doi: 10.33910/1992-6464-2020-195-203-212
Н. И. Никонова, С. Ю. Залуцкая
сопоставление в литературном образовании школьников поликультурного северного региона
В статье анализируются существенные характеристики сопоставления как средства анализа художественного текста в условиях поликультурной образовательной среды. Сопоставительный анализ произведений рассматривается как путь в мир культурных достижений общества и как условие развития личности школьника в соответствии с требованиями ФГОС среднего (полного) общего образования и ЕГЭ (литература). Обосновывается целесообразность изучения концепта «снег» на уроках литературы в старших классах. Представленная система анализа лирических произведений русских, якутского, эвенкийских поэтов побуждает учеников приходить к осознанию смысла каждого из сравниваемых произведений, способствует развитию диалогового мышления.
Ключевые слова: сопоставление, лирический текст, урок литературы, концепт, мультикуль-турное обучение.
N. Nikonova, S. Zalutskaya
comparison in the literary education of secondary-school students in a multicultural northern region
The article analyses the essential characteristics of comparison as a means of analysing a literary text in a multicultural educational environment. The authors regard comparative analysis of literary works as a means of understanding the cultural achievements of society, and also as a condition for the student's individual development in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standard of secondary (complete) general education and the Unified State Examination in Literature. The research substantiates the feasibility of studying the concept of «snow» in high school Literature classes. The presented system for analysing the lyrical works of Russian, Yakut, and Evenki poets encourages students to compare the poems and to achieve an understanding of their meaning, and contributes to the development of dialogue thinking.
Keywords: comparison, lyrical text, literature lesson, concept, multicultural learning.
В цифровом обществе, устремленном к инновациям в области научно-технического прогресса, человек вынужден прилагать всё больше усилий для сохранения своего духовного богатства, адекватного восприятия многомерной, многополярной, полифонич-ной картины мира. Гуманитарные технологии, применяемые в образовании, нацелены на формирование такой личности, способной отвечать вызовам современности, готовой к самореализации и гармоничной адаптации в социальной и профессиональной среде. Они позволяют управлять обучением так,
чтобы сделать его человекоцентричным, задействовать все человеческие ресурсы и создать необходимые условия для воспитания незаурядной личности. Гуманитарные технологии диалогичны по своей природе, поэтому идея диалога в методологии гуманитарного знания на рубеже ХХ-ХХ1 вв. стала доминирующей. Так, согласно диалогическому учению М. М. Бахтина, диалог — это способ вовлечения чужого (уже не чуждого) в свое, прежде всего — в свою речевую жизнь [3]. Диалог не сводится к общению, они не тождественны. Общение включает в себя
диалог как форму общения. Такой способ отношения к чужому смыслу (слову) М. М. Бахтин называет диалогизацией, находящей свое выражение в слове и в стиле мышления.
Диалогизация в литературном образовании реализуется посредством коммуника-тивно-деятельностных технологий [12], актуальных в усвоении гуманитарных знаний, формировании коммуникативных компетенций и воспитании личности, живущей в полифонии культур, голосов и смыслов. Понимать многоголосье культур — значит уметь читать «тексты», овладеть кодами, вступать в равноправное общение.
Обучать диалогу культур на уроках литературы возможно с использованием заданий когнитивного характера, например, на «вычленение общего и отличного...» [24, с. 327]. Задания на сопоставление направлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (далее — ФГОС) [23] на реализацию метапредметных целей обучения по формированию у школьников умения сравнивать, понимать чужие тексты, мыслить системно. В практике уроков литературы под сопоставлением подразумевается способ установления сходства и различия каких-либо литературных произведений, явлений или фактов с опорой на общее представление об историко-литературном процессе, историко-культурном контексте.
Умение сопоставлять художественные явления также включено в перечень требований к уровню подготовки выпускников школ, достижение которого проверяется на едином государственном экзамене (далее — ЕГЭ) по литературе. Контрольно-измерительные материалы экзамена содержат задания, выявляющие готовность экзаменуемого к такому виду деятельности, как «сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; самостоятельное определение оснований для сопоставления и аргументация позиций сопоставления» [21, с. 7].
Выпускник, выбравший экзамен по литературе, должен уметь «сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации» [9, с. 11]. Однако, анализируя результаты экзамена 2018 г., эксперты отмечают, что «задания, построенные на сопоставлении и требующие привлечения литературного контекста, по-прежнему вызывают затруднения у экзаменуемых (средний процент их выполнения составил 59,7, в 2017 г. — 50,5, в 2016 г. — 48,5)» [7, с. 7].
