Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ ЛИРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ'

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ ЛИРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
355
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ИЗУЧЕНИЕ ЛИРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ / УРОКИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Оконешникова Надежда Владимировна, Дьячковская Надежда Алексеевна

В статье освещены результаты исследования по решению проблемы развития памяти младших школьников посредством изучения лирических произведений на уроках литературного чтения. Память является результатом действий и операций, которые непосредственно выполняет человек. Целью исследования является теоретическое обоснование и практическое апробирование организационно-педагогических условий развития памяти у младших школьников посредством изучения лирических произведений. В ходе исследования использовались методы - анализ литературных источников, тестирование, наблюдение, обучающие эксперименты. В результате нашего исследования, нами был установлен положительный результат - сдвиг уровня развития оперативной памяти у участников экспериментальной группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF MEMORY OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN THROUGH THE STUDY OF LYRICAL WORKS AT LESSONS OF LITERARY READING

The article highlights the results of a study on solving the problem of memory development of younger schoolchildren by studying lyrical works in literary reading lessons. Memory serves actions and operations that a person directly performs. The aim of the study was to theoretically substantiate and practically test the pedagogical conditions that ensure the development of memory in younger schoolchildren at literary reading lessons through the study of lyrical works. In the course of the study, methods were used - analysis of literary sources, testing, observation, training experiments. As a result of the corrective work carried out with the participants of the experimental group, it was found that for the participants of the experimental group, a shift in the level of development of RAM towards an increase is typical.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ ЛИРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ»

Выводы. Резюмируя, подчеркнем, что конструктивный анализ и использование достижений педагогики способен оказать значительную помощь в успешном разрешении актуальных задач, стоящих перед педагогами, родителями и обществом в организации педагогической поддержки учащимся подросткового возраста в поликультурной образовательной среде.

Литература:

1. Бермус, А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании / А.Г. Бермус // Интернет-журнал «Эйдос». - 2005. - 10 сентября. - http:// www.eidos.ru /journal/2005/0910-12, htm. (дата обращения: 01.08.2022).

2. Гукаленко, О.В. Теоретико-методологические основы педагогической поддержки и защиты учащихся-мигрантов в поликультурном образовательном пространстве: диссертация ... канд. пед. наук: 13. 00. 01 / Гукаленко Ольга Владимировна - Ростов-на-Дону, 2000 - 180 с.

3. Краснов, И.Л. Многокультурное образование в учебных заведениях США: дис. ... канд. пед. наук. 13. 00. 01 / Краснов Игорь Леонидович - Петрозаводск, 2004. - 174 с.

4. Мещерякова, И.А. Некоторые проблемы и результаты изучения проблемного поля старшеклассников / И.А. Мещерякова // Культурно-историческая психология. - 2006. - № 4. - С. 44-49

5. Пакалина, Е.Н. Модель педагогической поддержки Я-концепции старшеклассников / Е.Н. Пакалина // Известия Уральского государственного университета. - 2008. - № 56. - С. 79-87

6. Петровский, В.А. К психологии активной личности / В.А. Петровский // Вопросы психологии. - 1975. - № 3 -С. 6-14

7. Фельдштейн, Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д.И. Фельдштейн. - М., 1995. - 208 с.

8. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичёв, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалёв, В.Г. Панов -М.: Сов. Энциклопедия, 1983. - 840 с.

Педагогика

УДК 373.21

кандидат педагогических наук, доцент Оконешникова Надежда Владимировна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); студент Дьячковская Надежда Алексеевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ ЛИРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Аннотация. В статье освещены результаты исследования по решению проблемы развития памяти младших школьников посредством изучения лирических произведений на уроках литературного чтения. Память является результатом действий и операций, которые непосредственно выполняет человек. Целью исследования является теоретическое обоснование и практическое апробирование организационно-педагогических условий развития памяти у младших школьников посредством изучения лирических произведений. В ходе исследования использовались методы - анализ литературных источников, тестирование, наблюдение, обучающие эксперименты. В результате нашего исследования, нами был установлен положительный результат - сдвиг уровня развития оперативной памяти у участников экспериментальной группы.

Ключевые слова: развитие памяти, младший школьный возраст, изучение лирических произведений, уроки литературного чтения.

Annotation. The article highlights the results of a study on solving the problem of memory development of younger schoolchildren by studying lyrical works in literary reading lessons. Memory serves actions and operations that a person directly performs. The aim of the study was to theoretically substantiate and practically test the pedagogical conditions that ensure the development of memory in younger schoolchildren at literary reading lessons through the study of lyrical works. In the course of the study, methods were used - analysis of literary sources, testing, observation, training experiments. As a result of the corrective work carried out with the participants of the experimental group, it was found that for the participants of the experimental group, a shift in the level of development of RAM towards an increase is typical.

