленческая культура1.

Исследовательская культура предполагает освоение будущими специалистами методологией исследования, что позволяет обосновывать и оказывать на практике интегративную поддержку, и своевременно оказывать помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Таким образом, процесс формирования исследовательской культуры у будущих специалистов по социальной работе становится доминирующим в системе профессиональной подготовки.

Исследовательская культура специалиста по социальной работе представляет собой личностную характеристику, которая проявляется повседневно и формируется в опыте исследовательской деятельности, а также включает в себя ценностное отношение к профессиональной и исследовательской деятельности, умения и навыки научного познания, а также обеспечивает самоопределение и самореализацию личности в разрешении проблем социальной работы.

Базовым компонентом развития исследовательской культуры специалиста по социальной работе является профессиональная подготовка. В свою очередь, важным компонентом профессиональной подготовки является исследовательская деятельность студентов - и с точки зрения становления профессионализма, и с позиции формирования ключевых компетенций, а также с позиции гармоничного развития личности будущих специалистов по социальной работе. Исследовательская деятельность - это, прежде всего, интеллектуальная деятельность, связанная с мышлением, как процессом включенности в целенаправленную познавательную деятельность. Она строится в опоре на развитое научное мышление, определяющее мировоззрение будущего профессионала. В рамках исследовательской деятельности закладываются основы научной организации труда, формируются необходимые аналитические качества, востребованные в профессиональной деятельности.

Эффективное развитие исследовательской культуры специалистов по социальной работе в вузе возможно при наличии определенного комплекса организационно-педагогических условий:

- развитая информационно-образовательная

среда вуза, объединяющая студентов, аспирантов, преподавателей;

- информационно-методическое обеспечение исследовательской деятельности студентов;

- взаимодействие кафедр и центров практики, обеспечивающих участие студентов в исследовании и решении социальных проблем региона;

- направленность процесса профессиональной подготовки на преобразование мотивационной сферы и стимулирование студентов к исследовательской активности;

- включение во все виды учебной и внеучеб-ной деятельности практико-ориентированных исследовательских заданий.

Выбор выделенных в нашем исследовании организационно-педагогических условий обусловлен необходимостью формирования у студентов исследовательской мотивации, активизации познавательной деятельности, развития исследовательских умений и навыков.

Для выявления возможностей вуза в формировании исследовательской культуры у будущих специалистов по социальной работе были изучены: ГОС, учебные планы, программы обучения, проведены беседы с преподавателями, выпускниками вуза, специалистами - практиками, работающими в учреждениях социальной защиты населения.

На основе полученных материалов и с учетом вышеизложенных теоретических представлений о сущности исследовательской культуры специалиста по социальной работе, нами спроектирована многофункциональная педагогическая модель её формирования в процессе профессиональной подготовки в вузе (схема 1).

Данная модель формирования исследовательской культуры у будущих специалистов по социальной работе в процессе профессиональной подготовки в вузе включает целевой, содержательный, технологический и оценочно-результативный блоки; отражает комплекс социально-педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса.

Для успешной организации исследовательской деятельности в учебное и внеучебное время нами было выдвинуто следующее условие: овладение студентом методикой научного исследования, адекватной поставленным перед ним творческим или проблемным ситуациям и достигнутому уровню его научного мышления, должно осуществляться поэтапно. Так, реализованная многофункцио-

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

1>сш

Социальный заказ общества: требования работодателей и потребителей социальной работы к выпускникам вуза

I Требования ФГОС ВПО I к специальности I «Социальная работа»

Запросы

личности

студента

III

1. Цель - формирование исследовательской культуры специалистов по социальной работе в процессе профессиональной подготовки

2. Задачи формирования исследовательской культуры

1. Формирование ценностного отношения к профессиональной и исследовательской деятельности

2. Овладение умениями и навыками научного познания, интегральными способностями к прогнозированию, моделированию, социальному проектированию

3. Приобретение исследовательского опыта, работа над собой по самосовершенствованию и саморазвитию

3. Этапы формирования ис следовательской культуры

1. Этап субъективации

2. Этап объективации

3. Этап экстериоризации

к

£

а

М

&

©

я

ю

ч

в

-

Я

£

4. Условия формирования исследовательской культуры

1. Развитая информационно-образ овательная среда вуза, объединяющая студентов, аспирантов, преподавателей

| I 2. Информационно-методическое обеспечение исследовательской

Г\ I деятельности студентов, её активизация в учебное и внеучебное время

3. Взаимодействие кафедр и центров практики, обеспечивающих участие студентов в исследовании и решении социальных проблем региона

4. Направленность процесса профессиональной подготовки на преобразование мотивационной сферы и стимулирование студентов к исследовательской активности

5. Включение во все виды учебной и внеучебной деятельности практико-ориентированных исследовательских заданий.

