Научная статья на тему 'Музыкально-исполнительские традиции и преемственность как важный механизм аккумуляции и передачи творческого опыта инструменталистов'

Музыкально-исполнительские традиции и преемственность как важный механизм аккумуляции и передачи творческого опыта инструменталистов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
717
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИЯ / TRADITION / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / CONTINUITY / МАСТЕРСТВО / ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ ПРОЦЕСС / PERFORMING THE PROCESS / КУЛЬТУРА ИГРЫ / THE CULTURE OF THE GAME / ПРИОБРЕТЁННЫЙ ОПЫТ / EXPERIENCE GAINED AS A MUSICIAN / МУЗЫКАНТ / SKILL

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Анисимов Максим Владимирович

Настоящая статья посвящена анализу явления исполнительской традиции и творческой преемственности в сфере искусства игры на оркестровых музыкальных инструментах. Как и всякая культура, исполнительская культура воспроизводится в виде ценностей, идеалов, традиций, целей. Эта культура, как духовная преемственность, формируется в общественном сознании, живёт в нём, представляя собой результат сложного диалектического процесса, имеющего историческую музыкально-культурную основу. Если все объекты данной культуры находятся вовне и никем не присвоены, не приняты значит, они не работают в сфере исполнительского творчества. Современное отечественное исполнительское творчество неразрывно связано с традициями российской инструментальной культуры и с музыкально-педагогической деятельностью лучших представителей музыкального искусства. Жизнь заставляет инструменталистов активизировать поиск новых путей организации, активизации своей музыкально-художественной и просветительской деятельности, а также её интеграции в мировое музыкально-исполнительское пространство. Этот поиск может быть успешным лишь с опорой на накопленные творческие традиции, на научную составляющую, которая призвана разрабатывать современную теорию исполнительства. Основная задача настоящей статьи выявить суть явления с точки зрения его содержания, дефиниции понятий, а также требований, предъявляемых к процессу формирования и развития исполнительского мастерства инструменталиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSICAL TRADITIONS AND CONTINUITY AS AN IMPORTANT MECHANISM OF ACCUMULATION AND TRANSFER OF CREATIVE EXPERIENCE INSTRUMENTALISTS

This article is devoted to the analysis of the phenomenon of performance traditions and creative continuity in the arts games orchestral musical instruments. As with any culture, performance culture is reproduced in the form of values, ideals, traditions, purposes. This culture is, as a spiritual legacy, is formed in the public consciousness that lives in it, manifesting the result of a complex dialectic process of historical musical-cultural basis. If all objects of a given culture are outside and no one is assigned, not adopted, it means they do not work in the field of performing arts. Modern Russian music creativity is inextricably linked with the traditions of Russian musical culture and musical-pedagogical activity of the best representatives of musical art. Life makes instrumentalists to intensify the search for new ways of organization, enhance its musical and artistic and educational activities, as well as its integration in the world musical space. This search can only be successful based on the accumulated creative traditions, scientific component, which aims to develop modern theory of performance. The main objective of this article is to reveal the essence of the phenomenon from the point of view of its contents, definitions of concepts and requirements to the process of formation and development of mastery instrumentalist.

Текст научной работы на тему «Музыкально-исполнительские традиции и преемственность как важный механизм аккумуляции и передачи творческого опыта инструменталистов»

References

1. Anisimov O. S. GegeV: myshlenie i razvitie (put' k kul'ture myshlenija) [Hegel: thinking and development (the path to the culture of thinking)]. Moscow, 2000.

2. Zvenigorodskaja G. P. Metodologicheskie i obshheteoreticheskie osnovy refleksivnogo obrazovanija uchashhihsja kak processa samorazvitija [Methodological and Theoretical foundations of reflective education students as a process of self-development]. Khabarovsk, 2000.

3. Zinchenko V. P. Psihologicheskie osnovy pedagogiki (Psihologo-pedagogicheskie osnovy postroenija sistemy razvivajushhego obuchenija D. B. Jelkonina — V. V. Davydova) [Psychological foundations of pedagogy (Psycho-pedagogical bases of constructing a system of developing training EVkonin — davydov)]. Moscow, 2002.

4. Ladenko I. S., Stepanov S. Ju. Refleksivnoe razvitie poznavateVno-tvorcheskoj aktivnosti [Reflexive cognitive development and creative activity]. Novosibirsk, 1990.

5. Leont'ev A. N. Problemy razvitija psihiki [Problems of development of the mind]. Moscow, 1972.

6. Lefevr V. A. refleksija [reflection]. Moscow, 2003.

7. Derkach A. A., ed. razvitie i samorazvitie lichnosti (K 100-letnemu jubileju a. N. Leonteva) [development and personal self-development (the 100th anniversary ofleontiev)]. Moscow, 2004.

С УЗЫКАЛЬНОИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ТРАДИЦИИ И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ КАК ВАЖНЫЙ МЕХАНИЗМ АККУМУЛЯЦИИ И ПЕРЕДАЧИ ТВОРЧЕСКОГО ОПЫТА ИНСТРУМЕНТАЛИСТОВ

УДК 78.07+378.978 М. В. Анисимов

Московский государственный университет культуры и искусств

Настоящая статья посвящена анализу явления исполнительской традиции и творческой преемственности в сфере искусства игры на оркестровых музыкальных инструментах. Как и всякая культура, исполнительская культура воспроизводится в виде ценностей, идеалов, традиций, целей. Эта культура, как духовная преемственность, формируется в общественном сознании, живёт в нём, представляя собой результат сложного диалектического процесса, имеющего историческую музыкально-культурную основу. Если все объекты данной культуры находятся вовне и никем не присвоены, не приняты — значит, они не работают в сфере исполнительского творчества.

Современное отечественное исполнительское творчество неразрывно связано с традициями российской инструментальной культуры и с музыкально-педагогической деятельностью лучших представителей музыкального искусства. Жизнь заставляет инструменталистов активизировать поиск новых путей организации, активизации своей музыкально-художественной и просветительской деятельности, а также её интеграции в мировое музыкально-исполнительское пространство. Этот поиск может быть успешным лишь с опорой на накопленные творческие традиции, на научную составляющую, которая призвана разрабатывать современную теорию исполнительства. Основная задача настоящей статьи — выявить суть явления с точки зрения его содержания, дефиниции понятий, а также требований, предъявляемых к процессу формирования и развития исполнительского мастерства инструменталиста.

Ключевые слова: традиция, преемственность, мастерство, исполнительский процесс, культура игры, приобретённый опыт, музыкант.

АНИСИМОВ МАКСИМ ВЛАДИМИРОВИЧ — аспирант кафедры духовых оркестров и ансамблей 174 Московского государственного университета культуры и искусств

ANISIMOV MAKSIM VLADIMIROVICH — doctoral student of Department of brass orchestras and ensembles, Moscow State University of Culture and Arts

e-mail: anisklarnet@rambler.ru © Анисимов М. В., 2014

M. V. Anisimov

Moscow State University of Culture and Arts, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, Khimki city, Moscow region, Russian Federation, 141406

MUSICAL TRADITIONS AND CONTINUITY AS AN IMPORTANT MECHANISM OF ACCUMULATION AND TRANSFER OF CREATIVE EXPERIENCE INSTRUMENTALISTS

This article is devoted to the analysis of the phenomenon of performance traditions and creative continuity in the arts games orchestral musical instruments. As with any culture, performance culture is reproduced in the form of values, ideals, traditions, purposes. This culture is, as a spiritual legacy, is formed in the public consciousness that lives in it, manifesting the result of a complex dialectic process of historical musical-cultural basis. If all objects of a given culture are outside and no one is assigned, not adopted, it means they do not work in the field of performing arts.

Modern Russian music creativity is inextricably linked with the traditions of Russian musical culture and musical-pedagogical activity of the best representatives of musical art. Life makes instrumentalists to intensify the search for new ways of organization, enhance its musical and artistic and educational activities, as well as its integration in the world musical space. This search can only be successful based on the accumulated creative traditions, scientific component, which aims to develop modern theory of performance. The main objective of this article is to reveal the essence of the phenomenon from the point of view of its contents, definitions of concepts and requirements to the process of formation and development of mastery instrumentalist.

Keywords: tradition, continuity, skill, performing the process, the culture of the game, experience gained as a musician.

Сегодня отечественное музыкально-исполнительское искусство (инструментальное, оркестрово-ансамблевое, дирижёрское, вокальное, хоровое и др.), находясь в условиях смены музыкально-образовательных ориентиров, музыкально-эстетических вкусов, художественно-творческих установок, идёт по пути своего дальнейшего эволюционного восхождения, интеграции в мировое музыкально-культурное пространство. По сути, это глубокий культурный пласт с накопленными столетиями музыкально-художественными ценностями, исполнительскими традициями, преемственными связями; это также и большой музыкально-культурный ресурс, находящийся в состоянии постоянной динамики. Мощным стимулом для этого служит активная творческая деятельность многих представителей, мастеров российской музыкально-исполнительской школы — инструменталистов, педаго-

гов, учёных, методистов. Изучение отечественного музыкально-исполнительского искусства, отражающее музыкально-художественные тенденции и процессы своего времени, представляется, несомненно, актуальной задачей как для искусствоведческой науки, так и для исследователей в сфере истории музыки, музыкальной педагогики, культурологии, философии и др.

