Научная статья на тему 'ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И «УМНЫЕ ЭМОЦИИ» В МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ИНСТРУМЕНТАЛИСТОВ'

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И «УМНЫЕ ЭМОЦИИ» В МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ИНСТРУМЕНТАЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
320
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / «УМНЫЕ ЭМОЦИИ» / ОБУЧАЮЩИЙСЯ ИНСТРУМЕНТАЛИСТ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ / ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EMOTIONAL INTELLIGENCE / “SMART EMOTIONS” / LEARNING INSTRUMENTALIST / MUSICAL PERFORMANCE / MUSICAL WORK / CREATIVE DEVELOPMENT / MUSICAL AND EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Блок О. А.

В научной статье раскрывается многогранная, полифоничная природа психологических понятий «эмоциональный интеллект» и «умные» эмоции». Выявляется их общность и различие. Даются рабочие определения, отражающие специфику исследуемых феноменов в музыкально-исполнительской области. Эмоциональный интеллект и «умные» эмоции рассматриваются как предмет музыкально-творческого развития обучающихся инструменталистов в целом. Производится попытка поиска значимости развития эмоционального интеллекта и «умных» эмоций в достижении единства технического и художественно-образного, логико-конструктивного и эмоционально-чувственного, рефлексивного и интуитивного, репродуктивного и творческого начал в музыкально-инструментальном исполнительстве обучающихся. Делается акцент на необходимости формирования слухо-двигательных представлений, слухо-двигательного контроля, психомоторного единства, которые представляют результат взаимодействия различных систем: физиологической, психологической, эвристической, сознания и бессознательного исполнителя в целом. Подчеркивается мысль о том, что эмоциональный интеллект и «умные» эмоции во многом определяют успешность формирования исполнительского аппарата инструменталистов, позволяют обеспечить необходимую активность и инерционность, выразительность и экономичность, целесообразность и рациональность, творческую свободу и управляемость исполнительских действий-движений. Не последнее место эмоциональный интеллект и «умные эмоции» занимают в моделировании и воплощении звуков-образов, построении драматургии музыкальных произведений. Обращается внимание на тесную связь между развитием исследуемых дефиниций и освоением интонационной культуры, искусства интерпретации в классах инструменталистов. В заключение делается вывод о том, что развитие эмоционального интеллекта и «умных эмоций» обучающихся инструменталистов должно представлять тезаурус их целостного музыкально-образовательного процесса. Глубокая детерминантность исследуемых дефиниций накладывает ответственность на плечи ученых, которые призваны продолжить разработку этого перспективного направления, раскрывающего многогранную специфику мыслительного и эмоционального, сознательного и бессознательного в музыкально-инструментальном исполнительстве XXI века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL INTELLIGENCE AND “SMART EMOTIONS” IN THE MUSICAL AND CREATIVE DEVELOPMENT OF STUDENT INSTRUMENTALISTS

The scientific article reveals the multifaceted, polyphonic nature of the psychological concepts of “emotional intelligence” and “smart” emotions. Their commonality and difference is revealed. Working definitions are given, reflecting the specificity of the studied phenomena in the musical performance field. Emotional intelligence and “smart” emotions are considered as the subject of musical and creative development of student instrumentalists in general. An attempt is made to search for the significance of the development of emotional intelligence and “smart” emotions in achieving the unity of technical and artistic-figurative, logical-constructive and emotional-sensual, reflective and intuitive, reproductive and creative principles in musical and instrumental performance of students. Emphasis is placed on the need to form auditory-motor representations, auditory-motor control, psychomotor unity, which represent the result of the interaction of various systems: physiological, psychological, heuristic, consciousness and the unconscious performer as a whole. The idea is emphasized that emotional intelligence and “smart” emotions largely determine the success of the formation of the instrumentalists' performing apparatus, provide the necessary activity and inertia, expressiveness and efficiency, expediency and rationality, creative freedom and controllability of performing actions-movements. Emotional intelligence and “smart emotions” take not the last place in the modeling and embodiment of sound-images, in the construction of the drama of musical works. Attention is drawn to the close connection between the development of the studied definitions and the development of intonational culture, the art of interpretation in the classes of instrumentalists. In conclusion, it is concluded that the development of emotional intelligence and “smart emotions” of learning instrumentalists should represent the thesaurus of their integral musical educational process. The deep determinism of the studied definitions imposes responsibility on the shoulders of scientists who are called upon to continue the development of this promising direction, revealing the multifaceted specifics of the mental and emotional, conscious and unconscious in musical and instrumental performance of the 21st century.

