Научная статья на тему 'ИДЕАЛ В КОНТЕКСТЕ ДУХОВНО-ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАНТОВ В КЛАССАХ ИНСТРУМЕНТАЛИСТОВ'

ИДЕАЛ В КОНТЕКСТЕ ДУХОВНО-ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАНТОВ В КЛАССАХ ИНСТРУМЕНТАЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
37
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
идеал / идеальная модель исполнительской концепции / музыканты-инструменталисты / класс инструменталистов / педагог-музыкант / духовно-творческое развитие / музыкальное произведение / исполнитель / ideal / ideal model of performing concept / instrumental musicians / instrumentalist class / teacher-musician / spiritual and creative development / piece of music / performer

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — О.А. Блок

В статье обосновывается актуальность формирования идеалов, ценностных ориентиров в духовно-творческом сознании музыкантов-инструменталистов в процессе их исполнительской деятельности. В аналитический спектр включаются научные работы следующих авторов: Л.Л. Бочкарева, Л.С. Зориловой, М.И. Имханицкого, В.М. Петрова, В.И. Петрушина, Г.П. Прокофьева, В.Г. Ражникова, Л.Н. Столовича, А.В. Тороповой, Ю.А. Цагарелли, Г.М. Цыпина, О.Ф. Шульпякова и др. Выявляется, что понятие «идеал» как комплексное, универсальное, духовно совершенное образование аккумулирует в себе объективное и субъективное; интеллектуальное и эмоционально-чувственное; осознанное и бессознательное; каноническое и специфическое; традиционное и особенное; продуктивное и репродуктивное; общественно-историческое и личностно-креативное начала; творческий опыт и представления. Подчеркивается, что важным звеном в духовно-творческом развитии обучающихся музыкантов-инструменталистов является построение и воплощение идеальной модели исполнительской концепции. Производится классификация педагогических условий формирования идеальной модели исполнительской концепции. В рамках разрешения заявленной проблематики определяется педагогическая формула, демонстрирующая алгоритм действий педагога и обучающихся инструменталистов. Делается вывод, что построение идеальной модели исполнительской концепции, ее реализация позволяют в значительной степени активизировать и развить духовно-творческий потенциал музыкантов в классах инструменталистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEAL IN THE CONTEXT OF SPIRITUAL AND CREATIVE DEVELOPMENT OF MUSICIANS IN THE CLASSES OF INSTRUMENTALISTS

The article substantiates the relevance of the formation of ideals, value orientations in the spiritual and creative consciousness of instrumental musicians, in the process of their performing activities. The analytical spectrum includes scientific works of the following authors: L.L. Bochkarev, L.S. Zorilova, M.I. Imkhanitsky, V.M. Petrov, V.I. Petrushin, G.P. Prokofiev, V.G. Razhnikov, L.N. Stolovich, A.V. Toropova, Yu.A. Tsagarelli, G.M. Tsypin, O.F. Shulpyakov and others. It is revealed that the concept of “ideal” as a complex, universal, spiritually perfect education accumulates in itself: objective and subjective; intellectual and emotional-sensual; conscious and unconscious; canonical and specific; traditional and special; productive and reproductive; socio-historical and personal-creative principles; creative experience and performance. It is emphasized that an important link in the spiritual and creative development of trained instrumental musicians is the construction and implementation of an ideal model of the performing concept. The classification of pedagogical conditions for the formation of an ideal model of the performing concept is made. As part of the resolution of the stated problems, a pedagogical formula is determined that demonstrates the algorithm of actions of the teacher and student instrumentalists. It is concluded that the construction of an ideal model of the performing concept, its implementation can significantly activate and develop the spiritual and creative potential of musicians in the classes of instrumentalists.

Текст научной работы на тему «ИДЕАЛ В КОНТЕКСТЕ ДУХОВНО-ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАНТОВ В КЛАССАХ ИНСТРУМЕНТАЛИСТОВ»

Стоит отметить, что Гелиогеофизической службой ФГБУ «ИПГ» 12 октября 2018 года на Солнце зарегистрирована вспышка С 3.2 продолжительностью 91 минута.

В Интернете имеется фото солнечной вспышки 12 октября 2018 года, опубликованное Solar Dynamics Observatory - космической обсерваторией NASA для изучения Солнца.

В США 12 октября также заметили мощный выброс плазмы и, собственно, двойное солнце.

В Китае два Солнца наблюдали трижды: первый раз в марте 2009 года, второй - 8 января 2011 года и третий раз - 14 января того же года [4].

