Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА'

РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
822
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ОКРУЖАЮЩИЙ МИР / РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенов Юрий Иванович, Трифонова Арина Алексеевна

В статье освещены результаты исследования по развитию у детей младшего школьного возраста исследовательских умений на уроках окружающего мира. На основе теоретического анализа открытых источников информации определена необходимость развития исследовательских умений с детского возраста. Целью исследования было изучить формирование исследовательских умения младших школьников на уроках окружающего мира и предложить пути дальнейшего его развития. В ходе выполнения исследования использовались методы - изучение и анализ источников информации и педагогического опыта; наблюдение, беседа, а также опрос; обобщение и обоснование выводов. В процессе изучения развития исследовательских умений определены возрастные особенности младших школьников, в целях подбора средств и форм работы с ними. В меру того, что в содержании предмета окружающего мира интегрированы первичные научные знания нескольких областей науки, детям интересно проводить исследования и разрабатывать учебные проекты. Подобраны и описаны задания, проведенные нами для развития действий младших школьников, способствующих развитию исследовательских умений. Также, были составлены задания с использованием материалов о Якутии, что предусматривается в региональном компоненте образовательной программы начальной школы. Результатам контрольного этапа явилось положительная тенденция развития у детей младшего школьного возраста исследовательских умений на уроках окружающего мира. В статье приведены, составленные рекомендации для развития исследовательских умений у младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Семенов Юрий Иванович, Трифонова Арина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF RESEARCH SKILLS OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN THE LESSON OF THE SURROUNDING WORLD

The article highlights the results of a study on the development of research skills in children of primary school age in the lessons of the surrounding world. Based on the theoretical analysis of open sources of information, the need to develop research skills from childhood has been determined. The purpose of the study was to study the formation of research skills of younger schoolchildren in the lessons of the surrounding world and to offer ways for its further development. In the course of the study, methods were used - the study and analysis of sources of information and pedagogical experience; observation, conversation, as well as a survey; generalization and substantiation of conclusions. In the process of studying the development of research skills, the age characteristics of younger schoolchildren are determined, in order to select the means and forms of working with them. To the extent that the primary scientific knowledge of several fields of science is integrated in the content of the subject of the surrounding world, it is interesting for children to conduct research and develop educational projects. The tasks conducted by us to develop the actions of younger schoolchildren that contribute to the development of research skills are selected and described. Also, tasks were drawn up using materials about Yakutia, which is provided for in the regional component of the educational program of the primary school. The results of the control stage were a positive trend in the development of research skills in children of primary school age in the lessons of the surrounding world. The article presents the compiled recommendations for the development of research skills in younger schoolchildren.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

нацеленной на формирование готовности к иноязычной коммуникации у обучающихся (формирование целей и задач педагогической деятельности, моделирование результатов).

Функция организации управленческой деятельности предполагает: реализацию рабочей программы и ее корректировка в ходе реализации; анализ и оценка результативности работы по рабочей программе.

Одним из важнейших звеньев управленческого цикла является контроль. Как бы хороша ни была проработана рабочая программа, в ходе её выполнения будут возникать ситуации сбоев, т.е. отклонений от намеченного хода работ. Сбои необходимо своевременно выявлять и вырабатывать решения по их устранению. Главным объектом внутреннего контроля, в рамках реализации программы, является деятельность учителя и ее результативность.

Формы контроля, используемые на уроках английского языка:

Текущий контроль позволяет судить об успешности овладения языком, процессе становления и развития речевых навыков и умений.

Тематический контроль проводится по завершении изучения темы. Он позволяет судить об эффективности овладения разделом программного материала.

Итоговый контроль направлен на установление уровня владения языком, достигнутого в результате усвоения значительного по объему материала (в конце четверти, учебного года).

Выводы. Таким образом, нами были определены цель, задачи, принципы и функции работы системы управления формированием готовности к иноязычной коммуникации обучающихся общей школы в рамках изучения английского языка.

Литература:

1. Белая, К.Ю. Программы и планы в ДОО: технология разработки в соответствии с ФГОС ДО / К.Ю. Белая. -Москва: ТЦ Сфера, 2014. - 123 с.

2. Гудкова, Л.М. Тренировочные варианты экзаменационных работ для подготовки к основному государственному экзамену ОГЭ / Л.М. Гудкова, О.В. Терентьева. - М.: АСТ, 2021. - 305 с.