Текст научной работы на тему «ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И «УМНЫЕ ЭМОЦИИ» В МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ИНСТРУМЕНТАЛИСТОВ»

Humanity space International almanac VOL. 9, No 3, 2020: 265-272

Эмоциональный интеллект и «умные эмоции» в музыкально-творческом развитии обучающихся инструменталистов

О.А. Блок

Московский государственный институт культуры 141406, Московская обл., Химки, ул. Библиотечная, д. 7 State University of Culture

Bibliotechnaya, str., 7, Khimki, Moscow Region 141406 Russia e-mail: o.blokh2011@yandex.ru

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, «умные эмоции», обучающийся инструменталист, музыкальное исполнительство, музыкальное произведение, творческое развитие, музыкально-образовательный процесс. Key words: emotional intelligence, "smart emotions", learning instrumentalist, musical performance, musical work, creative development, musical and educational process. Резюме: В научной статье раскрывается многогранная, полифоничная природа психологических понятий «эмоциональный интеллект» и «умные» эмоции». Выявляется их общность и различие. Даются рабочие определения, отражающие специфику исследуемых феноменов в музыкально-исполнительской области. Эмоциональный интеллект и «умные» эмоции рассматриваются как предмет музыкально-творческого развития обучающихся инструменталистов в целом. Производится попытка поиска значимости развития эмоционального интеллекта и «умных» эмоций в достижении единства технического и художественно-образного, логико-конструктивного и эмоционально-чувственного, рефлексивного и интуитивного, репродуктивного и творческого начал в музыкально-инструментальном исполнительстве обучающихся. Делается акцент на необходимости формирования слухо-двигательных представлений, слухо-двигательного контроля, психомоторного единства, которые представляют результат взаимодействия различных систем: физиологической, психологической, эвристической, сознания и бессознательного исполнителя в целом. Подчеркивается мысль о том, что эмоциональный интеллект и «умные» эмоции во многом определяют успешность формирования исполнительского аппарата инструменталистов, позволяют обеспечить необходимую активность и инерционность, выразительность и экономичность, целесообразность и рациональность, творческую свободу и управляемость исполнительских действий-движений. Не последнее место эмоциональный интеллект и «умные эмоции» занимают в моделировании и воплощении звуков-образов, построении драматургии музыкальных произведений.

Обращается внимание на тесную связь между развитием исследуемых дефиниций и освоением интонационной культуры, искусства интерпретации в классах инструменталистов.

В заключение делается вывод о том, что развитие эмоционального интеллекта и «умных эмоций» обучающихся инструменталистов должно представлять тезаурус их целостного музыкально-образовательного процесса. Глубокая детерминантность исследуемых дефиниций накладывает ответственность на

плечи ученых, которые призваны продолжить разработку этого перспективного направления, раскрывающего многогранную специфику мыслительного и эмоционального, сознательного и бессознательного в музыкально-инструментальном исполнительстве XXI века.

Abstract: The scientific article reveals the multifaceted, polyphonic nature of the psychological concepts of "emotional intelligence" and "smart" emotions. Their commonality and difference is revealed. Working definitions are given, reflecting the specificity of the studied phenomena in the musical performance field. Emotional intelligence and "smart" emotions are considered as the subject of musical and creative development of student instrumentalists in general. An attempt is made to search for the significance of the development of emotional intelligence and "smart" emotions in achieving the unity of technical and artistic-figurative, logical-constructive and emotional-sensual, reflective and intuitive, reproductive and creative principles in musical and instrumental performance of students. Emphasis is placed on the need to form auditory-motor representations, auditory-motor control, psychomotor unity, which represent the result of the interaction of various systems: physiological, psychological, heuristic, consciousness and the unconscious performer as a whole. The idea is emphasized that emotional intelligence and "smart" emotions largely determine the success of the formation of the instrumentalists' performing apparatus, provide the necessary activity and inertia, expressiveness and efficiency, expediency and rationality, creative freedom and controllability of performing actions-movements. Emotional intelligence and "smart emotions" take not the last place in the modeling and embodiment of sound-images, in the construction of the drama of musical works.

Attention is drawn to the close connection between the development of the studied definitions and the development of intonational culture, the art of interpretation in the classes of instrumentalists.