Основными причинами невысоких результатов выполнения заданий на сопоставление являются узкий литературный кругозор школьников, непонимание ими содержательного аспекта сопоставления, отсутствие устойчивых навыков логического рассуждения. Выпускники-гуманитарии зачастую не могут внимательно прочитать текст, понять формулировку заданий, построить ответ логически, аргументировать тезисы на основе художественного текста. Особые затруднения вызывает сопоставление лирических произведений. Организаторы ЕГЭ по литературе отмечают: «.проблема качественного выполнения сопоставительных заданий актуальна даже для выпускников с хорошей подготовкой и по важности сопоставима с обучением написанию сочинения на литературную тему. Задания на сопоставление самостоятельно выбранных художественных произведений с исходным текстом в заданном направлении анализа представляют собой один из путей выхода экзаменуемого в широкий литературный контекст. Так проверяется умение выпускника ассоциативно мыслить в поле художественной литературы, выявлять черты сходства и различия сопоставляемых явлений (в зависимости от заданного ракурса анализа), а также аргументировать свои размышления и выводы обращением к нескольким литературным произведениям» [8, с. 16].
Для устранения указанных проблем сравнительно-сопоставительного анализа текстов разработчики заданий рекомендуют «в сис-
тему подготовки к экзамену выпускников со средней, хорошей и очень высокой мотивацией... включать задания, нацеленные на совершенствование навыков сопоставительного анализа произведений разной родо-жанровой природы. Особое внимание следует уделять аспектному сопоставлению, с опорой на текст каждого из произведений. Чтобы примеры точно соответствовали заданному аспекту, ученик должен иметь определенную свободу выбора, то есть обладать хорошим читательским багажом, обогащение которого (в том числе заучивание наизусть стихотворений) — важная составляющая изучения литературы в средней школе» [8, с. 15].
Требования ФГОС и ЕГЭ по литературе к результатам обучения школьников сопоставлению художественных текстов актуализируют в практике преподавания учебного предмета применение данного вида заданий при анализе лирических произведений на уроках в старших классах. Диалогичность уроков литературы, специфика литературы как вида искусства ориентируют педагога на диалог культур при осмыслении художественного материала в условиях поликультурного регионального образовательного пространства. Методика диалога становится в этом случае доминирующим инструментом анализа текста, предполагающим сопоставление произведений русских и иноязычных авторов.
В качестве примера обратимся к практике организации диалога культур посредством заданий на сопоставление лирических текстов русских и инонациональных авторов в школах Якутии — одном из северных поли-лингвальных субъектов Российской Федерации.
Сопоставительный анализ служит плодотворной основой восприятия и оценки поэтических текстов, способствует формированию у обучающихся базовых свойств абстрактного, критического мышления, приобщает их к активному творческому поиску. Осознанное и целесообразное применение
сопоставления иноязычных текстов обеспечивает эффективность и результативность изучения школьного историко-литературного курса в осмыслении его многообразных связей, удовлетворяет потребность школьников в познании национальной картины мира носителей разных языков и культур, национальной специфики мышления.
Сопоставительный анализ проводится на уроках литературы в 10-11 классах при монологическом изучении творчества поэтов. Для организации диалога культур на национальном поэтическом материале логично вычленение художественного концепта как элемента художественной философии, отражающего особенности авторского мышления, передающего, по П. Абеляру, «ум, дух, мысль автора» [15, с. 54]. Концепт позволяет реконструировать творческую лабораторию автора, увидеть картину мира автора как представителя того или иного языка и культуры, творящего новые смыслы, создающего концептуальное поэтическое пространство для своего лирического героя.
Вводя в практику исследования лирического произведения концепт как инструмент анализа текста, учитель предполагает следующие виды деятельности обучающихся:
1) этимологический анализ слова-концепта;
2) анализ словообразовательного гнезда;
3) интерпретация произведений автора;
4) сопоставление исследуемого текста с произведениями других авторов;
5) обобщение, выделение основных смыслов концепта;
6) выполнение творческого задания — создание новых текстов, новых смыслов.
