Научная статья на тему 'Сущность и структура сценического мастерства будущих специалистов музыкально-инструментального искусства'

Сущность и структура сценического мастерства будущих специалистов музыкально-инструментального искусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1119
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сценическое мастерство / музыкально-инструментальное искусство / будущие специалисты / исполнительское мастерство / психологическое мастерство / артистизм / stage skills / musical and instrumental art / future specialists / performing skills / psychological skills / artistry

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — И. Ю. Коломойцев

Встатьерассматриваетсясущностьиструктурасценическогомастерствабудущихспециалистов музыкально-инструментального искусства. Концертное выступление является целостной системой поведения, успешность которого соответствует предварительному процессу подготовки, использованию оптимальных способов нейтрализации состояния стресса с целью применения уникальных возможностей сценического мастерства музыкантов-инструменталистов. Цель статьи —характеристика сущности и структуры сценического мастерства будущих музыкантов-инструменталистов как важного фактора их профессиональной подготовки. Методология нашего исследования базируется на выявлении многообразия составляющих признаков артистизма музыкантови сориентирована на исполнителя, играющего на инструменте, осуществляющего непосредственную творческую деятельность в сфере музыкально-инструментального искусства. В процессе исследования были использованы методы дискуссии, эмоционально-артистический тренинг, профессиональный автопортрет, словарь терминов, предметные глоссарии, ролевое моделирование, концертно-репетиционные, организационно-подготовительные, исполнительские и интерпретационные игры. Для определения сущности и структуры сценического мастерства будущих специалистов музыкально-инструментального искусства нами использовались такие формы в процессе профессиональной подготовки, как лекция-визуализация, лекция-полифония, семинар-дискуссия, инструктивные лекции с видеопримерами. В результате изучения научно-исследовательской литературы мы определили, что сущность и структура сценического мастерства представляют собой целостную организацию компонентов: исполнительского мастерства (навыки исполнительской техники, туше, владение навыками интерпретации произведений), психологического мастерства (сценическое поведение, саморегуляция, концертная стабильность, стрессоустойчивость, интуиция), артистического мастерства (артистизм, артистический магнетизм, энергетика звучащего образа). Результатом формирования сценического мастерства будущих специалистов музыкально-инструментального искусства является успешная концертно-просветительская деятельность, способствующая духовному и эстетическому воспитанию поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE AND STRUCTURE OF THE SCENIC SKILLS OF FUTURE SPECIALISTS OF MUSICAL–INSTRUMENTAL ART

The article deals with the essence and structure of stage skills of future specialists of musical and instrumental art. The concert performance is an integral system of behavior, the success of which corresponds to the preliminary process of preparation, the use of optimal ways to neutralize the state of stress in order to apply the unique capabilities of stage skills of musicians-instrumentalists. The purpose of the article is to characterize the nature and structure of stage skills of future musicians – instrumentalists as an important factor of their professional training. The methodology of our research is based on the identification of the variety of the components of the musicians’ artistry and is focused on the performer playing the instrument, carrying out direct creative activity in the sphere of musical and instrumental art. In the course of the research the methods of discussion, emotional and artistic training, professional self-portrait, Glossary, subject glossaries, role modeling, concert and rehearsal, organizational and preparatory, performance and interpretation games were used. To determine the nature and structure of stage skills of future specialists of musical and instrumental art we used such forms in the process of professional training as a lecture-visualization, lecture-polyphony, seminar-discussion, instructional lectures with video examples. As a result of the study of research literature, we have determined that the essence and structure of stage skills is a holistic organization of components: performing skills (skills of performing techniques, touch, skills of interpretation of works), psychological skills (stage behavior, self-regulation, concert stability, stress resistance, intuition), artistic skill (artistry, artistic magnetism, energy sounding image). The result of the formation of stage skills of future specialists of musical and instrumental art is a successful concert and educational activities that contribute to the spiritual and aesthetic education of the generation.

Текст научной работы на тему «Сущность и структура сценического мастерства будущих специалистов музыкально-инструментального искусства»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378.9 DOI 10.24411/2224-0772-2018-10004

СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА СЦЕНИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ МУЗЫКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Встатьерассматриваетсясущностьиструк-турасценическогомастерствабудущихспециали-стов музыкально-инструментального искусства. Концертное выступление является целостной системой поведения, успешность которого соответствует предварительному процессу подготовки, использованию оптимальных способов нейтрализации состояния стресса с целью применения уникальных возможностей сценического мастерствамузыкантов-инструменталистов.

