Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА'

МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ПОДГОТОВКА / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ / МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / POLYCULTURAL TRAINING / POLYCULTURAL COMPETENCY / FORMATION OF POLYCULTURAL COMPETENCY / METHODOLOGICAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Афанасьева О.Ю., Федотова М.Г., Радюк Ю.Г.

Введение . В статье рассматриваются проблемы поликультурной подготовки будущих учителей, состоящей в организации специфического взаимодействия студентов, педагогов и других участников образовательного процесса на основе позитивного восприятия культурного многообразия, взаимного уважения, гуманизма, равноправия, что позволяет обеспечить эффективную коммуникацию в условиях поликультурного пространства современного социума. Цель данной статьи состоит в теоретическом обосновании разработки методической системы формирования поликультурной компетенции как центрального звена поликультурной подготовки будущих учителей. Материалы и методы . Основными методами исследования выступают анализ нормативных документов, научной литературы, посвященной проблеме поликультурного образования, обобщение передового педагогического опыта и опыта работы авторов в данной области, эмпирические (наблюдение, тестирование) и интерпретативные методы (качественный анализ результатов, математическая обработка данных). Материалом исследования являются данные, полученные в процессе реализации дисциплины «Основы межкультурной коммуникации», входящей в образовательную программу по направлению подготовки бакалавров 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Результаты. Исходя из анализа содержания и структуры поликультурной компетенции, определена и описана методическая система ее формирования, которая включает цель, содержание этапов, задания, формы контроля, уровни сформированности. Обсуждение. Состоит в обосновании роли формирования поликультурной компетенции в подготовке будущих учителей к поликультурной коммуникации в рамках дисциплины «Основы межкультурной коммуникации» и в анализе эффективности разработанной нами системы по ее формированию. Заключение. Делается вывод о том, что разработанная нами методическая система по формированию поликультурной компетенции вносит существенный вклад в поликультурную подготовку будущих учителей за счет: а) интеграции в ее содержание поликультурного контента и языкового компонента; б) формулирования культурных установок, разработки культурных инициатив и их реализации в образовательном процессе; в) выбора адекватных стратегий иноязычного общения в ходе поликультурного общения. Основные положения: - проведен анализ теоретических основ поликультурной подготовки будущего учителя иностранного языка и формирования поликультурной компетенции; - разработана методическая система формирования поликультурной компетенции в рамках курса «Основы межкультурной коммуникации»; - определены уровни сформированности поликультурной компетенции студентов по результатам освоения курса «Основы межкультурной коммуникации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Афанасьева О.Ю., Федотова М.Г., Радюк Ю.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL SYSTEM OF FORMING OF THE POLYCULTURAL COMPETENCY OF FUTURE FOREIGN LANGUAGE TEACHERS

Introduction. The article addresses future foreign language teachers’ polycultural training that consists in specific interaction of teachers, students and other participants of educational process based on positive perception of cultural diversity mutual readiness for polycultural activity that is viewed as a specific type of interaction with students based on the positive perception of cultural diversity, mutual respect, humanism, equality, which helps provide efficient communication in modern polycultural environment. The aim of the paper is to substantiate the theoretical basis of polycultural competency formation as a central component of future teachers’ polycultural training. Materials and methods . The leading research methods include analysis of regulatory documents, scientific literature on the problem of polycultural training and policultural competency formation, generalization of innovate practices in education and the authors’ personal teaching experience, empirical (observation, testing) and interpretative (qualitative and quantitative analyses) methods. The research material is constituted by the data obtained as the result of the realization of the course of “Fundamentals of intercultural communication” entering the undergraduate program 44.03.05 Pedagogical education (with two profiles of training). Results. Proceeding from the analysis of the structure and content of polycultural competency the methodological system including the aim, stages, tasks, forms of control and levels of its formation was described. Discussion. Consists in substantiating the role of polycultural competency in teachers’ polycultural training in the framework of the academic course “Fundamentals of intercultural communication” and in the analysis of the efficiency of the developed methodological system. Conclusion. It is concluded that the developed methodological system of polycultural competency formation contributes to the polycultural training of future teachers due to: a) the integration of cultural content and verbal component; b) articulation of cultural attitudes and putting forward cultural initiatives and their realization during students’ training practice; c) choosing relevant communicative strategies in the polycultural environment. Highlights: The theoretical basis of future foreign language teachers’ polycultural training and the formation of polycultural competency was analyzed; The methodological system of polycultural competency formation in the course of “Fundamentals of intercultural communication” was developed; The levels of the formation of the students’ polycultural competency based on mastering the course of “Fundamentals of intercultural communication” were determined.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