Key words: memory development, primary school age, the study of lyrical works, literary reading lessons.

Введение. Вопросам развития детской памяти, в частности учащихся начальной школы, посвящены труды Ж. Пиаже, Б. Инельдер, Р. Гайсон, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, П.И. Зинченко, А.А. Смирнов, Б.М. Величковский, Г.Г. Вучетич, З.М. Истомина, Г.С. Овчинников и др. В их работах предлагаются различные методы изучения памяти и определения методов развития памяти. Согласно современным представлениям, память включает в себя способность сохранить и воспроизвести прошлый опыт, которое позволяет повторно использовать. Человеческая память включает в себя несколько операций: запоминать, усвоить, сохранить, извлечь, воспроизвести. Конкретный тип памяти служит определенной психической активности, которые проявляются движениях, чувствах, образах и мыслях.

Изложение основного материала статьи. В возрасте младшего школьника дети обладают большим потенциалом в разных областях развития. С поступлением в школу у ребенка происходит реорганизация мыслительных процессов и он потихоньку начинают взрослеть.

Интенсивное развитие памяти начинается с дошкольного возраста, когда память выступает одним из ведущих познавательных процессов. Для успешной игровой деятельности, запоминания стихов, соблюдении последовательности в различных видах деятельности, запоминание становится главным условием.

В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью становится учебная. Учебная деятельность требует от детей запоминания, сохранения и воспроизведения. Педагог, вместе с детьми, анализирует, обсуждает, распределяет материал по деталям, тем самым учит контролировать процесс запоминая. А понимание материала является важным главным условием запоминания, педагог должен обращать внимание детей на смысл материала.

В младшем школьном возрасте преобладает наглядно-образное мышление, нежели смысловая. Память младших школьников в отличие от памяти дошкольников более осознанная и организованная.

К недостаткам памяти младших школьников относится неумение правильно организовать процесс запоминания, неумение разбить материал для запоминания на разделы или подгруппы, выделять опорные пункты для усвоения, пользоваться логическими схемами.

У младших школьников имеется потребность в дословном запоминании, что связано с недостаточным развитием речи.

Новые знания образуют новые возможности образования навыков запоминания. Приобретая новые навыки, способы и приемы запоминания, память становится прочнее. Педагогам, родителям необходимо приложить усилия для совершенствования памяти, осознанному заучиванию учебного материала.

A.А. Смирнов отмечает, что у детей младшего и среднего школьного возраста под влиянием интенсивного запоминания, обучения и упражнения на память активно развивается память механическая и улучшаются все виды памяти [3].

Основные виды памяти: непроизвольная и произвольная память.

Урок литературного чтения имеет важное значение в решении задач образования младших школьников. Ознакомление учащихся с произведениями способствует у них формированию общечеловеческих ценностей, мировоззрения, эстетическое восприятие окружающего мира. Также развивающий потенциал уроков литературного чтения предполагает развитие коммуникативных способностей, умение выразить свою позицию, выступать перед классом, строить высказывания.

Воспитывающий потенциал лирических произведений распространяется на читательские качества, творческое воображение, эстетическое восприятие, внимание.

Особенности работы со стихотворениями раскрыты в трудах: В.А. Лазарева, М.Р. Львова, О.В. Кубасовой, Е.В. Карсаловой, Л.К. Нефедовой, М.И. Омороковой, З.И. Романовской, Н.Н. Светловской, В.П. Медведева, И.И. Тихомировой, О.Н. Никифоровой, Л.И. Тимофеева, Е.Л. Глинской, А.А. Абдуллиной и др.

B.А. Лазарева отмечает, что филологическая работа над литературным текстом должна начинаться с первой ступени обучения. Поскольку, у детей младшего школьного возраста заучивание и запоминание материала сменяется с неосознанного на аналитическое. Дети способны осмысливать и осознавать мысль теста, выражать свое эмоциональный отклик к произведению, представлять и сопереживать. Следовательно, ребенок готов к восприятию нравственных ценностей, заложенных в художественном произведении. Учителю только необходимо повысить познавательный интерес, мотивацию, сформировать читательские навыки [7].

Способы для запоминания текстов:

Способ «Просмотр». Данным прием обращает внимание детей на структуру литературного текста. Детям необходимо прочитать с текст, задать вопросы, отметить ключевые моменты, пересказать.

Способ «Активное восприятие». Алгоритм запоминания: прочитать текст, после чтения задать себе вопросы, продумать иллюстрацию прочитанного, отметить ключевые моменты и соотнести со своими чувствами, опытом.