Приведем пример исследования концепта «снег» при сопоставлении лирических произведений русских поэтов А. С. Пушкина [19], А. А. Блока [4], Б. Л. Пастернака [17], русскоязычного якутского поэта А. К. Михайлова [15] и эвенкийских поэтов Д. Н. Ап-росимова [2], В. В. Даниловой [26], Н. Р. Ка-литина [13]. Выбор концепта обусловлен природно-климатическими особенностями Якутии, которую называют страной снегов
и холода, значительно влияющих на менталитет северного человека, проживающего в условиях вечной мерзлоты. В Якутии — самом холодном крае России — находится мировой полюс холода. Также сама Россия ассоциируется с зимой, снегом, холодом, что находит отражение в произведениях золотого века русской поэзии.
Зима является одним из любимых природных сезонов Пушкина (стихотворения «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю.» и др.). Снег как основной концепт русской зимы представлен в творчестве поэта ослепительным, чистым, роскошным («Великолепными коврами, / Блестя на солнце, снег лежит.»). Лирический герой часто признается в любви к зимнему пейзажу («Суровою зимой я более доволен, / Люблю ее снега»), долгая русская зима с ее ветрами, вьюгой, метелью («Полгода снег да снег»), в понимании автора, не губит человека, а, наоборот, дарит радость, веселый смех, крепость духа («Как дева русская свежа в пыли снегов!»). Снег всегда отражает внутреннее состояние лирического героя, демонстрируя «глубочайшее обнажение души русской природы, и чувства, пробуждаемые созерцанием зимних картин» [22, с. 121].
В поэме А. А. Блока «Двенадцать» (1918) концепт «снег» связан с белым цветом, который в авторском сознании обретает двойственность: с одной стороны, это холод, метель, смерть («Черный вечер. / Белый снег. / Ветер, ветер!»), а с другой — это «образ Христа» («Снежной поступью жемчужной, / В белом венчике из роз — / Впереди — Исус Христос»). Блок создает вокруг своих героев холодное, мертвое пространство («под белым снежком — ледок», «снег крутит», «воронкой снег»), противопоставляя ему в финале поэмы «явление религиозной красоты» [1] над белоснежным Петроградом. Таким образом, Блок на рубеже ХХ-Х1Х вв. переосмысляет концепт «снег», характерный для поэзии его великого предшественника А. С. Пушкина, вкладывая в этот художе-
ственный символ новый смысл вселенского хаоса и неопределенности, порожденных русской революцией.
В творчестве еще одного поэта Серебряного века Б. Л. Пастернака снег представляется как нечто таинственное. Автор описывает чувства, эмоции, настроение, которые вызывает данное атмосферное явление у лирического героя: снег у него тесно связан с жизнью («На нашей долгой бытности / Казалось нам не раз, / Что снег идет из скрытности / и для отвода глаз», «И все терялось в снежной мгле / Седой и белой», «И оттого двоится / Вся эта ночь в снегу»). Мотив снежного тканья, пелены как символа вечности, бесконечности находим в стихотворениях «Рассвет», «Свидание» («В воротах вьюга вяжет сеть / Из густо падающих хлопьев», «Слетались хлопья со двора»). Образ снега сопровождает важные моменты и в жизни главного героя романа «Доктор Живаго» Юрия Живаго и отражает его переживания. Это и утрата, и боль, и страдание, и ощущение новой жизни. Любовная история Лары и доктора развивается на фоне снега, вьюги, метели, где «снег — это всегда предвестник и спутник надвигающихся перемен, революционных и судьбоносных» [18, с. 297]. В этом Пастернак схож с Блоком и отличен от золотого пушкинского века.
В культурных традициях северных народов снег ассоциируется с чистотой, белизной, девственностью. В национальном сознании якутов он воспринимается как символ вечности бытия, круговорота событий, размеренности жизни. Снег — центральный образ якутской поэзии, в частности творчества поэта конца XX в. Алексея Михайлова. Названия его сборников и лирических стихотворений 70-90-х гг. часто включают концепт «снег»: «Снег», «Снег в Якутске», «Белое чудо», «Падут неслышные снега», «Снегу», «Тридцатый снег», «Благодарю я первый снег» и другие. В творчестве поэта снег не только удивительное явление природы («Снег, узорчатый весь и искристый.»), покрывающее осеннюю слякоть, увядшую траву («Но,
нисколько собой не гордясь, / Падал он, невесомо пушистый, / Обеляя последнюю грязь»), а образ, связанный с философским восприятием жизни, символ успокоения, умиротворения, душевной тишины («Падут неслышные снега. / И в мире станет тихо вдруг»). По мысли автора, «с падением первого снега зарождается начало нового годичного цикла, и это явление природы не подчинено человеческой воле» [6, с. 46]. Лирический герой Михайлова, так же как герой Пушкина, радуется первому снегу («Благодарю я первый снег / За чистый беспечальный свет»), любуется, восхищается им. Когда же снежная пора — это пора расставания с любимой, то у поэта появляются грустные, холодные, равнодушные «снега разлуки» («Вот между нами / Вновь снега разлуки. / Они лежат / Прозрачно-холодны»).
