Перспективы Науки и Образования
Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес выпуска: pnojournal.wordpress.com/archive21/21-04/ Дата публикации: 30.08.2021 УДК 378.937
А. Ф. Матушак, О. Ю. Павлова, А. В. Зырянова, Е. В. Калугина, В. Г. Ульянова, Ю. А. Ахкдмовд
Подготовка будущих учителей к работе в поликультурной среде
Поликультурный характер среды, в которой осуществляется современный образовательный процесс, налагает на учителя обязанность уметь работать с детьми разных этнических групп, разных верований, из разных культур. Поскольку на практике большинство начинающих учителей не готовы к эффективной деятельности в поликультурной среде, целью исследования стало исследование подготовки студентов педагогического вуза к работе в поликультурной среде.
В исследовании применялись методы: анализ научной литературы по проблеме; педагогический эксперимент (техника одной группы);диагностические методики, включающие беседу со студентами выпускных курсов педагогических специальностей, ранжирование видов деятельности для подготовки к работе в поликультурной среде. В эксперименте участвовали студенты начальных (1-11) и старших (М^) курсов ЮжноУральского государственного гуманитарно-педагогического университета, обучающиеся по направлению «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», где вторым профилем является английский язык (всего 84 человека).
После формирующего эксперимента самооценка подготовленности студентов к работе в поликультурной среде улучшилась: выявлены статистически значимые различия между предэкпериментальными и постэкспериментальными значениями самооценки ^эмп = 7; р < 0,01), что свидетельствует о переходе группы на более высокий уровень готовности к работе в поликультурной среде.
Результаты свидетельствуют о том, что для подготовки студентов педагогических специальностей к работе в поликультурной среде нужен комплекс видов деятельности, включающих как знаниевую, так и деятельностную составляющую. Сделано заключение о том, что особое внимание следует уделить изучению культур стран, из которых в Россию приехало большое число граждан, а также элементам конфликтологической подготовки. Прикладной компонент подготовки должен включать практическую работу по обучению и воспитанию классов с поликультурным составов учащихся.
Ключевые слова: поликультурная среда, полиэтническая среда, подготовка будущих учителей, учебно-воспитательного процесс школы, готовности к профессиональной деятельности
Ссылка для цитирования:
Матушак А. Ф., Павлова О. Ю., Зырянова А. В., Калугина Е. В., Ульянова В. Г., Ахкамова Ю. А. Подготовка будущих учителей к работе в поликультурной среде // Перспективы науки и образования. 2021. № 4 (52). С. 132-146. сМ: 10.32744^.2021.4.9
Perspectives of Science & Education
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive21/21-04/ Accepted: 19 April 2021 Published: 30 August 2021
A. F. Matuszak, O. Yu. Pavlova, A. V. Zyryanova, E. V. Kalugína, V. G. Ulyanova, Yu. A. Akhkamova
Training future teachers to work in a multicultural environment
The multicultural nature of the environment in which the modern educational process is carried out imposes on the teacher the obligation to be able to work with children of different ethnic groups, different beliefs, from different cultures. Since, in practice, most novice teachers are not ready for effective activity in a multicultural environment, the purpose of the research was to study training pedagogical students to work in a multicultural environment.
In the research the following methods were used: analysis of pedagogical literature on the issue; pedagogical experiment (the one group pretest-post-test design); diagnostic techniques, including interviewing pedagogical undergraduate students, ranking of activities to train to work in a multicultural environment. The experiment involved junior students (I-II year) and senior students (IV-V year) of the South Ural State Humanitarian Pedagogical University, studying in the direction of "Pedagogical education (with two training profiles)", where the second profile is English (84 respondents).
After the pedagogical experiment, self-assessment of students' readiness to work in a multicultural environment improved: at the final stage of the experiment, on the basis of the sign test (G-criterion) at a significance level of 0.01, statistically significant differences were revealed between the pre-experimental and post-experimental values of self-esteem. The obtained empirical value of the criterion, equal to 7 (Gemp = 7), is less than the critical one (Gctit = 19), which indicates the transition of the group to a higher level of readiness to work in a multicultural environment. The preferences of the types of activity during the experiment changed: before the experiment, students chose the activity-based component of training, after the experiment they preferred information-based component.
The results indicate that in order to train pedagogical students to work in a multicultural environment, a complex of activities, including both information-based and activity-based components of education, is to be applied. It was concluded that special attention should be paid to the study of the cultures of countries from which a vast number of migrants came to Russia, as well as to elements of conflictological education. The applied part of teacher training should include school-based experience in teaching classes with multicultural students.
Keywords: multicultural environment, polyethnic environment, training of future teachers, educational process in school, readiness for professional activity
For Reference:
Matuszak, A. F., Pavlova, O. Yu., Zyryanova, A. V., Kalugina, E. V., Ulyanova, V. G., & Akhkamova, Yu. A. (2021). Training future teachers to work in a multicultural environment. Perspektivy nauki i obrazovania -Perspectives of Science and Education, 52 (4), 132-146. doi: 10.32744/pse.2021.4.9
_Введение
Современный мир характеризуется поликультурностью. Многие семьи по разным причинам мигрируют в иные государства. Следовательно, школа во всем мире также содержит поликультурный состав учащихся. Педагогическая деятельность в поликультурной среде имеет свои особенности и подчиняется определенным законодательным документам. Например, в Конвенции прав ребенка (ст. 29 п. 1 часть «в») указано, что «образование ребенка должно быть направлено на воспитание уважения к его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной» [7]. В резолюции, принятой генеральной Ассамблеей ООН 22 сентября 2011 года в п 11 сказано, что «именно на государствах лежит главная ответственность за эффективную борьбу против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости» [3]. Безусловно, учитель должен знать и уметь проводить государственную политику в образовании. Общемировая стратегия сотрудничества между странами основана на установлении «новых и более прочных партнерских отношений на глобальном уровне» [15]. Таким образом, защита этнокультурных особенностей и традиций учащихся должна реализовываться как во всем мире, так и в российских школах. Учитель в своей профессиональной деятельности должен иметь необходимые компетенции для успешной деятельности в поликультурной среде.
