Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА РЕГИОНАЛЬНОМ МАТЕРИАЛЕ В РАЗВИТИИ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА РЕГИОНАЛЬНОМ МАТЕРИАЛЕ В РАЗВИТИИ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
227
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ОКРУЖАЮЩИЙ МИР / ПАМЯТЬ / УРОК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлова Екатерина Павловна, Миронова Светлана Ильинична

В статье освещены результаты проведенного исследования по поиску решения проблемы развития памяти младших школьников с помощью дидактических игр. Современные дети с малых лет имеют и ловко управляют гаджетами, предоставленными их родителями и родственниками. Существует достаточно исследований о положительном и отрицательном влиянии использования гаджетов на общее развитие детей, в том числе и на развитие памяти ребенка. Для полноценной жизнедеятельности человека в целом, память имеет большую значение, поэтому мы должны развивать его у детей уже начиная с раннего детства и особенно в период обучения их в начальной школе. Целью исследования было выявление и теоретическое обоснование эффективности применения дидактических игр на уроках окружающего мира для развития памяти у учащихся начальных классов. В ходе исследования нами использовались методы: теоретические, практические и статистические. Теоретические - анализ психологической, педагогической и методической литературы, а также нормативной документации, по проблеме нашего исследования; практические - опрос учащихся, констатирующее исследование; статистические - контроль и анализ результатов исследования, графическое описание результатов исследования. В ходе исследования нами были изучены теоретические основы развития памяти младших школьников и особенности его развития с помощью дидактических игр на уроках окружающего мира. Технологические карты комплекса уроков «Окружающий мир» нами разрабатывались на основании изученных исследовательских трудов и имеющегося передового педагогического опыта с использованием дидактических игр для развития памяти у младших школьников. Практическая часть проводилась в сельской малокомплектной средней общеобразовательной школе в Республике Саха (Якутия). По итогам проведенного контрольного диагностирования уровня развития памяти младших школьников была выявлена положительная динамика - повысился уровень учебной мотивации, учащиеся с низкими показателями успеваемости в обучении стали проявлять явную активность во время уроков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павлова Екатерина Павловна, Миронова Светлана Ильинична

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF DIDACTIC GAMES ON REGIONAL MATERIAL IN THE DEVELOPMENT OF MEMORY OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN

The article highlights the results of the study to find a solution to the problem of memory development of younger schoolchildren with the help of didactic games. Modern children from an early age have and deftly manage gadgets provided by their parents and relatives. There is enough research on the positive and negative impact of the use of gadgets on the overall development of children, including the development of the child's memory. For the full life of a person as a whole, memory is of great importance, so we must develop it in children starting from early childhood and especially during their education in primary school. The purpose of the study was to identify and theoretically substantiate the effectiveness of the use of didactic games in the lessons of the surrounding world for the development of memory in primary school students. In the course of the study, we used methods: theoretical, practical and statistical. Theoretical - analysis of psychological, pedagogical and methodological literature, as well as regulatory documentation, on the problem of our research; practical - a survey of students, stating the study; statistical - control and analysis of the results of the study, a graphic description of the results of the study. In the course of the study, we studied the theoretical foundations of the development of memory of younger schoolchildren and the features of its development with the help of didactic games in the lessons of the surrounding world. Technological maps of the complex of lessons "The Surrounding World" were developed by us on the basis of the studied research works and the available advanced pedagogical experience using didactic games to develop memory in younger schoolchildren. The practical part was held in a rural small secondary school in the Republic of Sakha (Yakutia). According to the results of the control diagnostics of the level of memory development of younger schoolchildren, positive dynamics was revealed - the level of educational motivation increased, students with low academic performance indicators began to show clear activity during lessons.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА РЕГИОНАЛЬНОМ МАТЕРИАЛЕ В РАЗВИТИИ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Педагогика

УДК 3773.33

кандидат педагогических наук, доцент Павлова Екатерина Павловна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск), Научно-образовательный центр Академии наук Республики Саха (Якутия) (г. Якутск); студент 4 курса Миронова Светлана Ильинична