Следует отметить, что космическая история взаимодействий двух светил запечатлена в драматических событиях смены климата и сопутствующих явлениях, вызывавших глобальные вымирания биоты на Земле (позднепермское, позднемеловое и другие). Изменение климата в сторону потепления в последние десятилетия привело к интенсивной деградации многолетнемёрзлых пород («вечной мерзлоты»), что привело к высвобождению громадных объёмов главного парникового газа метана (СН4) из подмерзлотных источников и поступлению его в атмосферу и воды Северного Ледовитого океана и его морей. В настоящее время учёные пришли к заключению о наступившем шестом глобальном вымирании на нашей планете [6, с. 13600], которое вызвано комплексным воздействием аномальных явлений (небывалой активизацией вулканической деятельности, климатическими изменениями, изнуряющими магнитными бурями в результате взаимодействий Солнца и Немезиды и т.д.).

Следовательно, при исследовании и объяснении климатических изменений, происходящих в настоящее время на Земле, следует учитывать и космические факторы, которые всегда играли главенствующую роль в состоянии климата на Земле. Многие учёные считают, что тепловой стресс - потенциально смертельная комбинация высокой температуры и влажности - будет поражать в 15

Библиографический список

Рис.4.Синяя коронаотскрывшейся Немезидыза Солнцем

раз больше людей на Земле, если глобальное повышение температуры превы-ситпорог в 2°С.

Таким образом, мы выяснили, что инновационный подход в преподавании дисциплины «Науки о Земле» с привлечением фундаментальных понятий на стыке различных научных дисциплин формирует у студентов новую парадигму единства научного знания, его развития и постоянного уточнения, что значитель-ноповышаетинтеллектобучающихся.

Такой подход позволяет заинтересовать студентов в более углублённом изучении дисциплины «Науки о Земле» и вызвать когнитивный компонент их заинтересованности при изучении дисциплины. Этот метод также поможет расширить естественные знания об окружающем мире, истории становления привычной для нас обстановки, расширить кругозор.

1. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. Москва, 2002.

2. Габбасова Л.З. Инновационные технологии в образовательном процессе. Инновационные педагогические технологии: материалы V Международной научной конференции. Казань: Бук, 2016: 61 - 63.

3. Гусев А.И. Науки о Земле. Электронное учебное пособие. Саратов, Издательство «IPR-Media», 2019.

4. Гусев А.И., Гусева О.И. Немезида приблизилась к Солнцу. Globus Scientific Journal. 2021; Т. 7, № 2 (59): 4 - 11.

5. Гусев А.И., Гусев А.А., Гусева О.И. Солнце - двойная звезда. Международная научно-практическая конференция Science, Education, Innovation. Пенза: 13 - 16.

6. CeballosG., Ehrlich P.R., Raven P.H. Vertebrates on the brink as indicators of biological annihilation and the sixth mass extinction. PNAS. 2020; Vol. 117, Iss. 24: 13596 - 13602.

References

1. Bim-Bad B.M. Pedagogicheskij 'enciklopedicheskij slovar'. Moskva, 2002.

2. Gabbasova L.Z. Innovacionnye tehnologii v obrazovatel'nom processe. Innovacionnye pedagogicheskie tehnologii: materialy V Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Kazan': Buk, 2016: 61 - 63.

3. Gusev A.I. Naukio Zemle. 'Elektronnoe uchebnoe posobie. Saratov, Izdatel'stvo «IPR-Media», 2019.

4. Gusev A.I., Guseva O.I. Nemezida priblizilas' k Solncu. Globus Scientific Journal. 2021; T. 7, № 2 (59): 4 - 11.

5. Gusev A.I., Gusev A.A., Guseva O.I. Solnce - dvojnaya zvezda. Mezhdunarodnaya nauchno-prakiicheskaya konferenciya Science, Education, Innovation. Penza: 13 - 16.

6. Ceballos G., Ehrlich P.R., Raven P.H. Vertebrates on the brink as indicators of biological annihilation and the sixth mass extinction. PNAS. 2020; Vol. 117, Iss. 24: 13596 - 13602.

Статья поступила в редакцию 24.03.22

УДК 37 (1174)

Blok O.A., Doct. of Sciences (Pedagogy), Professor, Moscow State Institute of Culture (Khimki, Russia), E-mail: o.blokh2011@yandex.ru

IDEAL IN THE CONTEXT OF SPIRITUAL AND CREATIVE DEVELOPMENT OF MUSICIANS IN THE CLASSES OF INSTRUMENTALISTS. The article substantiates the relevance of the formation of ideals, value orientations in the spiritual and creative consciousness of instrumental musicians, in the process of their performing activities. The analytical spectrum includes scientific works of the following authors: L.L. Bochkarev, L.S. Zorilova, M.I. Imkhanitsky, V.M. Petrov, V.I. Petrushin, G.P. Prokofiev, V.G. Razhnikov, L.N. Stolovich, A.V. Toropova, Yu.A. Tsagarelli, G.M. Tsypin, O.F. Shulpyakov and others. It is revealed that the concept of "ideal" as a complex, universal, spiritually perfect education accumulates in itself: objective and subjective; intellectual and emotional-sensual; conscious and unconscious; canonical and specific; traditional and special; productive and reproductive; socio-historical and personal-creative principles; creative experience and performance. It is emphasized that an important link in the spiritual and creative development of trained instrumental musicians is the construction and implementation of an ideal model of the performing concept. The classification of pedagogical conditions for the formation of an ideal model of the performing concept is made. As part of the resolution of the stated problems, a pedagogical formula is determined that demonstrates the algorithm of actions of the teacher and student instrumentalists. It is concluded that the construction of an ideal model of the performing concept, its implementation can significantly activate and develop the spiritual and creative potential of musicians in the classes of instrumentalists.