Цель статьи — характеристика сущности

и структуры сценического мастерства будущих

музыкантов-инструменталистов как важно-

грл фактора их профессиональной подготовки. Методология нашего исследования базируется на

выявлении многообразиясоставляющих признаков артистизмамузыкантови сориентирована на исполнителя, играющего на инструменте, осуществляющего непосредственную творческую деятельность в сфере музыкально-инструментального искусства. Впроцессеисследования былииспользо-ваны методы дискуссии, эмоционально-артистический тренинг, профессиональный автопортрет, словарь терминов, предметные глоссарии, ролевое моделирование, концертно-репетиционные, организационно-подготовительные, исполнительские и интерпретационные игры.

Как цитировать статью: Коломойцев И. Ю. Сущность и структура сценического мастерства будущих специалистов музыкально-инструментального искусства // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 1, № 5 (54). С. 61-73. Б01 10.24411/2224-0772-2018-00004

И.Ю.Коломойцев

Соискатель кафедры

музыкознания

и инструментального

исполнительства, гоу ВПО ЛНР «Луганский национальный университет имени Тараса

Шевченко», г. Луганск E-mail: larissa.labintseva@

mail.ru

Ivan Yu. Kolomoytsev

Applicant of the Departme

'epartment of Musicology

and Instrumental Performance, Luhansk

Taras Shevchenko National

University

Для определения сущности и структуры сценического мастерства будущих специалистов музыкально-инструментального искусства нами использовались такие формы в процессе профессиональной подготовки, как лекция-визуализация, лекция-полифония, семинар-дискуссия, инструктивные лекции свидеопримерами.

В результате изучения научно-исследовательской литературы мы определили, что сущность и структура сценического мастерства представляют собой целостную организацию компонентов: исполнительского мастерства (навыки исполнительской техники, туше, владение навыками интерпретации произведений), психологического мастерства (сценическое поведение, саморегуляция, концертная стабильность, стрессоустойчивость, интуиция), артистического мастерства (артистизм, артистический магнетизм, энергетика звучащего образа).

Результатом формирования сценического мастерства будущих специалистов музыкально-инструментального искусства является успешная концертно-просветительская деятельность, способствующая духовному и эстетическому воспитанию поколения.

Ключевые слова: сценическое мастерство, музыкально-инструментальное искусство, будущие специалисты, исполнительское мастерство, психологическое мастерство, артистизм.

Влияние, оказываемое европейской музыкой на профессиональное музыкально-инструментальное искусство, созданиесовременныхмузы-кальных произведений, возникновение разнообразных композиторских школ предъявляют новые требования к исполнительскому мастерству выпускников высших учебных заведений культуры и искусства.

Становление и профессиональное развитие музыкантов-инструменталистов является долговременным и ответственным процессом, в котором важное место в обучении отводится подготовке к концертномувыступле-нию. Данный процесс представляет собой многокомпонентную систему поведения музыкантов-инструменталистов на сцене с использованием приемов нейтрализации стресса с целью использования уникальных возможностей сценического мастерства музыкантов.

На нашвзгляд, сценическое мастерство специалиста музыкально-инструментального искусства сочетает в себе исполнительскую надежность, эмоциональность, творческое и сценическое воплощение музыкального произведения. Мы акцентируем внимание на особенности сценического мастерства именномузыкантов-инструменталистов, которые, в отличие

от исполнителей вокального жанра, должны использовать возможности инструмента и технику игрового аппарата (пальцев, губ, ног).

Теоретическую базу исследования профессиональной музыкально-исполнительской деятельности составляют работы по истории концертного исполнительства (В. Г. Ражников, В. П. Стахов, Г.П. Пятигорский и др.); работы, посвященные проблемам стиля и художественной интерпретации (О. В. Москаленко, Ю. Б. Елагин, Г.М. Цыпин и др.).

В исследованиях отечественных ученых раскрываются содержание и средства формирования отдельных видов исполнительского мастерства музыканта (Л. А. Баренбойм, Л. Н. Гинзбург, Н. А. Давыдов, Г.Г.Нейгауз и др.); исследуется содержание личностно-профессиональных качеств музыканта-педагога (В. И. Муцмахер, В. Г.Ражников, Т. Ф. Цыгульская, О. Ф. Шульпяков и др.).

