Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯКУТСКИХ НАСТОЛЬНЫХ ИГР В РАЗВИТИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯКУТСКИХ НАСТОЛЬНЫХ ИГР В РАЗВИТИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЯКУТСКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИГРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенов Юрий Иванович, Давыдова Анна Дмитриевна

В статье обсуждаются результаты исследования по решению проблемы развития у детей младшего школьного возраста исследовательских умений путем приобщения к якутским настольным играм. Целенаправленное развитие исследовательских умений у учащихся на основе применения методов самостоятельного исследовательского поиска имеет огромную роль. Вовлечение школьников в якутские настольные игры дает возможность совершенствовать творческие способности, логическое мышление, желание самому открывать новые знания, умение проявлять их в современной действительности, ценить и уважать культуры своего народа. Целью исследования было выявить эффективность педагогических условий в развитии исследовательских умений младших школьников. Предметом исследования являются педагогические условия развития исследовательских умений у младших школьников. Практическая часть исследования была проведена в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Майинская средняя общеобразовательная школа им. Ф.Г. Охлопкова» Мегино-Кангаласского улуса Республики Саха (Якутия). В ходе исследования нами использованы следующие методы: наблюдение, изучение и анализ психологической и педагогической литературы, творческие задания, опытно-поисковая работа, сравнение, классификация, обобщение. В измерении динамики развития исследовательских умений младших школьников нами были использованы специальные методики. В ходе формирующего этапа нами апробирован комплекс занятий с использованием якутских настольных игр. Результатами контрольного этапа явились положительная динамика развития исследовательских умений у детей младшего школьного возраста, проявление интереса к исследовательской деятельности, обладание ярко выраженной внутренней мотивацией к познанию нового.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Семенов Юрий Иванович, Давыдова Анна Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF YAKUT BOARD GAMES IN THE DEVELOPMENT OF RESEARCH SKILLS IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN

The article discusses the results of a study to solve the problem of developing research skills in children of primary school age by introducing them to Yakut board games. The purposeful development of research skills in students through the use of methods of independent research search has a huge role. The involvement of schoolchildren in Yakut board games makes it possible to improve creative abilities, logical thinking, the desire to discover new knowledge themselves, the ability to manifest them in modern reality, to appreciate and respect the cultures of their people. The purpose of the study was to identify the effectiveness of pedagogical conditions in the development of research skills of younger schoolchildren. The subject of the study is the pedagogical conditions for the development of research skills in younger schoolchildren. The practical part of the study was conducted at the Municipal Budgetary Educational Institution "Mayinskaya Secondary School named after F.G. Okhlopkov" of the Megino-Kangalassky Ulus of the Republic of Sakha (Yakutia). In the course of the study, we used the following methods: the study and analysis of psychological and pedagogical literature, creative tasks, experimental search work, comparison, classification, generalization. In measuring the dynamics of the development of research skills of younger schoolchildren, we used special techniques. During the formative stage, we tested a set of classes using Yakut board games. The results of the control stage were the positive dynamics of the development of research skills in children of primary school age, the manifestation of interest in research activities, the possession of a pronounced internal motivation to learn new things.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯКУТСКИХ НАСТОЛЬНЫХ ИГР В РАЗВИТИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

иностранному языку в морском вузе: проблемы и перспективы: Материалы I Всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 09-10 июня 2021 года / Под общей редакцией С.С. Соколова. - Санкт-Петербург, 2021. -P. 165-174

2. Гуро-Фролова, Ю.Р. Психолого-педагогические аспекты организации дистанционного обучения по дисциплине «Иностранный язык» / Ю.Р. Гуро-Фролова, В.Ю. Новик // В сборнике: Актуальные вопросы обучения профессионально ориентированному иностранному языку в морском вузе: проблемы и перспективы. Материалы I Всероссийской научно-практической конференции. Под общей редакцией С.С. Соколова. - Санкт-Петербург, 2021. - С. 127-135

3. Гуро-Фролова, Ю.Р. Мультимедийная презентация как средство повышения продуктивности образовательного процесса / Ю.Р. Гуро-Фролова // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. - 2021. - № 3 (78). - С. 21-25

4. Зеер, Э.Ф. Психология профессий / Э.Ф. Зеер. - М. - 2005. - 347 с.