DOI 10.25588/CSPU.2019.153.7.002

УДК 78.937:42/49(07) ББК 74.480.26:81.2-9

О. Ю. Афанасьева1, М. Г. Федотова2, Ю. Г. Радюк3

1ORCID № 0000-0001-9289-1573 Доцент, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой английской филологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: afanasevaou@cspu.ru

2ORCID № 0000-0003-2033-1096 Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка и методики обучения английскому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: fedotovamg@cspu.ru

3ORCID № 0000-0001-5783-4442 Аспирант кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, учитель английского языка, МБОУ «Гимназия № 1 г. Челябинска», J г. Челябинск, Российская Федерация.

(5 E-mail: yura074@gmail. com

§ МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

о

-"О в

а

Аннотация

Введение. В статье рассматриваются проблемы поликуль-

а

«о 50 •О О

§ турной подготовки будущих учителей, состоящей в организации

^ специфического взаимодействия студентов, педагогов и других <3 участников образовательного процесса на основе позитивного

восприятия культурного многообразия, взаимного уважения, гуманизма, равноправия, что позволяет обеспечить эффективную коммуникацию в условиях поликультурного пространства современного социума.

Цель данной статьи состоит в теоретическом обосновании разработки методической системы формирования поликультурной компетенции как центрального звена поликультурной подготовки будущих учителей.

Материалы и методы. Основными методами исследова-

и

ния выступают анализ нормативных документов, научной лите- о

о

д

и

Л

е

0

1

ратуры, посвященной проблеме поликультурного образования, обобщение передового педагогического опыта и опыта работы авторов в данной области, эмпирические (наблюдение, тестиро- О

а

вание) и интерпретативные методы (качественный анализ ре- и зультатов, математическая обработка данных). Материалом ис-

1

и

I

а

л и

следования являются данные, полученные в процессе л

реализации дисциплины «Основы межкультурной коммуникации», входящей в образовательную программу по направлению подготовки бакалавров 44.03.05 Педагогическое образование (с I

е

двумя профилями подготовки). I

Результаты. Исходя из анализа содержания и структуры поликультурной компетенции, определена и описана методическая система ее формирования, которая включает цель, содержание V этапов, задания, формы контроля, уровни сформированности.

Обсуждение. Состоит в обосновании роли формирования поликультурной компетенции в подготовке будущих учителей к

а

поликультурной коммуникации в рамках дисциплины «Основы н

о

^ г

межкультурной коммуникации» и в анализе эффективности раз- |

з сг

работанной нами системы по ее формированию. §

и

и

д

у

Н 8

2

--о а

йн

о

Заключение. Делается вывод о том, что разработанная нами методическая система по формированию поликультурной компетенции вносит существенный вклад в поликультурную подготовку будущих учителей за счет: а) интеграции в ее содержание поликультурного контента и языкового компонента; б) формулирования культурных установок, разработки культурных инициатив и их реализации в образовательном процессе; в) выбора адекватных стратегий иноязычного общения в ходе поликультурного общения.

Ключевые слова: поликультурная подготовка; поликультурная компетенция; формирование поликультурной компетенции; методическая система.

Основные положения:

— проведен анализ теоретических основ поликультурной подготовки будущего учителя иностранного языка и формирования поликультурной компетенции;

— разработана методическая система формирования поликультурной компетенции в рамках курса «Основы межкультурной коммуникации»;

— определены уровни сформированности поликультурной компетенции студентов по результатам освоения курса «Основы

si

§ межкультурнои коммуникации».

1 Введение (Introduction)

Современная образовательная политика, ориентированная на развитие профессиональной и социальной активности индивида, в качестве одной из важнейших задач постулирует форми-

а рование поликультурной личности, обеспечивающей одновременно сохранение и развитие культурной идентичности и утверждающей идеалы культурного многообразия.

