Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ШКОЛЬНИКА КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ЕГО РАЗВИТИЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ШКОЛЬНИКА КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ЕГО РАЗВИТИЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Одаева Элиса Самсудаевна

В статье рассматривается проблема организации педагогической поддержки учащимся подросткового возраста в многонациональном коллективе. Автором описываются технологии педагогической поддержки школьников-подростков в поликультурной среде. На основе обобщения теоретического и практического материала автор обосновывает межкультурный характер образовательно-воспитательного процесса. Автор приходит к выводу, что и технология педагогической поддержки выступает как обязательный элемент единой образовательной поликультурной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL SUPPORT OF A STUDENT AS ONE OF THE CONDITIONS FOR HIS DEVELOPMENT IN A MULTICULTURAL ENVIRONMENT

The article deals with the problem of organizing pedagogical support for adolescent students in a multinational team. The author describes the technologies of pedagogical support for adolescent schoolchildren in a multicultural environment. Based on the generalization of theoretical and practical material, the author substantiates the intercultural nature of the educational process. The author comes to the conclusion that the technology of pedagogical support acts as an indispensable element of a single educational multicultural environment.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ШКОЛЬНИКА КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ЕГО РАЗВИТИЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ»

• повышение квалификации педагогов в обучении технологии «Развивающая беседа».

3 ступень - региональный уровень, на котором осуществляется оформление легитимности создания системы сопровождения родителей на уровне законодательных актов.

Литература:

1. Forest, M. Everyone belongs with the MAPS action planning system / M. Forest, E Lusthaus // Teaching Exceptional Children. - 2019. - 22(2). - 32-35

2. Мамайчук, И.И. Социально-психологическое исследование семьи больных с детским церебральным параличом и псих коррекционная работа с родителями / И.И. Мамайчук, В.Л. Мартынов, Г.В. Пятакова // Психологические исследования в практике врачебно-трудовой экспертизы и социально-трудовой реабилитации / под ред. Н.Б. Шабалина, Т.А. Добровольская, Л.А. Ширшова. - М.: ЦИЭТИН, 1989. - С. 98-104

3. Овчинникова, Т.С. Психологическое сопровождение в коррекционно-образовательных учреждениях / Т.С. Овчинникова, В.А. Калягин, Ю.Т. Матасов. - СПб.: ЛОИРО, 2005. - 168 с.

4. Ткачева, В.В. Психологическое изучение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии: Монография / В.В. Ткачева. - М.: УМК «Психология»; МПСИ. - 2004. - 192 с.

5. Шац, И.К. Больной ребенок и его семья: формы и возможности психологической помощи: учебное пособие / И.К. Шац. - Санкт-Петербург: СпецЛит, 2016. - 303 с.

Педагогика

УДК 37.013

аспирант кафедры педагогики Одаева Элиса Самсудаевна

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ШКОЛЬНИКА КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ЕГО РАЗВИТИЯ В

ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ

Аннотация. В статье рассматривается проблема организации педагогической поддержки учащимся подросткового возраста в многонациональном коллективе. Автором описываются технологии педагогической поддержки школьников-подростков в поликультурной среде. На основе обобщения теоретического и практического материала автор обосновывает межкультурный характер образовательно-воспитательного процесса. Автор приходит к выводу, что и технология педагогической поддержки выступает как обязательный элемент единой образовательной поликультурной среды.

Ключевые слова: поликультурная среда, педагогическая поддержка, межкультурное взаимодействие, технологии.

Annotation. The article deals with the problem of organizing pedagogical support for adolescent students in a multinational team. The author describes the technologies of pedagogical support for adolescent schoolchildren in a multicultural environment. Based on the generalization of theoretical and practical material, the author substantiates the intercultural nature of the educational process. The author comes to the conclusion that the technology of pedagogical support acts as an indispensable element of a single educational multicultural environment.

Key words: multicultural environment, pedagogical support, intercultural interaction, technologies.

Введение. Сегодня перед государством стоит острая проблема по нахождению эффективных путей для мирного, спокойного взаимодействия разных этносов и наций, формирования в рамках социума устойчивой атмосферы бескровного урегулирования противоречащих инцидентов. Поликультурный характер образовательного пространства представляет собой то место, где реализуется общий процесс социального развития, а также обеспечивается функциональность всех культурных факторов. Это пространство развивается посредством непрерывного взаимовлияния совершенно разных наций и регионов.