Это тем более актуально, что каждый регион Российской Федерации ежегодно принимает много мигрантов. Например, по данным Федеративной службы государственной статистики в Челябинской области в 2020 году было зарегистрировано 3 466 369 жителей. Из них 83,8% составляют русские, 16,2 % - представители других народностей, среди которых татары, башкиры, украинцы, немцы, белорусы, казахи, мордва, армяне, нагайбаки, выходцы из Азербайджана, Таджикистана, Узбекистана, чуваши, цыгане, марийцы, евреи, киргизы, грузины (Официальный ресурс: сайт Росстат «Статистика и показатели. Региональные и федеральные» https://rosinfostat.ru).
Мы согласны с мнением М.И. Плугиной и И.В. Родионовой, что сегодня «приоритетной стратегией образования является его поликультурность» [12, с. 52]. Поэтому выпускники педагогических университетов должны быть готовы к работе с детьми разных этнических групп, разных верований, из разных культур. Однако готовность будущих учителей к работе в поликультурной среде, являясь важной составляющей педагогического труда, не всегда получает системное решение в педагогическом образовании. Так, ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) в области межкультурного взаимодействия требует научить учителя воспринимать межкультурное разнообразие общества, осуществлять обучение на основе профессиональной этики [13]. При этом в документах не отражается, например, задача обучения студентов разрешению проблемных, конфликтных ситуаций, возникающих в коллективе учащихся на межэтнической и межкультурной почве. То же мы находим в педагогической литературе. Н.Н. Рябченко подчеркивает, что культура межнационального общения является сегодня ведущей характеристикой любого специалиста, особенно педагога [14, с. 59]. Однако, Л.Б. Абдуллина, Т.И. Петрова, Р.Ф. Берзина приходят к выводу о том, что «традиционная практика подготовки
будущих учителей в недостаточной степени удовлетворяет возросшие этнокультурные потребности полиэтнического общества» [1, с 157].
Педагоги предлагают ряд мер по улучшению ситуации. Например, Ж.М. Бекмурзи-на, выявляя задачи этнопедагогической подготовки будущего учителя, отмечают его нацеленность на помощь учащемуся в утверждении его личностной идентичности в мире разных культур, поддержку в адаптации к новым социокультурным условиям, создание условий развития этнического самосознания [2, с 142]. Л.Б. Абдуллина, Т.И. Петрова, Р.Ф. Берзина в качестве цели подготовки будущих учителей к работе в поликультурной среде называют «становление у студентов педагогических вузов гражданственности, патриотизма, этнокультурной, поликультурной, межкультурной идентичности, этнической и этнокультурной толерантности, воспитание интереса, уважения и любви к народной культуре» [1, с 158]. Среди приемов обучения школьников в поликультурной среде в педагогической литературе называются изучение истории народов, фольклорные праздники, знакомство с традициями, чтение произведений национальных писателей, организация семейных вечеров в полиэтническом классе, различные тренинги [6].
п " ^
В педагогической литературе последних десятилетий решаются разные аспекты вопроса взаимодействия участников образовательного процесса в полиэтнической и поликультурной среде. Например, А.Г. Хайбулаева отмечает, что полиэтническая среда способствует снижению этноцентризма и повышению уровня толерантности [16, с. 77-80]. Н.Н. Рябченко разрабатывает модель формирования культуры межнационального общения у будущих учителей в полиэтнической образовательной среде, конкретизируя виды деятельности преподавателей со студентами: экскурсии, празднование памятных дат деятелей культуры народа, проведение фестивалей, внеклассные чтения национальной литературы, организация научной лаборатории для исследования этнопедагогических явлений группами студентов [14, с 67-68].
Ученые предлагают решать проблему на основе спецкурсов. Например, П.А. Хроменков, Э.В. Хомякова в процессе подготовки будущих бакалавров к работе в поликультурной среде начальной школы реализуют спецкурс «Профессиональная подготовка студентов к воспитанию и обучению младших школьников в поликультурной среде». В рамках спецкурса рассматриваются «условия интеграции национальных культур в системе начального общего образования, основы построения поликультурной образовательной среды в начальном звене, организация межэтнического и межкультурного взаимодействия, формирование культуры межнационального общения младших школьников, методы и формы поликультурного обучения и воспитания» [17, ^ 50].
Однако эти исследования касаются либо студенческих коллективов, либо организации обучения и воспитания в школе и не дают представления о целом спектре трудностей, происходящих в поликультурной среде школы. Так, Т.В. Куприна отмечает методические трудности, с которыми сталкиваются учителя детей мигрантов в РФ, среди которых «недостаточные знания о национальных, религиозных и культурных нормах приезжих у учителей (43,0%)» [8, с 70]. Появляются также исследования трудностей межкультурного общения иностранных студентов, обучающихся в России. На примере студентов из Монголии и Китая, обучающихся в Бурятии, установлено, что менталитет и культурные особенности студентов из Китая делают их адаптацию несколько более сложной, чем у студентов из Монголии, которые показывают более близкие к российским характеристики культуры и менталитета [19].
В результате, сталкиваясь с конкретными вопросами межкультурного взаимодействия учащихся между собой или учащихся с учителем, молодые педагоги оказываются неподготовленными к разрешению проблем. Этот вывод разделяют и другие ученые. Е.А. Зайцева и А.В. Нуждин делают вывод о том, что «на практике большинство учителей современных школ не готовы к эффективной деятельности в поликультурной и полиэтнической среде. Такая ситуация складывается из-за фрагментарности работы по поликультурному воспитанию» [6, с. 81-82].
В процессе проведения занятий в России с магистрантами - начинающими учителями - авторам статьи были адресованы следующие вопросы-ситуации.