<3

Осуществление поликультурного образования и воспитания на всех уровнях современной школы — это требование, находящее отражение во всех нормативных документах, регламентирующих образовательную деятельность в нашей стране [1; 2]. Опора на культуру диалога в рамках поликультурного взаимодействия создает условия для социализации и поликультурной трансформации личности, что обеспечивает ее интеграцию в мировое культурное пространство. В связи с этим, важной составляющей профессионального образования и личностного роста студента вуза выступает его поликультурная подготовка [3], которая во многом базируется на способности воспринимать культурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом, философском контекстах и тесно связана с деятель-

Отечественные исследователи подчеркивают, что необходимыми компонентами поликультурной подготовки будущих

о д

Л

0

1

О О

£

£

о

№ а

ностью, направленной на раскрытие, освоение и трансляцию |

а

§

8 §

культурных ценностей, накопленных социумом [2].

Направленность на подготовку обучающихся всех ступеней образования действовать в условиях этнически поляризован- £ ного мира и возможности межнациональных конфликтов ставит задачу максимального использования всех образовательных ре- |

сурсов, ориентированных на организацию поликультурного взаи- ж

8

8 У

Н 8

модействия, сохранения и поддержания культурного многообразия на глобальном, национальном и личностном уровнях. Профессионально подготовленный в этих условиях будущий учи- V тель характеризуется тем, что он способен эффективно функцио

I |

нировать в поликультурной среде, демонстрируя понимание и а

О

уважение к другим культурам и формируя эти позиции у обуча ^

£ а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ющихся [4]. а

о

г

о |

учителей являются: знание основных положений поликультурного образования; социокультурные и культурологические знания, акцентирующие важность идеи культурного плюрализма; умения интегрировать в содержание образования понятия, связанные с поликультурным характером современного мира; умения реализовывать принцип культурного диалога в ходе образовательного процесса [5].

Цель настоящей статьи состоит в обобщении и представлении результатов исследования по формированию поликультурной компетенции бакалавров — будущих учителей иностранного языка на материале дисциплины «Основы межкультурной коммуникации». В задачи исследования входила разработка методической системы по формированию поликультурной компетенции как ведущего компонента поликультурной подготовки будущего учителя иностранного языка.

2 Материалы и методы (Materials and methods) Понятие «поликультурная компетенция» вошло в терминологическое поле языкового образования в 70-х годах ХХ века | и впоследствии, наряду с другими сопряженными понятиями

-"О

(2 (кросскультурная компетенция, межкультурная компетенция,

,а в о т о д е

О

мультикультурная компетенция и т. п.), активно разрабатывалось в рамках реализации компетентностных моделей профессиональной подготовки учителя [6; 7].

Содержание и структура поликультурной компетенции может быть представлена в терминах «знания, умения, навыки, способности», что позволяет выделить в ней когнитивный компо-

а в е ь с а

на нент, включающий комплекс знаний закономерностей и

особенностей социально-исторического развития национальной <3 культуры своей страны и стран изучаемого языка, операционно-

деятельностныи компонент, т. е. умения осуществлять поликультурную коммуникацию на основе анализа межкультурного взаимодействия людей с учетом их социокультурных и этнических особенностей, а также личностный компонент, отражающий профессионально значимые качества (коммуникабельность, эмпатийность, толерантность, гуманность, позитивная мотивация к сотрудничеству, положительное эмоционально-ценностное отношение к особенностям иных культур и т. д.), актуализирующиеся в процессе поликультурного общения. Таким образом, формирование поликультурной компетенции выступает одной из основных задач профессиональной подготовки будущего учителя иностранного языка, результатом которой является способность к взаимодействию в полиэтнической и поликультурной среде [8].

Исходя из этого, под формированием поликультурной компетенции будущего учителя иностранного языка мы понимаем специально организованную, целенаправленную систему взаимодействий обучаемого и обучающегося, направленную на усвоение знаний, овладение умениями и навыками поликультурного общения, которая обеспечивает выработку положительного отношения и признания культурного многообразия мира, проявление способностей к объективной оценке своего поведения в различных ситуациях межэтнического и межнационального общения и к укреплению культурного контекста функционирования языка с целью корректной аутентичной организации речевой деятельности в условиях мультикультурной среды.

Методическая система по формированию поликультурной компетенции представляет собой совокупность взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, которая включает

о

д

8

Л

|

О

ка| О

8 О

18

8

£ о

№ а

а 8

а

§

8 §

у £ а о

й а

а

|

| а

ж 8

8

д

ду

Н у

л 8

I

|

й 8

а о О £ а а а о г о |

о*

ка

к

2

-"О

а

йн

а

«О

е

л

и

а

н

а

2> с:)

этапы формирования данной компетенции, их содержание, средства и формы обучения и контроля. Основу разработанной нами методической системы по формированию поликультурной компетенции составляет таксономия Б. Блума, в которой выделяются шесть уровней познавательной деятельности:

1) знание (запоминание, воспроизведение изученного материала);

2) понимание (преобразование материала);

3) применение (использование нового материала в знакомой ситуации);

4) анализ (структурирование нового материала);

5) синтез (включение нового материала в индивидуальную систему знаний);

6) оценка (интерпретация, рефлексия, обобщение полученного знания) [9].