Key words: ideal, ideal model of performing concept, instrumental musicians, instrumentalist class, teacher-musician, spiritual and creative development, piece of music, performer.

О.А. Блок, д-р пед. наук, проф., Московский государственный институт культуры, г. Химки, E-mail: o.blokh2011@yandex.ru

ИДЕАЛ В КОНТЕКСТЕ ДУХОВНО-ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАНТОВ В КЛАССАХ ИНСТРУМЕНТАЛИСТОВ

В статье обосновывается актуальность формирования идеалов, ценностных ориентиров в духовно-творческом сознании музыкантов-инструменталистов в процессе их исполнительской деятельности. В аналитический спектр включаются научные работы следующих авторов: Л.Л. Бочкарева, Л.С. Зори-ловой, М.И. Имханицкого, В.М. Петрова, В.И. Петрушина, Г.П. Прокофьева, В.Г. Ражникова, Л.Н. Столовича, А.В. Тороповой, Ю.А. Цагарелли, Г.М. Цыпина, О.Ф. Шульпякова и др. Выявляется, что понятие «идеал» как комплексное, универсальное, духовно совершенное образование аккумулирует в себе объ-

ективное и субъективное; интеллектуальное и эмоционально-чувственное; осознанное и бессознательное; каноническое и специфическое; традиционное и особенное; продуктивное и репродуктивное; общественно-историческое и личностно-креативное начала; творческий опыт и представления. Подчеркивается, что важным звеном в духовно-творческом развитии обучающихся музыкантов-инструменталистов является построение и воплощение идеальной модели исполнительской концепции. Производится классификация педагогических условий формирования идеальной модели исполнительской концепции. В рамках разрешения заявленной проблематики определяется педагогическая формула, демонстрирующая алгоритм действий педагога и обучающихся инструменталистов. Делается вывод, что построение идеальной модели исполнительской концепции, ее реализация позволяют в значительной степени активизировать и развить духовно-творческий потенциал музыкантов в классах инструменталистов.

Ключевые слова: идеал, идеальная модель исполнительской концепции, музыканты-инструменталисты, класс инструменталистов, педагог-музыкант, духовно-творческое развитие, музыкальное произведение, исполнитель.

В настоящее время понятие «идеал» как «маяк», стратегический ресурс, ценностный ориентир, вектор духовно-творческого развития личности, его деятельной природы остается важной дефиницией в осмыслении процессов преобразования, реформирования, совершенствования. Отечественная система музыкального образования, с одной стороны, призвана сформировать высокоценностную базу идеалов обучающихся, с другой стороны - должна обладать соответствующим духовно-творческим потенциалом, технологической платформой. Пустоты в сознании подрастающего поколения часто быстро заполняются суррогатами, низкохудожественной продукцией. Поэтому «борьба» за умы и сердца обучающейся молодежи, ее интеллектуальное, эстетическое развитие приобретает первостепенное значение. К чему стремимся - туда движемся, видя перспективу - обретаем силу.

В музыкально-инструментальном исполнительстве решение проблемы, связанной с формированием идеального звука-образа, прообраза воплощения музыкального произведения, соответствующей исполнительской концепции имеет методологическую ценность. Сегодня, к сожалению, в классах инструменталистов обнажает себя стилистическая и жанровая эклектика, потребленческая психология, приводящая к стереотипному мышлению в русле педагогики «делай как я», невыразительному исполнению. Безыдейная, безынициативная, «пустая» игра становится результатом отсутствия в сознании обучающихся музыкантов идеальной модели воплощения художественно-образного содержания осваиваемых музыкальных программ. «Эквилибристика», техницизм, гипертрофированное, «фэйковое» сознание исполнителей в некоторых музыкально-образовательных учреждениях проявляются особо ярко.

Поэтому сегодня становится актуальным поиск образовательных моделей, принципов, педагогических условий, а также технологий, позволяющих обеспечить формирование идеалов, ценностных ориентиров в духовно-творческом сознании музыкантов-инструменталистов, их исполнительской деятельности.

Широкий аксиологический спектр заявленной проблематики изучали И.В. Бестужев-Лада, О.Г. Дробницкий, Л.С. Зорилова, Г Райл, П.В. Симонов, В.П. Тугаринов, А.Г Харчев, В.Н. Шубкин, В.А. Ядов и др.