Изложение основного материала статьи. Актуальность проведения исследований в области поликультурного образования обусловлена тем, что поликультурность образовательной среды непрерывно требует учёта этнического и национального факторов. В результате происходит образование необходимых условий, которые позволяют создать необходимые условия, направленные на познание учащимися содержания национальной культуры. Это, в свою очередь, оказывает воздействие на воспитание позитивной толерантности у подрастающего поколения. Для такого типа образовательной среды характерны открытость и самостоятельность, которые в совокупности должны реагировать на быстро меняющиеся потребности личности в глобальном мире.

Бесспорно, в классе, где заложен поликультурный характер образования, каждый учащийся обладает собственной культурной составляющей. Ряд компонентов этой составляющей разделяют одноклассники. Ряд других элементов лишь семья, либо религиозная община.

Мы разделяем точку зрения Л.И. Краснова в том, что «абсолютно нереально оценить и тем более понять поведение человека, его привычки, которые отделены от общей группы. Но, они - непосредственный элемент её. Своя культурная идентичность при этом не дает полноценной возможности нам угадать, как себя проявят представители» [3, С. 17].

Образовательно-воспитательный процесс детей в поликультурной среде обязан заострять внимание на общем равенстве, гармонии, плюрализме. И это касается всех соучастников образования. Несправедливое отношение, которое может возникнуть к представителям иной культурной идентичности как в школе, так и в социуме, непременно должны дискуссироваться, так как умалчивание подобных ситуаций угрожает их непосредственным повторением.

Огромное число инцидентов, спровоцированных из-за межнациональных непониманий, провоцирует развитие нетерпимости наций, затрудняя, таким образом, социокультурную и национальную адаптацию личности.

Из этого следует, что мы рассматриваем необходимость развития у детей критического мышления, так как в поликультурном пространстве такой формат даст отличную возможность контроля своих действий.

Общеизвестно, что учащиеся старшего подросткового возраста более сензитивены, чтобы развивать ценности, личностные качества, которые содействуют развитию мышления вообще и мировоззрения в частности. Чтобы сформировать их, нужно создать необходимые условия в обучении и воспитании. Педагогическим условием является то, что выступает основой для появления факторов, мотивирующих на развитие личности [8]. Кроме того, данные обстоятельства формирует сам учитель. Технология педагогической поддержки устанавливается деятельностью стратегии образования. Учащиеся подросткового возраста не только осваивают жизненное пространство, но и в какой-то степени созидают в нем. Непосредственно в это время требуется конкретная установка, которая формирует осознанное отношение к обучению, а педагог выступает ориентиром, несущим ценности для личностного саморазвития.

О.С. Газман считает, что содержание поддержки, оказываемой учителем, заключается в организации совместной учебно-воспитательной работы. Учитель совместно с учащимся определяет его заинтересованность, задачи, способности и пути для того, чтобы определить методы, способствующие решению его проблемы. Конструктивными условиями, способствующими эффективной организации технологии поддержки, являются при этом:

- полноценное принятие чувств и желаний ребенка;

- желание педагога создавать необходимые условия, способствующие раскрытию талантов ребенка;

- понимание учителем внутреннего мира ребенка.

К сожалению, единого завершенного понятия, характеризующего конструктивные аспекты педагогической поддержки, к настоящему времени пока не сформировалось. Ученые только пришли к единому мнению о том, что поддержка выступает сегодня как перспективная технология образовательно-воспитательного процесса, это педагогическая позиция, формирующая отношения между ребенком и взрослым. Учитель свою позицию строит на принципе трех П: понимание внутреннего мира ребенка, его принятие, общее признание [6].

Сущность педагогической позиции сводится к управлению рефлексии ребенка. Важно грамотно организовать и впоследствии поддержать ситуации, на которых ребенок затрудняется принять важное решение. Поддержка предоставляет ребенку своевременную помощь, которая может превентивно разрешить его личные проблемы.

Технология поддержки учащихся взаимосвязана тесным образом с помощью, сопровождением, которую учащийся получает со стороны педагогов, родителей, которых необходимо активно привлекать в процесс воспитания, так как только в этом случае - согласованности усилий родителей и учителей, возможен положительный эффект в решении данной сложной воспитательной задачи.

Следует отметить, что поддержка трансформируется в психологическую помощь, содействующую развитию личности каждого учащегося на данном этапе его актуального развития.

Принимая во внимание уровень развития учащихся подросткового возраста, главная цель педагогической поддержки взаимосвязана с реализацией/достижением ими совершенно иного уровня осознания своего ядра «Я». Новый уровень осознанности формируется благодаря построению личностных понятий, адекватной оценки себя, общего саморазвития.

