Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЛИРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЛИРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
317
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сопоставительное изучение / лирическое произведение / поликультурное пространство / диалог / comparative study / lyrical work / multicultural space / dialogue

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Н И. Никонова

В статье рассмотрены вопросы изучения лирических произведений в старших классах полилингвальной школы. Представлены сопоставительный, культурологический, диалогический методы анализа лирических произведений, что позволяет обогатить культурный кругозор, повысить читательский интерес обучающихся, осуществить обобщение литературоведческого материала родной поэзии. В качестве экспериментального метода исследования использован опрос школьников 10 классов Намского улуса Республики Саха (Якутия), а также анализ всероссийских олимпиадных работ по литературе (муниципальный этап) десятиклассников в 2019 г. Описывается система изучения концепта «снег» в контексте анализа лирических произведений русскоязычных якутских поэтов А.К. Михайлова, Р.Г. Щировой в старших классах. Представленная сопоставительная система изучения лирики активизирует познавательную деятельность и развивает навыки самостоятельной исследовательской деятельности в поликультурном образовательном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF STUDYING LYRICAL WORKS IN A POLYCULTURAL SPACE

The article deals with the study of lyric works in the senior classes of the polylingual school. Comparative, culturological, dialogical methods of analyzing lyric works are presented, which make it possible to enrich the cultural horizons, increase the reader’s interest of students, and generalize the literary material of native poetry. As an experimental research method, we used a survey of 10th grade schoolchildren of the Namsk Ulus of the Republic of Sakha (Yakutia), as well as an analysis of all-Russian Olympiad works in literature (municipal stage) of 10th graders in 2019. The system of studying the concept of “snow” in the context of the analysis of lyric works of Russian-speaking Yakut poets A.K. Mikhailova, R.G. Shchirova in high school. The presented comparative system for the study of lyrics activates cognitive activity and develops the skills of independent research activities in a multicultural educational space.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЛИРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

4. Podgorbunskih A.A. Model' formirovaniya lingvokul'turnoj kompetentnosti studentov vuza. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. 2012; № 14: 92 - 95.

5. Morozov A.A. Korporativnaya social'naya otvetstvennost' v kontekste social'no-'ekonomicheskogo razvitiya obschestva. Rossijskoe predprinimatel'stvo. 2018; № 10 (19): 3119 - 3128.

6. Manushin 'E.A. Gumanitarizaciya obrazovaniya v tehnicheskom vuze: sostoyanie, ocenka, vozmozhnosti razvitiya. Pedagogika. 2018; № 12: 70 - 79.

7. Dvornaya Z.M., Dvornaya Z.L. Didakticheskij komponent razvitiya rechevoj kul'tury studentov (v aspekte gumanitarizacii tehnicheskogo obrazovaniya). Politehnicheskij Vestnik. Nauka. Tehnika. Tehnologii. 2019; № 3: 309 - 311.

8. Bogomazov G.M. Sistema yazyka iyazykovoe myshlenie. Moskva: URSS, 2014.

9. Habarova T.S., Korovina I.A., Zabolotnaya S.G. Tehnologiya razvitiya kriticheskogo myshleniya v formirovanii terminologicheskoj gramotnosti i lichnostno-professional'nom stanovlenii studenta medicinskogo vuza. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2020; № 2: 16. Available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=29621

10. Qavdar G., Doe S. Learning through Writing: Teaching Critical Thinking Skills in Writing Assignments. Political Science & Politics. 2012; № 45 (2): 298 - 306.

11. Folomkina S.K. Obuchenie chteniyu na inostrannomyazyke v neyazykovom vuze. Moskva: Vysshaya shkola, 2005.

12. Ivanov S.V. Metodika obucheniya diskursnomu chteniyu na inostrannom yazyke studentov social'no-politicheskih special'nostej. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2011.

13. Klychnikova Z.K. Psihologiya chteniya. Moskva: Prosveschenie, 1975.

14. Lankshear C. Language and the New Capitalism. The International Journal of Inclusive Education. 1997; № 1 (4): 309 - 321.