Экстраполировав таксономию Б. Блума на поликультурную подготовку будущего учителя иностранного языка, мы видим, что она способна обеспечить комплексное формирование поликультурной компетенции, так как ориентирована на формирование знаний, обеспечивающих понимание, системное и кри-

^ тическое мышление в когнитивной сфере, развитие умений и навыков в операционно-деятельностной сфере, а также форми-

рование значимых профессиональных качеств в личностной

сфере (Таблица 1).

Таблица 1 — Формирование поликультурной компетенции Table 1 — Formation of polycultural competency

Этап формирования компетенции Компонент компетенции (содержание) Тип заданий Уровень сформированно-сти компетенции Форма контроля

Ознакомление (знание, понимание) Когнитивный, личностный Определить, перечислить, запомнить, повторить, описать, сгруппировать, обсудить, объяснить, подобрать приметы и т. п. Рецептивный Тест

Активизация (применение, анализ) Операционно-деятельностный, личностный Доказать, продемонстрировать, аргументировать, сравнить, драматизировать, инсценировать и т. п. Репродуктивный Задача, кейс

Актуализация (синтез, оценка) Личностный Сформулировать гипотезу или проблему, составить план, найти пути решения и т. п. Продуктивный Проект

В данной системе особое место отводится содержанию обучения, отбор которого производится в соответствии с известными принципами отбора содержания поликультурного образования: культуросообразности и практико-ориентированности. Это отражает специфику поликультурной подготовки учителя иностранного языка, которая заключается в интеграции в содержание обучения поликультурного компонента (например, тради

8 ^

к

S §

л Й к ж о о

а ж ж

о

^

о ^

з

о-§

ций, норм, правил, стратегий и стереотипов поведения в своей и чужой культурах, идей культурного плюрализма и культурного равенства и т. д.) и языкового (вербального) компонента (например, этикетных формул разных регистров коммуникации, идиоматических выражений, лингвокультурных реалий, обеспечивающих аутентичную речевую деятельность), в преемственности этапов формирования, в комплексе заданий, построенном в соответствии с принципом от простого к сложному и отражающем уровень развития поликультурной компетенции.

Необходимо заметить, что идея интеграции предметного содержания обучения (профессионального, общекультурного и т. д.) и собственно языковой составляющей является весьма плодотворной и активно реализуется в отечественном и зарубежном высшем образовании [10; 11]. В ее состоятельности мы убедились на своем опыте, осуществляя процесс формирования поликультурной компетенции будущих учителей иностранного языка.

Положительным моментом данной методической системы является также то, что в ее рамках находят применение гуманитарные образовательные технологии, использование которых необходимо для формирования современного учителя: технология критического мышления, технология проектов, кейс-технология и т. д. 3 Результаты (Results)

Поликультурная подготовка является неотъемлемой частью профессиональной подготовки будущих учителей иностранных языков, которые изучают минимум два иностранных языка, при этом у них есть возможность в формате дополнительного образования выбрать для изучения и другие языки. _ В исследовании приняли участие 50 студентов четвертого

<3 курса факультета иностранных языков ЮУрГГПУ, изучающих

2

-"О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а

йн ^

si

,а в

о

т

о

-"О

е

о

а в е

Л

с а н а

дисциплину «Основы межкультурной коммуникации», в число целей которой входит, в том числе, усвоение идей и понятий поликультурности, знаний о культуре и особенностях коммуникации родной страны и стран изучаемого языка, а также овладение моделями коммуникативного поведения в родной и чужой культурах (содержание данного курса с акцентом на поликультурный компонент отражено в рабочей программе дисциплины, а также в методических рекомендациях для лекционных, практических занятий и для самостоятельной работы студентов). Стоит также отметить, что межкультурная коммуникация как академическая дисциплина провозглашает своей конечной целью способствовать развитию мультикультурной (поликультурной) личности.

По итогам работы преподавателей в рамках разработанной методической системы было осуществлено распределение студентов по уровням сформированности поликультурной компетенции, что отражено в следующей таблице (Таблица 2).

