Научная статья на тему 'Средства поликультурного образования младших школьников'

Средства поликультурного образования младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
841
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНОСТЬ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / СРЕДСТВА ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевченко А. Н.

В статье определяется содержание и особенности формирования поликультурной компетентности личности обучающихся, обосновывается необходимость использования наиболее эффективных педагогических средств поликультурного образования детей младшего школьного возраста: фольклора, внеклассной работы, изучения иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEANS OF MULTICULTURAL EDUCATION OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN

The article defines the content and features of the formation of multicultural competence of the personality of students. The author substantiates the necessity of using pedagogical means for multicultural education of primary school age children: folklore, extracurricular activities and the study of a foreign language.

Текст научной работы на тему «Средства поликультурного образования младших школьников»

УДК 373.3-057.874 Науч. спец.: 13.00.01

СРЕДСТВА ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье определяется содержание и особенности формирования поликультурной компетентности личности обучающихся, обосновывается необходимость использования наиболее эффективных педагогических средств поликультурного образования детей младшего школьного возраста: фольклора, внеклассной работы, изучения иностранного языка.

Ключевые слова: поликультурность, поликультурное образование, поликультурная компетентность, поликультурное воспитание, средства поликультурного образования, поликультурная среда.

А. Н. Шевченко A. N. Shevchenko

MEANS OF MULTICULTURAL EDUCATION OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN

The article defines the content and features of the formation of multicultural competence of the personality of students. The author substantiates the necessity of using pedagogical means for multicultural education of primary school age children: folklore, extracurricular activities and the study of a foreign language.

Keywords: multiculturalism, multicultural education, multicultural upbringing, multicultural competence, means of multicultural education, multicultural environment.

Жизнедеятельность человека в поликультурном пространстве стала актуальной проблемой современного мира. Прежде всего она коснулась сферы образования, которое изменило требования к результатам педагогического процесса современного подрастающего поколения, выдвинуло идеи о необходимости формирования у обучающихся готовности и способности к жизни в открытом обществе, в котором мирно сосуществуют представители разных культурных традиций, поскольку «...человечество вошло в новое тысячелетие не только с впечатляющими достижениями, но и с неопределенностью в перспективах решения многих глобальных проблем» [1, с. 158]. Согласно О. В. Гукаленко, решить эту проблему возможно за счет поликультурного образования - сложно организованной системы, в которой не просто суммарно представлено разнообразие культур, а имеют место различные культурные проявления на уровне нации, этноса, конфессий, рас, типов социума и др., т. е. феноменов культуры, которые взаимодействуют, дополняя и обогащая друг друга [2].

Многие авторы подчеркивают, что поликультурное образование расширяет горизонты образовательной деятельности, способствует формированию у младших школьников положительного и толерантного отношения к представителям других этнических групп, к их языкам и культурам [2; 3; 4; 5].

Многочисленные публикации [6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13] заставляют признать, что поликультурная компетентность -одна из ключевых компетентностей современного образования. Тем не менее насущным вопросом остается выявление средств имплементации поликультурного образования в учебно-воспитательный процесс начальной школы. Попытаемся определить средства поликультурного образования детей младшего школьного возраста как основу формирования поликультурной компетентности личности обучающегося.

Поликультурное воспитание младших школьников, «... способных жить и успешно функционировать в условиях глобализирующегося поликультурного общества» [14, с. 16], разумеется, в первую очередь осуществляется в семье.

Но наиболее содержательное, последовательное, структурированное поликультурное образование и развитие личности, по мнению И. С. Бессарабовой, происходит в системе образования, поскольку поликультурное образование - это «.междисциплинарный процесс, пронизывающий содержание всех дисциплин учебной программы» [15, с. 56].

Поликультурное образование и воспитание предполагает определенные направления учебно-воспитательной работы общеобразовательного учреждения: наполнение школьных учебников и учебных программ соответствующим содержанием, направленным на формирование у учащихся нравственных, национальных, гражданских ценностей; формирование представлений о разнообразии культур и воспитание уважительного отношения к культурным проявлениям других народов; развитие умений и навыков взаимодействия с их носителями; воспитание в духе мира, толерантности, гуманного межнационального общения.

Для того чтобы система поликультурного образования оказывала влияние на младшего школьника наиболее эффективно и достигала поставленной цели, необходимо прежде всего, чтобы эта система была целостной, интегрирующей все дисциплины, внеклассные мероприятия, коллективную жизнь детей младшего школьного возраста, где каждый предмет, занятие решает свою отчетливую задачу в процессе формирования поликультурного образования и развития личности обучающегося.

Поликультурное образование в общеобразовательном учебном заведении, кроме организованной учебной и внеклассной воспитательной работы, включает совокупность учебных и воспитательных ситуаций межэтнического, межрелигиозного, межрегионального взаимодействия, которые способствуют формированию поликультурной компетентности личности.

Таким образом, благоприятная поликультурная среда, под которой мы понимаем часть образовательно-воспитательного пространства любого учебного учреждения, представляет собой совокупность условий, которые влияют на формирование личности, готовой к эффективному межкультурному взаимодействию.

