Научная статья на тему 'Критерии и показатели оценки проявления профессиональной культуры специалиста по социальной работе в пенитенциарном учреждении'

Критерии и показатели оценки проявления профессиональной культуры специалиста по социальной работе в пенитенциарном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
290
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СИСТЕМА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / КРИТЕРИИ / ПОКАЗАТЕЛИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕФЛЕКСИЯ / ТВОРЧЕСТВО СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ИННОВАЦИЯ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / PENITENTIARY SYSTEM / PROFESSIONAL CULTURE / CRITERIA / INDICATORS / SOCIAL VALUES / PROFESSIONAL ACTIVITY / REFLECTION / CREATIVITY SPECIALIST IN SOCIAL WORK / SOCIAL INNOVATION / DESIGNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколова О.В., Гринева Е.А.

В статье рассмотрены основные компоненты, критерии и показатели проявления профессиональной культуры. Дано определение профессиональной культуры специалиста по социальной работе в пенитенциарном учреждении. Описываются наиболее значимые для специалиста по социальной работе в пенитенциарном учреждении социальные ценности и социальные инновации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соколова О.В., Гринева Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criteria and indicators for assessing the existence of professional culture of the specialist in social work in prison

The article considers the basic components, criteria and indicators of existence of professional culture. Definition of professional culture of a specialist in social work at the prison. Describes the most important for a specialist in social work in the penitentiary institution social values and social innovation.

Текст научной работы на тему «Критерии и показатели оценки проявления профессиональной культуры специалиста по социальной работе в пенитенциарном учреждении»

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ПРОЯВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ В ПЕНИТЕНЦИАРНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Соколова О.В., Гринева Е.Л.

Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, г. Орел, Российская Федерация

В статье рассмотрены основные компоненты, критерии и показатели проявления профессиональной культуры. Дано определение профессиональной культуры специалиста по социальной работе в пенитенциарном учреждении. Описываются наиболее значимые для специалиста по социальной работе в пенитенциарном учреждении социальные ценности и социальные инновации.

Ключевые слова: пенитенциарная система; профессиональная культура; критерии; показатели; социальные ценности; профессиональная деятельность; рефлексия; творчество специалиста по социальной работе; социальная инновация; проектирование.

CRITERIA AND INDICATORS FOR ASSESSING THE EXISTENCE OF PROFESSIONAL CULTURE OF THE SPECIALIST

IN SOCIAL WORK IN PRISON

Sokolova О. V., Grineva E.A.

Orel state University named after I.S. Turgenev, Orel, Russian Federation

The article considers the basic components, criteria and indicators of existence ofprofessional culture. Definition of professional culture of a specialist in social work at the prison. Describes the most important for a specialist in social work in the penitentiary institution social values and social innovation.

Keywords: penitentiary system; professional culture; criteria; indicators; social values; professional activity; reflection; creativity specialist in social work; social innovation; designing.

Профессиональная деятельность специалиста по социальной работе пенитенциарного учреждения имеет свою специфику, продиктованную особенностями социокультурной среды и особенным контингентом учреждения. Профессионализм специалиста проявляется в его эф-

фективной ежедневной работе в учреждении. Эффективность работы специалиста зависит от профессионального мастерства и профессиональной культуры.

Анализируя литературу, Тюрикова Г.Н., Филатова О.В., Гнездилова И.Ю. в своей статье «Современное состояние и перспективы развития профессионального образования специалистов в области социальной работы в пенитенциарных учреждениях России» в журнале «Ученые записки Орловского государственного университета» говорят о том, что «будущие специалисты по социальной работе, получившие образование и работающие в пенитенциарной системе, должны быть профессионально ориентированы на изучение особенностей внутреннего мира деформированной личности» [5].

Основы профессиональной культуры специалиста, в том числе и специалиста по пенитенциарной социальной работе, закладываются в процессе его подготовки в вузе. В то же время специфика сложного контингента и особенности среды профессиональной деятельности требуют постоянного самосовершенствования и профессионального роста специалиста по социальной работе пенитенциарного учреждения на протяжении всей его профессиональной деятельности.

Профессиональная культура специалиста по социальной работа в пенитенциарном учреждении — это качественная характеристика личности специалиста, осознающего свою роль в системе пенитенциарной социальной работы, владеющего основами профессиональной деятельности и обладающего способностью и готовностью реализовать себя в работе со специфическим контингентом учреждения в соответствии с профессионально-этическими нормами. Уровень профессиональной культуры позволяет определять отношение специалиста к эффективности профессиональной деятельности и своему профессиональному росту.

