Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ'

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
227
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлова Екатерина Павловна, Громова Александра Степановна

Статья посвящена проблеме развития познавательного интереса у учащихся начальных классов к предмету «Окружающий мир» c использованием технологии педагогической мастерской. Целью данного исследования является - выявление эффективности применения технологии педагогической мастерской на уроках для развития познавательного интереса школьников. В статье раскрывается сущность понятия познавательный интерес и его развитие в процессе обучения. Известно, что познавательный интерес - это одно значимых качеств личности, формируемое у школьников в процессе учебной деятельности. Нами изучена технология педагогических мастерских и ее этапы как одно из эффективных инструментов развития познавательного интереса у учащихся начальных классов. С целью выявления уровня развития познавательного интереса учащихся проведен психолого-педагогический эксперимент, который включал в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы. Апробированы разработанные нами уроки окружающего мира с использованием технологии педагогической мастерской. В исследовании участвовало две группы обучающихся: экспериментальная и контрольная. В ходе исследования применялись методы: анализ и изучение литературы по данной теме, анкетирование, беседа, наблюдение. В статье освещены результаты данного исследования по решению проблемы развития у детей младшего школьного возраста познавательного интереса к предмету «Окружающий мир». В результате исследования наблюдается положительная динамика развития познавательного интереса у младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павлова Екатерина Павловна, Громова Александра Степановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COGNITIVE INTEREST OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN USING THE TECHNOLOGY OF THE PEDAGOGICAL WORKSHOP

The article is devoted to the problem of the development of cognitive interest in primary school students to the subject "The Surrounding World" using the technology of the pedagogical workshop. The purpose of this study is to identify the effectiveness of the application of the technology of the pedagogical workshop in the classroom for the development of the cognitive interest of schoolchildren. The article reveals the essence of the concept of cognitive interest and its development in the learning process. It is known that cognitive interest is one of the significant personality qualities formed in schoolchildren in the process of educational activity. We have studied the technology of pedagogical workshops and its stages as one of the effective tools for the development of cognitive interest in primary school students. In order to identify the level of development of the cognitive interest of students, a psychological and pedagogical experiment was conducted, which included a stating, forming and control stages. The lessons of the surrounding world developed by us using the technology of the pedagogical workshop have been tested. The study involved two groups of students: experimental and control. In the course of the study, methods were used: analysis and study of literature on this topic, questionnaires, conversation, observation. The article highlights the results of this study on solving the problem of developing cognitive interest in the subject "The Surrounding World" in children of primary school age. As a result of the study, there is a positive dynamic of the development of cognitive interest in younger schoolchildren.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ»

Выводы. Подводя итоги, отметим, что, несмотря на приближающееся завершение пандемии, а также сведения к нулю ее последствий на общество и сферы деятельности человека, развитие сетевого взаимодействия при том направлении, которое характеризуется интенсивной разработкой и внедрением онлайн-курсов в программу образования, не прекратилось и является крайне актуальным аспектом современной образовательной системы. Такая выстроенная система в совокупности с традиционными формами сетевого взаимодействия, к использованию которых в последнее время все чаще обращаются, будет иметь большую гибкость в плане организации образовательного процесса, что приведет к увеличению результативности. Также важно подчеркнуть, что данная тенденция не только имеет общий характер, но и распространяется на различных уровнях и в направлениях.

Литература:

1. Зубарева, Т.А. Эффективность модели сетевого открытого взаимодействия образовательных учреждений как ресурс инновационного развития / Т.А. Зубарева // Мир науки, культуры, образования. - 2009. - № 5. - С. 178-184

2. Павлов, Н.И. Организация дистанционной поддержки в процессе обучения студентов высших учебных заведений / Н.И. Павлов, К.И. Павлов, В.Ф. Шамшович // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 72-3. -С. 268-272

3. Симонова, А.А. Понятие сетевого взаимодействия образовательных организаций / А.А. Симонова, М.Ю. Дворникова // Педагогическое образование в России. - 2018. - № 5. - С. 35-40

Педагогика

УДК 373.31

кандидат педагогических наук, доцент Павлова Екатерина Павловна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск), Научно-образовательный центр Академии наук Республики Саха (Якутия) (г. Якутск); студент 4 курса Громова Александра Степановна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ

