Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ТЕХНИКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ-ИНСТРУМЕНТАЛИСТОВ КАК ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС'

РАЗВИТИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ТЕХНИКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ-ИНСТРУМЕНТАЛИСТОВ КАК ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
75
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
исполнительская техника / обучающиеся-инструменталисты / творческий процесс / музыкальное произведение / развитие / детерминанты / класс / performing technique / student-instrumentalists / creative process / musical work / development / determinants / class

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — О.А. Блок

В статье обосновывается актуальность развития исполнительской техники обучающихся-инструменталистов с позиции личностно-творческого подхода. Определяются объект, предмет, цель и задачи исследования. Обозначается ряд негативных факторов, влияющих на техническое становление исполнителей-музыкантов: схематизм, муштра, бессознательные алгоритмы действий, а также механистичность, формализм, стереотипность мышления и противопоставление технического и художественно-образного начала. Доказывается, что осознанная, целенаправленная и целесообразная репетиционная работа, вариативный, детализированный и в то же время комплексный характер заданий, упражнений с элементами авторского творчества во многом определяют педагогические условия технического развития обучающихся-инструменталистов как креативного процесса. Резюмируется, что перспективы творческого развития обучающихся-инструменталистов заключаются в поиске образовательных моделей, принципов, педагогических условий, обеспечивающих художественно-техническую целостность, психомоторное единство, слуходвигательный контроль в исполнительском процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE PERFORMANCE TECHNIQUE OF STUDENTS-INSTRUMENTALISTS AS A CREATIVE PROCESS

The article substantiates the relevance of the development of the performing technique of student-instrumentalists from the standpoint of a personal-creative approach. The object, subject, purpose and objectives of the study are determined. A number of negative factors are indicated that affect the technical development of performing musicians: schematism, drill, unconscious algorithms of actions, as well as mechanism, formalism, stereotyped thinking and the opposition of technical and artistic-figurative principles. It is proved that conscious, purposeful and expedient rehearsal work, variable, detailed and at the same time complex nature of tasks, exercises with elements of author’s creativity largely determine the pedagogical conditions for the technical development of instrumental students as a creative process. It is summarized that the prospects for the creative development of student-instrumentalists are in the search for educational models, principles, pedagogical conditions that ensure artistic and technical integrity, psychomotor unity, auditory-motor control in the performing process.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ТЕХНИКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ-ИНСТРУМЕНТАЛИСТОВ КАК ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС»

Библиографический список

1. Алиева З. Теоретико-методические аспекты формирования культуры вокальной речи у обучающихся на занятиях в хоровом классе. Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2021; № 10: 38-42.

2. Кудрявцева В.В. Формирование музыкальной культуры бакалавров вокального искусства в гуманитарном университете. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва: Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова, 2013.

3. Савельева И.П., Слинкина А.А. Работа над формированием вокальной культуры в вокальном ансамбле. Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2019: 195-197.

4. Андгуладзе Н. Homo cantor: Очерки вокального искусства. Москва: Аграф, 2003.

5. Бойко Е.А. Энциклопедия дыхательной гимнастики (Правильное дыхание - залог вашей работоспособности). Москва: Вече, 2007.

6. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. Москва: Метафора, 2010.

7. Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. Москва: Музгиз, 1963.

8. Сонки С.М. Теория постановки голоса в связи с физиологией органов дыхания и гортани. Москва: Либроком, 2012.

9. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение. Секреты вокального мастерства. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

10. Романова Л.В. Школа эстрадного вокала: учебное пособие. Санкт-Петербург: Лань, 2007.

11. Риггс С. Как стать звездой. Москва: Guitar College, 2000.

References

1. Alieva Z. Teoretiko-metodicheskie aspekty formirovaniya kul'tury vokal'noj rechi u obuchayuschihsya na zanyatiyah v horovom klasse. Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2021; № 10: 38-42.