Варгина H.A. в своем диссертационном исследовании «Формирование профессиональной культуры социального работника в процессе непрерывной практики в вузе» считает, что «значимыми составляющими профессиональной культуры специалиста по социальной работе в пенитенциарном учреждении являются: профессионально-этическая культура; социально-педагогическая культура; проектно-исследовательская культура; организационно-управленческая культура» [1].

Определим критерии и показатели оценки проявления профессиональной культуры специалиста по социальной работе в учреждении уголовно-исполнительной системы. Мы исходим из того, что критерий (от греч. Kriterion — средство для суждения) это признак, основываясь на котором может производиться оценка, а так же классификация чего-либо. Для того чтобы критерии мы учитывали, что критерий - это признак, на фундаменте которого производится оценка, определение или классификация чего-либо, мерило оценки. Пока-

затели — данные, по которым можно судить о развитии и ходе чего-нибудь, как трактует «Толковый словарь С.И. Ожегова» [3]. Другими словами, если критерий - это качества, свойства изучаемого объекта, то показатели — это мера сформированности того или иного критерия [2].

Фирсов М.В. и Студенова Е.Г. в учебном пособии «Теория социальной работы» говорит, что «основа всех критериальных составляющих базируется на ведущих ценностях. Система ценностей социальной работы в пенитенциарном учреждении связана со спецификой профессиональной деятельности в социальной сфере» [7].

По нашему мнению, наиболее важными для специалиста по социальной работе в учреждении уголовно-исполнительной системы существуют следующие социальные ценности:

• Общественные и личностные в их тандеме - человек как основная ценность в гармонии с физическим, психическим, личностным и социальным, способным к социализации и ресоциализации, персональной и общественной ответственности в новом микроклимате жизненного процесса.

• Гуманистические или духовно-нравственные - среди нравственных ценностей, которые необходимо усваивать и развивать, особое место занимает филантропия, сочувствие, помощь и поддержка социального характера.

• Профессиональные ценности - соблюдение адекватных увлечений субъекта социальной работы, конфиденциальность, доброжелательность, честность, открытость, уважение прав осуждённого; ответственность за бесполезные для субъекта социальной работы и общества последствия его действий и т.д.

Таким образом, в качестве критерия аксиологического компонента профессиональной культуры специалиста по социальной работе в пенитенциарном учреждении, на наш взгляд, целесообразно выделить мотивационно-ценностный критерий (Таблица 1). Его можно охарактеризовать следующими показателями: степенью сформированности ценностных идеалов и нравственных ориентиров личности; мотивационной готовностью к профессиональному совершенствованию; позитивным отношением к профессиональной деятельности; способности эмоционально отзываться на переживания другого человека (эмпатия); активным участием в повышении своей квалификации; проявлением интереса к освоению новых знаний о профессиональной деятельности; стремлением участвовать в профессиональных конкурсах, грантах, выступать на научных конференциях, семинарах.

Критерием сформированности когнитивно-информационного компонента профессиональной культуры специалиста будет выступать гностический критерий, отражающий уровень знаний, необходимых для профессиональной деятельности специалиста по социальной работе в пенитенциарных учреждениях.

Таблица 1.

Компоненты Критерии Показатели

Аксиологический компонент включает ценностные отношения Мотивационно-ценностный критерий, учитывающий мотивы и отношение к профессиональному совершенствованию в процессе повышения квалификации 1. Степень сформированное™ ценностных идеалов и нравственных ориентиров личности. 2. Мотивационная готовность к профессиональному совершенствованию. 3. Позитивное отношением к профессиональной деятельности. 4. Способность эмоционально отзываться на переживания другого человека (эмпатия). 5. Активное участие в повышении своей квалификации. 6. Проявление интереса к освоению новых знаний о профессиональной деятельности. 7. Стремление участвовать в профессиональных конкурсах, грантах, выступать на научных конференциях, семинарах.

Когнитивно-информационный компонент включает познавательные способности специалистов по социальной работе в пенитенциарном учреждении Гностический критерий, отражающий уровень профессиональных знаний, необходимых для осуществления профессиональной деятельности. 1. Объем усвоенных знаний. 2. Осмысленностью усвоенных знаний. 3. Решение профессиональных и научно-исследовательских задач. 4. Знание требований, предъявляемых к социальным проектам. 5. Способностью применять междисциплинарные знания.

Креативно-де-ятелъностный компонент ориентирует профессионала на применение творческого подхода в работе. Социально-творческий критерий отражает способность осознанного выбора комплекса методов и технологий работы, способность к инновациям 1. Творческая самостоятельность в решении профессиональных задач. 2. Готовность к инновационному проектированию. 3. Способность творчески подходить к решаемой проблеме. 4. Готовность создать проект от замысла до презентации. 5. Умение применять основные исследовательские методы. 6. Умение моделировать социальную реальность. 7. Умение планировать исследования, определяя логику исследовательских действий. 8. Умение выбирать адекватные методы выполнения профессиональных действий. 9. Оценка качества исследовательского проекта.