Аннотация. Статья посвящена проблеме развития познавательного интереса у учащихся начальных классов к предмету «Окружающий мир» c использованием технологии педагогической мастерской. Целью данного исследования является -выявление эффективности применения технологии педагогической мастерской на уроках для развития познавательного интереса школьников. В статье раскрывается сущность понятия познавательный интерес и его развитие в процессе обучения. Известно, что познавательный интерес - это одно значимых качеств личности, формируемое у школьников в процессе учебной деятельности. Нами изучена технология педагогических мастерских и ее этапы как одно из эффективных инструментов развития познавательного интереса у учащихся начальных классов. С целью выявления уровня развития познавательного интереса учащихся проведен психолого-педагогический эксперимент, который включал в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы. Апробированы разработанные нами уроки окружающего мира с использованием технологии педагогической мастерской. В исследовании участвовало две группы обучающихся: экспериментальная и контрольная. В ходе исследования применялись методы: анализ и изучение литературы по данной теме, анкетирование, беседа, наблюдение. В статье освещены результаты данного исследования по решению проблемы развития у детей младшего школьного возраста познавательного интереса к предмету «Окружающий мир». В результате исследования наблюдается положительная динамика развития познавательного интереса у младших школьников.

Ключевые слова: младший школьник, начальное образование, педагогическая мастерская, познавательный интерес, технология.

Annotation. The article is devoted to the problem of the development of cognitive interest in primary school students to the subject "The Surrounding World" using the technology of the pedagogical workshop. The purpose of this study is to identify the effectiveness of the application of the technology of the pedagogical workshop in the classroom for the development of the cognitive interest of schoolchildren. The article reveals the essence of the concept of cognitive interest and its development in the learning process. It is known that cognitive interest is one of the significant personality qualities formed in schoolchildren in the process of educational activity. We have studied the technology of pedagogical workshops and its stages as one of the effective tools for the development of cognitive interest in primary school students. In order to identify the level of development of the cognitive interest of students, a psychological and pedagogical experiment was conducted, which included a stating, forming and control stages. The lessons of the surrounding world developed by us using the technology of the pedagogical workshop have been tested. The study involved two groups of students: experimental and control. In the course of the study, methods were used: analysis and study of literature on this topic, questionnaires, conversation, observation. The article highlights the results of this study on solving the problem of developing cognitive interest in the subject "The Surrounding World" in children of primary school age. As a result of the study, there is a positive dynamic of the development of cognitive interest in younger schoolchildren.

Key words: children of primary school, primary education, pedagogical workshop, cognitive interest, technology.

Введение. Формирование у школьников познавательных универсальных учебных действий является обязательным требованием федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и уровневых образовательных программ. Только благодаря развитым познавательным действиям ребенок может постигать мир, то есть быть готовым к осущсевтлению направленного поиска, изучать, аналилзировать и использовать новую для него информацию.

Значительную роль для развития младших школьников имеет учебный курс «Окружающий мир», сочетающий в себе общественные науки и естественнонаучные знания. Это связано с тем, что его исследования основаны на непосредственных наблюдениях детей за природными явлениями и объектами окружающей среды и предварительном исследовании учащихся.

Изложение основного материала статьи. Познавательный интерес - это одна из важных социальных черт личности, которая развивается у школьников в процессе учебы. Исследователи Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Ю.Н. Кулюткин, Л.И. Божович, Е.А. Меньшикова и др. рассматривают познавательный интерес как сильную мотивацию к обучению, что является причиной успешного приобретения знаний, умений и навыков. В учебной деятельности интерес представляет собой выделенное эмоциональное отношение человека к предмету и самой деятельности.

Познавательный интерес - один из видов интереса, характеризующийся спецификой мышления и непосредственной мотивацией самой деятельности. В основном студенты заинтересованы в обучении и нуждаются в получении новых знаний в процессе деятельности [4, С. 63].

В настоящее время использование современных педагогических технологий на уроках приобретает все большую значимость так как необходимо привить учащимся умение постоянного пополнения своих знаний с помощью самообразования. Технология представляет собой совокупность приемов, используемых во всех профессиях, ремеслах и искусствах. Педагогические технологии - это система последовательных действий учителя, связанная с решением педагогических задач, последовательной их реализацией при заранее установленных образовательных программах. В исследовании мы рассматривали технологию педагогических мастерских как средство развития познавательного интереса у учащихся начальных классов, главной особенностью которой является реализация учебного процесса исходя из его целей и задач [2, C. 94].

Одним из целей изучения данного курса является - осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира, а используя только традиционные методы обучения, достичь эти цели невозможно. Участники мастерской обмениваются идеями, знаниями, чему способствует частая смена индивидуальной, групповой и парной работ. Эта методика отличается от традиционных занятий тем, что навыки даются не в подготовленной учителем форме, а вырабатываются самими учащимися. Учитель предлагает учащимся обратиться за помощью к словарям, к одноклассникам и сверстникам с большим опытом в этой области. Использование такого вида обучения, как педагогическая технология, может повысить интерес учащихся и повысить качество образования. Кроме того, работа в малых группах, позволяет использовать ресурсы учащихся, что позволяет им лучше узнать друг друга и самореализоваться.