Духовно-творческое развитие личности в эстетическом контексте рассматривали М.Н. Афасижев, М.М. Бахтин, ГА. Беляев, Е.В. Дуков, В.В. Журавлев, А.Я. Зись, Э.В. Ильенков, М.С. Каган, А.И. Клемовицкий, О.А. Кривцун, В.А. Лекторский, С.А. Маркус, В.Г Мозгот, Э.А. Пармон, В.М. Петров, Ю.И. Романов, Л.Н. Столович.

Психолого-педагогический словарь Е.С. Рапацевича так трактует изучаемый феномен: «Идеал - образ совершенства, наиболее ценного и величественного в культуре, искусстве, отношениях между людьми, нравственное и абсолютное основание морального долга, критерий разделения добра и зла. Содержание идеала часто складывается как альтернатива действительности, как внутренний протест против устоявшегося порядка вещей. В моральном отношении идеал предстает как мечта о единстве и братстве людей и соответствующее этому требование безусловной человечности в отношениях между людьми» [1, с. 255].

Многие исследователи обращали внимание на бессознательный характер «путеводной звезды» идеала. «Пособием художника всегда будет фантазия, а целью его, хотя и несознательною, пассивною или замаскированною, стремление к тем или другим идеалам, хотя бы, например, к усовершенствованию наблюдаемых им явлений, к замене худшего лучшим. И это лучшее и будет идеалом, от которого не отделаться художнику, особенно когда у него, кроме ума, есть сердце» [2, с. 95]. Отдельные ученые останавливают свой взгляд на субъективной природе идеала, которая проявляется в позициях, суждениях, взглядах, вкусах, восприятии, воображении конкретного человека. Л.Н. Столович подчеркивал: «Оценочное восприятие не может не быть субъективным, зависящим от вкусов и идеалов реципиентов. Но здесь существует своя закономерность, которую пытаются выявить исследователи, изучающие функционирование художественных произведений после их создания. Одной из важнейших функций искусства является стимуляция им оценочной деятельности человека в специфическом ее виде» [3, с. 208-209]. В.М. Петров изучал объективно-содержательный характер музыкальных сочинений, их интеллектуальную, эмоционально-чувственную природу, получающую отражение в восприятии зрительской аудитории, в силе и продолжительности аплодисментов [4]. Л.Л. Бочкарев, Л.С. Зорилова, В.И. Петрушин, В.Г Ражников, А.В. Торопова, Ю.А. Цагарелли, ГМ. Ципин неоднократно подчеркивали комплексность, универсализм идеала, проявляющегося в музыкально-исполнительской, музыкально-образовательной деятельности. Так в частности, высказывалась Л.С. Зорилова: «Универсализм, как идеал, определял, например, педагогику С.И. Танеева, в деятельности которого исполнительские и композиторские процессы сливались воедино. Его ученикам

(С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, К.Н. Игумнов, Н.К. Метнер, А.Б. Гольденвейзер) был присущ постоянный духовный поиск, свобода творчества, стремление познать себя и продолжить данные традиции» [5, с. 16-17]. Сочинительство в классе инструменталистов - своеобразная субстанция репродуктивного и продуктивного, в значительной степени удовлетворяющая потребность инструменталистов в самоактуализации через активизацию процессов самопроявления, самореализации, самопознания, самосознания, самооценки, саморазвития и самосовершенствования [6], где «правит бал» представление идеала.

Можно прийти к выводу, что идеал как комплексное, универсальное, духовно-совершенное образование аккумулирует в себе:

- объективное и субъективное;

- интеллектуальное и эмоционально-чувственное;

- осознанное и бессознательное;

- каноническое и специфическое;

- традиционное и особенное;

- продуктивное и репродуктивное;

- общественно-историческое и личностно-креативное начала;

- творческий опыт и бесконечные «воображаемые горизонты».

Важной составляющей в духовно-творческом развитии обучающихся музыкантов-инструменталистов является построение идеальной модели исполнительской концепции. Перечислим педагогические условия ее формирования:

- занятия в классе инструменталистов под руководством педагога, музыкально-образовательный процесс в целом;

- участие в качестве исполнителя и слушателя в программах фестивалей, конкурсов, концертных выступлений;

- «мастер-классы», встречи-беседы с выдающимися деятелями культуры и искусства;

- прослушивание музыкального материала в рамках самостоятельной работы обучающихся;

- эвристический характер исполнительской деятельности;

- творческий опыт и его рефлексия;

- устойчивая мотивация, стремление к совершенствованию.

Какова же педагогическая формула возвышения, постоянного обновления идеальных позиций в контексте формирования исполнительской концепции музыкантов-инструменталистов?