Поэзия коренных северных народов Якутии (эвенов, долганов, эвенков, юкагиров) богата и разнообразна. В контексте исследования ключевого для северного человека концепта поэтического текста «снег» интерес представляет эвенкийская культура. Она отражена в произведениях поэта Д. Н. Ап-росимова, который в литературном процессе Якутии стал «частью целого, общего, объединенного сознанием этнического родства писателей» [16, с. 69].
В культуре эвенков понятие «снег» обретает несколько значений, основное из которых «снег — символ чистоты, красоты, свежести» [10, с. 34]. Но в лирических произведениях эвенков, как и в жизни природы, он разный: сравнивается поэтами то с прекрасной девой («Ты нежна, / Будто первый / Нетронутый снег»), с песней («Заискрились звуки, / Как таежный снег», «Словно снег, свежа и неоглядна»), то с тяжелыми размышлениями («Ох, мысли об этом — как снег, пригибающий ветки, / Тайга этой думою, словно сугробом, покрыта»). Также исследуемый концепт в сознании авторов ассоциируется с эвенкийским праздником первого снега Синилгэн — благословение зимовья. Это праздник души
и ликования эвенков, после которого начинается великая охота.
Молодой эвенкийский поэт В. В. Данилова рассматривает снег как символ вечности («Все под снегом остынет, устроится»). Лирик Н. Р. Калитин любуется грациозностью зверя на фоне чистого снега («Красивей горностая зверя нет, / Летел бы, белый / Чистый снег вздымая»), в его картине мира всё быстротечно: таящий снег уносит с собой всё отжившее, забытое («Как снег растаяли в мирозданье / древних идолов времена»). Поэт Д. Н. Апросимов описывает, как радуется охотник свежему снегу («Охотник, мой дружок, / Смеется снегу свежему, / Читает, как газету, / Зверем лесным исслеженный, / Истоптанный снежок»). Это природное явление отражает состояние души, философские размышления лирического героя («Я очень устал. Стынет снежный покров»).
Концепт «снег» в разных культурах отличается многообразием авторского толкования, отражает и национальное, и личностное, индивидуальное, авторское видение природного явления. Однако объединяющим началом у поэтов разных исторических эпох и культур становится чистота и непревзойденность снега.
Обучающимся предлагается система заданий для исследования концепта «снег» в лирических произведениях А. С. Пушкина «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю.», А. А. Блока «И опять снега», поэме «Двенадцать», Б. Л. Пастернака «Зимняя ночь», «Свидание», «Рассвет», А. К. Михайлова «Падут неслышные снега», «Снег в Якутске», Д. Н. Апросимова «На зимнюю дорогу вышел я», «Завет предков»:
1) Раскройте лексическое толкование слова «снег». Определите тему произведений.
2) Найдите в лирических произведениях ключевые слова, мотивы, связанные с концептом «снег».
3) Подумайте, каким настроением, чувствами проникнуты лирические произведения.
4) Каково отношение лирического «Я» к миру природы и человеку в нем?
5) Напишите сочинение на основе картины Всеволода Иванова «Падение небесного камня». Какую роль играет концепт «снег» в произведении?
Итогом работы по сопоставительному анализу лирических текстов может стать таблица, обобщающая материал сравнения произведений русскоязычных и иноязычных авторов, обращающихся к концепту «снег», и убеждающая обучающихся, что для всех поэтов снег — это нечто особенное, живое,
Результаты, полученные школьниками в процессе анализа поэтических текстов, заносятся в таблицы 1 и 2 для сопоставления и выводов о роли художественного концепта «снег» в поэзии авторов как представителей разных культур.