3. Кириллов, Л.Г. Конструируем управление / Л.Г. Кириллов, Т.Э. Емельянова. - Челябинск: Полиграфическое объединение «Книга», 2004. - 248 с.

4. Лазарев, В.С. Управление инновациями в школе: учебное пособие / В.С. Лазарев. - Москва: Центр педагогическое образования, 2008. - 351 с.

5. Петровская, Л.А. Общение-компетентность-тренинг: избранные труды / Л.А. Петровская. - Москва: Смысл, 2007. - 387 с.

6. Философский словарь / под ред. М.М. Розенталя, П.Ю. Юдина. - Москва: Политическая литература, 2003. - 544 с.

7. Хомерики, О.Г. Избранные вопросы современной науки: монография / О.Г. Хомерики, В.Е. Шорохов. - Москва: Перо, 2011. - 51 с.

Педагогика

УДК 373.31

научный сотрудник, руководитель

научно-образовательного центра Семенов Юрий Иванович

Академия наук Республики Саха (г. Якутск); студент Трифонова Арина Алексеевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ ОКРУЖАЮЩЕГО

МИРА

Аннотация. В статье освещены результаты исследования по развитию у детей младшего школьного возраста исследовательских умений на уроках окружающего мира. На основе теоретического анализа открытых источников информации определена необходимость развития исследовательских умений с детского возраста. Целью исследования было изучить формирование исследовательских умения младших школьников на уроках окружающего мира и предложить пути дальнейшего его развития. В ходе выполнения исследования использовались методы - изучение и анализ источников информации и педагогического опыта; наблюдение, беседа, а также опрос; обобщение и обоснование выводов. В процессе изучения развития исследовательских умений определены возрастные особенности младших школьников, в целях подбора средств и форм работы с ними. В меру того, что в содержании предмета окружающего мира интегрированы первичные научные знания нескольких областей науки, детям интересно проводить исследования и разрабатывать учебные проекты. Подобраны и описаны задания, проведенные нами для развития действий младших школьников, способствующих развитию исследовательских умений. Также, были составлены задания с использованием материалов о Якутии, что предусматривается в региональном компоненте образовательной программы начальной школы. Результатам контрольного этапа явилось положительная тенденция развития у детей младшего школьного возраста исследовательских умений на уроках окружающего мира. В статье приведены, составленные рекомендации для развития исследовательских умений у младших школьников.

Ключевые слова: деятельность, исследовательские умения, младший школьник, окружающий мир, региональный компонент.

Annotation. The article highlights the results of a study on the development of research skills in children of primary school age in the lessons of the surrounding world. Based on the theoretical analysis of open sources of information, the need to develop research skills from childhood has been determined. The purpose of the study was to study the formation of research skills of younger schoolchildren in the lessons of the surrounding world and to offer ways for its further development. In the course of the study, methods were used - the study and analysis of sources of information and pedagogical experience; observation, conversation, as well as a survey; generalization and substantiation of conclusions. In the process of studying the development of research skills, the age characteristics of younger schoolchildren are determined, in order to select the means and forms of working with them. To the extent that the primary scientific knowledge of several fields of science is integrated in the content of the subject of the surrounding world, it is interesting for children to conduct research and develop educational projects. The tasks conducted by us to develop the actions of younger schoolchildren that contribute to the development of research skills are selected and described. Also, tasks were drawn up using materials about Yakutia, which is provided for in the regional component of the educational program of the primary school. The results of the control stage were a positive trend in the development of research skills in children of primary

school age in the lessons of the surrounding world. The article presents the compiled recommendations for the development of research skills in younger schoolchildren.

Key words: activities, research skills, junior schoolboy, the world around him, the regional component.

Введение. В современном мире информации и открытия нового, всё больше становится актуальным владение исследовательскими умениями, начиная со школьной скамьи. Приступая к изучению данного вопроса, следует учитывать тенденцию развития современных детей, у которых наблюдается высоко развитая коммуникация в цифровой сфере. Общие исследовательские способности включают в себя возможности моментально ориентироваться в ситуации и потоке информации, одновременно решать задачи с применением творческого подхода, обнаруживать и самостоятельно развивать в себе необходимые качества личности и др. Все перечисленное позволяет человеку, обладающему исследовательскими умениями в будущем более успешно реализоваться в жизни и стать независимой, саморазвивающийся и успешной личностью. Известно, что дети по природе любознательны и младший школьный возраст их отличает от других возрастов немалый интерес к познанию мира, к занятию творчеством и проявлением активности к деятельности, которыми они занимаются. Дальнейшее успешное развитие учеников начальной школы возможно только в процессе взаимоотношения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, приобретением собственного социального опыта.