2. Kudryavceva V.V. Formirovanie muzykal'noj kul'tury bakalavrov vokal'nogo iskusstva v gumanitarnom universitete. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva: Moskovskij gosudarstvennyj gumanitarnyj universitet im. M.A. Sholohova, 2013.

3. Savel'eva I.P., Slinkina A.A. Rabota nad formirovaniem vokal'noj kul'tury v vokal'nom ansamble. Kul'tura, nauka, obrazovanie: problemy iperspektivy: materialy VII Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Nizhnevartovsk: Nizhnevartovskij gosudarstvennyj universitet, 2019: 195-197.

4. Andguladze N. Homo cantor: Ocherki vokal'nogo iskusstva. Moskva: Agraf, 2003.

5. Bojko E.A. 'Enciklopediya dyhatel'noj gimnastiki (Pravil'noe dyhanie - zalog vashej rabotosposobnosti). Moskva: Veche, 2007.

6. Schetinin M.N. Dyhatel'naya gimnastika A.N. Strel'nikovoj. Moskva: Metafora, 2010.

7. Golubev P.V. Sovety molodym pedagogam-vokalistam. Moskva: Muzgiz, 1963.

8. Sonki S.M. Teoriya postanovki golosa v svyazi s fiziologiej organov dyhaniya i gortani. Moskva: Librokom, 2012.

9. Gontarenko N.B. Sol'noe penie. Sekrety vokal'nogo masterstva. Rostov-na-Donu: Feniks, 2007.

10. Romanova L.V. Shkola 'estradnogo vokala: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: Lan', 2007.

11. Riggs S. Kak stat'zvezdoj. Moskva: Guitar College, 2000.

Статья поступила в редакцию 18.11.22

УДК 37 (1174)

Blok O.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Moscow State Institute of Culture (Khimki, Russia), E-mail: o.blokh2011@yandex.ru

DEVELOPMENT OF THE PERFORMANCE TECHNIQUE OF STUDENTS-INSTRUMENTALISTS AS A CREATIVE PROCESS. The article substantiates the relevance of the development of the performing technique of student-instrumentalists from the standpoint of a personal-creative approach. The object, subject, purpose and objectives of the study are determined. A number of negative factors are indicated that affect the technical development of performing musicians: schematism, drill, unconscious algorithms of actions, as well as mechanism, formalism, stereotyped thinking and the opposition of technical and artistic-figurative principles. It is proved that conscious, purposeful and expedient rehearsal work, variable, detailed and at the same time complex nature of tasks, exercises with elements of author's creativity largely determine the pedagogical conditions for the technical development of instrumental students as a creative process. It is summarized that the prospects for the creative development of student-instrumentalists are in the search for educational models, principles, pedagogical conditions that ensure artistic and technical integrity, psychomotor unity, auditory-motor control in the performing process.

Key words: performing technique, student-instrumentalists, creative process, musical work, development, determinants, class.

О.А. Блок, д-р пед. наук, проф., Московский государственный институт культуры, г. Химки, E-mail: o.blokh2011@yandex.ru

РАЗВИТИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ТЕХНИКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ-ИНСТРУМЕНТАЛИСТОВ КАК ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

В статье обосновывается актуальность развития исполнительской техники обучающихся-инструменталистов с позиции личностно-творческого подхода. Определяются объект, предмет, цель и задачи исследования. Обозначается ряд негативных факторов, влияющих на техническое становление исполнителей-музыкантов: схематизм, муштра, бессознательные алгоритмы действий, а также механистичность, формализм, стереотипность мышления и противопоставление технического и художественно-образного начала. Доказывается, что осознанная, целенаправленная и целесообразная репетиционная работа, вариативный, детализированный и в то же время комплексный характер заданий, упражнений с элементами авторского творчества во многом определяют педагогические условия технического развития обучающихся-инструменталистов как креативного процесса. Резюмируется, что перспективы творческого развития обучающихся-инструменталистов заключаются в поиске образовательных моделей, принципов, педагогических условий, обеспечивающих художественно-техническую целостность, психомоторное единство, слуходвигательный контроль в исполнительском процессе.