Ситуация 1. «У меня в классе учится девочка из мусульманской семьи. Когда я провожу урок рисования, она вскакивает с места, отбирает и рвет рисунки детей, на которых запечатлены люди, так как ее религия запрещает рисовать человека. Родители девочки принимают ее сторону. Подскажите, пожалуйста, что мне делать».
Ситуация 2. «У нас в школе учатся девочки, которые ходят в хиджабах. Дежурные учителя не знают, пропускать их в школу в национальных одеждах или просить снять хиджаб, так как школа - светский институт. Как мне поступить, когда придет моя очередь быть дежурным учителем?».
Ситуация 3. «У меня в классе учатся ребята, семьи которых исповедуют ислам. Эта религия требует откладывать все дела и молиться в определенные часы. Дети в середине урока встают, расстилают коврики и начинают молиться, прерывая занятие. Как быть учителю в такой ситуации, ведь большинство детей в классе не мусульмане, а учебную программу нужно успеть пройти?».
Как видно из данных вопросов, молодые учителя, стремясь не нарушать нормы этики, не готовы выбрать правильную линию профессионального поведения и самостоятельно погасить потенциальный конфликт. Подготовить будущих педагогов к профессиональному разрешению подобных ситуаций должен вуз. Насколько современный вуз справляется с такой задачей, мы планируем выяснить в рамках данного исследования.
Цель работы - исследовать подготовку студентов педагогического вуза к работе в поликультурной среде.
Задачи исследования:
а) провести самооценку готовности будущих учителей к профессиональной деятельности в поликультурной среде;
б) изучить предложения студентов педагогического вуза о том, как организовать эффективную подготовку будущего учителя к такой работе;
в) проанализировать систему подготовки студентов педагогического вуза к работе в поликультурной среде.
_Материалы и методы
Дизайн исследования состоит из следующих процедур. В начале работы мы представим данные опроса 84 студентов младших курсов с просьбой оценить свою готовность к работе в поликультурной среде. Затем мы продемонстрируем предложения этих студентов о том, какие виды, формы подготовки к данной работе они хотели бы получить на бакалавриате и оценим их привлекательность для студентов методом ранжирования. Данные были собраны в 2018-2019 учебном году в Южно-Уральском государственном гуманитарно-педагогическом университете.
На следующем этапе мы опишем систему работы кафедры иностранных языков и ряд вузовских мероприятий, нацеленных на подготовку будущих учителей к работе в поликультурной среде.
На последнем этапе мы проведем опрос тех же студентов ФГОУ ВО «ЮУрГГПУ», ставших старшекурсниками в 2020-2021 учебном году, и проведем повторное ранжирование видов деятельности для подготовки к работе в поликультурной среде.
В основу исследования лег педагогический эксперимент (техника одной группы) [18, с. 282]. Испытуемые не были разделены на контрольные и экспериментальные группы, все респонденты прошли через систему подготовки будущих учителей к работе в поликультурной среде. Нулевой и конечный срез данных замерялся также у всех 84 респондентов.
Данные собирались на основе опроса студентов младших / старших курсов педагогического вуза, обучающихся по программам бакалавриата, направление «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)». В состав респондентов на младших курсах вошли 84 студента. Выборка студентов составила около 40 % от всего состава обучающихся по данным программам по направлениям «Начальное образование. Английский язык», «Физика. Английский язык», «История. Английский язык», «Информатика. Английский язык», «Дошкольное образование. Английский язык» в 2018-2019 учебном году. Также использовалось ранжирование студентами видов деятельности для подготовки к работе в поликультурной среде.
Повторный срез методом опроса и ранжирования предполагает работу с респондентами-старшекурсниками, в группу которых вошли те же студенты тех же групп в количестве 84 человек.
Дизайн исследования предполагает следующую последовательность действий. В начале мы представим ответы респондентов младших курсов по самооценке готовности к работе в поликультурной среде. Оценка проводится по пятибалльной шкале, где:
г- «-»
5 - высокий уровень готовности;
4 - продвинутый уровень готовности;
1-1 «-»
3 - промежуточный уровень готовности;
2 - пороговый уровень готовности;
Л V
1 - низкий уровень готовности.
Затем мы представим виды, формы подготовки к работе в поликультурной среде, которые студенты младших курсов хотели бы провести в процессе обучения на бакалавриате. Проведем ранжирование указанных видов деятельности. Данные, полученные на основе опроса, позволят проверить предположительную эффективность видов деятельности методом ранжирования.
Далее мы опишем систему подготовки будущих педагогов к работе в поликультурной среде, используемую в работе нашей кафедры и вуза. Респонденты-старшекурсники были подготовлены на основе данной системы.
На последнем этапе исследования мы представим данные повторного опроса тех же групп студентов с проведением ранжирования видов деятельности по подготовке к работе в поликультурной среде через два года обучения, на старших курсах.
Для проверки наличия различий между предэкпериментальными и постэкспериментальными значениями самооценки готовности респондентов будет использован G-критерий знаков Мак-Немара. Он предназначен для установления общего направления сдвига исследуемого признака и позволяет установить, изменяются ли показатели в сторону улучшения, повышения или усиления или, наоборот, в сторону ухудше-
ния, понижения или ослабления. Ограничение критерия состоит в том, что количество наблюдений должно быть 5 < п < 300, представленная в нашем исследовании выборка удовлетворяет данному требованию.
_Результаты исследования
Констатирующий этап
В начале исследования мы опросили 84 студентов младших курсов о степени их готовности к работе в многонациональной среде. 7,1% респондентов посчитали свою готовность низкой. 28,6% воспринимают свою готовность как пороговую. 35,7% оценили готовность на промежуточном уровне, 14,3 % отметили продвинутый уровень, 14,3 % написали, что хорошо готовы к работе в поликультурной среде, выбрав ответ «высокий уровень». При этом беседы со студентами показали, что они не в полной мере осознают, что входит в понятие «продвинутый» или «высокий уровень» готовности. Большинство считает это умением быть толерантными. Никто из студентов не связал готовность к работе в многонациональной среде с умением решать сложные ситуации, гасить конфликты, находить компромиссные решения. Мы связываем это с тем, что студенты первого-второго курса еще не проходили педагогическую практику в качестве учителей-предметников, поэтому они не сталкивались со всем кругом проблем и вопросов, вызванных работой в поликультурной среде.
