Развитие познавательного интереса у детей младшего школьного возраста посредством применения геометрического материала на уроках математики
Мамедова Лариса Викторовна,
канд. педагогических наук, доцент, зав. кафедры ПиМНО ТИ (ф) СВФУ E-mail: [email protected]
Никифорова Вера Валерьевна,
студент, ТИ(ф) «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» E-mail: [email protected]
Начальная школа выполняет одну из основных функций в развитии у обучающихся интереса к процессу познания, к различным способам поиска учебной информации, её переработке и применению. Показано, что от уровня развития познавательного интереса к учебному предмету зависит успех школьника. Проведенный нами анализ существующих методических материалов показывает, что сегодня необходимо применять в процессе обучения младшего школьника соответствующие образовательные технологии, которые бы развивали мотива-ционную сферу ученика, воздействуя на психические процессы младшего школьника: восприятие, внимание, память и воображение.
В данной статье рассматривается развитие познавательного интереса у учащихся младшего школьного возраста с помощью применения геометрического материала на уроках математики.
В работе представлен опыт пропедевтического изучения геометрического материала в начальной школе, при подборе которого осуществлена связь с окружающим младшего школьника миром; описана организация работы в подгруппах для проведения микроисследования с помощью учебной дискуссии, в процессе которой учащиеся аргументируют своё мнение, принимают участие в дидактических играх, таких как «Геометрический словарь», «Черный ящик», «Только одно свойство или признак», «Домино», «Геометрическое лото», «Аннограм-мы» и других.
Ключевые слова: познавательный интерес, геометрические материалы, младшие школьники, математика.
Одним из важнейших вопросов современной педагогической науки является развитие познавательного интереса ребёнка, проявляющегося в стремлении школьника получать новые знания. По мнению автора, формировать устойчивый интерес к познанию можно в процессе учебной деятельности.
Так, Г.И. Щукина обозначает процесс как «особое избирательное, наполненное активным замыслом, сильными эмоциями устремлениями отношение личности к окружающему миру, к его объектам, явлениям и процессам» [10, с. 106]. По мнению автора, наиболее значимой для познавательного интереса является исследование мо-тивационной составляющей.
В структуре познавательного интереса Г.И. Щукина выделяет несколько компонентов: эмоциональный, интеллектуальный и регулятивный компоненты.
Эмоциональный компонент познавательного интереса характеризуется положительным отношением к деятельности. Он ярко проявляется во взаимодействии с учителем и одноклассниками.
Интеллектуальный компонент связан с развитием умения анализировать, обобщать наблюдения, сравнивать явления, классифицировать их. Г.И. Щукина видит проявление этого компонента «в структуре познавательного интереса, когда ученик определяет свойства и характеристики исследуемого предмета, ищет новые способы решения задач [10].
Регулятивный компонент отражает стремления ученика, который старается преодолеть трудности на пути к познанию, принимает решения. Его внимание сосредоточено на предмете познания. Ему важен положительный результат деятельности. Поэтому у учащегося развиваются навыки самостоятельной работы. «Творческий же компонент позволяет ученику переносить ранее усвоенные способы деятельности в новую ситуацию для создания нового» [5].
В свою очередь, Л.И. Божович утверждает, что «развитие познавательного интереса у учащихся происходит по-разному» [1]. У некоторых детей он проявляется к теоретическому исследованию, а у других проявляется в практической деятельности.
К.М. Трубинова, рассматривая особенности развития познавательного интереса у младших школьников, отмечает, что некоторые авторы считают: «младшему школьнику не свойствен познавательный интерес, так как сильны интересы, ха-
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
рактерные для дошкольника» [9]. Поэтому учителю начальных классов при организации учебной деятельности важно использовать игровые технологии, активные и интерактивные методы.
Кроме того, как возрастную особенность младшего школьника К.М. Трубинова обозначает потребность его во внешних впечатлениях. По мнению автора, именно эта «потребность способна преобразоваться в познавательный интерес» [9].