Музыкант-инструменталист в своей основе должен представлять творческую личность. Исполнитель не просто озвучивает нотный текст, не только репродуцирует рожденные композитором художественные образы. Некоторые неправомерно делают акцент лишь на посреднической функции феномена между композитором и слушательской аудиторией. Справедливо по этому поводу отмечал Л.Л. Бочкарев: «Исполнитель не является лишь пассивным проводником, воссоздающим или несколько углубляющим композиторский замысел. Исполнитель в первую очередь - творческая личность, сын своей эпохи, культуры, своего народа. Его интерпретация - это не только личное прочтение музыки, привнесение в нее творческого начала «от своего имени», но и от имени своей музыкальной среды» [7, с. 216].

Музыкально-образовательная среда, несущая в себе высокохудожественные ценности, обладающая широким информационным пространством, способна не только мотивировать исполнителей к активной творческой деятельности, но и «прорастить» в их сознании новые идеалы, позволяющие двигаться к вершинам мастерства. Так, В.Г Ражников в мотивационном поле дирижера-интерпретатора усматривал внутреннюю и внешнюю составляющие [8]. «Ведущим внутренним мотивом как условием формирования идеальной концепции при подготовке к выступлению является возможность найти в произведении то, что более всего соответствует исполнительской индивидуальности, вкусам музыканта. Большое значение имеют и внешние мотивы: желание самоутвердиться через произведение, которое близко по духу и настроению, подтвердить свою компетентность интерпретатора. Как стимулы творческого процесса внутренние и внешние мотивы выступают слитно» [7, с. 220].

Углубленная, осмысленная работа в русле идеальной модели воплощения художественно-образного содержания музыкальных произведений, не лишенная чувственных откровений, эмоциональных поисков, - залог успешного публичного выступления. ГП. Прокофьев высказывался о том, что «исполнительские неудачи объясняются недостаточной углубленностью и конкретностью звуковых образов, которые развертывают идейно-эмоциональный смысл произведения» [9, с. 59].

Следует заметить, что инструменталист реализует свою мысль через исполнительские действия-движения. Конкретные слухо-двигательные представле-

ния дают возможность услышать с помощью внутреннего слуха искомые звуки-образы. Арсенал технических средств, позволяющих добиться необходимого качества звукоизвлечения, звуковедения, снятия звука, чрезвычайно велик. В него входит широкий спектр штрихов, исполнительских приемов, артикуляции, туше. Вариативный, творческий подход при выборе и использовании технических средств позволяет исполнителю каждый раз обновлять свое видение происходящего. Искать, находить, реализовывать и в конечном счете совершенствовать исполнительскую концепцию - стратегическая задача искусства интерпретации. Например, Н.А. Петров полагал: «Главное - избегать каких-либо стереотипов в исполнительском искусстве. У каждого профессионального музыканта-исполнителя, поднимающегося над средним уровнем, должна быть своя художественно-творческая концепция, иными словами, свой подход к решению интерпретаторских проблем. Однако эта концепция не должна быть неизменной, «застывшей», поскольку различных вариантов исполнения одного и того же музыкального произведения может быть множество. Я думаю, что не стоит ни при каких обстоятельствах буквально повторять самого себя» [10, с. 73]. Процесс интерпретации в значительной степени конкретизирует предмет этого искусства, который представляют семь элементов: «идея, замысел, эмоционально-чувственное прочтение, стиль как совокупность выразительных средств, исполнительские традиции, форма и содержание [11]. Л.Е. Слуцкая замечала, что преподаватели Московской консерватории большое внимание уделяют конкретным выразительно-техническим приемам, отражающим те или иные стилевые особенности музыкальных произведений. Абстрактные рассуждения об «объективном» или «субъективном» исполнении трансформируются в ходе их занятий с учениками в отработку конкретных штрихов, динамических нюансов, исполнительских приемов» [10, с. 73]. М.И. Имханицкий указывал на то, что нахождение исполнительских приемов, артикуляционно-штриховой подачи не только представляет собой важное средство интонирования, но и олицетворяет процесс творческого мышления, эвристику. Подобный поиск позволяет детализировано, скрупулезно воплощать художественно-образное содержание музыкальных произведений [12].

Какими же должны быть исполнительские действия-движения, как продвигаться по пути к техническому, исполнительскому в целом мастерству?

Построение и освоение идеальной исполнительской концепции неразрывно связано с идеей сочинения, ее духовно-творческим наполнением. Идея -«правит балом», определяет порядок течения музыкальной мысли, развитие драматургии в русле музыкальной формы.

Каков будет путь воплощения идеи сочинения? На этот вопрос «отвечает» замысел, олицетворяющий восхождение на Олимп духовно-творческого начала. «Признаком гармоничного развития музыкального мышления является способность исполнителя на всех этапах обучения создавать замысел будущей интерпретации. Создавать естественно, не без участия педагога, но не только благодаря ему. Уметь определить свой угол зрения на то, что предстоит сыграть, сформировать ведущую идею своего подхода, притом не дилетантски («мне так хочется»), а с помощью убедительной аргументации, с учетом достижений коллективной исполнительской практики» [13, с. 14].