Важнейшими из них, по нашему мнению, являются соответствующие нравственные представления и климат в школьном коллективе, где должна господствовать атмосфера безопасности. Такая система организации воспитательного процесса предусматривает не только соблюдение прав человека, но и побуждение к налаживанию позитивных отношений между представителями разных культур. Мы считаем, что этого возможно достичь, опираясь на такие средства, как фольклор, внеклассная работа и изучение иностранного языка.

Устное народное творчество глубоко воздействует на внутренний мир детей, обладает познавательной, воспитательной и культурной ценностями, олицетворяет исторический опыт предыдущих поколений, является одним из важных элементов культуры народа.

Эффективными средствами формирования поликультурной компетентности личности, которые стоит практиковать в начальных школах, являются работа со сказками, мифами, народными обычаями, традициями, народными играми и игрушками, малыми фольклорными жанрами как элементами этнопедагогической среды, поскольку поликультурное воспитание школьников, являясь органической частью системы образования, связано с приобретением необходимых каждому цивилизованному человеку знаний из истории культуры и традиций своего и других народов.

Анализ изученного материала позволил констатировать, что более чем тысячелетняя история сосуществования на одной территории людей различной национальности обусловила взаимодействие и взаимопроникновение их культурных традиций, использование которых на уроках в общеобразовательных школах является одним из эффективных средств обеспечения культуросообразности образования и воспитания в условиях поликультурной среды.

Знакомя детей с устным народным творчеством разных народов мира, традициями, обычаями, ученикам, например, можно поставить такие задачи: выявлять сходные и отличительные обычаи, традиции в праздновании Нового года, Рождества, других праздников; сравнивать национальные костюмы, блюда и т. д. Через народные сказки дети знакомятся с другими культурами и узнают о разнообразии желаний, мечтаний и проблем людей со всего мира. Особенно нравится детям работать с вариантами давно знакомых им сказок. Так, на уроках чтения можно знакомить детей с различными цивилизациями, рассматривая варианты сказок о Золушке, которая имеет более тысячи воплощений в фольклоре: «Золушка» Братьев Гримм, «Золушка» Шарля Перро, «Йех-Шен» А. Луи, «Золушка, или маленький хрустальный башмачок» Ч. Перольта, «Парчовый башмачок и другие вьетнамские сказки» Л. Д. Вунга, иранская сказка «Девушка с луной на лбу» и т. д.

Стоит заметить, что литература народов мира, особенно сказки, вмещает в себя народный юмор, приключения, богатую и экспрессивную речь. Применение такого языка благотворно влияет на развитие языковой и поликультурной компетентности у детей. Народные сказки помогают младшим школьникам воспринимать мир, формируют у детей положительные моральные качества (чувство жалости, сострадания, справедливости), толерантное отношение к пред-

ставителям различных национальностей и народов. В них акцентируется внимание на том, что люди разных народов мира, в сущности, одинаковы, а следовательно, в одинаковой степени стремятся к любви, надежде, безопасности, уважению и взаимопониманию.

Важное место в воспитании современного младшего школьника в поликультурной среде принадлежит средствам внеклассной работы, которая в условиях поликультурной среды предполагает организацию и проведение мероприятий, направленных на межкультурное взаимопонимание и связана прежде всего с разработкой содержания, различных форм, методов и технологий поликультурного воспитания детей и их внедрением во внеурочную работу.

Поликультурное направление во внеклассной воспитательной работе реализуется через беседы, диспуты, фестивали, конкурсы, художественную самодеятельность и т. д. В систему деятельности современной школы следует активно внедрять разнообразные подходы к воспитанию толерантности, которые имеют своей целю использование интерактивной методики, а именно ролевых игр, дискуссий, тренингов, групповых форм работы.

Не менее важную роль в формировании благоприятной поликультурной среды общеобразовательного учебного заведения играет физическое пространство места: элементы инфраструктуры, исторические памятники, названия улиц, дома культуры, библиотеки, музеи и т. д. Они являются аккумуляторами огромного массива информации, которая носит обычно многокультурный характер. Это формирует у школьников основы осознания общности жизненного пространства, важной роли представителей различных культур в общем социальном развитии.

Одним из средств внедрения поликультурного образования и воспитания в образовательный процесс является изучение иностранного языка. Чтобы младшие школьники воспринимали язык как средство межкультурного взаимодействия, необходимо искать пути включения обучающихся в процесс активного диалога культур. Именно в практической деятельности они смогут познать особенности функционирования языка новой для них общности. Поэтому мотивация младшего школьника, его эмоциональное состояние зависит от наличия и уровня развития интереса к процессу обучения. Следовательно, учителю необходимо использовать соответствующие возрасту методики с целью поддержания интереса к своему предмету, добиваясь заинтересованности ребенка, реализуя принцип новизны как при подборе содержания, так и при применении определенных форм преподавания иностранного языка, варьируя упражнения, используя заучивание стихотворений и считалок, смешных рассказов, сценок, диалогов.