Вместе с тем автор подчёркивает, что отметочная мотивация играет важную роль в развитии познавательного интереса, но в силу возраста не все дети понимают истинный смысл оценки. Так, К.М. Трубинова утверждает: «Отметочная мотивация как отмечали Ш.А. Амонашвили и В.И. Загвя-зинский и др., часто оказывает негативное влияние на познавательный интерес ребенка, что таит в себе опасность формирования эгоистических побуждений, не относящихся к сущности учения, влияет на развитие отрицательных черт личности» [9].
А.И. Гуссоева, И.Л. Качмазова и Н.В. Тимошки-на, в отличие от авторов, считающих, что в младшем школьном возрасте сложно развить познавательный интерес, полагают: «Возрастные психологические особенности учеников начальной школы, их естественное любопытство, чувствительность, особое отношение к овладению новым, готовность воспринимать все, что дает учитель, создают благоприятные условия для формирования познавательного интереса» [3, с. 153]. Как отмечают авторы работы, младший школьник внимательно наблюдает за определённым процессом, рассматривает новый объект, что побуждает его узнать у взрослого человека причины появления процесса или возникновения объекта; выяснить особенности того, что он сейчас наблюдает, и, наконец, самому найти информацию об этом. Сегодня же развитие глобальной сети, средств массовой информации и игровых технологий в значительной степени влияет на познавательный интерес школьника.
В связи с этим авторы исследовали уровни познавательного интереса младших школьников. Так, при элементарном уровне развития младший школьник проявляет интерес к изучаемому явлению, который проявляется к возникновению вопросов. Эти вопросы должны удовлетворить любопытство ребёнка.
На среднем же уровне развития познавательного интереса у ученика возникает интерес к познанию явлений, мотивирующий искать информацию для их объяснения. Проявляя такой интерес, ученик в процессе удовлетворения его активно оперирует уже приобретёнными умениями, использует уже полученные знания для получения результата.
5 Характеризуя высокий уровень, А.И. Гуссо-5 ева, И.Л. Качмазова и Н.В. Тимошкина обраща-^ ются к работе О.В. Булатовой: «Высокий уровень еЗ познавательного интереса представляет интерес ав учащихся младшего школьного возраста к уста-
новлению общих принципов, действующих в различных условиях явлений, к выявлению тех или иных закономерностей, к установлению причинно-следственных связей. Обозначенный уровень непосредственно взаимосвязан с элементами исследовательской творческой деятельности, сопровождается одновременным совершенствованием усвоенных способов действия и приобретенных» [Цит. по 3, с. 155-156].
Понимая значимость и особенности развития познавательного интереса, авторы работы утверждают, что для его формирования важно создание ситуации успеха. Кроме того, А.И. Гуссоева, И.Л. Качмазова и Н.В. Тимошкина подчёркивают, что проектная деятельность, соответствующая принципам системно-деятельностного подхода, развивающая самостоятельную познавательную деятельность учащихся, также способствует реализации рассматриваемой цели. Для развития познавательного интереса также, по мнению авторов, учитель должен использовать информационно-коммуникативные технологии [3].
Таким образом, анализ работ показывает, что в соответствии с направленностью сегодняшнего образования на гуманизацию значимо изучение способов развития познавательного интереса младших школьников. Необходимо также отметить, что в ФГОС НОО в числе личностных характеристик ученика начальной школы указано «любознательность, активное и заинтересованное стремление познать мир, владение основами умения учиться, способность к организации собственной деятельности» [9].
В данной статье мы рассмотрим развитие познавательного интереса у детей младшего школьного возраста через изучение геометрического материала в рамках учебного предмета «Математика», 4 класс. «Работа над освоением младшими школьниками геометрического материала должна ориентироваться на заданные цели, сформулированные задачи самого учебного предмета» [2].