Постижение секретов кантиленного звуковедения и моторной искромет-ности, всей атрибутики «сенсорных актов» через туше (нажим, толчок, удар, скольжение), разнообразную (слитно-раздельную и ударно-безударную) артикуляцию приближает исполнителя-инструменталиста к достижению заветной цели духовно-творческого совершенствования через состояние технической свободы. При этом исполнительские действия-движения целесообразно формировать в

Библиографический список

рамках следующей идеальной модели: «Свободные в психофизиологическом отношении; экономичные; рациональные; активные; инерционные; целенаправленные; целесообразные (художественно-оправданные), чувствительные (так-тильность, осязаемость); независимые; скоординированные; осознаваемые; автоматизированные; системно-последовательные; выразительные; управляемые; концептуально выстроенные» [14, с. 110].

Приведем пример педагогической формулы совершенствования (воспроизводства) идеала прообраза исполняемого музыкального произведения: расширение, освоение информационного поля - идеальное представление на уровне исполнительских действий-движений (моторность, тактильность, сенсор-ность, очередность, связность, рациональность, степень управляемости) и художественно-творческого воплощения (звуки-образы, артикуляция, штрихи, исполнительские приемы, туше, культура звукоизвлечения, звуковедения, снятия звука) - собственно исполнение - получаемый творческий опыт - осмысление (рефлексия) - идеальное представление.

На основе изложенного выше следует заключить:

1. Формирование идеалов, ценностных ориентиров в духовно-творческом сознании музыкантов-инструменталистов, в процессе их исполнительской деятельности представляет актуальную проблему, требующую своего разрешения.

2. Идеал как комплексное, универсальное, духовно совершенное образование аккумулирует в себе объективное и субъективное; интеллектуальное и эмоционально-чувственное; осознанное и бессознательное; каноническое и специфическое; традиционное и особенное; продуктивное и репродуктивное; общественно-историческое и личностно-креативное начала; творческий опыт и бесконечные «воображаемые горизонты».

3. Важным звеном в духовно-творческом развитии обучающихся музыкантов-инструменталистов является построение и воплощение идеальной модели исполнительской концепции.

4. Педагогические условия ее формирования представляют следующий комплекс: занятия в классе инструменталистов под руководством педагога, музыкально-образовательный процесс в целом; участие в качестве исполнителя и слушателя в программах фестивалей, конкурсов, концертных выступлений; «мастер-классы», встречи-беседы с выдающимися деятелями культуры и искусства; прослушивание музыкального материала в рамках самостоятельной работы обучающихся; эвристический характер исполнительской деятельности; творческий опыт и его рефлексия; устойчивая мотивация, стремление к совершенствованию.

5. Единство интеллектуального и эмоционально-чувственного, технического и художественно-творческого развития выступает существенной движущей силой в духовном становлении обучающихся инструменталистов.

6. Педагогическая формула совершенствования (воспроизводства) идеала (прообраза исполняемого музыкального произведения) являет собой следующий алгоритм действий музыкантов-инструменталистов: расширение, освоение информационного поля - идеальное представление на уровне исполнительских действий-движений (моторность, тактильность, сенсорность, очередность, связность, рациональность, степень управляемости) и художественно-творческого воплощения (звуки-образы, артикуляция, штрихи, исполнительские приемы, туше, культура звукоизвлечения, звуковедения, снятия звука) - собственно исполнение - получаемый творческий опыт - осмысление (рефлексия) - идеальное представление.

7. Построение идеальной модели исполнительской концепции, ее реализация позволяют в значительной степени активизировать и развить духовно-творческий потенциал музыкантов в классах инструменталистов.

1. Рапацевич Е.С. Психолого-педагогический словарь. Минск: Современное слово, 2006.

2. Русские писатели о литературном труде. Ленинград: Музгиз, 1955.

3. Столович Л.Н. Жизнь - творчество - человек: функции художественной деятельности. Москва: Политиздат, 1985.

4. Петров В.М. Прямое и непрямое воздействие искусства: проблемы методологии и методики исследования. Москва: Русский мир, 1997.

5. Зорилова Л.С. А.Н. Скрябин. Путь к мистерии. Духовно-творческий поиск в контексте становления музыкального искусства: монография. Москва: Академический проект, 2020.

6. Блок О.А. Сочинительство как проявление целостного музыкально-творческого развития юных учащихся инструменталистов. Искусство и образование. 2020; № 6 (128): 98 -104.

7. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. Москва: Издательский Дом «Классика - XXI», 2006.

8. Ражников В.Г Формирование и воспроизведение дирижерского замысла. Вопросы психологии. 1973; № 2.

9. Прокофьев Г.П. Формирование музыканта-исполнителя. Москва: Музгиз, 1956.