In conclusion, it is concluded that the development of emotional intelligence and "smart emotions" of learning instrumentalists should represent the thesaurus of their integral musical educational process. The deep determinism of the studied definitions imposes responsibility on the shoulders of scientists who are called upon to continue the development of this promising direction, revealing the multifaceted specifics of the mental and emotional, conscious and unconscious in musical and instrumental performance of the 21st century.

[Blok O.A. Emotional intelligence and "smart emotions" in the musical and creative development of student instrumentalists]

Музыкальное исполнительство помимо блистательных побед отечественной школы сегодня демонстрирует наличие большого количества проблем в системе начального, среднего и высшего профессионального образования. Техницизм, псевдовиртуозность, «поверхностное порхание», потеря культуры звука, доминирование внешнего над внутренним, к сожалению, -современные реалии многих концертных и конкурсных

выступлений. С другой стороны, удивляет, обескураживает техническое несовершенство некоторых представителей авторитетных классов и «рядовых» инструменталистов. Проблемы постановочного, технологического порядка «размывают» путь к рациональной, свободной и выразительной игре. Вместе с тем несовершенство технической подготовки обучающихся делает невозможной работу над интонацией, художественно-образным содержанием музыкального произведения в целом. Под вопросом остается единство технического и художественно-образного, логико-конструктивного и эмоционально-чувственного начал. «Аморфное», бесчувственное исполнение «убивает» мысль, идею сочинения. Попытки построить логико-смысловую канву, соединенную с эмоционально-чувственной составляющей часто наталкиваются на непреодолимые барьеры. При этом исполнение остается «обескровленным», «беспредметным». В подобных музыкально-образовательных условиях речь уже не идет о стилистической чистоте, жанровой традиции, утонченной интонации, поиске новых выразительных средств, о создании убедительной и оригинальной интерпретации. Каковы же причины подобных проблемных ситуаций? Где находится ключ к разгадке тайн музыкально-инструментального исполнительства? Значимость достижения единства технического и художественно-образного, логико-конструктивного и эмоционально-чувственного, рефлексивного и интуитивного, репродуктивного и творческого начал в решении поставленных вопросов приводит нас к необходимости осмысления таких понятий, как «эмоциональный интеллект» и «умные» эмоции».

«Эмоциональный интеллект» в психологии и педагогике музыкального исполнительства - недостаточно разработанный термин. В последнее время он вызывает повышенный интерес у некоторых исследователей. В чем тут секрет? "Эмоциональный интеллект» - понятие многослойное, полифоничное и детерминационное. Налицо, биполярность (эмоции + интеллект), взаимодействие первой и второй сигнальных систем головного мозга, которое порождает эту способность, и аккумулирование активизационных сил, сосредотачивающих в себе определенный творческий потенциал. Не случайно родоначальник отечественный психологии творчества

Я.А. Пономарев подчеркивал: «Творчество возможно лишь на определенной ступени развития интеллекта, который питают мыслительные процессы, опыт и во многом «умные» эмоции» (Пономарев, 1976: 176).

«Эмоциональный интеллект - способность осознавать свои эмоции и распознавать эмоции других людей, использовать эмоциональную информацию, чтобы направлять свое мышление и поведение. Термин «эмоциональный интеллект» стал появляться в американской психологической литературе в 1970 - 1980-е гг., но только в 1990-е гг. это понятие получило первое научное определение, которое дали П. Сэловей и Д. Майер. Конкретизируя свое определение, они выделили четыре группы способностей, которые входят в состав эмоционального интеллекта. Это способности: 1) правильно воспринимать, оценивать и выражать эмоции; 2) вызывать эмоции, когда они облегчают познание; 3) понимать эмоциональные сообщения и использовать эмоциональную информацию; 4) регулировать собственные эмоции, чтобы способствовать своему развитию и благополучию. Отдельные интерпретаторы понятия «эмоциональный интеллект» включают в его содержание и другие факторы - самомотивацию, эмпатию, способность формировать эффективные долгосрочные отношения с людьми и т.д.» (Свенцицкий, 2009: 499). Эмоциональный интеллект можно рассматривать как показатель активности межполушарного взаимодействия и способность к осмысленному сопереживанию, восприятие «тонких токов» извне и рефлексию внутреннего мира, познание художественных образов и опыт переработки эмоциональной информации. Изучение данного термина в подобных ракурсах обнажает повышенный интерес музыкантов-исследователей. Действительно, успех музыкально-творческой деятельности отдельной личности во многом зависит от качества межполушарного взаимодействия головного мозга, гармоничности проявления интеллектуального, эмоционального и собственно творческого начал. Именно эмоциональный интеллект сосредотачивает в себе ось: интеллект -эмоции - творчество.

