УДК 371.3 DOI: 10.30914/2072-6783-2019-13-1 -36-40
Формирование поликультурной компетентности
студентов начального отделения И. М. Синагатуллин, Г. А. Валитова
Бирский филиал Башкирского государственного университета, г. Бирск
^временный мир становится все более поликультурным, что, в свою очередь, влияет на весь спектр образовательных задач, решаемых в учебных заведениях разного ранга. Данные перемены вызывают необходимость организации поликультурного образования и, соответственно, необходимость формирования поликультурной компетентности подрастающего поколения. Поликультурный социум России ставит перед образовательными учреждениями такие задачи, которые бы учитывали поликультурные и языковые факторы соответствующих социокультурных ареалов в деле обучения и воспитания молодежи. Вопросы поликультурного образования разрабатываются на кафедре педагогики и методики дошкольного и начального образования Бирского филиала Башкирского государственного университета. В 2017-2018 учебном году мы провели исследование, цель которого заключалась в теоретическом обосновании и создании педагогических условий, способствующих успешному формированию поликультурной компетентности студентов выпускного курса начального отделения. Наша гипотеза строилась на предположении о том, что формирование поликультурной компетентности студентов будет осуществляться на более эффективном уровне, если оснащать образовательный процесс, и особенно педагогические курсы, поликультурным содержанием, включить в образовательный процесс специальный курс «Формирование поликультурной компетентности будущего учителя начальных классов», создать благоприятную информационно -образовательную среду и вовлекать студентов в научно-исследовательскую деятельность по поликультурной тематике. Результаты исследования показали рост сформированности у студентов поликультурных знаний и соответствующих личностных качеств. Мы зафиксировали у будущих учителей достаточно высокий уровень готовности к работе в поликультурном коллективе учащихся.
Ключевые слова: поликультурная компетентность, глобализация, студент, поликультурное пространство, знания, умения.
Developing the students' multicultural competence
at the department of primary education I. M. Sinagatullin, G. A. Valitova
Birsk Branch of Bashkir State University, Birsk
The modern world is becoming more and more multicultural, a process that, in turn, makes an impact on the whole spectrum of educational goals being realized in educational institutions of different types. These changes necessitate the organization of multicultural education and simultaneously necessitate the development of the growing generations' multicultural competence. The multicultural society of Russia requires the educational institutions to take into consideration multicultural and language factors of corresponding socio-cultural regions in the education and upbringing of young people. The issues of multicultural education are being developed at the Department of Pedagogy and Methods of Pre-School and Primary Education of the Birsk Branch of the Bashkir State University. In the 2017-2018 academic year we conducted a research aimed at the theoretical justification and creation of pedagogical conditions that promote the effective development of the graduate students' multicultural competence. Our hypothesis was based on the following assumption: the development of the students' multicultural competence will be carried out more effectively if we infuse the educational process and, especially, pedagogical courses with multicultural content; include into the educational process a special course "Developing prospective primary teachers' multicultural competence"; create a favorable educational and information environment and involve students in research activities on multicultural themes. The findings demonstrated a growth of the students' multicultural knowledge base and personal qualities. The authors recorded a relatively high level of readiness of the prospective teachers to work with a multicultural group of pupils.
Keywords: multicultural competence, globalization, student, multicultural space, knowledge, skills.
© Синагатуллин И. М., Валитова Г. А., 2019
Приволжский и Южно-Уральский регионы являются самыми поликультурными ареалами в России, поэтому исторически сложившийся поликультурный социум ставит перед образовательными учреждениями такие задачи, которые бы учитывали поликультурные и языковые факторы соответствующих автономных образований и губерний [3]. Вопросы поликультурного образования и поликультурного воспитания учащихся и студентов сегодня широко обсуждаются в зарубежной печати [1; 2; 10].
Говоря о поликультурном воспитании молодежи, сегодня невозможно не сказать о глобальных переменах, которые так или иначе влияют на вопросы обучения и воспитания, в том числе и на поликультурное и межкультурное воспитание обучающихся [4; 5; 6]. Каким же образом глобализация влияет на вопросы образования и некоторые стороны жизни? Проанализируем эти вопросы вкратце.