Студентов попросили предложить виды, формы деятельности, которые будут способствовать подготовке к реализации профессиональных функций в поликультурной среде. Студенты назвали следующие виды работы: изучение обычаев, традиций, праздников государств, с которыми граничит Российская Федерация; организация фестивалей разных культур; разработка внеклассных мероприятий, посвященных другим странам; решение проблемных ситуация / задач по взаимодействию представителей разных культур в учебном процессе; просмотр фильмов о проблемах межкультурного общения; проведение практик в образовательных учреждениях, в которых обучается полиэтнический состав детей и подростков; проведение занятий с презентациями о разных этносах и культурах; участие в международных школьных проектах; переписка с представителями стран изучаемых иностранных языков; ролевые игры; выездные занятия, экскурсии в образовательные учреждения и беседы с администрацией и психологами образовательных учреждений о проблемах поликультурного / полиэтнического взаимодействия.
Далее мы составили список предложений студентов и попросили определить значимость каждого вида деятельности методом ранжирования. Студентам предложили присвоить ранг каждому виду деятельности от 1 до 10, где 1 - лучший ранг, 11 - самый низкий выбор. Мы получили следующие результаты (см. табл. 1).
Как видно из таблицы 1, студенты младших курсов отметили проведение практик в образовательных учреждениях с полиэтническим составом детей и подростков как самый значимый. Так же высокий ранг присвоен решению проблемных ситуаций по взаимодействию представителей разных культур в учебном процессе. Третье место в ранжировании студенты отдали участию в международных школьных проектах. Наименее значимыми, по мнению студентов младших курсов, являются просмотр фильмов и проведение занятий с презентациями о разных этносах и культурах.
Таблица 1
Ранжирование видов деятельности для подготовки к работе в поликультурной среде
(студенты младших курсов)
№ Виды, формы деятельности Общая сумма баллов (выборы студентов) Рейтинг
1 Решение проблемных ситуаций / задач по взаимодействию представителей разных культур в учебном процессе; 384 2
2 Ролевые игры (проигрывание ситуаций и выход из них); 522 8
3 Выездные занятия, экскурсии в образовательные учреждения и беседы с администрацией и психологами образовательных учреждений о проблемах поликультурного / полиэтнического взаимодействия. 456 4
4 Проведение практик в образовательных учреждениях, в которых обучается полиэтнический состав детей и подростков; 342 1
5 Разработка внеклассных мероприятий, посвященных другим странам; 510 6
6 Изучение обычаев, традиций, праздников государств, с которыми граничит Российская Федерация; 540 7
7 Проведение занятий с презентациями о разных этносах и культурах; 606 10
8 Участие в международных школьных проектах; 447 3
9 Переписка с представителями стран изучаемых иностранных языков; 603 9
10 Организация фестивалей разных культур; 498 5
11 Просмотр фильмов о проблемах межкультурного общения; 684 11
Формирующий этап
Далее в течение двух лет в процессе профессиональной подготовки студенты участвовали в разных видах деятельности по обучению работе в поликультурной среде. Организуя работу, мы учитывали те виды деятельности, которые были предложены и ранжированы студентами на начальных курсах. Из них сложилась следующая система работы.
1. Первое место в рейтинге студентов младших курсов заняла позиция «проведение практик в образовательных учреждениях, в которых обучается полиэтнический состав детей и подростков». Студенты проходили практики в образовательных учреждениях, в которых обучаются дети, приехавшие с родителями из других государств: Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Казахстан, Молдавия, Украина, Армения, Азербайджан и др. В процессе педагогических практик студенты учились работать в поликультурной среде.
2. Второе место в рейтинге занял вид деятельности «решение проблемных ситуаций / задач по взаимодействию представителей разных культур в учебном процессе». Обсудить проблемные ситуации предлагалось студентам в процессе изучения предмета «Практика устной и письменной речи». Например, при изучении темы Immigration confusion студентам предлагалось обсудить, как строить урок иностранного языка в классе, где обучаются несколько детей-мигрантов, имеющих трудности с общением на русском языке.
3. Третье место в рейтинге заняла позиция «участие в международных школьных проектах». Следует отметить, что каждая педагогическая практика в качестве учителя английского языка предполагает выполнение задания «Организация проектной деятельности учащихся». Студенты-практиканты проводили проекты
«Рождество в католических странах», «Общение со сверстниками в англоязычных странах» и др.
4. Четвертое место в рейтинге студенты отдали позиции «выездные занятия, экскурсии в образовательные учреждения и беседы с администрацией и психологами образовательных учреждений о проблемах поликультурного / полиэтнического взаимодействия». Такие экскурсии проводились в процессе непрерывной педагогической практики. Студенты встречались с классными руководителями, учителями-предметниками, администраторами, психологами. А также помогали во внеклассных мероприятиях.
5. Организация фестивалей иных культур проводится в нашем университете в режиме общевузовских мероприятий. Примером может служить фестиваль «Кухни народов мира», в котором студенты, представляющие различные этносы и культуры, готовят блюда национальной кухни и угощают всех желающих, делятся рецептами. Пасхальный фестиваль, Рождественские встречи, Фестиваль культуры стран изучаемого языка, Тотальный диктант, Конкурс переводчика, Конкурс на лучшее комментирование английского публицистического текста, Фонетический конкурс раскрывают особенности культуры англоязычных стран, а также воспитывают уважение к другим культурам.
6. Разработка внеклассных мероприятий, посвященных другим странам является частью подготовки к педагогической практике и входит в дисциплину «Методика обучения английскому языку». Например, были подготовлены классные часы «Мир встречает Пасху», «Рождественские традиции разных стран» и др.
7. Изучение обычаев, традиций, праздников государств, с которыми граничит Российская Федерация, реализован в общевузовских мероприятиях. Это различные фестивали, конкурсы песни, например, Фестиваль зарубежных культур, проводимый параллельно фестивалю «Весна студенческая».