10. Слуцкая Л.Е. Проблемы музыкальной педагогики и психологии. Из опыта Московской консерватории. Москва: Юрайт, 2018.

11. Блок О.А. Педагогика и психология музыкального творчества как парадигма высшего профессионального образования. Материалы международной научно-практической конференции. Хабаровск: ХГИИК, 2013: 23 - 31.

12. Имханицкий М.И. Новое об артикуляции и штрихах в музыкальном интонировании: учебное пособие для высших учебных заведений. Москва: РАМ им. Гнесиных, 2018.

13. Шульпяков О.Ф. Работа над художественным произведением и формирование музыкального мышления исполнителя. Санкт-Петербург: Композитор, 2005.

14. Блок О.А. Модель музыкально-исполнительских действий-движений инструменталистов как продукт научного поиска. Искусство и образование. 2018; № 6 (116): 102 - 111.

References

1. Rapacevich E.S. Psihologo-pedagogicheskij slovar'. Minsk: Sovremennoe slovo, 2006.

2. Russkie pisateli o literaturnom trude. Leningrad: Muzgiz, 1955.

3. Stolovich L.N. Zhizn'- tvorchestvo - chelovek: funkcii hudozhestvennoj deyatel'nosti. Moskva: Politizdat, 1985.

4. Petrov V.M. Pryamoe inepryamoe vozdejstvie iskusstva: problemy metodologiii metodiki issledovaniya. Moskva: Russkij mir, 1997.

5. Zorilova L.S. A.N. Skryabin. Put' k misterii. Duhovno-tvorcheskij poisk v kontekste stanovleniya muzykal'nogo iskusstva: monografiya. Moskva: Akademicheskij proekt, 2020.

6. Blok O.A. Sochinitel'stvo kak proyavlenie celostnogo muzykal'no-tvorcheskogo razvitiya yunyh uchaschihsya instrumentalistov. Iskusstvo iobrazovanie. 2020; № 6 (128): 98 -104.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Bochkarev L.L. Psihologiya muzykal'noj deyatel'nosti. Moskva: Izdatel'skij Dom «Klassika - XXI», 2006.

8. Razhnikov V.G. Formirovanie i vosproizvedenie dirizherskogo zamysla. Voprosypsihologii. 1973; № 2.

9. Prokof'ev G.P. Formirovanie muzykanta-ispolnitelya. Moskva: Muzgiz, 1956.

10. Sluckaya L.E. Problemy muzykal'noj pedagogiki i psihologii. Iz opyta Moskovskoj konservatorii. Moskva: Yurajt, 2018.

11. Blok O.A. Pedagogika i psihologiya muzykal'nogo tvorchestva kak paradigma vysshego professional'nogo obrazovaniya. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Habarovsk: HGIIK, 2013: 23 - 31.

12. Imhanickij M.I. Novoe ob artikulyacii ishtrihah v muzykal'nom intonirovanii: uchebnoe posobie dlya vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva: RAM im. Gnesinyh, 2018.

13. Shul'pyakov O.F. Rabota nad hudozhestvennym proizvedeniem i formirovanie muzykal'nogo myshleniya ispolnitelya. Sankt-Peterburg: Kompozitor, 2005.

14. Blok O.A. Model' muzykal'no-ispolnitel'skih dejstvij-dvizhenij instrumentalistov kak produkt nauchnogo poiska. Iskusstvo i obrazovanie. 2018; № 6 (116): 102 - 111.

Статья поступила в редакцию 27.02.22

УДК 78.071

Gao Fujia, postgraduate, Moscow State Institute of Culture (Khimki, Russia), E-mail: nauka-v-vuze@rambler.ru

Mansurova A.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Music Education Department, Moscow State Institute of Culture (Khimki, Russia),

E-mail: nauka-v-vuze@rambler.ru

PERFORMING CULTURE AS AN OBJECT OF MUSICAL AND PEDAGOGICAL DISCOURSE: CATEGORICAL ANALYSIS. The article presents results of a study in the field of music pedagogy concerning the problem of the musician's performing culture formation. In the depths of many national schools, a narrow approach to the content of training performers still prevails, focused solely on the technical skills formation that only allow mastering concert and competitive repertoire of a high level of complexity. The Russian Performing School, based on the original artistic and aesthetic principles of the great founders of academic music, true spiritual values and a systematic approach to the musicians' education, is a unique platform where methodological, multi-scientific theoretical, methodical and technological knowledge, repeatedly tested and proven to be effective, is concentrated. Such rich experience allows modern researchers to concentrate on the structural and functional analysis of the concept of "performing culture", as well as its constituent synonymous terms in order to build the most effective pedagogical strategies for the formation of this high-quality education of the individual during the training and upbringing of new generations of musicians.

Key words: performing culture, performing technique, culture, musical culture, musical performance, typology, music making, improvisation, authenticity, musical pedagogy, performer training and self-training.