В свою очередь, термин «умные эмоции» достаточно активно разрабатывался в XX веке (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, П.В. Симонов,

А.Н. Столович, В.М. Петров) и др. А.Н. Леонтьев правомерно отмечал, что «слезы актера «произрастают» из его сознания» (Леонтьев, 1986: 7). А.Н. Столович справедливо высказывался: «Художественные чувства - эстетические чувства, возбуждаемые произведением искусства, - органически включены в гармонический комплекс высших человеческих способностей. Эти чувства связаны и с образами фантазии, и с деятельностью интеллекта («умные эмоции»), и с волевыми стремлениями к совершенству, воплощенными в идеалах, и с игрой духовных сил человека, вызывающих необычайное наслаждение» (Столович, 1985: 9).

«Умные эмоции» - это своеобразный отклик на процесс познания. Они представляют «отзывчивость» интеллекта, эмоционально проявляющуюся, позволяют исполнителю осуществлять воплощение художественно-образного содержания в конкретном музыкальном произведении. Интеллект дает возможность «производить на свет», компоновать, структурировать и организовывать «умные эмоции», управлять ими, обеспечивая целостность, сохраняя мельчайшие детали глубоко-чувственной природы сочинения.

Итак, следует отличать то, что «эмоциональный интеллект» - способность сознания музыканта-исполнителя, которая находит свое применение в логико-эмоциональной сфере и имеет рефлексивную доминанту. «Умные эмоции» -производное интеллектуальной субстанции, которое отражает чувственное начало, глубину эмпатии, качество эмоциональной природы исполнителя.

Сегодня многие педагоги инструментальных классов начинают понимать, что развитие отдельно взятых музыкальных способностей (пусть даже основных: слуха, памяти, чувства метроритма, темпоритма) не позволяет «править бал» во дворце её величества Музыки, в храме высоких чувственных открытий. Слухо-двигательные представления, слухо-двигательный контроль, психомоторное единство идеомоторные акты - плоды взаимодействия различных систем: физиологической, психологической, эвристической, сознания и бессознательного в целом Именно подобное взаимодействие во многом определяет успешность формирования исполнительского аппарата инструменталистов,

позволяет обеспечить необходимую активность и инерционность, выразительность и экономичность, целесообразность и рациональность, творческую свободу и управляемость исполнительских действий-движений. Не последнее место эмоциональный интеллект и «умные эмоции» занимают в моделировании и воплощении звуков-образов, построении драматургии музыкальных произведений. Все более ясным становится необходимость целенаправленного, системно-последовательного развития межполушарного взаимодействия, важность формирования эмоционального интеллекта, широкого спектра эмоционально-чувственной природы обучающихся исполнителей. Об этом развернуто высказывается О.Ф. Шульпяков: «В сущности, когда речь заходит о специфических чертах мыслительной деятельности музыканта-исполнителя, то в качестве одной из самых важных ее особенностей необходимо отметить соединение в ней двух главнейших составляющих - эмоциональной и интеллектуальной сфер. При этом вопрос стоит не только в «долевом участии» двух независимых «контрагентов» в общем процессе (хотя проблема эта представляет огромный интерес, так как мы знаем, что у разных музыкантов обозначенные начала выступают в разных пропорциональных соотношениях; отсюда, кстати, происходит деление исполнителей на соответствующие типы). Суть дела в другом: рано или поздно эмоциональное и интеллектуальное сливаются в качественно новое явление, которое можно определить словами эмоциональный интеллект. Мы считаем необходимым ввести его в музыкально-исполнительскую теорию и практику, ибо его значение стократно возрастает в отношении деятельности творческой, напрямую связанной с созданием и воплощением полноценных художественных образов. Здесь больших успехов обычно добивается не тот, кто «умнее», а тот, кто обладает развитым эмоциональным интеллектом, тот, у кого эмоциональная палитра более богата и разнообразна. Вопросы эти, безусловно, заслуживают подробного изучения и, несомненно, привлекут внимание будущих исследователей» (Шульпяков, 2005: 21).