Ключевые слова: исполнительская техника, обучающиеся-инструменталисты, творческий процесс, музыкальное произведение, развитие, детерминанты, класс.

Техническое развитие исполнителей-инструменталистов издревле рассматривалось как процесс механистический, требующий четкого следования многочисленным правилам, регламенту. Отдельные педагоги (например, среди пианистов, скрипачей, виолончелистов) во главу угла ставили пальцевую технику, другие обращали внимание на дыхание, амбушюр (духовики), тщательный тренаж, каждодневные, изнурительные репетиции по принципу «повторение - мать учения».

Большое количество учителей придерживалось тезисов «делай, как я», «играй быстрей, голову не забивай», «меньше мудри, больше зубри» и т. п. Ана-томо-физиологический, психотехнический подходы к освоению исполнительской техники на рубеже Х1Х-ХХ вв. внесли существенные коррективы, но не позволили исполнителям прийти к универсализму, основательной методологической базе, позволяющей каждому уверенно следовать к намеченному техническому

совершенству. Оставалось большое количество исключений, нюансов, всякого рода условностей. Подобное положение вещей обусловливало путаницу, неразбериху, приводило к хаосу, рождало безысходность, другие негативные явления. Технике часто отводилась второстепенная роль, ее позиционировали лишь как средство воплощения художественно-образного содержания. Чрезмерная муштра, «пальцегон», бессистемные импульсивные репетиции и «переигранные» руки, всевозможные фобии поставили технику для многих обучающихся в ранг несбыточной мечты, загадочной дилеммы, так и нераскрытого таинства. Очевидное и невероятное, порой понятное, но до конца недоступное - эпитеты, присущие изучаемому феномену. Вместе с тем техническое развитие исполнителей-инструменталистов - «лейтмотив» учебной работы, действие, которое находится под пристальным контролем педагога, рычаг, открывающий звуковой мир музыки в конкретном произведении, важная составляющая профессионального

роста. Поэтому сегодня становится актуальным поиск образовательной модели, подходов, принципов, технологических решений, позволяющих сделать развитие исполнительской техники обучающихся-инструменталистов продуктивным и содержательным, динамичным и в итоге эффективным.

Объект исследования: подготовка музыкантов-исполнителей в классе по специальному инструменту.

Предмет исследования: развитие исполнительской техники обучающих-ся-инструменталистов: личностно-творческий подход.

Цель исследования: теоретико-методологическое обоснование развития исполнительской техники обучающихся-инструменталистов как творческого процесса.

Задачи исследования:

1. Сделать анализ источниковой базы по избранной проблематике.

2. Определить имеющиеся противоречия в процессе технического развития обучающихся-инструменталистов.

3. Выявить образовательную модель, принципы, обеспечивающие поступательное, качественное, системно-последовательное развитие исполнительской техники обучающихся-инструменталистов.

4. Установить перспективы развития исполнительской техники обучаю-щихся-инструменталистов.

Большое количество музыкантов-исполнителей, педагогов уделяли внимание развитию исполнительской техники инструменталистов на протяжении ряда веков: А. Герц, Ф.М. Калькбреннер, И.Б. Ложье (механистическая школа); Л. Деппе, Р Брейтхаупт, Ф. Штейнхаузен, Е. Тетцель, ГП. Прокофьев (анато-мо-физиологическая школа); Ф. Шопен, Р. Шуман, Ф. Лист, А.Г и Н.Г Рубинштейн, В.Ф. Одоевский, М.Н. Курбатов (психотехническая школа) и др. В ХХ-ХХ1 веках эту тематику разрабатывали И.К. Гофман, ГМ. Коган, ГГ Нейгауз, С.И. Савшин-ский, Л.Е. Слуцкая, С.Е. Фейнберг ГМ. Цыпин, (пианисты), Л.С. Ауэр, М.М. Бер-лянчик, В.Ю. Григорьев, П.С. Столярский, К. Флеш, О.Ф. Шульпяков, Ю.И. Янке-левич (скрипачи).