Геометрический материал в программе начальной школы носит пропедевтический характер и не выделяется в самостоятельный раздел, он включается в программу каждого года обучения. Применение учителем начальных классов активных методов и форм обучения (мультимедийные презентации, метод проектов, моделирование фигур, мозговой штурм, исследовательский метод, создание проблемных ситуаций, дидактические игры, метод «Сократа», приемов конструктивно-геометрической направленности и других) при изучении с детьми геометрического материала в рамках школьной программы будет способствовать развитию у школьников познавательного интереса, что в старших классах сыграет важную роль. Также можно порекомендовать и применение заданий творческой направленности: составление детьми своего словарика (Геометрический словарик»; заполнение по группам геометрической копилки; создание и проведение геометрических соревнований и т.д.). Необходимо также
помнить, что при изучении геометрического материала нужно придерживаться принципа «Принцип связи теории с практикой», а также показывать связь с другими предметами, которые школьники могут изучать в дальнейшем или профессиональной деятельностью определенных специалистов. Например, при изучении темы «Конус», можно рассмотреть историческую справку происхождения данного слова, а потом показать связь с геологией, где есть в обиходе такое понятие как «конус выноса». Это форма рельефа, образованная скоплением обломочных пород (гальки, гравия, песка), вынесенными горными реками на предгорную равнину или в более плоскую широкую долину. После предложить детям в группах с моделировать данный объект сравнить с другими геометрическими фигурами и определить его основные признаки.
На основе анализа программного материала по математике и учебно-методических материалов нами были подобраны темы, которые можно внедрить в программный материал уроков математики в 4 классе:
1. Узнаем площади фигур.
2. Старые единицы измерения длины.
3. Флаги населённых пунктов.
4. Орнаменты.
5. Городские улицы.
6. Углы.
7. Расчётные работы в процессе строительства.
На усмотрение учителя начальных классов данные темы могут расширяться или сужаться в объеме по времени. Этот вопрос решается после диагностики подготовленности класса как усвоившего геометрический материал или слабо ориентирующегося в этих вопросах, по критерию готовности работать с программными продуктами, а также технических возможностей реализовать работу. Все материалы задании согласованы с нормами ФГОС для младших классов [6].
Материал сформирован в нескольких заданиях, где четвероклассники подробно познакомятся с несколькими темами, изучат многоугольники, свойства круга и окружности, поймут физическую основу плана и масштаба, раскроют свойства объемных элементов и т.д. Также работа посвящена осевой симметрии, даётся информация о площадях и объемах, выраженные как диаграммы. В отдельных темах учтен региональный аспект, из-за чего ученики будут работать с историческими и краеведческими материалами, то есть в данном случае будет идти работа с увязкой практики и окружающего мира детей.
Такая работа будет способствовать развитию заинтересованности школьников в изучении уроков математики и конкретно геометрического материала.
Работу по изучению геометрического материала в начальных классах лучше строить по рекомендациям Н. Пахомовой, так как в публикации этого автора дана точная характеристика для начальной школы. Автор отмечает, что при работе
с геометрическим материалом ученики переходят со стадии на стадию. Рекомендации данного автора были нами разделены два этапа [7].
На первом этапе работы педагог рассказывает детям о геометрических материалах, при этом связывает свою беседу с окружающей их действительностью.
На втором этапе организует работу в подгруппах для проведения микро-исследования, а затем предлагает детям презентовать результаты своей деятельности. На втором этапе при проведении микро-исследования обязательно применяются такие методы как: дискуссия, аргументация, мозговой штурм, открытый диалог и дидактические игры («Геометрический футбол», «Черный ящик», «Только одно свойство или признак», «Домино», «Геометрическое лото», «Аннограммы» и др.).
В таблице 1 представлен фрагмент одного из вариантов организации урока на тему «Узнаем площади фигур», согласно приведенным выше этапам.
Таблица 1. Содержание деятельности учителя и учащихся «Узнаем площади фигур»
Деятельность учителя
Педагог начинает беседу, чтобы определить знания младших школьников о многообразии геометрических фигур, возможности измерить их площадь как физическую величину.
Рассказывает о геометрических фигурах, еще не изученных в школе, а затем дает задание суммировать всю информацию о фигурах в многостраничном альбоме. Дает основы калькуляции, если необходимо вычислить площадь фигуры. Приводит пояснения того, какую цель преследует проект, совместно с учениками определяется с наиболее интересным названием.