источник вдохновения и сил. В стихотворениях А. С. Пушкина благодаря образу снега создается картина живого зимнего пейзажа, отражающего состояние лирического героя. Природа, облачившись в снежное одеяние, озаряет человека радостью, весельем, искренностью чувств. Снег на время придает
Таблица 1
Концепт «снег» в лирике русских поэтов А. С. Пушкина, А. А. Блока, Б. Л. Пастернака
Аспекты А. С. Пушкин А. А. Блок Б. Л. Пастернак
Значение слова «Снег — твердые атмосферные осадки, выпадающие из облаков в виде белых звездообразных кристалликов или хлопьев, представляющих собой скопление таких кристалликов. Сплошная масса таких осадков, покрывающая какое-либо пространство» [20, с. 164]
Ключевые слова «снег лежит», «скользя по утреннему снегу» («Зимнее утро»); «вихри снежные крутя» («Зимний вечер»); «бледный снег», «пороша», «как дева русская свежа в пыли снегов» («Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю ...») «опять, опять снега», «снежных мест», «белый крест», «снежный крест», «тучей снеговой», «станы снежных мачт», «снеговой трубач», «белый, снежный крест» («И опять снега»); «белый снег», «белый снежок», «снег крутит», «под белым снежком — ледок», «снежный прах», «Снег воронкой», «снег столбушкой», «снежной поступью жемчужной» («Двенадцать») «Мело, мело по всей земле», «слетались хлопья со двора», «И все терялось в снежной мгле» («Зимняя ночь»); «Засыплет снег дороги», «Одна средь снегопада / Стоишь ты на углу», «мокрый снег жуешь», «Снег на ресницах влажен», «Вся эта ночь в снегу» («Свидание»); «на эти улицы в снегу», «вьюга вяжет сеть», «Я таю сам, как тает снег» («Рассвет»)
Значение образа снега Олицетворение души лирического героя, особое понимание русского национального характера. Снег ассоциируется с утренней радостью, вечерней тоской, с любовными чувствами Снег является символом потустороннего мира, белый цвет обозначает трагический час очищения, когда «грешники становятся белыми как снег» Из хлопьев снега ткется нечто воскрешающее. Падающий снег — символ победы над внутренними страхами, лирический герой преодолевает свой страх
Настроение, чувства лирического «Я» Радостное / грустное, восторженное / печальное, легкое Мистическое, зазеркаль-ное, двойственное Одиночество, потерянность, обретение себя
Вывод Снег — восторг, смена чувств, настроений, движений Снег — крест, смерть, бездна, губительное кружение, белый цвет Снег — сеть, уход, воскрешение, цикличность
Таблица 2
Концепт «снег» в лирике якутского поэта А. К. Михайлова и эвенкийского поэта д. н. Апросимова
Аспекты А. К. Михайлов Д. Н. Апросимов
Значение слова «Снег — хаар; снеговой (покров) хаар (сабыы); снежный 1. (обильный снегом) хаардаах; 2. (свойственный снегу) хаар курдук, снежная белизна хаар макак; снежок мечеке хаар; снежинка хаар кыырпа^а; снегирь бай^ал ымыыма; снегурочка хаарчаана» [11, с. 263] «Снег — сидилгэн, иманна; идет снег сидирдерэн; пошел сильный снег сомат либгэллэн; начался декабрь, а снегу мало декабрь олча, эмй-вал сидилгэн хулукун» [5, с. 214-215]
Ключевые слова «неслышные снега», «на сорочку сменит снегов», только снег кругом / Кружит и головы дурманит» («Падут неслышные снега»). «На улице — снег», «И вот наш Якутск / Совершенно сед», «На буйный разгул снежинок» («Снег в Якутске») «На зимнюю дорогу вышел я», «снегами в лунном призрачном сиянье», «белесой мгле», «сумрак бледно-голубой» («На зимнюю дорогу вышел я»). «Снежный простор», «морозный окутает дым», «белесое небо заснеженных гор» («Завет предков»)
Значение образа снега Олицетворение покоя, тишины, безмятежности («Падут неслышные снега / И в мире станет тихо вдруг»). Олицетворение природы («Туманов свитер голубой / Туймаада на сорочку сменит...»). Снежный покров, окутавший город, символ всепрощения («И сладостно мне / И тают бесследно / Любые обиды») Олицетворение любимой, лирический герой после «душного жилья» оказывается во власти снежной дороги, видится ему дорогой образ («Напомнило тебя нежданно мне»). Снег сравнивается с огнем. Уставший лирический герой одинок («замрешь одиноким столбом ледяным»), но в чуме его ждет жена и «огонь полыхающий»
Настроение, чувства лирического «Я» Спокойствие, вечность, философское осмысление жизни Успокоение после трудного дня, открытие образа любимой. Одиночество на фоне снежного простора
Вывод Снег — свет, дарующий полный покой Снег — символ чистоты, красоты, силы природы
зиме состояние сна и покоя, но восхитительное чувство простора помогает герою забыть о своем одиночестве и унынии. В поэзии А. А. Блока снег символизирует стихию, перемены, разрушение, смерть, это «снежный прах». Он сжигает всё на своем пути: «вино и огонь составляют сущность самого снега, который и опьяняет, и жжет» [27, с. 185]. Самый значительный образ из поэмы «Двенадцать» Иисус Христос также связан с концептом «снег», он идет над зловещим Петербургом в снежном ореоле — символе чистоты. Образ снега в «Докторе Живаго» Б. Л. Пастернака становится важнейшим «элементом художественного пространства романа» [18, с. 298], обретает ключевое значение: автор показывает пересечение земного пути главного героя и природного явления
и в прозаической, и в поэтической части произведения.