8. Ролевые игры - интересный практический компонент подготовки. Проигрывание ситуаций применялось, во-первых, на лабораторно-практических занятиях по методике обучения английскому языку. Студенты проигрывали фрагменты урока: один студент в качестве учителя, остальные - в качестве учеников. Во-вторых, на занятиях по практическому курсу английского языка проигрывались ситуации взаимодействия с иными культурами. Например, «вы знакомитесь с группой зарубежных туристов из трех человек. Поприветствуйте их, представьтесь. Подумайте, в каком случае руку для пожатия подаете Вы, а в каком случае Вы должны подождать, чтобы собеседник подал руку Вам» [9, с. 173].
9. Интересная форма работы - переписка студентов с представителями стран изучаемых иностранных языков. На предполагает использование метода тандема в изучении иностранных языков. В данную форму работы входит не только переписка, но также беседы в чатах. Как правило, ее используют студенты третьего-четвертого курсов, когда у них сформирована коммуникативная компетенция на необходимом уровне для общения с носителем языка.
10. Проведение занятий с презентациями о разных этносах и культурах больше связано с изучением менталитета в англоязычных странах и пронизывает изучение практически всех тем предмета «Практический курс английского языка». Например, в теме «Кухни других стран» студенты изучают особенности этикета и восприятия разных ситуаций общения в России и англоязычных странах.
11. Просмотр фильмов о проблемах межкультурного общения реализуется на занятиях регулярно, если тема предполагает аудирование с использованием англоязычного фильма.
Контрольный этап
После реализации всех компонентов системы работы мы попросили 84 студента вновь оценить свою готовность к работе в поликультурной среде школы и проранжи-ровать виды деятельности. Мы получили следующие результаты.
7,1% респондентов посчитали свою готовность высокой. 50,0% воспринимали свою готовность как продвинутую. 42,9% посчитали, что их готовность на промежуточном уровне. Низкий и пороговый уровень не наблюдались.
Для статистической обработки результатов был использован критерий знаков ^-критерий). Для каждого испытуемого определялся его индивидуальный сдвиг. Путем сравнения индивидуальных сдвигов было выявлено, что типичным направлением сдвига являлся рост показателя. Число нетипичных сдвигов (понижение показателя) составило 7, типичных 52. Экспериментальное значение критерия при п=59 и уровне значимости 0,01 оказалось равно 7 ^эмп=7), то есть меньше критического ^кр =19). Таким образом, можно заключить, что после эксперимента группа перешла на более высокий уровень готовности к работе в поликультурной среде.
Беседы со студентами показали, что они включают в понятие готовности к работе в поликультурной среде не только толерантность, уважение к представителям иных культур, но и умение решать спорные моменты в межкультурном общении.
Результаты итогового ранжирования представим в таблице 2.
Таблица 2
Ранжирование видов деятельности для подготовки к работе в поликультурной среде
(студенты старших курсов)
№ Виды, формы деятельности Общая сумма баллов (выборы студентов) Рейтинг
1 Решение проблемных ситуаций / задач по взаимодействию представителей разных культур в учебном процессе; 732 11
2 Ролевые игры (проигрывание ситуаций и выход из них); 603 8
3 Выездные занятия, экскурсии в образовательные учреждения и беседы с администрацией и психологами образовательных учреждений о проблемах поликультурного / полиэтнического взаимодействия. 669 9
4 Проведение практик в образовательных учреждениях, в которых обучается полиэтнический состав детей и подростков; 684 10
5 Разработка внеклассных мероприятий, посвященных другим странам; 352 2
6 Изучение обычаев, традиций, праздников государств, с которыми граничит Российская Федерация; 386 4
7 Проведение занятий с презентациями о разных этносах и культурах; 289 1
8 Участие в международных школьных проектах; 581 7
9 Переписка с представителями стран изучаемых иностранных языков; 393 5
10 Организация фестивалей разных культур; 477 6
11 Просмотр фильмов о проблемах межкультурного общения 366 3
Как показывает таблица 2, первое место заняло проведение занятий с презентациями о разных этносах и культурах. Второе место респонденты отдали разработке внеклассных мероприятий, посвященных другим странам. Третье место - это просмотр фильмов о проблемах межкультурного общения. Четвертое место, с небольшим от-
рывом от третьего - изучение обычаев, традиций, праздников государств, с которыми граничит Российская Федерация.
Чтобы определить, произошли ли изменения в структуре видов деятельности в поликультурной среде, воспользуемся методом ранговой корреляции Спирмена, позволяющем определить силу и направление корреляционной связи между двумя иерархиями признаков. При этом по каждой переменной должно быть представлено не менее 5 наблюдений. Верхняя граница выборки определяется имеющимися таблицами критических значений: N<40. В нашем исследовании количество сравниваемых признаков (в таблицах 1, 2) N=11 и коэффициент корреляции равен -0,77273. Так как коэффициент по модулю больше критического значения 0,76 при уровне значимости 0,01 (N=11), то корреляционная зависимость достоверно отличается от нуля. Корреляция сильная и обратная. Следовательно, в структуре предпочтений видов деятельности произошли изменения. Виды деятельности, которые на начальном этапе казались студентам более важными, к концу обучения стали менее значимыми.
_Обсуждение результатов
Как мы увидели из полученных результатов, до начала эксперимента студенты на младших курсах стремились научиться деятельности, а не просто получению знаний. Они отметили проведение практик в образовательных учреждениях с полиэтническим составом детей и подростков как самый значимый. Так же высокие ранги получили решение проблемных ситуаций по взаимодействию представителей разных культур в учебном процессе и участие в международных школьных проектах. Этот выбор был для экспериментаторов неожиданным, так как, с нашей точки зрения, общение в проекте не вскрывает в полной мере трудности непосредственного взаимодействия в поликультурной среде и, следовательно, не обучает их преодолению. Четвертое место, отданное в рейтинге выездным занятиям и беседам с администрацией образовательных учреждений, на наш взгляд, вполне оправданно. Все это говорит о том, что идея прикладного бакалавриата, видимо, очень привлекательна для абитуриентов и их родителей.