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА РЕГИОНАЛЬНОМ МАТЕРИАЛЕ В РАЗВИТИИ ПАМЯТИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье освещены результаты проведенного исследования по поиску решения проблемы развития памяти младших школьников с помощью дидактических игр. Современные дети с малых лет имеют и ловко управляют гаджетами, предоставленными их родителями и родственниками. Существует достаточно исследований о положительном и отрицательном влиянии использования гаджетов на общее развитие детей, в том числе и на развитие памяти ребенка. Для полноценной жизнедеятельности человека в целом, память имеет большую значение, поэтому мы должны развивать его у детей уже начиная с раннего детства и особенно в период обучения их в начальной школе. Целью исследования было выявление и теоретическое обоснование эффективности применения дидактических игр на уроках окружающего мира для развития памяти у учащихся начальных классов. В ходе исследования нами использовались методы: теоретические, практические и статистические. Теоретические - анализ психологической, педагогической и методической литературы, а также нормативной документации, по проблеме нашего исследования; практические - опрос учащихся, констатирующее исследование; статистические - контроль и анализ результатов исследования, графическое описание результатов исследования. В ходе исследования нами были изучены теоретические основы развития памяти младших школьников и особенности его развития с помощью дидактических игр на уроках окружающего мира. Технологические карты комплекса уроков «Окружающий мир» нами разрабатывались на основании изученных исследовательских трудов и имеющегося передового педагогического опыта с использованием дидактических игр для развития памяти у младших школьников. Практическая часть проводилась в сельской малокомплектной средней общеобразовательной школе в Республике Саха (Якутия). По итогам проведенного контрольного диагностирования уровня развития памяти младших школьников была выявлена положительная динамика - повысился уровень учебной мотивации, учащиеся с низкими показателями успеваемости в обучении стали проявлять явную активность во время уроков.

Ключевые слова: дидактическая игра, младший школьник, окружающий мир, память, урок.

Annotation. The article highlights the results of the study to find a solution to the problem of memory development of younger schoolchildren with the help of didactic games. Modern children from an early age have and deftly manage gadgets provided by their parents and relatives. There is enough research on the positive and negative impact of the use of gadgets on the overall development of children, including the development of the child's memory. For the full life of a person as a whole, memory is of great importance, so we must develop it in children starting from early childhood and especially during their education in primary school. The purpose of the study was to identify and theoretically substantiate the effectiveness of the use of didactic games in the lessons of the surrounding world for the development of memory in primary school students. In the course of the study, we used methods: theoretical, practical and statistical. Theoretical - analysis of psychological, pedagogical and methodological literature, as well as regulatory documentation, on the problem of our research; practical - a survey of students, stating the study; statistical - control and analysis of the results of the study, a graphic description of the results of the study. In the course of the study, we studied the theoretical foundations of the development of memory of younger schoolchildren and the features of its development with the help of didactic games in the lessons of the surrounding world. Technological maps of the complex of lessons "The Surrounding World" were developed by us on the basis of the studied research works and the available advanced pedagogical experience using didactic games to develop memory in younger schoolchildren. The practical part was held in a rural small secondary school in the Republic of Sakha (Yakutia). According to the results of the control diagnostics of the level of memory development of younger schoolchildren, positive dynamics was revealed - the level of educational motivation increased, students with low academic performance indicators began to show clear activity during lessons.

Key words: didactic game, children of primary school, surrounding world, memory, lesson.

Введение. Развитие памяти актуальна во все времена, память - это компонент из высшей психической функции человека, поскольку хорошо развитая память влияет не только на эффективность получения образования, но и на обыденную жизнь человека. В настоящее время идет стремительная информатизация общества, поэтому для учащихся начальной школы сложнее самостоятельно переработать полученную информацию, они затрудняются при обобщении, систематизации и усвоении информации. Исходя из этих проблем, развитие памяти и внимания становится актуальной для современного образования. Маленькому человеку очень важно иметь хорошую память ведь в дальнейшей жизни его ожидает огромный мир, где очень много полезной информации. Он должен получать, осознать, принимать и использовать полезную информацию в течение всей жизни, а для этого ему нужно его хранить в памяти. Для полноценного и гармоничного развития личности в детском возрасте наиболее действенным является использование качественных и полезных игр. С помощью такого развлечения ребенок получит «порцию» хорошего настроения, и разовьет в себе необходимые жизненные навыки.

Самым благоприятным периодом развития памяти является младший школьный возраст, так как в это время ребенок впитывает полезную информацию как «губка» все, что ему будет необходимо в будущем. Память можно усовершенствовать разными методами и упражнениями, но для маленького ребенка лучший способ для развития является игра. Нередко на любом уроке в школе педагогом используются дидактические игры, которые повышают интерес детей к изучаемой теме. Следовательно, если у ребенка появится интерес, он вместо заучивания учебного материала будет «впитывать в себя» полученные знания, и в дальнейшем он не забудет их.