0

д

и ч е с

1

с

и с

орми и

р о в а н и п

ол и

кул

у р н о

комп п

е т е н

-К и

и

д ду

Н у

ч и т

еле

е

и н о с т р а н н о г о

I з о*

ка

Таблица 2 — Уровни сформированности поликультурной компетенции студентов

Table 2 — Levels of formation of students' polycultural competency

Этап обучения Уровень сформированности поликультурной компетенции Сумма показателей среднего и высокого уровней

Низкий Средний Высокий

чел. % чел. % чел. % %

Начальный 24 48 20 40 6 12 52

Конечный 14 28 26 52 10 20 72

Динамика - 10 - 20 + 6 + 12 + 4 + 8 + 20

4 Обсуждение (Discussion)

Анализ полученных данных показывает, что количество студентов, находящихся на низком уровне сформированности поликультурной компетенции, к концу обучения уменьшилось на 10 человек, что составляет 20 %, количество студентов на среднем уровне возросло до 26 человек, что составляет 52 %, а количество студентов, продемонстрировавших высокий уровень сформированности поликультурной компетенции, достигло 20 % от общего количества испытуемых по сравнению с начальными 12 %. Полученные результаты свидетельствуют о том, что курс «Основы межкультурной коммуникации» обладает значительным потенциалом для формирования поликультурной компетенции будущих учителей с целью вовлечения их в продуктивное поликультурное общение как в пространстве собственной мно-

гонациональнои страны, так и в процессе межкультурных взаимодействий с представителями иных культур; для приобретения ими поликультурного опыта и развития таких личностных качеств, как толерантность, эмпатия, способность к продуктивному диалогу и бесконфликтному сотрудничеству.

5 Заключение (Conclusion )

Поликультурная подготовка учителя иностранного языка является комплексным, многоступенчатым процессом, который в числе множества педагогических и методических составляющих требует интеграции собственно языкового и предметно-культурологического содержания для осуществления поликультурного взаимодействия. Разработанная нами система формирования поликультурной компетенции, лежащая в основе поликультурной подготовки будущих учителей иностранного языка, построена на заданиях, отвечающих уровням освоения учебного материала, и позволяет не только организовать языковой и культурологический материал, но и конструировать различные социокультурные контексты, создавая условия для учебной поликультурной коммуникации. При этом разноуровневые задания обеспечивают на только актуализацию языковых и культурологических знаний, но и развитие предметных и метапредметных умений, охватывающих все аспекты коммуникативной деятельности. Представленные задания, чей уровень повышается от репродуктивного до творческого, позволяют делать более понятным поликультурный контекст коммуникации, постепенно наращивать и расширять вербальный коммуникативный потенциал, формировать положительное отношение студентов к постоянно меняющемуся миру и вовлекать их в различные виды деятельности (аудиторной и внеаудиторной) по освоению и трансформации поликультурного пространства.

о д и ч е с

я

с и с

1

и

о

№ а

ж и

So

ж

§

и §

ж о Kl

ж

ж е S

е ж

и

и д

s

-S g

S

4

и

5

е

е

K и

ж

о

с

а ж

ж о

г о

я

з

о* а

Библиографический список

1. Реализация государственной национальной политики : государственная программа Российской Федерации : утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. № 1532. Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) : приказ Минобрнауки Рос. Федерации от 22 февраля.2018 г. № 125 с приложением : зарег. в Минюсте Рос. Федерации 15 марта 2018 г. № 50358. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Калимуллин А. М., Габдулхаков В. Ф. Поликультурная подготовка в контексте предметного и профессионального образования в вузе // Образование и саморазвитие. 2014. № 3 (41). С. 3-11.

4. Осипова Л. В. Поликультурная подготовка педагога — актуальная проблема современной школы // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. № 9 (142).

2 С. 45-50.

-■о а

^ 5. Бессарабова И. С. Поликультурная подготовка педагогов в

России и США // Фундаментальные исследования. 2008. № 7. С. 70-72.

6. Елизарова Г. В. Культура повседневности: общение // Вестник Герценовского университета. 2011. № 7 (93). С. 53-59.

7. Сафонова В. В. Актуальные социокультурные проблемы методического проектирования учебной литературы для изучения русского языка как иностранного // Вестник Нижегородского лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова. 2018. № 41. С. 214-226.