В школьной жизни ребенка, одним из благоприятных условий развития интереса к познавательной деятельности является урок «Окружающий мир». Если в ходе уроков данного предмета учителем будут систематически применяться приемы и методы, способствующие приобретению умений самостоятельного поиска учащимися необходимой информации и нахождения ими новых знаний, вместе с тем помогать им приобретать умения выдвижения и формулировки предположений и гипотез, проводить своевременную рефлексию, то возможно у учеников будут развиваться исследовательские умения.

Изложение основного материала статьи. Развитию системы исследовательских умений у младших школьников посвящены труды А.В. Аркадьева, А.В. Бычков, Е.А. Гилева, Н.В. Матяш, А.Н. Поддъяков, Н.А. Разагатова, Н.Ю. Румянцева, А.И. Савенков, Н.А. Семенова, И.С. Сергеев, В.И. Слободчиков, Л.А. Тысько, С.Е. Шишов, Н.А. Якимов и др. Научные методы являются важным инструментом для реализации исследовательской деятельности в отличие от других форм познания окружающего мира, ее осуществление предполагает осознание и фиксацию цели, средств, ориентацию исследования на результат.

В исследовательской деятельности главным является приобретение новейшего познания касательно о нашем мире -исследования подразумевают выявление определённой, интересующей человека проблемы, плюс к этому его противоречия, которые нуждаются в исследовании, по этой причине она начинается с познавательной потребности, мотивации поиска [3].

Исследовательские умения берут своё начало из науки. Наука является фундаментом и диктует правила проведения, как проводить исследования и что туда входит. Учебно-исследовательские умения включают в себя способность детей делать не только теоретические, но и практические действия, которые сходны с научной исследовательской деятельностью, зависящие от логики научного исследования, основой которой являются знания и умения, приобретающийся в процессе изучения основ науки. Без целенаправленной и четко запланированной работы по развитию исследовательских умений у младших школьников их включения в поисковую работу, учителя не могут добиться высоких результатов в создании положительной мотивации к учебной деятельности и в развитии познавательных интересов. Весь процесс учения как непрерывный поиск ответов на обнаруженные вопросы и проблему в конкретных ситуациях.

Исследовательские умения сопровождаются исследовательскими действиями, это деятельность учащихся, которая связанна с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Для этого задания должны быть новыми, интересными, яркими для детей. Это будет мотивацией и стимулом для усвоения нового умения.

В центре внимания должно стать обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений. Развитие исследовательского умения должно строиться вокруг будущего обогащения опыта учеников с помощью накопления знаний об исследовательской деятельности, логики работы над исследованиями, о средствах и способах достижения и исследовательского умения.

Ведущая роль в учебной деятельности школьников отводится учебным умениям, с помощью которых школьники познают действительность, обогащают собственный опыт. Во время учебного процесса в школе можно отследить у детей наличие или задатки исследовательской инициативы еще в раннем возрасте, она может проявиться как у одного ребёнка, так и у группы детей. Таких детей чаще отличает их реакция на новые знания, обычно наблюдается повышенный интерес к изучаемому, их способы действий. Также, в ходе групповой работы, у таких детей наблюдаются следующие умения: договариваться между собой и сотрудничать, определять и достигать цели, подбирать необходимые средства, выстраивать стратегии действий для получения результатов. Детская активность - это нормальное состояние ребёнка, так как они могут стать задатками исследовательских умений. Взрослые, используя проблемно-исследовательский метод, могут мотивировать ребенка к активной позиции исследователя.

При развитии исследовательского умения на уроке окружающего мира, можно использовать такие приёмы как проведение экскурсии, проводить микро проектные исследования, включать в уроки различные интересные задания с региональными компонентами, проводить наблюдения, различные опыты [3, С. 69].

Учебная проектно-исследовательская деятельность учащихся от научной имеет своё отличие в том, что конечный результат, учащиеся не производят новые знания, а получают устойчивые навыки исследования как всеобщего способа освоения действительности. При этом у них нарастают способности к исследовательскому типу мышления, начинает появляться своя личностная позиция, предпочтения, взгляды на разные темы [2].