Как сделать так, чтобы работа над техникой не утомляла, а вдохновляла, открывала новые творческие рубежи, доставляла радость познания? Каким образом необходимо организовать репетиционный процесс, чтобы он был одновременно системно-последовательным и интересным, технологичным и художественно-оправданным, технически выверенным и увлекательным? Почему занятия, посвященные техническому развитию, часто приносят разочарование? Что следует иметь в виду, оттачивая исполнительскую технику, повышая продуктивность, эффективность подобной деятельности? Все перечисленные вопросы, стоящие на повестке дня педагогики инструментального исполнительства, педагогики музыкального творчества, ждут своего решения.

В настоящее время важно до конца понять, имеет ли смысл жестко регламентировать, разделять техническое и художественно-творческое в инструментальном исполнительстве, а если «да», то - до какой степени. Многие обучающиеся неукоснительно выполняют указания педагогов, а процесс остается безрезультатным. Исполнители, увеличивая время самостоятельной работы, часто оказываются в тупике, замученные изнурительной муштрой. В чем тут дело?

Губительным представляется подход к техническому развитию, который основывается на сплошных формальностях, схематизме, механистичности. «Формальное, однолинейное, механистичное, сугубо прагматичное, шаблонное отношение к нотному тексту и к решению многих исполнительских задач сегодня породило целый ряд негативных явлений в области отечественного музыкального образования в исполнительских классах [1, с. 44]. Отсутствие осознанного технологического решения, стереотипность мышления убивают одно из главных назначений техники - быть действенным средством художественно-образного воплощения конкретного музыкального произведения.

Бессознательное (автоматизированное) исполнительское действие-движение невозможно сформировать, минуя этап осознания. Другими словами, желаемого, выразительного, виртуозного исполнения нельзя достичь без вдумчивой работы, поиска рациональных путей, минимизации затратного действия, которое освобождало бы место для творческой свободы. Отрабатывая до автоматизма не до конца понятное для обучающегося-инструменталиста движение, мы заведомо ставим музыканта в состояние полной непредсказуемости, когда неожиданные казусы могут проявиться в самый неподходящий момент. Подобная деятельность, якобы направленная на получение определенного художественного результата через формальный тренинг не обогащает обучающегося универсалиями, а дает много «примесей» в виде так называемого «побочного продукта» (лишние, неточные исполнительские действия, чрезмерные усилия) и т. п. Итогом может быть «сбивчивая игра» и «переигранная рука», заученный неправильно исполнительский прием и фобии относительно публичных выступлений.

Лишь осознанная, до мельчайших нюансов продуманная игра может через слуходвигательный самоконтроль вывести исполнителя на уровень реализации художественно-творческого замысла. Неслучайно О.Ф. Шульпяков подчеркивал: «Если мы хотим не только достичь подлинной завершенности и полноценности мыслительного процесса у наших учеников, но и создать условия для интенсивного роста их творческой способности, мы просто обязаны постоянно сталкивать их с проблемой выбора, тренировать их аналитическую деятельность, формировать активное отношение к исполняемой музыке, активное и сознательное» [2, с. 35]. За сознательность освоения исполнительской техники активно высту-

пал ГГ Нейгауз: «Внимание играющего во время работы - и особенно в технически трудных случаях - должно быть направлено на то, чтобы пальцы находились всегда в наиболее выгодном, естественном, «производственно-полезном положении». Прежде всего заботится об этом разум, вернее рассудок» [3, с. 121]. ГМ. Цыпин замечал: «Работать «с умом», значит ставить во главу угла качество игры: разнообразие и красочность звучания инструмента, безукоризненную точность пальцевых операций, искусную выделку фактурных деталей и «мелочей». И чем тщательнее проводится эта работа, чем внимательнее и внутренне собраннее музыкант, чем сфокусированнее его внимание на деле, строже самоконтроль, тем меньше времени потребуется ему для достижения нужного результата» [4, с. 113].