В психологических исследованиях Л. Л. Бочкарева, Г. М. Когана, Ю. А. Цагарелли и др. рассматриваются особенности исполнительской интерпретации в условиях концертного выступления.

К сожалению, практика профессиональной подготовки будущего специалиста музыкально-инструментального искусства не предусматривает его становления как артиста. Это связано с тем, что у студентов отсутствует алгоритм подготовки к концертному выступлению, а в рабочих программах учебных дисциплин не предусмотрено обучение основам сценического мастерства, и выступления студентов на академическом концерте, экзамене или зачете зачастую сводится к решению исполнительских задач, в зависимости от изучаемого в данный момент репертуара. По мнению Ю. А. Цагарелли, овладение инструменталистами исполнительской техникой не предполагает развития артистизма как сопутствующего фактора [16]. Обратимвниманиена то, чтона сегодняшний день недостаточно исследований, рассматривающих возможность использования артистической техники и сценического воплощения инструментального произведения как эффективных составляющих в сценическом мастерстве будущих специалистов музыкально-инструментального искусства.

Исходя из вышеизложенного, целью статьи является рассмотрение сущности и структуры сценического мастерства будущих музыкантов-инструменталистов как важного фактора их профессиональной подготовки.

Проблема формирования сценического мастерства занимает цен-

тральное место в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов музыкально-инструментального искусства и определяет их дальнейшую профессиональную самореализацию и успешность концертно-просветительской деятельности.

Общеизвестно, что композитор в музыкальном произведении использует комплекс определенных средств музыкальной выразительности с целью воздействия на эмоциональное состояние слушателя. Однако в процессе исполнения музыкального произведения данное влияние зависит от многих факторов. Прежде всего, укажем на способность музыканта-инструменталиста верно воспроизводить нотный текст музыкального произведения, его логику и структуру. И в этом случае качество воспроизведения музыкального произведения во многом зависит от исполнительского мастерства исполнителя.

Изучение проблемы формирования сценического мастерства будущих специалистов музыкально-инструментального искусства требует выявления сущности мастерства как такового, рассмотрения основных подходов к пониманию данного понятия в научной литературе. И здесь мы будем иметь в виду, что сценическое мастерство, выделенное нами в качестве проблемы, предполагает обсуждение его как целостного явления, с определением структурных компонентов.

По мнению отечественных исследователей (Б. Т. Лихачев [10], Г. М. Коджаспирова [8], С. Д. Якушева [18] и др.), проявление мастерства заключается в успешном решении профессионально-педагогических задач и высоком уровне организации учебно-воспитательного процесса. В свою очередь, А. И. Щербаков понимает мастерство как синтез научных знаний, умений, навыков и личных качеств учителя [1]. В данном случае понятие мастерства дополняется личностными качествами педагога, и процесс приобретения мастерства происходит именно на личностном уровне.

Рассматривая сущность и структуру изучаемого понятия, мы опирались на компоненты профессионального мастерства музыканта-исполнителя, разработанные Ю. А. Цагарелли. В профессиограмме музыканта-исполнителя и музыканта-педагога исследователь определил такие основные компоненты: знания, умения, профессионально важные качества музыканта и музыкально-исполнительскую направленность [16].

Рассмотрение структуры сценического мастерства будущих специалистов музыкально-инструментального искусства какмногокомпонент-

ного понятия является необходимым для разработки диагностирования и развития данного качества у музыкантов-инструменталистов.

На основании изученной научно-педагогической литературы мы можем предположить, что структура сценического мастерства будущих специалистов музыкально-инструментального искусства базируется на таких компонентах, составляющих его сущность, как исполнительское мастерство, психологическое мастерство, артистическое мастерство.

Заметим, что структуру исполнительского мастерства В. П. Белоус рассматривает как систему элементов, которая обеспечивает исполнение музыкального произведения на высоком техническом и художественном уровне [20]. В современном исполнительстве наблюдается тенденция красширенномуиспользованию интонационно-выразительных средств и эффектов, что способствует повышению требований к уровню исполнительского мастерства, которое часто ассоциируют с исполнительской техникой. По мнению В. Д. Иванова, исполнительская техника (от греч. 1ееЬпе — искусство, мастерство) представляет собой «совокупность сформированных специальных навыков и умений, а также согласованных слухомоторных действий, необходимыхвпроцессезвукоизвлечения для воссоздания художественного интонирования» [6, с. 39].