В качестве показателей гностического критерия, отражающего уровень знаний о социальной работе в пенитенциарных учреждениях могут выступать:

1. Наличие системы знаний, необходимых для осуществления профессиональной деятельности.

2. Профессионально-исследовательская рефлексия (адекватная самооценка результатов своей профессиональной подготовленности);

В качестве еще одной составной части когнитивно-информационного компонента профессиональной культуры специалиста по социальной работе в пенитенциарном учреждении мы выделяем профессионально-исследовательские компетенции.

Сущность профессионально-исследовательских компетенций специалиста по социальной работе в пенитенциарном учреждении отражает: методологические компетенции; концептуальные компетенции; аналитические компетенции.

Таким образом, в качестве критерия когнитивно-информационного компонента профессиональной культуры специалиста по социальной работе в пенитенциарном учреждении, на наш взгляд, целесообразно выделить гностический критерий, отражающий уровень профессиональных знаний, необходимых для осуществления профессиональной деятельности (Таблица 1).

В качестве критерия оценки проявления исследовательской культуры по креативно-дея-тельностному компоненту можно выделить социально-творческий критерий (характеризует специалиста с позиции применения творческого подхода в работе, тем самым отражает способность осознанного выбора комплекса методов и технологий работы, способность к инновациям).

Под творчеством специалиста по социальной работе в пенитенциарном учреждении мы понимаем высший образец мыслительной и практической деятельности, который направлен на преобразование, совершенствование и разрешение проблемных жизненных ситуаций осужденного, пенитенциарного социума и общества в целом, характеризующиеся новизной и социальной значимостью. Анализ слияния творческой и исследовательской практики аргументирует, что творчество и исследование будут выступать определенными формами познания и реорганизации окружающего мира (природы, человека, красоты и т.д.). Они реализуются через конкретные методы и средства (например, экспериментальные или теоретические) и направляют к формированию особенных идеалов — мыслей (научных, мировоззренческих, художественных, философских), а так же к предметным воспроизведениям.

Социальной инновацией, по нашему мнению, является осознанно организуемое новшество, которое вводит в среду внедрения определенные новшества. Они, в свою очередь, образуются на конкретном этапе развития общества в аналогии с переменчивым общественным микроклиматом с условием, которое выводит социальную работу как профессиональную деятельность на новый уровень более высокого качества оказания услуг человеку в решении его социальных проблем. Новшества имеют цель положительной модификации в социальной сфере.

Существуют основания рассматривать социальное проектирование как вид инновации. Проектирование как метод широко представлено в профессиональной подготовке и повышении

квалификации специалиста социальной работы. Проектное обучение — это такое обучение, при котором специалист включается в любой форме в действующую социально-проектную деятельность, при реализации которой возможно достичь практические и учебные цели. Проект будет являться основой организации учебного процесса.

Метод проектов дает возможность действительного слияния, с одной стороны, теории и практики социальной работы, с другой - содержания отдельных дисциплин профессиональной подготовки и повышения квалификации специалистов по социальной работе. Этот момент уделяет большое внимание необходимости внутридисциплинарного и междисциплинарного взаимодействия преподавателей. Создать проект означат объединение специалистов в группу и их работу в группе. Проектное обучение направлено на технологическую подготовку специалиста. В процессе разработки и реализации определенного проекта в определенном практическом поле специалист по социальной работе овладевает обобщенной технологией решения социальной проблемы. Знание и владение обобщенной технологией специалист может найти применение в разнообразных профессиональных полях при решении разнообразных общественных проблем.

Участие в проектной деятельности актуализирует и обогащает личностный опыт специалиста; предполагает и дает стимул его самообразованию; обеспечивает реальное участие в конкретной социальной и практической деятельности.

Филатова О.В., Ильина Ю.В. в своей статье «Формирование профессиональной компетентности бакалавра и магистра социальной работы (теоретико-методологический аспект)» в журнале «ALMA MATER (вестник высшей школы)» указывают на то, что «реализация социально-проектной деятельности специалиста предполагает владение технологиями социальной работы и способность осознанного выбора комплекса методов и технологий работы» [6].

Социально-творческий, включает в себя:

• знание типов, видов и форм, средств и приемов организации и реализации технологии социальной работы;

• умение выбирать и использовать технологии социальной работы целесообразно проблеме осуждённого;

• умение прогнозировать, проектировать последствия и результат использования технологии.

