Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ФОРМИРОВАНИИ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ОСОБЕННОСТИ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ФОРМИРОВАНИИ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самооценка / личность младшего школьника / поликультурное образование / self-esteem / personality of junior student / multicultural education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С.А. Мустафаева

В предлагаемой статье рассмотрена самооценка личности ребенка младшего школьного возраста в поликультурной образовательной среде. На основе аналитического изучения теоретических источников осмыслены педагогические понятия: «самооценка личности», «поликультурная образовательная среда». В статье понятие «самооценка личности младшего школьника» рассмотрено как в широком смысле, так и в узком. Проанализированы педагогические особенности в работе с учащимися начальных классов. Для успешной организации процесса поликультурной образовательной среды выявлены некоторые недочеты. Подробно представлены результаты проведенного автором анкетирования родителей учащихся начальной школы МБОУ «СОШ № 22» города Абакана Республики Хакасия. Выявлены основные трудности у детей младшего школьного возраста. Раскрыты новые тенденции в работе, направленной на формирование самооценки у детей младшего школьного возраста, в условиях поликультурной образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — С.А. Мустафаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN THE FORMATION OF SELF-ESTEEM OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN

In the article, the self-assessment of the personality of a child of primary school age in a multicultural educational environment is considered. On the basis of an analytical study of theoretical sources, pedagogical concepts are comprehended: “self-assessment of personality”, “multicultural educational environment”. In the article, the concept of “self-assessment of the personality of a junior high school student” is considered both in a broad sense and in a narrow sense. The pedagogical features in working with primary school students are analyzed. Some shortcomings have been identified for the successful organization of the process of multicultural educational environment. The results of the author’s survey of parents of primary school students of MBOU “Secondary School No. 22” of the city of Abakan of the Republic of Khakassia are presented in detail. The main difficulties in children of primary school age included in the multicultural education of schoolchildren are revealed. New trends in working with children in a multicultural educational environment in the formation of self-esteem in children of primary school age are revealed.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ФОРМИРОВАНИИ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 373.3

Mustafaeva S.A., postgraduate, Department of Preschool and Special Education, senior teacher, Department of Pedagogy and Methodology

of Primary Education, Khakass State University n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia), E-mail: s.m90@inbox.ru

FEATURES OF THE MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN THE FORMATION OF SELF-ESTEEM OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN. In the

article, the self-assessment of the personality of a child of primary school age in a multicultural educational environment is considered. On the basis of an analytical study of theoretical sources, pedagogical concepts are comprehended: "self-assessment of personality", "multicultural educational environment". In the article, the concept of "self-assessment of the personality of a junior high school student" is considered both in a broad sense and in a narrow sense. The pedagogical features in working with primary school students are analyzed. Some shortcomings have been identified for the successful organization of the process of multicultural educational environment. The results of the author's survey of parents of primary school students of MBOU "Secondary School No. 22" of the city of Abakan of the Republic of Khakassia are presented in detail. The main difficulties in children of primary school age included in the multicultural education of schoolchildren are revealed. New trends in working with children in a multicultural educational environment in the formation of self-esteem in children of primary school age are revealed.

Key words: self-esteem, personality of junior student, multicultural education.

С.А. Мустафаееа, аспирант, ХГУ имени Н.Ф. Катанова, ст. преп., г. Абакан, E-mail: s.m90@inbox.ru

ОСОБЕННОСТИ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ФОРМИРОВАНИИ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В предлагаемой статье рассмотрена самооценка личности ребенка младшего школьного возраста в поликультурной образовательной среде. На основе аналитического изучения теоретических источников осмыслены педагогические понятия: «самооценка личности», «поликультурная образовательная среда». В статье понятие «самооценка личности младшего школьника» рассмотрено как в широком смысле, так и в узком. Проанализированы педагогические особенности в работе с учащимися начальных классов. Для успешной организации процесса поликультурной образовательной среды выявлены некоторые недочеты. Подробно представлены результаты проведенного автором анкетирования родителей учащихся начальной школы МБОУ «СОШ № 22» города Абакана Республики Хакасия. Выявлены основные трудности у детей младшего школьного возраста. Раскрыты новые тенденции в работе, направленной на формирование самооценки у детей младшего школьного возраста, в условиях поликультурной образовательной среды.