Одной из слабо разработанных и весьма актуальных областей современной теории и практики исполнительства на оркестровых музыкальных инструментах являются творческие традиции и творческая преемственность как ценностные категории музыкально-исполнительского творчества. По существу, в теоретических работах музыкантов-исполнителей разных специальностей вопрос соотношения традиции и преемственности, а также раскрытие сущности и значения этих явлений остаётся

пока структурно не осознанным. Всё это заставляет задуматься над обозначенной нами принципиально важной проблемой, без решения которой исполнительское искусство лишается одного из важных теоретических базисов.

Традиция (от лат. traditio — передача, повествование) — явление, понимаемое сегодня в общем смысле слова, как «исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение знания, формы деятельности и поведения, а также сопутствующие им обычаи, правила, ценности, представления, которые неоднократно подтвердили свою общественную значимость и личностную пользу» [2, с. 151]. Это общее понятие является родовым по отношению к любым историческим видам деятельности человека и теоретически выражает варьируемую единицу для обозначения того или иного деятельного комплекса, в том числе и для сферы музыкально-исполнительской деятельности. К сожалению, шеститомная «Музыкальная энциклопедия» (1973—1982) не даёт объяснения термину «музыкально-исполнительские традиции», а значит, и нет его смыслового посыла применительно к области музыкально-инструментального творчества.

Каждая музыкальная эпоха отличается своими исполнительскими традициями, имеет свою музыкально-преемственную «генетику». Традиции являются средством передачи духовной и музыкально-эстетической информации через формирование исполнительской культуры и мастерства инструменталиста. Следовательно, исполнительские традиции представляют собой одну из сторон информационной характеристики музыкально-исполнительского творчества, выражающего в одинаковой степени все направления и сферы его опосредования, но в той мере, в какой они несут в себе ценностный стереотипизированный творческий и художественно-эстетический опыт.

Данная характеристика будет не полной, если не сказать о другом объектив-

ном основании. Исполнительские традиции являются результатом закрепления и проявления совпадающих в основном музыкально-эстетических воззрений, ценностно-художественных и музыкально-исполнительских установок, идей, сложившихся и повторяемых в среде определённого сообщества музыкантов или далее отдельной их «ветви» (группы). Эти традиции сохраняются внутри данного творческого направления, влияя во многом на его развитие в течение длительного или относительно продолжительного времени. В целом, исполнительские традиции обеспечивают, с одной стороны, определённую сходность передаваемой духовной информации (в виде музыкально-художественной, учебно-методической, научной литературы, аудио-, видеозаписей) и форм музыкально-исполнительской деятельности (сольной, ансамблевой, оркестровой), а с другой стороны, дают импульс к их обновлению.

Во всяком случае, содержательность исполнительских традиций зависит от конкретного исторического состояния общества (эпохи), конкретной музыкально-культурной ситуации, внутри которых они могут развиваться, обновляться и трансформироваться. Очень валено учитывать то, что исполнительские традиции усваиваются музыкантом в соответствии с его личными музыкальными вкусами, наклонностями и художественными интересами в процессе специализированного обучения, практической деятельности, дальнейшего развития исполнительского мастерства на основе профессиональной школы.

Обобщая сказанное, мы сформулируем определение понятия «исполнительские традиции» как выраженный в устоявшихся стереотипах наиболее важный, ценностный, коллективно обобщённый музыкально-исторический и исполнительский опыт, который передаётся последующим поколениям музыкантов через определённый временной период путём его аккумулиро-

вания, передачи и воспроизводства в различных видах и формах исполнительской деятельности.

В дополнение к этому скажем: явление «исполнительские традиции» сформировалось как интегральная форма, охватывающая все процессы трансформации группового музыкально-исполнительского опыта в недрах инструментального творчества путём стереотипизации элементов исполнительской техники (двигательной и художественной), стилевого и жанрового содержания музыки с последующей передачей опыта новым поколениям музыкантов-исполнителей.

Наряду с исполнительскими традициями, логически встаёт вопрос о категории исполнительской преемственности, об определении его содержания. В теории исполнительства и музыкальной педагогике эта категория обсуждается, по крайней мере, в трёх основных аспектах.

Первый аспект преемственности связан с философским толкованием данного явления, фиксирующим его постепенное восхождение по диалектической спирали, где каждый новый этап сохраняет и развивает наиболее ценные свойства предшествующего этапа, обеспечивая тем самым качественный непрерывный рост и обогащение того или иного процесса.