8. Конопацкая Е. А. Технологии формирования общекуль-<3 турных компетенций студентов — будущих учителей иностранного

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а

«о

•О

О

а ж а

языка в процессе профессиональной подготовки в поликультурном образовательном пространстве вуза // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 7. С. 70-76.

9. Lorin W. Anderson, David R. Krathwohl, Peter W. Airasian, Kathleen A. Cruikshank, Richard E. Mayer, Paul R. Pintrich, James Raths & Merlin C. Wittrock (2000), A Taxonomy for Learning, Teaching, and Assessing: A Revision of Bloom's Taxonomy of Educational Objectives, Abridged Edition, Allyn & Bacon, Incorporated, Boston, 336 p. ^

10. Sysoyev P.V. & Zavyalov V.V. (2019), "Teaching Eng- |

о

lish as a foreign language to law students based on content and language integrated learning approach", Advances in Intelligent 5 Systems and Computing, 907, 237-244. §

11. Martin J. & Nakayama T. (2010), Intercultural Com- о

munication in Contexts. Fifth Edition, The McGraw-Hill Compa- |.

g

nies "Higher Education", Boston and others, 560 p. ISBN: 978-0 - ^ 07-338512-9. ^

о

3 ^

?

3

at the Department of English and Methods of Teaching English, South-Ural State Humanities -Pedagogical University,

E-mail: fedotovamg@cspu.ru

O. Yu. Afanasjeva1, M. G. Fedotova2, Yu. G. Radyuk

^RCID No. 0000-0001-9289-1573 Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor,

Head of Department of English Philology, South-Ural State Humanities -Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: afanasevaou@cspu.ru I

2ORCID No. 0000-0003-2033-1096 Docent, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor 3

s

I

1

Chelyabinsk, Russia. a

i

2

9

>1

л й a

f

a

a

's?

a

R

S £

3ORCID No. 0000-0001-5783-4442 Postgraduate at the Department of Education and Psychology, South-Ural State Humanities-Pedagogical University, English Teacher, Municipal Budgetary Educational Institution "Gymnasium No. 1 of Chelyabinsk", Chelyabinsk, Russia.

E-mail: yura074@gmail.com

METHODOLOGICAL SYSTEM OF FORMING OF THE POLYCULTURAL COMPETENCY OF FUTURE FOREIGN LANGUAGE TEACHERS

Abstract

Introduction. The article addresses future foreign language teachers' polycultural training that consists in specific interaction of teachers, students and other participants of educational process based on positive perception of cultural diversity mutual readiness for polycultural activity that is viewed as a specific type of interaction with students based on the positive perception of cultural diversity, mutual respect, humanism, equality, which helps provide efficient communication in modern polycultural environment.

The aim of the paper is to substantiate the theoretical

^ basis of polycultural competency formation as a central com-^ ponent of future teachers' polycultural training.

Materials and methods. The leading research methods include analysis of regulatory documents, scientific literature on the problem of polycultural training and policultural competency formation, generalization of innovate practices in education and the authors' personal teaching experience, empirical (observation, testing) and interpretative (qualitative and quan-<3 titative analyses) methods. The research material is constituted

by the data obtained as the result of the realization of the course of "Fundamentals of intercultural communication" entering the undergraduate program 44.03.05 Pedagogical education (with two profiles of training).

Results. Proceeding from the analysis of the structure and content of polycultural competency the methodological system including the aim, stages, tasks, forms of control and levels of its formation was described.

I fa

Discussion. Consists in substantiating the role of poly- o cultural competency in teachers' polycultural training in the framework of the academic course "Fundamentals of intercul- ¡ tural communication" and in the analysis of the efficiency of

ë

0

1 c'

£

the developed methodological system. ^

o

Conclusion. It is concluded that the developed methodo- | logical system of polycultural competency formation contributes to the polycultural training of future teachers due to: a) the integration of cultural content and verbal component; b) articulation of cultural attitudes and putting forward cultural initiatives and their realization during students' training practice; c) choosing relevant communicative strategies in the pol-ycultural environment.

Keywords: Polycultural training; Polycultural competency; Formation of polycultural competency; Methodological ^ system.

Highlights:

The theoretical basis of future foreign language teachers' polycultural training and the formation of polycultural competency was analyzed;

s

g

h s

IT

s

«I

s ¡2

0

>1

1

I s

£ S

s I

0

s

h

a s

a

1

1

a

0

h

1

2

a

a

's?

a

R

S

<3

The methodological system of polycultural competency formation in the course of "Fundamentals of intercultural communication" was developed;

The levels of the formation of the students' polycultural competency based on mastering the course of "Fundamentals of intercultural communication" were determined.