Ключевые слова: самооценка, личность младшего школьника, поликультурное образование.

Актуальность данного исследования заключается в том, что умения оценивать себя закладываются у ребенка в раннем детстве, а их развитие и совершенствование происходит в течение всей жизни человека. Младший школьный возраст - начальный период осознания ребенком самого своего существования и своего места в реальном мире, своих отличных от других особенностей, интересов и возможностей, мотивов и потребностей в сложном мире межличностных отношений.

Вместе с тем анализ психолого-педагогической литературы показывает, что в педагогической теории и практике не представлен материал по формированию самооценки младших школьников средствами создания поликультурной образовательной среды, педагогические условия становления поликультурной компетентности обучающихся, тем более в ее связи с формированием этнокультурной идентичности и самооценки младших школьников.

Цель исследования: с помощью диагностической методики проверить сформированность самооценки младших школьников в условиях использования поликультурной образовательной среды.

Из вышесказанного мы выдвигаем следующие задачи:

1. На основе анализа научной, учебно-методической литературы и электронных публикаций методического содержания рассмотреть современное состояние проблемы формирования и развития самооценки обучающихся младшего школьного возраста.

2. Рассмотреть современные тенденции российского поликультурного образования и возможности развития самооценки младшего школьника в процессе освоения его содержания в начальных классах общеобразовательной школы.

3. Описать результаты диагностической методики по выявлению сформи-рованности самооценки младшего школьника в условиях поликультурной образовательной среды.

Научная новизна работы состоит в том, что в исследовании выявлено влияние межличностных отношений современных школьников в условиях поликультурной образовательной среды на формирование у них адекватной самооценки.

Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и актуализации материала по проблеме использования поликультурной образовательной среды в формировании самооценки младших школьников.

Практическая значимость предполагает использование результатов исследования при разработке специального курса по формированию самооценки младших школьников в поликультурной образовательной среде.

Важнейшим направлением развития современного отечественного общего образования является реализация нового Федерального государственного общеобразовательного стандарта (ФГОС), особо значимого для начальной ступени общего образования. Ставится цель достижения качественно новых образовательных результатов, влияющих на развитие гармоничной личности. Специальное место в структуре новых ФГОС занимает система оценивания результатов обучения и образования в целом. Школьники должны включаться в контрольно-оценочную деятельность и приобретать умения, а затем и навыки самооценки и взаимооценки, рассматриваемые ФГОС как метапредметные результаты [1]. Одной из приоритетных педагогических задач ФГОС начального образования определяет задачу развития способности младшего школьника соотносить свои

действия с принятыми в обществе этическими и моральными нормами, развитие способности оценивать свои действия и поведение, проявлять самостоятельность и инициативу в различных жизненных ситуациях.

В структуре личности человека самооценке принадлежит особо важное место, несмотря на то, что отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе его мировосприятия. Многочисленными исследованиями, проведенными в разные периоды развития психологии и педагогики зарубежными и отечественными учеными, доказано, что неправильная самооценка ведет к большим личностным и коммуникационным проблемам.

Умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а их развитие и совершенствование происходит в течение всей жизни человека. Проблеме изучения самооценки посвящены многие исследования в области как отечественной, так и зарубежной психологии и педагогики. Структура, функции самооценки, ее развитие в онтогенезе и возможности ее целенаправленного формирования исследовали, так или иначе, все выдающиеся отечественные психологи Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконин. В исследованиях И.С. Кона, Ч. Кули, Э. Эриксона были изучены роль и функции самооценки в целостной структуре личности, закономерности ее формирования как важнейшего и сложного динамического личностного образования в процессах социальной адаптации и социализации. Самооценка как важнейшее личностное образование всесторонне исследуется с 60-х годов прошлого столетия, классическими в изучении данной проблемы являются научные труды Р. Бернса, Л.В. Бороздиной, А.В. Захаровой, И.С. Кона, К. Левина, О.Н. Молчановой, В.Г Щура. Исследование теоретических и прикладных аспектов формирования самооценки не утратило актуальности и в последние десятилетия, что нашло отражение в многочисленных научных статьях, методических работах. Особое внимание уделяется изучению самооценки в младшем школьном возрасте, потому что именно в этом возрасте идет ее активное формирование и развитие, которое должно сопровождаться педагогической поддержкой. Различные аспекты проблемы самооценки изучали в последнее десятилетие Е.В. Базюкина, Е.О. Бакушкина, Н.П. Баркова, М.С. Невзорова, В.И. Долгова, Л.А Дубровина, Г П. Иванова, О.В. Колесова, С.А. Зайцева, Н.В. Захарычева и другие авторы [2-5].