Однако, финальный срез эксперимента показал иные приоритеты в подготовке будущих учителей. Предпочтения старшекурсников изменились. К удивлению экспериментаторов, первое место заняло проведение занятий с презентациями о разных этносах и культурах. Второе место респонденты отдали разработке внеклассных мероприятий, посвященных другим странам. Третье место - это просмотр фильмов о проблемах межкультурного общения. Четвертое место, с небольшим отрывом от третьего - изучение обычаев, традиций, праздников государств, с которыми граничит Российская Федерация. Таким образом, все предпочтения были связаны со знаниевым компонентом готовности.
До начала эксперимента мы предполагали, что студенты младших курсов предпочтут знания, в то время как старшекурсники сконцентрируются на умениях. Опрос показал, что ситуация противоположна прогнозируемой. Меньше всего старшекурсники пожелали решать проблемные ситуации / задачи по взаимодействию представителей разных культур в учебном процессе и проходить практики в образовательных учреждениях, в которых обучается полиэтнический состав детей и подростков.
Данный результат можно объяснить тем, что на младших курсах до прохождения педагогических практик студенты волнуются о том, как проводить мероприятия, общаться с учениками. Поэтому их больше интересует деятельностный аспект подготовки. В этом наше исследование поддерживает вывод западных ученых о том, что «открытость опыту» коррелирует с успешностью деятельности [20]. Именно «открытость опыту» было продемонстрировано студентами младших курсов в процессе выбора видов деятельности. На старших курсах студенты, пройдя через все педагогические практики, понимают, что компетенции учителя английского языка у них сформировались. Но при этом каждый из них встретился с конкретными учениками из ближнего зарубежья, что помогло оценить, каких знаний не хватает, чтобы обучать таких детей, контактировать с их семьями.
Студенты отметили, что им не хватало знаний об обычаях, религиозных требованиях, этикетных моментах во взаимодействии с учащимися из других стран. В результате в конечном срезе эксперимента они отдали предпочтение видам деятельности, которые могут обеспечить такую подготовку.
Более того, студенты предложили организовывать в процессе обучения в вузе общение с представителями ближнего зарубежья, которые расскажут как о культурных особенностях своих народов, так и отметят трудности, с которыми сталкиваются в школе их дети. В этом плане наше исследование перекликается с выводами В.Д. Горбенко, Т.Н. Доминовой, Н.О. Ильиной, Ю.А. Кумбашевой, М.В. Митяковой, описывающих этноориентированное и полиэтническое направление обучения русскому языку как иностранному, о том, что сегодня «одной из важных методических задач... стала задача организации и обеспечения учебно-воспитательного процесса в полиэтнической и поликультурной среде» [4, с. 258]. Многие студенты считают, что будущим педагогам также нужна конфликтологическая подготовка.
Проведенная работа помогла студентам почувствовать себя «медиаторами культур». Это в полной мере согласуется с исследованием А.К. Перовой о том, что в процессе подготовки необходимо «формирование интеркультурного сознания будущего учителя - «медиатора культур» через осознание ... культуры и ее опытное познание» [11, с. 309]. Также важным моментом в поликультурной подготовке является обучение поликультурным ценностям [21], что обеспечивает система подготовки, разработанная с участием студентов. Считаем, что нелишним будет обращение к «автодидактике для родителей» в школах с полиэтническим составом Е.Л. Григорьевой, Е.В. Быстрицкой, К.Н. Доронина, Д. Коряковцева [5].
Заключение
Как показало наше исследование, без специальной подготовки будущих учителей к работе в поликультурной среде, выпускники не имеют уверенности в том, что готовы проводить ее эффективно. Для подготовки студентов педагогических специальностей к работе с детьми из ближнего зарубежья нужен комплекс видов деятельности, включающих как знаниевую, так и деятельностную составляющую. Особое внимание стоит уделить изучению культур стран, из которых в Россию приехало большое число граждан. Прикладной компонент подготовки должен включать практическую работу по обучению и воспитанию классов с поликультурным составом учащихся.
Возможно, учебным планом должны быть предусмотрены модули, предметы или темы, способствующие формированию навыков работы учителя в поликультурной среде. Также в процессе обучения студентов педагогических специальностей целесообразно применять хотя бы элементы конфликтологической подготовки.
_Финансирование
Исследование выполнено при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет им. М.Е. Евсевьева» в рамках научного проекта «Культура доверия участников образовательного процесса в полиэтнической / поликультурной среде», заявка № МК-009-21 от 22.04.2021.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абдуллина Л.Б., Петрова Т.И., Берзина Р.Ф. Формирование этнопедагогической культуры будущих учителей начальных классов // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 3 (52). С. 157-160.
2. Бекмурзина Ж.М. Об этнопедагогической подготовке студентов к работе в поликультурной образовательной среде // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2012. № 25-1. С. 140-144.
3. Вместе против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 22.09.2011 № 66/3. URL: https://undocs.org/ru/A/RES/66/3 (дата обращения 21.05.2021).
4. Горбенко В.Д., Доминова Т.Н., Ильина Н.О., Кумбашева Ю.А., Митякова М.В. Актуальные направления методики преподавания русского языка как иностранного: результаты контент-анализа // Перспективы науки и образования. 2021. No 1 (49). С. 249-264. doi: 10.32744/pse.2021.1.17
5. Григорьева Е.Л. Быстрицкая Е.В., Доронин К.Н., Коряковцев Д. Автодидактика для родителей в условиях образовательного пространства полиэтнической школы // Вестник Оренбургского государственного университета. 2018. № 6 (218). С. 18-22.
6. Зайцева Е.А., Нуждин А.В. Реализация поликультурного компонента в планировании содержания урочной и внеурочной деятельности обучающихся // Поволжский педагогический Вестник. 2019. Т. 7. № 1 (22). С. 81-86.