Одним из признаков исследовательского поведения, который наблюдается у ребёнка психологи включают его анализаторы - это зрительное исследование, слуховое воспроизведение, тактильное и последнее это вкусовое.

Развивать исследовательские умения наиболее успешно можно во время проведения уроков окружающего мира. В данном предмете у ребёнка наиболее близкая связь с реальной жизнью. Всё что он видит вокруг себя включая то, что его интересует, можно приписать к уроку окружающего мира и далее заняться его исследованием. Одним из интереснейших тем для ознакомления может стать изучение биома как тайга, её климатических условий, флору, фауну, реки, озёра, города и полезные ископаемые. Школьная программа предмета окружающего мира пронизана темами для развития исследовательских умений младших школьников и каждое занятие проводить в этом русле.

В формировании исследовательских умений можно выделить множество положительных моментов для учащихся. В трудах отечественных авторов подчеркивается, что в ходе развития исследовательских умений учащиеся имеют определенные привилегии, такие как самостоятельно оценивать свою и работу товарища, при этом обосновывать поставленную оценку доказательствами, учится писать отзывы и рекомендации, все эти действия относятся к оценочным исследовательским умениям [1]. К ним школьник приходит естественным путем, в процессе постоянной и систематической

работы учителя по развитию исследовательских умений и каждый из них проходит свой путь, соответствующий его способностям и индивидуальным особенностям. Для эффективного развития этого вида умений учитель при постановке задач перед младшими школьниками в работе учитывает принципы доступности, природосообразности, индивидуализации и др.

В педагогике практический опыт показывает, что одним из эффективных методов развития исследовательских умений является метод проектирования и работа учащихся над проектом по выбранной им теме. Разработка проектов включает все исследовательские умения и является специально организованным учителем процессом, самостоятельно выполняемая детьми деятельность, в завершении работы детьми получается некий продукт, который они презентуют в устном или письменном виде [3, 51. Проектная деятельность по ряду признаков превосходит традиционные методы обучения. Он позволяет показать школьникам не только теоретические аспекты изучаемого предмета, но и научить их применять свои знания на практике, в жизни [61.

С теоретической точки зрения, все вышеизложенное достичь возможно, но на как показывает практика, в процессе развития исследовательских умений и навыков у детей возникают множество вопросов. Например, как заинтересовать и стимулировать ребенка к поиску нового? Как научить учащихся выделять проблему? Как научить конструировать вопросы, чтобы получить необходимый ответ? Как научить детей самостоятельно рефлексировать? и др. Из имеющегося педагогического опыта известно, что только результаты ежедневной практики использования развивающих заданий могут привести к желаемому, в частности развитию исследовательских умений у детей.

Практическая работа по изучению формирования и развития исследовательских умений у младших школьников третьего класса проводилась в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Мюрюнская средняя общеобразовательная школа №2», села Борогонцы, Усть-Алданского улуса Республики Саха (Якутия). В ходе измерения предпосылок имеющихся исследовательских умений нами были использованы методы беседы, опроса, рассуждений с детьми по заданным темам.

Приведем несколько фрагментов занятий, посвященных изучению различных тем из окружающего детей мира и доступных их мировоззрению. Так, на одном из проведенных занятий с детьми разбирали метод наблюдения как один из способов выявления имеющихся проблем в природе. Применение этого метода способствовало учащимся нестандартно рассматривать традиционные, привычные для них предметы и явления. Для выявления уровня сформированности умений выражать свои мысли и рассуждать на основе, имеющихся знаний и кругозора младших школьников, было предложено задание: опираясь на свои наблюдения, пожалуйста, изложите свою версию и заданы следующие вопросы: Ребята, как вы считаете, почему тигр полосатый? Почему летом в Якутии наступают «белые ночи»? Почему якутские лошади спят зимой стоя? Почему школьники так шумят на переменах? Отвечая на вопросы, каждый ученик высказал свое мнение и при обсуждении некоторых из них за счет разделения мнений на более крупные фракции возникала дискуссия, в ходе которого дети приводили весомые доводы в пользу своего ответа, демонстрируя свои знания.

Наряду с этим, было задание для групповой работы учащихся, собрать как можно больше информации на заданные учителем темы. Например, переработка мусора в городе Якутск, лечебные растения Республики Саха (Якутия), названия районов Республики Саха (Якутия) и их административные центры, национальный инструмент якутов, обычаи и традиции народа Саха. На основе собранного ребятами информационного материала следовало составить логический текст и выступить. Такого рода задания развивают у ребят умения работать в группе, повышают командный дух, нахождение необходимой информации по теме обсуждения, воспитывают и повышают чувства патриотизма.