Изложение основного материала статьи. Память определяется, как возможность головного мозга усваивать окружающую действительность, увековечивать ее в нервных клетках, беречь усвоенные сведения, после чего по возможности использовать их. Память имеет огромный смысл в жизни и деятельности индивида. Человек не рождается уже готовым психическим процессом памяти, когда мы рождаемся, у нас есть память, но она формируется и изменяется по мере развития нашего мозга, в процессе нашего развития под влиянием условий жизни, воспитания и обучения [1, С. 28].

Многие великие ученые психологи и педагоги посветили свои труды изучению проблемы развития памяти человека. В целях проведения исследования нами изучены труды Зинченко П.И., Леонтьева А.Н., Смирнова А.А. и др. В данных исследованиях авторы отмечали, что в развитие памяти происходит этапами - фило- и онтогенетическая, непосредственная и опосредствованная, произвольная и непроизвольная. Согласно их теории развития памяти, образование ассоциации, которые кодируют конкретную информацию между разного рода представлениями, кроме этого, запоминание, хранение и воспроизведение информации обуславливается тем, что делает человек с этим данным в процессе его мнемической обработки [4, С. 120].

Игра является лучшим средством тренировки памяти у детей. Во время игры ребенок запоминает интересную информацию. В скором времени на подсознательном уровне каждый ребенок самостоятельно изобретает свою программу для быстрого и эффективного запоминания той или иной информации.

В исследовании развития памяти у детей нами использовалась игра с определенной структурой, которая отличает от других игр и упражнений. У дидактической игры обязательно должны быть правила, с помощью которых учитель может управлять поведением учащихся. Если все игроки придерживаются правила, то только тогда реализуется игровое содержание. То есть, соблюдение правил является обязательным моментом с помощью, которой решаются игровые и дидактические задачи [2, С. 65]. Таким образом, особая значимость использования дидактических игр в обучающем процессе определяется тем, что игра вносит разнообразие в данный процесс, тем самым урок становится интересным, увлекательным и эмоционально красочным для ребенка.

Практическая часть исследовательской работы проводилась во втором классе МБОУ «Усть-майская средняя общеобразовательная школа им. Н.А. Атласова» с. Эжанцы, Усть-Майского улуса, Республики Саха (Якутия). Далее приведем примеры дидактических игр из тех, которые были нами использованы для развития памяти у учащихся начальных классов на уроках окружающего мира и рекомендации для их практического использования. В ходе этих занятий нами применялись следующие формы организации работы: совместно-индивидуальная, совместно-последовательная в группах, совместно-взаимодействующая в паре, совместно-взаимодействующая в группе.

В целях развития памяти у детей младшего школьного возраста нами были отобраны и адаптированы дидактические игры, которые можно использовать на уроках окружающего мира начиная уже с первого класса. Например, по теме «Растительный мир» нами использовалась дидактическая игра «Юный агроном». Целью игры являлось обогащение знаний детей о разных видах растений. Для проведения игры нами были заготовлены карточки с изображением растений. В этой игре учащиеся отгадывали загадки о растениях, отгадавшие загадку дети, рассказали о том, как они догадались, находили и показывали изображение растения. Ведущий игры описывал строения растения, например: высоту, корень, стебель, листья, ветви и т.д. В таких загадках рекомендуем использовать растения, произрастающие в данных природных условиях района и региона, чтобы детям было комфортно. Здесь нами учитывались педагогические принципы природосообразности, доступности и наглядности.

Следующая игра, которая была использована нами, называлась «Я заговорю, и вы меня узнаете». Целью игры являлось обогащение словарного запаса детей, развитие речи и умения описывать строение растения. Для проведения игры нам понадобились карточки с изображением деревьев. До начала игры ведущий разложил карточки с изображением деревьев на столе в хаотичном порядке. За тем ведущий описывал растение, и дети отгадывали, о каком дереве идет речь в словесном описании. Например, красивая, белая с черными пятнами как далматинец, волосы у нее кудрявые (береза), вечнозелёная, обидчивая стройная (ель), с длинными волосами, печальная, плакучая (ива), у него красивые плоды и еще он могучий и крепкий (дуб) и другие. Рекомендуем использовать описания и изображения деревьев, которые произрастают в данном регионе, нами были отобраны деревья, которые распространены только на территории Якутии. В виду северных природных условий их разновидность в нашем регионе скудна, если бы нами использовались описания деревьев из более южных регионов, то дети не смогут отгадать вовсе. По окончанию урока детям задали домашнее задание, предложив им придумать свои загадки, некоторые из них придумали свои абсолютно оригинальные загадки.