В особенности больше значение технология педагогической поддержки обретает в условиях многонациональности, где учитель должен организовать индивидуальный подход в обучении. Российское государство считается многонациональным. Это устанавливает характер развития поликультурной среды в образовании, что, в свою очередь, способствует формированию подходящих условий для адаптации учащихся подросткового возраста.

Подобные обстоятельства требуют разработки совершенно иной стратегии обучения, где межкультурный характер образовательно-воспитательного процесса и технология педагогической поддержки выступали как обязательные элементы единой образовательной среды. Подобный формат педагогической поддержки, который реализуется только благодаря применению индивидуального подхода, позволяет обрести учащимся межкультурную толерантность.

Рассмотрим ведущие подходы и стратегии поддержки личности в поликультурном образовательном пространстве. Многие представители академической общественности [1-5 и др.] считают сформированную образовательную систему недостаточно эффективной в плане поддержки личности учащихся в поликультурной среде, поскольку для этого необходимо развить целостное представление культурных и исторических ценностей, которые в совокупности позволят сформировать мультикультуризм.

Мультикультуризм в процессе педагогической поддержки учащихся - представителей иной этнической общности предполагает:

• интеграцию достижений классической педагогики в разрезе поддержки и защиты детства с инновационными средствами этнопедагогики;

• необходимость возрождения этнокультурных и этнопедагогических традиций в контексте преломления функционирования личности в современных социокультурных условиях;

• развитие у учащихся наднационального мировоззрения и формирование эффективных способов толерантного поведения;

• создание условий для сохранения детьми разных национальностей собственного языка, интеллектуальных и эмоциональных контактов с родной культурой;

• утверждение этнических и правовых норм взаимодействия и непосредственного общения детей различных национальностей [2].

Преодоление препятствий определяется как ключевое понятие педагогической поддержки. Пытаясь реализовать свой феномен «быть личностью», ученик поступает далеко не всегда сознательно и целенаправленно. Препятствия перерастают в проблемы, решение которых происходит на эмоциональном уровне, что вынуждает обращаться за помощью к взрослым. Получая помощь в традиционной форме, ученик отчуждается, наращивая неудовлетворенность и собой, и учителями.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в успешном преодолении препятствий в процессе воспитания и развития школьников на личностном уровне происходит борьба борьбы Я-реального и Я-идеального. В процессе борьбы происходит саморазвитие личности, которое так же нуждается в поддержке, так как это процесс сложный и противоречивый. Синергетический эффект всех воздействий, направленных на учащихся в процессе комплексной поддержки со стороны учителей и родителей, приносит позитивные результаты - развитое самосознание, гражданскую активность и т.д. [5].

Стратегией, регулирующей образовательно-воспитательный процесс в некоторых современных школах Чеченской Республики, предусматривается активное ведение портфолио педагогами. В данном случае портфолио выступает в качестве мотивации, координирующей профессиональные качества. Содержание портфолио включает общий анализ всех достижений его учащихся, а также комментарии, характеризующие события или отдельные ситуации.

Сосредоточение подобных материалов может помочь педагогу сформировать подходящий инструмент для эффективного обучения и воспитания детей - так называемую сумку, где собраны диагностические проблемы, которые возникают в рамках класса. Они взаимосвязаны как с отдельными личностями, так и с отдельными группами внутри класса. Это дает возможность образовать основу направлений, обеспечивающих взаимовыгодную поддержку в саморазвитии личности ученика [1].

Учитель, выявив проблемные места у учащегося, сможет организовать эффективный диалог в рамках сотрудничества, на дружеской позиции. Учитель сопереживает и принимает проблемы ученика, желая установить основные сложности, отыскать способности и силы. Это поможет беспрепятственно преодолеть препятствия для продолжения обучения.

Портфолио в интерактивном формате считается технологическим инструментом. Оно служит непосредственным каналом, позволяющим организовать связь между учителем и учеником и родителями в некоторых случаях. Кроме того, интерактивное портфолио обеспечивает технологию обратной взаимосвязи в вопросах, касающихся саморазвития личности посредством педагогической поддержки.

Выводы. Резюмируя, подчеркнем, что конструктивный анализ и использование достижений педагогики способен оказать значительную помощь в успешном разрешении актуальных задач, стоящих перед педагогами, родителями и обществом в организации педагогической поддержки учащимся подросткового возраста в поликультурной образовательной среде.

Литература:

1. Бермус, А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании / А.Г. Бермус // Интернет-журнал «Эйдос». - 2005. - 10 сентября. - http:// www.eidos.ru /journal/2005/0910-12, htm. (дата обращения: 01.08.2022).