На самом деле техника оказывается не только средством, но и неотъемлемой частью целостного художественно-выразительного процесса, «маяком» познания. Действительно, техника содержит в себе яркие выразительные свойства и может обеспечить, например, полетность движения и кантилену мелодического голоса, метроритмическое подчеркивание маршеобразности и феерическое растворение «дымчатой» фактуры. Техника - важный компонент единого художественно-творческого процесса. А значит, ей не чуждо творческое начало. Она плотно вмонтирована в структуру и содержание музыкального действа. Противопоставление технического и художественного, которым долго занимались многие поколения инструменталистов, по большому счету кануло в лета, стала очевидной его контрпродуктивность.

Выбирая тот или иной вид техники, продумывая техническую подачу (глубина, степень интенсивности, активности применения), осуществляя технологические находки звукообразования, звуковедения, мы совершенствуем слуходви-гательное представление. А через него строим прообраз нового качества. Так, через техническое рациональное мы можем прийти к высокому художественно оправданному звуковому результату.

Сегодня следует обратить внимание на детерминантность этих двух основных дефиниций исполнительского акта. Прообраз как идеальная модель потребного будущего (художественное начало) в полной мере может обусловливать выбор технических средств, характер их применения. И наоборот, сам технический арсенал, уровни его использования во многом определяют художественно-творческие возможности обучающихся-инструменталистов. Поиск неизведанного в трактовке сочинения часто базируется на технических новшествах. Их, как правило, представляют комплексы исполнительских приемов, способы туше (удар, нажим, толчок, скольжение), неожиданные сочетания таких слагаемых, артикуляция (слитно-раздельная и ударно-безударная), разнообразная штриховая палитра и т. д. Л.Л. Бочкарев указывал: «Мысленным предвосхищением целого, составлением программы начинается деятельность исполнителя. Воссоздание композиторского замысла, музыкальной драматургии на основе тщательного изучения партитуры -первое, что необходимо для полноценного творческого процесса» [5, с. 229].

Высокая степень технической оснащенности исполнителей дает возможность свободно оперировать различными темпами (художественно-выразительный элемент). От этого зависит логика движения музыкальной мысли, разнообразие динамической подачи, правомерность построения драматургии всего музыкального произведения (завязка, кульминация, развязка, кода) и, что важно, целостность, а также детализация музыкальной формы как основной художественно-выразительной субстанции. Справедливо замечал С.И. Савшинский: «Быстрая игра не есть убыстренная медленная. Она - двигательный процесс иного качества... Нередко движения и аппликатура, удобные в медленном, оказываются неудобными в быстром темпе» [6, с. 98].

Следует заметить, что многие виды, средства развития исполнительской техники (гаммы, арпеджио, аккорды, упражнения, творческие задания, этюды) без творческого элемента становятся изнурительной процедурой, а в результате - «могильщиками» всех мечтаний и надежд. Монотонность, однотипность их применения, а главное - подобная регулярность часто делают невыносимой жизнь начинающих музыкантов. «Не стоит забывать, что пустота рождает пустоту, отстраненность в исполнении - репродуктивность плохого качества, а музыкальное творчество во многом есть процесс интеллектуально-чувственного развития исполнителя. Включенность в процесс освоения музыкального произведения, попытки «погружения» в глубины содержания художественного образа (его логико-смысловой, эмоционально-чувственный портал), начальные пробы формирования собственного концепта пусть даже маленького сочинения - важные составляющие «первых шагов» музыканта [7, с. 99].

Педагогическая ситуация, когда механистичность, техницизм, бессмысленный бег пальцев затмевают все, атрофирует художественно-творческое сознание подопечных, делает невозможным достижение цели - продвижение к исполнительскому мастерству.

Другую картину имеют занятия, когда пусть одна, но «окрашенная» творчеством техническая задача, например, в рамках упражнений, заданий, включается в репетиционный процесс.