15. Gee J.P., Hull G., Lankshear C. The new work order: Behind the language of the new capitalism. New York: Taylor and Francis, 2018.

16. Gee J.P., Lankshear C. The New Work Order: Critical language awareness and 'fast capitalism' texts. Discourse: Studies in the Cultural Politics of Education. 1995; Vol. 16 (1): 5 - 19.

17. Serio P. Analiz diskursa vo francuzskoj shkole (Diskurs i interdiskurs). Semiotika: Antologiya. Moskva: Akademicheskij proekt, 2001: 549 - 562.

18. Zalevskaya A.A. Nekotorye problemy teorii ponimaniya teksta. Voprosy yazykoznaniya. 2002; № 3: 62 - 73.

19. Mananenko G.N. Diskurs i lingvisticheskie parametry ego opisaniya. Diskurs kak universal'naya matrica verbal'nogo vzaimodejstviya. Moskva: LENAND, 2018: 17 - 30.

20. Nefedov S.T., Chernyavskaya V.E. Kontekst v lingvisticheskom analize: pragmaticheskaya i diskursivno-analiticheskaya perspektiva. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiya. 2020; № 63: 83 - 97.

21. Schukin A.N. Obuchenie inostrannymyazykam: Teoriya ipraktika. Moskva: Filomatis, 2006.

22. Maslyko E.A., Babinskaya P.K., Bud'ko A.F., Petrova S.I. Nastol'naya kniga prepodavatelya inostrannogo yazyka: Spravochnoe posobie. Minsk: Vysh'ejshaya shkola, 2004.

23. About Us. Available at: https://www.starbucks.com/about-us

24. Starbucks Non-Dairy Creamers Launching Nationwide. 2020. July 13. Available at: https://www.starbucks.com/about-us

25. 2018 Starbucks Global Social Impact Report. Printed in the USA. 2019. Available at: https://www.starbucks.com/responsibility/global-report

26. Starbucks Ethical Sourcing of Sustainable Products. Available at: https://www.starbucks.com/responsibility/sourcing

Статья поступила в редакцию 02.09.20

УДК 372.882

Nikonova N.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-Eastern Federal Universit n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: nikon_nad@mail.ru

PECULIARITIES OF STUDYING LYRICAL WORKS IN A POLYCULTURAL SPACE. The article deals with the study of lyric works in the senior classes of the polylingual school. Comparative, culturological, dialogical methods of analyzing lyric works are presented, which make it possible to enrich the cultural horizons, increase the reader's interest of students, and generalize the literary material of native poetry. As an experimental research method, we used a survey of 10th grade schoolchildren of the Namsk Ulus of the Republic of Sakha (Yakutia), as well as an analysis of all-Russian Olympiad works in literature (municipal stage) of 10th graders in 2019. The system of studying the concept of "snow" in the context of the analysis of lyric works of Russian-speaking Yakut poets A.K. Mikhailova, R.G. Shchirova in high school. The presented comparative system for the study of lyrics activates cognitive activity and develops the skills of independent research activities in a multicultural educational space.

Key words: comparative study, lyrical work, multicultural space, dialogue.

Н.И. Никонова, канд. пед. наук, доц., ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», г. Якутск,

E-mail: nikon_nad@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЛИРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

В статье рассмотрены вопросы изучения лирических произведений в старших классах полилингвальной школы. Представлены сопоставительный, культурологический, диалогический методы анализа лирических произведений, что позволяет обогатить культурный кругозор, повысить читательский интерес обучающихся, осуществить обобщение литературоведческого материала родной поэзии. В качестве экспериментального метода исследования использован опрос школьников 10 классов Намского улуса Республики Саха (Якутия), а также анализ всероссийских олимпиадных работ по литературе (муниципальный этап) десятиклассников в 2019 г Описывается система изучения концепта «снег» в контексте анализа лирических произведений русскоязычных якутских поэтов А.К. Михайлова, Р. Г Щировой в старших классах. Представленная сопоставительная система изучения лирики активизирует познавательную деятельность и развивает навыки самостоятельной исследовательской деятельности в поликультурном образовательном пространстве.