Всвою очередь Г.М. Цыпинхарактеризует исполнительскую технику с эстетико-философских позиций и указывает на возможность воплотить свой замысел в звуках [17].

С нашей точки зрения, исполнительская техника музыкантов связана с действием известного философского закона—перехода количественных изменений в качественные игровые результаты. В этом процессе переход от начальной стадии воспроизведения технических приемов к более совершенной осуществляется поэтапно и вследствие этого целе-направленноприводитквысокомууровнюисполнительскогомастерства.

В свою очередь В. Х. Валеева утверждает, что основным компонентом исполнительского мастерства музыкантов является выразительное исполнение, имеющее в своей основе осознанное воспроизведение музыкального материала—интонирование фраз и мотивов произведения. Систематизация всех компонентов исполнительского мастерства происходит в процессе работы над интонированием составляющих компонентов музыкального произведения [3].

Однако следует признать, что для формирования исполнительского мастерства будущих специалистов музыкально-инструментального

искусства необходимо овладеть психологическими основами поведения на сцене. Заметим, что данная проблематика достаточно редко рассматривается в музыкально-педагогической литературе и в некоторой степени схематично.

Выявляязакономерностимузыкально-исполнительскогопроцесса или отдельных его сторон, исследователи не всегда ставят своей целью системное описаниеявления (A. B. Бирмак[2], Н. Кук[21], С.И. Савшинский [14], И. Гофман [4], Г.М. Коган [7], К. А. Мартинсен [11], Г.П. Прокофьев [13] и др.). Заметим, что рекомендации музыкантов-практиков, анализ психологии концертного поведения исполнителей не содержат в своей основе представления о структуре способностей и взаимосвязи ее составляющих компонентов. В результате чего некоторые рекомендации, основанные в значительной степени на практическом опыте, носят разноречивый характер.

По мнению С. Г. Корляковой, «успешное выступление зависит не только от психоэмоционального состояния и психоэмоциональной устойчивости музыканта, но и от особенностей его нейродинамики инадежности психомоторных функций»[9, с. 38]. Вэтомслучаепсихоло-гическая надежность музыканта-исполнителя способствует успешному концертному исполнению музыкального произведения.

Мы согласны с С. Г. Корляковой в том плане, что психологическую надежность музыканта в концертном выступлении определяет уровень артистизма и особенности нейродинамики. Данные факторы способствуют регуляции психоэмоциональных состояний, обеспечивающих высокий уровень сценического мастерства специалистов музыкально-инструментального искусства.

Выступление музыканта-инструменталиста на сцене меняет его привычные ощущения, механизмы восприятия, двигательный процесс, взаимодействие с инструментом. Ведь изменяется не только его собственное психофизиологическое состояние; возникают непривычные условия исполнения, связанные с акустикой, которые меняют чувство восприятия пространства концертного зала, качество звучания. В этом случае музыканту-инструменталисту приходится обращать внимание на масштабность, гибкость и разнообразие тембровых и динамических особенностей звукоизвлечения в условиях концертного пространства. Поэтому большое значение для будущих специалистов музыкально-инструментального искусства имеет сценический опыт, накапливаемый

за годы обучения, овладение необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками подготовки к концертным выступлениям, стремление к психологическому совершенствованию, кконтролю своего психоэмоционального состояния.

Методами для психологического совершенствования могут быть разнообразные упражнения музыкантов-исполнителей без инструмента, развивающие воображение, внутренний слух, представление. Если мы обратимся к биографиям выдающихся деятелей искусства, то убедимся, что избранная профессия для них— образ жизни, и они совершенствуют свое мастерство всегда — и с инструментом, и без него.

В процессе исследования нами были использованы метод дискуссии, эмоционально-артистический тренинг, создание профессионального автопортрета, словарь терминов, предметные глоссарии, ролевое моделирование, концертно-репетиционные, организационно-подготовительные, исполнительские и интерпретационные игры.

Для определения сущности и структуры сценического мастерства у будущих специалистов музыкально-инструментального искусства использовались такие формы в процессе профессиональной подготовки, как лекция-визуализация, лекция-полифония, семинар-дискуссия, инструктивные лекции с видеопримерами.