Жизнь современного общества проходит под влиянием особенностей эпохи изменений, в которой разные народы и культуры не могут жить и развиваться независимо друг от друга. Возникла и становится все более выраженной необходимость в поликультурном образовании личности ребенка, которое должно начинаться с раннего детства. Становление личности в парадигме поликультурного образования приведет к качественному изменению социальных условий жизни, формированию новой культуры, обеспечивающей благополучие поликультурного общества. Поликультурное образование у человека формирует представление о разнообразии культур и их взаимосвязи, обеспечит воспитание уважительного отношения к различиям разных культур, освоение в органичном единстве национальных и общечеловеческих ценностей.

Проблема поликультурного воспитания и образования занимает важное место в научном наследии выдающихся зарубежных и отечественных ученых.

Сущность и перспективы развития поликультурного воспитания и особенности образовательной среды многонациональной школы всесторонне исследо-

ваны в трудах А.Н. Джуринского, ПД. Дмитриева, Л.В. Загрековой, Т.А. Красновой и других ученых. Вопросы поликультурного воспитания в многонациональной образовательной среде и этнической идентичности исследовали ученые и педагоги-практики: В.Ю. Арестова, Н.И. Башмакова, Т.П. Стефаненко) [4; 5].

Вместе с тем анализ психолого-педагогической литературы показывает, что в педагогической теории и практике не представлены материалы по формированию самооценки младших школьников средствами создания поликультурной образовательной среды, педагогические условия становления поликультурной компетентности обучающихся, тем более в ее связи с формированием этнокультурной идентичности и самооценки младших школьников.

Большинство исследователей, психологов и педагогов, подчеркивают, что самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияет на поведение, деятельность и развитие личности, во многом определяет взаимоотношения личности с другими людьми [6].

В отечественной педагогике проблема обучения и формирования поликультурной образовательной среды стала особенно актуальной в 90-е годы ХХ века, когда произошло введение в основной учебный план общеобразовательной школы национально-регионального компонента.

В «Концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации» указано, что «специфическими целями поликультурного образования являются: 1) формирование всесторонне и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальной традиции, ценностей российской и мировой культуры; 2) воспроизводство и развитие национальных культур и родных языков народов России как необходимых инструментов социализации подрастающих поколений и важнейшей основы становления и функционирования российской гражданской нации на ее базовых уровнях - этнокультурном и национально-территориальном [7].

Новая образовательная ситуация возникла и в обучении учащихся начальных классов - была отмечена возрастающая роль родного языка в учебном процессе, обращение внимания на идеи традиционной народной педагогики, на осмысление значения религии в духовно-нравственном воспитании подрастающих поколений и другие социально значимые процессы.

Феномену поликультурной среды в целом и особенностям поликультурной образовательной среды посвящено достаточно большое число исследований. Первые основательные исследования проблемы поликультурного воспитания, образования, в том числе с позиций средового подхода, проведены А.Н. Джу-ринским (поликультурное воспитание), ПД. Дмитриевым (многокультурное образование), С.В. Рыковым (поликультурное образование в школе) [8]. Вместе с тем, как отмечает Е.И. Суровцова, «к раскрытию сущности понятия «поликультурная образовательная среда» отечественная наука начала обращаться только в конце прошлого века. При этом часто не разводились понятия «поликультурная среда», «многонациональная среда», «поликультурное образование», «многокультурная среда», «поликультурный социум», «полиэтническая образовательная среда», «поликультурная образовательная среда» [8].

Анализ научной и методической литературы позволяет сформулировать вывод о том, что большинство исследователей убедительно обосновывают острую необходимость создания специальных педагогических условий для изучения школьниками своей и иных культур с учетом этнокультурных аспектов образовательного процесса. Л.Ю. Абдуллова и другие исследователи отмечают, что образовательный процесс в школе должен ориентироваться на «культурный плюрализм и межгрупповую гармонию, что способствует развитию толерантности между участниками образовательного процесса» [9].