Н

Я

Ий

в

о

в

к

у

л

ОЛ

к

о

гъ

в

43

гъ

\ 5. Критерии оценки сформированности компонентов исследовательской культуры

........... г~............................... .........

І 6. Результат: сформированность компонентов исследовательской культуры

•и::*. І!’.:-.*. ■(•'•‘•і ;

і Мотивационно- Когнитивно - ] Коммуникативный І Креативно- * ■; Исследовательская |

1 ценностный информационный | 1 деятельностный компетенция І

Схема 1. Педагогическая модель формиро ания исследовательской культуры у будущих специалистов по социальной работе в процессе профессиональной подготовки в вузе.

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

нальная педагогическая модель формирования исследовательской культуры специалистов по социальной работе в процессе профессиональной подготовки в вузе соотносится с фазовым характером учебной деятельности, включает в себя ряд этапов: субъективации, объективации и эксте-риоризации.

На первом этапе происходит генерирование исследовательских идей и идеальное преобразование объекта (субъективация); на втором материализация идеальных построений в знаковом материале исследования (объективация), что соотносимо с содержанием исследовательской направленной деятельности. Но исследовательская деятельность студентов этим ограничивается. В ней представлен еще один этап - заключительный, выполняющий функцию развертывания знаковой структуры исследования в экстериоризованном действии, материальное воплощение замысла (реализация) и представление презентация его результатов. На заключительном этапе происходит кор -ректировка объекта деятельности, его контроль, проверяется на практике реальность замыслов, целесообразность исследовательских решений.

Для этапа субъективации (охватывает 1 -2 курс) характерно относительно успешное решение простых профессиональных ситуаций на основе собственного опыта и опыта близких людей, поэтому в качестве профессионально-ориентирующих средств мы использовали ценностно-психологические игры (ЦПИ), круглые столы, тематические встречи, пресс-конференции, брифинги. Также на данном этапе в рамках УИР были использованы следующие формы исследовательской деятельности: реферирование конспектирование, аннотирование, составление тезисов; подготовка обзоров по новинкам литературы; выступление с докладами и сообщениями на семинарах; выполнение научно-исследовательских работ в период учебной практики. На этапе субъективации формируется осознанное отношение к овладению основами исследовательской деятельности, первичное накопление опыта исследования проблем социальной сферы; овладение методами и методикой исследовательской деятельности.

Следующий этап формирования исследовательской культуры в процессе профессиональной подготовки у будущих специалистов по социальной

работе - объективации (3-4 курс). Целью этого этапа является развитие когнитивно-информационного и коммуникативного компонентов исследовательской культуры у будущих специалистов по социальной работе, путем сочетания учебноисследовательской и научно-исследовательской работы. Среди них: реферирование научных изданий, работа с литературой; курсовое проектирование; подготовка публикаций по результатам проведенных исследований; участие в студенческих конференциях и олимпиадах; активная исследовательская работа в научно-исследовательских группах, лабораториях, кружках в рамках работы Научного студенческого общества; участие в социально-проектной, волонтерской (добровольческой) деятельности. В рамках указанных форм исследовательской деятельности происходит усиление творческого, самостоятельного, заинтересованного и ответственного участия студента в образовательном процессе, развитие ком -муникативных навыков и умений; обогащение исследовательского опыта.

Целью этапа экстериоризации (4-5 курс) является преимущественное развитие креативно-деятельностного компонента исследовательской культуры, а также творческого мышления и исследовательского опыта. На формирующем этапе исследовательская деятельность студентов отличается активными самостоятельными научно-исследовательскими изысканиями и комплексными исследовательскими работами, направленными на разрешение проблем клиентских групп оптимальным способом. Это находит свое отражение в рамках дипломного проектирования, участия студента в организации работы научно-исследовательских групп. Результатом этапа является наличие четких представлений о будущей профессии, формирование индивидуального стиля исследовательской деятельности и творческого уровня развития исследовательской культуры.

Таким образом, разработанная нами многофункциональная педагогическая модель формирования исследовательской культуры специалистов по социальной работе в процессе профессиональной подготовки в вузе позволит студентам приобрести научно-исследовательские знания, овладеть навыками их применения для решения профессионально важных задач.

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

Примечание

1 Варгина, Наталья Алексеевна Формирование профессиональной культуры социального работника в процессе непрерывной практики в вузе: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 Москва, 2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

1. Варгина Наталья Алексеевна Формирование профессиональной культуры социального работника в процессе непрерывной практики в вузе: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 Москва, 2006.

J.V. MAKAROVA

DEVELOPMENT OF RESEARCH CULTURE IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING OF EXPERTS IN SOCIAL WORK

The research culture is necessary for the modern social worker. This article describes of multipurpose pedagogical model of formation of research culture social worker in the process of professional training.

Key words: culture of the person, professional culture, research culture of social worker, research activities, modelling, model.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.