Способ «Фотоаппарат». Алгоритм: чтение текста, мысленное представление явлений, описывающихся в композиции.

С целью изучения развития памяти проведены следующие методики:

1. Методика изучения кратковременной образной памяти, которая основывается на выявлении объема механического запоминания. При проведении этой методики нам нужно иметь под рукой 9 разных фигур, также фиксировать время, количество правильно воспроизведённых картин и допущенных ошибок.

2. Методика изучения кратковременной вербально-логической памяти схожа с предыдущей, за исключением стимульного материала: испытуемым представляются карточки со словами. Используется ряд не связанных между собой слов. Каждое слово было написано на отдельной карточке.

Результаты проведенных методик показали, что объем непроизвольной памяти у учащихся экспериментальной группы показал 36%, у учащихся контрольной группы - 40%. Исследование вербально-логической памяти показало, что уровень развития также равноценны, критическое значение не достигается. Их этого следует, что результаты первичного исследования показали одинаковый уровень.

Изучение пейзажной лирики занимает значительное место в начальной школе. Непосредственной подготовкой педагога могут быть проведение экскурсии, отбор музыкальных композиций, репродукций художников, подготовка материалов об авторе, беседа о поэте и др. Одним из эффективных средств является музыкальное сопровождение, тем самым создавая благоприятную атмосферу для прочувствования литературных произведений.

Л.И. Тимофеев отмечая особенность стихотворений, подчеркивает, что в стихах поэт выражает свои переживания, чувства, вызванные картинами природы, встречей, явлениями, тем самым стихотворение получает эмоциональную окраску, например, радость, грусть и т.д. [10].

При использовании различных форм работы, при выполнении нестандартных заданий по работе со сложно запоминающимися словами, наблюдалось, что дети проявляют познавательный интерес, активность.

Основным принципом развития памяти младших школьников считается принцип постепенного усложнения. Для начала детям предлагается разучить несложные тексты, содержащие много глаголов и имен существительных. Затем объем постепенно увеличивается, в них появляются выразительные средства, эпитеты и метафора.

Одним из важных условий к заучиванию стихотворений является создание условий, которые будут способствовать мотивации к изучению стихотворного материала. Таким условием может выступить публичное чтение стихотворений на праздниках, мероприятиях, конкурсах. Должна быть создана воодушевленная атмосфера, тем самым у детей появится интерес и мотивация, активизирующие все мыслительные процессы.

Изучение литературных источников показал, что на эффективное разучивание художественного текста влияют психологические, индивидуальные, возрастные особенности ребенка.

Одним из важных моментов является разбор текста перед заучиванием, объяснение значений сложных слов, раскрытие главной мысли произведения, использование наглядных материалов, картинок к тексту. Результатом такой работы станет осознанное выразительное чтение, понимание смысла художественного произведения и длительное запоминание. Поэтому целесообразно задавать такие вопросы, например, «Какие чувства вы испытали?», «Что представилось перед глазами?», «Почему автор именно так назвал свое произведение?», «Что хотел передать поэт?» и др.

Словесное и музыкальное иллюстрирование являются эффективными приемами в процессе работы над художественным произведением. После разбора текста, дети приступают к иллюстрации художественного произведения, учитель может помочь им задавая вопросы «Что будет на первом плане? Почему? Что нарисуем рядом? Какие слова нам помогают нарисовать это?».

Также целесообразно задать детям вопросы «Какая музыка подходит к стихотворению?». Учителю необходимо подобрать несколько музыкальных произведений и предложить детям выбрать наиболее соответствующий изучаемому стихотворению.

Вместе с тем, обогащается эмоционально-чувственный опыт, развивается творческое воображение, фантазия, ознакомление с литературными терминами.

Проведение повторной диагностики показало, что уровень развития памяти у учащихся экспериментальной группы намного повысился. Использование различных способов и приемов при работе над художественными произведениями оказали положительное влияние на эффективное разучивание стихотворений.

Выводы. Память - это особый познавательный процесс, обеспечивающий запечатление, хранение и воспроизведение опыта. В результате проведенной экспериментальной работы установлено, что для участников экспериментальной группы типичным является сдвиг уровня развития оперативной памяти в сторону увеличения. У участников контрольной группы типичным является нулевой сдвиг. Исследование может быть продолжено по направлению изучения влияния содержания учебного материала на развитие памяти младших школьников, изучения особенностей развития памяти, занимающихся по разным педагогическим технологиям.