Педагогическая мастерская состоит из семи обязательных этапов, каждый из которых играет важную роль в развитии младших школьников интереса к обучению. А.А. Окунев, Н.И. Белова, Е.О. Галицких, И.А. Мухина выделили основные этапы работы данной технологии. Этапы разработаны в виде алгоритма последовательных шагов, которые могут меняться в зависимости от содержания темы, этапа ее изучения и других факторов [1, C. 112].

1) индукция (наведение). Данный этап направлен на создание исходной мотивации и эмоционального настроя. Индуктор - это все, что побуждает учащихся к действию. Индукторами могут быть слова, текст, объекты, звуки, картинки, графика - все, что может вызвать ассоциативный поток и вызвать эмоции. Это может быть представлено в виде задания, которое помогает увидеть вопрос, обратиться к личному опыту учащегося. Именно на этом этапе важно пробудить интерес к теме;

2) самоконструкция - индивидуальное создание чего-либо. Этап предполагает эмоций к реальному действию, выдвижение гипотез, текстов, рисунков, проектов. Учащиеся пытаются отвечать на вопросы, ориентируясь только на собственные мысли и мнения. После выполнения задания индивидуально, каждый высказывает свое мнение и видение проблемы, предлагает варианты ее решения. Учитель фиксирует высказанные учащимися догадки на доске, ватмане или листочке, но при этом не выделяя суждения на категории верные или неверные;

3) социоконструкция - обсуждение в группе, создание результата группой. Группы формируются по сходству мнений по данной проблеме или по желанию, что помогает каждому учащемуся сравнить свои знания со знанием товарища, одноклассника и скорректировать по необходимости. Благодаря этому происходит обмен опытом. Учитель также может принять участие в обсуждении и направлять учащихся. В конце этапа все ответы могут быть озвучены и зафиксированы;

4) социализация - выступления учащихся в группах, передача опыта из одной группы в другую. Групповая работа обеспечивает совместное согласование идей, вариантов, вопросов, проблем, общий дизайн проектов, разработку моделей и предположений;

5) афиширование - вывешивание работ в кабинете и ознакомление с ними - все ходят, смотрят, читают, обсуждают или зачитывают вслух. Основная задачей этапа - обеспечение взаимообогащения участников обсуждения, формирование творческого коллективного опыта;

6) разрыв - психологическое состояние, которое связано с возникновением внутренних конфликтов между имеющимися у учащегося знаниями и новыми знаниями, запрос информации и создание новых проблем;

7) рефлексия - это анализ успеха и неуспеха во время урока. Позволяет каждому ученику поговорить о чем-то важном и значимом, подвести итоги. При необходимости может быть проведено в форме дискуссии [3, С. 54].

Как и обычный урок, мастерская фокусируется на получении новых знаний и умений, но новая информация появляется в ходе творческого поиска по запросу учащихся. Уроки, на которых используют технологию педагогической мастерской, становятся более яркими и эмоционально насыщенными.

С целью подтверждения выдвинутой гипотезы на базе МБОУ «Нижне-Бестяхская средняя общеобразовательная школа №1 им. М.Е. Попова с углубленным изучением отдельных предметов» п. Нижний Бестях, Мегино-Кангаласского района Республики Саха (Якутия) был проведен психолого-педагогический эксперимент, в котором приняли участие учащиеся параллельных третьих классов: в экспериментальной группе было 29 учащихся и 31 учащегося в контрольной группе. Эксперимент состоял из трех этапов: констатирующий этап - первичная диагностика уровня развития познавательного интереса у младших школьников; формирующий этап - реализация условий повышения уровня у младших школьников с помощью технологии педагогической мастерской на уроках окружающего мира; контрольный этап - повторная диагностика и сравнительный анализ проведенных этапов.

В ходе опытно-экспериментальной работы использовались следующие методы и методики:

1) «Лесенка уроков»;

2) «Познавательная активность младшего школьника».

Результаты диагностики наличия или отсутствия интереса учащихся экспериментальной и контрольных групп к данному предмету на констатирующем этапе представлены в таблице 1.

Далее в таблицах нами внесены условные обзначения: ЭксГр - экспериметальная группа, КонтрГр - контрольная группа , КЭ1 - констатирующий этап, КЭ2 - контрольный этап.