Также нами использовалось задание «А что, если...». Задание подразумевает ответы на поставленные учителем вопросы и оформлять свои мысли в складную устной речи. Дети отвечали на следующие вопросы: что бы произошло, если бы все люди в Якутии стали ездить на велосипеде? Что бы произошло, если бы все люди были одинаковые? Что бы произошло, если не было воды и деревьев на нашей планете?

Задание «Назовите как можно больше признаков предметов». В выполнении этого задания детьми предпринималась попытка выдвигать гипотезу для решения какой-либо проблемы, связанное с заданием. Постановка и формулировка гипотезы является частью исследовательского умения, также развивает речь учащихся, так как требует от них грамотного изложения своих мыслей. Целью этого задания было развитие у учащихся аналитического мышления, средствами определения наибольшего количества разных признаков одного предмета. Детям при выполнении данного задания следовало находить и называть наибольшее количество признаков к словам, приведенных далее. Например, такие предметы и явления живой и неживой природы, как лето, орёл, машина, деревня, снег, песок, соль, человек. На занятиях по окружающему миру младшие школьники и другие подобные задания в целях развития у них исследовательских умений.

В ходе проведения исследования младшими школьниками учителя направляют их, показывают примеры, консультируют и контролируют за процессом, в целях развития исследовательских умений, детям дается достаточно времени для самостоятельной работы и подготовки исследовательского материала или учебного проекта.

Если ребенок с малых лет активно проявляет интерес к познанию для него нового и в нем обнаруживаются первичные задатки исследовательских умений, то следует расширять его области знания, не ограничиваясь только рамками уроков школьных предметов, но и активно использовать внеурочное время для дальнейшего его развития. В этом процессе важным для ребенка является поддержка познавательного интереса его родителями, своим отношением к его интересам, мотивацией и стимулированием ребенка к занятиям по исследованию нового, расширением его кругозора путем приобретения жизненного опыта. Дети в этом возрасте активно приобретают собственный жизненный опыт в процессе социализации и посещением внеурочных занятий, кружков, мастер-классов, экскурсий, выездов в походы на природе, в большей мере которые могут обеспечивать его родители. На общее развитие ребёнка младшего школьного возраста большую роль играет его окружение, то есть его ближнее окружение - родители и родственники, которые являются для маленького человека эталоном, авторитетом и примером подражания в жизни.

Выводы. Естественным для уроков окружающего мира является гармоничное приобщение детей с научными знаниями из разных ее областей. Так как предмет окружающего мира аккумулирует и интегрирует в себе первичные знания и содержание нескольких наук, большинство младших школьников проявляют к нему активный интерес. Познавательные умения имеют положительное влияние на развитие учебно-познавательных действий у младших школьников, необходимых для успешного решения ученических поисковых работ. Результаты, полученные в ходе работ учащихся на уроке окружающего мира, были представлены на организованной ярмарке со стендовой защитой детей своих трудов. Учитель, оценивая работы учащихся, отметила положительные стороны, выполненных детьми работ, одобрила их усердие и старания, затем предложила рекомендации для будущих трудов, что явилось серьезным стимулом активно стремиться к познанию и продолжать создавать новое. Индикаторами сформированных исследовательских умений у детей младшего школьного возраста являются способность выбирать интересующую его тему и определить ее проблему, самостоятельно находить необходимую информацию из различных источников, использовать научную терминологию и понятия по содержанию теме; способность выдвигать гипотезу и ставить задачи для достижения поставленной цели; способность

анализировать - сравнивать и синтезировать информацию по теме; способность структурировать и выстраивать план дальнейших действий, подбирать конструктивные вопросы по теме; способность самостоятельно проводить наблюдения и проводить эксперименты; способность публично выступать и транслировать мысли в выступлениях, обосновать свою точку зрения; способность адекватно и объективно оценить свою и работы одноклассников.

Литература:

1. Аркадьева, А.В. Исследовательская деятельность младших школьников / А.В. Аркадьева // Начальная школа плюс до и после, 2005. - №2.