Эффективность и результативность запоминания зависит, прежде всего, от условий, создающими в классе, это использование наглядностей, повторение, самоконтроль, мотивы и установка, осмысливание запоминания. На уроках литературного чтения в начальной школе учителю необходимо обучать детей способам и приемам запоминания, разучивания стихотворений, составлению краткого плана учебного материала, текста, выделению смысловой опоры, ключевых слов, сравнению, соотнесению и связыванию частей текста. Все это будет способствовать не только развитию и усовершенствованию памяти, но содействовать общему интеллектуальному развитию учащегося, обогащению словарного запаса, повышению культуры речи.

Таким образом, изучение лирических произведений на уроках литературного чтения позволяет решить следующие задачи: развитие памяти младших школьников, проявление эмоционального отклика, сопереживания героям, понимание образного языка художественного произведения, интонационных средств, развитие образного мышления младших школьников.

Литература:

1. Абдуллина, А.А. Эстетическое воспитание младших школьников средствами художественной литературы /

A.А. Абдуллина. - М., 2007.

2. Адрианова, А.Е. Чтение и заучивание стихотворения Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза» / А.Е. Адрианова // Начальная школа. - 2009. - № 4. - С. 30-34

3. Андреев, О.А. Тренировка памяти / О.А. Андреев, Л.Н. Хромов. - Екатеринбург: НЕССИ-пресс, 1992.

4. Беляева, Н.В. Формирование читательского восприятия при изучении лирики в школе / Н.В. Беляев. - М., 2002.

5. Кубасова, О.В. Как помочь ребенку стать читателем / О.В. Кубасова. - М.: «Издательство ACT», 2004.

6. Лазарева, В.А. Технология анализа художественного текста на уроках литературного чтения в начальной школе /

B.А. Лазарева. - М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2002.

7. Муравьева, Д.А. Методика изучения лирических произведений на уроках литературного чтения / Д.А. Муравьева // Инфоурок: сайт для педагогов. 2020. - URL: https://infourok.ru/statya-metodika-izucheniya-liricheskih-proizvedenij-na-urokah-literaturnogo-chteniya-4657619.html (дата обращения: 20.10.2022).

8. Оконешникова, Н.В. Развитие познавательной активности младших школьников посредством кейс-технологии / Н.В. Оконешникова, Л.Д. Сигаева // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 67-3. - С. 136-139

9. Оконешникова, Н.В. Развитие устной речи младших школьников в процессе проектной деятельности / Н.В. Оконешникова, Н.Н. Иванова // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 63-1. - С. 125-127

10. Тимофеев, Л.И. Основы теории литературы. 5-е изд. / Л.И. Тимофеев. - М., 2006.

Педагогика

УДК 372.8

кандидат педагогических наук, доцент Оконешникова Надежда Владимировна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ

САХА (ЯКУТИЯ)

Аннотация. В статье даны краткие сведения об этнокультурном технологическом образовании в школах Республики Саха (Якутия). Актуальной для начального образования является проблема возрождения утраченных национальных традиций художественной культуры. Перед педагогами стоит задача - воспитание личности, обладающей межкультурной компетентностью, сформированной на основе этнической культуры. Несомненно, без опоры на национальную культуру невозможно воспитать ребенка, обладающую открытостью миру, способную к эстетическому восприятию и созидательному труду независимо от сферы деятельности. Огромным потенциалом в этнокультурном технологическом образовании младших школьников обладает народное декоративно-прикладное искусство. Современный этап развития общества свидетельствует об устойчивой тенденции развития этнокультурного образования, как на теоретическом, так и на практическом уровнях. В последние годы отмечается неуклонный рост внимания образовательных учреждений к этнокультурному направлению в образовании и воспитании детей: этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса, организация конференций по пропаганде национальной культуры разных народов, проведение выставок, семинаров, мероприятий, разработка программ и учебных пособий.

Ключевые слова: этнокультурное образование, технологическое образование, младший школьник.

Annotation. The article provides brief information about ethno-cultural technological education in the schools of the Republic of Sakha (Yakutia). Relevant for primary education is the problem of the revival of the lost national traditions of artistic culture. Teachers are faced with the task of educating a person with intercultural competence, formed on the basis of ethnic culture. Undoubtedly, without relying on national culture, it is impossible to raise a child who is open to the world, capable of aesthetic perception and creative work, regardless of the field of activity. Folk arts and crafts has a huge potential in the ethno-cultural technological education of junior schoolchildren. The current stage of development of society testifies to a steady trend in the development of ethno-cultural education, both at the theoretical and practical levels. In recent years, there has been a steady increase in the attention of educational institutions to the ethnocultural direction in the education and upbringing of children: ethnopedagogization of the educational process, organization of conferences to promote the national culture of different peoples, holding exhibitions, seminars, events, developing programs and teaching aids.

Key words: ethnocultural education, technological education, elementary schoolchild.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.