Одной из игр называлась «Вкусные и полезные». Целью этой игры было закрепление полученных знаний о фруктах и овощах. Согласно условиям игры было необходимо участников сгруппировать в несколько подгрупп. Учащиеся стояли, образовав круг, в центре круга стоял мешочек, в котором были сложены карточки с изображениями овощей или фруктов. В начале игры учащиеся выбирали карточки с названиями овоща или фрукта. Ведущий загадывал загадку, а отгадавший участник находил и вынимал из мешочка карточку с изображением загаданного фрукта или овоща. Если игроку удавалось найти верное изображение, тогда подгруппа получала балл, в итоге победила группа, заработавшая наибольшее количество баллов. Игра «Ягодка-Малинка», целью которой было закрепление полученных умений распознавания ягодных культур своего региона и получение новых знаний. Перед проведением игры учащимся была продемонстрирована красочная презентация с изображениями ягод. За изображением ягоды на слайде следовал слайд с тремя названиями ягод, младшие школьники должны были выбрать правильный ответ. Если ребенок правильно выбирал название ягоды, на экране появлялась желтая звездочка, если игрок выбирал неправильный ответ, то на экране появлялся красный кружок. Также нами была проведена игра «Больше всех». Целью игры было закрепление полученных знаний, обогащение словарного запаса младших школьников. До начала игры на столе были разложены карточки с названиями растений или животных, ребенок, не подглядывая брал одну карточку и в течение ограниченного времени приводил факты об этом растении или животном. Например, берёза - имеет белый ствол, род листопадных деревьев и кустарников семейства берёзовые, широко распространена на территории России. Лев - вид хищных млекопитающих, может прожить 15-16 лет, крупный и мощный хищник, представитель из семейства кошачьих, имеет густую гриву, он один из самых сильных и могущественных кошек на Земле, живут группами. Выиграл в игре ученик, который больше всех привел верных фактов.

По теме «Животный мир» нами была использована дидактическая игра «Животные, которых я знаю». Целью данной игры являлось умение различать животных леса своего региона и диких от домашних животных. До начала игры, на столе, мы разложили карточки с изображениями животных. Игрок раскладывал картинки на две группы: животные леса и домашние животные. Также использовалась игра «Птицы Якутии», целью которой было развить у учащихся умения различать птиц своего региона на перелётные и зимующие. Учителем на столе были разложены карточки с изображениями птиц, играющие дети были разделены на команды. Игроки раскладывали картинки с изображениями на две группы: перелётные и зимующие птицы Якутии, а также дети называли времена года их перелета. Игра «Животные - дети природы», целью которой являлось углубление и расширение знаний младших школьников о животных, обогащение словарного запаса учащихся. В начале игры ведущим были розданы детям карточки с изображением букв, переставляя их, дети составляли слова с названиями животных. Если участники испытывали затруднение, то учитель давал им подсказки в виде загадки или демонстрировал изображение этого животного. Например, буквы - б, р, з, е, а, подсказка - «Полосатое животное лежит на дороге ради нашей безопасности».

Такого рода дидактические игры способствуют развитию у ребенка самостоятельности и повышают мотивацию к учению, так как она является одним из главных компонентов обучения в целом [3, С. 64]. Особенностью дидактических игр

является то, что они позволяют проводить уроки в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности и интерес к теме любого урока, усвоение новых знаний происходит в процессе постоянного поиска.

В результате проведенной опытно-экспериментальной работы наблюдалось повышение уровня развития памяти детей в экспериментальной группе, что было обосновано по итогам проведения повторной диагностики в обеих группах, с использованием тех же методик, которые были использованы на констатирующем этапе. Исходя из полученных данных, мы можем констатировать, что систематическая работа с использованием дидактических игр является эффективным средством для развития памяти младших школьников.