Образ снега обретает смыслообразующее значение в поэзии якута А. К. Михайлова. Поэт создает отражающую национальное мировидение снежную зарисовку, окруженную таинственным ореолом умиротворенности, тишины и покоя. Его стихотворения отличаются спокойствием и мягкостью, здесь нет буйства чувств, веселья, задора, как в пушкинских произведениях. Для эвенкийского поэта Д. Н. Апросимова снег — это время постижения тайн природы, самого себя. Зима — время, когда деревья засыпают, седеют волосы у стариков, наступает момент для раздумий. Снег символизирует круговорот времени и беспрерывное обновление жизни. В поэзии Д. Н. Апросимова
находим пастернаковское осмысление цикличности жизни.
Изучение концепта «снег» на уроках литературы по сопоставлению лирических произведений русских и инонациональных поэтов не является самоцелью. Важнее формирование у обучающихся аналитических, творческих способностей, стимулирование потребности видеть и воспринимать окружающий мир во всем разнообразии культур. Исследование художественного концепта способствует развитию у школьников навыков «комплексного анализа текста» [25, с. 23], выявлению сходства и различий текстов в их диалоге с читателем. Сопоставляя поэтические тексты в аспекте, близком национальному сознанию, обучающиеся эффективнее усваивают материал, учатся находить сходства и различия в творчестве поэтов разного времени, иной культуры. Восприятие одного произведения меняется под влиянием сравниваемого с ним стихотворения, благодаря чему достигается более широкое пони-
мание текстов. Интересно сопоставлять не только произведения авторов, объединенных одной культурой, но и участвовать в диалоге поэтов разных культур. Так, якутские школьники осознают, что «поэзия Севера эстетически не замкнута в себе. Она органически впитывает, творчески перерабатывает всё необходимое из других культур, особенно соседних. При этом стремится не потерять своей самобытности» [10, с. 50].
Сопоставительный анализ лирических произведений служит плодотворной основой восприятия и оценки поэтических текстов обучающимися, приобщает их к активному творческому поиску, способствует формированию у старшеклассников критического мышления. Осознанное и целесообразное применение сравнительно-сопоставительного анализа лирических произведений обеспечивает эффективность и результативность изучения школьного историко-литературного курса в осмыслении его многообразных связей.
список литературы
1. Аверинцев С., Азадовский К., Александров В. и др. Финал «Двенадцати» — взгляд из 2000 года // Знамя. 2000. № 11. URL: http://www.zh-zal.ru/znamia/2000/11/dven.html (дата обращения: 17.01.2019).
2. Апросимов Д. Три родника: стихотворения / пер. с якут. Б. Романова, Б. Сиротина. М.: Современник, 1981. 79 с.
3. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. 445 с.
4. Блок А. А. Полное собрание сочинений и писем: в 20 т. Т. 5. Поэмы и стихотворения (1917-1921). М.: Наука, 1999. 565 с.
5. Болдырев Б. В. Русско-эвенкийский словарь / под ред. А. А. Кудри. М.: Русский язык, 1988. 304 с.
6. Бурцева Ж. В. Русскоязычная литература Якутии: художественно-эстетические особенности погра-ничья. новосибирск: наука, 2014. 132 с.
7. Зинин С. А., Барабанова М. А., Новикова Л. В. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2018 года по литературе. М., 2018. 29 с. URL: http://fipi.ru/sites/default/files/document/1535372170/literatura_2018.pdf (дата обращения: 20.02.2019).