5. Коваль, О.И. Обучение профессиональному иностранному языку магистрантов в техническом вузе / О.И. Коваль // Совершенствование методики преподавания в техническом вузе. Сборник научных трудов по материалам Всероссийской научно-методической конференции. Отв. редактор О.Р. Дорняк. - Воронеж, 2021. - С. 50-53

6. Орлова, Л.Г. Использование активных и интерактивных образовательных технологий на занятиях по иностранному языку // Л.Г. Орлова, Е.С. Корнилова // Великие реки 2013 Труды конгресса 15-ого Международного научно-промышленного форума. В 3-х томах. - 2014. - С. 313-316

7. Пахомова, О.В. Игровые технологии в процессе обучения иностранному языку студентов не профильных направлений / О.В. Пахомова // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. - 2021. - Т. 4. - № S (82). - С. 62-64

8. Седова, Е.А. К проблеме формирования инструментальной мотивации студентов старших курсов технического вуза (на примере механического факультета) / Е.А. Седова // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. - 2018. - Т. 12. - № 8. - С. 86-87

9. Соколова, Е.Г. Применение аутентичных аудио- и видеоматериалов в процессе формирования умений межкультурного профессионального общения студентов неязыковых вузов / Е.Г. Соколова // Развивающие аспекты лингвистического образования: проблемы и перспективы: Сб. науч. тр. - Н. Новгород: НГЛУ, 2016. - С. 209-215

10. Соловьева, О.Б. Предметно-языковое интегрированное обучение в неязыковом вузе: за и против / О.Б. Соловьева // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. - 2020. - Т. 3. - № S. - С. 136-138

11. Степанова, А.С. Цифровое обучение на современном этапе: вызовы и последствия / А.С. Степанова // Русский язык и культура в международном образовательном пространстве. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. - Иваново, 2021. - С. 183-189

12. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 08.04.01. Строительство от 31.05.2017 г. № 482. - URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-08-04-01-stroitelstvo-482 (дата обращения 23.11.2022)

Педагогика

УДК 373.33

руководитель научно-образовательного центра, научный сотрудник Семенов Юрий Иванович

Академия наук Республики Саха (Якутия) (г. Якутск); студент Давыдова Анна Дмитриевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный Федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯКУТСКИХ НАСТОЛЬНЫХ ИГР В РАЗВИТИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье обсуждаются результаты исследования по решению проблемы развития у детей младшего школьного возраста исследовательских умений путем приобщения к якутским настольным играм. Целенаправленное развитие исследовательских умений у учащихся на основе применения методов самостоятельного исследовательского поиска имеет огромную роль. Вовлечение школьников в якутские настольные игры дает возможность совершенствовать творческие способности, логическое мышление, желание самому открывать новые знания, умение проявлять их в современной действительности, ценить и уважать культуры своего народа. Целью исследования было выявить эффективность педагогических условий в развитии исследовательских умений младших школьников. Предметом исследования являются педагогические условия развития исследовательских умений у младших школьников. Практическая часть исследования была проведена в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Майинская средняя общеобразовательная школа им. Ф.Г. Охлопкова» Мегино-Кангаласского улуса Республики Саха (Якутия). В ходе исследования нами использованы следующие методы: наблюдение, изучение и анализ психологической и педагогической литературы, творческие задания, опытно-поисковая работа, сравнение, классификация, обобщение. В измерении динамики развития исследовательских умений младших школьников нами были использованы специальные методики. В ходе формирующего этапа нами апробирован комплекс занятий с использованием якутских настольных игр. Результатами контрольного этапа явились положительная динамика развития исследовательских умений у детей младшего школьного возраста, проявление интереса к исследовательской деятельности, обладание ярко выраженной внутренней мотивацией к познанию нового.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, исследовательская деятельность, младший школьник, начальное образование, якутские национальные игры.

Annotasion. The article discusses the results of a study to solve the problem of developing research skills in children of primary school age by introducing them to Yakut board games. The purposeful development of research skills in students through the use of methods of independent research search has a huge role. The involvement of schoolchildren in Yakut board games makes it possible to improve creative abilities, logical thinking, the desire to discover new knowledge themselves, the ability to manifest them in modern reality, to appreciate and respect the cultures of their people. The purpose of the study was to identify the effectiveness of pedagogical conditions in the development of research skills of younger schoolchildren. The subject of the study is the pedagogical conditions for the development of research skills in younger schoolchildren. The practical part of the study was conducted at the Municipal Budgetary Educational Institution "Mayinskaya Secondary School named after F.G. Okhlopkov" of the Megino-

Kangalassky Ulus of the Republic of Sakha (Yakutia). In the course of the study, we used the following methods: the study and analysis of psychological and pedagogical literature, creative tasks, experimental search work, comparison, classification, generalization. In measuring the dynamics of the development of research skills of younger schoolchildren, we used special techniques. During the formative stage, we tested a set of classes using Yakut board games. The results of the control stage were the positive dynamics of the development of research skills in children of primary school age, the manifestation of interest in research activities, the possession of a pronounced internal motivation to learn new things.