Деятельность учащихся
Ученики выражают согласие в том, что им интересна цель проекта. Из предложенных учителем вариантов подбирают оптимальное, чтобы обозначить проект конкретным названием
2. Организация деятельности
• Педагог озвучивает классу вопросы о том, какие темы и проблемы раскрываются при выполнении проекта:
• Назовите объекты и явления нашего мира, очень похожие
на линии и фигуры классической геометрии?
• В каком соотношении линии на плоскости лежат одна к другой?
• Назовите известные вам фигуры?
• Спланируйте работу, которую нужно выполнить в рамках
• проекта и разбейте альбом на конкретные разделы.
• Ученики подключаются к проекту, планируют выполнение его в каждом шаге работы.
• Подсчитывают страницы, на которых в полном объеме будет подана информация о линиях
и фигурах.
• Разбивают содержание альбома на разделы и определяются с содержанием:
• показать разнообразные линии, на конкретных примерах,
• изобразить их;
• показать объекты, площадь для которых рассчитывается по формулам;
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
Окончание
Деятельность учителя
о с
CJ
Литература
Деятельность учащихся
• в написанном виде
и на рисунках показать ответы, отвечающие на вопросы учителя;
• показать выполнение заданий и варианты решения;
• придумать ребусы, рассказы, загадки, где главный герой - геометрическая фигура или линия
3. Осуществление деятельности
Педагог поддерживает учеников. Перечисляет наиболее информативные источники. Наталкивает на пути решения, если ученики испытывают трудности.
Проверяет составленные альбомы, все разделы и задания. Отмечает ошибки и предлагает внести исправления.
Учащиеся работают с рекомендованными источниками, откуда выбирают актуальную информацию. Дополнительные сведения подбираются с участием старших, а также самостоятельно.
В каждой группе оформляется один экземпляр альбома
4. Подготовка и презентация результатов проекта
Предлагает, каким образом продемонстрировать результаты на презентации.
Тренирует учеников, чтобы успешно участвовать в презентации. Одобряет допуск группы к защите альбома.
Является организатором анализа проект.
Опрашивает таким образом, чтобы подтолкнуть участников к ответу благодаря наводящим вопросам.
Создает условия для анализа выполненной работы, подчеркивает самые удачные и полные решения, указывает недоработки и необходимость дополнить их конкретными данными
Ученики проводят защиту выполненного в группе альбома.
Демонстрируют итоги работы.
Если учитель и другие участники задают вопросы, нужно дать ответ. Анализируют альбомы каждой группы, указывают сильные и слабые стороны
Таким образом, определение сущности развития познавательного интереса в контексте образовательного процесса в начальной школе, представленное ученными позволяет сделать следующий вывод. Большая роль в развитии познавательного интереса принадлежит учителю. Именно оттого, каким образом будет построена учебная деятельность, сможет ли привлечь он учащихся начальных классов, зависит успех развития познавательного интереса у детей. Необходимо помнить, что познавательный интерес является образованием формирующимся и развивающимся. При этом его влияние на формирование личности школьника обусловливается: уровнем развития, характером, взаимосвязью познавательного интереса и других мотивов, своеобразием познавательного интереса в учебной деятельности, связью познавательного интереса с жизненными перспективами.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные труды /Под ред. Д.И. Фельд-штейна. - М.: Педагогика-Пресс, 2001. - 352с. Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития. - М.: Просвещение, 2006. - 452 с.