7. Конвенция ООН о правах ребенка. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 44/25, URL: https://www.un.org/ ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml (дата обращения 21.05.2021).
8. Куприна Т.В. Обучение детей мигрантов в школах России: проблемы и пути их решения // Многоязычие в образовательном пространстве. 2017. № 9. С. 65-74.
9. Матушак А.Ф., Калугина Е.В., Кусарбаев Р.И., Мухаметшина О.В. Социокультурная подготовка будущих учителей иностранного языка // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 3 (32). С. 171-174. doi: 10.26140/anip-2020-0903-0038
10. Павлова, О.Ю., Калугина Е.В., Кусарбаев Р.И., Матушак А.Ф. Подготовка будущих учителей иностранного языка к ведению внеурочной работы по предмету // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018. № 3. С 124-133 doi: 10.25588/CSPU.2018.03.13
11. Перова А.К. Педагогические условия формирования социокультурного компонента в процессе профессиональной подготовки будущего учителя иностранного языка // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2010. Т. 16. № 1. С. 306-310.
12. Плугина М.И., Родионова И.В. Критерии и показатели готовности будущих преподавателей к деятельности в поликультурной образовательной среде // Живая психология. 2018. Т. 5. № 1 (17). С. 49-54.
13. Приказ от 22 февраля 2018 г. № 125 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование. URL: https://www.fumoped.ru/kopiya-fgos-vo (дата обращения 2.02.2021).
14. Рябченко Н.Н. Формирование культуры национального общения у студентов педагогического вуза // Образование личности. 2013. № 4. С. 59-76.
15. Установление новых и более прочных партнерских отношений в интересах развития наименее развитых стран. Стамбульская декларация Генеральной Ассамблеи ООН от 13 мая 2011 № 219/7. URL: https://www. un.org/ru/documents/decl_conv/decl_interncoop.shtml (дата обращения 21.05.2021).
16. Хайбулаева А.Г. Проблема ценностных и смысложизненных ориентаций молодежи в психологических исследованиях: монография. Махачкала: АЛЕФ, 2020. 102 с.
17. Хроменков П.А., Хомякова Э.В. Формирование готовности бакалавров к педагогической деятельности в поликультурной среде начальной школы на междисциплинарной основе // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2019. no 2. С. 42-55. doi: 10.18384/23107219-2019-2-42-55
18. Cohen L., Manion L., Morrison K. Research Methods in Education. London and New York: Routledge Tailor and Francis Group, 2007. 638 p.
19. Dagbaeva N. Zh., Darmaeva S.N., Samoshkina J.S., Tzybenova S.G. Components of Modern Students' Intercultural Competence: Comparative Analysis // European Journal of Contemporary Education, 2020. 9 (1): 19-28. doi: 10.13187/ejced.2020.1.19
20. Kaiser T., Schneickert C. Cultural participation, personality and educational inequalities. Sociological Research Online, 2016, vol. 21, issue 3. DOI: https://doi.org/10.5153/sro.4063. 10.
21. Munardji, Kholis N., Mufidah N. Community multicultural integration pattern in environment-based learning. International Journal of Instruction, 2020, vol. 13, issue 1, pp. 101-124. DOI: 10.29333/iji.2020.1317a
REFERENCES
1. Abdullina L.B., Petrova T.I., Berzina R.F. The formation of the ethnopedagogical culture of future elementary school teachers. The world of science, culture and education, 2015, no. 3(52), pp. 157-160.
2. Bekmurzina Zh.M. About ethnopedagogical prepararion of students for work in a multicultural educational environment. Psychology and Pedagogy: Methodology and Problems of Practical Application, 2012, no. 25-1, pp. 140-144.
3. United against racism, racial discrimination, xenophobia and related intolerance. Resolution adopted by the General Assembly on 22 September 2011/ no 66/3. Available at: https://undocs.org/ru/A/RES/66/3 (accessed 21 May 2021).
4. Gorbenko V. D., Dominova T. N., Ilina N. O., Kumbasheva Yu. A., Mityakova M. V. Actual directions of the modern methodology of teaching Russian as a foreign language: content analysis results. Perspektivy nauki i obrazovania -Perspectives of Science and Education, 2021, vol. 49, no. 1, pp. 249-264. DOI: 10.32744/pse.2021.1.17
5. Grigoryeva E.L., Bystritskaya E.V., Doronin K.N., Koryakovtsev D.A. Autodidaticism for parents in the conditions of educational space of multi-ethnic school. Orenburg State University Bulletin, 2018, no. 6 (218), pp. 18-22.
6. Zaitseva E.A., Nuzhdin A.V. Implementation of a multicultural component in planning the content of lesson and extracurricular activities of students. Volga Pedagogical Bulletin, 2019, vol. 7, no. 1 (22), pp. 81-86.
7. The United Nations Convention on the Rights of the Child. The United Nations General Assembly Resolution no. 44/25, Available at: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml (accessed 25 May 2021).
8. KuprinaT.V. Teaching children of migrants in Russian schools: problems and the ways to solve them. Russian Journal of Multilingualism and Education, 2017, no. 9, pp. 65-74.
9. Matuszak A.F., Kalugina E.V., Kusarbaev R.I., Mukhametshin O.V. Socio-cultural training of foreign language teachers-to-be. Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology, 2020, vol. 9, no. 3 (32), pp. 171-174. DOI: 10.26140/anip-2020-0903-0038
10. Pavlova O.Yu., Kalugina E.V., Kusarbaev R.I., Matuszak A.F. Future English teachers training to conduct extracurricular work in the subject. The Herald of South-Ural state Humanities-Pedagogical University, 2018, no. 3, pp. 124-133. DOI: 10.25588/CSPU.2018.03.13
11. Perova A.K. Pedagogical conditions for the formation of a socio-cultural component in the process of professional training of a future teacher of a foreign language. Bulletin of the Kostroma State University named after N.A. Nekrasov, 2010, vol. 16, no. 1, pp. 306-310.