В музыкальном исполнительстве, какив любой другой эвристической деятельности, решающее значение имеет сознательная часть работы, но в процессе концертного выступления бывают моменты, когда интерпретатору приходится полагаться на интуицию. Исследователь феномена интуиции Е. Е. Федоров считает, что «исполнительская интуиция детерминирована также и особенностями темперамента, динамичностью и лабильностью нервной системы музыканта» [15, с. 101]. К. Флеш подчеркивал, что на эстраде важным является свободная деятельность подсознания, где опасность создает внешний зрительный и слуховой контроль [23]. Отметим, что у музыканта-исполнителя присутствует особая интуиция, которая предполагает согласованность чувственного иинтеллектуальногодействия, арезультатомстановится художественная интерпретация музыкального произведения.

Сценическое самочувствие, способность владеть собой в момент концертных выступлений являются важными факторами формирования сценического мастерства специалистов музыкально-инструментального искусства, в основе которого лежит знание психофизиологии человека,

способов и методов психологической регуляциисостояния организма[24; 25]. Мы можем предположить, что сущность сценического мастерства специалиста музыкально-инструментального искусства заключается в качествах личности самого музыканта, который, осуществляя музыкально-исполнительскую деятельность, обеспечивает ее успешность.

Анализ научной литературы показал степень теоретического представления музыкально-исполнительской деятельности с позиции артистизма. Например, в своих исследованиях Ю. А. Цагарелли указывает на то, что проблема артистизма музыкантов-инструменталистов отличается большой неопределенностью. Как известно, музыкант-исполнитель имеет статус артиста, и это предполагает у него наличие артистизма. С другой стороны, анализ учебных планов и программ высших учебных заведений показывает, что формирование в них артистизма музыканта-исполнителя недекларируется [16, с. 287]. Втожевремя исследователь определяет артистизм как фактор эмоционального влияния на публику посредством внешнего представления исполнителем художественного содержания музыкального произведения с помощью сценического перевоплощения [16].

Необходимо подчеркнуть, что артистизм музыканта-инструменталиста проявляется как художественная форма игры на музыкальном инструменте, является способом эволюционного функционирования академического инструментального исполнительского искусства [23]. Интересными нам представляются исследования И. Д. Ергиева о современной личности артиста как микроуниверсуме Космоса («микрокосма»), Духа (психики) и материи (тела исполнителя, инструмента, звука), что влечет за собой сотворение целостной гармонии Человека и Вселенной. В связи с этим артистизм исследователь понимает как искусство выражения и преобразования жизни, перевоплощение самого музыканта-исполнителя, который передает слушателям в процессе концертного исполнения музыки интонационно-эмоциональную информацию об окружающем мире при помощи индивидуального «образа мира» [5].

Поскольку слова «артист», «артистизм», «артистичность» происходят от art, arte — искусство (танца, хореографии, музыки, звука, песни и т.д.), возможно предположить, что признаки образов из различных видов искусства должны присутствовать и в инструментальном исполнительстве, являющимся синкретичным по отношению к остальным видам искусства.

Из данных определений становится очевидным, что будущий специалист музыкально-инструментального искусства как артист должен обладать соответствующими природными данными (комплексом артистической одаренности, наклонностями), особенным восприятием мира, способностью к самовыражению, проявлением творчества в музыкально-инструментальном искусстве.

Академическое музыкально-инструментальное искусство в современной концертной практике конкурирует с другими видами искусства, что способствует поиску совершенного специалиста музыкально-инструментального искусства (интерпретатора, артиста, новатора), создавая вариативность артистических, личностных свойств и профессиональных качеств музыканта. Яркими примерами создания данного образа могут быть выдающиеся музыканты прошлого и современности в разных жанрах и направлениях музыки. Неслучайно в комплексе артистической одаренности музыканта-инструменталиста учеными (И. Д. Ергиев, Л. Д. Бочкарев, Ю. А. Цагарелли) в восприятии отмечены такие аспекты, какчувственность, тонкаяэнергетическая сущность, атакжеуязвимость.