Ключевые слова: сопоставительное изучение, лирическое произведение, поликультурное пространство, диалог.

Россия - многонациональная стран мира, на территории которой проживают более 190 народов. Республика Саха (Якутия) является одним из крупнейших полиэтнических регионов России, где насчитывается более 120 национальностей. В условиях многокультурности в России сложились подходы к организации межкультурного взаимодействия и поликультурного образования, которые нашли своё отражение в формируемых личностных результатах старшеклассников в Федеральном государственном общеобразовательном стандарте среднего общего образования: «...сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире»; «толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения» [1, с. 6].

Большинство учёных (М.В. Черкезова [2], М.В. Межова [3], А. Ю. Белогуров, Л. Л. Супрунова [4] и другие) считают, что посредством выявления типологий при изучении русской и родной литератур обучающиеся смогут постичь культуру и литературу другого народа. Особое место отводится урокам по изучению лирических произведений, основанных на принципах установления связей, соотно-

шения и взаимного дополнения. Значимость сопоставления как универсальной текстовой категории [5] делает его эффективным инструментом анализа художественного произведения в старших классах, идеи поликультурного образования могут реализовываться с помощью сопоставительного изучения произведений.

С целью выявления читательского интереса к лирическим произведениям было проведено анкетирование среди обучающихся 10 классов Намского улуса Республики Саха (Якутия): МБОУ «Намская улусная гимназия им. Н.С. Охлопкова», МБОУ «Намская средняя общеобразовательная школа № 2», МБОУ «Ха-магаттинский саха-французский лицей». Общее количество респондентов - 192. Гендерный состав: мальчики - 43,7%, девочки - 56,2%.

Обучающимся была предложена анкета, состоящая из 4 вопросов:

1. Какие произведения Вам нравится читать больше всего?

а) эпические;

б) драматические;

в) лирические.

2. Какие произведения вызывают у Вас затруднения?

а) эпические;

б) драматические;

в) лирические.

3. Нравится ли Вам читать лирические произведения? Укажите ДА или НЕТ и обоснуйте свой ответ.

4. Какие трудности могут вызвать у Вас поэтические тексты?

а) непонимание смысла текста, идеи произведения;

б) трудности восприятия, вызванные формой произведения;

в) трудностей не испытываю;

г) другой вариант ответа.

Результаты анкетирования показали, что 77,7% опрошенных предпочитают чтение эпических произведений, 17,4% - лирическим, только 4,7% отдают предпочтение драматическим произведениям.

Логично, что меньше всего затруднений при изучении вызывают эпические произведения, на это указали 9,5% обучающихся, 38% отметили, что у них возникают сложности при изучении драматических произведений, по ответам 52,3% обучающихся наибольшую трудность представляют лирические произведения.

На положительное отношение к лирике указали 22,2% обучающихся и 77,7% отметили обратное. Свои ответы они аргументировали по-разному: например, среди тех, кому интересна лирика, некоторые указали, что им нравятся лишь отдельные произведения. Среди тех, кому лирические произведения не нравятся, были указаны следующие причины: «сложно понять смысл произведения, который автор в него вложил», «иногда бывает трудно выделять тропы, изобразительно-выразительные средства и объяснить их значение», «трудно воспринимать текст из-за формы, бывают непонятны переносные, символические значения слов».

Следующий вопрос конкретно устанавливает трудности, с которыми сталкиваются обучающиеся при изучении лирических произведений. 80,9% опрошенных указали на первый вариант ответа - «непонимание смысла текста, идеи произведения», 15,8% отметили «трудности восприятия, вызванные формой произведения» и 3,1% старшеклассников не испытывают трудностей.