Перечислим ряд подобных задач:

- продемонстрировать различные комбинации исполнения мажорных гамм с применением трехдольного метроритма и сочетаний штрихов легато и стаккато;

- показать варианты исполнения минорных гамм с использованием четырехдольного метра-ритма и штрихового взаимодействия легато и нон легато;

- подобрать и исполнить арпеджированные построения с ровным и синкопированным метроритмом;

- подготовить небольшой комплекс упражнений в виде авторской работы на предмет освоения штрихов деташе, тенуто;

- сочинить этюд для освоения определенного вида техники (например, диатоническое или хроматическое гаммообразное движение, аккордовые построения, арпеджированная фактура) и т. д.;

- придумать творческое задание для начинающих исполнителей в русле освоения мелизматики;

- оформить и показать творческое задание на предмет освоения скачков и игры двойными нотами (терциями, квартами, квинтами, секстами, октавами).

Когда творческая стезя пропитывает технические репетиции, они обретают не только смысл, но и результативность. Поэтому становятся желанными, а позже - необходимыми. Последний факт очень важен для систематизации технической работы. Маленькая победа рождает большую, когда есть желание и положительные эмоции. Они укрепляют волевое начало, придают силу и уверенность в исполнении. Подобные педагогические условия позволяют процесс технического развития сделать не только перманентным, но и продуктивным, а также художественно-ориентированным, целенаправленным, целесообразным, приносящим радость творчества Л.Е. Слуцкая обращала внимание на данные факты: «Очень важно, чтобы неизбежный профессиональный тренинг работа над преодолением технических трудностей, отработкой ремесленных навыков, без чего невозможно стать настоящим профессионалом, не убила в человеке любви к музыке, чтобы всю его жизнь с ним оставалось ощущение, что играть «приятно», радостно, желанно» [8, с. 58-59] .

Библиографический список

На основе изложенного выше можно сделать следующие выводы:

1. Развитие исполнительской техники обучающихся-инструменталистов в русле творческого процесса является актуальным и требует своего дальнейшего исследования.

2. Схематизм, алгоритмы в чистом виде, а также механистичность, формализм и стереотипность мышления представляют негативный ряд факторов в развитии исполнительской техники обучающихся-инструменталистов.

3. Противопоставление технического и художественно-образного в учебно-воспитательном процессе исполнителей-инструменталистов приводит к губительным последствиям, наносит ущерб целостному музыкально-творческому формированию подопечных.

4. Техническое и художественно-образное направления в образовании представляют важные детерминанты, обеспечивающие всестороннее музыкально-творческое развитие обучающихся-инструменталистов.

5. Осознанная, целенаправленная и целесообразная работа над исполнительской техникой способна вывести обучающихся-инструменталистов на качественно новые творческие рубежи.

6. Вариативный, детализированный и в то же время комплексный характер заданий, упражнений с элементами авторского творчества во многом определяет педагогические условия технического развития обучающихся-инструменталистов как креативного процесса.

7. Перспективы творческого развития обучающихся-инструменталистов заключаются в поиске образовательных моделей, принципов, педагогических условий, обеспечивающих художественно-техническую целостность, психомоторное единство, слуходвигательный контроль в исполнительском процессе.

1. Блок О.А. К вопросу об освоении музыкального произведения в пространстве «4D». Музыкознание. 2019; № 6: 42-47.

2. Шульпяков О.Ф. Работа над художественным произведением и формирование музыкального мышления исполнителя. Санкт-Петербург: Композитор, 2005.

3. Нейгауз Г. Г Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. Москва: Музыка, 1988.

4. Цыпин ГМ. Исполнитель и техника. Москва: Издательский центр «Академия», 1999.

5. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. Москва: Классика-XXI, 2006.

6. Савшинский С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. Москва: Классика-XXI, 2004.

7. Блок О.А. Сочинительство как проявление целостного музыкально-творческого развития юных учащихся-инструменталистов. Искусство и образование. 2020; № 6 (128): 98-104.