Key words: extracurricular activities, research activities, children of primary school, primary education, Yakut national games.

Введение. Период обучения в начальной школе - это важный этап в жизни ребенка, так как ведущий вид деятельности переходит от игровой к учебной деятельности, вместе с тем меняется взаимодействие с окружающим миром и социальный статус ребенка. У него возрастает потребность к изучению социальных ценностей, в том числе научных знаний и исследование окружающего его мира. Современное обучение отходит от знаниевой парадигмы и постепенно переходит на уровень исследовательских умений, обеспечивающих способность интерпретировать и обобщать приобретенный опыт, исследовать, анализировать и оценивать, рассуждать логически, с применением причинно-следственных связей.

Изучением системы исследовательской деятельности посвящены труды Аркадьева А.В., Бычкова А.В., Поддъякова А.Н., Савенкова А.И., Гилева Е.А., Разагатова Н.А., Семенова Н.А., Сергеева И.С., Слободчикова В.И., Шишова С.Е., Якуимова Н.А. и др. В их трудах отмечается, что в основе психологии и педагогики лежит целенаправленное развитие исследовательского поведения ребенка путем построения образовательного процесса на основе использования методов самостоятельного исследовательского поиска. Более того, усиленно проводятся исследования в области педагогической психологии и педагогики, где развитие исследовательских умений рассматривается как один из действенных инстурментов, позволяющий модифицировать процесс становления личности в процесс саморазвития.

Исследовательская деятельность дает преимущество развивать творческие способности, логическое мышление, желание самому добывать новые знания и умение осуществлять их в современной действительности [4]. В свою очередь, якутские национальные настольные игры для детей, которые можно использовать во внеурочной деятельности приобретает все большую популярность за счет приобщения их к культуре народа Саха и возрастания интереса детей к социальному миру, истории и культуре.

Изложение основного материала статьи. Под исследовательской деятельностью понимаются действия поисковой отрасли, связанные с обнаружением проблемы, выдвижением гипотезы и ее обоснованием, наблюдением, проведением эксперимента, прогнозированием, формулированием выводов. Следовательно, педагогические условия развития общих исследовательских умений должны быть направлены на открытие неизвестных для учащихся фактов теоретических знаний и методов деятельности [2].

Исследовательская работа расширяет кругозор, развивает искусство неординарно мыслить, наблюдать, анализировать, обобщать, классифицировать. Наряду с этим, осуществлять изучение необходимой информации из разных источников литературы, ИКТ-технологий, сети Интернет, социальных сетей, энциклопедий, словарей, справочников.

В работах Н.А. Семеновой обучение имеет проблемно-исследовательский характер, при этом упор делается на развитие личностных, познавательных универсальных учебных действий учащихся. Также, учитываются их индивидуальные, возрастные особенности при проведении исследовательской деятельности. Целью педагога в сопровождении исследовательской деятельности учащихся является развитие мотивации школьника и создание творческой образовательной среды в процессе обучения [2].

Уже в начальных классах учащиеся начинают разрабатывать собственные проекты, презентации с использованием мультимедиа, ИКТ-технологий и квест-технологий с учетом возрастных особенностей. Младшим школьника даются варианты исследований, соответствующий их психофизиологическим особенностям развития, тем самым учитываются педагогические принципы природосообразности и доступности - от простого к сложному. Простота проектов обеспечивает успешность их выполнения и тем самым, активизируются интерес к учению и получению необходимых навыков учащимися, повышается мотивация к учению и исследовательской деятельности [5, С. 49].

Известный психолог, педагог и философ В.С. Мухина отмечает, что ребенок может акцентировать свое внимание на изучение окружающего мира и заниматься самостоятельно исследовательской деятельностью на протяжении долгого времени. Однако, необходимым условием формирования детской любознательности, потребности самопознания мира, исследовательской инициативности в начальной школе является создание развивающей образовательной среды. В этом большая роль отводится педагогу, который организуя исследовательскую деятельность ребенка таким образом, чтобы ученик в дальнейшем мог самостоятельно продолжить заниматься исследовательской деятельностью [1, 4].