Также был проведен анализ всероссийских олимпиадных работ по литературе (муниципальный этап) среди 10 классов школ г Якутска (2019 г). Всего приняли участие 78 обучающихся. Им давалась возможность «провести целостный анализ прозаического или поэтического текста. Выбор текста - право ученика» [6, с. 28]. Процентное количество выбравших целостный анализ стихотворения составило 28,2% и выбравших анализ прозаического произведения - 78,8%, что говорит о наименьшем интересе к поэтическим произведениям даже у одарённых детей.

Таким образом, полученные данные позволяют сделать следующие выводы:

- у опрошенных старшеклассников невысокий интерес к лирическим произведениям;

- обучающиеся испытывают затруднения при восприятии и анализе лирических произведений, которые связаны с непониманием идейного содержания, обусловленные метафоричностью поэтического слова и родовой спецификой лирики; неумением анализировать стихотворные тексты в единстве формы и содержания; с недостаточной развитостью эмоциональной сферы;

- многие старшеклассники полилингвальных школ испытывают трудности, сталкиваясь с поэтической речью, связанные с непониманием другой культурной реальности, чувств и событий, описанных поэтом.

На основе этих выводов становится понятным, что необходимой становится разработка определенной системы изучения лирических произведений в школе, которая позволила бы добиться максимально высоких результатов в развитии навыков анализа и интерпретации, а также умения адекватно и глубоко воспринимать текст. Сопоставительные методы изучения художественных произведений являются одним из наиболее целесообразных путей решения проблемы развития умений анализировать, обобщать, систематизировать полученные знания,

сравнивать и сопоставлять, а также способствуют межкультурной коммуникации.

В 10 профильном гуманитарном классе МБОУ «Намская улусная гимназия имени Н.С. Охлопкова» предлагаем изучение лирических произведений регионального поэта А. К. Михайлова. Выстраивая урок на основе концепта «снег», который и в русской, и в якутской культуре несет особое значение, обучающимся было предложено подобрать несколько ассоциаций к слову «снег». В результате получены следующие ответы: «зима» (75%), «белый» (64%), «холод» (53%), «снеговик» (2 5%), «Новый год» (25%), «снежинка» (22%), «пушистый» (19%) и др.

Далее предлагается небольшое исследование слова-концепта «снег» в культуре и литературе. Каждая группа выполняет одно задание: 1) найдите определение слова «концепт»; 2) найдите определение и этимологическое значение слова «снег»; 3) концепт «снег» в русской культуре; 4) концепт «снег» в русской поэзии.

Для анализа предлагается стихотворение А.К. Михайлова «Снег в Якутске» [7]. «На улице - свет, На улице - все, На улице - снег Кружится, кружится. И вот наш Якутск Совершенно сед, Белеют дома, Тротуары и улицы. Я молча стою И понять не могу, За что мне такое Счастье дано. Стою и смотрю На буйный разгул Снежинок, пьянящих, Словно вино. И радостно мне, И сладостно мне, И тают бесследно Любые обиды. Люблю этот снег, Ловлю этот снег И слушаю смех Любимой» [7].

Каким настроением пронизано это стихотворение? Как вы думаете, о чем это стихотворение? Отчего возникает чувство радости у лирического героя? Какую роль в этом стихотворении играет снег? Выпишите ключевые слова.

Обучающиеся отмечают, что стихотворение наполнено радостью от первого снега как начала чего-то нового. Ритм стихотворения помогает передать радостные ощущения лирического героя, который восхищается красотой природы, снегопада. Снегопад олицетворяет быстротечность времени, жизни. Об этом говорят строчки: «и тают бесследно любые обиды». Образ снега символизирует чистоту человеческой души, светлые чувства. Также ребята выделяют параллели между светом и снегом: «На улице - свет» - «На улице - снег» [7]. Снег - свет, чистота.

Далее сопоставляем стихотворение А.К. Михайлова с лирическим произведением якутской поэтессы Р.П Щировой «Привет тебе, о первозданный снег!..» [8]. Для систематизации материала ответы обучающихся оформляем в сопоставительную таблицу (табл. 1).