Гуссоева А.И. Особенности развития познавательного интереса младших школьников / И.И. Гуссоева, И.Л. Качмазова, Н.В. Тимошкина // Международный студенческий научный вестник - 2018 - № 6 - С. 152-159 Иванова, Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе// Начальная школа. - 2014. - № 2. - С. 96-101. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Знание, 2016. 246 с. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования/ Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 декабря 2009 г. № 15785.Режим доступа: file:///C:/Users/ User/Downloads/fgos_ru_nach.pdf.pdf (Дата обращения: 27.02.2021 г.). Пахомова, Н.Ю. Проектная деятельность: методическое пособие для учителя начальных классов. 4 класс / Н.Ю. Пахомова, И.В. Суво-локина, И.В. Денисова. - Москва: Русское слово - учебник, 2015. - 193 с. Подласый И.П. Педагогика: Учебник. - М.: Высшее образование, 2006. - 540 с. Трубинова, К.М. Познавательный интерес и его развитие в процессе обучения в начальной школе / К.М. Трубинова. - Текст: непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2017 г.). - Казань: Молодой ученый, 2017. - С. 9-14. - URL: https:// moluch.ru/conf/ped/archive/270/12881/ (дата обращения: 01.04.2021). 10. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М.: Педагогика, 2012. -309 с.
DEVELOPMENT OF COGNITIVE INTEREST IN CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE THROUGH THE USE OF GEOMETRIC MATERIAL IN MATHEMATICS LESSONS
Mamedova L.V., Nikiforova V.V.
State Autonomous Educational Institution of Higher Professional Education "North-Eastern Federal Institute of MK Ammosova" in Neryungri
Primary school performs one of the main functions in developing students' interest in the process of cognition, in various ways of searching for educational information, its processing and application. The success of the student depends on the level of development of cognitive interest in the subject. Our analysis of existing teaching materials shows that today it is necessary to apply appropriate educational technologies in the process of teaching a younger student, which would develop the student's motivational sphere, influencing the mental processes of a younger student: perception, attention, memory and imagination.
This article examines the development of cognitive interest in primary school students through the use of geometric material in mathematics lessons.
8.
9.
The paper presents the experience of the propaedeutic study of geometric material in elementary school, in the selection of which the connection with the world around the younger schoolchild is realized; describes the organization of work in subgroups for conducting micro-research with the help of educational discussion, during which students argue their opinion, take part in didactic games, such as "Geometric Dictionary", "Black Box", "Only one property or feature", "Domino", "Geometric Lotto", "Annograms" and others.
Keywords: cognitive interest, geometric materials, elementary school students, mathematics.
References
1. Bozhovich L.I. Problems of personality formation: Selected works / Ed. by D.I. Feldstein. - M.: Pedagogika-Press, 2001. -352 p.
2. Vygotsky L.S. Problems of age periodization of child development. - M.: Prosveshchenie, 2006. - 452 p.
3. Gussoeva A.I. Features of the development of cognitive interest of younger schoolchildren / I.I. Gussoeva, I.L. Kachmazo-va, N.V. Timoshkina // International Student Scientific Bulle-tin-2018-No. 6. pp. 152-159.
4. Ivanova, N.V. Opportunities and specifics of the project method application in primary school//Elementary school. - 2014. -No. 2. - p. 96-101.
5. Morozova N.G. To the teacher about cognitive interest. Moscow: Znanie, 2016. 246 p.
6. On the approval and introduction of the federal state educational standard of primary general education / Registered in the Ministry of Justice of the Russian Federation on December 22, 2009 No. 15785. Access mode: file: // C:/Users/User/Downloads/ fgos_ru_nach. pdf. pdf (Accessed: 27.02.2021).
7. Pakhomova, N. Yu. Project activity: a methodological guide for primary school teachers. 4 class / N. Yu. Pakhomova, I.V. Su-volokina, I.V. Denisova. - Moscow: Russian word-textbook, 2015. - 193 p.
8. Podlasyy I.P. Pedagogika: Uchebnik. - M.: Higher education, 2006 - 540 p.
9. Trubinova, K.M. Cognitive interest and its development in the process of learning in primary school / K.M. Trubinova. - Text: direct // Pedagogy today: problems and solutions: proceedings of the II Intern. nauch. Conf. (Kazan, September 2017). - Kazan: a Young scientist, 2017. - P. 9-14. URL: https://moluch.ru/conf/ ped/archive/270/12881/ (date of access: 01.04.2021).
10. Shchukin G. I. the Problem of cognitive interest in pedagogy. -M.: Pedagogika, 2012. - 309 p.