8. Зинин С. А., Новикова Л. В., Гороховская Л. Н. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 года по литературе. М., 2017. 26 с. URL: http://fipi.ru/sites/default/files/document/1513063 790/literatura_2017_red._12.12.2017.pdf (дата обращения: 20.02.2019).
9. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по литературе. М.: ФИПИ, 2019. 14 с.
10. Копырин Н. З. Своеобразие изобразительных средств в поэзии севера Якутии // Литература народов севера Якутии: сборник научных трудов. Якутск: Якутский научный центр, СО АН СССР, 1990. 117 с.
11. Краткий русско-якутский словарь = нууччалыы-сахалыы кылгас тылдьыт: учебный словарь / сост. Т. И. Петрова. Якутск: Бичик, 2008. 368 с.
12. Лавлинский С. П. Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход. М.: Прогресс-Традиция; ИНФРА-М., 2003. 384 с.
13. Литература народов Крайнего Севера: Хрестоматия для учащихся 5-9 классов русскоязычных школ. Ч. II / сост. Р. С. Никитина. Якутск: НИПК «Сахаполиграфиздат», 1994. 184 с.
14. Михайлов А. К. Снег в Якутске: Стихи. М.: Современник, 1980. 80 с.
15. Неретина С. С. Слово и текст в средневековой культуре. Концептуализм Абеляра. М., 1995. 54 с.
16. Окорокова В. Б. История литератур народов Севера Якутии: учебное пособие. Якутск: Изд-во ЯГУ,
1999. 83 с.
17. Пастернак Б. Л. Доктор Живаго. СПб., 1988. 544 с.
18. Прусова Е. Н. Образы метели и снега в составе метеорологических явлений в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» // Человек в информационном пространстве: сборник научных трудов. Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, 2016. 440 с.
19. Пушкин А. С. Собрание сочинений: в 10 т. М.: Правда, 1981. Т. 2. 415 с.
20. Словарь русского языка: в 4 т. / АН СССР, Ин-т рус. яз.; под ред. А. П. Евгеньевой. 3-е изд. М.: Русский язык, 1985-1988. Т. 4. С-Я. 800 с.
21. Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2019 году единого государственного экзамена по литературе. М.: ФИПИ, 2019. 14 с.
22. Утяшева Л. А., Зарипова З. А. Поэтика зимних пейзажей А. С. Пушкина в школьном изучении // Педагогический журнал Башкортостана. 2017. № 6 (73). С. 121-128.
23. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413. URL: http://минобрнауки.рф /2365 (дата обращения: 21.01.2019).
24. Хуторской А. В. Современная дидактика: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001. 544 с.
25. Шутан М. И. Концепты русской литературы // Литература. 2016. № 4 (23). С. 61.
26. Эвенкийская литература: сборник / сост. В. Огрызко. М.: Литературная Россия, 2006. 320 с.
27. Юкина Е., Эпштейн М. Поэтика зимы // Вопросы литературы. 1979. № 9. С. 169-201.
REFERENSES
1. Averintsev S., Azadovskiy K., Aleksandrov V. i dr. Final «Dvenadtsati» — vzglyad iz 2000 goda // Znamya.
2000. № 11. URL: http://www.zh-zal.ru/znamia/2000/11/dven.html (data obrashcheniya: 17.01.2019).
2. AprosimovD. Tri rodnika: stihotvoreniya / per. s yakut. B. Romanova, B. Sirotina. M.: Sovremennik, 1981. 79 s.
3. BahtinM. M. Estetika slovesnogo tvorchestva. M.: Iskusstvo, 1986. 445 s.
4. Blok A. A. Polnoe sobranie sochineniy i pisem: v 20 t. T. 5. Poemy i stihotvoreniya (1917-1921). M.: Nauka, 1999. 565 s.
5. BoldyrevB. V. Russko-evenkiyskiy slovar' / pod red. A. A. Kudri. M.: Russkiy yazyk, 1988. 304 s.
6. Burtseva Zh. V. Russkoyazychnaya literatura Yakutii: hudozhestvenno-esteticheskie osobennosti pograni-ch'ya. Novosibirsk: Nauka, 2014. 132 s.
7. Zinin S. A., BarabanovaM. A., Novikova L. V. Metodicheskie rekomendatsii dlya uchiteley, podgotovlen-nye na osnove analiza tipichnyh oshibok uchastnikov EGE 2018 goda po literature. M., 2018. 29 s. URL: http:// fipi.ru/sites/default/files/document/1535372170/literatura_2018.pdf (data obrashcheniya: 20.02.2019).