Таблица 1

Аспекты сопоставления А. К. Михайлов «Снег в Якутске» Р. П Щирова «Привет тебе, о первозданный снег!..»

Чувства лирического героя Лирический герой рад снегу: «Я молча стою / И понять не могу, / За что мне такое / Счастье дано» [7]. Стихотворение переполнено радостным, торжественным настроением Лирический герой Р. Щировой ощущает чувство радости, восхищения, но вместе с тем снег вызывает чувство грусти, герой погружается в глубокие раздумья: «Оставив свежей грусти влажный след», «И наступает в мире тишина / Неспешных дум и светлых ожиданий...» [8].

Ключевые слова «снег», «кружится», «Якутск» «совершенно сед», «разгул снежинок» [7] «первозданный снег», «чистотой», «лучистый, добрый свет», «зыбкий полусон», «обновленье», «тишина» [8]

Образ снега Снег как символ чистоты души («На улице - свет», «На улице - снег») [7]; как символ быстротечности времени или символ всепрощения («И тают бесследно / Любые обиды») [7] Снег - символ времени, обновления природы. Снег связан с мотивом сна: «И предавая прошлое забвенью, / Все погружаешь в зыбкий полусон. / И наступает в мире тишина» [8]. Также снег выступает символом чистоты и света: «Вновь я твоею чистотой пленяюсь / И легкостью воздушной восхищаюсь, / Ловя ладонью твой скользящий бег. / Струишь с небес лучистый, добрый свет» [8]

Вывод Образ снега в обоих произведениях динамичен, глаголы настоящего времени создают ощущение движения: «кружится», «белеют», «тают» [7]; «струишь», «слетаешь», «таешь», «плывешь», «погружаешь», «наступает» [8]

Образ снега в стихотворениях А. К. Михайлова и РП. Щировой

Таким образом, ученики выделяют специфические черты каждого произведения. Для А.К. Михайлова природа, зима, снег являются источником вдохновения. Его стихотворение наполнено чувством радости, умиротворенности. Стихотворение «Снег в Якутске» динамичное и веселое («буйный разгул снежинок»), при этом снег является объектом созерцания лирического героя, он завораживает его. А в стихотворении Р.П Щировой чувство радости сменяется грустью. Снег заставляет лирического героя погрузиться в свои мысли. В этом произведении концепт «снег» тоже связан со светом и с тишиной. Кроме того, ребята выделили мотив сна у Р.П. Щировой - «зыбкий полусон» [8], говорящий о том, что с наступлением зимы природа погружается в сон.

В заключение обучающиеся обращаются к произведениям русских поэтов, которые можно сопоставить со стихотворениями якутского поэта А.К. Михайлова.

Библиографический список

Старшеклассники отмечают стихотворения «Зимнее утро» А. С. Пушкина, «Береза», «Поет зима - аукает...» С.А. Есенина, «Чародейкою зимою...» Ф.И. Тютчева и др.

Сопоставительное изучение лирических произведений является эффективным способом углубления и расширения литературного образования школьников. Целесообразное и систематическое использование сопоставительного метода изучения художественных произведений способствует глубокому пониманию одного текста под влиянием другого, школьники учатся не только видеть сходства и различия в произведениях, но и развивают умения видеть мир в диалоге. Сопоставительное изучение произведений обеспечивает эффективное усвоение учебного материала, усиливает эмоциональную восприимчивость обучающихся, развивает навыки самостоятельного анализа литературного произведения.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. Available at: http:// https://fgos.ru

2. Черкезова М.В. Исторический опыт формирования содержания литературного образования в полиэтническом российском социуме. Стандарт и мониторинг в образовании. 2013; № 2: 44 - 48.

3. Межова М.В. Поэтический текст в межлитературном диалоге культур. Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2015; № 10: 168 - 178.

4. Белогуров А.Ю., Супрунова Л.Л. Поликультурный аспект национально-регионального компонента содержания общего образования. Available at: http://abelogurov. narod.ru/works/text2.html

5. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. Москва: Искусство, 1979.