Второй аспект вытекает из общепедагогической теории, которая рассматривает преемственность в обучении как синоним межпредметных связей, когда характерные черты какого-либо явления становятся предметом изучения в рамках различных учебных курсов. При этом преемственность связана с повышением шкалы профессиональной компетенции. Такое повышение происходит, например, при переходе музыкантов-исполнителей с одной ступени обучения на другую (школа — колледж

— вУз).

Третий аспект отражает историческую форму преемственности, «существованием которой обусловлена устойчивость и ста-

бильность настоящего, ибо уже в наличном существовании предметов и явлений может заключаться предпосылка зарождения традиции, которая станет ею в будущем. Как форма преемственности отношений традиция, благодаря наличию социальной памяти, с одной стороны, возвращается в прошлое, обеспечивая связь с настоящим через передачу опыта; с другой стороны, традиция обращена к будущему, куда она перейдёт либо через настоящее, либо найдёт в настоящем предпосылки возникновения себя в будущем. Традиция включает в себя то, что должно быть передано, и то, что может быть передано» [3, с. 16].

В связи с этим представляется необходимым привести точку зрения М. М. Берлян-чика, согласно которой «закон преемственности в развитии фундаментальных качеств инструменталиста представляет собой главное условие перехода исторически выработанной исполнительской культуры и её компонентов в индивиду алъно-творче-ское мастерство музыканта-исполнителя. Таким образом, выстраивается методологически содержательная цепочка (триада) "культура — преемственность — мастерство". Срединное положение, занимаемое обсуждаемым явлением и понятием в данной модели, указывает на его функциональное назначение — служить обеспечивающим фактором в процессе творческого освоения и преобразования богатств исполнительской (музыкальной, художественной, духовной) культуры» [1, с. 299].

Следует сказать, что аспекты преемственности имеют свою интерпретацию только в музыкально-педагогической теории и не экстраполируются в область музыкального исполнительства. И это понятно, поскольку преемственность должна высвечивать грани и специфику деятельности инструменталистов.

На наш взгляд, суть понятия «музыкально-исполнительская преемственность» молено представить как фиксированную связь стратегии и тактики последователь-

ного перехода накопленного тезауруса в сфере музыкально-исполнительской культуры к конкретному виду инструментального творчества и адаптированной к нему индивидуальной игровой практики. При этом каждый новый этап этого перехода, сохраняя в себе наиболее ценные и «привившиеся» свойства предшествующего этапа, обеспечивает освоение и преобразование той или иной стороны данного направления исполнительского творчества.

Рассматривая явления традиции и преемственности с позиций теории исполнительства, следует заключить, что они представляют собой в данном случае отраже-

ние той или иной исполнительской школы и являются важным условием её развития. Именно под благотворным влиянием традиций, именно через преемственную связь музыкантов прошлого и настоящего времени та или иная исполнительская школа получает подпитку для обновления и совершенствования художественно-эстетических принципов, музыкальных вкусов, творческих норм. Без этой подпитки музыкально-исполнительское искусство не сможет осознать свои достижения и недостатки, обеспечить непрерывное развитие. Характеризуемые явления близки и, более того, взаимно дополняют друг друга.

Примечания

1. Берлянчик М. Теоретические основы формирования исполнительского мастерства скрипача : дис. на соиск. уч. ст. доктора искусствоведения. Магнитогорск, 1995. 431 с.

2. Каджаспирова Г, Каджаспиров А. Педагогический словарь. Москва : Академия, 2000. 176 с.

3. Фадеева С. Преемственность в процессах музыкального воспитания и образования : автореф. дис. на соиск. уч. ст. доктора педагогических наук. Нижний Новгород, 2007. 54 с.

References

1. Berlianchik M. Teoreticheskie osnovy formirovaniia ispolnitePskogo masterstva skripacha. Diss, doktora iskusstvovedeniia [Theoretical bases of formation of performing mastery of the violin. Doct. History of Arts sci. diss]. Magnitogorsk, 1995. 431 p.

2. Kadzhaspirova G., Kadzhaspirov A. Pedagogicheskii slovar' [Teaching vocabulary]. Moscow, Akademiia publ. [Academy Publ.], 2000. 176 p.

3. Fadeeva S. Preemstvennost v protsessakh muzykaPnogo vospitaniia i obrazovaniia. Avtoreferat diss, doktora ped. nauk [Continuity in the process of music education and education. Synopsis doct. ped. sci. diss.]. Nizhny Novgorod, 2007. 54 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.