Выводы. Педагогу необходимо находить много разных педагогических ситуаций, в которых можно повысить интерес ребенка к изучению нового учебного материала, чтобы не происходило стагнации в процессе обучения, учителя должны использовать различные педагогические инструменты и средства для повышения интереса учащихся к изучаемым темам по всем дисциплинам. Задача учителя пробудить интерес учащихся к учебному материалу для повышения качества обучения, поэтому так важно использовать дидактические игры на уроках окружающего мира, в частности для развития памяти у младших школьников.

Литература:

1. Андросова, М.И. Психология: учебное пособие / М.И. Андросова, Н.Г. Готовцева, Т.Ю. Ковтун. - 2-е изд., испр. и доп. - Киров: Изд-во МЦИТО, 2018. - 179 с.

2. Кабанова, Л.В. Учебные игры как средство повышения эффективности уроков / Л.В. Кабанова // Начальная школа. - 2011. - №1. - С. 18-22

3. Павлова, Е.П. Дидактические игры на региональном материале как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках математики / Е.П. Павлова, В.А. Павлова // Педагогика. Образование. Практика. - Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной юбилею кандидата педагогических наук, доцента А.В. Оконешниковой. - 2019. - С. 63-65

4. Экспериментальная психология. - 2011. - Т. 4. - С. 117-126

Педагогика

УДК 377.5

кандидат технических наук, доцент Панов Николай Александрович

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования» (г. Санкт-Петербург); начальник группы Старченко Дмитрий Игоревич

Акционерное общество открытого типа «Санкт-Петербургский институт теплоэнергетики» (г. Санкт-Петербург)

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧРЕЖДЕНИЯ ДПО

Аннотация. В статье исследуется возможность повышения эффективности системы дополнительного профессионального образования. К рассмотрению предложена модель организационно-педагогического сопровождения образовательного процесса. Модель разработана с учетом элементов технологических разработок в области инженерно-технического образования. Предлагаемый подход создаёт условия, способствующие алгоритмизации процесса разработки и реализации программ курсов в системе дополнительного профессионального образования. Практическая значимость результатов, ожидаемых от внедрения предлагаемой модели, заключаются в повышении качества профессиональной подготовки в соответствии с требованиями работодателей электроэнергетической отрасли. Ключевым элементом в разработанной модели является матрица условий. Приводится алгоритм конструирования программы дополнительного профессионального образования. Обосновывается комбинированная форма обучения. Наличие контура корректирующей обратной связи является эффективным инструментом сопровождения и корректировки индивидуальных траекторий профессионального роста специалистов. Сформулированы выводы относительно перспектив применения данной модели в педагогической практике.

Ключевые слова: система дополнительного профессионального образования, матрица условий, учебный модуль, модульная структура образовательной программы, индивидуальная траектория профессионального роста, контур корректирующей обратной связи.

Annotation. The article examines the possibility of improving the effectiveness of the system of additional professional education. A model of organizational and pedagogical support of the educational process is proposed for consideration. The model is developed taking into account the elements of technological developments in the field of engineering and technical education. The proposed approach creates conditions conducive to algorithmization of the process of developing and implementing course programs in the system of additional professional education. The practical significance of the results expected from the implementation of the proposed model is to improve the quality of professional training in accordance with the requirements of employers in the heat and power industry. The key element in the developed model is the matrix of conditions. The algorithm of designing the program of additional professional education is given. The combined form of training is justified. The presence of a corrective feedback loop is an effective tool for supporting and correcting individual trajectories of professional growth of specialists. Conclusions are formulated regarding the prospects of using this model in pedagogical practice.

Key words: the system of additional professional education, the matrix of conditions, the training module, the modular structure of the educational program, the individual trajectory of professional growth, the contour of corrective feedback.

Введение. Система дополнительного профессионального образования (далее ДПО) играет важную роль в организации непрерывного профессионального образования, так как призвана обеспечить удовлетворение запросов работодателей за счет реализации краткосрочных программ повышения квалификации. Однако эффективность реализуемых программ зависит от целого ряда причин: соответствия актуальным нормативным документам, наличия современной материально-технической базы и оценочных средств, позволяющих объективно проверить достижение запланированных результатов и других.

Предлагаемая в данной статье модель организационно-педагогического сопровождения образовательного процесса в системе ДПО с учетом элементов технологических разработок в области инженерно-технического образования может быть представлена следующими основными блоками подготовки специалистов:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.