References

1. Government of the Russian Federation (2016), No. 1532 ot 29 dekabrya 2016 g.: Gosudarstvennaya programma Ros-siyskoy Federatsii "Realizatsiya gosudarstvennoy natsional'noy politiki" [No 1532 dated December 29, 2016: The State Program of the Russian Federation "Implementation of State National Policy"]. Spravochno-pravovaya sistema "Konsul'tantPlyus". (In Russian).

2. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obra-zovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya — bakalavriat po napravleniyu podgotovki 44.03.05 Pedagogicheskoye obrazovaniye (s dvumya profilyami podgotovki) (Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 22 fevralya 2018 g. № 125 s prilozheni-yem) [On the approval of the federal state educational standard of higher

^ education — undergraduate in the field of training 44.03.05 Pedagogical

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ej

s education (with two specialization profiles) (Order of the Ministry of

Education and Science of the Russian Federation of February 22, 2018

¡x, a

No. 125 with the appendix)]. Zaregistrirovano v Ministerstve yustitsii ^ Rossiyskoy Federatsii 15 marta 2018 g. № 50358) [Registered with the Ministry of Justice March 15, 2018 of the Russian Federation No. 50358)]. Spravochno-pravovaya sistema "Konsul'tantPlyus". (In Russian).

¡a 3. Kalimullin A.M. & Gabdulhakov V.F. (2014),

Polikul'turnaya podgotovka v kontekste predmetnogo i profes-

sional'nogo obrazovaniya v vuze [Polycultural training in the context of subject and professional education in institutions of higher education]. Obrazovanie i samorazvitie, 3 (41), 3-11. (In Russian).

4. Osipova L.V. (2019), Polikul'turnaya podgotovka peda-goga - aktual'naya problema sovremennoj shkoly [Polycultural training of a teacher as a relevant problem of modern school]. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 9 (142), 45-50. (In Russian).

of formation of general cultural competencies in students - future foreign language teachers in the process of professional training in the polycultural educational environment in higher education] .

5. Bessarabova I.S. (2008), Polikul'turnaya podgotovka d

pedagogov v Rossii i SShA [Polycultural training of teachers in eg

a

Russia and USA]. Fundamental'nye issledovaniya, 7, 70-72. (In £ Russian). I

6. Elizarova G.V. (2011), Kul'tura povsednevnosti: ob- ^

O

shchenie [Culture of daily routine: communication] Vestnik |

s

Gercenovskogo universiteta, 7 (93), 53-59. (In Russian). ^

7. Safonova V.V. (2018), Aktual'nye sociokul'turnye prob-lemy metodicheskogo proektirovaniya uchebnoj literatury dlya izucheniya russkogo yazyka kak inostrannogo [Relevant sociocul-tural problems of methodological design of educational literature for leaning Russian as a foreign language]. Vestnik Nizhego- t rodskogo lingvisticheskogo universiteta im. N.A. Dobrolyubova,

8. Konopackaya E.A. (2016), Tekhnologii formirovaniya obshchekul'turnyh kompetencij studentov - budushchih uchitelej O inostrannogo yazyka v processe professional'noj podgotovki v

i f

a

polikul'turnom obrazovatel'nom prostranstve vuza [Technologies §

s

t

t

a

о ^

e 2

Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 7, 70-76. (In Russian).

9. Lorin W. Anderson, David R. Krathwohl, Peter W. Airasian, Kathleen A. Cruikshank, Richard E. Mayer, Paul R. Pintrich, James Raths & Merlin C. Wittrock (2000), A Taxonomy for Learning, Teaching, and Assessing: A Revision of Bloom's Taxonomy of Educational Objectives, Abridged Edition, Allyn & Bacon, Incorporated, Boston, 336 p.

10. Sysoyev P.V. & Zavyalov V.V. (2019), "Teaching English as a foreign language to law students based on content and language integrated learning approach", Advances in Intelligent Systems and Computing, 907, 237-244.

11. Martin J. & Nakayama T. (2010), Intercultural Communication in Contexts. Fifth Edition, The McGraw-Hill Companies "Higher Education", Boston and others, 560 p. ISBN: 978-007-338512-9.

a

ej £

a £

ej

a a

R

s £

<3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.