Глобализация оказывает как положительное, так и отрицательное воздействие на поступательное развитие многих сторон жизни, включая и систему образования. Некоторые ученые рассматривают глобализацию как сокрушительную силу, как нечто иноземное, способное столкнуть Россию с избранного ею самобытного пути. Считается также, что глобализация способствует формированию информационно-языкового неравенства. Глобализационные процессы, в которых «участвуют» языки кросс-континентального общения, и прежде всего - английский, создают, наряду с новыми возможностями, и новые проблемы. Возникает, например, проблема информационно-лингвистического неравенства. Это означает, что страны и индивиды, способные целенаправленно и эффективно воспользоваться возможностями информационно-языковой среды, получают преимущества перед теми, кто этого сделать не может. Вторые, исходя из этого, вытесняются на задворки цивилизации [7; 8]. В условиях глобализации также формируется образовательное неравенство. Неодинаковый доступ к знаниям, информационным технологиям и к языкам международного общения представляет одну из главных причин появления неравенства в вопросах образования. Возникает коммерциализация образования и прежде всего -высшего. В последние годы высшее образование все чаще рассматривается в качестве товара и его коммерциализация выходит на уровень мирового рынка. По мере роста коммерциализации образования в высшие учебные заведения приходят ценности рынка, высшее образование начинают
рассматривать не как общественное, а как частное благо, т. е. благо для тех, кто обучался. Глобализация вытесняет целый ряд языков, которые еще недавно играли определенную роль в целях обмена информацией между людьми. В некоторых странах - бывших республиках СССР и бывших социалистических странах - вытесняется русский язык в пользу международного английского. В школах России все меньше детей изъявляют желание изучать французский, немецкий, испанский.
С другой стороны, идеи глобализации и стремление людей к совместному разрешению соответствующих проблем и трудностей несут в себе определенный заряд положительного. Глобализация способствует созданию относительно единого европейского и глобального образовательных пространств. При правильном социально-экономическом подходе, согласованном на межправительственном и международном уровнях, глобализация, вопреки общепринятому мнению, может способствовать экономическому росту и благосостоянию людей и целых стран, которые по известным причинам отстали в развитии от других государств. Глобальные перемены способствуют усилению обмена профессиональными группами в сфере образования. Все больше студентов, преподавателей вузов и ученых, школьников и учителей выезжают за рубеж на стажировки и по различным грантам; и наоборот, из аналогичных сфер образования большое количество людей приезжают в Россию [7]. Попутно отметим также, что усилиями мирового сообщества можно решать неотложные задачи, связанные со здоровьем человека, с межрасовой, межэтнической и межрелигиозной напряженностью.
Глобализация влияет на весь спектр образовательных задач, решаемых в поликультурном пространстве России и еще больше вызывают необходимость организации поликультурного образования и, соответственно, необходимость формирования поликультурной компетентности подрастающего поколения.
В обозначенных условиях любой выпускник высшей школы должен обладать поликультурными знаниями, уметь психологически корректно общаться с представителями разных национальностей и языковых групп. Данная задача в первую очередь относится к студентам педвузов и университетов, обучающихся по программам начального образования и которым придется работать в самом первом и самым важном звене во всей системе школьного образования - в начальной школе.
Именно в начальной школе у обучающихся начинают закладываться необходимые компетенции, они приобретают целый комплекс знаний и важные умения. У обучающихся формируются важные личностные качества. Они учатся правильно взаимодействовать с ровесниками в школьном и ближайшем внешкольном социумах, начинают понимать, что окружающий социум многообразен и что они являются частью этого поликультурного мира.
Вопросы поликультурного образования и формирования поликультурной компетентности студентов - будущих учителей - разрабатываются на кафедре педагогики и методики дошкольного и начального образования Бирского филиала Башкирского государственного университета. В 2017-2018 учебном году мы провели исследование, цель которого заключалась в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке педагогических условий, способствующих успешному формированию поликультурной компетентности студентов выпускного курса начального отделения. Гипотеза исследования строилась на предположении о том, что формирование поликультурной компетентности будет осуществляться на более эффективном уровне, если глубоко изучить сущность феномена «поликультурное образование», оснащать педагогические курсы поликультурным содержанием, создать благоприятную информационно-образовательную среду и вовлекать студентов в научно-исследовательскую деятельность по поликультурной тематике.