Опытно-экспериментальная работа (ОЭР) в рамках нашего исследования проведена на базе МБОУ «СОШ № 22» города Абакана Республики Хакасия. В исследовании приняли участие учащиеся начальной школы в количестве 557 чел.

На начальных этапах ОЭР нами было установлено, что все дети имеют примерно одинаковые характеристики по основным параметрам: учащиеся начальной школы находятся на примерно одинаковом уровне интеллектуаль но-го и личностного развития, демонстрируют примерно одинаковые показатели успеваемости и качества знаний учащихся по основным предметам. Работающие в классах учителя также не имеют значительных отличий в квалификации и уровнях педагогического мастерства. Ученики обоих классов успешно адаптировались в школьной среде, участвуют в различных мероприятиях в классе и в параллели начальной школы.

Для проведения ОЭР нами были отобрана следующая диагностическая методика:

1. Методика «Какой я?» (по О.С. Богдановой) [26]. Методика предназначена для определения самооценки ребенка 6-10 лет.

Процедура проведения: детям раздаются белые листы бумаги, на которых изображена таблица,состоящая из положительных и отрицательных качеств лом-ности. Ребенку предъявляется список качеств личности, представленный в двух колонках, - слева положительные качества личности, справа - отрицательн ын. Ребенок должен оценить, развиты у него перечисленные качества или нет. Оценки, проставляемые ребёнком самому себе, выставляются в соответствующих колонках таблицы, затем экспериментатор собирает листы и переводит оценки в баллы, на основании полученных баллов устанавливается уровень самооце нки младших школьников.

Обработка результатов: 1 балл - ответ «да», 0 баллов - ответ «нет», 0,5 балла - ответы «не знаю» и «иногда. Для того чтобы определить самооценку ребенка младшего школьного возраста, необходимо сложить общую сумму баллов, которая набрана ими по всем качествам личности.

Определение результатов об уровне самооценки ребенка:

- заниженная самооценка - 0-1 балл;

- низкая самооценка - 2-3 балла;

- адекватная самооценка - 4-7 баллов;

- высокая самооценка - 8-9 баллов;

- завышенная самооценка - 10 баллов.

Результаты диагностики по методике «Какой Я?» (по О.С. Богдановой) представлены в табл. 1 и на рис. 1. После обработки данных диагностики оценки переведены в баллы, на основании чего определен уровень самооценки.

Таблица 1

Количественные результаты исследования уровня сформированности самооценки по методике на констатирующем этапе «Какой Я?» (автор О.С. Богданова)

ыропп^^^ Экспериментальная группа (ЭП)

Урооел ь Количество обучающихся %

Завышенный 17 3

иым кий 102 18

Адекватный 170 30

Ноок-6 244 43

Заниженный 24 6

0%

Экспериментальная группа ■ Завышенный I Высокий I Адекватный I Низкий I Заниженный

Рис.1. Количественные результаты исследования уровня сформированности самооценки на констатирующем этапе по методике «Какой Я»

На основе проведенного исследования в экспериментальной группе выявлено следующее: самооценка является заниженной у 6% обучающихся, завышенной - у одного обучающегося - 3%. Самооценка является низкой у 43%нб°вающихся, -°0% н^коющнися адекватной, у 18% обруающвыяв -к но -сокой.

Дооныйнтоп [¡лботы побиoлнбвыувить в целом низний уровекнкформи-рованности нимоо%енкиунчащихсянтнильнын классьв.Бчюм подтверждена почребннктн в рроьедкоон чебтиaвлбктeнноп °або4ы %чнчлля по о|тгалиодции cнознбоокыxyбоoви й, ьа прачлмлныз и а фытмнаование адекватной самооценки у обучающихся, самооценка которых занижена или завышена. Необходимо гoябныаь компетентных учкнпвейначвышвих клвссок нданноы аапранленеи работы.

Bнсylо няоошментpeльукoHpыTбты Лыла ыыптлнена ее цлоь -отвщоствн1е-но теоретическое обоснование и опытно-экспериментальная проверка возмож-нонть фо рюиновании самооцеккимладшах школьн и ков т уел окнях попниплчиур-ной образовательной среды.