2. Гилева, Е.А. История развития метода проектов в Российской школе / Е.А. Гилева // Наука и школа, 2007. - №4. -С. 13-15

3. Павлова, Е.П. Формирование исследовательских умений младших школьников посредством проектной технологии на уроках окружающего мира / Е.П. Павлова, С.П. Григорьева // Современное образование: традиции и инновации. - 2020. -№ 3. - С. 68-71

4. Румянцева, Н.Ю. Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников / Н.Ю. Румянцева. -М.: Просвещение, 2001. - 34 с.

5. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся / И.С. Сергеев. - М.: АРКТИ, 2005.

6. Якимов, Н.А. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников / Н.А. Якимов // Исследовательская работа школьников. - 2003. - №1. - С. 48-51

Педагогика

УДК 372.851

кандидат педагогических наук, доцент Скрябина Алевтина Гавриловна

Институт математики и информатики Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); магистрант Захарова Розалия Александровна

Институт математики и информатики Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНОЙ МАТЕМАТИКЕ

Аннотация. Активное использование средств информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, направленных на обеспечение эстетической наглядности, индивидуального обучения, комфортного восприятия информации, предоставление учителям инструментов диагностики (в том числе автоматизированной) и т.д. являются задачами Концепции развития математического образования в России. В этой связи, статья посвящена в освещении вопроса использования мобильных приложений в образовательном процессе. Цель исследования заключается в использовании приложения Plickers в обучении теме «Функции» школьников 9 класса. Задачи исследования: выявить дидактический потенциал, особенности и применения приложения Plickers на уроках алгебры; представить тестовые задания по теме «Функции»; апробировать разработанные тестовые задания на практике. В статье приведены дидактические возможности использования приложения в учебном процессе, представлены тестовые задания, описан педагогический эксперимент и полученные результаты. Использованы следующие методы исследования: наблюдение, изучение разработки тестовых заданий, анализ полученных результатов. Подведен итог об эффективном использовании мобильного приложения в образовательном процессе.

Ключевые слова: мобильное приложение, школьная математика, тестирование, мобильный опрос.

Annotation. Active use of information and communication technologies in the educational process aimed at providing aesthetic visibility, individual learning, comfortable perception of information, providing teachers with diagnostic tools (including automated ones), etc. are the objectives of the Concept for the development of mathematical education in Russia. In this regard, the article is devoted to highlighting the issue of using mobile applications in the educational process. The purpose of the study is to use the Plickers application in teaching the topic "Functions" to 9th grade schoolchildren. Research objectives: to identify the didactic potential, features and use of the Plickers application in algebra lessons; submit test tasks on the topic "Functions"; approbation of the developed test tasks in practice. The article presents the didactic possibilities of using the application in the educational process, presents test tasks, describes a pedagogical experiment and the results obtained. The following research methods have been used: observation, study of the development of test tasks, analysis of the results obtained. A summary of the effective use of a mobile application in the educational process has been summed up.

Key words: mobile application, school mathematics, testing, mobile survey.

Введение. С использованием в школьном образовании средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), начала формироваться и развиваться новая система образования, опирающаяся на использовании разных электронных технологий. Отвечающая Указу Президента РФ «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы», целью стратегии является создание условий для формирования в Российской Федерации общества знаний [71, Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, в котором указано возможность использования современных ИКТ, в том числе электронных образовательных и информационных ресурсов в учебно-образовательном процессе, всевозможных электронных средств и мобильных приложений объективного оценивания уровня знаний, умений, навыков, компетенций и достижения обучающихся [5]. Грамотное использование средств информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе способствует расширению образовательного поля, повышению мотивации, познавательной активности, развитию самостоятельной деятельности обучающихся, формированию общей и цифровой культуры, преодолению индивидуальных трудностей в обучении.

Изложение основного материала статьи. Мобильное обучение в образовании представлены в работах И.В. Осадчей, М.А. Родионова, С.Б. Наумовой, З.А. Александровой и многих других. Мобильное обучение является новой педагогической технологией, которое успешно используется в образовании. Термин «мобильное обучение» (м-обучение) означает использование мобильных и портативных ИТ-устройств, таких, как карманные компьютеры PDA (Personal Digital Assistants), мобильные телефоны, ноутбуки и планшетные ПК в обучении.

И.В. Осадчая раскрывает проблему цифровизации образования, на основе которого лежит цифровая дидактика, раскрывающая особенности мобильного обучения. Она рекомендует учителям ознакомится с мобильными приложениями, чтобы оптимизировать учебный процесс [4]. У М.А. Родионова и О.М. Губановой находим глубокое исследование понятия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.