Поликультурная компетентность студента-выпускника, призванного работать в начальной школе, состоит в нашей модели из следующих частных компетенций: понимание и осознание своего места и роли в преобразовании начальной школы; стремление постоянно углублять и расширять свой общеобразовательный кругозор знаниями и информацией о культурах и ценностях народов, представители которых компактно проживают в заданном поликультурном социуме; толерантное и положительное отношение к другим культурам, религиям, языкам, другому менталитету и непривычному образу жизни.
Поликультурно компетентный студент также должен уметь сочетать коллективные и индивидуальные формы в обучении и воспитании детей с целью обеспечения психологически благоприятного межкультурного климата в школе, правильно соотносить культуру и обычаи своего народа с культурой и традициями других народов и
включать в содержание творческой деятельности обучающихся межкультурного компонента в виде дидактических игр, межкультурного диалога и используя средства народной педагогики; работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и уметь общаться по электронной связи со сверстниками в России и за рубежом.
Вопросы, связанные с феноменом поликультурности и вопросами поликультурного образования, мы освещали на лекционных и семинарских занятиях по педагогике, во время чтения спецкурса «Формирование поликультурной компетентности будущего учителя начальных классов», а также на других занятиях, которые связаны с методической подготовкой будущего учителя.
Помимо других вопросов, до сведения студентов мы доводили тот факт, что многим из них придется работать в сельской школе, коллективы учащихся в которых на современном этапе развития российского общества все больше становятся многоязычными и полиэтническими [10]. Так, например, в поликультурных районах Башкортостана учащиеся (по национально-языковому составу) обучаются по крайней мере в трех типах сельских школ.
Мононациональные школы с одноязычным составом учащихся. В таких школах, как правило, обучаются школьники русской национальности, которые по существу являются монолингвами. Школы подобного рода традиционно расположены в сельской местности с русскоязычным составом населением.
Мононациональные школы с двуязычным составом учащихся. В учебных заведениях такого вида в основном обучаются школьники одной нерусской национальности, владеющие на соответствующем уровне родным и русским языками. В данном случае учащихся можно характеризовать как билингвов. Определенный ряд учащихся-билингвов могут владеть языком другой нерусской этнической группы. Подобные школы, как и в первом случае существуют в сельской местности с преимущественным проживанием соответствующего нерусского этноса. В городских условиях такие национальные школы также целенаправленно создаются. Например, в Татарстане существуют татарские национальные школы, лицеи и гимназии, в Башкортостане - башкирские, в Чувашии - чувашские.
Полинациональные школы с одно-, дву- и многоязычным составом школьников. В таких школах обучаются дети как русской нации, владеющие, как правило, только своим, родным языком, так
и школьники любой другой национальности, которые в силу объективных причин могут владеть двумя, тремя языками народов России. Отсюда, языковая ситуация в этом случае представлена учащимися-монолингвами, учащимися-билингвами и учащимися-полилингвами.
Как известно, вопросы поликультурного образования и формирования поликультурной компетентности будущих специалистов тесно взаимосвязаны с вопросами организации правильной и справедливой языковой политики, о чем мы также говорили на лекциях и семинарах. Известно, что в поликультурных регионах России языковая ситуация складывается недостаточно благополучная. Так, в Башкортостане выпускники русской национальности испытывают определенные трудности в письменном виде речевой деятельности. Многие подростки башкирской, татарской, чувашской и марийской национальности, родившиеся и обучающиеся в городских условиях, слабо владеют родным языком, забывают родную культуру. Выпускники сельских национальных школ отличаются слабым владением русского, общегосударственного языка, обслуживающего потребности всего общества. Ситуация с изучением иностранных языков также оставляет желать лучшего. Сегодня центр тяжести переместился на изучение преимущественно английского языка, в ущерб изучению других, традиционных иностранных языков. Многие выпускники школ не владеют иностранным языком в соответствии с программными требованиями. В этой связи необходимо сказать, что за вопросы совершенствования языкового образования школьников должны отвечать не только учителя-словесники, но весь коллектив каждой конкретной школы, в том числе и учителя начальных классов.