Важно вызвать у детей желание и интерес к изучению иностранного языка средствами, которые бы не только разнообразили учебный процесс, но и превратили его в интересное и яркое действо, знакомя учеников со спецификой культур, функциональными особенностями языков.

Считаем, что эффективным средством решения проблемы обогащения словарного запаса младших школьников является применение игровых технологий. Благодаря играм можно создать ситуации, максимально приближенные к жизненным, в которых младшие школьники вынужде-

146

Гуманитарные исследования • 2019 • № 1 (22)

ны использовать язык как единственное средство общения в поликультурной среде.

К эффективным средствам мы относим также песни, мультфильмы, мультимедийные технологии. Применение мультимедийных технологий в поликультурной образовательной среде имеет большие преимущества с психологической точки зрения. Компьютер гарантирует конфиденциальность и создает психологически комфортную атмосферу взаимодействия. Техническими преимуществами при изучении иностранного языка в поликультурной образовательной среде обладают звуковые карты, которые позволяют обучающемуся записывать свою речь, а затем прослушать ее и сравнить с аутентичным произношением. При ознакомлении с новыми лексическими единицами графические возможности мультимедиа представляют любой вид деятельности в виде картинок или анимации.

Предложенные здесь средства поликультурного образовании и воспитания детей младшего школьного возраста позволяют решить важную задачу современного образования - формирование поликультурной компетентности личности обучающегося, направленной на успешное взаимодействие в условиях многообразия культурных традиций, на становление практических умений эффективного сотрудничества с представителями других культур.

1. Шевченко А. Н. Гендерная компетенция в структуре профессиональной компетентности филолога // Компе-тентностая модель филолога: коллективная монография / И. Б. Каменская, Я. М. Бузинская, А. И. Каменский, Ю. К. Картавая, А. Н. Шевченко; под общ. ред. И. Б. Каменской. Симферополь : ИТ Ариал, 2017. С. 158-195.

2. Гукаленко О. В. Поликультурное воспитание как процесс формирования национальной и этнической толерантности у современной молодежи. Воронеж : НПО «МОДЭК», 2005. 344 с.

3. Воспитание толерантности младших школьников средствами поликультурного образования : учеб.-метод. пособие / авт.-сост. С. В. Бобинова. Новосибирск : НИП-КиПРО, 2009 г. 99 с.

4. Добря М. Я., Жуйкова Т. П. Особенности толерантного отношения у детей младшего школьного возраста к представителям разных национальностей // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 6(55). С. 23-25.

5. Нуржанова Т. Т. Этнокультурная компетентность учащихся начальных классов // Молодой ученый. 2015. № 4. С. 596-601. URL: https: //moluch.ru/archive/84/15757/ (дата обращения: 16. 04. 2018).

6. Давыдов Ю. С., Супрунова Л. Л. Концепция поликультурного образования в высшей школе Российской Федерации. Пятигорск : Пятигорский гос. линг. ун-т, 2003. 42 с.

7. Менская Т. Б. Поликультурное образование: Программы и методы // Общество и образование в современном мире. М., 1993. Вып. 2. С. 56-69.

8. Рюлькер Т. Поликультурное образование: реформа учебных программ // Перспективы. Вопросы образования: ежеквартальный журнал ЮНЕСКО. 1993. № 1. С. 53-69.

9. Сажин Д. В. Поликультурализм: теория и образовательная практика / под ред. Л. Г. Брылевой. СПб. : ИОВ РАО, 2001. 75 с.

10. Скрипник Н. И. Концептуальные основы и условия воспитания толерантных взаимоотношений старших дошкольников // Вектор науки. Серия: Педагогика, психология. 2010. № 2(2). С. 102-105.

11. Скуратова О. Б. Формирование межэтнической толерантности младших школьников в процессе изучения изобразительного искусства : дис. ... канд. пед. наук / Московский гуманитарный пед. ин-т. М., 2010. 185 с.

12. Хакимов Э. Р. Поликультурное образование как фактор формирования конкурентоспособности учащихся // Вектор науки. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 2(5). С. 200-204.

13. Хакимов Э. Р. Появление и развитие понятия «поликультурное образование» в российской педагогике // Вектор науки Томского государственного университета. 2011. № 3(6). С. 317-320.

14. Шевченко А. Н. Анализ ключевых понятий поликультурной компетентности в современном образовательном пространстве // Формирование профессиональной компетентности филолога в поликультурной образовательной среде : сб. материалов науч.-практ. конф., 24-25 ноября 2017 г., г. Евпатория / ред. кол. И. Б. Каменская, А. И. Каменский, Ю. К. Картавая, М. А. Шалина; под общ. ред. И. Б. Каменской. Симферополь: ИТ «Ариал», 2017. С. 16-22.

15. Бессарабова И. С. Современное состояние и тенденции развития поликультурного образования в США : дис. ... д-ра пед. наук. Волгоград, 2009. 492 с.

© Шевченко А. Н., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.