Нанашвзгляд,обучениебудущих специалистов музыкально-инструментального искусства артистической технике в контексте коммуникации, актерства, театрализации, внешней динамики поведения, синергии в процессепрофессиональнойподготовки находится на начальномуровне и носит случайный, внесистемный характер. Например, В. И. Петрушин обращает серьезное внимание на «проблему сценического артистизма и актерского перевоплощения...» [12, с. 15]. Различие между актерами и музыкантами он видит в том, что последние «позволяют себе играть, ненаходясь в соответствующем психоэмоциональном состоянии», и тут же говорит об «артистической подготовке музыканта-исполнителя» и освоении им «приемов актерской психотехники, основы которой разработал К. С. Станиславский» [12, с. 16].

Обратим внимание на то, что суть артистизма заключается в умении воздействовать на публику, «захватывать» ее своим исполнением. Здесь особенное значение приобретает способность психологического осознания музыкального произведения, регуляция психологического эмоционального состояния и владение так называемым «артистическим магнетизмом» (по Ф. Бузони).

Известно, что искусство рассматривают порой как мистерию, таинство, рожденное неистовым создателем. В этой связи Платон утверждал:

«Все хорошие эпические поэты слагают свои прекрасные поэмы не благодаря искусству, а лишь в состоянии вдохновения и одержимости» [3]. Можно предположить, что артистичность включает в себя способность двойного переживания времени на эстраде. Оно заключается в моментальном предчувствии, интуитивном предугадывании последующего исполнения и предполагает умениераздваиваться, т.е. быть одновременно увлеченным и расчетливым аналитиком происходящего.

Особенность артистического мастерства заключается в том, что те мысли и чувства, которые вкладывает музыкант-инструменталист в исполняемое произведение, должны быть им осмыслены и обдуманы заранее, еще в процессе изучения и погружения в музыкальный образ. Основной сущностью энергетики звучащего образа на сцене прежде всего является контроль своих мыслей для успешной реализации музыкального произведения в условиях концертного исполнения.

Таким образом, артистическое мастерство будущего специалиста музыкально-инструментального искусства — это умение воздействовать на публику, владение артистическим магнетизмом, внешнее отображение интонационных образов музыкального произведения для успешного воплощения музыкального произведения в концертном выступлении.

Сущность сценического мастерства представлена индивидуальностью артистической техники музыканта-инструменталиста, которую необходимо осваивать с раннего возраста с целью воспитания исполнителя, который может направить свою интеллектуально-эмоциональную энергию на слушателя, создавая тем самым эмоциональное воздействие музыкального произведения.

Сценическоемастерство будущегоспециалиста музыкально-инструментального искусства мы характеризуем как искусство внутреннего представления и визуального воплощения интонационных образов музыкального произведения в эстетическом восприятии мира с целью духовно-нравственного воздействия.

Таким образом, сущность сценического мастерства представляет со-бойцелостную организациюкомпонентов:исполнительского мастерства (навыки исполнительской техники, туше, владение навыками интерпретации произведений), психологического мастерства (сценическое поведение, саморегуляция, концертная стабильность, стрессоустойчи-вость, интуиция),артистического мастерства (артистизм, артистический магнетизм, энергетика звучащего образа).

Анализ исследований отдельных аспектов профессиональной подготовки будущих специалистов музыкально-инструментального искусства и определение сущности их сценического мастерства дает нам основания утверждать, что эффективность формирования сценического мастерства зависит от применения в концертной практике соответствующих знаний, умений и навыков.

Актуальность данного исследования продиктована необходимостью реализации приоритетного национального проекта «Образование», а также Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Формирование сценического мастерства является одним из важных составляющих профессиональной подготовки будущих специалистов музыкально-инструментального искусства для успешной концертно-просветительской деятельности, способствующей духовному и эстетическому воспитанию поколения.

Литература

1. Алексеев А. А., Архипова И. А., Бабий В. Н. и др. Практикум по возрастной и педагогической психологии: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. А. И. Щербакова. М.: Просвещение, 1987. 255 с.

2. БирмакА. В. О художественной технике пианиста. М.: Музыка, 1973. 138 с.

3. Валеева Ф. Х. Вопросы развития исполнительского мастерства музыканта-инструменталиста на этапе высшего профессионального образования // Педагогическое мастерство: материалы III Междунар. науч. конф. М.: Буки-Веди, 2013. С. 122-124.

4. Гофман И. Фортепьянная игра. Ответы на вопросы о фортепьянной игре. М., 1961. 44 с.