8. Zinin S. A., NovikovaL. V., GorohovskayaL. N. Metodicheskie rekomendatsii dlya uchiteley, podgotovlen-nye na osnove analiza tipichnyh oshibok uchastnikov EGE 2017 goda po literature. M., 2017. 26 s. URL: http:// fipi.ru/sites/default/files/document/1513 063790/literatura_2017_red._12.12.2017.pdf (data obrashcheniya: 20.02.2019).
9. Kodifikator elementov soderzhaniya i trebovaniy k urovnyu podgotovki vypusknikov obrazovatel'nyh organizatsiy dlya provedeniya edinogo gosudarstvennogo ekzamena po literature. M.: FIPI, 2019. 14 s.
10. Kopyrin N. Z. Svoeobrazie izobrazitel'nyh sredstv v poezii severa Yakutii // Literatura narodov severa Yakutii: sbornik nauchnyh trudov. Yakutsk: Yakutskiy nauchnyj tsentr, SO AN SSSR, 1990. 117 s.
11. Kratkiy russko-yakutskiy slovar' = nuuchchalyy-sahalyy kylgas tyld'yt: uchebnyj slovar' / sost. T. I. Pet-rova. Yakutsk: Bichik, 2008. 368 s.
12. Lavlinskiy S. P. Tehnologiya literaturnogo obrazovaniya. Kommunikativno-deyatel'nostnyj podhod. M.: Progress-Traditsiya; INFRA-M., 2003. 384 s.
13. Literatura narodov Kraynego Severa: Hrestomatiya dlya uchashchihsya 5-9 klassov russkoyazychnyh shkol. Ch. II / sost. R. S. Nikitina. Yakutsk: NIPK «Sahapoligrafizdat», 1994. 184 s.
h3becthh prny hm. a. h. tep^ha
14.MihaylovA. K. Sneg v Yakutske: Stihi. M.: Sovremennik, 1980. 80 s.
15. Neretina S. S. Slovo i tekst v srednevekovoy kul'ture. Kontseptualizm Abelyara. M., 1995. 54 s.
16. Okorokova V. B. Istoriya literatur narodov Severa Yakutii: uchebnoe posobie. Yakutsk: Izd-vo YaGU, 1999. 83 s.
17. PasternakB. L. Doktor Zhivago. SPb., 1988. 544 s.
18. Prusova E. N. Obrazy meteli i snega v sostave meteorologicheskih yavleniy v romane B. Pasternaka «Doktor Zhivago» // Chelovek v informatsionnom prostranstve: sbornik nauchnyh trudov. Yaroslavl': Yaroslavs-kiy gosudarstvennyj pedagogicheskiy universitet im. K. D. Ushinskogo, 2016. 440 s.
19. Pushkin A. S. Sobranie sochineniy: v 10 t. M.: Pravda, 1981. T. 2. 415 s.
20. Slovar' russkogo yazyka: v 4 t. / AN SSSR, In-t rus. yaz.; pod red. A. P. Evgen'evoy. 3-e izd. M.: Russkiy yazyk, 1985-1988. T. 4. S-Ya. 800 s.
21. Spetsifikatsiya kontrol'nyh izmeritel'nyh materialov dlya provedeniya v 2019 godu edinogo gosudarstven-nogo ekzamena po literature. M.: FIPI, 2019. 14 s.
22. Utyasheva L. A., Zaripova Z. A. Poetika zimnih peyzazhey A. S. Pushkina v shkol'nom izuchenii // Pedagogicheskiy zhurnal Bashkortostana. 2017. № 6 (73). S. 121-128.
23. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego (polnogo) obshchego obrazovaniya. Utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 17 maya 2012 g. № 413. URL: http://minobrnauki.rf /2365 (data obrashcheniya: 21.01.2019).
24. HutorskoyA. V. Sovremennaya didaktika: uchebnik dlya vuzov. SPb.: Piter, 2001. 544 s.
25. Shutan M. I. Kontsepty russkoy literatury // Literatura. 2016. № 4 (23). S. 61.
26. Evenkiyskaya literatura: sbornik / sost. V. Ogryzko. M.: Literaturnaya Rossiya, 2006. 320 s.
27. Yukina E., Epshteyn M. Poetika zimy // Voprosy literatury. 1979. № 9. S. 169-201.