6. Методические рекомендации по организации и проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2019/2020 учебном году. Москва, 2019.

7. Михайлов А.К. Снег в Якутске: Стихи. Москва: Современник, 1980.

8. Щирова РГ. Стихи. Якутск, 1985.

References

1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego obschego obrazovaniya. Available at: http:// https://fgos.ru

2. Cherkezova M.V. Istoricheskij opyt formirovaniya soderzhaniya literaturnogo obrazovaniya v poli'etnicheskom rossijskom sociume. Standart i monitoring v obrazovanii. 2013; № 2: 44 - 48.

3. Mezhova M.V. Po'eticheskij tekst v mezhliteraturnom dialoge kul'tur. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Gumanitarnye nauki. 2015; № 10: 168 - 178.

4. Belogurov A.Yu., Suprunova L.L. Polikul'turnyj aspekt nacional'no-regional'nogo komponenta soderzhaniya obschego obrazovaniya. Available at: http://abelogurov.narod.ru/ works/text2.html

5. Bahtin M.M. 'Estetika slovesnogo tvorchestva. Moskva: Iskusstvo, 1979.

6. Metodicheskie rekomendacii po organizacii i provedeniyu shkol'nogo i municipal'nogo 'etapov vserossijskoj olimpiady shkol'nikov po literature v 2019/2020 uchebnom godu. Moskva, 2019.

7. Mihajlov A.K. Sneg v Yakutske: Stihi. Moskva: Sovremennik, 1980.

8. Schirova R.G. Stihi. Yakutsk, 1985.

Статья поступила в редакцию 18.08.20

УДК 378

Okoneshnikova N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia),

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: Nadyaok80@mail.ru

FORMATION OF ETHNOCULTURAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS OF ELEMENTARY CLASSES AS A PEDAGOGICAL PROBLEM. The article reveals the problem of forming the ethnocultural competence of future primary school teachers. The relevance of the study lies in the fact that the process of integration of the Russian education system into the international educational space is currently developing, in connection with which, multicultural education is becoming relevant, where the cultural component of the educational content acquires special significance. Teachers are faced with the task of educating a personality with intercultural competence, formed on the basis of ethnic culture. The primary school teacher is a key figure in the educational process, a translator of the spiritual heritage of the people to the younger generation. The ethnocultural competence of a teacher is considered as an integral professional and personal characteristic that determines the readiness and ability to ethnocultural education of primary schoolchildren, the organization of activities to familiarize with the national culture, foster a positive, tolerant attitude and respect for the culture and traditions of other peoples.

Key words: ethno-cultural competence, formation, model, criteria, indicators, pedagogical conditions.

Н.В. Оконешникова, канд. пед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К Аммосова, г. Якутск, E-mail: Nadyaok80@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

В статье раскрывается проблема формирования этнокультурной компетентности будущих учителей начальных классов. Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время идет процесс развития глобализации образования, в связи чем актуальным становится поликультурное образование, где культурологическая составляющая содержания образования приобретает особое значение. Перед педагогами стоит задача - воспитание личности, обладающей межкультурной компетентностью, сформированной на основе этнической культуры. Учитель начальных классов является ключевой фигурой учебно-воспитательного процесса, транслятором духовного наследия народа подрастающему поколению. Этнокультурная компетентность педагога рассматривается как совокупность профессионально-личностных характеристик, определяющая готовность и способность к этнокультурному образованию младших школьников, организации деятельности по приобщению к национальной культуре, воспитанию позитивного, толерантного отношения и уважения к культуре и традициям других народов.

Ключевые слова: этнокультурная компетентность, учитель начальных классов, профессиональная подготовка.

В системе высшего образования предусматривается комплекс мероприятий по повышению качества подготовки студентов к педагогической деятельности в условиях поликультурной образовательной среды, способных к реализации

этнокультурного образования учащихся. Способствовать сохранению, развитию и пропаганде культурных достижений народа - одна из важных задач педагога. Согласимся с мнением В.А. Сластенина, что миссия педагога заключается в том,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.