5. Ергиев И. Д. Артистизм музыканта-инструменталиста. Одесса: Астропринт, 2014. 284 с.

6. Иванов В. Д. Словарь музыканта-духовика. М.: Музыка, 2007. 128 с.

7. КоганГ.М. Работа пианиста. 3-е доп. изд. М.: Музыка, 1979. 182 с.

8. Коджаспирова Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. М.: Айрис-пресс, 2006. 112 с.

9. Корлякова С. Г. Генезис и формирование психомоторных способностей музыкантов: дис. ... д-ра психолог. наук. Ставрополь, 2009. 431 с.

10. Лихачев Д. С. Русская культура. М.: Искусство, 2000. 440 с.

11. Мартинсен К. А. Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли. М.: Музыка, 1966. 220 с.

12. ПетрушинВ. И. Музыкальная психология. М.: ВЛАДОС, 1996. 383 с.

13. ПрокофьевГ.П. Формирование музыканта-исполнителя пианиста / под ред. Б. М. Теплова. М., 1956. 302 с.

14. СавшинскийС. И. Работа пианиста над музыкальным произведением. М.-Л.: Сов. композитор, 1964. 271 с.

15. Федоров Е. Е. Интуиция в музыкально-исполнительской деятельности // Вопросы психологии. М., 1985. №> 2. С. 100-104.

16. ЦагареллиЮ. А. Психология музыкально-исполнительской деятельности: учеб. пособие. СПб.: Композитор, 2008. 212 с.

17. Цыпин Г. М. Музыкально-исполнительское искусство. Теория и практика. М.: Алетейя, 2001. 320 с.

18. Якушева С. Д. Педагогика: учеб. пособие. Новосибирск: СибАК, 2015. 286 с.

19. AttineloP. Mauricio Kagel // Cut And Splice 2005 [Электронный ресурс]. URL: http://www. bbc.co.uk/radio3/cutandsplice/kagel.html (дата обращения: 29.05.2018).

20. Ылоус В. П. Психолопчш аспекти формування виконавсько! художньо! майстерностг ав-тореф. дис. ... канд. мистецтвознавства. К., 2005. 20 с.

21. Cook N. Music, imagination and culture. Oxford: Oxford University Press, 1990. 243 p.

22. Darrow A. A. Research on mainstreaming in music education // Journal of Research in Music Education, 1990. № 9. P.35-37.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Flesh C. Sztuka gry skrzypcowej. T.2. Krakow: Wydawnictwo Literackie, 1964. 154 s.

24. RevesG.Zur Grundlegung der Tonpsychologie. Leipzig, 1953. S. 89-91.

25. Seashore C. Measures of Musical Talent // Psychological Review. 1930. J№ 37. Р. 37-44.

ESSENCEANDSTRUCTURE OF THESCENICSKILLS OF FUTURE SPECIALISTS OF MUSICAL -INSTRUMENTAL ART

The article deals with the essence and structure of stage skills of future specialists of musical and instrumental art. The concert performance is an integral system of behavior, the success of which corresponds to the preliminary process of preparation, the use of optimal ways to neutralize the state of stress in order to apply the unique capabilities of stage skills of musicians-instrumentalists.

The purpose of the article is to characterize the nature and structure of stage skills of future musicians - instrumentalists as an important factor of their professional training.

The methodology of our research is based on the identification of the variety of the components of the musicians' artistry and is focused on the performer playing the instrument, carrying out direct creative activity in the sphere of musical and instrumental art. In the course of the research the methods of discussion, emotional and artistic training, professional self-portrait, Glossary, subject glossaries, role modeling, concert and rehearsal, organizational and preparatory, performance and interpretation games were used. To determine the nature and structure of stage skills of future specialists of musical and instrumental art we used such forms in the process of professional training as a lecture-visualization, lecture-polyphony, seminar-discussion, instructional lectures with videoexamples.

As a result of the study of research literature, we have determined that the essence and structure of stage skills is a holistic organization of components: performing skills (skills of performing techniques, touch, skills of interpretation of works), psychological skills (stage behavior, self-regulation, concert stability, stress resistance, intuition), artistic skill (artistry, artistic magnetism, energy sounding image).

The result of the formation of stage skills of future specialists of musical and instrumental art is a successful concert and educational activities that contribute to the spiritual and aesthetic education of the generation.