Л.Е. Слуцкая, высказываясь о важных составляющих творческого процесса инструменталистов, делиться следующим материалом о фортепианной педагогике: «Как и его учитель А.Б. Гольденвейзер, Г.Р. Гинзбург очень серьезно относился к

проблеме детского музыкального воспитания. Воспитываясь в семье Гольденвейзера, с раннего детства впитывая идеи своего учителя, Г.Р. Гинзбург считал необходимым вести постоянную работу по повышению уровня педагогов-музыкантов. Для чего он организовывал, и многие годы вел при Центральном Доме работников искусств, специальные семинары, на которых делился и почерпнутыми у своего учителя и собственными художественно-эстетическими идеями. Большим мастером называет Г.Р. Гинзбурга Д.Д. Благой, подчеркивая, что у таких мастеров мысль и чувство, действие и контроль - это единое творческое пространство, синтез всех этих слагаемых, которые связаны нераздельно» (Слуцкая, 2010: 51).

Эмоциональный интеллект и «умные эмоции» - важные «истоки» выразительной, осмысленной игры, которая представляет связную музыкальную речь (мотив, фраза, предложение, период и т.д.) с богатым интонационным ресурсом. Эмоциональное отношение к звуку-образу, «движущееся» в логико-смысловом, моторно-двигательном», тактильно-интонационном портале воспроизведения

художественного содержания сочинения - во многом отражает специфику творческой деятельности исполнителя-инструменталиста. Обучение выразительному, наполненному интонированию - важная художественно-творческая, технологическая и психолого-педагогическая задача классов инструменталистов. Н.К. Переверзев подчеркивает: «И.А. Лесман наиболее полно выразил теорию интонирования, дополнив Иохима и Казальса указанием, что работу над интонацией необходимо постоянно связывать с содержанием музыки: она должна быть организована, прежде всего, в связи с такими важными в смысловом отношении построениями, как музыкальная фраза, мотив, а не независимо от них, потому что интонирование с музыкально-исполнительской точки зрения представляет собой творческое воспроизведение в игре ладово-смысловых взаимосвязей между звуками, а не простое чередование интервалов» (Переверзев, 1989: 83).

Анализ предмета интерпретации музыкального произведения (семи его элементов) тоже свидетельствует о значимости развития эмоционального интеллекта и «умных

эмоций» у обучающихся инструменталистов. Его структура «красноречиво» об этом «свидетельствует»: идея, замысел, эмоционально-чувственное прочтение, стиль, исполнительские традиции, форма и содержание (Блок, 2013, 2014). Искусство интерпретации для исполнителей-инструменталистов остается значимым итогом всей музыкально-творческой деятельности, показателем их мастерства, профессионализма.

В заключении следует отметить, что развитие эмоционального интеллекта и «умных эмоций» обучающихся инструменталистов должно представлять тезаурус их целостного музыкально-образовательного процесса. Глубокая детерминантность исследуемых дефиниций накладывает ответственность на плечи ученых, которые призваны продолжить разработку этого перспективного направления, раскрывающего многогранную специфику мыслительного и эмоционального, сознательного и бессознательного в музыкально-инструментальном исполнительстве XXI века.

ЛИТЕРАТУРА

Блок О.А. 2013. Музыкальное исполнительство и педагогика. М.: МГУКИ. 160 с.

Блок О.А. 2014. Психология и педагогика музыкального творчества. М.: МГУКИ. 232 с.

Леонтьев А.Н. 1986. Предисловие. С. 3-12.В кн: Выготский Л.С. Психология

искусства. М.: Искусство. 572 с. Переверзев Н.К. 1989. Исполнительская интонация. М.: Музыка. 208 с. Пономарев Я.А. 1976. Психология творчества. М.: Наука. 304 с. Свенцицкий А.Л. 2009. Краткий психологический словарь. М.: Проспект. 512 с.

Слуцкая Л.Е. 2010. Педагог-музыкант в отечественной системе профессионального музыкального образования: история и современность: Монография. М.: МГК им. П.И. Чаковского. 131 с. Столович Л.Н. 1985. Жизнь - творчество - человек: Функции художественной

деятельности. М.: Политиздат. 415 с. Шульпяков О.Ф. 2005. Работа над художественным произведением и формирование музыкального мышления исполнителя. СПб.: Композитор. 36 с.

Получена /Received: 18.08.2020 Принята /Accepted: 09.09.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.