На основе аноаинaкбныoлo-о-пeои-oгичecl<оK лоетвотбнаl выоннцкб,итo в современной науке накоплен значительный теоретический и практический мате-рноы иа изyошлиюcящчyнпызaмoбpoкки ииыcлофыеaкню 4екагыноиоск ии тнлотей ее формирования в младшем школьном возрасте. Самооценка рассматривается кбyныынeйшеи аастч льныocтиогсoбвонбнчюик,кoнФpекфopмнyыeтся и развивается именно в младшем школьном возрасте. Она влияет на все проявления жизни зоое вонн, е0нcиloилнcчeт eнчycыeшнлятв ва всех иферахлея реонлссти. Семо -оценка является динамическим личностным образованием, ее можно успешно paзвивaтнмгбнвокгкpоиaтч ыaзлидcнlми пeдaгo1еноикимиcpeдcтвчмо.0бжлиlм достижением научного знания является вывод о том, что самооценка, как и дру-

гие компоненты самосознания ребенка, формируется в условиях образовательной среды. Создание образовательной среды - важнейшая задача педагога, при этом она может быть наполнена разным содержанием и разными условиями в зависимости от конкретных педагогических задач.

Поликультурная образовательная среда может выступать фактором формирования самооценки младших школьников, так как способствует овладению обучающимися учебной деятельностью, а ее наполнение информацией этнокультурного содержания при использовании различных активных методов обучения и воспитания может формировать у младших школьников качества толерантного человека.

В ходе исследования была проведена опытно-экспериментальная работа, в результате которой проверено предположение о том, что самооценка младших школьников может успешно формироваться и корректироваться, если в работе с учащимися учитель будет учитывать все элементы созданной в школе поликультурной образовательной среды в их взаимосвязях и усиливать ее отдельные элементы, включая, например, реализацию тематического плана проведения разнообразных учебных и внеклассных занятий, в содержание которых будет включена информация о культурах разных народов, в среде которых проживают дети. При этом необходимо проведение специальных занятий, разъясняющих сущность понятия «толерантность» и характеризующих качества толерантного человека, с использованием приемов самооценивания детьми проявления ими признаков терпимости. Реализовать поставленные цели формирования и кор-

Библиографический список

рекции самооценки учитель может, если будет организовывать и проводить разнообразные занятия с учениками с использованием активных методов усвоения учебной информации - классные часы, игры и конкурсы, выполнение творческих и исследовательских заданий, тренинги толерантности. Важным направлением работы учителя начальных классов является взаимодействие с родителями, которые также должны усваивать понятие толерантности и соответствующие навыки толерантного поведения.

Для достижения выполнения исследовательских задач в ходе выполнения данной работы были изучены особенности поликультурного образования, средового подхода в образовании, теоретические основания и методические аспекты развития самооценки, в том числе самооценки младших школьников. На основании обнаруженных особенностей развития самооценки была выбрана диагностическая методика выявления разных уровней самооценки, которая использовалась при проведении опытно-экспериментальной работы - оценка уровней сформированности самооценки младших школьников на основе адаптированных методик Проба Де Греефе, «Какой я» (по методике О.С. Богдановой).

Практическое значение полученных результатов заключается в том, что они могут быть рекомендованы к использованию в работе учителя начальных классов, в профессиональной подготовке будущих педагогов, а также на их основе могут быть созданы рекомендации для родителей, заинтересованных в развитии адекватной самооценки своих детей.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Москва: Просвещение, 2018. Available at: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo

2. Айгумова З.И. Этнокультурные особенности развития младшего школьника. Начальная школа плюс до и после. 2014; № 2: 44 - 47.

3. Алешина М.В. Исследовательская деятельность как одна из форм поликультурного образования школьников. Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2014; № 1-2: 118 - 124. Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/issledovatelskaya-deyatelnost-kak-odna-iz-form-polikulturnogo-obrazovaniya-shkolnikov

4. Эльконин Д.Б. Детская психология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2007.

5. Концепция развития поликультурного образования. Available at: http://www.mon.gov.ru

6. Бакушкина Е.О. Психолого-педагогическая коррекция самооценки младших школьников. Наука и образование. 2020; Т. 3, № 2: 339.