Студенты начального отделения имели благоприятную возможность использовать информационно-образовательную среду, которая была
создана в вузе [9]. Помимо других задач, такая среда во многом способствовала вхождению и взаимодействию студентов в российском и глобальном образовательных пространствах; приобретению знаний и информации о других культурах, проживающих в России и за рубежом; плодотворному общению с ровесниками из других учебных заведений. Мы делали все возможное, чтобы создать для студентов систему, обеспечивающую комфортные условия с методической, психологической и физиологической точек зрения. Информационно-образовательная среда (пусть даже на уровне «косвенного общения») во многом способствовала обогащению поликультурного кругозора у студентов.
Студенты выпускного курса вовлекались в научно-исследовательскую деятельность по вопросам поликультурного образования. Так, тематика выпускных квалификационных работ включала такие темы, как «Специфика поликультурного воспитания учащихся начальных классов средствами башкирской народной педагогики», «Эстетическое воспитание младших школьников в условиях этнического многообразия», «Формирование поликультурной компетентности школьников средствами искусства», «Поликультурное воспитание средствами музыки».
В конце учебного года были проведены заключительное тестирование, интервьюирование и беседы со студентами данного курса. Результаты исследования подтвердили гипотезу нашего исследования. В итоге мы зафиксировали у будущих учителей достаточно высокий уровень готовности к работе в поликультурном коллективе учащихся. Результаты исследования показали существенный рост сформированности у них соответствующих компетенций и динамику роста их готовности к педагогическому взаимодействию в поликультурных коллективах школьников во время своей будущей работы в начальных классах.
Литература
1. Бэнкс Д., Бэнкс С. А. Поликультурное образование: проблемы и перспективы (9-е изд.) / под ред.: Д. Бэнкс и С. А. Бэнкс. Университет Вашингтона: Ботхел, 2015. 339 с.
2. Бэнкс Д. Гражданское воспитание и глобальная миграция: теоретические, исследовательские и дидактические выводы / под ред. Д. Бэнкс. Вашингтон: Американская исследовательская ассоциация вопросов образования, 2017.
3. Закирова А. Б. Формирование поликультурной компетентности учащихся начальных классов сельской школы // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Челябинск. 2010. № 12. С. 52-60.
4. Кушнер К. Изучая человеческое многообразие: формирование поликультурной компетентности для работы в школьной аудитории (3-е изд.). Бостон: МакГро-Хил, 2006.
5. Кушнер К., Бренен С. Межкультурное обучение студентов: переход к глобальной компетентности. Лангам: Роумен и Литлфилд Едьюкейщн, 2007.
6. Мейхон К. Под невидимым облаком? Как понимает учитель культурное многообразие // Межкультурное образование. 2006. Т. 17. № 4. С. 391-405.
7. Синагатуллин И. М. Пятнадцать актуальных проблем в образовании: как их решить? Нью Йорк: Нова Сайенс Паблишере. 2013. 202 с.
8. Синагатуллин И. М. Переход к информационной парадигме как серьезный вызов сфере образования в XXI веке // Педагогический журнал Башкортостана. 2016. № 1. С. 34-37.
9. Суворова Г. Сельская школа неуничтожима, как Россия. Взгляд на школу через два десятилетия // Сельская школа. 2009. № 3. С 3-14.
10. Banks J. Культурное многообразие и образование. 6-е изд. Нью Йорк: Рутледж. 2016. 342 с.
1. Banks J. & Banks C. A. (Eds.). Polikul'turnoe obrazovanie: problemy i perspektivy [Multicultural education: issues and perspectives]. 9th ed. University of Washington: Bothell, 2015, 339 p. (In Russ.).