Полагаем, что владение технологией социально-проектной деятельности в пенитенциарной социальной работе проявляется в характере изучения проблем осуждённых в реальной социальной среде на основе взаимодействия различных социальных институтов; умении предвидеть причины возникающих преступлений и уметь предотвратить их следствия, на макро-, мезо- и микроуровнях, выделяя при этом наиболее приоритетные для данной ситуации; в умении ис-

пользовать возможности различных социальных институтов во благо решения проблем личности осуждённого и общества. Таким образом, проявляется участие специалиста в снижении процента преступности в Российской Федерации.

Выделенный социально-творческий критерий характеризуется такими показателями, как:

• творческая самостоятельность в решении профессиональных задач;

• готовность к инновационному проектированию;

• способность творчески подходить к решаемой проблеме;

• готовность создать проект от замысла до презентации;

• умение применять основные исследовательские методы;

• умение моделировать социальную реальность;

• умение планировать исследования, определяя логику исследовательских действий;

• умение выбирать адекватные методы выполнения профессиональных действий;

• оценка качества исследовательского проекта (Таблица 1).

В рамках изучения креативно-деятельностного компонента исследовательской культуры необходимо обратить внимание на способности и умения личности к взаимодействию с социальным окружением. Среди них можно выделить:

• способность делать сообщения, доклады на основе различных источников знания;

• умение редактировать свой и чужой текст;

• владение культурой устной и письменной речи;

• способность развивать мысль в логике поставленного вопроса;

• умение аргументировать свою позицию;

• коммуникативные и организаторские склонности,

• умение строить доказательство и опровержение;

• умение применять средства наглядности (записи, схемы и т.д.) во время выступления, презентации;

• умение рецензировать научные материалы.

В статье «Изучение роли педагогической компетенции специалиста по социальной работе пенитенциарного учреждения в процессе профессионального становления (на материале опроса специалистов и студентов)» Тюриковой Г.Н., Соколовой О.В., Гнездиловой И.Ю. следует отметить, что «практика пенитенциарной социальной работы требует совершенствования профессиональной культуры на протяжении всей его профессиональной деятельности. От специалистов требуется быть информированными о вводимых новациях, усваивать, пробировать и транслировать их в собственную профессиональную практику» [4].

При определении критериев и показателей проявления профессиональной культуры специалиста по социальной работе в пенитенциарном учреждении мы опирались на основ-

ные требования к познанию, определению и объяснению критериев и показателей. Сфор-мированность различных видов культуры (трудовой, профессиональной, познавательной и т.д.) определяет, что критерий - это признак, на фундаменте которого производится оценка, определение или классификация чего-либо. Критерии одного из видов культуры складываются исходя из общего понимания культуры, акцентирование на её структурных и функциональных составляющих, понимания культуры как состояния, как процесса и как продукта творческого освоения и создания педагогических ценностей. Благодаря помощи критериев должно устанавливаться взаимодействие между всеми деталями изучаемой системы. С помощью методов диагностики и объединения показателей и их колебаний в баллах или цифровом эквиваленте позволит нам сделать вывод о сформированное™ профессиональной культуры у специалистов, которые участвуют в различных программах повышения квалификации.

Список литературы

1. Варгина H.A. Формирование профессиональной культуры социального работника в процессе непрерывной практики в вузе: Дис.... канд. пед. наук: (13.00.08). Москва, 2006.

2. Каляева Ю.А. Формирование коммуникативных умений учащихся начальных классов школы-интерната: Дис. ...канд. пед. наук / Ю.А. Каляева. Магнитогорск, 2002. 144 с.

3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова / Российская АН.; Российский фонд культуры; 3-е изд., стереотипное. М.: АЗЪ, 1996. 928 с.

4. Тюрикова Г.Н., Соколова О.В., Гнездилова И.Ю. Изучение роли педагогической компетенции специалиста по социальной работе пенитенциарного учреждения в процессе профессионального становления (на материале опроса специалистов и студентов) II Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), 2015, №11 (55). С. 486.

5. Тюрикова Г.Н., Филатова О.В., Гнездилова И.Ю. Современное состояние и перспективы развития профессионального образования специалистов в области социальной работы в пенитенциарных учреждениях России II Ученые записки Орловского государственного университета 2014 г., №2 (58). С. 371.

6. Филатова О.В., Ильина Ю.В. Формирование профессиональной компетентности бакалавра и магистра социальной работы (теоретико-методологический аспект) // ALMA MATER (вестник высшей школы) 2010 г., №7. С. 54-59.

7. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. Изд. Цент ВЛАДОС, 2001. 432 с. С. 252.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.