Гао Фуцзя, аспирант, Московский государственный институт культуры, г. Химки, E-mail: nauka-v-vuze@rambler.ru

А.П. Мансурова, канд. пед. наук, проф., Московский государственный институт культуры, г. Химки, E-mail: nauka-v-vuze@rambler.ru

ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ОБЪЕКТ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА: КАТЕГОРИАЛЬНЫМ АНАЛИЗ

В статье изложены результаты исследования в области музыкальной педагогики, касающегося проблемы формирования исполнительской культуры музыканта. Как известно, в недрах многих национальных школ до сих пор преобладает узкий подход к содержанию подготовки исполнителей, ориентированный исключительно на формирование технических навыков, позволяющих осваивать концертный и конкурсный репертуар высокого уровня сложности. Российская исполнительская школа, базирующаяся на оригинальных художественно-эстетических принципах великих основоположников академической музыки, истинных духовных ценностях и системном подходе к воспитанию музыканта, являет собой уникальную платформу, где сконцентрированы многократно апробированные и доказавшие свою эффективность методологические, мультинаучные теоретические, методические и технологические знания. Подобный богатый опыт позволяет современным исследователям сконцентрироваться на структурно-функциональном анализе понятия «исполнительская культура», а также его составляющих синонимичных терминов для выстраивания наиболее эффективных педагогических стратегий формирования данного качественного образования личности в ходе обучения и воспитания новых поколений музыкантов.

Ключевые слова: исполнительская культура, исполнительская техника, культура, музыкальная культура, музыкальное исполнительство, типология, музицирование, импровизация, аутентизм, музыкальная педагогика, подготовка и самоподготовка исполнителя.

Актуальность исследования обусловлена наличием в международном музыкально-педагогическом сообществе нерешенной проблемы выбора наиболее эффективных путей формирования исполнительской культуры музыканта и нес-формированного представления о сущности и структуре исполнительской культуры как ценного личностного качества музыканта, определяющего успешность его исполнительской карьеры, а также мобильность, полифункциональность и долговечность профессиональной жизни [1].

Ключевыми ориентирами авторской исследовательской деятельности являются взаимообусловленные понятия «исполнительская культура» и «исполнительская техника», изучение которых с позиций структурно-функционального анализа и методологии редукционизма составило цель настоящего исследования. Для понимания и выявления значимости и роли этих элементов в категориальной системе становления и организации творческой деятельности современного артиста необходимо раскрыть их идейно-концептуальную и структурно-содержательную основу, обратившись к этимологическому началу каждого из компонентов, что определило основные задачи проведенной исследовательской работы.

Материалы и методы исследования. В подавляющем большинстве музыкально-педагогических и музыковедческих исследований, посвященных различным видам исполнительского искусства и музыкальной педагогике в целом, понятия «культура» и «исполнительство» до сих пор не имеют единого значения, оставаясь дефидентами - объектами для выстраивания новых авторских определений с попытками выявления функциональных характеристик, исследования и структурирования исчерпывающего содержания, определения объема внутри составных категорий «исполнительская культура», «исполнительская техника», «исполнительский уровень», «музыкальная культура», «исполнительское ма-

стерство», «исполнительский стиль», «исполнительская школа» и т.д. Результатами данного теоретического моделирования становятся детализированные комментарии с приведением расширенных сопоставлений и реминисценций, не только не вносящих ясности, но, скорее, отдаляющих от возможности единого осмысления категорий в пространстве музыкально-педагогического дискурса.

В настоящее время понятие «культура», являясь предметом изучения для всего круга общественных наук, имеет множество различных определений, в самом усредненном понимании сводящихся к процессу сбора, обработки, накопления информации и опыта с последующим преобразованием в духовное или материальное воплощение. Как и большинство укорененных в мировой практике категорий, понятие «культура» (лат oiltura - возделывание) пришло к нам из Античности, а именно - через наследие Марка Порция Катона Старшего - родоначальника римской прозы (II век до н.э.) в контексте рассуждений об организации земельных угодий в трактате «De Agri Cultura». Для раннего употребления вообще характерно понимание культуры как разного рода улучшение и взращивание. Столетием позже Цицерон посредством метафоризации перевел данную категорию в плоскость духовного и философского, где объектом возделывания и взращивания был представлен человек и его душа [2].

Именно с этого момента начинается эволюция понятия, его обогащение новыми смыслами и интерпретациями. Однако полноценной философской и эстетической категорией термин «культура» становится только в Германии XVII века, на тот момент являвшейся одним из главных центров развития европейской цивилизации. От эпохи Просвещения с работами Иоганна Аделунга, гердеров-ских попыток научного подхода к анализу искусства и кантовского видения критического разрыва между цивилизацией и культурой до начала XX века данный термин успевает не только пройти сложный путь фиксируемых трансформаций,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.