Таблица 1

Сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов по методике №1 (автор Н.В. Елфимова)

ЭксГр КонтрГр

КЭ1 КЭ2 КЭ1 КЭ2

Окр. мир 30% 32% 19% 37%

Р/я 13% 12% 12% 15%

Мат-ка 26% 21% 28% 26%

Физ-ра 9% 10% 12% 11%

ИЗО 9% 9% 8% 6%

Лит. чт 13% 13% 15% 8%

Результаты методики №1 можно обобщить следующим образом: уровень заинтересованности экспериментальной группы был на 5 % ниже, чем у контрольной группы. В экспериментальной группе всего 25% ответов от общего количества учащихся проявили интерес предметом окружающий мир, когда как в другой группе данный предмет предпочли 30%. На контрольном этапе исследования показатели обеих групп увеличились: в экспериментальной группе на 12%, в контрольной группе на 2%. Интерес школьников к математике очевиден. Меньшее количество учащихся из обеих групп отдали предпочтение якутскому языку и технологии.

Результаты методики №2 (автор А.А. Горчинская). Результаты диагностики развития познавательного интереса у экспериментальных и контрольных групп на констатирующем этапе исследования представлены в таблице 2.

Таблица 2

Сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов по методике №2

ЭксГр КонтрГр

КЭ1 КЭ2 КЭ1 КЭ2

Высокий уровень 37% 34% 47% 53%

Средний уровень 42% 46% 39% 36%

Низкий уровень 21% 20% 13% 12%

Обработка данных, полученных по методике «познавательная активность учащегося младшего возраста», показала, что 47% учащихся экспериментальной группы проявляли высокий познавательный интерес к окружающему миру, что на 10% больше, чем в контрольной группе, на 39% со средним, это 3% меньше, чем в контрольной группе и 13% учащихся показали низкий уровень, что на 8% меньше, чем в контрольной группе.

Окружающий мир - это предмет, который всегда с тобой, так как познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно и в школе, и за ее пределами. Также основой успех школьников в учении - это работа группах, т.е. сотрудничество и сотворчество учителя с учеником, и ученика с одноклассниками. В ходе проведения формирующего этапа был разработан и апробирован ряд уроков по окружающего мира с учетом уровней развития познавательного интереса с использованием технологии педагогической мастерской у младших школьников.

Изученная технология дает право выбора деятельности, создает ощущение свободы и возможности самореализации, способствует развитию интереса к разным точкам зрения, побуждает слушать и слушать друг друга, создает среду для взаимодействия. Любая мастерская состоит из ряда заданий, которые направляют познавательную деятельность школьника, но внутри каждого задания ученики свободны в отборе средств и методов работы.

Создание проблемных ситуаций имеет важное значение в формировании учебной деятельности учащихся, несмотря на трудности, которые не могут быть разрешены с помощью накопления знаний. Когда они сталкиваются с проблемами, они убеждают себя в необходимости приобретения новых знаний или применения старых знаний в новых ситуациях. На уроке с использованием технологии педагогической мастерской у каждого учение есть возможность проявить себя, свои знания и умения своим одноклассникам, заявить о себе и изменить их мнение о себе. На каждом этапе технологии развиваются определенные универсальные учебные действия. В группах учащиеся выполняют задания не распределяя роли, что помогает каждому участнику почувствовать ответственность и принять активное участие [5, C. 364].

Выводы. Проведенная нами опытно-практическая работа показала, что у большинства учащихся отмечено расширение и углубление познавательного интереса, желание и способности учиться и воспитать в них любовь к этому предмету. Можно сделать вывод, что педагогу необходимо находить и использовать различные педагогические технологии, методы и приемы. Поэтому при необходимости можно использовать технологию педагогической мастерской, которая поможет развить у детей познавательный интерес к окружающему миру и обучению в целом.

Литература:

1. Даутова, О.Б., Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС / О.Б. Даутова, Е.В. Иваньшина, Т.Б. Казачкова, О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская. - СПб.: КАРО, 2014. - 176 с.

2. Зайцева, И.А. Формирование познавательного интереса к учению / И.А. Зайцева. - Ноябрьск, 2005. - 124 с.

3. Крылова, О.Н., Крылова О.Н., Тимофеева М.Н. Технология мастерских как средство обновления образовательного процесса школы / О.Н. Крылова, О.Н. Крылова, М.Н. Тимофеева. - СПб., 2002. - 423 с.

4. Степанова, С.В. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников» / С.В. Степанова // Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа». - М. - №4, 2015. - 96 с.

5. Мухина, Н.И. Педагогические мастерские: теория и практика / Н.И. Мухина, Н.И. Белова. - СПб.: СПГУПМ, 2010. - 546 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.