С древних времен, жители Якутии на досуге играли в разные игры: в семейные, сезонные, культовые, сенсомоторные, адаптивные, игры-забавы, тихие игры. Якутские национальные настольные игры представляют своеобразный жанр народного творчества, раскрывают национальную культуру и быт якутского народа. В общей системе исследовательского навыка существуют игры для развития наблюдательности, поисковой деятельности, расширения кругозора, познания нового. В последнее время якутские национальные настольные игры стали активно использоваться во внеурочной деятельности и приобрели популярность за счет приобщения к духовной культуре народа и возрастания интереса детей к социальному миру, истории и культуре [3].

В современных условиях настольные игры успешно развиваются и приобретают положительный характер благодаря рациональному сочетанию теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных задач. Настольные игры во внеурочной деятельности выполняют важную образовательную роль, например, их регулярное использование повышает качество воспитательной работы, улучшает продуктивность работы учащихся, активизирует познавательную деятельность, также настольные игры способствуют повышению самостоятельности учащихся при изучении нового материала, а нестандартные задачи, заданные во время занятий, помогают расширить сознание детей и активизирует творческий подход [4].

Практическая работа по изучению формирования и развития исследовательских умений у младших школьников третьего класса проводилась в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Майинская средняя общеобразовательная школа им. Ф.Г. Охлопкова» села Майя Мегино-Кангаласского улуса Республики Саха (Якутия). В ходе измерения потенциала, имеющихся у детей исследовательских умений нами были использованы методы беседы, опроса, рассуждений с детьми по заданным темам.

Приведем несколько фрагментов занятий, посвященных изучению якутских национальных настольных игр. Так, на одном из проведенных занятий с детьми разбирали метод наблюдения с помощью диагностической карты А.И. Савенкова «Выявление исследовательских умений». Использование этого метода способствовало учащимся выдвигать гипотезы, видеть проблему, задавать вопросы, наблюдать и уметь экспериментировать. Для выявления уровня сформированности умений выражать свои мысли и рассуждать на основе, имеющихся знаний и кругозора младших школьников, было

предложено задание: опираясь на свои наблюдения, пожалуйста, изложите свою точку зрения и заданы следующие вопросы: Ребята, какие традиции и обычаи имеются у народа Саха? Как вы думаете, какими основными видами деятельности занимались жители Якутии? Кто знает, какие игры проводятся на национальном празднике Ысыах? В какие традиционные игры можно играть и зимой, и летом? Отвечая на вопросы, каждый ученик высказал свое мнение и при обсуждении некоторых из них за счет разделения мнений на более крупные фракции возникала дискуссия, в ходе которого дети приводили весомые доводы в пользу своего ответа, демонстрируя свои знания.

Наряду с этим, было задание для групповой работы. Учащиеся соревнуются между собой в национальной настольной игре «Хабылык» (с якут. Лучинки) и во время игры отвечают на разнообразные вопросы по теме обычаев и традиции народа Саха. Игра «Хабылык» начинается с удерживания на ладони палочек, и затем их кидают вверх. В то время как палочки падают, их должны резко поймать. Потом снова подбрасывают вверх и, поворачивая кисть, стараются поймать пальцами одну палочку. До 25-ти улавливается по одной лучинке. Оставшиеся пять позволено уловить по 5 или по 3. Поймав нечетное количество, ученик берет себе один, который засчитывается ему в баллы. Заключительную палочку слегка подбрасывают и ловят мизинцем и безымянным пальцами. Следовательно, во время игры «Хабылык» у учащихся младших классов развивается мелкая моторика, активизируется быстрота реакции, его движения, а также умение анализировать, сравнивать и классифицировать. Также на основе, полученных ответов ребята приходят к единому мнению и выводу. Такого рода задания развивают у ребят умения работать в группе, повышают командный дух, нахождение необходимой информации по теме обсуждения, воспитывают и повышают чувства патриотизма.

В настольной игре задействуется одновременно и интеллект участников, и творческий подход. Школьники учатся самостоятельно определять проблему, разрабатывать планы по их разрешению и реализовывать их, работая в группе. С этой целью в задании «Отонньуттар» (с якут. Сбор ягод) учащиеся по очереди бросают кубики с цифрами. Затем поочередно передвигают фигуры, совершая ход. В игровом поле представлены множество заданий на смекалку, на логику, на широту мышления и т.д. Например, детям следовало найти как можно больше информации про национальные игры народа Саха, таких как «Ойуоккалаа^ш» (с якут. кочки), «Ойбонтон уулаа^ш» (водопой), «Огустар кыргьйыылара» (бой быков), «вhec торбос» (упрямый теленок), «Мас тардыйыыта» (перетягивание на палках), «Мохсо5ол уонна са^ш» (сокол и лиса). На основе собранного ребятами информационного материала следовало составить стенд и выступить. Таким образом, мы развиваем у учащихся умение работать в исследовательском режиме, способствуем повышению инициативности, изобретательности, смекалке и способности к генерации идей.