2. Banks J. Kul'turnoe mnogoobrazie i obrazovanie [Cultural diversity and education]. 6th ed. New York: Routledge, 2016, 342 p. (In Russ.).
3. Banks J. (Ed.). Grazhdanskoe vospitanie i global'naya migratsiya: teoreticheskie, issledovatel'skie i didakticheskie vyvody [Citizenship education and global migration: Implications for theory, research, and teaching]. Washington: American Educational Research Association, 2017. (In Russ.).
3. Zakirova A. B. Formirovanie polikul'turnoi kompetentnosti uchashchikhsya nachal'nikh klassov sel'skoi shkoli [Primary schoolchildren's multicultural competence forming at a rural school]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta = Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk, 2010, no. 12, pp. 52-60. (In Russ.).
4. Cushner K. Izuchaya chelovecheskoe mnogoobrazie: formirovanie polikul'turnoi kompetentnosti dlya raboty v shkol'noi auditorii [Human diversity in action: Developing intercultural competencies for the classroom]. 3rd ed., Boston: McGraw-Hill, 2006. (In Russ.).
6. Cushner K. & Brennan S. Mezhkul'turnoe obuchenie studentov: perekhod k global'noi kompetentnosti [Intercultural student teaching: A bridge to global competence]. Lanham: Rowman & Littlefield Education, 2007. (In Russ.).
7. Mahon K. Pod nevidimym oblakom? Kak ponimaet uchitel' kul'turnoe mnogoobrazie [Under an invisible cloud? How the teacher understands cultural diversity]. Mezhkul'turnoe obrazovanie = Intercultural Education, 2006, 17(4), pp. 391-405. (In Russ.).
8. Sinagatullin I. M. Pyatnadtsat' aktual'nykh problem v obrazovanii: kak ikh reshit'? [Fifteen biggest problems in education and how to solve them]. New York: Nova Science Publishers, 2013, 202p. (In Russ.).
9. Sinagatullin, I. M. Perekhod k informatsionnoi paradigme kak ser'eznyi vizov cfere obrazovaniya v XXI veke [Transition to the information paradigm as a serious challenge to the sphere of education in the XXI century]. Pedagogicheskii zhurnal Bashkorto-stana = Pedagogical Journal of Baskortostan, 2016, no. 1, pp. 34-37. (In Russ.).
10. Suvorova, G. Sel'skaya shkola neunichtozhima, kak Rossiya. Vzglyad na shkolu cherez dva desyatiletiya [Rural school is indestructible, like Russia. A look at school in two decades]. Sel 'skaya shkola = Rural School, 2009, no. 3, pp. 3-14. (In Russ.).
References
Статья поступила в редакцию 23.08.2018 г.; принята к публикации 20.09.2018 г.
Submitted 23.08.2018; revised 20.09.2018.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
All authors have read and approved the final manuscript.
Для цитирования:
Citation for an article:
Синагатуллин И. М, Валитова Г. А. Формирование поликультурной компетентности студентов начального отделения // Вестник Марийского государственного университета. 2019. Т. 13. № 1. С. 36-40. DOI: 10.30914/2072-6783-2019-13-1-36-40
Sinagatullin I. M., Valitova G. A. Developing the students' multicultural competence at the department of primary education. Vestnik of the Mari State University. 2019, vol. 13, no. 1, pp. 36-40. DOI: 10.30914/2072-6783-2019-13-1-36-40 (In Russ.).
Об авторах
About the authors
Синагатуллин Ильгиз Миргалимович
доктор педагогических наук, профессор, Бирский филиал Башкирского государственного университета, г. Бирск, [email protected]
Ilgiz M. Sinagatullin
Dr. Sci. (Pedagogy), Professor, Birsk Branch of Bashkir State University, Birsk, [email protected]
Валитова Гюзаль Азильевна
кандидат педагогических наук, доцент, Бирского филиала Башкирского государственного университета, г. Бирск, [email protected]
Guzal A. Valitova
Ph. D. (Pedagogy), Associate Professor, Birsk Branch of Bashkir State University, Birsk,
valitova44@yandex. ru