2. Гукаленко, О.В. Теоретико-методологические основы педагогической поддержки и защиты учащихся-мигрантов в поликультурном образовательном пространстве: диссертация ... канд. пед. наук: 13. 00. 01 / Гукаленко Ольга Владимировна - Ростов-на-Дону, 2000 - 180 с.

3. Краснов, И.Л. Многокультурное образование в учебных заведениях США: дис. ... канд. пед. наук. 13. 00. 01 / Краснов Игорь Леонидович - Петрозаводск, 2004. - 174 с.

4. Мещерякова, И.А. Некоторые проблемы и результаты изучения проблемного поля старшеклассников / И.А. Мещерякова // Культурно-историческая психология. - 2006. - № 4. - С. 44-49

5. Пакалина, Е.Н. Модель педагогической поддержки Я-концепции старшеклассников / Е.Н. Пакалина // Известия Уральского государственного университета. - 2008. - № 56. - С. 79-87

6. Петровский, В.А. К психологии активной личности / В.А. Петровский // Вопросы психологии. - 1975. - № 3 -С. 6-14

7. Фельдштейн, Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д.И. Фельдштейн. - М., 1995. - 208 с.

8. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичёв, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалёв, В.Г. Панов -М.: Сов. Энциклопедия, 1983. - 840 с.

Педагогика

УДК 373.21

кандидат педагогических наук, доцент Оконешникова Надежда Владимировна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); студент Дьячковская Надежда Алексеевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ ЛИРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Аннотация. В статье освещены результаты исследования по решению проблемы развития памяти младших школьников посредством изучения лирических произведений на уроках литературного чтения. Память является результатом действий и операций, которые непосредственно выполняет человек. Целью исследования является теоретическое обоснование и практическое апробирование организационно-педагогических условий развития памяти у младших школьников посредством изучения лирических произведений. В ходе исследования использовались методы - анализ литературных источников, тестирование, наблюдение, обучающие эксперименты. В результате нашего исследования, нами был установлен положительный результат - сдвиг уровня развития оперативной памяти у участников экспериментальной группы.

Ключевые слова: развитие памяти, младший школьный возраст, изучение лирических произведений, уроки литературного чтения.

Annotation. The article highlights the results of a study on solving the problem of memory development of younger schoolchildren by studying lyrical works in literary reading lessons. Memory serves actions and operations that a person directly performs. The aim of the study was to theoretically substantiate and practically test the pedagogical conditions that ensure the development of memory in younger schoolchildren at literary reading lessons through the study of lyrical works. In the course of the study, methods were used - analysis of literary sources, testing, observation, training experiments. As a result of the corrective work carried out with the participants of the experimental group, it was found that for the participants of the experimental group, a shift in the level of development of RAM towards an increase is typical.

Key words: memory development, primary school age, the study of lyrical works, literary reading lessons.

Введение. Вопросам развития детской памяти, в частности учащихся начальной школы, посвящены труды Ж. Пиаже, Б. Инельдер, Р. Гайсон, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, П.И. Зинченко, А.А. Смирнов, Б.М. Величковский, Г.Г. Вучетич, З.М. Истомина, Г.С. Овчинников и др. В их работах предлагаются различные методы изучения памяти и определения методов развития памяти. Согласно современным представлениям, память включает в себя способность сохранить и воспроизвести прошлый опыт, которое позволяет повторно использовать. Человеческая память включает в себя несколько операций: запоминать, усвоить, сохранить, извлечь, воспроизвести. Конкретный тип памяти служит определенной психической активности, которые проявляются движениях, чувствах, образах и мыслях.

Изложение основного материала статьи. В возрасте младшего школьника дети обладают большим потенциалом в разных областях развития. С поступлением в школу у ребенка происходит реорганизация мыслительных процессов и он потихоньку начинают взрослеть.

Интенсивное развитие памяти начинается с дошкольного возраста, когда память выступает одним из ведущих познавательных процессов. Для успешной игровой деятельности, запоминания стихов, соблюдении последовательности в различных видах деятельности, запоминание становится главным условием.

В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью становится учебная. Учебная деятельность требует от детей запоминания, сохранения и воспроизведения. Педагог, вместе с детьми, анализирует, обсуждает, распределяет материал по деталям, тем самым учит контролировать процесс запоминая. А понимание материала является важным главным условием запоминания, педагог должен обращать внимание детей на смысл материала.

В младшем школьном возрасте преобладает наглядно-образное мышление, нежели смысловая. Память младших школьников в отличие от памяти дошкольников более осознанная и организованная.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.