Также нами использовалось задание «А что, если...». Задание подразумевает ответы на поставленные учителем вопросы и оформлять свои мысли в стройную и гармоничную устную речь. Дети отвечали на следующие вопросы: что бы произошло, если бы исчезли национальные игры? Что бы произошло, если бы традиции народов перемежались? Что бы произошло, если бы на национальном празднике Ысыах включили другие игры народов?

Задание «Назовите как можно больше признаков национальных настольных игр». В выполнении этого задания детьми предпринималась попытка выдвигать гипотезу для решения какой-либо проблемы, связанное с данным заданием. Постановка и формулировка гипотезы является частью исследовательского умения, также развивает речь учащихся, так как требует от них грамотного изложения своих мыслей. Целью этого задания было развитие у учащихся аналитического мышления, средствами определения наибольшего количества разных признаков одной игры. Детям при выполнении данного задания следовало находить и называть наибольшее количество признаков к играм. Например, такие игры как «перепрыгивание через сухую травинку», «кто сможет встать», «мастер вращений», «замок», «встань на одну ногу», «вращение вокруг палки, урони полено».

В ходе проведения исследования младшими школьниками учитель направлял их, показывал примеры, консультировал и контролировал за процессом, в целях развития исследовательских умений, детям давалось достаточно времени для самостоятельной работы и подготовки исследовательского материала или учебного проекта.

У ребенка, который с малых лет активно проявляет интерес к познанию нового для него, обнаруживаются первичные задатки исследовательских умений и их следует развивать, не ограничиваясь только рамками уроков школьных предметов, но и активно использовать внеурочное время для дальнейшего его развития. В этом процессе важным для ребенка является поддержка познавательного интереса его родителями, своим отношением к его интересам, мотивацией и стимулированием ребенка к занятиям по исследованию нового, расширением его кругозора путем приобретения жизненного опыта. Дети в этом возрасте активно приобретают собственный жизненный опыт в процессе социализации и посещением внеурочных занятий, кружков, мастер-классов, экскурсий, выездов в походы на природе, в большей мере которые могут обеспечивать его родители.

Результаты, полученные в ходе исследования, привели нас к мысли, что якутские настольные игры частично включают в себя исследовательскую деятельность и могут быть использованы на внеурочных занятиях школьников разного возраста. Как и во время занятий, проводившихся в формирующем этапе исследования, детям было очень интересно играть в различные игры, соревноваться командами, а также сотрудничать друг с другом и иметь единый командный дух, так и другим детям будет увлекательно играть в эти игры.

Выводы. Якутские национальные настольные игры в развитии исследовательских умений играют важную роль, так как они создают благоприятные условия эффективного развития детской любознательности, заинтересованности, способствуют изучению окружающего мира, повышают познавательную активность и инициативность учащихся начальной школы. Вовлечение школьников в якутские настольные игры дает возможность совершенствовать творческие способности, логическое мышление, желание самому открывать новые знания и умение проявлять их в современной действительности, развивать исследовательские умения. А также их использование в образовательном процессе соответствует требованиям ФГОС НОО в реализации регионального компонента.

Литература:

1. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студентов. высш. учеб. заведений / Д.Б. Богоявленская. - М.: Издательский центр «Академия», 2022. - 320 с.

2. Виноградова, Л.П. Приобщение младших школьников к учебно-исследовательской деятельности в процессе развивающего обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук / Л.П. Виноградова. - Комсомольск на Амуре, 2009. - 21 с.

3. Гоголева, С.В. Дидактические игры «Хамсаныылаах оонньуулар, эрчиллиилэр» / С.В. Гоголева, Л.П. Лепчикова, М.Н. Саввина. - Якутск: Книжное издательство, 2002. - 43 с.

4. Павлова, Е.П. Формирование исследовательских умений младших школьников посредством проектной технологии на уроках окружающего мира / Е.П. Павлова, С.П. Григорьева // Современное образование: традиции и инновации. - 2020. -№3. - С. 68-71.

5. Якимов, Н.А. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников / Н.А. Якимов // Исследовательская работа школьников. - 2003. - №1. - С. 48-51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.