Keywords: stage skills, musical and instrumental art, future specialists, performing skills, psychological skills, artistry.

References

• Alekseev A. A., Arhipova I. A., Babij V. N. i dr. Praktikum po vozrastnoj i pedagogicheskoj psihologii: ucheb. posobie dlya studentov ped. in-tov / pod red. A. I. Shcherbakova. M.: Prosveshchenie, 1987. 255 s. [In Rus].

• Attinelo P. Mauricio Kagel // Cut And Splice 2005 [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.bbc.co.uk/

I M. №. KoAOMOMueB

radio3/cutandsplice/kagel.html (data obrashcheniya: 29.05.2018).

• Bilous V.P.Psihologichni aspekti formuvannya vikonavs'koi hudozhn'oi majsternosti: avtoref. dis. ... kand. mistectvoznavstva. K. 2005. 20 s.

• BirmakA. V.O hudozhestvennoj tekhnike pianista. M.: Muzyka, 1973. 138 s. [In Rus].

• Cagarelli Yu.A. Psihologiya muzykal'no-ispolnitel'skoj deyatel'nosti: ucheb. posobie. SPb.: Kompozitor, 2008. 212 s. [In Rus].

• Cook N. Music, imagination and culture. Oxford: Oxford University Press, 1990. 243 p.

• Cypin G. M. Muzykal'no-ispolnitel'skoe iskusstvo. Teoriya i praktika. M.: Aletejya, 2001. 320 s. [In Rus].

• Darrow A. A. Research on mainstreaming in music education // Journal of Research in Music Education, 1990. № 9. P.35-37.

• ErgievI. D. Artistizm muzykanta-instrumentalista. Odessa: Astroprint, 2014. 284 s. [In Rus].

• FedorovE. E. Intuiciya v muzykal'no-ispolnitel'skoj deyatel'nosti // Voprosy psihologii. 1985. N° 2. S. 100-104. [In Rus].

• Flesh C. Sztuka gry skrzypcowej. T.2. Krakow: Wydawnictwo Literackie, 1964. 154 s.

• GofmanI. Fortep'yannaya igra. Otvety na voprosy o fortep'yannoj igre. M., 1961. 44 s. [In Rus].

• Ivanov V.D. Slovar' muzykanta-duhovika. M.: Muzyka, 2007. 128 s. [In Rus].

• Kodzhaspirova G. M. Pedagogika v skhemah, tablicah i opornyh konspektah. M.: Ajris-press, 2006. 112 s. [In Rus].

• Kogan G. M. Rabota pianista. 3-e dop. izd. M.: Muzyka, 1979. 182 s. [In Rus].

• Korlyakova S. G. Genezis i formirovanie psihomotornyh sposobnostej muzykantov: dis. ... d-ra psiho-log. nauk. Stavropol', 2009. 431 s. [In Rus].

• Lihachev D. S. Russkaya kul'tura. M.: Iskusstvo, 2000. 440 s. [In Rus].

• MartinsenK. A. Individual'naya fortepiannaya tekhnika na osnovezvukotvorcheskoj voli. M.: Muzyka, 1966. 220 s. [In Rus].

• Petrushin V. I. Muzykal'naya psihologiya. M.: VLADOS, 1996. 383 s. [In Rus].

• Prokofev G. P. Formirovanie muzykanta-ispolnitelya pianista / pod red. B. M. Teplova. M., 1956. 302 s. [In Rus].

• Reves G. Zur Grundlegung der Tonpsychologie. Leipzig, 1953. S. 89-91.

• Savshinskij S. I. Rabota pianista nad muzykal'nym proizvedeniem. M.-L.: Sov. kompozitor, 1964. 271 s. [In Rus].

• SeashoreC. Measures ofMusical Talent // Psychological Review. 1930. J№ 37. R. 37-44.

• YakushevaS. D. Pedagogika: ucheb. posobie. Novosibirsk: SibAK, 2015. 286 s. [In Rus].

• Valeeva F. H. Voprosy razvitiya ispolnitel'skogo masterstva muzykanta-instrumentalista na etape vysshego professional'nogo obrazovaniya // Pedagogicheskoe masterstvo: materialy III Mezhdunar. nauch. konf. M.: Buki-Vedi, 2013. S. 122-124. [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.