8. Слуцкая Л.Е. Педагог-музыкант в отечественной системе профессионального музыкального образования: история и современность: монография. Москва: МГК им. П.И. Чайковского, 2010.

References

1. Blok O.A. K voprosu ob osvoenii muzykal'nogo proizvedeniya v prostranstve «4D». Muzykoznanie. 2019; № 6: 42-47.

2. Shul'pyakov O.F. Rabota nad hudozhestvennym proizvedeniem i formirovanie muzykal'nogo myshleniya ispolnitelya. Sankt-Peterburg: Kompozitor, 2005.

3. Nejgauz G.G. Ob iskusstve fortepiannojigry: Zapiskipedagoga. Moskva: Muzyka, 1988.

4. Cypin G.M. Ispolnitel'i tehnika. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 1999.

5. Bochkarev L.L. Psihologiya muzykal'nojdeyatel'nosti. Moskva: Klassika-XXI, 2006.

6. Savshinskij S.I. Rabota pianista nad muzykal'nym proizvedeniem. Moskva: Klassika-XXI, 2004.

7. Blok O.A. Sochinitel'stvo kak proyavlenie celostnogo muzykal'no-tvorcheskogo razvitiya yunyh uchaschihsya-instrumentalistov. Iskusstvo i obrazovanie. 2020; № 6 (128): 98-104.

8. Sluckaya L.E. Pedagog-muzykant v otechestvennoj sisteme professional'nogo muzykal'nogo obrazovaniya: istoriya i sovremennost': monografiya. Moskva: MGK im. P.I. Chajkovskogo, 2010.

Статья поступила в редакцию 21.11.22

УДК 378

Tong Yachao, postgraduate, Department of Music Institute of Culture and Arts, Moscow City Pedagogical University (Moscow, Russia),

E-mail: borisr@comtv.ru

Jin Meitong, postgraduate, Department of Music Institute of Culture and Arts, Moscow City Pedagogical University (Moscow, Russia),

E-mail: borisr@comtv.ru

RAISING A SENSE OF RESPONSIBILITY AND SELF-CONTROL AMONG STUDENTS OF MUSICAL AND PEDAGOGICAL UNIVERSITIES IN THE CONTEXT OF MODERN SOCIO-CULTURAL CHALLENGES. In today's constantly changing complex socio-cultural conditions, the field of education is faced with the need to quickly solve problems facing the entire system, including pedagogical, psychological and organizational tasks. The distance form of education that is in demand and widespread in recent years contributes to increased attention to the education of such personal qualities of students as responsibility and self-control, which do not arise at once, in an orderly manner, but are formed gradually, under the influence of the targeted efforts of teachers. In this regard, it is noted that the task of the study is to find methods for solving problems associated with a fuzzy understanding of the meaning and content of distance learning. The article clarifies the content of the concepts "full-time education," "online education," "distance education." Examples of technical, psychological and ethical problems are given. The importance of direct, intentional interaction between the teacher and the student in individual lessons is emphasized, when the regularity and quality of the student's independent studies are constantly under the control of the teacher. It is noted that a consistent appeal to a balanced interaction of full-time and distance education contributes to the preservation of the achievements of traditional forms and methods of musical and pedagogical education associated with the direct interaction of the teacher and students, the transfer of not only professional, but also ethical principles to the younger generation.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: modern socio-cultural challenges, pedagogical, psychological and organizational tasks, distance learning for students, responsibility and self-control of students, traditional forms and methods of musical and pedagogical education, professional and ethical principles.

Тун Ячао, аспирант, Департамент музыкального искусства института культуры и искусств ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской

педагогический университет», г. Москва, Е-mail: borisr@comtv.ru

Цзинь Мэйтун, аспирант, Департамент музыкального искусства института культуры и искусств ГАОУ ВО города Москвы

«Московский городской педагогический университет», г. Москва, Е-mail: borisr@comtv.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.