7. Башмакова Н.И., Рыжова Н.И. Поликультурная образовательная среда: генезис и определение понятия. Современные проблемы науки и образования: интернет-журнал. 2014. Available at: http://www.science-education.ru/116- 12635_

8. Диагностика самооценки младших школьников. Available at: https://infourok.ru/diagnostika-samoocenki-mladshih-shkolnikov-5780192.html

9. Дубовицкая С.В. Воспитывающая среда как фактор становления и развития личности. Известия Пензенского государственного университета им. В.Г. Белинского. 2011; № 24: 631 - 638.

10. Абдуллова Л.Ю. Актуальные вопросы воспитания этнокультурной толерантности у младших школьников в условиях полиэтнической образовательной среды. Мир науки: интернет-журнал. 2018; № 3. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/68PDMN318.pdf

References

1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obschego obrazovaniya. Moskva: Prosveschenie, 2018. Available at: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo

2. Ajgumova Z.I. 'Etnokul'turnye osobennosti razvitiya mladshego shkol'nika. Nachal'naya shkola plyus do iposle. 2014; № 2: 44 - 47.

3. Aleshina M.V. Issledovatel'skaya deyatel'nost' kak odna iz form polikul'turnogo obrazovaniya shkol'nikov. Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2014; № 1-2: 118 - 124. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovatelskaya-deyatelnost-kak-odna-iz-form-polikulturnogo-obrazovaniya-shkolnikov

4. 'El'konin D.B. Detskaya psihologiya: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2007.

5. Koncepciya razvitiya polikul'turnogo obrazovaniya. Available at: http://www.mon.gov.ru

6. Bakushkina E.O. Psihologo-pedagogicheskaya korrekciya samoocenki mladshih shkol'nikov. Nauka i obrazovanie. 2020; T. 3, № 2: 339.

7. Bashmakova N.I., Ryzhova N.I. Polikul'turnaya obrazovatel'naya sreda: genezis i opredelenie ponyatiya. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya: internet-zhurnal. 2014. Available at: http://www.science-education.ru/116- 12635 http://www.science-education.ru/116-%2012635_

8. Diagnostika samoocenki mladshih shkol'nikov. Available at: https://infourok.ru/diagnostika-samoocenki-mladshih-shkolnikov-5780192.html

9. Dubovickaya S.V. Vospityvayuschaya sreda kak faktor stanovleniya i razvitiya lichnosti. Izvestiya Penzenskogo gosudarstvennogo universiteta im. V.G. Belinskogo. 2011; № 24: 631 - 638.

10. Abdullova L.Yu. Aktual'nye voprosy vospitaniya 'etnokul'turnoj tolerantnosti u mladshih shkol'nikov v usloviyah poli'etnicheskoj obrazovatel'noj sredy. Mir nauki: internet-zhurnal. 2018; № 3. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/68PDMN318.pdf

Статья поступила в редакцию 27.07.22

УДК 37

Kartseva E.Yu, Cand. of Sciences (History), senior lecturer, Department of Foreign Languages, Faculty of Humanities and Social Sciences,

People's Friendship University of Russia (RUDN University) (Moscow, Russia), E-mail: lenakartseva@inbox.ru

Babintseva E.A., Cand. of Sciences (History), senior lecturer, Department of Foreign Languages, Faculty of Humanities and Social Sciences,

People's Friendship University of Russia (RUDN University) (Moscow, Russia), E-mail: lenakartseva@inbox.ru

FORMATION OF PROFESSIONALLY ORIENTED ENGLISH-LANGUAGE READING COMPETENCE OF FUTURE SPECIALISTS. To improve the level of language proficiency of students, it is necessary to develop a professionally oriented competence of reading in English. Requirements for the training of future specialists determine the development of professionally oriented competence of reading in English as one of the practical goals of teaching a foreign language in non-linguistic universities. To implement it, it is necessary to specify the content of reading instruction. In the article, through the analysis of methodological literature, it is determined that one of the practical goals of teaching English in non-linguistic universities is the development of professionally oriented competence of reading in English. The main structural components of the competence of future specialists to read in English, as well as objective and procedural aspects of the content of teaching future specialists to read in English are determined.

Key words: English-language reading, reading strategies, future specialists, English-language reading competence.

ЕЮ. Карцева, канд. ист наук, доц., Российский университет дружбы народов, г. Москва,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Е-mail: lenakartseva@inbox.ru

Е.А. Бабинцева, канд. ист наук, доц., Российский университет дружбы народов, г. Москва,

E-mail: lenakartseva@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.