12. Plugina M.I., Rodionova I.V. Criteria and indicators of readiness of future professors for work in multicultural educational environment. Russian Journal of Humanistic Psychology, 2018, vol. 5, no. 1 (17). 49-54. DOI: 10.18334/ lp.5.1.38930 (in Russian)
13. Order of February 22, 2018 No. 125 "On Approval of the Federal State Educational Standard for Higher Education -Bachelor's Degree in the field of training 03.04.05 Pedagogical education (with two training profiles)". Available at: https://www.fumoped.ru/kopiya-fgos-vo (accessed 2 February 2021).
14. Ryabchenko N.N. Formation of a culture of national communication among students of a pedagogical university. Personality Education, 2013, no. 4, pp. 59-76.
15. Report of the Fourth United Nations Conference on the Least Developed Countries / Istanbul, 13 May 2011 no 219/7. Available at: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/decl_interncoop.shtml (accessed 21 May 2021).
16. Khaibulaeva A.G. The problem of value and life-meaning orientations of young people in psychological research: monograph. Makhachkala, ALEF Publ., 2020. 102 p.
17. Khromenkov P. A., Khomyakova E. V. Forming bachelors' readiness for the educational activity in the multicultural environment of primary school on the interdisciplinary basis. Bulletin of Moscow Region State University. Series: Pedagogics, 2019, no. 2, pp. 42-55.DOI: 10.18384/2310-7219-2019-2-42-55
18. Cohen L., Manion L., Morrison K. Research Methods in Education. London and New York: Routledge Tailor and Francis Group, 2007. 638 p.
19. Dagbaeva N. Zh., Darmaeva S.N., Samoshkina J.S., Tzybenova S.G. Components of Modern Students' Intercultural Competence: Comparative Analysis. European Journal of Contemporary Education, 2020, vol. 9 (1), pp. 19-28. DOI: 10.13187/ejced.2020.1.19
20. Kaiser T., Schneickert C. Cultural participation, personality and educational inequalities. Sociological Research Online, 2016, vol. 21, issue 3. DOI: 10.5153/sro.4063. 10.
21. Munardji, Kholis N., Mufidah N. Community multicultural integration pattern in environment-based learning. International Journal of Instruction, 2020, vol. 13, issue 1, pp. 101-124. DOI: 10.29333/iji.2020.1317a
Perspectives of Science & Education. 2021, Vol. 52, No. 4
Информация об авторах Information about the authors
Матушак Алла Федоровна Alla F. Matuszak
(Россия, г. Челябинск) (Russia, Chelyabinsk)
Доцент, доктор педагогических наук, профессор Associate Professor,
кафедры иностранных языков Doctor of Pedagogy,
ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный Professor of the Department of Foreign Languages
гуманитарно-педагогический университет» South Ural State Humanitarian Pedagogical University
E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]
ORCID ID: 0000-0003-0514-0443 ORCID ID: 0000-0003-0514-0443
Scopus ID:57202213894 Scopus ID: 57202213894
Reseacher ID: AAA-7013-2020 Reseacher ID: AAA-7013-2020
Павлова Ольга Юрьевна Olga Yu. Pavlova
(Россия, г. Челябинск) (Russia, Chelyabinsk)
Доцент, кандидат исторических наук, заведующая Associate Professor,
кафедрой иностранных языков PhD in Historical Sciences,
ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный Head of the Department of Foreign Languages
гуманитарно-педагогический университет» South Ural State Humanitarian Pedagogical University
E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]
ORCID ID: 0000-0002-5334-9084 ORCID ID: 0000-0002-5334-9084
Scopus ID: 57215724435 Scopus ID: 57215724435
Researcher ID: AAN-3127-2021 Researcher ID: AAN-3127-2021
Зырянова Александра Владимировна Alexandra V. Zyryanova
(Россия, г. Челябинск) (Russia, Chelyabinsk)
Доцент, кандидат филологических наук, доцент Associate Professor,
кафедры иностранных языков PhD in Philology,
ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный Associate Professor of the Department of Foreign
гуманитарно-педагогический университет» Languages
E-mail: [email protected] South Ural State Humanitarian Pedagogical University
ORCID ID: 0000-0002-7858-8807 E-mail: [email protected]
ORCID ID: 0000-0002-7858-8807
Калугина Елизавета Владимировна
(Россия, г. Челябинск) Elizaveta V. Kalugina
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент (Russia, Chelyabinsk)
кафедры иностранных языков Associate Professor,
ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the
гуманитарно-педагогический университет» Department of Foreign Languages
E-mail: [email protected] South Ural State Humanitarian Pedagogical University
ORCID ID: 0000-0002-5838-492X E-mail: [email protected]
Scopus ID: 57207952234 ORCID ID: 0000-0002-5838-492X
Reseacher ID: G-9164-2018 Scopus ID: 57207952234
Reseacher ID: G-9164-2018
Ульянова Вера Геннадьевна
(Россия, г. Челябинск) Vera G. Ulyanova
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент (Russia, Chelyabinsk)
кафедры иностранных языков Associate Professor,
ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the
гуманитарно-педагогический университет» Department of Foreign Languages
ORCID ID: 0000-0003-1768-3314 South Ural State Humanitarian Pedagogical University
ORCID ID: 0000-0003-1768-3314
Ахкамова Юлия Абдулловна
(Россия, г. Челябинск) Yulia A. Akhkamova
Кандидат физико-математических наук, доцент (Russia, Chelyabinsk)
кафедры математики и методики обучения PhD in Physical and Mathematical Sciences,
математике Associate Professor of the Department of Mathematics
ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный and Methods of Teaching Mathematics
гуманитарно-педагогический университет» South Ural State Humanitarian Pedagogical University
E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]
ORCID ID: 0000-0001-5490-0694 ORCID ID: 0000-0001-5490-0694
Scopus ID:8316641100 Scopus ID: 8316641100
Reseacher ID: L-5874-2013 Reseacher ID: L-5874-2013
146